Что такое волевое поведение
Волевое поведение
Другими словами, волевое поведение-это поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию. Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает дополнительное побуждение к действию.
Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том. или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.
Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь на протяжении школьного возраста, ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника,-значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.
Воля. Механизмы волевого поведения
Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.
В психологической литературе описаны примеры волевого поведения, в которых содержится описание способов произвольного изменения побуждения через изменение смысла действия. Изменения смысла действия можно достичь:
1 через переоценку значимости мотива, при обесценивании предмета потребности;
2 через изменение роли и позиции человека в общности (отстающим школьникам поручали опекать ребят младших классов и помогать им в учебе; изменение позиции привело к тому, что учеба для отстающих школьников получила новый смысл и они стали более настойчивы в своей учебной работе);
3 через предвидение и эмоциональное переживание результатов своих действий;
4 через обращение к символам, ритуалам для укрепления действия (вынос знамени во время боя относится к такого рода способу волевой регуляции);
5 через соединение заданного действия с другими, более высокими мотивами (долга, чести, ответственности и т.п.);
6 через воображение ситуации с новым мотивом (например, представляя, что заданное действие выполняется в условиях соревнования) и ряд других способов.
Понятие общения. Основные виды и функции
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
В научной литературе выделяют следующие виды общения:
1 “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
2 Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
3 Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
4 Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
5 Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
6 Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
1 коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
2 информационная (обмен информацией между людьми)
3 когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
4 эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
5 конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
6 креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
25.Общение как коммуникацияВиды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.
Вербальные.
В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.
Невербальные коммуникации– это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.
Основные виды делового общения подразделяются по способу передачи информации:
Устное общение, которое в свою очередь подразделяется на монологическое и диалогическое. Под первым понимается такой вид передачи информации, как рекламная речь, презентация, приветствие, доклад и т.д. Диалогическое общение представляет собой переговоры на совещании, конференции, другими словами обсуждение важного вопроса несколькими людьми.
Письменное общение, подразумевает под собой обмен информацией с помощью документов – официальных писем, приказов, распоряжений, договоров, отчетов, заявлений, инструкций, справок, служебных записок и т.д.
Общение как перцепция
В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в процессе восприятия человека человеком представляет не только неоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта, партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга. Отсюда те многочисленные стереотипы, связывающие конституцию или черты лица с индивидуальными особенностями.[6]
Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.
Идентификация предполагает отождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод о его индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек старается поставить себя на место другого и, исходя из этого, попытаться понять его состояние и возможные способы действия в конкретной ситуации. Часто при этом собственные понятия и схемы поведения распространяются на другого, что может стать причиной ошибки, так как отличия этого от другого не учитываются при идентификации. Более эмотивные люди, естественно, чаще используют именно этот метод познания, заражаясь переживаниями партнера по общению.
Под понятием рефлексии подразумевается не способность человека к самонаблюдению, но осознание того, каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я-концепции и самооценки, он всегда, более или менее осознанно, присутствует в структуре личности. При общении же это отраженное представление о себе играет доминирующую роль, и от того, насколько оно совпадает с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), во многом зависит успех контакта.[6]
Главным содержанием перцептивного процесса общения является система интерпретаций поведения другого, причин его поступков, симпатий и антипатий. На основании этой системы субъект стремиться предвидеть и дальнейшие действия партнеров, в том числе и по отношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действий окружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности, процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальной атрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерам причины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализа похожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект, ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы и переживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе люди вспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведение партнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те же причины.
Так же на восприятие окружающих оказывает влияние и эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга».
Эффект «ореола» заключается в том, что первое, общее впечатление о человеке, часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем, распространяется на восприятие его поступков и личностных качеств. При этом может сформироваться как положительный, так и отрицательный «ореол». Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Эффект «новизны» заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Именно поэтому эмоционально насыщенная или значимая информация о новом человеке может стимулировать формирование положительного или отрицательного «ореола».
Еще одним важным эффектом восприятия является эффект «бумеранга»,заключающийся в том, что в некоторых случаях воздействие информации на партнеров по общению (или на широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Как правило, этот эффект возникает в тех случаях, когда подорвано доверие к источнику информации или этот источник (как субъект, так и средство массовой информации или учреждение) вызывает неприязнь у воспринимающих. Иногда эффект бумеранга возникает, если информация длительное время носит однообразный не соответствующий изменившимся условиям характер.
Анализ перцептивного процесса общения показывает, что при восприятии другого человека возникает не только представление о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнер может вызывать как ситуативное эмоциональное переживание, так и стойкое чувство, как положительное, так и отрицательное.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2474 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Волевые качества
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков.
Тема 10. Воля.
Классификация чувств Рубинштейна.
1. Элементарные физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. связаны с органическими потребностями. Выполняют роль общего эмоционального фона. Беспредметный страх, тревога, тоска (их предмет не осознается).
2. Предметные чувства. Сответствуют предметному восприятию и предметному действию. Характеризуются более высоким уровнем осознания предмета и отношения к нему. Чувства подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Моральные чувства выражают отношение ч-ка к ч-ку, к об-ву (любовь, ненависть). В интеллектуальных чувствах осуществляется взаимопроникновение интеллектуальных и эмоциональных пр-сов (любопытство, любознательность, сомнение, уверенность в суждениях). Эстетические чувства связаны с познанием красоты предмета (восхищение, отвращение).
3. Обобщенные чувства выражают общие мировоззренческие установки личности. Чувство юмора (способность смеяться над тем, что любишь; оценка положительного преобладает над оценкой отрицательного), иронии (противопоставление положительного отрицательного с безусловным признанием ценности первого в отличие от издевки и насмешки), чувство возвышенного, трагического (осознание единства добра и зла), комического (понимание несоответствия, неосновательности претензии).
1. Понятие воли. Признаки волевого поведения. Функции воли.
2. Этапы волевого действия. Понятие волевого усилия.
3. Волевые качества.
Понятие воли. Признаки волевого поведения. Функции воли.
Воля – это способность человека управлять собой, сознательно регулировать свое поведение и деятельность. Волевым следует считать человека, способного подчинять свои импульсы сознательному контролю. Воля требует умения не только служить своим желаниям, но и господствовать над ними.
Механизм волевых действий – побуждение к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствует заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Т.е. волевое действие осуществляется там, где субъект действует по необходимости (“надо”), а не по непосредственному желанию. Необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию, которое, тем не менее, должно быть осуществлено.
Волевая регуляция – это изменение смысла действия, которое непосредственно не значимо, но обязательно для исполнения. Это соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями. Т.о. волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, строит новый мотив, отыскивает повышенную ценность данной деятельности.
Волевые действия противопоставляются непроизвольным – действиям, совершаемым в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознанных побуждений (влечений, установок). Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого плана (поступки человека в состоянии аффекта, страха, растерянности).
Признаки волевого поведения:
1. Сознательная направленность на определенную цель.
2. Наличие усилий по преодолению препятствий, стоящих на пути к цели. Волевой акт связан с преодолением препятствий, появившихся на пути осуществления мотивированной деятельности. Внутренние препятствия могут быть вызваны усталостью, желанием развлечься, страхом, стыдом, ленью и т.д. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевое усилие создает дополнительные мотивы к действию по достижению цели.
3. Осознание свободы осуществления действия – “могу поступить так, а могу иначе”. Переживание свободы выбора решения. Переживание ответственности за свои намерения и действия. Волевая деятельность человека полностью детерминирована – она обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникших в результате различных воздействий в условиях общественной жизни. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
4. Наличие продуманного плана осуществления действий.
5. Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. Имеется в виду отсутствие эмоционального, а не морального удовлетворения. С успешным совершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение оттого, что его удалось выполнить.
Функции воли:
1. Побудительная. Воля усиливает мотивацию и на этой основе совершенствует сознательную регуляцию действий. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека.
2. Тормозная. Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.
Этапы волевого действия:
1. Возникновение побуждения, осознание цели и стремление достичь ее. Обычно перед человеком возникают разные цели, которые обладают различной привлекательностью. Человеку приходится выделять ту цель, которая представляется в настоящее время наиболее важной и нужной. Происходит не просто осознание цели как желаемой, но и осознание ее как принципиально достижимой, доступной.
2. Стадия обсуждения и борьба мотивов. Осознание ряда возможностей достижения цели и выбор путей ее достижения. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии победить без принятия волевого решения. Трудносовместимые мотивы требуют в один и то же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным.
3. Принятие одной из возможностей в качестве решения. В результате решения происходит окончательное становление цели, иногда совсем не совпадающей с первоначальной. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка порождает специфическое для волевого действия чувство ответственности.
4. Этап исполнения решения. Осуществление принятого решения. Преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы. Сущность волевого действия лежит не в борьбе мотивов и не в принятии решения, а в его исполнении. Человеком с достаточно сильной волей может считаться тот, кто умеет приводить свои решения в исполнение. Как и в любом другом действии здесь выделяется этап планирования путей достижения поставленной задачи.
Чтобы решение перешло в действие, необходимо сознательное волевое усилие. Волевое усилие сопровождает все этапы волевого действия.
Сила воли проявляется в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий.
Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.
Инициативность – обилие и яркость новых идей, планов; преодоление собственной инертности, изменение привычного течения дел.
Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Противоположностью самостоятельности является внушаемость – человек легко подвергается чужим влияниям, и мотивы его действий возникают не из его собственных сложившихся мнений и убеждений, а как результат сторонних влияний.
Умение владеть собой (выдержка) – умение подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения, умение сдерживать не одобряемые самим человеком проявления чувств. Способность заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая лень и страх.
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения, правильные действия, адекватные средства достижения цели. Нерешительность проявляется в колебаниях, сомнениях, нескончаемой борьбе мотивов.
Энергичность – умение сконцентрировать все свои силы на достижении цели.
Настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. Настойчивость отличается от упрямства, когда человек не способен, несмотря на разумные основания, отказаться от намеченного плана действий, от мало продуманного решения. В этом проявляется слабость воли человека.
Воля и волевые действия
Воля определяет способность добиваться успеха: она выявляет насколько легко приниматься за работу, сопротивляться соблазнам, побеждать прокрастинацию и лень, избавляться от раздражителей и ставить долгосрочные результаты выше желаний получить краткосрочные удовольствия.
Воля в психологии, согласно Википедии – способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Проще говоря, если вы приняли решение что-либо сделать, но после этого не последовало никакого действия, значит решение не было принято, а воля оказалась подавленной страхом, стрессом или ленью.
Современные психологи предполагают, что слабость воли может быть вызвана одной или несколькими из следующих причин:
Функции воли
У воли две функции: побудительная и тормозная.
Побудительная воля – это действие или комплекс действий, которые вам нужно совершить (прививание хорошей привычки). Тормозная – действие, которого не нужно совершать (искоренение плохой привычки).
Воля в той или иной мере проявляется у всех людей. Однако многие, несмотря на то, что рационально понимают, что плохое поведение или привычка разрушают жизнь и могут стоить очень дорого (сидячий образ жизни, потребление алкоголя, курение), изменяют свой быт и поведение лишь на короткий промежуток времени. Через несколько дней, недель или месяцев привычка берет верх и воля оказывается подавленной. До того часа, когда снова возникнет достаточно сильный страх или отвращение к себе.
Существует определенный порог желания, который разделяет мотивацию и волю: когда желание лежит ниже этого порога, оно является мотивацией, а когда пересекает его, то действие становится волевым.
Волевые действия
Волевые действия – это сознательно контролируемые действия, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Они возникают в тот момент, когда человек лишен мотивации, жизненных сил и энергии, но при этом четко понимает, что и зачем ему нужно сделать.
Важнейшие компоненты волевых действий:
Волевое действие является достаточно сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий и фаз. В современном мире так много раздражителей (реклама, интернет, звуки), что человеку становится все тяжелее воспитать в себе это ценное и во многом определяющее успех качество.
Что нужно знать о воле
Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.
С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.
Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.
Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.
Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.
Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.
Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.
Развивайте моральные качества
Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».
Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.
Не тратьте волю попусту
Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.
Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.
Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.
Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.
Проведите сеанс саморефлексии
Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:
Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.
Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.
Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.
На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.
Останавливайтесь на три секунды
Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.
На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.
Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.