Что такое банка на мотоцикле
Строение выхлопной системы, что полезно знать пилоту?
Выхлопная система мотоцикла обязана обеспечить четкий отвод и охлаждение газов таким образом, чтобы отраженный поток газа вернулся к выпускному клапану к моменту его следующего открытия. Чем новее модель мотоцикла, тем сложнее и продуманнее будет отвод газа.
Форма и длина
Первым делом затронем именно эту сторону вопроса. Напомню, что объем выхлопной трубы должен в несколько раз превосходить объемы цилиндров. Поэтому короткие выхлопные трубы менее эффективны, чем длинные. Газы из коротких систем всегда будут более горячими и опасными для ног пилота.
Во-вторых, форма выхлопной трубы обязана быть максимально плавной и округленной. Резкие углы будут затормаживать движение газов и накалять место изгиба, а значит в изгибе случится прогар или трещина, а это ремонт, морока и недовольные пользователи.
К форме хочется отнести конфигурацию выхлопной системы, а именно две выходящие от каждого цилиндра трубы, а может быть по 2 в 1 системе, а может быть и все 4 в 1. Случается даже интересный переходный вариант 4 в 2 и эти 2 в 1 выхлопную трубу.
Конфигурация выхлопной системы будет очень сильно зависеть от строения двигателя. Для двухтактных мотоциклов рекомендуются отдельные трубы на каждый цилиндр, потому что в таком случае рабочий объем выхлопной системы настолько превышает объемы двигателя, что газы способны достаточно расшириться при выпуске, чтобы полностью охладиться.
Случаются и более сложные формы коллекторов-пауков, которые соединяются в общий диффузор.
Выпускной коллектор
В народе его называют «колено» за характерный изгиб. О мягких округлых формах мы уже говорили. Настало время разобраться с системами 4 в 1 и 4 в 2. Здесь нечего мудрить, все элементарно. Когда двигатель имеет в коллекторе сначала 4 выхода по 1 на цилиндр, которые в последствии быстро соединяются в 1 и выходят на глушитель.
Система 4 в 1 признана одной из самых удачных для езды на высоких оборотах, поэтому она так популярна среди профессиональных мотогонок и спортивных моделей.
Коллекторы с длинным соединением в 1 осуществляют переход от 4, через 2 в 1, но это не шибко популярный вид, хотя они хороши для любителей и новичков, так как улучшают характеристики на более широком спектре оборотов, нежели 4 в 1, который отрабатывает на все 100000 при повышенных нагрузках.
После остановки двигателя внутри выхлопной системы в коллекторе образовывается конденсат. Если у вас чугунный коллектор, то конденсат может вызвать коррозию.
Существуют еще и керамические коллекторы. Интересная тема для тех, кому жизненно важно снизить вес мотоцикла. Коллекторы из керамики весят действительно мало, но и снашиваются со скоростью тех же выхлопных газов, быстро трескаются и требуют замены. С другой стороны, если вы профессиональный пилот гоночного трека, вы и так после заезда меняете чуть ли не половину расходников, начиная с покрышек и заканчивая цепью, почему бы не поменять еще и коллектор, раз пошла такая пьянка?
Для гражданских мотоциклистов беспроигрышным вариантом все равно будет нержавеющая сталь, потому что она не боится конденсата и достаточно долговечна.
Диффузор
Промежуточная часть выхлопной системы между коленом и глушителем. Обычно в нем происходит расширение газов для охлаждения перед тем, как покинуть трубу.
Глушитель
Самая любимая, лакомая и вкусная часть выхлопной системы. Именно она со всеми своими примочками отвечает за тембр голоса вашего мотоцикла. Именно «банку» без конца меняют пилоты, когда им не нравится звук выхлопа.
К слову, внутри глушителя можно обнаружить разные начинки от катализаторов и фильтров до Db Killer, он же среди простых смертных отзывается на «флейту», и мы чуть не забыли про мощностной клапан! Теперь по очереди.
Катализаторы и фильтра — наполнения, которые призваны подводить выхлоп мотоцикла к необходимой экологической норме. Они есть не везде, но встречаются достаточно часто в молодых моделях.
Db Killer/флейта — система внутри корпуса с множеством каналов и отверстий, через которые проходят газы. Система призвана увеличить сопротивление потокам газа. Если вынуть флейту, то система превращается в прямоточный аналог с совершенно другим звуком выхлопа и меньшим сопротивлением газов.
Существуют модели выхлопных систем в которых можно регулировать открытие заслонок нажатием кнопки на руле, тем самым форсировать выхлоп и звук в зависимости от ситуации. Примером такой системы будет Dr. Jekill & Mr. Hyde, которая поставляется в комплекте с кнопкой управления для руля и уже может быть установлена на многие топовые бренды.
Мощностной клапан — суть его в распределении отраженной волны газового потока. Делается это для того, чтобы поток газа не достиг выпускного клапана в момент его закрытия. Клапан пропускает только те отраженные волны, которые способствуют наполняемости цилиндра и избавлению его от отработанных излишков. Самые известные системы SAEC – Suzuki, EXUP – Yamaha.
По материалам изготовления популярными стали:
Итак, мы выяснили, что выхлопная система мотоцикла достаточно сложна и многогранна. Чем новее модель мотоцикла, тем замысловатее будет ее выхлопная система. В век электроники многие функции мотоцикла зависят от обратной связи с электрикой. Так, например, при вынимании чипа, мотоцикл может не заводиться, а только предательски мигать лампочкой на панели, указывая, что фокус не удался. Дистанционная регулировка уровня выхлопа так же интересное нововведение, на ряду с постоянными разработками инженеров.
Нужен ли прямоток на мотоцикл?
Споры о том, нужен ли мотоциклистам прямоток, бесконечны. Сторонники заявляют о повышении пассивной безопасности и увеличении мощности. Противники – о бесполезности и даже вреде для мотора. Так где же правда?
Влияет ли прямоток на мощность мотоцикла?
Установка прямоточного выхлопа помогает двигателю быстрее освобождаться от выхлопных газов. Отсутствие любых перекладин, флейт, ДБ-киллеров и прочей начинки не препятствует отработанному выхлопу покидать движок. При этом они хуже охлаждаются (да здравствуют горячие выхлопные трубы!) и хуже очищаются (каждый раз, как кто-то ставит прямоток на мот, где-то в мире плачет один эколог).
А вот мощность, наоборот, падает пропорционально увеличению громкости! Ведь мотоцикл едет за счет того, что двигатель передает свою энергию на колесо. На выброс выхлопных газов тоже тратится какое-то количество энергии. Получается, что выхлопная система не добавляет, а наоборот – поглощает мощность! Расход энергии можно снизить именно за счет создания препятствий на выпуске отработанных газов.
Но с другой стороны, когда выход затруднен, движку сложнее правильно работать, он «душится». Поэтому разработка выхлопных систем, как обычных, так и прямоточных – это серьезная инженерная задача, целью которой является баланс между сохранением мощи и приятным громким звуком. Просто насверлить в глушаке дырок или вытащить начинку не принесет никакого результата. Наоборот – часто у таких умельцев сильно возрастает расход бензина, а после вмешательства необходимо перенастраивать карбюратор. Только «настоящие», фирменные прямотоки типа Акроповича могут сохранить баланс громкости и мощности. Большинство тюненых мотоциклов из японии как раз оснащены только фирменными прямотоками от Яшимуры и Акроповика.
Делает ли прямоток заметным на дороге?
Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. На то, услышат ли вас автолюбители, влияет несколько важных факторов:
Лучшая пассивная безопасность
Когда же прямоток действительно будет заметным? Только в случае, если мотоциклист не нарушает и не превышает скоростной режим. «Пузатый» круизер с басовитым громким выхлопом, медленно крейсирующий в междурядье или подплывающий к перекрестку, будет заметен всем. Также и во время обгона – важно не просто внезапно мухой пронестись мимо ничего не подозревающих автомобилистов, а медленно и степенно объехать их, заранее обозначив себя. А в случае, когда нужно привлечь внимание – лучше использовать клаксон, а не прогазовку. Так вы будете только раздражать окружающих людей, в том числе и пешеходов.
Но лучшая пассивная безопасность – это все-таки повышение визуальной заметности. Яркая одежда, белый либо кислотных цветов шлем, светоотражающие элементы на экипировке, дальний свет фары днем – вот что работает гораздо лучше любого прямотока.
Прямоток на мотоцикле, для чего?
Зачем вообще устанавливать прямоток?
Каждый мотор вырабатывает определенное количество выхлопных газов в единицу времени. Проектировщики это учитывали, и поэтому выполняли выхлопную систему таким образом, чтобы там справлялась с отводом ненужных остатков.
Когда владельцы начинают дорабатывать двигатель, увеличивая его мощность, нужно также и улучшить выхлопную систему, так как увеличится количество выхлопных газов. Родная система не справится с таким большим объемом, что будет существенно глушить автомобиль. Все новые доработки, в таком случае, будут напрасны.
Именно поэтому, важно, переделывая двигатель, усовершенствовать и выхлоп. Со штатной установки практически ничего не остается. Меняется коллектор, трубы на больший диаметр и глушитель. Благодаря этому, выхлопные газы начнут уходить быстрее, не застаиваясь в цилиндрах, что естественно увеличит мощность. Но придется тогда пожертвовать тихим звуком. Общая мощность двигателя, при установленном прямотоке, увеличивается на 15%.
Далее нужно разобраться, почему же у прямотока такой сильный гул. Как правило, громкое звучание создается из-за постоянно и быстродвижущихся выхлопных газов. Чтобы уменьшить скорость, а, значит, уменьшить звук, используют глушитель. Его функция – уменьшить скорость газов. Глушитель представляет собой определенный лабиринт, проходя который газы существенно снижают свою скорость. Благодаря этому снижается и шум.
По причине того, что в прямотоке используют трубы большего диаметра и глушитель, который не оборудован лабиринтом, скорость выхлопа не снижается, благодаря чему цилиндры полностью очищаются. Но вот шумность увеличивается. Поэтому и появляется низкочастотный звук.
Видео
Плюсы установки прямоточного глушителя
Положительные эффекты, которых можно достичь путем замены глушителя на прямоток:
Чтобы понять принцип работы глушителя-прямотока, кратко разберемся в устройстве выхлопной системы.
Покупные и самодельные прямотоки
Прямоточный глушитель можно запросто приобрести на рынке автозапчастей, где не составит труда подобрать этот элемент системы отвод выхлопных газов для любого автомобиля. Стоимость таких прямотоков разная, отличается также и качество изготовления. Недорогой по стоимости глушитель обычно делается из тонкостенного листового металла, поэтому он может очень быстро прогореть. К тому же в таких изделиях часто количество наполнителя недостаточно (его может и вовсе не быть), поэтому с таким глушителем автомобиль будет сильно реветь.
Качественный же прямоток, изготовленный по всем правилам и с хорошего материала, будет стоить очень дорого, и далеко не все согласятся его приобретать, особенно для старенького отечественного автомобиля.
Зато всегда есть возможность изготовить прямоточный глушитель своими руками. Конструкция его несложная, да и материалов для его изготовления потребуется не так уж и много.
Сделать прямоток своими руками можно двумя способами – переделать штатный глушитель автомобиля и создать его «с нуля». Первый способ удобен тем, что затем не придется думать, как закрепить изделие, поскольку все крепежные элементы останутся. Недостатком же этого метода является тот факт, что изготавливаются глушители из тонкого металла, поэтому проводить сварочные работы будет непросто.
Что касается второго варианта, то имея под рукой необходимые материалы, можно изготовить глушитель любых размеров и с хорошей толщиной металла, что обеспечить длительный срок службы. Но для монтажа системы отвода газов с прямотоком на авто, придется продумывать способ крепления.
Делает ли прямоток заметным на дороге?
Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. На то, услышат ли вас автолюбители, влияет несколько важных факторов:
Особенности строения обычного глушителя
Как гасится звуковая волна в обычном стоковом глушителе? Внутри банки он разделен на перегородки, камеры, отражатели. Это напоминает небольшой лабиринт, где волна звука разбивается, отражается и пере отражается, гасится, компенсируется, разделяется и уменьшает свою энергию. На выходе мы получаем не серию очень громких взрывов, а тихое «урчание».
В обычном глушителе по всем этим лабиринтам идет не только волна звука, но и поток отработанных газов. И там он испытывает сильное сопротивление, т.к. свободно двигаться не может. Вот это сопротивление и создает обратное давление выхлопных газов, которое носит название «противоток».
Отрицательным эффектом этого противотока является затруднение освобождения камер сгорания от отработанных газов. Чтобы компенсировать давление противотока, тратится работа двигателя. Если уровень обратного давления минимизировать, или вообще свести к нулю, то двигатель не будет тратить усилия на преодоление противотока, а значит его полезная мощность возрастет.
Для этих целей и был разработан спортивный глушитель прямоточного действия. Он должен решить сразу две задачи:
корректно и в должной мере гасить звуковую волну, возникающую при взрыве топливной смеси в камере сгорания;
до минимума свести действие противотока.
Как он справляется со своей функцией, об этом немного подробней при рассмотрении его строения.
Так что дает прямоточная система выхлопа
Постараюсь объяснить простыми словами. Давайте вспомним работу двигателя. Одним из важных циклов является отвод отработанных газов. Происходит это через специальное устройство которое называется глушитель, там они проходят через пламегаситель, затем катализатор, через несколько резонаторов (части глушителя) и после все этого выход через выхлопную трубу. Уже чистые и без лишнего шума, иногда практически не слышно, особенно на дорогих иномарках, где элементов глушения стоит больше, чем на бюджетных авто. Это и есть классическая система «глушения» и переработки газов от двигателя. Практически все современные машины ей оборудованы, наверное слышали про стандарты ЕВРО 4, ЕВРО 5, а скоро будет и шестое поколение – повторюсь все в угоду ЭКОЛОГИИ.
Однако вы не задумывались — сколько сил нужно двигателю, чтобы протолкнуть выхлоп по этой системе? Тут и увеличенный расход и потеря мощности, потому как нужно потратить силы на вывод отработанных газов! Это обратная сторона медали. Попробуйте надуть шарик через обычную трубочку – легко, конечно ДА! А затем попробуйте запихать туда бинт, и также надуть шарик – потратите куда больше сил!
Прямоточная система выхлопа — выкидывает из своего строения всевозможные катализаторы и глушащие элементы. НО НЕ ВСЕ! КАК ДУМАЮТ МНОГИЕ! Выхлоп после двигателя встречается с пламегасителем, который не допускает лишних раскаленных газов в систему, также могут быть и «резонаторы» однако с пониженным сопротивлением. Опять же тюнинговые ателье стараются сделать этот глушитель прямой, без загибов и отводов, чтобы поток отработанных газов шел прямо, с минимальными сопротивлениями (то есть это своего рода «пустая трубочка» и шарик).
Пламегаситель и резонаторы — в этой системе примитивные, без сложных перегородок и разделов, главная задача погасить избыток горячего газа и понизить звуки от выхлопа, но не в коем случае, не задержать поток. Таким образом, достигается улучшенный отвод газов, а соответственно двигатель не тратит силы на их отвод, если сравнить с обычным двигателем то мощности у него реально больше. Этим то и пользуются тюнеры и всевозможные гонщики.
Прямоток на обычном автомобиле
Стоит отметить, что повышение мощности в должной мере от использования прямоточного глушителя происходит только в случае, если двигатель тоже тюнинговался, хотя бы частично. То есть, переработка системы отвода выхлопных газов является лишь дополнением. Установка же прямотока на авто со стоковым мотором (не имеющим каких-либо переработок направленных на повышение эксплуатационных показателей), особого влияния на мощность не окажет, оно если и будет, то незначительное. А вот звучание поменяется, чего и волне достаточно для многих автолюбителей.
Стоит отметить, что подходить к переделке системы выхлопа и установке прямотока следует очень серьезно. Если проигнорировать некоторые моменты, то на выходе получается сильно ревущий даже на холостом ходу автомобиль. Мало того, что это может доставлять неприятные ощущения всем вокруг, на такой машине даже кратковременные поездки будет совершать некомфортабельно из-за рева, не говоря уже о дальней дороге.
Но если все сделать правильно, но результатом установки прямотока будет приятный басовитый рокот из выхлопной трубы, который не будет мешать другим и надоедать в поездках.
Резонатор – в чем разница с основным глушителем
Резонатор – по сути тот же самый глушитель, только ставится ближе к двигателю, и воспринимает увеличенную нагрузку. Чем ближе к двигателю находится элемент выхлопной системы, тем выше степень нагрева в этой части выхлопа. Поэтому металл, из которого сделан резонатор, должен обладать высокой прочностью и термостойкостью.
Зачем нужен резонатор на авто? Систему выпуска газов на автомобиле можно сравнить с масляными фильтрами – в принципе, это те же самые фильтры, только в данном случае выхлопная система фильтрует выхлоп от мотора. Резонатор как бы является фильтром грубой очистки, и помимо звука гасит еще искры, летящие от раскаленного выхлопа. Глушитель же является фильтром тонкой очистки – снижает уровень шума до минимума.
ПГ из сподручных материалов своими руками
Если нет возможности покупать готовые тюнинг комплекты из магазина, то ничего страшного. Сделать самодельный глушитель удастся из сподручных материалов. Однако не рекомендуется использовать для этого старые, бывшие в употреблении глушители, так как в результате многократных циклов нагрева металл их теряет свои первоначальные свойства.
Из нержавейки
ПГ из нержавейки — это наиболее дорогой способ модернизации выхлопа, но и более эффективный. Но если ещё учесть высокие показатели защиты от агрессивных сред, то такой вариант способен прослужить долгие годы, и тем самым, сэкономить финансовые средства.
Чтобы изготовить самодельный ПГ из нержавейки, надо сделать следующее:
Металлические ёршики предназначены в прямоточном глушителе для снижения шума
Металлическая сетка нужна для обертывания прямоточного глушителя и устранения шумности
Оборачивание глушителя металлической сеткой должно проводиться очень плотно
Прямоток — мифы и реальность
Относительно пользы прямотока жаркую пламенную полемику открывают два вопроса:
Прирост лошадиных сил — вот за что борются многие владельцы мотоциклов. Конечно, кому-то достаточно просто приятного звука, а до кобылок дела нет совсем, но ох уж эти бесконечные разговоры: поставлю прямоток, пусть все видят и летать буду аки боинг. с таким же свистом.
Суть прямотока в том, что двигатель быстро освобождается от выхлопных газов. Да-да, даже быстрее, чем ты рассчитываешь рвать со светофора! Отсутствие препятствий внутри выхлопной системы, флейт и децибел киллеров обеспечивает выхлопным газам легкий выход.
Естественно, в таком случае страдает экологичность. Раз ничего не тормозит выхлопные газы, то и очищаются они меньше, как и охлаждаются, кстати тоже.
— Значит ли это, что увеличивается мощность двигателя?
Беседовала с одним интересным инженером-проектировщиком выхлопных систем, который объяснил на пальцах истинное предназначение выхлопной системы. Смотрите, при работе двигателя энергия передается на колесо, за счет чего мотоцикл движется. При опустошении цилиндра, выхлопные газы по сути просто покидают цилиндр. В этот момент тратится некоторое количество энергии, получается, что выхлопная система — ПОГЛОЩАЕТ мощность, а не дает ее прирост в прямом смысле. Она ее потребитель. Как части электрики, которые сами ничего не вырабатывают, но питаются от генератора. А значит влиять на прирост мощности можно за счет пропускной способности. Другими словами — снизить расход энергии при выпуске газов. Когда выпуск затруднен, двигателю тяжелее исправно функционировать, ведь ему нужно циклично и своевременно опустошаться и насыщаться.
А раз выхлопная система может только поглощать мощность, задача инженеров заключается в том, чтобы она не потребляла слишком много, но пропускала достаточно для насыщения цилиндра до следующего цикла, эффективно выводила газы и. гасила звук!
Прирост показателей при хорошей выхлопной системе складывается из баланса между оптимальной потерей мощности при выведении газов, уровнем громкости звука и экологичностью.
Делает ли прямоток мотоциклиста заметным?
Однозначно — да! Сколько бы общественность не возмущалась на ранние трели высокооборотистых движков, вместо пения птиц, но прямоток заставляет искать мотоциклиста и ждать его появления. Это как самолет, который ты не видишь в облаках, но то и дело косишься в небо на звук.
Слышу звон — не знаю, где он. Часто автолюбители и пешеходы не замечают мотоцикл просто из-за размеров. Из-за оптических обманов, ведь внимание человека избирательно и это мы тоже обсуждали («Ощущение скорости во время езды на мотоцикле»). Пешеходы смотрят на машины, но не замечают быстро летящую точку спортбайка. Зато горлопанящий чоппер пойди не услышь! Аналогично с автолюбителями. Пусть он не видит тебя, но слышит. А значит мысленно готовится, что ты вынырнешь из слепой зоны, как черт из табакерки. Сама первым делом поменяла стоковый выхлоп на прямоток, чтоб земля за мотоциклом приседала метра на три. А по другом никак (развожу руками).
Случай из жизни. Один мой знакомый мотоциклист очень бился за заметность в трафике Москвы. Он купил яркую экипировку, выбрал красный цвета «вырви глаз» мотоцикл, поменял родной красивый для Ducati суперспорт выхлоп на самопальное нечто из нержавеющей стали. Суть в том, что звук получился действительно громким, но отвратительным до безобразия. Когда он подъезжал к нашей мастерской, его было слышно минут за пять до приезда, еще на развязке в начале проспекта. Такой поразительный визг с хрипотцой и бульканьем аки крики раненного Годзиллы, орущего через сифон ржавой раковины, не могли перебить даже столитровые компрессоры, которые всегда работали на нашей станции.
Поэтому да, прямоток однозначно +10 к заметности в городе. Вопрос в том, что у вас за прямоток, приятен его звук или заставляет морщится всех вокруг?
Относительно прямотока Взрывной Майк тоже высказал свое мнение.
Итог: лучшим прямотоком можно считать тот, в котором сопротивление потокам выхлопных газов таково, что мощность не расходуется в больших количествах при выхлопе, отведение газов эффективно, а звук в момент сопротивления и отражения не перебивает барабанные перепонки пешеходам и воодушевляет самого пилота. В таком случае вы будете довольны показателями работы двигателя, рады сами ездить с таким звуком, который не раздражает ни вас, ни окружающих.