Что такое внутренняя и внешняя культура

Чем отличается внешняя культура от внутренней?

Внутренняя культура — это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни.
Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными — обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др.

Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Источник

Виды и формы культуры

Что такое внутренняя и внешняя культура. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя культура. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя культура. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя культура. Фото Что такое внутренняя и внешняя культура

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Источник

Внутренняя и внешняя культура

1. Введение: из истории культуры

2. Общество и культура: внешние и внутренние факторы

5. Список использованной литературы

Из истории культуры

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория “локальных” цивилизаций английского историка А. Тойнби.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура — это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура — это очеловеченный слой жизни, “вторая” искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми — там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Развитие культуры — органическая составная часть истории общества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни — социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпоху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культуротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в экономической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и искусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

Развитие культуры связано и с другими внешними детерминантами. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилизации утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История с течением времени все больше выступает в качестве всемирной истории, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, аккумулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контактов с другими странами и народами.

Естественная изоляция или нарочитое самообособление народов ничего хорошего развитию культуры принести не могут. Фактор изоляции, например, одна из причин сохранения первобытных форм жизни у аборигенов Австралии. Китай на рубеже I-II тысячелетия стоял в первых рядах стран по развитию культуры, а затем наступили столетия искусственной изоляции страны за китайской стеной, что привело к утрате былых позиций. Только покончив в 60-е годы XIX века с преградами на пути развития связей с остальным миром, Япония ускоренно пошла вперед.

Следует отметить, что на развитие культуры, как, впрочем, и на ее возникновение, сильнейшее воздействие оказали не только внешние, но внутренние факторы. Необходимость углубленного анализа внутренних причин развития культуры обнаруживается при рассмотрении влияния разделения труда на развитие культуры. Разделение труда разрушило присущее первобытности единство материального и духовного, а наряду с этим положило предел не только слитности материальной и духовной культуры, но и ее единству, поскольку един был ее субъект и носитель — первобытный коллектив.

В дальнейшем, с развитием общества, когда умственный труд стал все больше отделяться от физического, город — от деревни, когда общество разделилось на классы, профессиональные группировки различных уровней, на этнические образования, территориально-региональные общности, а также демографические страты — картина культуры в целом, как и картина ее исторического движения, усложняется.

Прежде всего, с возникновением сложной социальной структуры общества, возникшей в результате разделения труда, управление, умственная деятельность, духовное производство стали преимущественно сферой занятий определенного класса или социальной группы. Автономизация умственного труда, его отделение от физического дали мощный толчок развитию наук, прогрессу искусства и т.д. Она позволила сделать интеллектуальную деятельность профессией, которая органически соединяет в себе признаки материальной и духовно-практической деятельности человека. С каждым этапом развития общества и его фундаментальной основы — общественного производства, роль умственного труда, его практическая значимость в жизни общества все более возрастает.

Культура каждой эпохи неразрывно связана с потребностями и интересами различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры. Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества. Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации явлений культуры неизбежно заводит исследователя в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явления, к которым критерий классовости просто неприменим — это наука, техника, язык.

Во-вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние социально-классовых и групповых интересов — это искусство, мораль, философия и т.д.

На развитие культуры в современных условиях оказывает свое воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.

Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются определенные существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуры мелких и средних городов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное освоение действительности и использование его успехов. Восток же до недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие окружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это больше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и духовными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя итог, можно сказать, что мировая культура — явление достаточно сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные, национальные типы культур и огромное число субкультур, существующих в качестве подсистем в этих культурных типах.

Во внутренней организации культуры существуют также структурные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. В работах западных философов и социологов данное понятие характеризуется как вид коммерческой культуры, потому что продукты данной культуры выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Реклама, ставшая обязательным атрибутом современного общества, является неотъемлемой частью массовой культуры.

Развитие культуры имеет свою внутреннюю логику и характеризуется относительной самостоятельностью и своеобразной внутренней детерминацией, которая реализуется не только в активном использовании новыми поколениями накопленного запаса ценностей культуры, но и в воздействии этого запаса на дальнейшее развитие культуры, его основные направления, его содержание и темп.

Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах. Особенно выпукло обнаруживают себя сдвиги в культуре в переломные периоды человеческой истории, например, при переходе от античности к средневековью, а затем от средних веков к эпохе Возрождения.

Коренные перемены в культуре наблюдаются с переходом общества от формации к формации. При этом в истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали. Важнейшей закономерностью развития культуры является преемственность, в которой реализуется единство противоположностей — традиции и творчества. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества. При этом каждое ныне живущее поколение как бы стягивает к себе прошлое и будущее, как к центру, который с течением времени сдвигается к новым поколениям.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое. Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.

Однако культура — это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т.е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством. Конечно, не всякое новаторство можно безоговорочно причислить к творчеству. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. Хотя данный критерий новаторских культурных ценностей не является абсолютным. Бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Тем не менее, если творец создает произведение или делает открытие, несущее подлинную духовную ценность, то их время рано или поздно приходит, и, последующие поколения воздают им должное. Творчество Ван Гога и Гогена, гениальных художников, непризнанных при жизни современниками, работы предтечи космических полетов человечества К. Циолковского — блестящее свидетельство этому.

В творчестве культуры общечеловеческое, всеобщее тесно связано с неповторимостью, уникальностью созданной духовной ценности. Тиражирование или репродуцирование не является творчеством, хотя и играет важную роль в распространении культуры. Но это именно распространение, а не создание культуры.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны.

В целом подход к культурному наследию должен быть диалектическим: не нигилистическое отбрасывание, а сохранение всех ценностей, которые способны работать на прогресс, и отрицание всего отжившего, консервативного в культурной традиции.

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА — ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура — это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура — мир человека. Культура — это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе — формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности — духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное, лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности — быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм — вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не могли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость — все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций — в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции — все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах — служебного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. — в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры — одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры.

Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Что такое внутренняя и внешняя культура. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя культура. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя культура. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя культура. Фото Что такое внутренняя и внешняя культура

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *