Что такое деятельность по леонтьеву
Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А.Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.
В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.
Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».
Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.
Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.
В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.
В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.
Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:
Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:
1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т.д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов – частных действий.
Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.
Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.
Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, Т.е. они имеют генетическую обусловленность.
Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
Теория деятельности А.Н. Леонтьева — Структура деятельности
Человек проявляет значительную активность в повседневной жизни; он является творцом и формирователем, какой бы ни была сущность его деятельности. Без активности невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черты характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности природной среды. Человек, действующий как личность, должен ставить цели и осознавать мотивы, побуждающие к деятельности. Деятельность можно определить как особый вид деятельности человека, направленный на познание и творческое изменение окружающего мира, включая себя и условия своего существования. В своей деятельности человек создает объекты материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и улучшает природу, строит общество, создает то, чего бы не существовало без его деятельности в природе. Современный человек живет в окружении таких объектов, ни один из которых не является чистым творением природы. Во всех этих предметах, особенно на работе и дома, в той или иной степени использовались руки и сознание человека, чтобы их можно было рассматривать как материальное воплощение человеческого мастерства. Освоение способа обращения с такими объектами, их включение в деятельность служит собственному развитию человека. Все это отличает человеческую деятельность от деятельности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин и многого другого. Иными словами, человеческая деятельность проявляется и продолжается в творениях, носит продуктивный, а не только потребительский характер. Человеческая деятельность генерируется и поддерживается в основном искусственными потребностями, которые возникают в результате присвоения достижений культурно-исторического развития людей нынешнего и предыдущих поколений.
Физиологическая основа позволяет разделить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, так как мы приобретаем некоторые движения с рождения и некоторые через жизненный опыт. Психическая активность развивается с раннего возраста, так как прежде, чем человек захочет что-то сделать, он думает о действиях, планах и часто оперирует языковыми символами и образами. Из этого следует, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, поскольку все проявления волевого действия рассматриваются по отношению к целям и последующим возможным результатам. Понятие деятельности в психологии — это совокупность всех действий, которые связаны общей целью и выполняют определенную социальную функцию.
Структура деятельности
Согласно общей психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность движется мотивами, представляющими определенные потребности. Достижение цели, которая регулирует деятельность, более или менее отдалено от начала деятельности. Поэтому его структура может содержать относительно полные элементы, сохраняющие основные черты деятельности. Основной целью деятельности педагога является создание условий для развития личности и саморазвития учащихся. Он разрабатывает тематические планы, готовит планы на определенные уроки, контролирует выполнение домашних заданий, объясняет новый материал, организует процесс решения заданий учениками, реагирует на непредвиденные ситуации и т.д., после урока проверяет тетради. Каждый из этих относительно полных элементов деятельности называется действием. Если мы руководствуемся определением цели как образа будущего результата, то, похоже, следует сказать, что в отличие от деятельности, регулируемой конечной целью, действие регулируется какой-то промежуточной целью. Однако, по мнению А.Н. Леонтьева, не каждое действие имеет свой мотив, который отличается от мотива всей деятельности. Ведь контроль домашнего задания в классе имеет смысл только в связи с его участием в педагогической деятельности учителя.
Одно и то же мероприятие может быть вовлечено во множество различных видов деятельности. Посещение библиотеки обычно является познавательной деятельностью, а также может быть коммуникативной деятельностью, например, вызванной «случайной» встречей с учеником. Одно и то же занятие, например, познавательное, может выполняться в различных действиях: чтение книги, обращение к учителю за советом, участие в экскурсии и т.д.
То, как выполняется действие, является операцией. Операция соответствует условиям, при которых выполняется действие. Например, обработка поверхности заготовки может производиться различными операциями, в зависимости от конкретных технических условий. В то же время, действие, изначально преднамеренное и постепенное, может стать операцией при многократном выполнении. Хорошим примером является сравнение того, как первоклассник и взрослый целенаправленно пишут письмо — в рамках беглого письма.
Так, по мнению А.Н. Леонтьева, последовательность понятий «деятельность», «действие», «операция» соответствует последовательности понятий «мотив», «цель», «условие». Это означает, что деятельность обусловлена мотивом и реализуется в действиях, регулируемых сознательной целью, а действия, в зависимости от тех или иных условий, реализуются в операциях.
Основные формы деятельности
Эргономика, направленная на оптимизацию трудовой деятельности на основе рациональной оценки возможностей человека, осуществляет изучение человека в процессе его трудовой деятельности.
Все многообразие человеческой деятельности можно разделить на две основные группы в соответствии с характером функций человека — физическая и умственная работа.
Физическая работа требует значительной мышечной активности, которая характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и т.д.), а также требует повышенных энергозатрат. Физический труд исторически является основным видом общественно полезной деятельности человека, восходящим к появлению самых примитивных орудий труда (кость, камень) около трех миллионов лет назад. В настоящее время ручные формы работы делятся на простые, не требующие специальной длительной подготовки, и сложные, основанные на определенной системе научно-технических знаний и специальной профессиональной подготовки. Работа может быть динамической, связанной с перемещением грузов (рабочих объектов, инструментов, отдельных частей или всего кузова), и статической — для удержания этих грузов в определенном положении в течение определенного времени. Статическая мышечная работа обеспечивает рабочую осанку.
В целом, сочетание статических и динамических нагрузок на различные группы мышц опорно-двигательного аппарата человека является практической частью любой работы, как естественной основой рабочих движений. Кроме того, умеренные физические нагрузки развивают мускулатуру организма, способствуют оптимальному протеканию обменных процессов, что положительно влияет на общее соматическое и психическое здоровье работающих.
Прежде всего, понятие «умственная работа» имеет психофизиологическую основу, так как оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие также имеет социальное значение, связанное с распределением категорий работников, главным образом, по физическому (синие воротнички) и умственному (белые воротнички) труду.
Природа психического труда была изучена и охарактеризована в различных аспектах: — Физиологи и психологи рассматривают психическую работу как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; — Психологи и социологи изучают мотивы психической деятельности, ее структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; — Кибернетики рассматривают психическую работу как модель системы обработки информации.
Психическая работа включает в себя очень широкий спектр видов деятельности, отличающихся по своей природе и содержанию. К ним относятся: — научная работа — работа исследователей, занимающихся научно-исследовательской работой; — инженерная работа — работа инженеров, занятых в строительстве, инженерно-технологической работе; — педагогическая работа — работа профессоров, преподавателей и педагогов; — медицинская работа; — управленческая работа — работа руководителей и специалистов, занятых в управлении трудовыми коллективами; — производственная работа — работа рабочих и специалистов, занятых в управлении сложными технологическими процессами, оборудовании, автоматизированном
Предмет психического труда — это информация, содержащая состояние практики и задачи по ее изменению. Психическая работа заключается в обработке и анализе большого количества различной информации, и как результат — мобилизация памяти и внимания, а мышечная нагрузка, как правило, незначительна. Эта работа характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезия), что может привести к сердечно-сосудистой патологии; длительная психическая нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания и памяти. Основным показателем умственной работы является интенсивность, которая отражает нагрузку на центральную нервную систему.
В зависимости от содержания и природы, умственная работа делится на творческую и не творческую. Творчество характеризует производственную деятельность, то есть деятельность, которая меняет существующую практику. Не творческий означает репродуктивную деятельность, т.е. деятельность, воспроизводящую существующую практику.
Теория деятельности
Во второй половине 20 века в работах А.Н. Леонтьева была разработана теория деятельности, которая рассматривает личность в контексте формирования, функционирования и структуры психической рефлексии в процессах деятельности.
Объектом теории деятельности является целостная деятельность субъекта как органической системы во всех ее формах и типах. Анализ трансформаций психической рефлексии в деятельности служит первым методом изучения психики.
Генетически начальным является внешняя, субъективная, сенсорно-практическая деятельность, из которой выведены все формы внутренней психической деятельности индивида, сознания. Обе формы имеют социально-историческое происхождение и принципиально общую структуру. Субъективность является определяющей характеристикой деятельности. Деятельность сначала определяется субъектом, затем опосредована и определяется образом субъекта как его субъективный продукт.
Взаимно преобразующими единицами деятельности считаются потребность, мотив, цель, государство, а также связанные с ними деятельность, действия и операции. Под действием понимается процесс, объект и мотив которого не совпадают. Мотив и объект должны быть отражены в менталитете субъекта: в противном случае действие не имеет для него никакого значения.
Действие в теории деятельности неотделимо от личного смысла. Психологическое слияние отдельных частных действий в одно действие представляет собой превращение последнего в действие, а содержание, ранее занимавшее место сознательных целей частных действий, занимает в структуре действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операции заключается в простой адаптации действия к условиям его выполнения. Операция является собственностью действия, которое формирует действие. Генезис операции заключается в корреляции действий, их включении в другое.
Теория действия вводит понятие «мотив-голость», т.е. воспринимаемый мотив, который действует как «общая цель» и «целевая зона», выбор которой зависит от мотива или конкретной цели, а процесс формирования цели всегда связан с утверждением цели действием.
Наряду с возникновением действия этого, возникает и основная единица человеческой деятельности, основная, социальная единица человеческой психики — смысл для человека, на что направлена его деятельность. Возникновение, развитие и функция сознания вытекают из той или иной стадии развития форм и функций деятельности. С изменением структуры человеческой деятельности меняется и внутренняя структура его сознания.
Виды деятельности
Деятельность людей разнообразна, но ее можно сократить до трех основных видов: Обучение, работа и игры. Иногда выделяется спортивная деятельность, а также общение как особый вид деятельности. Работа является основным видом деятельности.
Любая работа, в которой проявляется нечто новое, рационализация, усовершенствование, вносимое в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческая деятельность — это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий высокую социальную ценность (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т.д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия навыков, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме того, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное — это большой упорный труд, настойчивость и настойчивость в преодолении препятствий. Ошибочно думать, что все отдается талантливому человеку легко и без работы. Напротив, многие талантливые люди подчеркивали, что речь идет не столько о способностях, сколько о работе.
Обучение только на подготовительном этапе к будущей работе, есть полезный продукт только на определенном этапе освоения профессии. Игра, конечно же, не является социально значимым продуктом. Мотивы этих видов деятельности также различны: мотивом работы и обучения является, прежде всего, осознание социального долга, игра мотивирована интересом. Существуют значительные различия в организации этих видов деятельности — работа и обучение, как правило, осуществляются специально организованно, в определенное время и в определенном месте. Игра ассоциируется со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное ему время, но в течение этого времени — так, как он хочет, когда хочет и сколько хочет.
Человек практически в любом возрасте характеризуется всеми тремя видами деятельности, но на разных этапах жизни они имеют разные значения. У ребенка перед поступлением в школу основное занятие — игры, хотя и в детском саду, и немного учебы и работы над своими навыками. Основное занятие студента — учеба, но работа также имеет место в его жизни, а в свободное время он любит играть. Для взрослого человека работа является основным видом деятельности, но вечером он может заниматься (в одиночестве или в вечерней школе, на вечернем факультете), в свободное время он может посвятить себя играм (спортивным, интеллектуальным).
Деятельность можно разделить на материальную и интеллектуальную. Первый направлен на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали большое значение этим видам деятельности в истории человечества и в утверждении собственного идеала общества.
Социальная работа навсегда отделила человека от животного мира. Как необходимое условие существования и развития человека, труд является основой, на которой происходит духовное развитие личности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института