Что такое влияние сми
Роль СМИ в политике
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные определения
Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную передачу различной информации для широких слоев населения при помощи специальных технических средств.
Примеры современных средств массовой информации:
прямые эфиры радио и телевидения;
В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».
Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.
Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.
В чем проявляется политическое манипулирование:
распространение ложных сведений;
использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;
выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.
Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:
Отсутствие монополизации при освещении событий.
Снижение контроля государства.
Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.
Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.
Функции СМИ в политике
Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.
Политические функции СМИ
Деятельность СМИ в рамках функции
Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.
Формирование общественного мнения
Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.
Образование и социализация граждан
Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходящих процессов
Осуществление общественного контроля за действиями власти
Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще
ству. Реализовать эту функцию можно только при независимых (неподконтрольных государству) СМИ.
Выражение общественных интересов
Выявлять актуальные проблемы, формулировать интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.
Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.
СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.
В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.
Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!
Приемы влияния СМИ на политику
Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.
Примеры влияния СМИ на политику:
затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);
упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);
включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);
подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);
приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.
Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.
В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:
информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;
скрытая или явная пропаганда;
распространение лозунгов, призывов;
создание совещательных, консультативных и координационных блоков;
Влияние средств массовой информации на сознание людей
Все чаще современные люди именуют телевизор “зомбоящиком”. У других СМИ тоже появляются свои нелицеприятные названия. И неспроста, ведь СМИ сегодня — средство для формирования мировоззрения народных масс.
Мировоззрение помогает определить виды путей, которыми человек будет шагать в мире. Сформированное мировоззрение определяет не только то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, но и направление его активности. Для того, чтобы сформировать мировоззрение необходимы три условия, а именно:
Говоря другими словами, человеку необходимо преподать нужную информацию наиболее простым для него способом с последующим возбуждением в человеке желания на основе полученной информации достичь практического знания, то есть получить определенный личный опыт. Именно переживание человеком личного опыта (или внутреннего опыта) является закреплением полученной информации. Это адекватное чувственное состояние на основе полученной информации, преподнесенной с помощью определенных метафор. Личный опыт является своеобразным связующим материалом между двумя величинами: «истина» и «ложь». И здесь неважно соотносить понятие «истина» с понятием морали «хорошо», а понятие «ложь» с понятием морали «плохо». Здесь всё относительно. «Истина» и «ложь» существуют в конкретном мире одного человека. Они формируют будущие понятия «хорошо» и «плохо», и с уверенностью можно сказать, что мораль и понятия «истина» и «ложь» будут разниться между собой у каждого человека.
Для того чтобы информация глубже проникла в человека, необходимо повторение чувственного состояния, то есть повторение личного или внутреннего опыта. Так, на основе биохимических процессов, происходящих в организме при переживании тех или иных чувств и эмоций, происходит процесс развития вектора мировоззрения человека, то есть процесс направления пути развития человека во внешнем мире.
Дело остается за малым: дать нужную информацию с помощью завуалированных метафор и позволить человеку переживать положительный личный опыт, для того, чтобы человек обрел «истинное» счастье. Так можно легко и незаметно написать нужный жизненный путь практически для каждого конкретного человека.
Средства массовой информации
Ключевое слово в средствах массовой информации – информация. Первое необходимое условие для формирования нужного мировоззрения. Средства массовой информации располагают тремя самыми важными средствами доведения информации до конечного потребителя:
То есть присутствует и второе условие формирования у человека “необходимых” ему идей и принципов — метафора. Интернет-источники информации делают эти средства ещё более доступными и распространёнными. Третьим условием, как мы выяснили, является личный опыт. И здесь вроде человек остается один на один с собой, ведь кроме него никто не может пережить за него этот внутренний опыт.
Однако нужно вспомнить, что средства массовой информации – это «четвертая» власть. В чем заключается эта власть? Она заключается в способности управлять самими действиями человека — действиями, которые в конечном итоге должны привести к переживанию этим человеком нужного внутреннего опыта. И не нужно применять никаких методик зомбирования, достаточно лишь грамотно, методично и постепенно формировать мировоззрение каждого человека.
К примеру, западный образ жизни говорит о том, что человек должен быть успешен, что он должен быть индивидуален, что он должен стремиться к вершинам. Средства массовой информации начинают нам в различных метафорах преподносить этот стереотип. Нам говорят, что сначала нужно получить хорошее образование, затем работать и набирать опыт, после чего устроиться в хорошую компанию, где нужно занять определенное место, и только добившись этого можно подумать о семье. И почти в любом западном издании ответят вам на ваш вопрос о ранней семье, как о гибели всего вашего будущего. Молодость – это возможность карьерного роста, свободных отношений, множества новых впечатлений. Так преподносят молодость на западе. Таким образом, человек получает информацию, что пока он молод, он должен распределить свою жизнь между двумя «истинами»: работой (карьерой) и отдыхом (развлечениями).
Человек получает эту информацию постоянно через журналы, газеты, сайты, книги, кино, шоу и так далее. Всё это приводит к тому, что он начинает совершать определенные действия, а именно: идет учиться в хорошее учебное заведение, затем стремится устроиться в хорошую компанию, ради чего может работать 20 часов в сутки! Но человек получает нужный личный опыт, который соответствует тому ожиданию, сформировавшемуся у него из полученной информации, и он передает этот опыт из поколения в поколение. Так формируется мировоззрение целых наций. И вот люди (а не один конкретный человек) совершают ряд определенных действий, описанных выше для получения описываемого личного опыта. Поколение за поколением.
А если посмотреть вглубь? Одиночество людей – это дополнительный доход для производителей бытовой техники, мебели, автомобилей, для арендодателей и так далее. Грубо говоря, два человека не вместе, это как минимум два телевизора, два холодильника, два дивана, две комнаты и так далее. Поздние роды – это огромный плюс для частных клиник (а на западе система медицинского страхования частная), которые получают увеличенные выплаты по медицинским страховкам за сложные роды (а чем старше возраст, тем беременность и роды протекают сложнее).
Приведенный выше пример показал нам, как с помощью СМИ можно создать нужное мировоззрение у большого количества людей. Но СМИ могут не только формировать устойчивое мировоззрение нескольких поколений людей, но и побуждать людей к сиюминутным поступкам, нужным заказчику.
Контролировать чувства!
Человеку присущи чувства, эмоции и желания. И пока он не сможет их контролировать, не поставит свой разум над ними, другой человек или люди могут незаметно для него вложить всё, что им нужно. И инструментом между ними станут СМИ.
Автор не ставил целью осуждение западных ценностей. Любые ценности — результат свободного выбора, и в них вкладывают смысл миллионы людей.
В этой статье лишь говорится о том, что нужно уметь самому выбирать свой путь развития, самому формировать свое мировоззрение, опираясь на природное чутье «истины» и «лжи», которое порождает только незамутненная совесть. Ведь инстинктивно маленький ребенок всегда правильно распределит понятия «добра» и «зла», так как его сознание еще не обработано должным образом. Весьма трудно найти правильную «истину» и разоблачить «ложь», ведь даже в древности, когда люди пользовались только устным словом уже было трудно отличить «правду» от «кривды», но «правда у каждого своя», а «истина всегда одна». Думайте, анализируйте, смотрите сквозь строки, всегда проверяя то, что вам говорят совершенно чужие вам люди.
Что делают СМИ с нашим сознанием
О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».
Стандартная модель коммуникации, идущая еще из кибернетики, предполагает наличие двух акторов: отправителя и получателя информации. А любая коммуникация выступает лишь в роли посредника между ними. Эта модель многое объясняет, однако не улавливает важного для социологии массовых и политических коммуникаций сюжета — медиа никогда не являются просто переносчиками информации, но всегда накладывают свой отпечаток на восприятие этой информации. Почему так происходит? Потому что, убежден Никита Савин, мир, в котором живут люди, слишком сложен, а любые медиа всегда обладают ограниченной вместимостью. В связи с этим основная задача медиа — выбрать, какую именно информацию перенести в данный момент.
Как создаются новости?
Говоря о влиянии медиа на общественное мнение, чаще всего люди подразумевают новости, так как сегодня это основной контент любых СМИ. В середине 90-х годов немецкий социолог Никлас Луман выделил две особенности масс-медиа как системы. Первая — масс-медиа в буквальном смысле слова производят реальность общества. В новостях людям рассказывают о событиях, предварительно отобранных из огромного массива информации. Это те новости, которые, по мнению СМИ, обладают некоторой ценностью для общества, при этом индивидуальные предпочтения человека в выборе новостных тем, конечно, не учитываются. «Таким образом, общество, будучи очень сложным и неоднородным, вынуждено смотреть на мир в предлагаемое СМИ упрощенное зеркало, — убежден лектор. — По сути люди смотрят карикатуру на самих себя, получая, таким образом, информацию о самих себе».
Вторая особенность масс-медиа носит сугубо институциональный характер. Масс-медиа — это индустрия, состоящая из конкретных изданий, телевизионных каналов, журналистов. Последние осуществляют отбор информации через призму редакционной политики и своего личного восприятия.
Описывая отбор и производство новостей, Луман выделил 10 критериев, позволяющих отличить простое сообщение, которое далеко не всегда становится новостью, собственно от новости:
Факторы, влияющие на процесс производства новостей
Американский исследователь Максвелл Маккомбс представлял всю систему масс-медиа в виде метафорической луковицы с сердцевиной внутри (повестка дня). Новость оказывается в медийной повестке только в том случае, если она преодолеет все слои.
На первом внешнем слое находятся псевдо- или подлинные события. Подлинные события не планируются заранее, к ним относятся, к примеру, сообщения о природных катаклизмах, терактах, происшествиях и так далее. О псевдособытиях известно заранее — например, это пресс-конференция известной персоны.
Следующий слой — другие медиа и аудитория. Если новостной сюжет освещает какой-нибудь влиятельный ресурс, то с большей вероятностью об этой же новости начнут писать и все остальные медиа. Что касается аудитории, то каждое издание, выбирая ту или иную новость для освещения, прежде всего ориентируется на вкусы и предпочтения своего читателя.
Последний слой — журналистские нормы и традиции, которые массмедиа как система устанавливают для своих агентов.
Как медиа влияют на общественное мнение?
В 30-е годы XX века считалось, что медиа тотально определяют сознание человека. Во многом подобное убеждение сформировалось на фоне политических событий тех лет: мир переживал гегемонию нацистской Германии. Позже теория повестки дня (согласно ей средства массовой информации оказывают значительное влияние на общественность непосредственно самим подбором того, что именно они освещают) опровергла тезис о тотальном контроле медиа над общественным сознанием, заявив, что медиа не может кардинально поменять мнение человека, но способно только усилить либо ослабить его. Американский писатель и журналист Уолтер Липпман говорил, что медиа подобно маяку в темноте, оно не формирует мнения человека по тем или иным вопросам, но подсказывает, о чем именно стоит думать.
Реагируя на критику теории повестки дня, американский исследователь Максвелл Маккомбс выделил три уровня конструирования медийной повестки. На первом уровне осуществляется селекция (отбор) тем, на втором — селекция информации внутри уже отобранных тем. «Не будем забывать и о том, что одно и тоже событие можно преподнести аудитории по-разному, — подчеркнул лектор. — К примеру, конфликт на Украине можно освещать с позиции властей, а можно со стороны оппозиции». На третьем уровне происходит выстраивание ассоциативных связей непосредственно между героями, либо теми или иными объектами».
В значительной мере продолжила теорию повестки дня такая социологическая концепция, как медиапрайминг. Она утверждает, что от установки определенной повестки дня в голове человека формируется некое клише (прайм). Предпосылки этой концепции просты — человек ленив и не любит напрягать мозг, анализируя то или иное событие с разных ракурсов. Значит, медиа ориентированы на то, чтобы предложить ему один-единственный критерий для оценивания конкретного кандидата или новостного события.
Еще одним ответвлением от «повестки дня» является теория agenda melding, указывающая на то, что в современном мире уже не осталось лидеров в медиасфере, способных сказать людям, о чем им следует думать. Современная повестка дня скорее формируется не вертикально, а горизонтально. Интернет дает человеку возможность самостоятельно отбирать средства информации и темы новостей. А это влечет за собой некоторую фрагментацию аудитории по интересам, ценностям, взглядам, иными словами, конкретный человек, в зависимости от своих интересов, подключается к повестке дня конкретной группы, становясь практически не досягаемым для медийной повестки.
Главный конкурент теории повестки дня — теория фреймов. Она утверждает, что медиа говорят человеку, как именно следует думать. Любое событие структурируется масс-медиа в виде некоего новостного фрейма (рамки) и подается в упрощенной форме. Американский исследователь Роберт Энтман выделял четыре компонента новостного фрейма:
При этом теория фреймов предполагает, что новостной выпуск не обязательно должен содержать в себе все четыре компонента, достаточно одного — двух. Сила фрейма в том, что включаясь в эту логически структурированную информацию, человек самостоятельно додумает все оставшееся «за кадром». Более того, заподозрить влияние фрейма не так легко, так как на первый взгляд человек «сам» доходит до нужных моральных оценок и предлагаемых решений. С этой точки зрения, убежден лектор, фрейминг гораздо более сильный инструмент, нежели пропаганда, которую, как правило, люди чувствуют.
Еще одной актуальной темой современных масс-медиа становится проблема селективного подхода к восприятию информации. Что это значит? Воспринимая какую-либо информацию, люди включают индивидуальную селекцию. Иными словами, если человек сталкивается с информацией, которая идет вразрез с его уже сформированным по этому вопросу мнением, он может просто ее проигнорировать, так как мнение, не отвечающее взглядам человека, вызывает у него когнитивный диссонанс (неприятные чувства).
На селекцию информации влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся, во-первых, уверенность человека в той информации, которой он уже обладает. Во-вторых, некое политическое знание конкретного человека. Если человек в какой-либо степени вовлечен в политику, обладает некими знаниями в этой сфере, то при столкновении с альтернативной информацией, он, скорее всего, начнет анализировать ее и отбирать полезную для себя. У него включится отбор информации. И напротив, человек вовсе не интересующийся политикой, с меньшей вероятностью будет обращать внимание на политические новости.
Третий индивидуальный фактор — акцент на смерти. Страх смерти, как правило, присутствует у каждого человека, поэтому все сообщения, затрагивающие тему смерти, приковывают к себе внимание. И, наконец, полезность информации. Сталкиваясь с информацией по теме, которую человек считает важной для себя, он с меньшей вероятностью воспримет ту информацию, которая идет вразрез с его мнением. И наоборот, если конкретная тема человеку не важна, информация по ней может быть воспринята легко, даже если она идет вразрез с личными убеждениями человека. По темам, которые человек считает не важными для себя, он легко допускает альтернативные точки зрения.
Также исследования социологов показывают, что иную точку зрения человек воспринимает лучше, находясь в хорошем настроении, нежели в плохом расположении духа.
К факторам внешней среды относятся необходимость принимать решение (в процессе принятия решения человек склонен воспринимать иную точку зрения, чтобы выбрать наилучший вариант), принадлежность к гомогенной группе (находясь в группах со схожими интересами, люди в большей мере склоны отбирать информацию), а также последовательная и одновременная подача информации. Получая информацию последовательно, человек в большей мере ее «фильтрует», и уже не готов воспринимать альтернативное мнение. При одновременной подаче информации человек с большей вероятностью начнет оценивать все аргументы. И, наконец, важна возможность выбора источников информации, когда человек имеет физическую возможность уйти от информации, которая ему не нравится.
Насколько сильно СМИ влияют на общество?
Э та статья является попыткой на конкретных примерах донести до читателя понимание того, насколько значимо воздействие СМИ на отдельного человека и на общество в целом, и продемонстрировать, что методы скрытого влияния сегодня активно используются. Дело в том, что многие люди по-прежнему не осознают даже банальную скрытую рекламу, не говоря уже о более тонких манипуляциях, считая их выдумками или преувеличением. Между тем вся современная система средств массовой информации и кинематографа в большей степени служит инструментом пропаганды, чем инструментом информирования или развлечения граждан.
Для начала о том, что такое скрытая реклама, она же продакт плейсмент (product placement). Это явление, когда в художественное произведение (чаще в фильмы) добавляют рекламу товара таким образом, что она оказывается вплетена в сюжет, что создает у зрителя впечатление естественности транслируемого посыла. Это приводит к тому, что внимание зрителя не фиксирует факт рекламы, что повышает её эффективность, ведь она проходит, минуя фильтры критического восприятия. За счёт того, что внимание и сознание отвлечены сюжетом, информация о рекламируемом объекте попадает прямо в бессознательные уровни психики, в итоге получается не просто лишнее напоминание зрителю о товаре, а в его мировоззрении создаётся именно такой образ товара, который нужен рекламодателю.
Доказательства существования скрытой рекламы
Во-первых, стоит заметить, что об этом не любят говорить ни рекламодатели, ни режиссеры фильмов, в которых используется эта технология. Объясняется это просто: любая корпорация стремится поддерживать вид, что их товар сам по себе настолько хорош и популярен, что он естественным образом мелькает в кино, а не потому, что его искусственно «пропихивают». Признание в скрытой рекламе не даст товару никаких преимуществ, только навредит имиджу, поэтому эти факты и не афишируют. Производители фильмов или авторы книг также неохотно рассказывают о таких «закладках» в их произведениях, ведь потребителю будет неприятно осознавать, что им манипулируют и навязывают ему желания.
Во-вторых, достаточно того, что существует сам термин «скрытая реклама»; введите его в поисковик и прочитайте хотя бы статью в Википедии. Там рассказано, как это работает, есть несколько примеров. Более того, существуют книги по скрытой рекламе, которые написаны занимающимися ею людьми, в них указаны примеры размещения известных брендов в фильмах и данные о том, сколько это стоило. Информация о скрытой рекламе периодически проскакивает и на различных официальных сайтах в Интернете.
В-третьих, в России скрытая реклама запрещена по закону о рекламе, но невозможно объективно доказать, что конкретный товар в фильме был добавлен с целью рекламы, а не по художественному замыслу, чем активно пользуются создатели фильмов и рекламодатели. Это ещё одна причина, по которой трудно найти официальные данные. На Западе ситуация схожая — там не афишируют факт скрытой рекламы, чтобы не платить с неё налоги.
Есть даже агентства, которые занимаются размещением скрытой рекламы в книгах и фильмах, точнее, такие агентства были, например «Фабула» (подробнее о нём здесь – «Технологии скрытой рекламы»). Сейчас сайт fabula-adv.ru уже не работает, как и сайт ctc-tv.biz, который предлагал размещение скрытой рекламы в популярных сериалах на телеканале СТС.
Скриншоты с сайта ctc-tv.biz:
Пример страницы, на которой можно было заказать скрытую рекламу на телеканале СТС в популярных сериалах.
Пример формы для заказа скрытой рекламы на сайте: ctc-tv.biz/
За последние несколько лет сайты этой тематики исчезли, а если с помощью поисковика вы захотите купить скрытую рекламу в каком-либо фильме, то вы также не найдёте, к кому обратиться.
Моя версия такая: реклама в фильмах стоит очень дорого, например, серия рекламных вставок в обычном сериале стоит от 100 000 долларов, такое могут позволить себе только крупные компании. У представителей таких компаний уже есть контакты нужных людей — генеральных директоров каналов, продюсеров и режиссеров фильмов, они не будут искать связи через поиск в интернете. К тому же сообщество создателей крупной кино- и тв-продукции довольно тесное, там все друг друга знают. Поэтому нет смысла в Интернете создавать сайт «купите скрытую рекламу у нас». Именно развитие рынка скрытой рекламы привело к тому, что отпала необходимость в таких сайтах и публичности предложения, как бы это парадоксально ни звучало.
Теперь непосредственно к доказательствам. Их можно найти, начиная с информации, опубликованной в Википедии, и заканчивая книгами по типу «Технологии скрытой рекламы» или «Product Placement по-русски», которую написала директор агентства маркетинговых коммуникаций Полина Киселёва. В этих изданиях указано, сколько было заплачено за размещение продукта, в каком фильме, сколько это принесло денег и так далее.
Признания медийных личностей
В сети есть опубликованное видео, в котором Сергей Доренко рассказывает, как к нему обращалось табачное лобби, предлагая огромные деньги за то, чтобы он воздействовал на свою аудиторию и пропагандировал курение (посмотреть видео можно набрав в сети «Доренко и табачное лобби»).
Существует интервью с Викторией Бутенко, известной в США женщиной, которая рассказывает, как хотела издать детскую книжку с пропагандой здорового образа жизни, и ей предлагали за размещение скрытой рекламы полностью оплатить стоимость печати всего тиража.
Таких признаний в интернете не так много (на ТВ их по понятным причинам нет совсем), потому что медийные персоны не любят рассказывать о скрытой рекламе в своей продукции, а если об этом говорит малоизвестный человек, то и информация не набирает популярности.
Понятно, почему участники подобных «сделок» не хотят афишировать факт скрытой рекламы, но почему те, кто отказались, об этом не говорят? Ведь это откроет глаза людям на то, как ими манипулируют.
Вероятно, известные люди чувствуют, что разглашение подобной информации может навредить их дальнейшей карьере. Если актер расскажет о скрытой рекламе, то режиссеры не станут его приглашать в будущем на съёмки. Директор телеканала также вряд ли будет рад, если кто-то из команды его ведущих сообщит зрителю о скрытом психическом воздействии в передачах этого канала. Как обманщик никогда не расскажет жертве о своих махинациях, так и телевидение максимально избегает информации о приёмах манипуляции, которые оно активно использует.
«Мягкая поражающая сила»
Понять, насколько значимо влияние СМИ на общество, можно на конкретных примерах.
Пример 1. Показательный случай произошёл с создателями фильма «Назад в будущее». Сценаристы долго не могли понять, каким же образом изобразить «машину времени». В первой версии сценария данным устройством являлась лазерная установка в лаборатории доктора Брауна. Также был вариант с холодильником, но эту идею отвергли из-за возникших опасений, что маленькие детишки начнут проверять свои холодильники на наличие в нём похожего устройства и ненароком закроют дверцу за собой. Лишь в третьей версии сценария машина времени стала автомобилем DeLorean.
Рассмотрим, что нам говорит этот факт из истории съемок «Назад в будущее»: влияние фильмов таково, что дети будут повторять увиденное. Сценаристы не стали интегрировать в сюжет фильма что-то опасное — тогдашние американские холодильники захлопывались, и открыть их изнутри было нельзя; если ребенок захотел бы поиграть в машину времени, то это могло закончиться очень печально. Желающие рассказать, что показанное в фильмах никак не влияет на человека, и всё это неважно, пусть поспорят со сценаристами одного из шедевров мирового кинематографа.
Пример 2. Генри Форд часто критиковал международное еврейство. Как-то он заявил, что евреи развращают христиан с помощью «сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда», который «призван уничтожать истинную красоту и культуру». На этот пассаж деятели Голливуда упомянутой национальности пригрозили Форду, что, если он будет продолжать в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили «Форд», а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки. Генри Форд серьезно задумался…
Известная история, из которой можно сделать вывод, что Генри Форд считал влияние кино на людей достаточно важным. Если в голливудских фильмах ломаться будут преимущественно автомобили марки «Форд», то мнение у зрителей о качестве данных машин будет соответствующее. Из этой же истории следует ещё одна интересная деталь — в Голливуде есть сила, способная повлиять на то, что будет происходить в каждом фильме. Так как большинство людей думают, что невозможно произвести сговор такого уровня, то это делает их головы уязвимыми для подселения идей. «Если так показывают в каждом фильме, значит, это правда», – подумает зритель и ошибётся.
Они вырезали эту сцену, так как это явная и прямая реклама конкурента (хоть и скрытая от зрителя); таким образом все авиакомпании подтвердили значительное влияние скрытого воздействия на выбор человека.
Как видно даже на примере этих нескольких случаев, крупные компании всегда осознают значимость тех образов, которые получает человек с экрана. И поэтому эти же компании готовы платить огромные суммы денег за продвижение своих товаров. Но ведь современный маркетинг уже давно вышел за рамки типичной модели «рекламирования товаров» и перешёл к системе искусственного формирования спроса и даже моделирования нужных взглядов у аудитории. Это значит, что самые крупные игроки – транснациональные корпорации – уже используют все эти средства не только для популяризации своих брендов, но и для формирования нужного мировоззрения у людей – чаще всего это привитие бездумного и потребительского отношения к жизни. И до тех пор, пока широкая аудитория не начнёт осознавать, что в их головы вкладывают через так называемый развлекательный контент, эта схема манипулирования толпой будет и дальше активно использоваться.
- Что такое сегменты в метрике
- Что такое списанная торба