Что такое внутренняя структура личности юриста

Тема № 2 Личность юриста в обществе и его профессионализм

Основные вопросы темы:

1. Понятие личности.

2. Внутренняя структура личности юриста.

4. Юристы как социальная группа.

5. Лидерские качества.

1. В первоначальном значении слово «личность» означало маску, роль, исполнявшуюся актером в древнегреческом театре.

В философии существует два понятия личности :

Личность определяется системой общественных отношений, культурой, биологическими особенностями.

Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

Личность юриста характеризуется собственно личностными интеллектуальными и психологическими (волевыми) особенностями, степенью профессиональной подготовки, социальной позиции, этической установкой.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА

характеристика личности как индивидахарактеристика личности как индивидуальностисоциальный тип юристаожидание общества по поводу личности юриста
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

профессиональ-ная подготовкаспособность к поддержанию собственного имиджа и престижа профессииспособность к соблюдению этических (моральных и нравственных) нормспособность к восприятию и переработке информацииспособность к профессиональному и не профессиональному общению

2. Под внутренней структурой личности юриста следует понимать свойства, интегрированные в ее сознании. Это прежде всего:

· психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля);

· психические свойства личности (способности, характер);

· «идеологические» свойства сознания (установка, направленность, ценностная ориентация);

· биологически обусловленные особенности (состояние здоровья, темперамент, инстинкты и т. д.)

3. Уровеньпрофессионализма юриста зависит от совокупности следующих обязательных составляющих:

моральные качествапрофессиональная подготовка
· гуманизм· глубокие профессиональные знания, умения и навыки
· порядочность· выработка навыков ориентации в объеме правовой информации,
· приверженность к делу справедливости· умение правильно использовать информацию,
· добросовестность· высокая работоспособность,
· вежливость· настойчивость в поиске истины,
· скромность· систематическое самообразование,
· самокритичность· способность доводить дело до конца,
· конфиденциальность· умение защищать свои взгляды и позицию,
· ответственность· убежденность, убедительность,
· корректность· коммуникабельность,
ЮРИСТЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

степень престижа в обществе этой группысредняя (суммарная) квалификациясостояние защищенности (наличие специального законодательства)социальная позициявнутренние связи и взаимоподдержка

Как справедливо характеризует этот период доктор юридических наук, профессор Дозорцев В.А.: «В нашей стране, строго говоря, вообще не было частного права, для которого первостепенное значение имела бы инициатива частных лиц, в том числе в сфере экономики. Везде доминировало государство, публичное право. Регулирование имущественных отношений было соответствующим. В новых условиях это стало недопустимым».

Практика сводилась к тому, что юристы вынуждены были зачастую лишь оформлять чужие решения, и представлять интересы предприятия подчас в заведомо проигрышных делах, так как при заключении сделок руководство предприятий не согласовывало свои решения с юридическими службами. Для многих юристов это было более удобным, чем профессиональная деятельность в условиях высокой ответственности.

Но теперь, когда все чаще слово юриста становится делом, реально воплощается в жизнь, и от решения юриста, работающего в сфере бизнеса, зависит стабильная работа предприятия и благополучие всего персонала, за их ошибки приходится платить высокую цену.

5. В связи с этим в новых условиях большое значение приобретает формирование у будущих профессионалов лидерских качеств.

Лидер (от англ. «ведущий»)— лицо, способное воздействовать на

других с целью интеграции совместных действий, направленных на

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тема 4. Личность юриста

Собственно определение личности, ее структура, содержание и другие связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, социологической, психологической и правовой литературе. В ней содержатся сотни или тысячи определений личности, сформулированных с самых различных позиций. Эти определения и связанные с ними теории желательно как-то учитывать при исследовании правовых проблем.

Личность юриста здесь, однако, без особых обсуждений в начале предметно определяется как субъект, который, имея для этого соответствующую подготовку, осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные или не всегда благородные цели.

Личность юриста затем раскрывается в ее качественной, социальной характеристике. Это присущая субъекту совокупность или система черт характера, качеств и свойств, которые так или иначе отражаются на его деятельности как профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном, профессиональном поведении.

Наконец, в соответствии с традициями, сложившимися в российской (советской) общественной науке, личность юриста рассматривается на трех уровнях: как индивид (прокурор Иванов), как портрет профессиональной группы (личность судьи), как социальный тип (личность юриста в конце XX в. или ранее, например в середине XIX в.).

4.2. Структура личности юриста. Ее анализ осуществляется по традиции с биологических, психологических либо социологических позиций.

В структуре личности юриста по критерию содержания выделяют четыре группы свойств:

1) мировоззренческие, к которым относятся отношение к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

2) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

3) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам и пр.;

4) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.).

Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главным при анализе свойств личности юриста является оценка их соотносимости с профессией юриста, их реального состояния, содержания и интенсивности.

В свое время С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев, разрабатывая, как и другие ученые, модель юриста, т.е. не что иное, как желательное состояние личности юриста, включали в предложенную ими модель общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), относящиеся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям. Основными общими показателями, по их мнению, являлись:

1) «марксистско-ленинская идейность, политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного государственного долга;

2) высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость;

4) надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

5) глубокое знание советского законодательства и практики его применения;

7) общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

8) навыки научно-исследовательской работы;

9) качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений».

Иные классификации элементов личности юриста также возможны. Каждое из свойств личности юриста может быть, в свою очередь, нормативным, т.е. обязательным, и ненормативным.

Они могут быть присущи: а) всем юристам; б) группе юристов; в) индивидууму.

Далее, свойства по иному критерию могут быть: а) одобряемыми; б) осуждаемыми; в) нейтральными.

Наконец, они могут подразделяться по роли в структуре личности на: а) ведущие; б) существенные; в) малозначимые.

В этой связи актуализируется проблема проверки качества профессиональной подготовленности юристов, включая периодический контроль за ней. Можно полагать, что актуальная профессиональная подготовленность должна быть постоянным, а не временным свойством личности юриста.

Существенное внимание общества привлекает и проблема сдачи квалификационных экзаменов, что обязательно для осуществления некоторых юридических профессий. В целом как будто бы нет каких-либо данных о недостатках в проведении такого рода экзаменов. Однако применительно и к высшему юридическому образованию, и к квалификационным экзаменам подготовка кадров для себя, внутри своего ведомства не должна рассматриваться как наилучший вариант.

Нормативно по ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», опирающейся на ст. 119 Конституции РФ, судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Кроме того, требуется стаж работы не менее пяти лет, несовершение им порочащих его поступков и сдача квалификационного экзамена. При этом ст. 5 этого же Закона жестко регламентирует порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи. А подзаконные акты определяют, кто сдает квалификационный экзамен, кто входит в экзаменационную комиссию, регулируют организацию работы экзаменационной комиссии, содержание и порядок приема квалификационного экзамена.

Требование высшего юридического образования к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, установлено также ст. 37 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В свою очередь, и адвокаты обязаны сдавать квалификационный экзамен.

Все такого рода квалификационные экзамены по существу конкретизируют требование профессиональной подготовленности и одновременно являются механизмом оценки высшего юридического образования.

По-видимому, целесообразно законодательно установить перечень должностей, требующих наличия высшего юридического образования, включив в него и оказание правовых услуг населению.

Состояние здоровья. Во время подготовки первого издания книги этот вопрос казался только теоретическим и вызывал недоумение. Теперь ситуация изменилась. Вокруг этого вопроса возникла острая полемика.

Сейчас о требованиях к здоровью упоминается в ст. 37 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В ней говорится, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности. В ст. 4.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлена обязательность прохождения медицинского освидетельствования претендента на должность судьи. По-видимому, было бы целесообразно вообще в законе сформулировать понятие здоровья, без дискриминации отдельных граждан, но с учетом реальных интересов выполнения обязанностей, вытекающих из юридической профессии. Во всяком случае, необходимо установить, когда недостатки здоровья вообще не могут препятствовать допуску лица к юридической профессии. Сейчас Совет судей разработал перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Нормативно-правовые оценочные свойства личности юриста. Ряд законов о юридической деятельности требует наличия у юриста таких оценочных свойств личности, как «необходимые моральные качества» (ст. 37 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), «недопущение порочащих поступков» (ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), а для принятия на службу в полицию является препятствием наличие в прошлом или настоящем судимости.

Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., также выдвинул требования к поведению судьи, включающие требования, предъявляемые к званию судьи. Кроме того, здесь сформулированы правила поведения судьи во внеслужебной деятельности. Они включают общие требования, а также особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова, при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Дата добавления: 2017-09-19 ; просмотров: 4146 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Статья «Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья «Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста»

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста, помимо социально-психологических особенностей охватывает также ее структурные компоненты (подструктуры деятельности). Выделение этих структурных образований позволяет дополнить профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Характерным для всех видов правоохранительной деятельности является то, что ее основные структурные элементы присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. Однако в зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры несколько меняется.

Итак, в наиболее обобщенном виде основными подструктурами профессиональной деятельности юриста являются:

Расследование преступлений, изучение причин совершения правонарушений, разработка рекомендаций по их устранению, разрешение гражданско-правовых споров представляют собой разновидность всеобщего процесса познания.

Характерная особенность познавательного процесса, осуществляемого следователем, судьей, адвокатом, состоит в том, что главными объектами познания чаще всего являются события прошлого. Однако этим событиям, как правило, сопутствуют очень важные элементы настоящего, устанавливая которые следователь, судья выявляют их связи с прошлыми фактами и по этим связям ретроспективно познают событие, имевшее место в прошлом. При этом если познавательной деятельности следователя в большей мере присущи черты непосредственного, чувственного познания объектов, которые до него еще фактически не были познаны, то судья, адвокат чаще исследуют обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. Однако особенности познавательной деятельности следователя не следует полностью абсолютизировать, так как на практике встречаются далеко не единичные случаи, когда первооткрывателем истины по делу все же оказывается не следователь, пришедший в ходе предварительного следствия к неправильным выводам, а судья.

Составной частью познавательной подструктуры является прогнозирование, т.е. мысленное представление хода и результатов действия, а также планирование предстоящих действий, как пишет об этом проф. А.В. Дулов, относящий эти элементы к выделенной им так называемой конструктивной деятельности (подструктуре).

Характерной чертой познания истины следователем, судом является закрепление в строго определенной процессуальной форме получаемых результатов, т.е. совершение регламентированных, документально фиксируемых действий, с помощью которых можно удостовериться в правильности полученных знаний и принятых решений. Проверяемость (верифицируемость) — обязательная черта знаний, получаемых в процессе уголовного и гражданского судопроизводства.

В этой связи справедливо замечание о том, что познавательная деятельность следователя «обязательно сопровождается выполнением удостоверительной функции». Эта удостоверительная функция познавательного процесса следователя, судьи проявляется в составлении особого рода процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу, что, несомненно, придает доказательственный характер всему процессу познания.

Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности юристов и требующих от них определенных личностных качеств, являются:

§ строгая законодательная регламентация процесса познания (как самой процедуры познания, так и закрепления ее хода и результатов);

§ ретроспективный характер процесса познания, объектом изучения которого являются не только настоящее, но и события прошлого;

§ негативный характер объектов познания в виде результатов преступной деятельности;

§ мысленное моделирование событий прошлого, последовательность процесса познания;

§ доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательственные факты;

§ дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации);

§ противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины;

§ принудительный характер применяемых методов познания с использованием властных полномочий;

§ эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс-факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряженность;

§ общественный резонанс по поводу познавательной деятельности работников правоохранительных органов и ее результатов.

Изучение социальных явлений, их правовой анализ, особенности самого процесса познания предполагают наличие определенных когнитивных, личностных качеств, составляющих в своей совокупности один из основных факторов профессиональной пригодности.

К их числу относятся: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания; развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность; аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активное восприятие, емкая память, устойчивое внимание, развитые воображение, интуиция.

Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением.

Неразрывное единство деятельности и общения, деятельностное эпосредование общения и личности имеет важное методологическое зна-4ение при определении места и роли общения в любой, тем более в юридической деятельности. Общение актуализирует в себе и общественные (социальные) отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений.

Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный, процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации, общественностью и т.д. При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия людьми друг друга (перцептивная сторона).

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем (заместителем, помощником руководителя), который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества.

— активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

— смелость, решительность, настойчивость;

— умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

— самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются:

— психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Безусловно, выделение и раздельное рассмотрение перечисленных выше структурных образований правоохранительной деятельности носит условный характер, поскольку в действительности все они тесно связаны между собой и выступают в едином комплексе. Так, например, при расследовании уголовных дел во время допроса свидетеля, обвиняемого и познавательная, и коммуникативная подструктуры в деятельности следователя столь тесно взаимосвязаны, что практически невозможно вычленить их отдельные элементы. Однако такой методологический подход помогает более углубленно проанализировать профессиональный труд юристов, разработать профессиограмму их деятельности, определить критерии оценки психологических качеств лиц, стремящихся стать юристами, создать надежную систему профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора.

В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности.

О том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.

Анализ рассмотренных выше различных сочетаний качеств личности дает возможность строить прогноз относительно того, в какой мере тот или иной кандидат сможет успешно заниматься в избранной области правоохранительной деятельности, т.е. позволяет оценивать его профессиональные способности при приеме на работу, при распределении служебных обязанностей, при выдвижении на более высокую должность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *