Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Виртуальные и отрицательные остатки товаров в магазине

Пройдясь по магазину, мы увидим огромное количество товаров. До того, как товар будет поставлен на полку и станет доступен покупателю, он пройдет множество этапов: от заказа поставщику до приемки в магазине.

Всё больше процессов автоматизируются: автозаказ самостоятельно формирует заказ поставщику паллетная приемка товара, позволяет не пересчитывать товар. Всё это позволяет ускорить процесс поступления товара в магазин, но требует идеальных данных в системе.

Некорректные данные в системе приводят к тому, что одного товара будет в избытке, а другого – недостаток. Избыток товара приводит к росту списания, потому что товар стоит на складе и не продается. А недостаток товара приведет к потерям в продажах.

Индикаторами ошибок в программе являются виртуальные и отрицательные остатки товаров. Виртуальные остатки – когда в программе товар есть, но на самом деле его нет. Отрицательные остатки товаров- когда продали товар, которого не было на остатках магазина.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Как могут быть обнаружены отрицательные остатки товара и виртуальные остатки в программе

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге
Рассмотрим на примере, как формируются виртуальные и отрицательные остатки:

Ежедневно необходимо контролировать отрицательные остатки. Автозаказ воспринимает их как наличие товара и не формирует заказ поставщику.

Виртуальные остатки

Отрицательные остатки

Товар числится в системе с остатками, но на самом деле он отсутствует.

Причины возникновения виртуальных остатков

Отрицательные остатки возникают, если товар продан, но его НЕ было на остатках.

Причины возникновения отрицательных остатков

Методы контроля виртуальных и отрицательных остатков

Для того чтобы поддерживать корректные данные в системе, на ежедневной основе необходимо формировать отчетность:

Если по какому-то товару был выявлен отрицательный остаток, необходимо помнить, что причиной может быть пересортица. Следовательно, нужно скорректировать не только отрицательные остатки товаров, но и товар с виртуальным остатком. Ведь если мы выявили отрицательный остаток по яблокам, то необходимо найти товар, который был заведен с излишком – груши.

Для этого в группе товаров, в которой найден отрицательный остаток, проводим локальную инвентаризацию. Для начала пересчитаем все яблоки. Если в яблоках излишка нет, расширяем подгруппу с аналогичным товаром: апельсины, груши и т. д.

Локальная инвентаризация позволит скорректировать виртуальные излишки, и если их не контролировать, то они будут выявлены большим объемом при общей инвентаризации.

Источник

Управление товарными запасами клиентов-ритейлеров

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Управление запасами – важный инструмент торгового маркетинга. Как управление товарными запасами клиента может стимулировать сбыт? Опыт показывает, что наивно ожидать, что товаровед сам правильно и вовремя закажет необходимую поставку. Ведь крупный супермаркет может предлагать до 15 000 различных наименований, каждый товаровед отвечает за тысячи SKU. В России, помимо большого объема информации, закупщики розничных точек сталкиваются с еще одной проблемой – дефицитом денег для оплаты поставщикам. Ежедневно они вынуждены решать сложный вопрос: кому заплатить, а кого поставить в лист ожидания. Естественно, с просроченным кредитом поставка невозможна. Конечно же, финансовые вопросы – зона ответственности менеджеров отдела продаж. Однако менеджер по продажам или мерчендайзер, облегчающий работу закупщика по составлению заказа на продукцию, способствует решению также и финансовых вопросов.

При этом слово «облегчающий» является ключевым. Речь идет не о том, чтобы ходить за товароведом и непрерывно клянчить «Тетенька, закажи еще коробочку», тем самым усложняя, а не облегчая работу закупщика. Речь идет о грамотном научно обоснованном расчете запаса вашей продукции для данной розничной точки.
Почему принцип «чем больше, тем лучше» не работает в отношении запаса в розничной точке? Подробный ответ на данный вопрос вы найдете в следующем разделе, рассказывающем о коэффициенте оборачиваемости. А в двух словах: замороженные в товаре деньги – это мертвые деньги, не приносящие прибыли ни поставщику, ни розничной точке. А у магазина избыточный сток продукции не только снижает финансовые показатели, но и занимает дефицитное торговое и/или складское место.

Разобравшись с коэффициентом оборачиваемости, мы сможем вычислять размер оптимальных стоков. Но это – всего лишь половина пути. Ведь стоки (товарный запас) не однородны, они подразделяются на несколько подгрупп. И каждый их вид также должен быть оптимальным.

Оборачиваемость товарного запаса

Любая коммерческая структура (и поставщик, и ритейлер) стремятся к получению максимально возможной прибыли. Прибыль ритейлера зависит от двух факторов:

Торговая наценка – область ответственности ритейлера. С ростом конкуренции между розничными сетями, по мере насыщения дефицита магазинов в России, розничные торговые наценки неизбежно снижаются. В любом случае, производитель или поставщик в большинстве случаев не может повлиять на эту составляющую прибыли розничной точки.

Но сотрудники поставщика могут увеличить оборачиваемость своей продукции не только за счет грамотной выкладки, увеличивающей продажи, но и за счет управления стоками клиента.

Одним из важнейших КПЭ ритейлера является такое понятие как Коэффициент оборачиваемости. Он рассчитывается очень легко: он равен количеству оборотов товарного запаса в год. Например, если стоки оборачиваются раз в две недели, то коэффициент равен 24, если раз в два месяца – 6.

Давайте сравним два товара, приведенные в таблице:

ТоварЗакупочная ценаНаценкаОборот запасаКоэффициент оборачиваемостиПрибыль в год
А100 руб.50 руб.15 дней241200 руб.
В100 руб.25 руб.7 дней481200 руб.

Хотя наценка на товар А вдвое больше наценки на В, годовая прибыль от продажи обоих одинакова. Причина этого – вдвое более высокая оборачиваемость продукта В.

Поэтому ритейлеры стремятся изо всех сил минимизировать запас, делать минимальные закупки, чтобы избежать возможного застоя товара и замораживания оборотного капитала. Когда магазин работает с 15 000 SKU, коэффициент оборачиваемости приобретает приоритетное значение! Но, действуя таким образом, они могут добиться обратного эффекта. Обрезание стоков может приводить к аут-оф-стокам. Научно доказано, что аут-оф-стоки являются одной из первейших причин потери доли рынка, падения продаж и, как следствие, оборачиваемости товара.

При этом чаще всего первыми с полок «вымываются» самые ходовые позиции, что «убивает» продажи лучшей продукции компании. Ведь закупщик, если ему не помочь с составлением заказа, может пойти по пути наименьшего сопротивления и заказать «всего по коробочке», не потрудившись посмотреть динамику продаж каждого SKU данного поставщика. В результате, товар В из приведенной выше таблицы продастся за три дня, а товар А – за неделю. Следовательно, три дня до следующей поставки самой ходовой позиции в магазине не будет.

Кто пострадает от этого? И поставщик, и ритейлер. Потери поставщика очевидны. Но каковы потери ритейлера? Покупатели не любят ходить в магазины, где постоянно нет их любимого продукта. Ритейлер будет терять не только доходы от отсутствующих SKU, но и посещаемость магазина в долгосрочном плане.

Но как просчитать оптимальные стоки и заказ?

Виды товарного запаса

Стоки (запас товара в торговой точке) можно подразделить на постоянные и переменные. Постоянный сток– это неизменная выкладка продукции в постоянных местах продажи и запас на складе на весь период до очередной поставки, рассчитанный исходя из средних продаж. Постоянный сток обязательно должен включать страховой сток на время поставки.

Переменный или дополнительный сток необходим в случае сезонных колебаний продаж или проведения промо-акций.

Общий запас товара поставщика в розничной точке является суммой следующих стоков:

В Карточке магазина должна присутствовать следующая таблица для каждого месяца, заполняемая торговым представителем или мерчандайзером в день поставки продукции в магазин:

ТоварОстаток на 1.01Поставка 1.01Остаток на 8.01Поставка 8.01Продажи за неделю №1Ост на 15.01Пост 15.01Прод за нед №2….Средние продажи в неделю
А
Б
В

Также в Карточке магазина должны быть:

В случае поставки товара чаще, чем раз в неделю, помимо Сезонного коэффициента рассчитывается и Коэффициент выходных дней. Ведь продажи с вечера пятницы по вечер воскресенья значительно выше, чем в будние дни.

Заказ рассчитывается для каждого SKU по следующей схеме:

Средние продажи за период поставки (например, за неделю) с учетом Сезонного коэффициента и Коэффициента выходных
Плюс переходящий остаток (на случай задержки поставки или другого форс мажора)
Плюс товар для выкладки в зале (если выкладки ранее не было или были аут-оф-стоки)
Плюс переменный сток в случае проведения промо-акции
Минус ожидаемый остаток на день поставки

Вам кажется, что это слишком сложная формула управления запасами? Проще взять средние продажи за период поставки и заказать соответственное количество. Но! Откуда берутся аут-оф-стоки или затоваривание? Их причина как раз и заключается в таком упрощенном подходе. С одной стороны, избыточные остатки одного из SKU не корректируются и накапливаются от поставки к поставке. С другой стороны, каждый раз перед поставкой на полке пару дней отсутствует самая ходовая позиция потому, что не был учтен сток, необходимый для выкладки в зале. Приведенная выше таблица – это проверочный лист, позволяющий корректировать заказ, составленный на основе средних продаж, во избежание перекосов в управлении запасами.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзингеСогласно правилам мерчендайзинга ритейлера, на полках не должно быть никаких свободных мест, даже если поставщик клянется, что довезет недостающий товар в течение суток. Если в супермаркете в течение дня во всех отделах всего 12 пустых фейсингов, такой магазин, согласно стандартным расчетам, теряет около 1000 рублей в сутки (средняя цена товара 80рХ12=960р)! Небольшая розничная сеть из 20 магазинов теряет в сутки уже 20 000 рублей! Поэтому руководство магазинов строго наказывает своих сотрудников за пустые фейсинги. Недостающий продукт замещается чем угодно – товаром того же поставщика, его конкурента. Не важно. Главное – закрыть дырку.

Опыт показывает, что товаровед, пару раз перепроверив расчеты представителя поставщика и убедившись в их корректности, начинает доверять этим цифрам и делегирует ему управление запасами. Таким образом, у представителя поставщика появляется возможность контролировать поставки в данную розничную точку и управлять запасами в данном магазине. При этом не имеет значения, заказывается ли товар напрямую у поставщика или на централизованном складе торговой сети.

Вот что написано об этом в Стандартах мерчендайзинга британской компании Континентал Бевереджис: «Система складского запаса и заказа (описанная выше – И.Т.) позволяет Вам брать в свои руки инициативу во время каждого визита, чтобы контролировать заказ. Ваши записи уровня складского запаса в карточке клиента помогут вам рассчитать заказ. Таким образом, вы сможете гарантировать бесперебойное наличие вашего продукта в торговой точке. Карточка клиента составляется с этой целью».

В этом же стандарте мерчендайзинга для того, чтобы убедить закупщика прибегать к услугам представителя поставщика при заказе продукции, предлагается объяснять товароведу следующие преимущества бесплатной помощи по управлению запасами:

Источник

Что такое мерчандайзинг и как его использовать в торговле

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Мерчандайзинг — это наука о том, как расположить товары на полке, чтобы их купили. Точнее, это комплекс техник «выкладки», основанный на ряде дисциплин: психологии, маркетинге, продажах и проверенный многочисленными исследованиями. После этой статьи вы начнете подмечать хитрости и закономерности в любимом магазине, куда заходите после работы за молоком и шоколадкой.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Понятие мерчандайзинга

Мерчандайзинг как искусство продемонстрировать «товар лицом», выжимая максимум продаж из тех пяти секунд, пока покупатель смотрит на полку, зародилось относительно недавно, вместе с появлением и массовым распространением универсальных магазинов самообслуживания, то есть супермаркетов. В эпоху мелких лавочек человек приходил к мяснику, и ему продавали кусок мяса. Потом он шел на рынок и набирал овощей и зелени. А штаны шил у портного. Везде он естественным образом получал консультацию продавца, который попутно делал допродажи и формировал скидочную политику. Все это было будто само собой, по ходу разговора. Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзингеВ супермаркете или гипермаркете покупатель как правило ни с кем, кроме кассира, не контактирует. Он смотрит на полки и выбирает товары, часто беря то, что привык или то, что ближе лежит. Когда, как в позднем СССР, у вас на полках один-два вида консервированного горошка в ассортименте, это не проблема. Но, когда в магазине одного горошка десяток брендов, нужно помочь покупателю решить проблему выбора. Так как супермаркет подразумевает самообслуживание, для этой цели мы и прибегаем к инструментарию мерчандайзинга. От экспозиции, то есть определенной выкладки товара, во многом зависят продажи продукта или товарной категории в целом.

Какую роль в продажах играет мерчандайзинг

Насколько зависит? Известно, что 65-70% решений клиенты принимают уже у полки. И, хотя никакой мерчандайзинг «не властен над мужчиной со списком покупок», эти цифры заставляют признать — отдать деньги за товар больше эмоциональное действие, чем логичное. Мерчандайзинг помогает создать для покупателя условия, когда он будет настроен на импульсивные покупки, которые, к слову, приносят большой процент от общих продаж супермаркетов.

Мерчандайзинг мы понимаем как набор коммуникативных практик, которые преследуют (кроме продажи), две цели: проинформировать покупателя и «прокачать» имидж конкретного товара. На «имидж» работают такие вещи, как POS-материалы (постеры, шелф-токеры, стикеры, воблеры), упаковка, выкладка. Информируют в первую очередь ценники и текст на упаковке (состав, срок хранения), лифлеты и так далее.

И тут мы возвращаемся к роли мерчандайзинга как инструмента создания настроения для импульсивных покупок. Если текстовая информация обращается к разуму покупателя и убеждает его («Без ГМО», «самая низкая цена»), то имиджевая, или визуальная, информация работает на уровне подсознания, формируя яркие образы для решения задач коммуникации.

Где лежит товар, как он представлен и что находится рядом с ним не менее важно, чем как он упакован. Таким образом, роль мерчандайзинга — с помощью решения конкретных задач помогать продажам товаров на полках.

Задачи и функции мерчандайзинга

Какие это задачи? Из ежедневных задач мерчандайзинга обычно называют:

Глобальные коммуникационные задачи мерчандайзинга включают разработку маркетинговой стратегии, разработку и развитие подачи POS-материалов, обеспечение доступа покупателей к товарам и помощь в самостоятельном выборе, создание доброжелательной и комфортной, приятной атмосферы в торговом зале.

Источник

Визуальный мерчандайзинг: тренды–2021

Визуальный мерчандайзинг – это не просто создание красивой картинки, а совокупность проектных, дизайнерских и коммуникационных решений. Грамотный подход к использованию этого инструмента охватывает многие бизнес-процессы, в том числе планирование продаж, формирование ассортимента, закупку оборудования. На требования к мерчандайзингу повлияла и пандемия: магазин сегодняшнего дня должен быть безопасным для клиента, гибким и настроенным на неизвестное будущее. Эксперты Retail.ru рассказали об особенностях и основных трендах визуального мерчандайзинга 2021.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Фото: STEKLO/shutterstock

Главная цель визуального мерчандайзинга – максимально эффективный сбыт товаров, формирование стимула для покупки. Сейчас, когда эмоции стали называть «третьей нефтью», возрастает роль визуального мерчандайзинга в создании эмоционального торгового пространства, воздействии на чувства потребителя и управление покупательским поведением при помощи чувств.

Что такое грамотный визуальный мерчандайзинг?

Визуальный мерчандайзинг – это совокупность проектных, дизайнерских, коммуникационных решений магазина, обеспечивающих высокую эмоциональную вовлеченность, комфорт покупателя в процессе покупки, заинтересованность и готовность совершить покупку. Эффективный и грамотный визуальный мерчандайзинг, по мнению генерального директора компании IdeaSupermarket Елены Кучихиной, состоит из:

брендинга, соответствующего формату и целевой аудитории;

грамотного проекта торгового предприятия, позволяющего клиенту ознакомиться со всем товарным ассортиментом и услугами, обеспечивающего комфортное передвижение покупателя и его взаимодействие со всеми торговыми отделами и зонами магазина;

дизайнерского решения фасада, витрины и торгового зала, основанного на проекте, знании потребителя, маркетинговых приемах и технологиях стимулирования продаж;

визуальных коммуникациях внутри торгового зала, в витрине и на фасаде, которые обеспечат информирование покупателя о предложениях и простимулируют совершение покупки;

собственно самого мерчандайзинга как размещения товара на полках так, чтобы клиенты их заметили и купили.

«Визуальный мерчандайзинг описывается формулой: see it – like it – buy it (вижу – нравится – покупаю), – рассказывает эксперт в области трансформации и разработки современных розничных форматов, дизайн-концептов и стандартов магазинов Елена Лебедева. – Приемы мерчандайзинга сильно зависят от товарной категории, торгового оборудования, ценового позиционирования, способа обслуживания и рекламной политики магазина».

Управление мерчандайзингом влияет на коммерческие показатели – сокращение издержек и повышение продаж, поэтому грамотный мерчандайзинг должен охватывать все бизнес-процессы – продажи, закупки, формирование ассортиментной матрицы, планировочные решения, и оборудование, считает эксперт-консультант в области мерчандайзинга и организации торгового пространства Елена Пантелеймонова.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Фото: Naletova Elena/shutterstock

В зависимости от формата

Визуальный мерчандайзинг напрямую зависит от формата магазина. По сути, формат диктует правила проектирования и оформления торгового пространства, от него зависит выбор цветовой гаммы, материалов, расположения отделов и стиля коммуникаций.

«У каждого формата свои довольно устойчивые законы: вместимость SKU на квадратный метр, способы презентации товара, используемые материалы, язык рекламных и фото коммуникаций, POS-материалов и даже ценников, – поясняет Елена Лебедева. – В люксовом магазине не станут использовать крупные желтые ценники, а в дисконт-центре не сработают сдержанные черно-белые коммуникации мелкого размера».

Площадь магазина влияет на подготовку планировочного решения – последовательность расположения товарных групп, управление покупательским потоком. «Например, в минимаркете нет деления на отделы, все располагается компактно – холодильник с мясными полуфабрикатами и рядом – сопутствующие товары из бакалейной группы – масла, уксусы, паста, – поясняет Елена Пантелеймонова. – В супермаркете последовательность отделов выстраивается по направлению движения покупателя. Поэтому задача мерчандайзеров – знать все товарные группы с точки зрения логики совершения покупок и уже на этапе планировочного решения расположить отделы и оборудование так, чтобы покупателю не нужно было метаться по всему магазину в поисках нужного товара, а коммуникация была понятна на интуитивном уровне».

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Фото: «Перекресток»

Фокусные точки

Один из важных вопросов управления – на чем следует фокусироваться при разработке решений визуального мерчандайзинга в офлайн-рознице.

«Ключевое слово – «фокус», то есть нельзя выделить все и сразу, – считает Елена Лебедева. – Фокусные точки должны быть «магнитами» на пути в магазине, расположенными примерно каждые 10–15 метров, и у каждого из них должна быть коммерческая цель. Ведь приемы мерчандайзинга – это «магия», которая помогает достигать цели бизнеса».

Более глобальный подход предлагает Елена Пантелеймонова, рекомендуя использовать в мерчандайзинге как можно больше цифр – штуки, метры, группы, SKU, планы и анализ продаж. При анализе ассортимента надо учитывать квадратные и линейные метры, чтобы понимать, каким категориям выделить больше места, а какие урезать, чтобы увеличить прибыль с 1 кв. м.

Например, сеть фиксировала постоянный отток покупателей. При анализе чеков выяснилось, что 35% покупателей приходят за молочными продуктами, а эта группа товаров занимает всего лишь 10% полочного пространства.

Анализ расположения торгового оборудования поможет понять, как сделать расстановку более удобной для покупателя. Надо знать максимальное количество фэйсов (количество единиц одного SKU на полке), высоту и глубину полки, чтобы правильно рассчитать минимальный товарный запас – сколько штук товара необходимо, чтобы заполнить полку. План выкладки должен влиять на план заказа – сколько и какого товара необходимо заказать.

Нередко расчеты ассортимента и объема делаются примерно, в результате, оказывается, что запланированный товар некуда размещать: например, в зале находятся три холодильника, а под такой ассортимент продуктов необходимо, как минимум, пять.

Нельзя поставить мерчандайзинг, не погружаясь в процесс, не зная, как устроена розница, работает продавец, удобно ли ему поддерживать планограмму, сколько времени это занимает и так далее.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Изображения: IdeaSupermarket

Тренды мерчандайзинга – 2021

Тренды визуального мерчандайзинга обусловлены изменением покупательского поведения.

«Покупатели испытывают огромную информационную нагрузку и стали очень избирательны в своем выборе, – рассказывает Елена Кучихина. – Внимание сейчас может привлечь либо очень релевантное запросу предложение (причем под предложением имеется в виду не только коммуникация, но и весь визуальный мерчандайзинг – от брендинга до выкладки на полках), либо что-то действительно необычное, яркое и смелое. Правда, с последним вариантом надо быть точно уверенным в позитивном восприятии смелых решений. Негатив тут не подойдет».

Кроме того, приходят новые поколения, чьи запросы и визуальное восприятие существенно отличаются от восприятия старших покупательских групп. Поэтому мерчандайзерам нужен свежий взгляд на оформление торгового пространства. Имеет смысл искать новые варианты, идеи и образы, осваивать новые дизайнерские направления.

Еще один фактор изменения предпочтений – затянувшаяся пандемия. «Люди в целом очень устали от стресса, вызванного пандемией, нестабильной экономикой и постоянно нагнетаемого в СМИ негатива, – отмечает Елена Кучихина. – Поэтом необходимо предложить им пространство, наполненное позитивом и хорошим эмоциональным фоном, ибо ритейл становится не просто местом совершения покупки, но и местом времяпрепровождения и именно так покупатели будут его оценивать».

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Фото: O_Lypa/shutterstock

Выделим основные тренды визуального мерчандайзинга 2021:

Модульность проектных и дизайнерских решений. Создаются легко изменяемые пространства, способные трансформироваться под изменения ассортимента, промо, сезонности и т.п. Используется гибкое и передвигающееся оборудование, позволяющее быстро делать перестановку в зависимости от задач и потребностей. Магазин сегодняшнего дня должен быть гибким и настроенным на неизвестное будущее.

Экологичный дизайн, использование экологичных материалов и технологий, натуральной цветовой гаммы. При этом яркие акценты в коммуникациях приветствуются.

Тщательная работа с коммуникациями на всех уровнях пространства магазина, а также на разных уровнях сознания потребителя.

Создание эмоционального торгового пространства, пробуждение чувств и эмоций потребителя, воздействие на них и управление с их помощью потребительским поведением.

Креативность – важный тренд для поколений z и альфа. «Один из новейших трендов – создание так называемых neon moment – элементов интерьера, достойных селфи и публикации фото соцсетях, – отмечает Елена Лебедева. – Недостаточно ровно расставить торговое оборудование и красиво развесить одежду. Надо знать, чем зацепить посетителя, что его остановит, чтобы восхититься и сделать фото, которым он потом поделится? Такими элементами дизайна могут быть как большие конструкции, целые инстазоны, так и маленькие детали на самом товаре или полке».

Создание безопасного пространства (результат пандемии), которое включает в себя и широкие проходы, и возможность бесконтактной покупки, и размещение дезинфицирующих и защитных средств в торговых залах, и информирование потребителя о дополнительных мерах безопасности, предпринимаемые магазином для защиты своих покупателей.

Организация удаленной работы мерчандайзеров, цифровизация мерчандайзинга.

В пандемию особенно повысился спрос на автоматические, роботизированные решения для контроля за полкой. С помощью таких решений ритейл оперативно управляет выкладкой и меняет планограммы.

Онлайн стал частью торгового зала – оснащаются специальные пространства для хранения онлайн-заказов, пункты выдачи заказа, устанавливаются терминалы. «Можно повысить доверие покупателей, если сделать склад прозрачным, – рассказывает Елена Пантелеймонова, – пусть все видят, что находится внутри, как разложены товары и формируется заказ. Это с одной стороны – элемент шоу, с другой – демонстрация открытости и устойчивого развития компании».

В кризис ритейлеры стали более серьезно относиться к вопросам кросс-мерчандайзинга и повышения эффективности прикассовой зоны, таким образом увеличивая количество позиций в чеке.

Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Смотреть картинку Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Картинка про Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге. Фото Что такое виртуальный сток в мерчендайзинге

Инстазона в суперсторе «Магнита» в Тольятти. Фото: «Магнит».

Мерчандайзеры: штат или аутсорсинг?

Возрастает востребованность профессиональных мерчандайзеров, многопрофильных специалистов, способных обеспечить удобство покупателей и высокий уровень продаж. Многие компании приобретают автоматизированные мерчандайзинговые программы, но купить ИТ-решение недостаточно, надо уметь им пользоваться, владеть ситуацией, знать тренды и иметь аналитику. Как считает Елена Пантелеймонова, в России мало где готовят квалифицированных мерчандайзеров, до сих пор отрасль использует обучающие книги, которые уже морально устарели, так как ни в одной из книг не говорится про связь визуального мерчандайзинга с бизнес-аналитикой. Крупные компании не развивают своих мерчандайзеров, сужая круг из возможностей.

Остается актуальным вопрос иметь собственный штат сотрудников или обратиться к аутсорсингу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *