Что такое вертушка в универе
«Форма групповой работы «Вертушка»
Колосова С. М., МБОУ лицей №5 г. Воронеж
Мастер-класс «Форма групповой работы «Вертушка»
В своей практике я часто использую групповую работу. Во время этой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность (способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и передавать информацию); коммуникативная (общение, передача информации); проблемная (умение ставить перед собой вопросы, умение находить решение, работать по плану); рефлексивная (позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей). На языке стандарта это и есть формирование универсальных учебных действий – регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Начинаю формировать умение коллективной работы с 1-го класса. Сначала работаем в парах, затем в группах с назначением ролей со стороны учителя, а потом передаю функцию определения ролей членам группы. Это могут быть
Организатор – организует работу группы
Секретарь – записывает решение группы
Помощник секретаря – записывает другие предложения группы
Спикер – представляет решение
Помощник спикера – следит за выполнением правил работы в группе
Хранитель времени – следит за регламентом времени и др.
При этом роли постоянно меняются, чтоб каждый участник мог попробовать себя в разных ролях.
Сегодня многие учителя используют различные формы групповой работы. Сегодня я остановлюсь на одной из форм, которая мне особенно нравится и называется она «Вертушка».
Итак, сейчас представим, что вы ученики, урок математики в 3-ем классе. Разделимся на 3 группы. Роли распределите сами. Сколько групп, столько и задач. У нас будет три группы справа и три группы слева. А администрация тогда получит более сложное задание, когда каждый ученик выполняет работу группы.
Сейчас я раздам каждой группе по одной задаче. Вы должны прочитать задачу, составить условие и записать первое действие, показать знак готовности. Как только готовы все группы, происходит обмен задачами по «вертушке» (по часовой стрелке). У администрации следующему участнику.
Получив новую задачу, читаете ее, проверяете правильно ли все сделала предыдущая группа, исправляете ошибки, если они есть, и добавляете только второе действие. Потом, когда справятся все группы, опять «по вертушке» меняемся. В полученной задаче нужно опять проверь предыдущие решения, доделать ее до конца и записать ответ.
После выполнения всех задач наступает этап проверки. Организовать его можно по-разному. Сегодня я буду называть правильные ответы.
*У кого получился ответ ЗА РУЧКИ И КАРАНДАШИ ЗАПЛАТИЛИ 33 рубля?
*ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА КУПИЛА 5 пирожков
*ОДИН КОНВЕРТ СТОИТ 7 рублей
Были ли ошибки в решении?
Кто заметил ошибку?
Такой вариант «вертушки» я применяю на уроках освоения и первичного закрепления нового материала.
Таким образом, я применяю дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности, т.е. более сильные ученики имеют возможность помочь тем, кто слабее.
А на этапах контроля я предлагаю «Вертушку» в таком виде, как сегодня решали представители администрации. На 4 человека даю 4 задачи, и каждый ученик выполняет работу группы, несет ответственность за выполненные действия.
Что дает мне этот прием?
Во-первых, повышение мотивации: игра-соревнование, в которой хочется победить.
Во-вторых, увеличение объема материала и повышение плотности урока (одновременно решается несколько задач).
В-третьих, учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся (дифференцированный подход).
Такую «Вертушку» можно применять на различных уроках.
Купили 8 наклеек по 4 рубля и еще 5 конвертов. За всю покупку заплатили 67 рублей. Сколько стоит 1 конверт?
Купили 3 ручки по 7 рублей и столько же карандашей по 4 рубля. Сколько денег заплатили?
Значение слова «вертушка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально была создана по указанию Владимира Ленина как внутренняя АТС Кремля. Получила неофициальное (сленговое) название «вертушка», так как в отличие от обычной телефонной сети, где в то время соединение происходило через оператора, абоненты соединялись друг с другом с помощью АТС и дискового номеронабирателя («вертушки»). В дальнейшем система интенсивно расширялась, а также была снабжена выходом на другие системы правительственной и военной связи (т. н. «ВЧ»), которые зачастую также назывались в народе «вертушкой». Более точными являются названия:
АТС-1 (наиболее престижная система связи для абонентов высшей категории — первые лица государства, министры, заместители министра);
АТС-2 (более широкая сеть городской правительственной связи — например, аппараты АТС-2 имеют директора департаментов федеральных министерств, руководители и заместители руководителей федеральных служб и агентств).
«Вертушка» была важным статусным символом для советской номенклатуры.
Регулярно модернизируемая система правительственных АТС продолжает действовать по настоящее время. Как таковая, «вертушка» не является защищённой (предназначенной для ведения секретных переговоров), однако увязана с другими правительственными системами защищённой связи долговременной криптостойкости, в том числе подвижной радиотелефонной («Кавказ») и др.
ВЕРТУ’ШКА, и, м. и ж. 1. ж. Термин для обозначения разного вида и назначения вертящихся предметов, снарядов. Дверная в. 2. ж. Аппарат автоматического телефона (с вращающимся диском для вызова нужного номера; нов. разг.). Позвонить по вертушке. 3. м. и ж. Легкомысленный, ветреный человек, преимущ. о женщине (разг., с оттенком шутливого порицания).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
верту́шка
1. вращающееся или имеющее вращающиеся части устройство, приспособление ◆ Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на верту́шке, сделал шаг назад. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При входе в сам цех имелась ещё одна проходная, с обычной верту́шкой. Андрей Житков, «Кафедра», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. устар. легкомысленный, непостоянный, ветреный или суетливый человек ◆ Это было милое, бесхитростное дитя, через месяц же после свадьбы оказавшееся вертушкой, помешанной на модах, великосветских сплетнях, манерах и визитах. Чехов, «Мои жены», 1885 г. (цитата из НКРЯ)
3. истор. разг. телефон прямой связи с высшим руководством ◆ Пусть сейчас же он трезвонит по всем верту́шкам и требует остановить, отменить, задержать. Юрий Домбровский, «Факультет ненужных вещей», 1978 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Белый телефон с гербом Советского Союза на диске, так называемая верту́шка: это все государство, вся власть подпирала его своим могуществом. Григорий Бакланов, «Жизнь, подаренная дважды», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
4. военн. жарг. то же, что вертолёт ◆ Представь, пока развернулась и начала работать артилле́рия, пока вызвали верту́шки — на всё же время уходит! «Морской пехоты капитан», 2004 г. // «Солдат удачи» (цитата из НКРЯ)
6. разг. приспособление, облегчающее намотку струн
ВЕРТУШКА
Смотреть что такое «ВЕРТУШКА» в других словарях:
вертушка — вертихвостка, вертуха, ветрогонка, вертячка, ветреница; плейер, коза, проигрыватель, стрекоза, спецсвязь, телефон с гербом, вертуша, ветер, шилохвостка, попрыгунья, телефон, поезд, фифочка, пустельга, пустышка, вертолет, финтифлюшка, фифа, фифка … Словарь синонимов
ВЕРТУШКА — ВЕРТУШКА, вертушки, муж. и жен. 1. жен. Термин для обозначения разного вида и назначения вертящихся предметов, снарядов. Дверная вертушка. 2. жен. Аппарат автоматического телефона (с вращающимся диском для вызова нужного номера; неол. разг.).… … Толковый словарь Ушакова
ВЕРТУШКА — прибор, с помощью которого измеряется скорость течения, а иногда и направление, как, напр., вертушка системы Экмана. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Вертушка — (иноск.) вѣтреный человѣкъ; женщина вертлявая, не въ мѣру подвижная, съ оттѣнкомъ кокетства вѣтреная. Вертлявый (иноск.) суетливый, безпокойный, юла (вертящійся то туда, то сюда). Ср. Къ ногамъ вертушки не падешь Ты пастушкомъ простосердечнымъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ВЕРТУШКА — 1) прибор для определения скорости течения воды. В. имеет колесо, вращающееся со скоростью, пропорциональной скорости течения воды. Применяется при жел. дор. изысканиях для определения скорости движения воды и, следовательно, ее расхода в реках;… … Технический железнодорожный словарь
вертушка — ВЕРТУШКА, и, ж. 1. То же, что вертак. 2. Вертолет. 3. Правительственная спецсвязь … Словарь русского арго
ВЕРТУШКА — ВЕРТУШКА, прибор для смешения цветов, применяется в экспериментальной физиологии и психологии для изучения законов смешения цветов, исследования цветоощущения и памяти на цвета. К вертикальной подставке прикрепляется ось, к рая приводится во… … Большая медицинская энциклопедия
ВЕРТУШКА — (проф.), сложный элемент вольтижировки. Всадник бежит, держась за задние петли седла, слева от л. несколько впереди ее задних ног. Затем, энергично оттолкнувшись от земли и притягиваясь руками к седлу, он делает перемах через круп л., сразу же… … Справочник по коневодству
Вертушка — У этого термина существуют и другие значения, см. Вертушка (значения). «Вертушка» закрытая система партийной и правительственной телефонной связи в СССР. Обложка телефонного справочника … Википедия
Вертушка — 23. Вертушка D. Flügel Schaufelradstrommesser E. Current meter f. Moulinet Измеритель течения, в котором для измерения скорости используется механический ротор Источник: ГОСТ 18458 84: Приборы, оборудование и плавсредства наблюдений в морях и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Словарь студента: понятия, которые нужны каждому первокурснику
Первые недели учёбы в вузе первокурсники проживают с перманентным чувством растерянности и учащённым сердцебиением. Потому что пока далеко не всё понятно, резко появились новые понятия, в которых легко запутаться. Мы собрали небольшой словарь, который может оказаться полезен студенту-первокурснику (и не только).
Автомат — форма досрочного выставления отметки за экзамен или зачёт. Мечта любого студента и стимул к хорошей учёбе. Обычно у каждого преподавателя свои требования к «автоматчикам» — студентам, претендующим на автомат.
Аспирантура — послевузовское образование, цель которого — подготовка научных кадров.
Аспирант — учащийся аспирантуры, который готовится к защите кандидатской диссертации и дальнейшей научной деятельности. Аспирантура — следующая ступень после магистратуры. Обучение в аспирантуре длится три года.
Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.
Бакалавр — специалист с базовым высшим образованием. Это первая ступень высшего образования. Не путать с неоконченным высшим.
Бакалавриат — базовое высшее образование.
Восстановление — возможность начать обучение заново с того курса, когда произошло отчисление. Первокурснику важно сдать первую сессию, ведь её провал означает перепоступление, а не восстановление.
Государственный экзамен — итоговая проверка знаний и умений будущего специалиста. Отметка выставляется государственной экзаменационной комиссией, в которую входят эксперты в определённой сфере. Самый ответственный и, по мнению большинства студентов, самый лёгкий экзамен за всё обучение. Если завалишь — можно пересдать, но только через год. Хотя можно и позже: даётся три года на раздумье.
Декан — глава факультета. Руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок обязательно, так как все прошения и ходатайства на уровне факультета будут отправляться именно ему.
Дипломная работа (дипломный проект или просто диплом) — один из видов выпускной квалификационной работы студентов, выполняемый ими на последнем курсе. Все выпускники технических специальностей предоставляют дипломный проект, а вот гуманитариям нужно ещё пройти отбор: отметки в зачётке должны быть выше шести баллов включительно. Суть данной работы в том, что выпускник демонстрирует государственной экзаменационной комиссии уровень профессионального мастерства посредством созданного им творческого продукта (разработка девайса, социологическое исследование ).
Дипломник — студент выпускного курса, работающий над дипломной работой (проектом).
Диссертация («диссер») — научная работа, которая защищается автором перед экзаменационной комиссией (магистерская), учёным советом (кандидатская, докторская) для получения учёной степени. Выпускник магистратуры защищает магистерскую диссертацию.
Доклад — это сообщение, посвящённое заданной теме, которое описывает состояние дел в какой-либо сфере деятельности; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути их решения. Доклад меньше по объёму, чем реферат, но заключает в себе больше информации. А это требует от докладчика умения тезисно и содержательно излагать материал.
Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).
Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.
Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации. К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых кафедра общей стоматологии, кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.
Замдекана по воспитательной работе — отвечает за культурную жизнь факультета.
Замдекана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина.
Зачёт — форма оценки знаний, умений и навыков, приобретённых за время посещения практических занятий. Проведение зачётов начинается за пару недель до начала экзаменационной сессии. Требования к нему (как и сама форма) определяются кафедрой. По итогу в зачётке выставляется «зачтено» / «не зачтено». Пересдавать зачёт разрешено не более двух раз
Зачётная книжка («зачётка») — документ, в котором содержатся записи о сдаче студентом зачётов, экзаменов, защите курсовых, выпускных квалификационных работ (для бакалавров), дипломных работ (для специалистов) и диссертаций (для магистров), а также производственной (педагогической/учебной) практики. Зачётку лучше не терять. Восстановить записи в ней будет трудно. Для этого придётся искать всех преподавателей и просить их расписаться в зачётной книжке снова.
Именная стипендия — денежная выплата, установленная государством, физическими или юридическими лицами для наиболее успевающих студентов и учащихся.
Интернатура — первичная последипломная специализация у медиков (1 год). Обучение проходит на базе медицинского учреждения под руководством опытного врача.
Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).
Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний.
Консультация — встреча с преподавателем перед экзаменом, которая проводится с целью уточнить непонятные вопросы, восполнить пробелы, настроиться на экзамен и услышать столь долгожданное: «А у вас автомат».
КСР — контролируемая самостоятельная работа — предназначена для того, чтобы проверить, насколько студент умеет работать с теоретической информацией. Преподаватель даёт перечень вопросов, список литературы, а студент лаконично конспектирует ответы. Затем конспект сдаётся на проверку. Эта форма работы учит обращаться с массивом информации, искать ответ на интересующий вопрос.
Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой. Во многом он напоминает классного руководителя в школе.
Курсовая работа («курсач, курсовик») — научное исследование проблемы в рамках учебного курса. Пишется за один семестр. Особо отчаянные берутся подготовить и за несколько ночей, что отражается на качестве работы.
Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов.
Лабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты.
Лекция — преподаватель устно излагает теоретический материал, студенты конспектируют.
Магистр — учёная степень и лицо, обладающее этой степенью; выпускник магистратуры, имеющий полное высшее образование.
Магистрант — студент магистратуры.
Магистратура — вторая ступень высшего образования, которая следует за бакалавриатом. Срок обучения на дневной форме гуманитарных специальностей составляет один год, на технических — два.
Медиум («экватор») — середина срока обучения у студентов.
Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии.
Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих заниматься научными исследованиями.
Одногруппник — студент из твоей группы. Это как одноклассник, но не во всех случаях. Обычно одногруппники — это студенты одной специальности, однако бывает так, что набор на несколько схожих специальностей был небольшим, и студентов объединяют в одну группу.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. Обычно так говорят про студентов со своего факультета. С однокурсниками ты будешь пересекаться на поточных лекциях (когда один предмет преподаётся нескольким группам). У сокурсников всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Ординатура — форма послевузовской подготовки врачей, практическая аспирантура у медиков. Чтобы получить сертификат, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность, нужно ещё два года посвятить практическому обучению, но уже с большей свободой действия, чем у интерна.
Ординатор — учащийся ординатуры.
Пара (академический час) — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Пары делятся на лекции и практические занятия.
Первокурсник — студент первого курса. Есть вероятность, что ты услышишь фразу «студентом ты станешь только после первой сессии». И в этом есть своя правда.
Пересдача — платная попытка получить удовлетворительную отметку за экзамен или зачёт. Её стоимость зависит от квалификации преподавателя. Например, вторичное посещение профессора обойдётся дороже, чем доцента. Пересдать зачёт нужно до начала экзаменационной сессии, в противном случае не получишь допуск к первому экзамену.
Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.
Проректор — заместитель ректора. В крупных вузах обычно есть первый проректор и множество других, которые специализируются уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт
Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.
Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.
Реферат — краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Здесь не требуется приводить собственный взгляд на проблему, предлагать пути её решения. Нужно грамотно пересказать суть вопроса, опираясь на авторский текст источников.
Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается. Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности.
Семестр («сем») — 4 месяца учёбы, которые заканчиваются сессией. В каждом курсе по два семестра.
Сессия — период сдачи зачётов и экзаменов в вузе, выпадающий на зимнюю и летнюю пору. Это испытание занимает примерно месяц, в течение которого проходит не больше пяти экзаменов. На подготовку к каждому отводится не менее трёх дней. Сессия «закрывается» последним сданным экзаменом.
Староста — студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.
Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).
Стипендия («стипуха» и «стипашка») — ежемесячная выплата успевающим бюджетникам как мера социальной поддержки. Зависит от среднего балла за экзамены.
Студент — учащийся вуза.
Студенческий билет («студак») — документ, который подтверждает, что ты являешься студентом вуза. Он нужен, чтобы пройти в вуз, взять карту в поликлинике. А также получить скидку для студентов там, где она предоставляется.
Экзамен — форма оценки знаний студента, полученных за время изучения дисциплины (за семестр). Перечень вопросов, требования к сдаче определяет кафедра. Уровень владения предметом оценивается преподавателем по десятибалльной шкале. Минимальная удовлетворительная отметка — 4, ниже — пересдача (два раза). Не можешь явиться на экзамен по уважительной причине (есть документальное подтверждение) — имеешь полное право на продление срока сессии.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
“Педагогическая вертушка” на занятиях по педагогике в вузе
Стимулировать умение творческой переработки знаний — необходимая составляющая процесса учения в вузе. Как научить студентов находить необычные решения в сложных педагогических ситуациях? Используем методику “Педагогическая вертушка”.
Творчество — это создание на основе известного знания того, что еще не было известно, то есть нового. При этом надо учитывать, что новизна бывает двух видов:
1. объективная – когда открывается нечто принципиально новое, никому ранее неизвестное;
2. субъективная – когда субъект тоже делает открытие, но позже выясняется, что оно уже кем-то было сделано.
Студент не может сделать объективного открытия, зато субъективные он делает на каждом шагу. Смысл учения состоит в том, чтобы через опыт субъективных открытий прийти к возможности сделать какое-либо открытие и для других.
Согласно современным представлениям, творческий акт есть результат совместной работы обоих полушарий как сознания, так и подсознания одновременно. Поэтому все известные способы стимулирования творчества решают примерно одни и те же задачи: подключить к переработке накопленных знаний в левом полушарии правое полушарие, преодолеть инертность мышления, внести беспорядок в порядок.
Методика педагогическая вертушка
Для этого в работе со студентами можно использовать методику, заимствованную из Таллинской школ менеджмента, которую мы назвали “Педагогическая вертушка”.
Цель: используя знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии, найти совместными усилиями выход из безвыходной педагогической ситуации.
Например, мальчик-подросток в школе почти не появляется, учится плохо. Время в основном проводит на улице. Имеет несколько приводов в полицию. Недавно с друзьями угнали машину, за что снова привлекается к ответственности. Мать и ругала, и упрашивала – ничего не помогает. Отец бьет, когда выпьет, но тоже безрезультатно. В школе, по словам классного руководителя, тоже принимали меры: обсуждали на педсовете, разговаривали с родителями, обращались в полицию – результат тот же. Единственный человек, с которым мальчик более-менее считается – это дедушка. Однако, побывав у деда в гостях, мальчик без спросу прихватил дедовскую раритетную зажигалку. Как быть?
После знакомства с проблемой участникам предлагается на добровольных началах объединиться в четыре “родные команды” по четыре человека в каждой. В ходе занятия эти команды будут конкурировать друг с другом, но внутри команды участники не конкуренты друг другу, а сотоварищи, хотя в плане личного первенства где-то, может быть, и конкуренты.
Организация пространства
В центре аудитории ставится четыре стола, за каждым из которых четыре места (стула). Столы и места пронумерованы. Командам предлагается сесть за отдельные столы, после чего им автоматически присваиваются номера тех столов, за которыми они сидят, а игрокам – личные номера от 1 до 16, согласно маршрутным листам, по которым они будут пересаживаться на четырех этапах.
Маршрутные листы составлены таким образом, что за четыре этапа каждый игрок побывает за каждым столом, посидит на каждом из четырех мест и по одному разу встретиться с каждым из представителей других команд.
В течение 10-15 минут в командах идет выработка лучшего варианта решения проблемы, который члены команды буду защищать в дискуссии с представителями других команд в предстоящей игре. По истечении срока обсуждения, ведущий дает команду “Пересадка по первому этапу!” Дальше у членов “родной” команды будут разные маршруты и разные роли, но одна цель: “Отстоять свой вариант и заработать наибольшее количество очков для своей команды”.
Распределение ролей
Игрок, сидящий за столом на первом месте, выполняет роль ведущего, остальные – “защитники”. “Ведущий” предоставляет слово поочередно каждому из “защитников”, разрешает задавать вопросы друг другу и приводить контрдоводы. Его задача: провести дискуссию так, чтобы каждый “защитник” имел возможность изложить и аргументировать свой вариант разрешения проблемы. Этап заканчивается подведением итогов.
Правила выставления оценок
По итогам дискуссии “ведущий” оценивает выступление “защитников”, ранжируя предложенные ими варианты по степени оригинальности и практической приемлемости. Вариант, поставленный им на первое место, приносит автору 3 балла, за второе место “защитник ” получает два балла, за третье – один. Полученные баллы выставляют в личные карточки кадому из участников дискуссии.
Личная карточка игрока
Со своей стороны “защитники”, ознакомившись со списком типичных ошибок “ведущего”, пишут номера ошибок (не менее 2 и не более трех), которые, по их мнению, допускал “ведущий”, в его карточку в соответствующую строку.
Типичные ошибки в роли ведущего
Подведение итогов
При окончательном подведении итогов ошибки будут учитываться в виде штрафных очков. Если та или иная ошибка указана только одним из защитников, то при обработке результатов она не учитывается. Если ошибка встречается дважды, то она расценивается как вероятный недостаток, и ведущий наказывается одним штрафным очком. В случае, если на ошибку указывают три защитника, она считается явной и наказывается двумя штрафными очками.
Таким образом, “ведущий” в лучшем случае может получить ноль очков, а в худшем – 6, если все защитники указали на одни и те же ошибки.
Кроме того, “защитники” оценивают друг друга: каждый сравнивает двух своих конкурентов и более сильному выставляет в карточку 2 балла, менее сильному – 1 балл. Не ведущий, не защитники никакими иными оценками, кроме указанных, не располагают. Никто из них не может выставить двум партнерам одинаковые оценки, хотя бы ему и казалось, что они выступали одинаково успешно. “Вертушка” – жесткая игра, в ней всегда кто-то получает предпочтение.
За всю игру каждый из участников в лучшем случае может набрать 21 балл, в худшем – 3, если и в роли ведущего он был максимально оштрафован, бывает и то, и другое. Команды, соответственно, могут набрать максимум 84 балла, минимум – 12, что практически не бывает никогда.
По окончании всех четырех этапов участники со своими карточками возвращаются в “родные” команды, после чего подводят личное и командное первенство. Победителям предоставляется возможность изложить перед аудиторией свою версию. Чаще всего это бывает лучший из вариантов решения проблемы.
Недостатки методики
В заключении укажем на некоторые из недостатков “Педагогической вертушки”.
Ну, во-первых, участников “вертушки” не может быть меньше 16 – такова игровая ячейка. Участников может быть больше, то есть одна, две, три ячейки и т.д., но тогда их число должно быть кратным 16. Во-вторых, студенты игру не любят. По нашему наблюдению, их не устраивает необходимость ставить оценки друг другу: отдавать предпочтение одним и отказывать другим. Сами они этой причины никогда не называют. Не нравится, и все тут!
Итак, методы стимулирования творческой активности в группе не всегда приносят удовольствие, но всегда приносят результат.