Что такое бюджет 3 класс
Окружающий мир 3 класс 2 часть Государственный бюджет стр 71 – 74
1. Подумай, что такое бюджет.
Бюджет государства — это план предстоящих доходов и расходов страны.
Проанализируй таблицу и дай развёрнутые ответы на эти вопросы.
В этой таблице мы видим, что доходы государства составляют налоги, которые платят предприятия и простые люди.
А расходы идут на разные нужды, в том числе и на образование, чтобы мы могли бесплатно учиться.
2. Попробуйте дать определение, что такое доходы и расходы бюджета.
Доходы — это те денежные средства, которые государство получает.
В основном это налоги.
Расходы — это то, как государство тратит поступившие денежные средства.
3. Почему граждане и организации обязаны платить налоги? Если они не будут этого делать, как это отразится на жизни общества?
Каждый человек, каждая организация должны платить налоги.
Потому что если их не платить, то у государства не будет средств.
А значит не будут производиться выплаты на образование, медицину, на правопорядок и охрану природы.
Проверь себя
1. Что такое бюджет?
Бюджет — это план доходов и расходов государства.
2. Зачем нужен госбюджет?
Бюджет нужен, чтобы знать сколько денег должно поступить, и заранее распределить куда их потратить.
3. Что такое налоги?
Налоги — это обязательные выплаты граждан и организаций в бюджет страны.
4. На что расходуются деньги из госбюджета?
Деньги из бюджета расходуются на социальные программы — образование, медицину, выплату стипендий и пособий, пенсий.
А также на содержание полиции, пожарных, науки, охрану природы.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: бюджет, доходы, расходы, налоги.
Бюджет — план поступления и расходования средств.
Доходы — прибыль, полученная за определённый период. Доход в государственный бюджет приносят налоги и прибыль от государственных предприятий.
Расходы — деньги, которые тратятся из бюджета.
Налоги — налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы.
2. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что ты скажешь человеку, который не хочет платить налоги?
Дорогой налогоплательщик!
Я понимаю, что тебе жалко расставаться с заработанными деньгами, потому что ты думаешь, что их отнимают.
Но разве тебе жалко потратить свои деньги на хлеб, одежду, на игрушки детям?
А ведь налоги тоже идут на благое дело.
Благодаря им твои дети смогут учиться в школе, получать стипендию в институте. Если у них заболит животик, ты сможешь отвести их к врачу, а полицейский проследит, чтобы их не обидели по дороге в школу.
Подумай о том, что уплаченные налоги — это твой посильный вклад в будущее собственных детей и безопасность.
3. Придумай математическую задачу на тему «Государственный бюджет».
Математическая задача о бюджете для 3 класса
Условие: Государство запланировало собрать 3 миллиарда рублей налогов, чтобы потратить их на социальные программы.
Но собрало только 2 миллиарда.
Сколько рублей получит образование, если на все остальные программы планировалось потратить 2.4 миллиарда рублей, а сокращение коснулось всех программ в равной степени.
Решение:
На образование планировалось потратить 600 000 000 рублей:
3 – 2.4 = 0.6 млрд. рублей.
Государство недополучило 1 миллиард рублей:
Это третья часть от планируемых доходов. Значит каждая программа будет сокращена на треть. И образование также получит на треть меньше денег. Значит мы должны отнять от планируемой суммы её третью часть
0.6-0.2=0.4 млрд. рублей.
Ответ: образование получит 400 млн. рублей, на 200 000 меньше, чем планировалось.
На следующем уроке
Вспомни, что такое государственный бюджет. Каким образом большинство людей получают деньги?
Бюджет государства — это план доходов и расходов.
А значительная часть людей получает деньги в виде зарплаты.
Стр 74 учебник Окружающий мир 3 класс 2 часть Плешаков
№1. Что такое бюджет?
Бюджет — это план доходов и расходов. Такой план должен быть в каждой стране. Его называют государственным бюджетом.
№2. Зачем нужен государственный бюджет?
Государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит в следующем году, сколько и на что сможет потратить.
№3. Что такое налоги?
Налоги — это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства.
№4. На что расходуются деньги из государственного бюджета?
Пример расходов государственного бюджета:
Ответы на задания для домашней работы
№1. Запиши в словарик: бюджет, доходы, расходы, налоги.
Бюджет — это план доходов и расходов.
Доходы — деньги полученные государством от сбора налогов.
Расходы — затраты государства на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели.
Налоги — это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства.
№2. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что ты скажешь человеку, который не хочет платить налоги?
Платить налоги — обязанность каждого гражданина страны. Если вы не заплатите налоги, придётся снижать зарплату врачам и воспитателям. В результате лучшие специалисты уйдут в платные клиники и частные детские сады. Вы же не захотите лечиться у врача, который не очень хорошо знает своё дело, и не отдадите своего ребёнка в детский сад, где работают не очень хорошие специалисты.
№3. Придумай математическую задачу на тему «Государственный бюджет». Предложи одноклассникам решить её.
1) В 2015 году доходы государственного бюджета составили 13 триллионов рублей, а расходы — 15 триллионов рублей. Сколько денег дополнительно должно было найти
Министерство финансов в 2015 году?
2) В 2015 году Министерство здравоохранения получило из государственного бюджета 197 миллиардов рублей, а Министерство сельского хозяйства — 195 миллиардов руб- лей.
Какое Министерство получило денег больше? На сколько?
Вспомни, что такое государственный бюджет.
Государственный бюджет — это план расходов и доходов.
Каким образом большинство людей получают деньги?
С помощью зарплаты за выполненную работу.
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 26. Деньги и бюджет
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Рента- регулярный доход в форме процентов, получаемый с капитала, имущества или земли.
бюджет, прибыль, гонорар, рента, налоги.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.23-25
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Но, как вы убедились, обменивать товары очень сложно.
Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например нужен был только один топор, или один кувшин. Или человеку нужно зерно, а тому у кого оно есть, не нужны горшки. Как упростить обмен? Нужен был такой товар, на который можно было бы всегда обменять любой другой товар, или положить его про запас, чтобы, когда это будет нужно, совершить обмен.
3. В России это были шкурки пушных зверей: белка, куница, соболь. Они очень ценились и служили своего рода товаро-деньгами. В Древней Монголии это был прессованный чай. Но с развитием торговли между странами нужен был такой товар, который бы ценился во всех странах и на него везде и всегда можно было бы обменять любые товары
4. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение
5. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их изготавливали из драгоценных металлов. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. За деньги можно было продать свой товар в разных странах и купить тот, который нужно. Металлические деньги можно было копить на чёрный день. Они не портились и не теряли своей ценности, особенно золотые и серебряные монеты
6. У монет все же оказался большой недостаток – они тяжёлые и занимали много места. Купцам и торговцам, которые торговали в далёких странах, было небезопасно и тяжело возить с собой такой груз: как их не прячь, разбойники и грабители сразу его найдут.
7. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны
8. Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
9. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.
10. Первые привычные нам деньги, появились в Лидийском царстве в VI веке до нашей эры. Чеканились монеты из серебра и золота
13. На Земле производится огромное количество товаров. Каждый товар попадает к тому, кто в нём нуждается, то есть к потребителю, двумя путями:
Бартер – это обмен одних товаров или услуг на другие.
Купить или продать товар – значит обменять его на какое-то количество денег. Денежное выражение стоимости товара называется цена.
14. Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Большинство людей деньги получает в качестве зарплаты, то есть платы за работу.
Часть денег человек может отложить на будущее. Это сбережения.
15. В мире существуют разные денежные единицы. Рассмотрим основные из них: российский рубль; американский доллар; европейская валюта
16. Бюджет – план доходов и расходов. Такой план есть в каждой стране. Его называют государственным бюджетом.
17. Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые получают или зарабатывают члены семьи. Но помимо доходов, у каждой семьи есть и расходы. А чтобы правильно вести семейное хозяйство необходим примерный план доходов и расходов. Этот план и есть семейный бюджет.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового контрольного задания
Существует _____способа обмена: ________и _____________.
Бартер — это прямой _______одних ________на другие.
__________— обмен, в котором участвуют _________.
Существует два способа обмена: бартер и купля-продажа.
Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие.
Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги.
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме Семейный бюджет
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательное учреждение: МКОУ Обская ООШ
Дата: апрель 2019 г.
Тема урока «Семейный бюджет».
— создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о семейном бюджете;
-сформировать убеждения о важности планирования бюджета в жизни человека .
-формирование представления о структуре семейного бюджета;
— выявление основных источников формирования семейного бюджета;
-развитие умения поиска и выделения необходимой информации;
-развитие коммуникации как кооперации;
— развитие умения слушать собеседника.
— формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— воспитание у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
— формирование представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
— развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
— знакомятся с понятием бюджет;
— узнают об источниках семейного бюджета, об обязательных ежемесячных платежах;
— знакомятся с правилами составления семейного бюджета.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
— проявление учебно – познавательного интереса к новому материалу;
— познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;
— способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
— осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
— принимать роль в учебном сотрудничестве;
— оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
-понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
— выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
— строить монологическую речь в устной форме;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— использовать в общении правила вежливости;
— строить понятные для партнера высказывания;
— ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре);
— контролировать действия партнёра.
Тип урока: урок предъявления и применения новых знаний.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: А.А.Плешаков учебник «Окружающий мир. 3 класс» (УМК «Школа России»). Проектор, компьютер, презентация урока, карточки с заданиями.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Формы организации обучения : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология.
Основные понятия: семейный бюджет, доход семьи, расход семьи.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика.
Схема конспекта урока.
Создаёт эмоциональный настрой. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Прозвенел звонок, начинается урок.
На местах учебник, ручка,
Все успели отдохнуть?
Значит всё в порядке!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сегодня вы работаете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Желаю плодотворного сотрудничества!
Проверяют наличие приготовленных учебных принадлежностей.
Настраиваются на успешную работу
Вспоминают правила работы в группах.
Принимать роль в учебном сотрудничестве.
Формировать умение слушать и слышать.
Выявляет уровень знаний.
У вас на партах разложены слова-помощники, правда, они помогут только тем, кто готовился к уроку. Буквы в словах перемешались. ( Юджбте, охыдод, охардыс
-бюджет, доходы, расходы) Восстановите эти слова.
А теперь, используя разгаданные слова, вспомним изученное на прошлом уроке. Предлагаю вам самим придумать вопросы команде-сопернику. Вопросы не должны повторяться.
[- Что такое государственный бюджет?] (План доходов и расходов)
[Как переводится слово бюджет?] ( Бюджет – в переводе с английского языка денежная сумка.)
— Как называются деньги, которые в него поступают? (доходы)
— Как называются деньги, которые тратят? (расходы)] И другие, связанные с темой, вопросы.
— Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (налоги)
— На что расходуется бюджет государства?
Слайд 6 Всё ли мы повторили?
Обобщить имеющиеся знания о государственном бюджете.
Проявлять учебно– познавательный интерес к новому материалу.
Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Задавать вопросы по теме, понимать вопросы одноклассников, в соответствии с ними строить ответы.
Формулировать собственное мнение и позицию.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Предлагает разгадать ребус (7Я + бюджет) и связать его с темой нашего урока Слайд 7
Тема нашего урока Семейный бюджет Слайд 8
— Каждая семья – это мини государство. У каждого государства есть бюджет, а у каждой ли семьи он есть? Обоснуйте своё мнение.
— Прочтите пословицы. Думаю, они помогут нам определить задачи нашего урока.
-Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Создаёт проблемную ситуацию.
Петя очень хотел, чтобы родители купили ему велосипед. Но мама ответила, что на такую покупку денег у семьи не хватит.
— А сколько денег вы получаете вместе с папой?
— Примерно 50 тысяч рублей.
— А велосипед стоит всего 15 тысяч!
Как вы думаете, почему мама сказала, что денег недостаточно? Чего не учел Петя?
Предлагает сформулировать задачи нашего урока.
-Какую цель мы поставим перед собой ? Слайд 11
(слайд 12 – после того, как учащиеся самостоятельно сформулировала тему урока )
Узнать что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как расходовать экономно.
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Формулируют тему урока « Семейный бюджет».
Объясняют смысл пословиц.
Читают текст, выдвигают версии, анализируют их и формулируют свой ответ.
Формулируют задачи урока.
-Познакомиться с понятием семейный бюджет.
-Научиться планировать семейный бюджет.
-Узнать как можно больше о семейном бюджете.
познавательную активность, наблюдательность и внимательность, любознательность
Формировать умение планировать свою работу, анализировать.
Выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения, фиксировать выводы в различной форме;
Формулировать собственное мнение и позицию.
4.Открытие нового знания, применение нового знания
Предлагаю заполнить схему БЮДЖЕТ.
Раздаточный материал- кластер. (Приложение 4)
Подумайте, обсудите в группах, из чего складываются доходы семьи? Какие обязательные расходы существуют в каждой семье?
Кейс задание№2 (работа в группах)
Текст информативного содержания. Учебник стр. 77 и ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Текст поможет вам дополнить схему необходимой информацией. Дополните схему.
Предлагает проверить выполненную работу.
Сформулируем определение понятия
1 )Доходы семьи – это те деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи, доходы семьи зависят от состава семьи и от вида семейного бюджета.
2)Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
— Какие бывают непредвиденные доходы?
-А непредвиденные расходы?
3. Предлагает выполнить задание «Доходы и расходы семьи» (работа в группах). Каждый член семьи должен найти данные своих доходов и расходов и записать в таблицу.
Выдает таблицы «Доходы и расходы семьи»
(слайды таблицы доходов и расходов 3 семей с недостающими данными)
Слайды 15, 16, 17 – проверка.
Подсчитайте сумму доходов вашей семьи и сумму расходов. Сравните, что больше.
Доходы = расходы ИЛИ
Доходы > расходы (экономия) ИЛИ
Организует беседу и предлагает ответить на вопросы.
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
–Что в этом случае делать?
– На чём мы можем сэкономить?
Работают в группах. Заполняют схему.
Актуализация жизненного опыта.
Обсуждают, записывают в схему. Зачитывают ответы.
Читают текст, осуществляют поиск необходимой информации. Выбирают из текста источники дохода и виды обязательных расходов.
Отвечают на поставленные вопросы.
Распределяют роли. Заполняют недостающие данные в таблице.
Ведут подсчет общей суммы доходов и расходов, делают вывод.
Отвечают на вопросы. Рассуждают. Делают вывод.
Узнают о видах доходов семьи
Знакомятся с видами непредвиденных доходов и расходов.
Знакомство с понятием экономия и дефицит
Формировать способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;
Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
Договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре). Использовать в общении правила вежливости.
Строить понятные для партнера высказывания.
5.Закрепление нового знания.
Предлагает поиграть в игру «Как беречь семейный бюджет» (Лови ошибку!-наоборот.)
Если названное высказывание способствует сохранению семейного бюджета, ловим его хлопком. Если же наоборот – топаем ногами.
Требуй новые вещи, подарки каждый день.
Бережно относись к своим вещам.
Покупай меньше сладостей.
Сдачу всегда оставляй себе.
Питайся в ресторане или кафе.
Реже разговаривай с друзьями по сотовому телефону просто так.
Не забывай выключать свет.
Покупай товары по акции или скидке.
А теперь запишите правила, которые помогут экономно расходовать бюджет семьи.
Узнают о способах сохранения семейного бюджета
Проявлять способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;
Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Просит определить, достигнута ли цель урока.
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, ответив на следующие вопросы:
Слайд 19 Хочу сказать!
Высказывают свое мнение.
Оценивают свою работу на уроке.
Формировать: внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир».
Проявлять способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда
Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Строить монологическую речь в устной форме.
Формулировать собственное мнение и позицию.
7. Домашнее задание.
Предлагает выполнить домашнее задание (по выбору учащихся):
Читать с. 75-78 учебника, РТ с. 48 обязательно, 49-50 по желанию.
Продолжить составление памятки «Как беречь семейный бюджет», записать интересные идеи.
Записывают домашнее задание.
Петя очень хотел, чтобы родители купили ему велосипед. Но мама ответила, что на такую покупку денег у семьи не хватит.
— А сколько денег вы получаете вместе с папой?
— Примерно 50 тысяч рублей.
— А велосипед стоит всего 15 тысяч!
Как вы думаете, почему мама сказала, что денег недостаточно? Чего не учел Петя?
Виды доходов и расходов семьи.
Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. Мама, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, получает пособие. У предпринимателей доход называется прибыль от предприятия. У писателей – гонорар за произведение. К доходом можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения, ренту за сдачу жилья, проценты от вклада в банке, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату, купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата счетов за квартиру, за электричество, телефон и телевидение, транспортные расходы, покупка еды, одежды, лекарств, выплата кредита, иногда и штрафы — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Заполните недостающие данные в таблице, используя стикеры-подсказки.
Планирование бюджета семьи Поляковых