Что такое вождь знать
Вождь
Существовали различные типы вождей:
Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.
Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.
Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.
Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.
Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев, когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.
Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.
Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.
Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.
Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.
Значение слова вождь
Словарь Ушакова
вождь, вождя, муж. Предводитель войска (книж. устар. и ритор.).
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ (Б. Горовицу). Гершензон не «вождь», он не вел, а слушал: не авторитарный Платон, а самоотрекающийся Сократ, не хозяин в центре салона, а собеседник с каждым гостем один на один: точка пересечения общественных отношений. Не философ, а филолог-просветитель: философ предлагает нам Паскаля или Киркегора, растворенного в Шестове, филолог — Гершензона, растворенного в Огареве или Чаадаеве, и если Огарев или Чаадаев оказываются от этого окрашены по-гершензоновски, то потому, что так насыщен раствор. Поэтому Г. не выстраивал себя в учение, годное для проповеди, и не боялся противоречий: «Если личность, душа в человеке есть — она почувствуется и без самоутверждения». Только в революцию он стал выдавать лирико-философские книжки, но тогда уже и вести было некого.
♦ Д Мирский о Брюсове: он знал все о стихотворной технике, но хранил про себя, как тайну, и стал учителем, когда перестал быть вождем. (СЗ 22, 1924; и далее: конечно, Сологуб более значительный поэт, но оттого, что Сологуб занес бы нам несколько звуков райских, никто не стал бы писать лучше, — а от Брюсова стали). Его первые стихи — «пропедевтика к символизму».
Словарь музыкальных терминов
(лат. dux ) — тема фуги, которая проводится в экспозиции в главной тональности.
Значение слова вождь
Вождь в словаре кроссвордиста
вождь
вождь — глава племени или вождества в общинных обществах, а также глава в некоторых жёстко централизованных недемократических (тоталитарных или авторитарных) государствах и партиях. Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения.
1.Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. отт. Идейный вдохновитель какого-либо направления в области науки, литературы, искусства.
3.Предводитель войска; полководец.
Большой современный толковый словарь русского языка
м.
1) а) Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. б) Идейный вдохновитель какого-л. направления в области науки, литературы, искусства.
2) Предводитель племени.
3) устар. Полководец, предводитель войска.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Словарь русского языка Лопатина
предводитель, глава N2 В. племени. вождь общепризнанный идейный, политический руководитель вождь устар. высок. военачальник, полководец
Словарь русского языка Ожегова
м.
1) а) Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. б) Идейный вдохновитель какого-л. направления в области науки, литературы, искусства.
2) Предводитель племени.
3) устар. Полководец, предводитель войска.
Толковый словарь Ефремовой
вождя, м. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин – вожди рабочего класса.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
предводитель, глава племени, родовой общины общепризнанный идейный, политический и т. п. руководитель идейный вдохновитель какого-либо направления в области науки, литературы, искусства полководец, предводитель войска
поводырь вождь, владыка
Ракурсы портретов менялись из номера в номер: вождь в кресле, вождь за столом, вождь с трубкой в полный рост, вождь на фоне панорамы Москвы.
Самыми выдающимися среди них были три варварских правителя: вождь вестготов Аларих, вождь гуннов Аттила и вождь остготов Теодорих – к которым нам, вероятно, следует присоединить и вождя вандалов Гейзериха.
А. Г. Агаев Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века.— Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 1996.—212 с. ISBN 5—7788—0143—2
Я вижу атлантов. Это высокие и сильные люди. Женщины — в серебристых одеяниях. Мужчины — в алых. Лица загорелые и обветренные. Но это не темнокожие. Они возводят храмы. Строят города, гавани и быстроходные лодки. Роют каналы. Плавят металлы. Управляют своей внутренней энергией. Передают мысли на расстоянии. А вот на лицах тревога. Ужас… Но вождь их спокоен. Говорит… Что. Не слышно… Слова растворяются во глубине вселенной. В пучине вод. В дебрях Амазонки.
Десятый Доктор — Сезон 2
Это — Стоик Обширный, вождь нашего племени. Говорят, еще младенцем он снес дракону голову с плеч. Верю ли я в это? Еще как верю.
Как приручить дракона
Егда на Крымских Татар Росииския царския полки ходиша, аз смиренныи о всем вышеписанном яко старец сыи глаголах необинуяся оучих и молих и доносих началствующим, с молением и написании, еже бы еретикам, иноверцам над христианы въ полках началниками не быти и мене благородная государыня царевна София Алексеевна в том послушати тогда не изволила, такожде и князь Василии Голицын, вождь бывшии въ те походы царского пресветлого величества премногих полков, не сотвори сего (цитата с сайта Библиотека Якова Кротова)
ВОЖДЬ
вождь м. 1) а) Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. б) Идейный вдохновитель какого-л. направления в области науки, литературы, искусства. 2) Предводитель племени. 3) устар. Полководец, предводитель войска.
вождь
м.
1. leader
2. уст. (предводитель войска) captain
3. (предводитель племени) chief
ВОЖДЬ, я́, ч.
Козаки обороняються списами. Вождя тут нема. Кожний робить, що йому на гадку прийде (Б. Лепкий);
Паші, беги, вожді племен виходили назустріч із багатими дарунками. Двір Ібрагіма своєю пишністю уже перевершував навіть султанський (П. Загребельний);
Вожді й князі ховалися від готських дружин у найглухіших лісах, одкупались од них сріблом, і золотом, і худобою (І. Білик);
Під час експедиції І. М. Симонов виміняв багато побутових предметів, серед яких були музичні інструменти, жезли вождів острів’ян (з наук.-попул. літ.).
2. Ідейний і політичний керівник громадського руху, партії, класу; лідер, керманич.
Людство може врятуватися тоді, коли його вожді зрозуміють. що досягти миру на землі тими засобами, які досі пропонувалися, неможливо (В. Винниченко);
Якби я був паном вождем, я б своєму народові день при дні повторював: “Пам’ятайте: кривда народжує кривду” (Р. Андріяшик);
Якщо ти чекаєш пояснень чи повчань збоку, – ти неминуче стаєш залежним від речей, молитов, богів, людей, учителів, вождів, священних текстів (О. Бердник);
Що вона знала, проста сільська вчителька, про думи і наміри отих мудрих народних вождів? (А. Дімаров).
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.