Что такое внеучебная деятельность
Внеучебная деятельность
Полезное
Смотреть что такое «Внеучебная деятельность» в других словарях:
Приборостроительный факультет ЮУрГУ — Приборостроительный факультет Южно Уральский государственный университет Английское название Electronics Faculty (Computer Technologies, Management, Radio Electronics) Год осно … Википедия
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Запрос «ИТМО» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий — Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Запрос «ИТМО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Координаты … Википедия
Пермский национальный исследовательский политехнический университет — (ПНИПУ) Международное название State National Research Polytechnica … Википедия
Факультет информатики и прикладной математики Владимирского государственного университета — Содержание 1 Общая информация 2 Кафедры факультета 3 Деканат факультета … Википедия
ФИПМ ВлГУ — Содержание 1 Общая информация 2 Кафедры факультета 3 Деканат факультета … Википедия
Московский государственный технический университет «МАМИ» — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации учащихся и развитие их интересов. Данный вид деятельности призван реализовать требования ФГОС начального и среднего образования.
Внеурочная деятельность по ФГОС в школе представляет сбой проведение и организацию вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.
Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную программу, достигают личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная работа как неотъемлемая часть образовательного процесса
К особенностям внеурочной деятельности в школе относится возможность образовательного учреждения самостоятельно ее планировать. Ученикам предоставляется обширный выбор занятий, направленных на их умственное и духовное развитие.
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.
Заинтересованность школы во внеурочной деятельности в рамках ФГОС проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты, т.е. урочная и внеурочная деятельность должны иметь определённую связь, но не подменять друг друга. Значимость внеучебной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.
Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеучебная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.
Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в школе
Анализ внеурочной деятельности в начальной и основной школе позволяет прийти к выводу, что главной ее целью является помощь в обеспечении достижения результатов, которые запланированы образовательной программой.
Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.
Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:
Задачи
Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:
Принципы организации
Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:
5 направлений внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС должна опираться на заданные направления развития личности учащихся. Таких направлений пять.
Направления внеурочной деятельности:
Внеучебная деятельность студентов и их академические успехи: есть ли связь?
Зарубежные исследования показывают: студенты с высокой внеучебной активностью успешны в учёбе. Работает ли это в России? Расспросили эксперта.
Thirdman/ Mikhail Nilov/ Pexels/ Дима Руденок для Skillbox Media
Сотрудница Института образования Высшей школы экономики Ирина Щеглова изучила, как внеучебная вовлечённость российских студентов связана с их образовательными результатами: развитием навыков критического мышления и работы в команде и окончанием вуза в срок. Мы разузнали у неё, почему вообще внеучебная активность важна для высшего образования и как использовать её потенциал в России.
Ирина Щеглова
Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ.
Исследование студенческой вовлечённости она провела по совету научного руководителя Игоря Чирикова в рамках одного из исследовательских направлений Центра — «Опыт студентов». Диссертацию на степень кандидата наук об образовании (PhD in Educational Sciences) Ирина защитила по совокупности статей.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Правда ли, что внеучебная активность студентов положительно влияет на их образовательные результаты?
Мы стараемся не говорить «влияет», потому что влияние можно подтвердить только в эксперименте. Корреляционные исследования (примером которых является данная работа) показывают только связь между разными явлениями.
Исследований, в которых видна положительная взаимосвязь внеучебной деятельности и формирования образовательных результатов студентов (например, навыков коммуникации, работы в команде, критического мышления, лидерских качеств), а также их трудоустройства, очень много. Но не в России.
Большинство таких исследований выполнены в США. В американском образовательном контексте внеучебная деятельность считается необходимой. Предполагается, что благодаря ей можно развивать навыки, лидерские качества, критическое мышление. Под внеучебной деятельностью в таких исследованиях имеется в виду в основном проектная работа — социальные, волонтёрские, исследовательские проекты, участие в студенческих организациях. То есть это деятельность, которая выходит за рамки формального образовательного плана, за неё студент не получает оценки или образовательные кредиты.
В России таких исследований нет, моё можно считать первым. Думаю, таких работ будет становиться больше. Будут больше про это говорить, потому что на высоком уровне, мне кажется, и в министерстве, больше начинают интересоваться, чем студенты занимаются вне пар.
Как вообще может быть связан интерес студента к какой-то побочной активности с его успехами в учёбе?
Внеучебная сфера может служить акселератором знаний, полученных в ходе учебных занятий. Совместно работая над социальным, научным или прикладным проектом, студенты имеют возможность не только изучать материал, но и самостоятельно решать приближенные к реальности задачи. К тому же это позволяет наработать опыт в выбранной сфере.
Кроме того, это возможности для расширения социального капитала в виде связей не только в студенческой среде, но и в академическом сообществе и коммерческом секторе. В ком-то студенты могут найти ролевые модели для себя, от кого-то получить помощь в обучении, рекомендации
при трудоустройстве.
Есть предположения, что на самом деле связь непрямая. Как сказал на моей защите один из рецензентов, Александр Сидоркин, вовлекая студентов во внеучебную деятельность, в какие-то объединения и сообщества, университет позитивно влияет на их благополучие, на уровень психического здоровья. И уже за счёт этого улучшаются учебные результаты.
Есть ли такая связь в России? Что показало ваше исследование?
На самом деле, планируя своё исследование, я думала, что оно будет скучным, с весьма предсказуемым результатом. Я ждала, что, как в зарубежных работах по этой теме, я везде найду положительную связь между вовлечённостью и образовательными результатами. И была очень удивлена, когда на большой выборке положительная связь не была установлена.
Отличие двух выборок именно в том, что в «Вышке» внеучебной деятельности уделяется пристальное внимание?
Да, получается, что дело в усилиях вуза и форматах. В Высшей школе экономики более ста студенческих организаций, и организацией внеучебной деятельности занимается большая команда. В целом у студентов много возможностей предложить идеи, на базе университета проводится колоссальное количество мероприятий. Необязательно быть членом какой-то организации, чтобы выйти в центр студенческих инициатив и реализовать свой проект.
Но в других вузах студенты не вовлекаются во внеучебную деятельность. Данные интервью по проекту SUPER-test показывают, что они не видят в этом смысла: внеучебка в том виде, в котором она есть в большинстве российских вузов, забирает их «драгоценное» время на выполнение домашних заданий и подготовку к занятиям. При этом внеучебная активность никак и нигде не учитывается, и непонятно, зачем она вообще нужна.
В интервью студенты так и говорили — они на первом курсе записались в студактив, пару раз пришли, ничего не поняли и ушли. Конечно, должна быть разработана программа, чтобы студенты понимали, зачем нужен их внеучебный проект, какие задачи они выполняют.
При этом во всех российских вузах всегда были и есть активисты. Получается, студактива недостаточно?
Да, активисты были и есть. Но они существуют скорее номинально, и их довольно мало. И моё исследование, и другие работы показывают, что только 30% студентов вовлекаются за время обучения во внеучебную деятельность, и с каждым курсом их число снижается. Кроме того, в интервью многие студенты говорили, что вступают в студактив или профсоюз для галочки, на всякий случай.
К тому же студенческая активность у нас традиционно связана с творчеством и развлекательной работой или самодеятельностью. Это тоже хорошо, но не все студенты будут всю жизнь заниматься танцами. Лишь малая доля участников наших исследований отмечали, что они занимаются аналитической работой, связанной с социальными или другими проектами. Тогда за счёт чего студенты смогут развить навыки критического мышления?
В целом оценить оптимальный объём внеучебной работы в вузах трудно. Например, в ходе опросов для «Мониторинга экономики образования» студенты сообщали, что мало вовлечены в проектную работу. А руководители вузов ответили, что у них почти все студенты ею занимаются. Но чаще приходится видеть, что это не так. Типичный случай: как-то я участвовала в онлайн-мероприятии, и один профессор сказал в ответ на наше выступление: «Ну что вы, какие проекты, студенты ничего не умеют». И такое отношение очень распространено в вузах: считается, что у студентов неоткуда взяться интересным идеям.
Как сделать внеучебку более полезной?
Я бы предложила такие изменения:
Все эти изменения нужно отдельно тестировать и исследовать, но я думаю, что внимание к внеучебной деятельности будет полезным. Сейчас многие говорят о том, как важно развивать универсальные навыки студентов. Например, по опросам работодателей видно, что выпускники не умеют мыслить критически, не знают, как работать в команде. Но вопрос, как развивать такие навыки в учебном процессе, остаётся открытым. Исследования говорят, что структурированная, организованная внеучебная деятельность может способствовать развитию навыков студентов.
Не получится ли так, что внеучебки станет слишком много, и она будет во вред образовательному процессу?
Да, конечно, такое вполне возможно. Везде нужен баланс. Пока не могу сказать, «сколько вешать в граммах»: сколько внеучебки будет студентам в пользу, а не во вред. Этот вопрос не раскрывается в моей работе, это скорее перспектива на будущее. Нужно проанализировать характер взаимосвязи между учебной и внеучебной вовлечённостью и установить, существует ли предел, когда чрезмерная внеучебная активность станет оказывать негативный эффект на образовательные результаты.
Доклад «Учебная и внеучебная деятельность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад на родительском собрании №1 в 6в классе от 14.09.2018.
«Учебная и внеучебная деятельность шестиклассника»
Внеучебная деятельность: сущность и содержание
Внеучебная деятельность в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеучебная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.
Основными задачами внеучебной деятельности признаны:
— создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;
— наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат;
— внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.
При создании инфраструктуры дополнительного образования Министерство образования России декларировало следующие цели:
создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания стандарта общего образования;
выравнивать стартовые возможности личности;
ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, физическая, духовная), опираясь на его естественные склонности, интересы, личностные особенности;
компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентированных на культуру, психологию, этику);
содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации;
обеспечивать ребенку «ситуацию успеха», необходимую для его полноценного развития и психического здоровья.
Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, диспуты, тематические вечера, выставки, школьные музеи, устные журналы, газета и т.п.
Все это показывает, что классификация форм внеклассной и внеучебной работы представляет определенные затруднения, поскольку сложилось и применяется действительно довольно много разнообразных форм внеучебной работы.
В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету. В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, технологии вовлекаются учащиеся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным кружками, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели. Такие кружки ведут и учителя школы, если эта область составляет их любимое занятие на досуге.
Проводятся и праздничные вечера и вечера отдыха, которые также готовятся с привлечением большого числа учащихся. Они включают обычно и художественную самодеятельность, аттракционы.
Распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками.
Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути. Особенно ценно, когда гостя приглашают сами ребята и сами организуют всю подготовку к его встрече.
Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, турниры, фестивали и другие формы состязаний. Эти состязания проводятся и в области спорта (турнир шахматистов, соревнование на первенство по волейболу, баскетболу и т.п.), и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам (химическая, математическая, физическая олимпиады; конкурс на лучший перевод стихотворения с иностранного языка на русский, конкурс на лучший рисунок), и в области трудовых достижений (выставка поделок) и т.д.
Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся. Ребята знают своих лауреатов, гордятся ими.
Естественно, проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры [23].
Состязания, смотры и олимпиады часто проводятся для всех школ района. Заканчиваются они городскими, республиканскими или областными состязаниями и смотрами.
Все большее развитие получает в школах туристическая, краеведческая и экологическая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические). Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т.д.
В области трудового воспитания специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: уборка классов, школы, школьного двора; ремонт школьного учебного оборудования; оформление кабинетов, помощь школьной библиотеке; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона и др.
Этическая беседа как одна из важных форм нравственного воспитания проводится классными руководителями. В целях нравственного воспитания широко используется и большая часть из вышеназванных форм (и лекции, и тематические вечера, и встречи, и работа с книгой и др.).
В области эстетического воспитания наиболее распространенными формами коллективного приобщения учеников к искусству являются посещение кино, театров, концертов, выставок и музеев изобразительного искусства, а также организация концертов, просмотры кинофильмов или прослушивание музыкальных записей в самой школе. Собственная активная деятельность в области искусства осуществляется через занятия учащихся в различных кружках и студиях.
В последние годы, в связи с укреплением материальной базы школы, в школах создаются компьютерные кружки, секции.
Большое внимание уделяется сейчас всем формам внеучебной физкультурно-спортивной работы, начиная от коллективных выходов всем классом на каток, походов на лыжах, игр на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и кончая вовлечением учащихся в спортивные секции, работающие при школах.
Для формирования мотивации здорового образа жизни у подростов во внеучебной деятельности необходимо правильно выбрать воспитательную модель.
На сегодняшний день существует несколько моделей воспитания мотивации здорового образа жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование здорового образа жизни у человека.
1. Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения;
2. Выделение всех целей, которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;
3. Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия;
4. Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив;
5. Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;
6. Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;
7. Составление детального плана для осуществления поведения, учет возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.
Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее характерны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоутверждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).
Эти данные говорят сами за себя: 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, традиционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.
Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собственными интересами.
В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.
Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».