Что такое воспроизведение биологической сущности
Биосоциальная сущность человека
Биосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материальные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.
Что это такое
Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.
Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.
В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.
Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.
При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.
Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.
Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.
Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.
Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.
Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:
– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);
– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);
– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.
В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.
Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.
При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.
Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.
Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Личностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.
Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.
Примеры
Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).
На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).
Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.
Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.
При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).
Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.
И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.
Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.
Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.
Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Жизнь. Сохранение. Воспроизведение
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
Часть I. Соматопсихика, или природное тело (corpus animalis).
Итак, жизнь вместе с деятельностью есть жизнедеятельность. И как жизнедеятельность она есть качественный скачок в развитии материи от косной к живой, органической. В таком виде данная триада вполне аналогична философской триаде:
Среди многочисленных определений понятия жизни есть то, которое дал Ф.Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Отметим здесь два слова: «способ» и «существования». Не будем пока погружаться в философские рассуждения о существовании, сущности и явлении. Это будет сделано в VIII-ой части «Психоархитектоники». Отметим, что существование есть результат осуществления (творения) становящегося бытия. То, что существует (некое существо), когда-то возникло или родилось, произвелось на свет. Оставим возникновение косной материи, в которой что-то постоянно возникает и исчезает, образует стабильные и нестабильные объединения, распадается и опять сливается. В живой природе некто (живое существо) рождается и умирает, а отрезок времени между рождением и смертью мы называем его жизнью. (Когда кто-то говорит, что он не живёт, а существует, то имеется в виду, что его жизнь подобна существованию неживого предмета, что она не наполнена важными событиями, неинтересна и бессмысленна).
Теперь насчёт способа. Способ есть некий результат процесса приспособления организма к среде, а также процесса взаимного приспособления организмов друг к другу. Надо заметить, что понятие приспособления весьма многозначно и коварно. В науке по теме биологического приспособления сломано и до сих пор ломается немало копий. Был Жан Батист Ламарк с его теорией упражнения и передачей упражнённых признаков по наследству. Потом его теорию вобрал в свою теорию борьбы за жизнь и естественного отбора Чарльз Дарвин.
В общем, многие до сих пор считают, что приспособление происходит исключительно по милости Естественного Отбора, эдакого научного божества, а упражнение и неупражнение органов в приспособлении не играет никакой роли. Этот взгляд как-то не вяжется с реальностью, ведь в борьбе за жизнь побеждают наиболее подготовленные к борьбе, т.е. упражнявшиеся в борьбе и отработавшие удачные комбинации движений до уровня устойчивых навыков животные. Эти упражнения происходят как раз в форме воспроизведения сохранённого порядка (способа) движений. Само по себе воспроизведение означает многократное проигрывание сохранённой в регуляторном центре последовательности движений.
Если не иметь в виду труд, трудовую деятельность, то деятельность сама по себе есть производство телодвижений. Живой организм производит телодвижения и посредством их потребляет необходимые ему питательные вещества, активно приспосабливаясь к предмету, содержащему эти питательные вещества, разыскивая его и овладевая им. Отсюда возникают различные способы как производства, так и потребления.
Теперь можно сопоставить две триады:
Интерпретировать это сопоставление можно следующим образом. Жизнь есть непосредственное единство наследственных и приобретённых форм жизнедеятельности. Достижения филогенеза сохраняются в организмах в форме генетической памяти, а в онтогенезе воспроизводятся, но воспроизводятся уже на несколько изменившейся почве, а потому требуют от организмов приспособить наследственные признаки к произошедшим и происходящим изменениям в окружающей среде. Это индивидуальное приспособление и есть приобретение новых форм (способов) поведения, внутреннего строения и функционирования органов организма.
В отношении воспроизведения надо сказать, что воспроизведение хранимой информации, какого-нибудь аудио- или видео-, или аудиовидеоряда, бывает разным и иногда намного отличается от того, который хранится в носителе информации. Например, живой звук, записанный в одном месте, воспроизводится в другом месте по-другому, чем он звучал в месте записи. Многое зависит как от качества записи, так и от качества воспроизведения, от качества воспроизводящих звук систем. Одна и та же мелодия по-разному напевается разными певцами, один и тот же текст по-разному читается разными чтецами. У кого-то вообще нет певческого голоса или членораздельной речи, и он мычит себе что-то под нос. Или не мычит.
Таким образом, воспроизведение обладает большим индивидуальным своеобразием и разнообразием. Нет ничего удивительного, что на почве воспроизведения, например, восстановлении клеток, их росте и размножении, а также размножении организмов появляются генные мутации. Каким-то организмам они дают преимущество в борьбе за жизнь и сохраняются, пройдя горнило естественного отбора. Другим эти мутации, наоборот, подкидывают своеобразных «свиней» в виде генетических аберраций и врождённых заболеваний, в результате чего носители плохих мутаций погибают естественным образом или в конкурентной борьбе.
Всё же кое-что в условиях меняется до того медленно, что эти условия можно считать постоянными. И научение жить в этих условиях приводит к привыканию к ним. Привыкание определяют как постепенное исчезновение явно выраженной реакции на постоянный стимул. Однако, как только этот постоянный раздражитель исчезает или вместо него появляется (на него накладывается) другой, реакция восстанавливается. Да и реакция уже не та, которая была прежде, а несколько другая. Это реакция на новизну. Её ещё называют ориентировочной реакцией в составе ориентировочного рефлекса. Организм начинает возбуждённо исследовать появившийся новый стимул, новый предмет, новую предметную ситуацию. Собственно, это уже связано с интересом, о котором речь пойдёт в следующей главе.
А здесь необходимо сказать, что к постоянным условиям жизни организм привыкает. Они для него становятся привычными. В них он и ведёт себя привычным образом. Вот это привычное действие и есть навык. В привычных условиях организм не обращает на них особенного «внимания», не проявляет к ним особенного «интереса», не исследует их (поскольку уже всё давно исследовано), не изучает, и, следовательно, ничему больше не учится. Это та пресловутая «зона комфорта», жизнь в которой губит на корню всякий рост и развитие. Сидеть в ней человеку можно только, если его внутренняя ситуация резко и непредсказуемо меняется, т.е. он занимается умственным трудом, пишет, сочиняет, изобретает, и так далее.
Но животные этими делами не занимаются, и у них эволюционный прогресс наблюдается только тогда, когда они выходят из своей «зоны комфорта» и расселяются по новым территориям, где встречаются с удивительнейшими природными ландшафтами и новыми видами животных, к жизни с которыми необходимо также приспосабливаться. Так и люди, которые поначалу кочевали с места на место, расселяясь по огромным территориям, а потом их кочевой образ жизни стал постепенно переходить в оседлый. При оседлом образе жизни возможно не только животноводство и потребление животных в пищу, но и растениеводство, земледелие, строительство, добывающая и перерабатывающая промышленность.
Навыки, со своей стороны, не только содействуют самосохранению, укрепляя гомеостаз, но и своим накоплением в деятельностной памяти обеспечивают рост вооружённости и, следовательно, рост защищённости организма от вредоносных влияний окружающей среды. Таким образом, привычки и навыки представляют собой полярности Самосохранения и Роста, синтезом которых является Развитие психики.
В индивидуальной или групповой игре животные воспроизводят видовой жизненный опыт, приспосабливая его к тем условиям, в которых они живут. Поэтому детская игра есть генетически запрограммированная форма приспособления к жизни, тренировки всех функций детского организма и его подготовки ко взрослой жизни. На этом уровне научение и игра представляют собой синкретическое единство, которое впоследствии распадается на отдельно игру и отдельно обучение. Хотя есть и синтетические формы этого единства, проявляющихся в обучающих играх и в игровых методах обучения.
В относительно постоянных условиях привычки и навыки обеспечивают автоматический характер регуляции. Автоматическая регуляция многообразна. Это и авторегуляция дыхания, пищеварения, ходьбы, бега, переходов от сна к бодрствованию и обратно, и т.д.. А если затронуть внутриклеточную регуляцию и регуляцию генетических процессов, то видов авторегуляции найдётся довольно много.
Автоматическая регуляция нужна для того, чтобы каждый раз не приспосабливаться заново к одним и тем же условиям жизни, а тратить энергию только на появляющиеся новые обстоятельства. То есть автоматизация способствует экономии сил. П.В.Симонов даже постулировал потребность в экономии сил (ПЭС), которая иногда выражается в лени. А лень, как мы все знаем, есть двигатель технического прогресса. И для того, чтобы лишний раз не шевелиться там, где это нам надоело, мы изобретаем какой-нибудь автоматически действующий механизм, который облегчает нашу жизнь и делает её интересней. Ведь возиться с вечно портящимся механизмом, например, таким как автомобиль, разбираться в его устройстве, разбирать и собирать, чинить, чистить, мыть, лелеять и т.п., гораздо интереснее, чем двигать ножками туда-сюда. Также, видимо, поступает и наш организм, формируя внутри себя всякие системы автоматической регуляции, вечно ломающиеся и ввергающие организм в болезненные состояния, из коих приходится изобретёнными средствами (травными отварами, снадобьями, порошками и таблетками, а также лечебной гимнастикой и трудотерапией) вытаскивать себя в здоровое состояние.
С другой стороны, стереотипы могут формироваться слишком медленно, могут быть неустойчивы и подвержены быстрому разрушению. Человек с такими особенностями нервной системы будет находиться в постоянном поиске, постоянно приспосабливаясь к другим, теряясь в разнообразии предъявляемых к нему ожиданий и требований. Чрезмерная мягкость и рыхлость навыков приводит к лишним затратам энергии и нервному истощению. Следовательно, гармоничным вариантом будет и не слишком мягкий и рыхлый стереотип, и не слишком твёрдый и жёсткий.
Контактное (содействующее, дружественное) и конфликтное (противодействующее, враждебное) взаимодействие между животными организмами и/или людьми приводит нас к рассмотрению позитивного и/или негативного интереса, мотива достижения и/или мотива избегания. Интересы либо сталкиваются, либо сходятся, либо находятся в сложном дружественно-враждебном сочетании. Через кооперацию и конкуренцию и происходит естественный отбор наиболее приспособленных особей, а также сохранение и передача следующим поколениям тех генов, носителями которых они являются.
Попытаюсь сделать некоторые выводы о жизни как регуляции.
1. Регуляция представляет собой упорядочение. С одной стороны, это живой процесс упорядочения, процесс становления порядка, его возникновения из хаоса взаимодействий. С другой стороны, это состояние ставшего порядка, состояние устроенности и налаженности жизни, её, так сказать, автоматизированности и механистичности. Следовательно, регуляция есть некое синкретическое единство её динамики и статики, борьба нового со старым, постоянное обновление или самообновляющееся постоянство.
4. Относительная гармония между статикой и динамикой регуляции достигается через циклическую смену доминирования одного над другим. Размах маятника поначалу довольно большой, но постепенно становится меньше, покуда между статикой и динамикой не установится некий более или менее гармоничный синтез, «золотая середина», «срединный путь». Это не означает конечную точку развития, поскольку косная материя чревата энтропией и хаосом, вечной причиной для его упорядочения.
Биологическое и социальное в человеке: двойственность человека и видовые признаки, особенность борьбы социального и биологического
Двойственность человека и видовые признаки
Человек является бинарным существом. Он обладает двойственной природой: он одновременно и биологическое, и социальное существо. Такая двойственность становится причиной различных дискуссий, которые разворачиваются в научных трудах по философии (рефератах, монографиях, диссертациях и др). Именно эту двойственность биологического и социального в человеке философия и пытается понять.
Биологическое и социальное в человеке по философии кратко можно представить следующим образом.
Человек — биологическое существо, поэтому включен в биологический вид Homo Sapiens.
У этого вида есть ряд видовых признаков:
У каждого человека уникальный набор генов, что делает его неповторимым и уникальным. Все люди вне зависимости от расы и народности принадлежат к одному виду, а это значит, что они равны в правах — их называют правами человека.
Человеческие задатки и особенности формируются биологически, но в условиях социума. К примеру, у людей есть способность усваивать язык, но происходит это только в обществе.
Если говорить о биологическом и социальном в человеке кратко, то можно сказать, что человек — единство социального и биологического уровней, что и формирует человеческую личность.
Особенности борьбы биологического и социального в человеке
Человек представляет собой единство и борьбу противоположностей — социального и биологического в человеке. Младенец обладает всеми анатомическими и физиологическими признаками человека. Но, в отличие от животных, у которых поведенческие программы и образ жизни обусловлены генетически, человек усваивает такие программы в обществе — путем усвоения культуры. Не усвоив программы в раннем возрасте и будучи оторванным от общества, человек не сможет стать человеком.
Биологическое преобразуется в социальное путем социализации — в ходе освоения всего культурного поля. Как результат — происходят изменения в способе проявления человеком его видовых признаков. Например, благодаря развитию науки и медицины, люди научились справляться с многими наследственными заболеваниями.
Реализация социальной сущности человека
Человек реализует свою социальную сущность посредством определенных факторов в зависимости от природных задатков и социальный предпочтений (политических, нравственных, экономических, религиозных и др).
Среди этих факторов выделяют:
Человек сам влияет на свое становление как личности, а не является просто пассивным материалов для общества. В этом случае он является социальным существом.
Деятельность человека
У человека есть специфическое отношение к миру — деятельность. Она представлена процессом, в ходе которого человек творчески преобразует природу, выступая в роли субъекта деятельности, и делая природу объектом своей деятельности.
Труд, как материально-преобразующая предметная деятельность, способствует становлению и развитию человеческих качеств. Осознание себя субъектом деятельности крайне важно: так мы понимаем, что именно мы совершаем действие, а через действие осознаем свое бытие и связываем его с бытием других людей и всего мира. У бытия есть разные формы и слои. Каждый из них доступен человеку и актуализируется в процессе его деятельности.
Биологические потребности человека
Биологические потребности — то, что есть общего у животных и людей.
Потребности — особое состояние открытой системы животного и человека, которое характеризуется противоречием между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.
Люди и животные удовлетворяют свои потребности по-разному.
Животные удовлетворяют свои потребности непосредственно, а люди — опосредованно. Важно отметить момент ингибирования.
Ингибирование — способность человека сдерживать удовлетворение естественных инстинктов и переносить их на будущее, удовлетворять их в определенных культурой формах и условиях.
Ингибирование играет важную роль в процессе антропосоциогенеза.
Процесс жизнедеятельности — удовольствие и воспроизведение нужд. Человек в ходе жизнедеятельности способен не только удовлетворять и воспроизводить потребности, но и развивать новые. Социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека — как социального существа.
Социальная сущность человека
Социальная сущность человека первого порядка
В любой своей форме человеческая жизнедеятельность — процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Эти потребности осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям, в которых он существует. Такое понимание человеческой сущности не раскрывает специфику ее жизнедеятельности, которая существенно отличается от жизнедеятельности животных.
Основа, которая обусловила выход человека из животного мира, процесс существования и развития — труд — остается без внимания.
Социальная сущность человека второго порядка
Человеческая жизнедеятельность — непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей на основе материального производства. В ней особой необходимостью является производство орудий труда. Человеческое начало принято видеть именно в производстве и совершенствовании орудий труда — это становится особой социальной потребностью.
Главное условие бытия человека — работа. Таким образом, материальное производство является специфическим человеческим способом жизнедеятельности. Задача — создать новые и более совершенные орудия труда, с помощью которых можно удовлетворять жизненные потребности, облегчить труд и обеспечить рост производительности этих орудий.
Человек, занимаясь материальным производством, воздействует на природу — так возникает очеловеченная природа. Труд здесь — способ создания средств удовлетворения потребностей и условие возникновения новых.
Социальная сущность человека второго порядка происходит в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.
Социальная сущность человека третьего порядка
Жизнедеятельность человека — непрекращающийся процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Они осуществляются в системе общественных отношений. Воспроизведение общественных отношений здесь — особая социальная потребность. Этот уровень сущности человека осуществляется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности, направленной на их воспроизведение.
При этом материальное производство осуществляется людьми совместно. В ходе этого процесса люди вступают между собой и с природой в качественно новые по сравнению с животными отношения. Общение здесь — все общественные отношения, в которые вступает человек: личные, политические и др.
Язык как система закодированного знания — орудие общения.
Социальная сущность человека четвертого порядка
Говоря о жизнедеятельности человека, мы говорим о процессе сознательной, целесообразной и целенаправленной деятельности. Такая деятельность связана с познанием и преобразованием мира с целью обеспечить удовлетворение потребностей. Это процесс, где воспроизведение и производство новых целей — особая социальная потребность: потребность в целеполагании. У человека есть разум, поэтому первоначально он ставит перед собой цель, а затем ищет пути, чтобы ее достичь.
Социальная сущность человека пятого порядка
Жизнедеятельность человека — процесс свободной, творческой и преобразующей деятельности. Такая деятельность направлена на окружающую действительность и самого человека — чтобы обеспечить его существование, функционирование и развитие.
Осуществляется она в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по осуществлению этой свободы и ее воспроизводству. Такая потребность — интегративная.