Что такое вышка учеба
Про Вышку
Что такое Вышка?
Высшая школа экономики (ВШЭ или просто Вышка) — это национальный исследовательский университет с достижениями не только всероссийского, но и мирового уровня. За время своего существования ВШЭ обзавелась традициями, ценностями, победами, академическими звездами, а также выпускниками, которых на настоящий момент насчитывается уже более 70 тысяч.
Мы верим, что скоро и ты станешь одним из них, но не будем торопить события. Ты только что успешно прошел все вступительные испытания (поздравляем, это было не так уж просто!), пока ты в самом начале пути, и впереди — самое интересное.
Вышка была создана в 1992 году по инициативе коллектива российских ученых, которых поддержало руководство страны. ВШЭ создавалась как экономический вуз, поэтому сначала здесь обучали экономистов, юристов и социологов. И хотя название осталось прежним и иногда вводит в заблуждение тех, кто впервые узнает об университете, в самом университете многое изменилось. Теперь в Вышке учатся не только экономисты, но и математики, программисты, политологи, историки, филологи, философы, востоковеды, инженеры, физики, а еще дизайнеры, журналисты, урбанисты, культурологи и психологи, и каждый год добавляются новые специальности. Пока здесь не учат на медиков и геологов, но мы собираемся однажды это исправить (да, Вышка — это очень амбициозный вуз).
Высшая школа экономики — это практически государство в государстве, большая, сложная структура, где каждый сможет найти себе занятие, и не важно, школьник он или нобелевский лауреат. Скоро ты сам в этом убедишься. У Вышки есть свой лицей и множество подшефных школ по всей России, в лабораториях ВШЭ ведутся исследования и совершаются открытия, о которых пишут международные научные журналы, эксперты Вышки участвуют в прикладных исследованиях и разработках, составляют краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития в самых разных областях. Конечно, самое главное — это бакалаврские и магистерские программы, а еще аспирантура, бизнес-школы и много других возможностей получить дополнительное образование. Но не следует забывать и о студенческой жизни: разнообразных студенческих организациях, общеуниверситетских праздниках и мероприятиях, в которых ты, скорее всего, захочешь принять участие, как только немного освоишься.
И теперь, когда ты так рад тому, в каком классном месте будешь учиться, мы хотим напомнить тебе о важной вещи. Быть студентом Вышки — это не только большое достижение, но и большая ответственность. Не забывай о том, что от твоих слов и поступков зависит имидж всего университета.
Чтобы ты разобрался в том, как тут все устроено, мы подготовили этот «Почемучник», где собрали ответы на основные вопросы. Он поможет сориентироваться в университетской жизни, узнать о возможностях, которые у тебя теперь есть, и выбрать для себя самое интересное.
Что такое Вышка?
За 26 лет существования Вышки здесь были сформулированы ценности, которые разделяют все студенты и сотрудники университета, даже если их точки зрения или мнения оказываются резко противоположными (что бывает довольно часто). Приверженность этим ценностям — это и есть главное правило, о котором нужно помнить.
Стремление к истине. Ее постижение с помощью всех имеющихся научных знаний — главное предназначение университета.
Сотрудничество и заинтересованность друг в друге. Речь идет не только о тех, кто находится рядом с тобой в стенах Вышки, но и обо всех коллегах в университетском сообществе.
Честность и открытость. Объективность, добросовестность, а также отсутствие дискриминации, коррупции и двойных стандартов — главные принципы обучения, которых придерживаются и студенты, и сотрудники университета.
Академическая свобода и политический нейтралитет. В Вышке не навязывают какие-либо стандарты или подходы и приветствуют обмен любыми мнениями и идеями, если они научно обоснованы. Здесь часто проходят дебаты, встречи с политиками и общественными деятелями, но каждый из участников дискуссии, находясь в стенах университета, должен быть вежлив и доброжелателен, и оперировать аргументами, а не лозунгами.
Профессионализм, требовательность к себе и ответственность. Если ты поступил в ВШЭ, значит нужно не сбавлять темп и быть готовым к ежедневной работе (в том числе и над самим собой). Поступить — важный шаг, но важнее — не вылететь, получать все возможное от учебы и наслаждаться процессом.
Активная общественная позиция. Будучи российским университетом, мы работаем на благо России и ее граждан. Мы включены в российское общество не только как наблюдатели, но и как активные участники его преобразования и улучшения.
Узнать подробнее обо всех ценностях Вышки можно тут.
Ворона
Маскот (символ) университета — это ворона. Символом Вышки она стала в 1996 году, когда художница Анна Аренштейн нарисовала картину «Педсовет», запечатлев заседание вышкинских старейшин, которых изобразила в виде пернатых. Именно они и стали прообразами университетского символа, с каждым годом обрастающего мифами и легендами.
Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она — гость всех главных мероприятий Вышки, статуэтку в виде вороны получают лауреаты ежегодной премии «Золотая Вышка».
Вышкинские события
Каждый учебный год в Вышке проходят большие общеуниверситетские события, которые объединяют студентов, преподавателей и сотрудников университета и дают каждому возможность почувствовать себя частью большой вышкинской семьи.
День Вышки в Парке Горького (сентябрь)
Главный праздник в году, на который приглашается вся Москва. В этот день Парк Горького превращается в большой университетский кампус, где посвящают в первокурсники, читают лекции, отвечают на вопросы абитуриентов и их родителей, участвуют в спортивных соревнованиях и мастер-классах, выступают на сцене с песнями и танцами. А еще в этот день у тебя будет возможность пробежать свои первые 5 км в рамках общеуниверситетского забега вместе со своими однокурсниками и профессорами. Кульминация праздника — вечерний концерт одного из известных исполнителей, имя которого до последнего момента держится в тайне. На прошлых Днях Вышки мы зажигали под «Градусы», Noize MC, «Зверей», «Сплин» и «Би-2». В этом году продолжим танцевать 13 сентября, save the date.
Золотая Вышка (ноябрь)
Люди Вышки — самое важное и интересное, что есть в университете. Ежегодно в ВШЭ награждают наиболее активных, работоспособных, прогрессивных и значимых из них специальной премией, которая называется «Золотая Вышка». Номинантов может выдвигать любое подразделение университета, а финалистов выбирает авторитетное жюри, в которое входят представители всех факультетов и кампусов.
355 — столько претендентов на «Золотую Вышку» было выдвинуто в прошлом году, и пока это рекордное число, но ведь и талантов в Вышке с каждым годом становится все больше.
Фестиваль «Ночь» (ноябрь)
Фестиваль «Ночь» — это возрождение традиционной «Ночи в Культурном центре», которая собирала всех вышкинцев под одной крышей до 2014 года. Программа прошлогодней «Ночи» была настолько обширной, что нельзя было не найти занятие себе по душе. Судите сами: научные бои, ток-шоу с участием блогера Николая Соболева и гендиректора «Дождя» Натальи Синдеевой, страшные квесты, офисный баскетбол, соулмейтинг и еще много всего.
HSE Snow Fest (февраль)
Каждую зиму Вышка на один день захватывает горнолыжный склон, на котором катаются студенты, преподаватели и сотрудники университета. До 2017 года это мероприятие называлось «Зимний день здоровья ВШЭ», и многие до сих пор называют его именно так. Но как его ни называй, он все равно остается самым спортивным и самым зимним праздником для всех вышкинцев.
650 — столько человек собрал HSE Snow Fest на одном склоне в 2018 году
Апрельская конференция (апрель)
Апрельская конференция ежегодно проводится в Вышке с 2000 года. Среди всех конференций по общественным наукам, проводимых в России, она является крупнейшей по числу участников и представительству международного исследовательского сообщества. Если День Вышки — это главное студенческое событие года, то Апрелька — его аналог (не менее увлекательный) для научной среды университета.
Выборы лучших преподавателей (май)
Всевышкинское голосование, в ходе которого выбираются самые лучшие, любимые и профессиональные преподаватели по мнению студентов и выпускников университета.
Общеуниверситетский выпускной (июнь)
Летняя вечеринка, на которой Вышка поздравляет своих выпускников с окончанием университета. В последние несколько лет темой выпускного становилось одно из произведений современной массовой культуры (фильм «Назад в будущее», бондиана, вселенная «Звездных войн» и Гарри Поттера), так что гости могли почувствовать себя героями известных фильмов и книг. Тема грядущего выпускного держится в секрете, но фантазировать и делать ставки можно уже сейчас.
5 — столько масштабных общеуниверситетских выпускных уже прошли в Вышке, и там даже можно было встретить ректора с волшебной палочкой или в костюме джедая.
Как я поступил в онлайн-магистратуру по наукам о данных
И сколько она стоит
Меня зовут Никита, я разработчик ПО на языке C#.
Я самоучка в ИТ и давно хотел получить техническое образование в университете, но всегда не хватало времени. В начале 2021 года ситуация изменилась: я поступил в онлайн-магистратуру НИУ ВШЭ на программу «Магистр по наукам о данных» на английском языке.
В статье расскажу, как выбирал университет, как проходит учебный процесс, кому подойдет такой формат обучения и, конечно, сколько он стоит.
В 2022 с новыми знаниями
Как появилась идея получать высшее образование
После первого выпуска из университета в 2013 году я несколько раз сменил работу, но ни одна не приносила ни денег, ни удовольствия. Не было и понимания того, как переломить сложившуюся ситуацию. А что еще важнее — не было мотивации и осознания, что изменить ход вещей в принципе возможно.
Все изменилось в 2017 году, когда мы с женой на месяц уехали в Берлин изучать немецкий язык. Поездка стала тем волшебным пинком, которого так не хватало. Я твердо решил, что должен получить востребованную профессию, которая позволит мне реализоваться и обеспечить семью, в какой бы точке мира я ни находился.
Будучи самоучкой, я всегда задавался вопросом, нужно ли программисту профильное высшее образование. Вопрос весьма спорный, его часто можно встретить и на тематических площадках, и в Тинькофф Журнале.
У меня уже было два высших. Первое — юридическое, второе — педагогическое, с непонятной специальностью «андрагог». Это человек, занимающийся обучением взрослых.
Первое я получил скорее по глупости. В 16 лет, сразу после школы, я не знал, чего хочу и в какой вуз поступить, и выбрал тот, с которым у школы были контакты, — НИУ ВШЭ. Тогда Вышка еще не была таким популярным вузом, особенно в Санкт-Петербурге, где я жил.
Мы с одноклассниками ездили в университет, писали олимпиады по истории, экономике и английскому. Результаты впоследствии зачли вместо экзаменов.
Второе образование было требованием одного из работодателей. Долгое время я работал в сфере образования, вел курсы по «Экселю» и «Ворду» для учителей. С определенного момента нам начали настойчиво намекать, что всем работникам, которые ведут курсы, нужна профессиональная переподготовка или высшее педагогическое образование. Одновременно РГПУ им. Герцена выполнял план по зачислению на магистерские программы таких бедолаг, как я. В общем, звезды сошлись, и я стал магистром педагогики.
Несмотря на то что мне хватало высших, в программировании есть основы, которые прошли мимо меня. В основном все, что связано с математикой, — это сложно изучать самостоятельно.
Конечно, чтобы получить первую работу разработчиком, не обязательно быть гением математики и алгоритмов. Но, поработав программистом на C#, я освоился в профессии, и мне захотелось восполнить пробелы в знаниях. Университет мог бы в этом помочь.
Еще один аргумент в пользу обучения в университете: при наличии профильного диплома о высшем образовании проще переехать за границу в случае непредвиденных политических поворотов в России. Без диплома, насколько мне известно, невозможно получить голубую карту Евросоюза. Это своеобразный ВНЖ на максималках, который дает больше прав по сравнению с простой рабочей визой. Впрочем, сейчас я нахожусь в Эстонии как раз по рабочей визе, так что план с переездом все равно реализовался.
Лимит бесплатных образований был исчерпан, я понимал, что новый диплом обойдется в приличную сумму. Мы с женой обсудили ситуацию и, вспомнив цитату неизвестного мне автора о том, что до 30 лет нужно инвестировать в себя, решили начать поиски возможных вариантов. Дело было в 2019 году, до пандемии.
Среди каких университетов я выбирал и почему выбрал НИУ ВШЭ
Я решил, что нужно учиться, — теперь предстояло определиться, в какой университет и на какое направление поступать. Довольно долго я просто просматривал программы вузов без особой уверенности в том, что я все же хочу получить еще одно образование.
Поиски программы осложнялись тем, что мне нужен был диплом, который признается во всем мире без дополнительных действий с моей стороны. Лакмусовой бумажкой для меня служила немецкая база данных «Анабин». Она показывает, как Германия оценивает иностранные дипломы. Коротко: находите свой вуз, если у него статус H+, скорее всего, проблем с признанием не возникнет.
Первый вариант, который я решил рассмотреть серьезно, — магистерская программа «Веб-технологии» в ИТМО, корпоративный партнер — системный интегратор T-Systems.
Я начал было готовиться к поступлению, но, еще раз проанализировав ожидания от обучения, решил, что не готов отдавать полмиллиона рублей, чтобы постоянно отпрашиваться с работы, ездить на занятия и обзавестись неплохим источником стресса. К тому же профиль магистратуры подсказывал мне: я и бесплатно смогу получить большую часть знаний.
Вторую попытку найти подходящую программу я предпринял уже в начале 2020 года. Просто вбивал в интернете что-то в духе «высшее образование онлайн», отсеивал университеты вроде «Синергии» и смотрел, что нового появилось с того момента, как я прежде интересовался вопросом. В этот раз я рассматривал два российских университета и один зарубежный.
Первый — ЧелГУ, Институт информационных технологий, направление «программная инженерия». Из плюсов: статус H+ в «Анабине», стоимость — 39 400 Р за семестр, заочное обучение.
Были у программы в ЧелГУ и свои минусы. Прежде всего, программа бакалаврская. Оба моих образования гуманитарные, я не смог бы перезачесть большую часть предметов, а значит, сократить время обучения: порой можно не сдавать определенные предметы и попасть сразу на второй курс. Тратить четыре года на очередной диплом ужасно не хотелось. У представителей университета я узнал, что программа в онлайне, но не совсем. Посетить университет все-таки придется на защите диплома. Поездка в Челябинск в мои планы не входила.
Я решил поискать еще и, не отыскав магистерских программ, почти смирился с необходимостью четырехлетнего обучения. Но прикинул: раз уж все равно придется ехать на защиту, почему бы не поискать место поближе к Санкт-Петербургу. К моему удивлению, такое место нашлось — это университет «Дубна».
Дубна — наукоград в Московской области с упором на физику, ИТ, медицину, нанотехнологии. То что нужно. В отличие от ЧелГУ, о «Дубне» я несколько раз слышал, да и в 2020 году он вошел в 100 лучших российских вузов.
В университете также был дистанционный бакалавриат по направлению «программная инженерия». Стоимость — 22 200 Р за семестр, около 177 000 Р за четыре года. Приехать нужно было тоже только раз — на защиту диплома. На тот момент университет в Дубне стал первым номером в моем списке.
Но я также решил поискать дистанционную программу за рубежом. Прежде всего меня интересовали университеты Германии, я знаю немецкий на B1. Такого уровня недостаточно, чтобы учиться в немецком университете, но за полгода язык можно подтянуть до B2, а его зачастую хватает для поступления. Плюс учеба в немецких вузах бесплатна в том числе для иностранцев.
Я начал переписываться с работниками университета — тогда и появились первые трудности. Главная — язык. Как я писал, требования были выше моих тогдашних навыков. Для поступления подходит сертификат TestDaF уровня TDN-3 или выше. TDN-3 сопоставим с уровнем B2. Задача получить подобный сертификат была непростой, но выполнимой.
Получается, либо платить Гете-институту, либо постоянно ездить в Германию. Дело было в самом начале 2020 года, отношение к коронавирусу было не таким серьезным. Казалось, все закончится так же быстро, как и началось, и можно будет спокойно ездить в Европу.
Поступление выглядело как малореализуемый, но тем не менее привлекательный вариант. Я установил, что нужно срочно учить немецкий, и начал заниматься каждый день. Все равно у меня было желание однажды работать в Германии, и немецкий язык стал бы преимуществом. Сейчас интерес к работе в Германии почти угас, но тогда придавал сил.
Во второй половине 2020 года, когда стало очевидно, что человечество так просто не справится с коронавирусом и границы не откроются, вариант с Хагенским университетом окончательно потерял актуальность. Я уже наудачу набрал в поиске «дистанционное высшее образование» и неожиданно нашел статью о новой программе НИУ ВШЭ «Магистр по наукам о данных», полностью в онлайне. Мне вариант показался интересным, и я перешел на официальный сайт НИУ ВШЭ, чтобы почитать о магистратуре побольше.
Сколько стоит обучение и какие есть скидки
Мы с женой обсудили условия и пришли к выводу, что сумма хоть и внушительная, но вполне подъемная и станет хорошей инвестицией в себя, а также закроет давний гештальт с дипломом.
На программу принимают дважды в год: осенью и веснойPDF, 5,73 МБ
Какие экзамены нужно сдавать
Первое требование программы — наличие диплома о высшем образовании, при этом профиль не имеет значения. Второе — «на достаточном уровне владеть математической культурой».
Уровень проверяют с помощью экзамена по математике. Вопросы в нем охватывают школьную программу с 5 по 11 класс. Полуторачасовой экзамен проходит в онлайне, с прокторингом. Это значит, что перед началом нужно установить на компьютер специальную программу, которая следит за действиями ученика: не подсказывает ли кто-то тестируемому, не открывает ли он другие вкладки в браузере.
Экзамен состоит из 20 вопросов. Насколько я понял из примеров на сайте и общения с однокурсниками, есть пара вариантов экзамена, но отличия минимальны. Например, в одном варианте нужно перевести число из двоичной системы счисления в десятичную, а в другом, наоборот, из десятичной в двоичную. Есть несколько задач из разряда: «У Пети было два яблока, одно он съел — сколько яблок осталось?»
Несколько заданий связаны с решением уравнений или системы уравнений. Есть алгоритмическая задача, но для ее решения хватит банальной логики, никаких специальных знаний. Из того, что потруднее, — логарифмы и действия с ними, комбинаторная задача, производная функции.
Экзамен несложный, что, впрочем, не помешало мне написать его весьма посредственно. С английским проблем не было: я использую язык в работе каждый день, а перед экзаменом посмотрел непонятные математические термины в демонстрационных вариантах.
Учебный процесс
Язык. Еще раз отмечу, что все обучение — на английском. А также общение с преподавателями, видеолекции и взаимодействие с сокурсниками в публичных чатах. При поступлении в университет никто не спрашивает языковой сертификат, но стоит оценивать свои знания адекватно, чтобы не попасть в неприятное положение, когда деньги уже ушли, а вы ничего не понимаете.
Моя языковая ситуация такая: какие-то термины я знал из программирования, какие-то — благодаря тому, что посмотрел перевод перед вступительным испытанием. Но если я по учебе встречаю непонятное слово, просто гуглю, обычно у многих понятий есть страница на Википедии, а у страницы есть версия на русском, где все можно почитать на более понятном языке. Порой смотрю ролики на «Ютубе».
Мы взаимодействуем друг с другом в «Слаке», но вполне можно учиться, ни с кем не общаясь. Некоторые студенты иногда собираются, но встречи проходят в Москве, так что я на них не попадаю. Хотя думаю, что на финальную вечеринку по окончании университета я все же поеду. Насколько мне известно, на нее собираются даже ребята из-за границы.
С одной стороны, английский — это хорошо, с другой — некоторые преподаватели обладают просто идеальным рунглишем. В более-менее легких для меня курсах вроде курса по Python преподаватели — молодые ребята, которые говорят на хорошем английском. Зато в математических дисциплинах своеобразное произношение и подача — норма.
Устройство курса. В программе три направления:
Учеба проходит по системе кредитов, они определяют объем программы — разбивка по кредитам для моей магистратурыPDF, 13 КБ
Учебные курсы разные для разных потоков. Однако читать отдельные курсы начинают с середины второго семестра, в моем случае — в декабре 2021 года. Сперва я хотел пойти на трек Data Scientist, но, осознав, как организованы чисто теоретические модули и почитав отзывы старших курсов в «Слаке», решил, что лучше перестраховаться и пойти на инженера по машинному обучению. Не знаю, будет ли информация о треке отражена в дипломе.
Обучение начинается не с первого дня. Первая неделя — onboarding course, или вводный курс. В нем рассказывается, как будет проходить учебный процесс, как сдавать разные виды заданий. Этот курс описывает политику университета и его внутренние правила, а также то, как вернуть уплаченные авансом деньги и в каких пропорциях.
Советую обратить особое внимание на внутренние документы НИУ ВШЭ, так как за нарушение некоторых правил университета можно получить выговор, а это означает лишение скидки. Студента в основном касается запрет на плагиат: не списывать, не перефразировать, не допускать двойной сдачи работы. Я сам чуть не попал в подобную ситуацию, но об этом позже.
Как устроено преподавание. После вводного курса можно наконец приступить к курсам учебным. Все учебные материалы разбиты на модули и опубликованы на платформе «Курсера». Обычно модуль состоит из шести недель. Параллельно всегда идет не более двух модулей. Первые шесть недель мы изучали основы языка программирования Python и дискретную математику. В каждой неделе есть видеолекции, иногда материалы для чтения — чаще всего это ссылки на сторонние ресурсы.
Для меня видеолекции — самый спорный момент. Ролики предзаписаны, они довольно короткие, около 10 минут. Порой времени не хватает, чтобы полноценно объяснить материал. Бывает так, что лекция в курсе длится, скажем, 12 минут, а видео или серия бесплатных роликов по той же теме на «Ютубе» или Khan Academy — час. Время от времени я изучаю тему, которая мне уже знакома, и ловлю себя на мысли: если бы я ничего не понимал в предмете, разобраться по лекциям было бы сложно.
Иногда проблема заключается не в длительности видео, а в изложении материала. Я считаю, что некоторые люди призваны заниматься наукой, а некоторые — излагать достижения этой самой науки в понятной манере. Иногда эти типы совпадают в одном преподавателе. Но на некоторых курсах лектор довольно запутанно рассказывает материал. Модуль «Математический анализ», по мне, был поверхностным, без примеров, сюда же отнесу модуль «Линейная алгебра».
Уверен, что все преподаватели — профессионалы, но иногда сложность лекции вкупе со стилем подачи информации делают предмет невозможным для понимания. Тогда я, махнув рукой, иду на «Ютуб» смотреть ролик какого-нибудь индуса, который излагает материал в разы проще. Презентации тоже не особо помогают, как и лайвкодинг преподавателя.
Часто преподаватель говорит условно: «Берем вот эту величину и делим ее на другую», затем начинает молча писать на прозрачной доске. Дописывает. Опять что-то говорит, опять молча пишет. Это занимает значительную часть лекции, плюс из-за пауз забываешь, что было в начале. Некоторые преподаватели просто пишут неразборчиво.
Я пересмотрел множество видео по профессии на «Ютубе», и формат записи, который использует Вышка, мне кажется, устарел. Мне по душе канал программиста Леса Джексона: детальное изложение, все по шагам. По математическим дисциплинам у меня нет любимого канала, но весьма достойная подача на Khan Academy.
Но не буду сгущать краски: в программе есть действительно хорошие и интересные курсы, пока их большинство. А те, что выглядят сырыми, надеюсь, в будущем станут лучше.
Проверка знаний. Обычно в курсе шесть недель, домашнее задание для первой недели нужно сдать в конце этой же недели. Видео можно не смотреть, а вот домашку сделать нужно. Если задержать сдачу, получишь штраф в половину оценки: условно говоря, все сделал верно, но в итоге зачтут только половину баллов за задание. Если задержался на две недели, можно вообще не сдавать работу.
Пройденный материал закрепляется разными заданиями. Прежде всего — тестами. Тесты бывают тренировочными, или промежуточными, и на оценку.
Тренировочные тесты не влияют на итоговые результаты курса, поэтому я их решаю, только если хочется отработать непонятный момент. Для прохождения оцениваемого теста есть одна, две или три попытки — в зависимости от курса и желания преподавателя.
Тесты могут содержать вопросы с одиночным или множественным выбором, а также открытые вопросы. Открытые вопросы — самое сложное в такого рода заданиях, обычно нужно написать ответ к задаче, без решения. При этом задачи могут быть весьма сложными — такие были на матанализе и линейной алгебре.
Еще есть SGA — staff graded assignment, в основном это задание, подразумевающее развернутый ответ, например решение задачи. Решение преподаватель проверяет вручную. То есть не получится ограничиться только ответом и поверхностными объяснениями, необходимо предоставить подробное описание решения со всеми шагами. Работу можно сдать в виде фотографии листочка с записанным ответом или в виде PDF-файла.
Я не очень люблю SGA: зачастую подразумевается использование формул, а вводить формулы в «Ворде» для последующей выгрузки в PDF неудобно. Можно, конечно, написать решение от руки, но я иногда и сам не могу понять, что пишу, поэтому стараюсь не сдавать сканы рукописных работ. Как-то жалко преподавателей, которые все это будут проверять.
Некоторые задания оценивают сокурсники по заранее определенным критериям. Работает так: я загружаю свою работу на сайт, потом мне нужно оценить три работы сокурсников, после этого я получу свою оценку, которая, соответственно, формируется из трех оценок других студентов.
С этим типом заданий связано одно неудобство: если ты сделал задание слишком рано, тебе просто нечего оценивать. Время от времени приходится проверять, не появились ли сданные работы. Если же ты сам задерживаешь сдачу, то после загрузки задания нужно идти в учебные чаты и просить других студентов, чтобы они его оценили.
В курсах по программированию задания немного отличаются от тех, что дают, скажем, по математике, и подразумевают написание кода. К примеру, необходимо реализовать алгоритм, который решает поставленную задачу. Код проверяется автоматически.
Бывает, что, если какие-то из тестов не проходят, студент видит сообщение в духе «вы провалили юнит-тесты 1, 2, 3» без дополнительной информации, что слегка бесит. Юнит-тесты — это дополнительный код, который проверяет корректность основного. Не помню, чтобы на практике я хоть раз написал тест, который бы не говорил мне, почему код падает. Но преподаватели утверждают, что в жизни все именно так и подобный подход научит нас тестированию.
Каждый модуль заканчивается большим тестом, проектом или лабораторной. Иногда всем вместе.
Проект — это написание небольшой программы по имеющемуся заданию, возможно, с применением конкретных алгоритмов, оценкой их сложности. Но самое интересное для меня — лабораторные. Они подразумевают, что нужно загрузить заранее подготовленные преподавателем наборы данных, исследовать их по ряду критериев, а также визуализировать с помощью предназначенных для этого Python-библиотек.
В любом финальном задании могут попросить дать письменный ответ в свободной форме: написать решение задачи, проанализировать алгоритм, дать описание набору данных.
В самом начале учебы была пара неудачных курсов, где материалов и учебных недель не хватало для решения. В таком случае я искал информацию в интернете, смотрел туториалы на «Ютубе», решал методом тыка. В некоторых вариантах было так, что я просто выполнял необходимый минимум на тройку и забивал на более сложную часть. Но сейчас ситуация выровнялась: лекции и задания по ним соразмерны.
Несколько раз за курс проводятся вебинары, на них разбирают особо сложные задания и темы, можно задавать вопросы. Вебинары проходят в один день, но два раза — утром и вечером, чтобы могли поучаствовать студенты из разных часовых поясов. Каждый вебинар записывается, и запись выкладывается в курс, поэтому можно посмотреть их в удобное время — правда, не выйдет задать вопрос. Мне вебинары помогают, но сам не участвую, нет времени. Куда проще посмотреть интересующий момент в записи на двойной скорости.
Сложность учебы. Я бы сказал, что сложность целиком зависит от прежних знаний конкретного студента. Многие вещи не столь сложны, сколь плохо объяснены. Но даже если найти хорошие материалы, некоторые темы заставят попотеть — для меня это были матанализ и отчасти статистика.
В среднем я трачу на учебу четыре дня в неделю, по два-три часа после работы. Словом, не скажу, что учеба дается мне легко. Часто не хватает времени, поэтому иногда студенты помогают друг другу, но это может обернуться против них.
К примеру, недавно я не мог разобраться в задачах, написал однокурснику, мы вместе что-то придумали с горем пополам, загрузили решение. Вроде разобрались. Приходит оценка — 0 баллов. Объяснение: вы друг у друга списали, ждем от вас объяснительную и будем решать, что делать — замечание, выговор и лишение скидки или отчисление.
С одной стороны, я могу понять университет, с другой — такой формализм мне не близок. Не важно как, главное, что человек разобрался. В конце концов, в 90% случаев на техническом собеседовании станет ясно, если кандидат чего-то не понимает, не знает. Поэтому большого смысла обманывать преподавателей нет: на деле пробелы в знаниях быстро обнаружатся.
Пугает, что за подобное можно лишиться скидки, — внимательно читайте договор и приложения к нему.
Отдам должное преподавателям: зачастую они оказывают хорошую поддержку. Почти у всех заданий есть специальная секция «Дискуссия», своеобразный форум. На нем можно разместить свой вопрос. Преподаватели, которые курируют модуль, обычно отвечают быстро и стараются помочь, иногда отвечают даже в выходные.
В отличие от общения на форуме, взаимодействие с университетом в мессенджерах и по почте происходит до боли медленно. Вплоть до того, что на некоторые вопросы могут просто не ответить или ответить через месяц. Насколько я знаю, сейчас на факультете меняются менеджеры, и, надеюсь, все придет в норму.
Какой диплом выдадут после обучения
Одна из основных причин, по которой я выбрал эту программу, — диплом уважаемого вуза. Программа полностью в онлайне, никаких подвохов, связанных с дипломом, это не подразумевает.
По окончании Вышка выдает диплом государственного образца по направлению «прикладная математика и информатика», а также европейское приложение к диплому. Оно помогает иностранным компаниям и учебным заведениям оценить объем пройденного материала и увидеть оценки, не требует нотариального перевода, поскольку написано на английском.
Форма обучения заочная, но эта информация в дипломе указывается только по желанию студента. Недавно нам также предложили перейти на очную форму обучения, при этом переход ничего не поменяет, все занятия по-прежнему будут на 100% в онлайне. Я не буду указывать форму обучения в дипломе и переходить на очное отделение — но, возможно, кто-то из однокурсников перейдет и попросит указать.
Плюсы и минусы онлайн-университета
Сейчас я уже могу делать промежуточные выводы и выделить для себя достоинства и недостатки подобного формата обучения.
Еще я бы сказал, что работодателям очень нравится, когда ты говоришь, что в свободное время учишься в университете на перспективном направлении. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Я часто прохожу собеседования и недавно уехал работать в Эстонию. Машинным обучением я здесь не занимаюсь, но в процессе найма сам факт того, что я обучаюсь на этой программе, рассматривался как дополнительный плюс.
Я бы отметил и то, что такой формат обучения хотя и подходит многим, немногим нужен. Если у вас уже есть высшее образование, работа в технической сфере и известная степень самодисциплины, подобный диплом может оказаться излишеством. В современном мире почти все необходимое для образования можно найти бесплатно или за кратно меньшие деньги, чем стоит университетская программа.