Что такое взаимодополняемые блага
Взаимозаменяемость взаимодополняемость экономических благ. Редкость экономических благ
Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом.
Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами.
Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.
Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами.
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.
Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.
Редкость — характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.
Взаимозаменяющие товары в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ
Под взаимодополняемостью благ понимается свойство товаров удовлетворять потребности только в совокупности друг с другом. Например, к взаимодополняемым товарам относятся автомобиль и бензин, лыжи и лыжные крепления, бумага и ручка. Взаимодополняемыми бывают не только потребительские блага, но и ресурсы производства, такие как: капитал и труд, компьютер и программное обеспечение, сталь и прокатный станок.
Взаимодополняемость делится на абсолютную (жесткую) и относительную.
Абсолютная взаимодополняемость – это соответствие одному благу определенного количества другого блага, к примеру, лыжи и лыжные крепления. Примером относительной взаимодополняемости является чай и сахар.
На графике жесткой взаимодополняемости можно увидеть только одну точку касания кривых безразличия с бюджетной прямой (рисунок 1). В данном случае выбор потребителя единственно возможный и вынужденный, независимо от цены благ X и Y, об этом свидетельствуют бюджетные линии MN и HG. Предельная норма замещения MRS равняется 0.
Готовые работы на аналогичную тему
Между тем, чаще всего наблюдается относительная взаимодополняемость, выражаемая кривыми безразличия, представленными на рисунке 2. Зоной взаимодополняемости является расстояние на кривой от C до D. Если цена на одни взаимодополняемые товары (например, фотоаппараты) снижается, то спрос на них увеличивается, это вызывает увеличение спроса на фотобумагу, и цена на нее повышается. Из этого можно сделать вывод, что, если два товара являются взаимодополняемыми, то цена на один из них и спрос на другой имеют обратную связь
Рисунок 3. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под взаимозаменяемостью товаров понимается их свойство удовлетворять потребности за счет друг друга. Например, взаимозаменяемые товары – это розы и гвоздики, железнодорожный и автомобильный транспорт. Взаимозаменяемыми бывают как потребительские блага, так и производственные ресурсы. Взаимозаменяемые товары носят название товары-субституты.
Установление цен на взаимозаменяющие товары в рамках товарной линии
Товарная линия – это группа товаров, связанных друг с другом на основе определенных критериев. Компания сама определяет данные критерии, а ее выбор зависит от стратегии. К примеру, одна фирма будет считать губки для чистки посуды разных размеров, цветов и формы одной товарной линией, а другая – считать, что эти же губки являются только составляющей, относящейся к товарной линии «Товары для чистки посуды».
Компании в своем стремлении удовлетворять потребительский спрос и использовать различную ценовую чувствительность стараются произвести все более широкий ассортимент товаров. Эти товары могут быть как взаимодополняемыми, так и взаимозаменяемыми.
В пределах одной товарной линии устанавливаются разные цены. Если товар относится к одной товарной номенклатуре, то подход к ценообразованию несколько иной. Фирма будет стремиться разработать систему цен, обеспечивающую максимальную прибыль по всей товарной номенклатуре. Установление цен осложняется взаимосвязью разных товаров друг с другом с позиции спроса и издержек. Рассмотрим 4 типичные ситуации.
Цены устанавливаются в рамках товарного ассортимента. Как правило, фирма производит не один товар, а товарный ассортимент. В таком случае появляется необходимость устанавливать ступенчатые цены на различные товары. Определяя ценовую ступеньку, учитываются различия в издержках, в оценках товарных свойств. Задача продавца заключается в том, чтобы выявить качественные различия товаров, ощущаемые покупателем, для обоснования разницы в ценах.
Цены устанавливаются на дополняющие товары. Большинство фирм в дополнение к основному товару предлагают некоторые вспомогательные изделия. При данном подходе необходимо определить, что следует включить в цену стандартного комплекта, а что предлагать как дополнение.
Цены устанавливаются на обязательные принадлежности. В некоторых отраслях промышленности вместе с основными товарами производятся и обязательные принадлежности, используемые вместе. Изготовители часто устанавливают на основные товары относительно низкие цены, а на принадлежности – высокие. Это дает высокую прибыль.
Устанавливаются цены на побочные продукты производства. В некоторых отраслях в процессе производства выходят побочные продукты. Если такие продукты не имеют значимости по ценности, а их утилизация обходится не дешево, то уровень цены на основное изделие снижается.
Ценообразование на взаимозаменяющие товары, различающиеся по свойствам
Взаимозаменяемые товары удовлетворяют одни и те же покупательские потребности. Если фирма реализует различные модели одного и того же товара, то часто различные изделия в рамках данного ассортимента заменяют друг друга.
В процессе удовлетворения потребностей данные товары конкурируют между собой. В отношении них действует правило: увеличение цены на один товар приводит к увеличению спроса на другой. Если же товары одного и того же вида различны по размерам, то возникает вопрос различия цен на них. Если не изменяются выгоды покупателей в зависимости от размера, то предприниматель будет устанавливать унифицированную цену, которая не связана с размерами товара, и наоборот.
Установление цен на взаимозаменяемые товары, различающиеся по свойствам, происходит аналогично установлению цен на товары разных размеров. Таким образом, оценка каждого товара в ассортименте должна производится с учетом эластичности спроса.
Значение спроса на взаимозаменяющие товары
Для взаимозаменяемых товаров характерны такие параметры:
Для потребителя не имеет значения какой продукт или услугу выбрать, если они взаимозаменяемы. В связи с этим потребительский выбор зависит от сочетания цены и качества товара, а также уровня дохода.
Взаимозаменяемость товаров имеет огромное значение при анализе поведения агентов и закономерностей ценообразования в рыночной экономике. Проведение эффективной ценовой стратегии всегда сопровождается изучением взаимозаменяемости благ.
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.
Эджуорт и Парето дают свое понятие взаимодополняемости благ «Товар у называется дополняющим товар х, если рост предложения х ведет к увеличению предельной полезности товара у».
Отношения двух взаимодополняющих товаров носят двусторонний характер:
б) падение цены (при неизменности денег) на товар х повышает спрос на него, увеличивая предельную полезность товара у и также спрос на него.
Впоследствии определение взаимодополняемости было усовершенствовано Хиксом.
— абсолютной (жесткой), т.е. когда потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага.
— относительной, т.е. когда при потреблении одного блага потребление другого может меняться.
Взаимозаменяемость благ — свойство благ удовлетворять потребности людей за счет друг друга. Взаимозаменяемые товары называются субститутами.
Эджуорт и Парето дают следующее определение взаимозаменяемости благ: «Товар у явл. заменителем товара х, если прирост товарах ведет к уменьшению предельной полезности товара у».
Здесь также взаимоотношения товаров двусторонние:
б) если предельная полезность денег постоянна, то падение цены на товар х ведет к росту спроса на него и вместе с тем к уменьшению предельной полезности товара у и спроса на него.
Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), т.е. когда одно благо может полностью заменить другое, и относительной, т.е. когда одно благо не может полностью заменить другое.
36). Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект замещения и эффект дохода. Кругооборот благ и доходов (схема).
На рынке потребители делают свой выбор путем сравнения наборов товаров и услуг. Располагая доходом и учитывая цены, потребитель может приобрести то или иное количество благ, тот или иной их набор. Сочетание благ и услуг в наборе может меняться.
В связи с этим «график, отображающий все возможные комбинации двух товаров, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности, называется кривой безразличия».
1
продукты питания, ед.
Кривая показывает, что в т. (А, В, С) есть набор товаров, обеспечивающих одинаковое удовлетворение потребностей покупателя, поэтому ему безразлично, какой набор брать.
Кроме того, кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара ради увеличения потребления другого товара
Количественно это выражается предельной нормой замещения, представляющей максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения одной дополнительной единицы другого товара.
Однако на потребительский выбор влияют бюджетные ограничения (т.е. доходы покупателя), которые при помощи цен ставят пределы потреблению.
Возможный выбор потребителя в этих условиях выражает бюджетная линия
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14
количество продукта В
Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при которых общая сумма затрат равна доходу.
Таким образом, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить.
Поэтому потребители делают на рынке оптимальный выбор, который отвечает двум требованиям:
а) выбор из совокупности наборов благ происходит в рамках дохода потребителя;
б) оптимальный выбор должен обеспечить потребителю наиболее предпочтительное сочетание благ.
Воздействие целы и дохода на потребительский выбор выражается в эффекте замещения и эффекте дохода.
Кругооборот благ и доходов
В связи с разделением труда, специализацией производителей, все многообразие эко-ких и неэко-ких (частных) благ не сразу поступает в потребление, а осуществляет кругооборот, в процессе которого достигается соответствие объема и структуры всех созданных в обществе благ объему и структуре общественных потребностей. Этот процесс в условиях рыночной экономики опосредуется рынком ресурсов, где распределяются через куплю-продажу труд, капитал, земля, которые принимают форму машин, станков, оборудования, рабочей силы, сырья, материалов и т.д. Все эти блага составляют объект производительного потребления.
Гос-во, в свою очередь, для своей общественной дея-ти получает доход в виде налогов от фирм и домохозяйств, поставляя взамен свои услуги, льготы, общественные товары, дотации, субвенции и другие платежи.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
5.3. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.
Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.
Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин.
График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку пересечения кривых безразличия с любой бюджетной линией (рис. 5.18)
|
| | |
M U3
U2
H C1
U1
|
Рис. 5.18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 5.19.
Y
C
|
0 X
Рис. 5.19. Относительная взаимодополняемость
Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности E D xy, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
Взаимодополняемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.
Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами.
Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис.5.20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.
Y
|
H
|
Рис. 5.20. Совершенная взаимозаменяемость
Y
|
0 X
Рис. 5.21. Относительная взаимозаменяемость
Если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е D xy (см. формулу 5.7).
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е D xy > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо У изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага У, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ.
Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е D xy = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо У приводит к почти полному перемещению спроса на благо Х.
Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.
Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Базовый учебник: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 4.
Основное содержание данной темы раскрыто в учебниках К. Макконнелла, С. Брю (гл. 23) и П. Самуэльсона (гл. 21).
Более углубленное понимание предмета с включением математических методов анализа дается в книгах У. Баумоля (гл. 8), Э. Маленво (гл. II), А. Н. Чеканского и Н. Л. Фроловой (гл. 1—5). История вопроса излагается в работе К. Б. Козловой и Р. М. Энтова. Строгую теоретическую проработку вопроса и возможности применения теоретических выводов на практике можно найти в книгах А. Маршалла и Дж. Р. Хикса.
Алчиан А. Значение измерения полезности // Теория потребительского поведения и спроса. С. 337—369.
Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных ценностей. Часть I // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992. С. 253—347.
Винер Дж. Концепция полезности в теории ценности и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. С. 78—116.
Джевонс У. С. Об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. С. 67—69.
Интриллигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975′. С. 199—229.
Козлова К. Б., Энтов Р. М. Теория цены. Гл. 2, 3. М.: Мысль, 1972. С. 67—122.
Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. С. 304—325.
Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: Наука, 19852. Гл. II. С. 23—51.
Маршалл А. Принципы. Т. 1. Кн. III. Гл. 1—4. С. 145—182.
Серебряков Б. Г. Теории экономического равновесия. Гл. 1. М.: Мысль,1973. С.22—53.
Современная экономическая мысль. Гл. 12. С. 317—358. Хикс Дж. Р., Аллен Р. Г. Д. Пересмотр теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса. С. 117—141.
Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. Гл. I—III. M.: Прогресс, 1988. С.103—148.
Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: ТЕИС, 1996. Гл. 1—5. С. 5—101.
Friedman D. Price Theory. Cincmato. 1986. Ch. 3, 4. P. 36—98
Тема 4. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
7. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ. Взаимодополняемыми (комплементарными) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение.
Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага (лыжи и крепления к ним) и относительной (чай и сахар, автомобиль и бензин).
Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если 2 продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Взаимозаменяемыми (товарами-субститутами) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, газ и нефть; металл и пластмассы.
Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, а может быть относительной (чай и кофе, маргарин и масло).
Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот.
Таким образом, если 2 продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.