Что такое взрыкает зыбка

Изобразительная роль диалектных слов в ранней лирике С.А. Есенина

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

Руководитель: М.В. Пронина, преподаватель.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ

В РАННЕЙ ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился и рос в селе
Константинове, что на рязанщине. С самого раннего детства он слышал
образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Федоровна пела ему
старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна
рассказывали сказки. Дед пересказывал Библию. Сережа Есенин запоминал
услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. Знание народного
языка пригодилось ему, когда он стал поэтом. В своих стихотворениях он
использовал много диалектных слов. Наиболее часто диалектизмы
встречаются в ранних его произведениях.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта
довольно много, С.Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской
жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и
не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт
умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте
ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону
деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского
уклада. Подробное описание мы находим в стихотворении «В хате»: печурка,
паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени.

Наиболее многочисленны в творчестве поэта группы собственно л ексических, или лексикосемантических диалектизмов. Рассмотрим особенности их использования в поэтической речи Есенина.

Морфологическая природа собственно лексических диалектизмов чрезвычайно многообразна. Они представлены у Есенина почти всеми частями речи.

Старый дед прямит на втулке шкворень,

Словно косу долбит на покосе. («У крыльца в худой логушке деготь», 1915)

Пляшет девок корогод. («За рекой горят огни. », 1916)

Смотрят бабки в черные дубровы,

Группой существительных женского рода:

Подтыкают пестрые поневы

И таращат веки без ресниц. («Старухи»,1915)

У крыльца в худой логушке деготь. («У крыльца в худой логушке
деготь. », 1915)

В колымаге колкая засорень,

Без колес, как лапы, смотрят оси. («У крыльца в худой логушке деготь»,
1915)

У погребки с маткой поросята,

Рядом с замесью тухлявая лоханка. («У крыльца в худой логушке деготь»,
1915)

П огребка: строение над погребом для хранения зерна, сплетено из ивовых
веток и обмазано глиной.

Вот и опять у лежанки я греюсь,

Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. («Снежная замять дробится и
колется», 1925)

Через прясла и овины

Серым веретьем стоят шалаши,

Глухо баюкают хлюпь камыши. («Черная, потом пропахшая выть!», 1914)

Под окном балякают старухи.

Вязлый хрип их крошит тишину. («Старухи», 1915)

Небо в куреве, как хмаровая близь». («Старухи», 1915)

Черепки в огне червонца.

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде. («Дед», 1915)

Сухлым войлоком по стёжкам

Разрыхлел в траве помёт. («Дед», 1915)

Лексические диалектизмы, представленные глаголами .

Под окном балякают старухи. («Старухи», 1915)

Спи, не гутарь». («Вечер, как сажа. », 1916)

Струи черные расхлябились, как змейки. («У крыльца в худой логушке
деготь», 1915)

«И не так гагачится молодкам,

Видно, дыхать бедным нелегко». («Старухи», 1915)

Лексические диалектизмы, представленные наречиями .

Не зазря прокисло по махоткам

В погребах парное молоко. («Старухи», 1915)

Ведь недаром нонче на посуде

Появилась квасливая слизь. («Старухи», 1915)

Некоторые из местных слов до сих пор бытуют в речи жителей села Константинова: погода пошла (пошел снег), полати (помост в крестьянской избе от печи до стены, где спали).

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Знание диалектов необходимо, так как это часть нашего великого
языка, это наша история.

Зная диалектную лексику, глубже понимаешь литературные
произведения, в которых она используется.

Есенин С.А. Полное собр. соч. в 7-ми т. Т.4. – М.: «Наука», 1996.

Есенин С.А. Стихотворения. – М.: Худож. Лит., 1998.

С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т.1. – М.: Худож. Лит., 1986.

Даль В.И. Энциклопедия русского слова. – М.: Изд-во Эксмо, 2002

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1988

Современное есениноведение. Научно-методический журнал. – Рязань.: Изд-е РГПУ им С.А. Есенина, 2005. №3

Источник

Плевок в душу

Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится их прочитать, – не исключение из миллионов россиян, которым знаком и дорог талант великого поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее с юными, 9-10-летними гражданами России, которым в нынешней обстановке извращения всего и вся даже с такими гениями, как Есенин, официоз познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно. Чтобы обосновать это, предлагаю открыть “Новейшую хрестоматию по литературе” для учащихся 3-х классов российских общеобразовательных школ под редакцией Т.И. Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с отбором авторов можно спорить), представлен в этой хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным для него произведением, которое может увлечь 10-летних детей, только вступающих в волшебный мир чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать, пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
“Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.

Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель учебника каким-то иным путем создать превратное представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к творчеству признанного российского гения? Да, досадные неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их выставлять, как “визитную карточку” гения? Ведь что ни строка здесь, то “сюрприз”. Начнем же по порядку.
I строфа: “…как сажа, льется в окно”.
– Сажа сухая, она не льется, – законно возражают дети.
– Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве нет?
Во II строфе “пляшет” непонятная детям “гасница”. Опять недоумение юных:
– Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг “прыгает”? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг “стучится в окна”.
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена поэтической жилки, и когда ей объяснили, что “гать” означает “дорога”, она с радостью поняла (III строфа), что гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится из окна. Но тут же девочка растерялась:
– Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в окно.
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям полезнее бы читать не “байкает” мать, а “баюкает”. Или нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV строфа. “Взрыкает зыбка, сонный тропарь”. Слово “зыбка” учительница объяснила одноклассникам моей внучки как “колыбелька”. И дети спрашивали:
– А почему колыбелька “взрыкает”? Зверь она, что ли, если рычит, как медведь?
Слово “тропарь” не смогли детям объяснить ни в школе, ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая “байкает” свою девочку-крошку и просит, чтоб ее “рыбка” не “гутарила” (разговаривала), а спала. Тут просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что рыбы – самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка напомнила:
– Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее ровесников – не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой способна навсегда отвратить их от лучшего, что они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Сергей Александрович Есенин. «Вечер, как сажа…»

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Сергей Александрович Есенин

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина.

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

С. А. Есенин (отмечен стрелкой) на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

С. А. Есенин (отмечен) в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина» 1914. Москва

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Сергей Есенини (верхний ряд, второй слева)

Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки.

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Александр Блок

Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой, так называемых «новокрестьянских поэтов». В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница».

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Первый сборник стихов С. Есенина, 1916 г.

Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря ним поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.

Источник

Просторечные и диалектные формы в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина

Урок-исследование на тему «Просторечные и диалектные формы в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина»

Просмотр содержимого документа
«Просторечные и диалектные формы в стихотворениях С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Михайловский техникум имени А. Мерзлова»

Тема «Просторечные и диалектные формы в стихотворениях

С. Есенина. Своеобразие поэтической речи С.Есенина»

Автор: Драй Г. Г., преподаватель русского языка и литературы ОГБПОУ «Михайловский техникум»

Цель: закрепление знаний,

привитие глубокого интереса к русскому художественному Слову, к поэзии С.Есенина,

пробуждение желания пополнять знания по собственной инициативе,

знакомство с особенностями научного подхода к рассмотрению фактов языка.

воспитание любви к малой родине, чувство восхищения природой, духовно- нравственной культурой.

Межпредметные связи: история, музыка.

Оборудование: компьютер, мульти-медиа установка, музыкальные записи; презентация о Есенине;

Образовательные технологии, используемые на уроке:

Технология интегрированных уроков, технология мастерских, развивающее обучение, проблемное обучение; педагогика сотрудничества, применение ИКТ-технологий.

Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы вновь обратимся к творчеству замечательного русского поэта, нашего земляка С. Есенина.

Поэзия Есенина – чудесный, прекрасный, неповторимый мир!

Первые стихи С.Есенин написал в пятнадцать лет:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт

Стихи поэта самобытны, ведь к вершинам мастерства Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля, «где мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь впервые увидел Есенин, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют тощие поля.

Мир народно- поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Какие слова в этих строчках привлекли ваше внимание? Заставив задуматься над их значением?

Обучающиеся: травное одеяло( вместо травяного одеяла), сутемень колдовная ( вечерние сумерки, колдовской).

Задача сегодняшнего урока познакомиться со своеобразием поэтической речи Есенина с точки зрения введения в поэзию нелитературных форм, а именно просторечий и диалектизмов.

Актуализация знаний: вспомним, что такое диалектные слова и просторечия.

На сегодняшнем уроке мы проанализируем ряд ранних стихотворений С.Есенина, научимся распознавать нормированность и ненормированность языковых явлений.

Чтение стихотворения «Матушка В Купальницу …», обращаем внимание на лексику, выпишем из этого стихотворения диалектные слова, просторечия.

Купальница – ночь накануне Ивана Купалы (24 июня).

Не дознамо печени судорга схватила – не от печени судорога схватила.

И чувствую в скулах упрямых

жестокую судоргу щёк. (1925г.)

Задание: найдите подобный диалектизм в строчках стихотворения С.Есенина «Поёт зима_ аукает…».

Почерпнутой из родного говора, типично рязанской, является форма «мерзлого» вместо «замерзшего»:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

Преподаватель: Вы получили опережающее задание. Были определены 2 исследовательские группы: 1 группа должна была, поработав с критической литературой, выявить истоки творчества Есенина.

2 группа должна была найти, выучить наизусть и проанализировать стихотворения С.Есенина, в которых используются диалектные формы, подчеркивающие народную основу стихов русского поэта.

По ходу того, как капитан группы озвучивает главные мысли, остальные обучающиеся фиксируют их в своих тетрадях.

Рассмотрим отрывок стихотворения С.А. Есенина « В хате » на вопрос наличия в нем диалектизмов.

Пахнет рыхлыми драченами ;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Мать с ухватами не сладится,

Старый кот к махотке кра´дется

Прочитав или услышав этот отрывок, далеко не каждый поймет значение слов, которые являются диалектизмами. Разберемся с их значением.

— драчёны – кушанье из запеченной смеси яиц, молока и муки или тёртого картофеля.

— дежка, дежа – квашня, кадушка для замешивания теста.

— печурка – выемка в русской печи для просушивания чего – либо.

— заслонка – железная крышка, прикрывающая устье русской печи.

— попелица – зола, пепел.

Все эти слова употребляются или употреблялись жителями села Константиново, но они не являются именно константиновскими диалектизмами. Я же приведу примеры именно таких слов.

Небо в куреве, как хмаровая близь ( « Старухи », 1915 )

Хмаровая ( близь ) – сумрачная близь.

— Сухлым войлоком по стёжкам

Разрыхлен в траве помет. ( « Дед », 1915 )

Сухлый ( войлок ) – изменённый от сухой.

— Под окном балякуют старухи ( « Старухи », 1915 )

Спи не гутарь …» ( « Вечер, как сажа… » 1916?)

Взыркает – издавать скрипучий звук

Гутарить ( разг., малороссийск ) – разговаривать

— И не так гагачится молодкам,

Видно дыкать бедным нелегко ( « Старухи », 1915 )

Гагачится – в этом отрывке обозначает « квохчется »

— Не зазря прокисло по махоткам

В погребах парное молоко …. ( « Старухи », 1915 )

Не зазря – не напрасно, не просто так.

— С чурбака, как скатный бисер, мухи

Улетают к лесу – шушуну. ( « Старухи », 1915 )

Шушун – верхняя женская одежда

Чурбак – полено, оно не является диалектизмом, а является просторечием.

До сих пор некоторые жители села Константиново используют в своей речи диалектные слова:

— погода пошла – пошел снег

— завальчики – место между буграми, неудобное для косьбы

— палати – помост в крестьянской избе от печи до стены, где спали

— кулишка – лужайка перед домом

— купцы – дачники, богатые люди

— городьба – изгородь, забор

— печурки – углубление в боковой или передней части

Приведенные мною примеры – лишь малая часть употребления диалектизмов в ранних произведениях С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка нашей местности.

Послушаем романс «Мне осталась одна забава» и подумаем над такими вопросами:

Как связано это произведение с темой нашего урока?

Какую лексику использует автор?

Почему во вступительной части романса звучит церковная музыка?

Вы провели интересные исследования, подтверждающие использование просторечных и диалектных слов в творчестве С.Есенина. Но наше знакомство с творчеством поэта продолжается. На следующем занятии мы рассмотрим стихотворения из цикла «Персидские мотивы» и проанализируем, изменилось ли настроение лирического героя, какие новые чувства он испытывает. Одно стихотворение на выбор наизусть.

Источник

Есенин вечер анализ вечер как сажа

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей “Мирок”. В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки. Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой так называемых новокрестьянских поэтов.

В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название “Радуница”. Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Точное время написания стихотворения “Вечер, как сажа…” до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью.

Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря им поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.

Сергей Есенин — Вечер, как сажа: Стих

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Это стихотворение написано Осипом Мандельштамом в 1910 году. Называется оно ” SILENTIUM”, что переводится как “Молчание”. Название, конечно же, отражает основную мысль стихотворения, которую можно сформулировать так: “Слово – серебро, молчание – золото”.

Автор говорит о том, что изначально было не Слово, а Тишина. Это мы видим из строк “да обретут мои уста первоначальную немоту”. Она – ненарушаемая связь всего живого, именно из нее возникли и музыка, и слово.

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году – году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: все больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании.

Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени и места.

Евгений Александрович Евтушенко – один из популярнейших и широко известных современных поэтов – родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет.

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей.

Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения.

Как часто кажется нам. что мир рушится, уходит у нас из-под ног.

Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Проходя по улицам, у нас нет времени взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.

Сергей Александрович Есенин

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина.

С. А. Есенин (отмечен стрелкой) на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И. Д. Сытина». 1914. Москва

С. А. Есенин (отмечен) в группе работников типографии «Т-во И. Д. Сытина» 1914. Москва

Сергей Есенини (верхний ряд, второй слева)

Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки.

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Александр Блок

Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой, так называемых «новокрестьянских поэтов». В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница».

Первый сборник стихов С. Есенина, 1916 г.

Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря ним поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.

Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.

Что такое взрыкает зыбка. Смотреть фото Что такое взрыкает зыбка. Смотреть картинку Что такое взрыкает зыбка. Картинка про Что такое взрыкает зыбка. Фото Что такое взрыкает зыбка

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вот уж вечер. Роса.

История создания – стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но все же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.

Тема – в нем переплетаются темы природы и родины.

Композиция – одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – двуударный дольник.

Эпитеты“свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.

Сравнение – “как зимой у печки”, “как большие свечки“.

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” стало одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем произведении прослеживаются черты, характерные для зрелой есенинской лирики – глубина мысли и конкретика образов.

Это произведение написано в Константиново, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще. При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню, что показывает, что с самых ранних лет Есенин не стремился воссоздавать реалии крестьянского быта. Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он не смотрит на мир как крестьянин, его видение более глубокое и поэтичное.

Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать ее во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.

Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.

В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.

Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.

Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:

С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.

Композиция:

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» — парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» — инверсия.

Тропы: эпитеты «большой», «мёртвой»; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки», «как большие свечки»).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то», «вдалеке» — эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Опять белила, сепия и сажаОпять белила, сепия и сажа, И трубы гениев гремят в упор. Опять архитектурного пейзажа Стесненный раскрывается простор! Горбатый мост прорезали лебедки, Павлиний веер распустил закат, И легкие, как парусные лодки.

Вечер («Вечер в ладони тебе отдаю я, безмолвное сердце…»)Ю. А. Эгерту Вечер в ладони тебе отдаю я, безмолвное сердце. Шагом усталых трамвай на пылающий запад Гибкую шею дуги не возносит с печальным упорством. Рты дуговых фонарей белоснежно оскалили.

Вот уж вечер. РосаВот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и.

Зимний вечерДушный вечер, зимний вечер; Все окно заволокло, Нагорели тускло свечи — Не темно и не светло… Брось «Дебаты», ради бога! Брось заморское. Давно В «Москвитянине» престрого О Содоме решено. Слушай.

Июнь — вечерКак высоко крестили дальние полосы, вершины — Вы царственные. Расскажи, о чем ты так измаялся Вечер, вечер ясный! Улетели в верх черные вершины — Измолились высоты в мечтах, Изошли небеса.

Белый вечерБелый вечер, белый вечер. Колоски зарниц. Не кузнечик, а — бубенчик надо мной звенит. Белый вечер, белый вечер. блеяние стад. И заборы, будто свечи бледные стоят. Прошумят березы скорбно, выразят.

Вечер. В мокрых цветах подоконникВечер. В мокрых цветах подоконник. Благодать. Чистота. Тишина. В этот час, голова на ладонях, Мать обычно сидит у окна. Не откликнется, не повернется, Не подымет с ладоней лица. И очнется.

Вечер любезный! вечер багряныйВечер любезный! вечер багряный В влажном наряде сизой росы! Друг твой несчастный сердцем тоскует, В тихой долине слезы лишь льет. В тихой долине пусто, безмолвно! Друг твой при речке там.

Футуристический вечерМонетой, плохо отчеканенной, Луна над трубами повешена, Где в высоте, чуть нарумяненной, С помадой алой сажа смешана. Стоят рядами вертикальными Домов неровные зазубрины, По стенам — бляхами сусальными, По окнам.

ВечерОсенний вечер На поля ложится, Прохладней воздух, Чище аромат. Сомкнуло небо Синие ресницы И спрятало Малиновый закат. Ах, вечер, вечер — Новые тревоги: На что смотреть? Куда направить взгляд? Проносятся.

Еще не вечерЧетыре года рыскал в море наш корсар, В боях и штормах не поблекло наше знамя. Мы научились штопать паруса, И затыкать пробоины телами. За нами гонится эскадра по пятам. На.

Вечер. ТениВечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе — бег оленя В каждом взоре — лет копья. И когда на закате кипела вселенская ярь, Из лавчонки вылетел.

КолыбельнаяВ доме — пусто и в стране — не густо. Только ложь — рекой. Что-то тускло освещает люстра под моей рукой. Ну конечно, под рукою — зыбка, в зыбке —.

Опять аметистовый вечерОпять аметистовый вечер. Прозрачно-холодные ткани Набросила осень на плечи. О, час предзакатных мечтаний! Мне как-то не жаль, что одна я, Что ты — безвозвратно далеко. Как вечер, душа умирает Без.

Вижу зыбку над могилойВижу зыбку над могилой, Знаю,- мать погребена, И ребенка грудью хилой Не докормит уж она. Нет младенца в колыбели, Крепко спит в могиле мать, Только зимние метели Станут зыбку подымать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *