Что такое вращение земли география 6 класс
Урок по географии (6-й класс) «Вращение Земли»
Разделы: География
Класс: 6
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
Изучение нового материала начинается с методического приема «яркое пятно»: звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница».
— Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие слова из песни вас на это натолкнули?
— Итак, тема урока «Вращение Земли». На какие вопросы надо ответить при изучении этой темы?
С помощью подводящего диалога формулируется план урока:
— Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть жизнь)
— Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).
— Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)
— Какой еще вид движения Земли вы знаете? (Осевое движение)
— Как вы понимаете выражение «ось Земли»? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)
— Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля? Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли?
Итак, Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки.
Работа по таблице «Вращение Земли»:
Следствием такого вращения являются:
— Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).
— Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)
— Чему равны одни сутки? ( 24 часа)
В учебнике на с. 33 дано точное время одних суток – 23 ч 56 мин 41 сек.
Таким образом, Земля совершает полный оборот за одни сутки. Что при этом происходит?
На доске:
360º → за 24 часа
15º → за 1 час (60 мин)
1º → за 4 мин
Таким образом, на Земле в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например, в Москве – 15 часов, в Петропавловске-Камчатском – полночь. На разных меридианах время разное. А где оно будет одинаковое? (на одном меридиане)
Сутки начинаются одновременно на всем меридиане; каждый меридиан имеет свое местное время; местное время зависит от географической долготы.
Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В соседних городах и селах местное время отличается на минуты и секунды. Пользоваться практически местным временем неудобно.
Постановка проблемы: как создать единую систему отсчета времени?
Необходимо разделить земной шар по меридианам на 24 пояса по 15º каждый. Время каждого пояса будет отличаться от времени в соседних поясах на 1 час.
— Тогда необходимо ввести понятие поясное время. Что понимается под поясным временем?
Поясное время – время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине.
— Какой пояс будем принимать за нулевой? (По середине которого проходит нулевой меридиан) Он же является 24 поясом.
Поскольку Земля вращается с запада на восток, то счет поясов тоже ведется с запада на восток.
Задание: На сколько отличается время между 3 и 6 часовыми поясами (на 3 часа)
На сколько и куда надо перевести стрелки часов при перелете из 9 пояса во 2? (на 7 часов назад).
— Где же начинаются новые сутки на Земле? В каком часовом поясе?
Начинаются новые сутки в 12 часовом поясе на 180º меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.
Вспомните: в книге Ж.Верна «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе оказались целые сутки. А спутники Фернана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли день, хотя самым тщательным образом вели судовой журнал.
Прослушайте внимательно отрывок из хрестоматии о линии перемены дат и сделайте вывод, как будет меняться дата, если пересекать ее с запада на восток и с востока на запад?
«Остров Ратманова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической воды.
Но именно здесь, между этими двумя небольшими островами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незримая граница, которая разделяет не континенты, не страны – она отделяет Сегодня от Вчера и завтра от Сегодня.
Время идет с востока на запад. И если на острове Ратманова наступил новый день, то на острове Крузенштерна еще царит день вчерашний.
Рожденному дню предстоит обежать весь земной шар, чтобы вновь возвратится на крохотный островок в Беринговом проливе. А в мгновение прихода Сегодня на американский островок на российском острове Ратманова уже будет Завтра».
Дополните схему
Таким образом, если мы вместе с Землей движемся с запада на восток, то, пересекая линию перемены дат, мы должны считать одни и те же сутки два раза, т.е. мы попадаем во «вчерашний» день и модем иметь, к примеру, два праздничных дня, например, 1 января. Но если мы в этот же праздничный день пересекаем линию перемены дат с востока на запад, то мы должны пропустить один день, и таким образом, вовсе лишаемся праздника.
Задача. Мы вылетели на Аляску 22 октября. Какого числа мы приземлимся? (21 октября).
Физкультминутка.
Работа с картой часовых поясов и текстом учебника на с. 33-34.
Объяснить:
Город Москва находится во втором часовом поясе, и время от нулевого пояса должно отличаться на 2 часа. А на самом деле разница во времени составляет 3 часа, а с марта по октябрь на 4 часа. Как такое возможно?
Вводится понятие декретное время и летнее время.
В 1930 году в нашей стране специальным постановлением (декретом) поясное время было переведено на 1 час вперед.
Декретное время = поясное + 1 час
По московскому декретному времени работает весь транспорт и все средства связи России для удобства отсчета времени и избежание путаницы в связи с большим количеством часовых поясов.
В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелки в 3 часа ночи переводятся на 1 час вперед по сравнению с декретным временем. А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается обратно, т.е. переводится на час назад.
Летнее время = декретное время + 1 час = поясное время + 2 часа.
— Для чего на территории России перешли на декретное и летнее время? (для экономии электроэнергии, более полного использования светлой части суток).
Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели географические следствия осевого вращения Земли и познакомились с разными видами времени.
Закрепление материала.
С целью закрепления полученных знаний учащимся предлагаются задания, которые даются в ЕГЭ по географии на определение поясного и местного времени.
1. В Москве 12 часов. Определите время в Иркутске, Магадане, Екатеринбурге (17ч, 20 ч, 14 ч).
2. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Омске (5 часовой пояс), если в Лондоне 15 часов? (21 час)
3. От Москвы до Мурманска и Екатеринбурга одинаковое расстояние. Но при перелете в Мурманск время не изменяется, а при перелете в Екатеринбург часы переводятся. Объясните почему.(Москва и Мурманск находятся в одном часовом поясе, Москва и Екатеринбург – в разных).
5. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие по времени составляет: а) целые сутки; б) 2 часа; в) 1 час.
А) если два пункта находятся по разные стороны перемены дат;
Б) если один на территории России, а другой – за ее пределами;
В) если два пункта в разных часовых поясах.
Презентация к уроку «Вращение Земли и его следствия» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Вспомним.
Что означает слово география?
Кто был родоначальником науки географии и какова была его идея?
Описание слайда:
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Описание слайда:
Описание слайда:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 г.Челябинска»
Кафедра Естественно-научных дисциплин
Урок 1
Тема: «Вращение Земли и его следствия»
Учитель географии:
Манатин Александр Викторович
Описание слайда:
-Что такое Земная ось?
— Что такое Северный и южный полюс?
-Что такое экватор?
— Где располагаются Северное и южное полушарие?
Описание слайда:
Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Вращаясь вокруг своей оси с запада на восток, Земля подставляет Солнцу то один бок, то другой. Так и происходит смена светлого и тёмного времени суток- дня и ночи.
Описание слайда:
Всего существует 2 вида вращения Земли:
Вокруг своей оси
Вокруг Солнца
Описание слайда:
Солнце
Земная орбита
Экватор
Земная ось
Ю.полюс
С.полюс
Экватор
Земная ось
Ю.полюс
С.полюс
Экватор
Земная ось
Ю.полюс
С.полюс
Экватор
Земная ось
С.полюс
Ю.полюс
Схема «Смена времён года в разных полушариях Земли»
22 июня
День летнего солнцестояния.
В Сев.полушарии-лето, а в южном-зима.
23 сентября
День осеннего равноденствия. В Сев.полушарии-осень, а в южном-весна.
День = ночи.
22 декабря
День зимнего солнцестояния.
В Сев.полушарии-зима, а в южном-лето.
21 марта
День весеннего равноденствия. В Сев.полушарии-весна, а в южном-осень.
День = ночи.
Угол наклона оси=66,5°
Тропики=23,5°
Описание слайда:
Тропики — воображаемые окружности на поверхности Земли, где солнечные лучи один раз в год в полдень падают под прямым углом.
Экватор — условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси её вращения.
Описание слайда:
Полярные круги — воображаемые окружности на поверхности Земли, где в течение одних суток в год бывают полярный день и полярная ночь.
Описание слайда:
Повторим.
Какую тему мы прошли сегодня?
Какие типы вращения выделяют?
Градусная мера наклона Земной оси?
Что такое экватор, полюса?
Какая градусная мера у тропиков?
Описание слайда:
Продолжи фразу в тетради:
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен,полезен/бесполезен,интересен / скучен
7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке (2 3 4 5)
Описание слайда:
Домашнее задание:
Параграф 32. Выучить: новые понятия, схему «Смена времён года в разных полушариях Земли» в тетради. Письменно ответить на вопрос 3 на стр.139.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к уроку «Численность и размещение населения мира» (7 класс)
Презентация к уроку «Разнообразие стран современного мира» (7 класс)
Презентация к уроку «Материки, части света и страны» (7 класс)
Презентация к уроку «География в современном мире» (7 класс)
09.10.2021 Презентация по географии на тему: «Такин» (7 класс)
Презентация «Сборник кроссвордов по родному краю»
Педагогический проект по краеведению
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5399675 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
География (6 класс)/Вращение Земли вокруг своей оси
1.Смена дня и ночи в результате вращения Земли вокруг своей оси. [ править ]
Являясь телом вселенной,Земля вращается вокруг своей оси.Кроме того,она движется вокруг Солнца по своей орбите.Вместе с Солнечной системой Земля вращается вокруг ядра Галактики и вместе с Галактикой участвует в движении мирового пространства.В развитии различных явлений на Земле главное значение имеют вращения Земли вокруг своей оси и движение по орбите вокруг Солнца.Если можно было бы посмотреть сверху на земной шар со стороны Северного полюса, то было бы видно, как Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток против часовой стрелки.Смена дня и ночи происходит именно благодаря этому явлению.Возьмите глобус и медленно вращайте его в названном направлении.Подумайте, почему Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
2.Значение вращения Земли вокруг своей оси для жизни на этой планете. [ править ]
Полный оборот вокруг своей оси Земли совершает за 24 часа,или за одни сутки.Вращение Земли с такой скоростью благоприятные условия для природы планеты.
Представим себе, что Земля вращается медленнее, чем обычно, время ее вращения вокруг своей оси равно времени вращение вокруг Солнца.В Солнечной системе есть такие медленно вращающиеся планеты.Например,Меркурий успевает обойти вокруг Солнца почти 2 раза, а вокруг своей оси всего 1 раз,Венера в «год Венеры»совершает вокруг своей оси только 2 оборота.Время вращения Луны-природного спутника Земли-вокруг своей оси равно времени вращение ее вокруг Земли.Поэтому к нам обращена все время только одна сторона Луны, обратную сторону мы не видим.
Урок географии, 6 класс «Движение и вращение Земли»
Просмотр содержимого документа
«Урок географии, 6 класс «Движение и вращение Земли»»
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ
ФИО: Бородкина Лилия Александровна, учитель географии.
МБОУ «Большаковская СОШ»
Тема урока: «Движение и вращение Земли»
Учебник: География. Начальный курс. 6 кл./ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.-М: Дрофа,2016.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: познакомить с видами движения Земли; рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли; способствовать развитию пространственного воображения школьников.
Какими бывают виды движения Земли;
Чем отличается осевое и орбитальное вращения Земли;
Каковы последствия разных видов движения Земли для жизни людей;
Что такое глобус и теллурий.
Географические следствия движений Земли;
Влияние движения Земли на развитие географических знаний.
Местоположение Солнца в разное время года;
Освещенность полушарий Земли;
Дни равноденствия и солнцестояния.
Универсальные Учебные Действия:
Предметные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие ответы, конкретные географические ситуации, опираясь на свои знания и жизненный опыт.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
Метапредметные умения: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в видеоролике, тексте, структурировать учебный материал.
Находить в тексте информацию о видах движения Земли;
Анализировать следствия смены времени суток и времен года;
Используя ИКТ, уметь представлять интересную информацию;
Развивать интерес к предмету.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Выявлять причинно-следственные связи;
Определять критерии для сравнения, природных процессов и явлений.
Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь обосновать свою точку зрения;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Осевое движение Земли, орбитальное движение Земли, угол наклона земной оси, глобус, теллурий, следствия вращения Земли, дни равноденствия, дни солнцестояния.
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Методический прием «яркое пятно»: включить видеоролик «Песни о медведях» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=d3W21Nh4ggs
— Какие слова из песни вас натолкнули на формулирование темы урока?
— Итак, тема урока «Движение и вращение Земли». (записать в тетради). Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?
— Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)
III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
Скажите, а обитатели какого материка могли бы сделать тоже самое? (Антарктиды)
— Разобраться в этих вопросах нам поможет… Загадка:
На ноге стоит одной,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
(демонстрация глобуса). Что такое глобус? ((уменьшенная модель Земли)
Методический прием практической деятельности:
-Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?
(Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки).
—
Так что же такое земная ось? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)
—
Угол наклона земной оси = 23,5 °
= Запись/ рисунок в тетради:
— Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).
— Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)
— Чему равны одни сутки? (24 часа)
— Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).
— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси? (Смена времени суток или смена дня и ночи)
-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля? включить видеоролик «Вращение Земли вокруг своей оси» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw
— Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.
— Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)
Запись в тетради: Виды движения Земли – осевое
Задание: найти в тексте учебника и записать в тетрадь, что такое осевое вращение.
— Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца? (Смена времен года)
-Как происходит смена времен года, когда движется Земля? включить видеоролик «От чего на Земле смена времен года происходит?» по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=qFB54ZnLcZU
— Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)
— В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.
Запись в тетради продолжить:
Задание: найти в тексте учебника и записать в тетрадь, что такое орбитальное вращение
— В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и наглядно продемонстрировать годовое движение Земли вокруг Солнца и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.
= демонстрация Теллурия и объяснение принципов его работы. (В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси). Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).
IV. Первичная проверка понимания
Методический прием практической деятельности:
-Приглашаю вас, ребята, поработать с теллурием, определив эти особые дни в жизни Земли.
(По очереди пригласить 4-х учеников к теллурию. Они показывают сезонную дату, отвечают на текущие вопросы: Куда светит солнце? Какое полушарие освещено лучше? Где зима? Где на планете лето? Где солнце в зените, куда солнечные лучи не поступают? и т.п.)
Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)
А) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +
В) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь-
Г) 21 марта на всей Земле день равен ночи +
Е) 22 июня – это день летнего солнцестояния +
Ж) 22 декабря в южном полушарии лето +
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Б) Подготовить рисунки по теме
VII. Рефлексия. — Ребята, кто хочет похвалить своего одноклассника за хорошую работу на уроке?
— я доволен, …, твоей работой на уроке,
— мне понравились рассуждения….
— … сегодня много дал правильных ответов на вопросы…»
Учитель комментирует свою оценку работы класса на уроке.