Что такое дхармасутры и дхармашастры
Дхармасутра
Смотреть что такое «Дхармасутра» в других словарях:
Дхармасутра — название древнейших дхармашастр (Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха), на основе которых возникла обширная правовая литература дхармашастр … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Калпа (веданга) — У этого термина существуют и другие значения, см. Калпа (значения). Статья по тематике Литература индуизма … Википедия
ВЕДЫ — (санскр. veda знание) обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» значения… … Философская энциклопедия
Гаутама — (Gautama сын или потомок Gotama) так назывался род или фамилия ведийских истолкователей, принадлежавших к школе Шатапатха Брахмана. Этим именем назывался также род Шакья в городе Капилавасту, из которого происходил и Будда (см. это слово), почему … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Индийская литература — древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Романов, Владимир Николаевич — Романов Владимир Николаевич Файл:RomanovVN.jpg Дата рождения: Гражданство: Россия Научная сфера: история, востоковедение … Википедия
Романов, Владимир Николаевич (профессор) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Романов, Владимир. Романов Владимир Николаевич Дата рождения: 12 апреля 1947(1947 04 12) (65 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия
Санскары — (санскр. संस्कार, saṃskāra IAST) это ряд различных таинств, жертвоприношений и ритуалов, которые служат переходными обрядами и фиксируют различные этапы жизни индусов. Все люди, особенно дваждырождённые, должны совершать ряд жертвоприношений с… … Википедия
Арьяварта — в ведийский период. Арьяварта (Āryāvarta … Википедия
ДХАРМАШАСТРЫ
ДХАРМАШАСТРЫ (санскр. – «наука о дхарме»), ритуально-правовые сборники, призванные регулировать цикл жизнедеятельности для реализации дхармы. Термин «дхармашастра» употребляется в более широком смысле как 1) вся «дхармическая литература», включающая помимо собственно Дхармашастр также Дхармасутры, и, в более специальном, как 2) стихотворные сборники указанной тематики, наиболее древним и авторитетным среди которых был текст Законов Ману.
Дхармасутры, составлявшиеся во второй половине I тыс. до н.э. и представленные прежде всего текстами, приписываемыми мудрецам Апастамбе, Баудхаяне, Васиштхе, Гаутаме и даже самому божеству Вишну, были основным источником Дхармашастр. Об этом свидетельствует сама их тематика, в которой центральное место занимает распределение жизнедеятельности индивида в зависимости от принадлежности к тому или иному периоду жизни (ашрамы), ежедневный культ, очищения и искупления, обязанности царя, находившееся в его ведении судопроизводство, брачные законы и законы наследования. Дхармашастры отличаются от Дхармасутр лишь в двух, казалось бы, чисто формальных, моментах – они были составлены не в виде прозаических сутр (ср. веданги), но в виде стихов, включавших значительную долю гномической, дидактической афористики, и не были «привязаны» к какой-либо ведийской школе.
I. Манавадхармашастра (Законы Ману) – самая авторитетная, цитируемая и популярная – была окончательно отредактирована не позднее 1–2 вв. Текст, включающий около 2700 стихов, распределяется по 12 главам (адхьяйи). Глава 1 задает космологическую «рамку» изложения дхармы: великие мудрецы-«визионеры» риши просят у первочеловека Ману изложить дхармы всех варн и людей смешанного происхождения; Ману излагает космогонический процесс, «запущенный» Самосущим, происхождение Брахмы и Пуруши, неба и земли, всего сущего и всех живых существ, а также космические «дни» и «ночи» и далее поручает изложить все одному из семи риши – Бхригу, который также начинает с истории мироздания, созданного семью Ману (сыновьями Самосущего), а затем переходит к общим положениям – об изменении дхарм в четыре космических века (завершая нынешним – кали-югой), об основных обязанностях брахманов, кшатриев, вайш и шудр и о превосходстве брахманов над остальными людьми. Главы 2–6 излагают источники «дхармического сознания» и обязанности брахмана, в последовательности ашрам (стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в соответствии с материалом Дхармасутр. Глава 7 посвящена дхарме кшатрия-царя, а также установкам правильной администрации и политики (нити) – в этих материалах некоторые исследователи правомерно усматривают утилизацию традиции «науки политики» (артхашастра). В главах 8–9 разбираются «гражданские» и судебные законы и наказания (находящиеся в компетенции царя), 18 традиционных поводов для судебного иска по гражданским и уголовным делам, регуляция супружеских и родственных отношений и дхармы двух низших варн – вайшьев и шудр. В главе Х рассматриваются лица смешанного происхождения (потомство супругов различных варн), нормативные профессии трех первых варн и допустимые для них занятия в чрезвычайных ситуациях (ападдхарма). Глава XI посвящена «очищениям» или «искуплениям» (праяшчитта) после совершения обрядовых и нравственных проступков, наказаниям за эти проступки в следующих рождениях, правилам дарений и жертвоприношений. В главе XII излагается «усредненная» индуистская антропология – индивид рассматривается в единстве нематериальных (Атман как «познающий поле» и душа-джива) и телесных начал и (в соответствии с учением санкхьи) как объект действия трех гун, калькулируются последствия как благих, так и не-благих деяний в последующих рождениях; наконец, рассматриваются знатоки дхармы и ее противники, обольщенные ложной философией. Последняя глава и весь текст завершаются «замыканием» космологической рамки: Пуруша или Атман есть универсальное божество, и те, кто видит его во всем сущем, достигают высшего состояния, Брахмана.
Гномическая афористика Законов Ману близка к дидактической поэзии Махабхараты. Типичные примеры – прославление мудрости того, кто «принимает знание даже от недостойного, высшую дхарму от низшего, а женщину-сокровище – из худого рода», «ибо нектар можно извлечь и из яда, наставление получить от ребенка, пример для подражания от врага, а золото из нечистого источника», или прославление дхармы, которую «надо постепенно накапливать, как белые муравьи свой муравейник», «ибо в другом мире не будут спутниками ни отец, ни мать, ни сын, ни жена, ни родственники – останется только дхарма».
II. Яджнявалкья-смрити (составленная, возможно, ко 2–3 вв.) состоит из трех книг, представляющих три большие темы: добродетельное поведение (ачара), судопроизводство (вьявахара) и искупление (праяшчитта). В разделах, посвященных дхарме царя и судопроизводству, значительно влияние Артхашастры. Четкость композиции текста свидетельствует о его основательном редактировании (полагают, что композиция первоначальной версии была ближе по строению Дхармасутрам и Законам Ману). Составитель текста знаком с древней «теософией», учениями санкхьи и йоги, охотно рассуждает о перевоплощениях Атмана, сменяющего телесные оболочки подобно тому, как актер переодевается в разные костюмы. Нет недостатка и в гномической афористике, например: «Владыки всего – брахманы, преданные изучению Вед; выше их – те, кто совершает жертвоприношения; но те, кто достиг познания Атмана, выше и этих» и т.д.
III. Нарада-смрити (3–4 вв.) претендовала на воспроизведение первоначальной книги Законов Ману (типичное для индийских шастр представление о существовании первоначальной Шастры, которая впоследствии частично восстанавливается в различных «эмпирических» версиях – ср. Камасутра), однако отличие этого текста от Манавадхармашастры весьма значительно. Текст посвящен правовым вопросам, трактовка которых находится на весьма «продвинутой» стадии. Помимо процессуального права и традиционных 18 поводов судебного иска по гражданским и уголовным делам, составитель текста классифицирует 15 видов рабства, 21 тип профессий, 11 разновидностей свидетелей, 5 типов испытаний. Об афористике свидетельствует стихи, посвященные правде (сатья), актуальные для судебного сборника: «Единственным без другого средством очищения Атмана зовут правду, переправляющую на небо подобно парому, переправляющему на другой берег. Когда на чашу весов были положены тысяча жертвоприношений коня и правда, вторая перевесила. Правдой земля поддерживает все, правдой восходит солнце, правдой веет ветер и текут воды. ».
IV. Среди Дхармашастр, восстановливаемых лишь по цитатам в других текстах, наиболее значимой была Брихаспати-смрити, которая значительно ближе к Законам Ману, чем Нарада-смрити, и соотносилась с ними примерно таким же образом, как схолии (варртики) с толкуемым текстом. О сравнительно позднем времени ее составления свидетельствует упоминание письменных судебных документов и запрет на известный обычай самосожжения вдов (сати). Еще к более позднему времени относилась Катьяяна-смрити, ссылающаяся на предыдущую. Дошли также цитаты из Харита-смрити – стихи, посвяшенные правовым проблемам.
В комментаторской дхармической литературе различают создававшиеся на основе этих текстов самостоятельные трактаты – «симфонии» цитат по тем или иным вопросам. Наиболее важными текстами первого типа являются комментарий Медхатитхи к Законам Ману, называемый Ману-бхашья и датируемый не ранее 8–9 вв., а также комментарий к Яджнявалкья-смрити Виджнянешвары Митакшара, составленный, вероятно, в 12 в., – наиболее авторитетный памятник классического индийского права. Среди «симфоний» цитат выделяется нибандха («компендиум») Апарарки (12 в.), тематизирующая Яджнявалкья-смрити, а также ряд других текстов этого жанра, составлявшихся образованными царскими чиновниками. Образцом средневекового комментаторства может служить объемный свод Чатурваргачинтамани Хемадри (13–14 вв.), в пяти разделах которого рассматриваются обеты, дары, паломничество, поминальные жертвы, обрядовый календарь при изобилии цитат из Дхармашастр и Пуран (в которых также затрагивалась дхармическая тематика). Популярность Законов Ману в Средневековье преодолела границы Индии: их влияние неоспоримо в буддийских правовых текстах Бирмы, Таиланда, их изучали и в Индонезии.
Законы Ману. М., 1960
Вигасин А.А., Романов В.Н. Наблюдения над композицией дхармашастр. – В кн.: Древний Восток и античный мир. М., 1980
Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991
Самозванцев А.М. Книга мудреца Яджнявалкьи (Памятник индийской литературы «Яджнявалкья-смрити»). М., 1994
Вигасин А.А. Дхармашастра Нарады. М., 1998
Дхармасутры и дхармашастры
«Вишну-смрити» принадлежит к одному из жанров санскритской литературной традиции — дхармашастрам. Дхармашастры — «тексты о дхарме», «наставления в дхарме» — посвящены дхарме, ключевому понятию индийской культуры.
Однако наряду с пониманием термина «дхарма» как «закон» (даже осознавая, что речь идет о традиционном праве) столь же весома его трактовка как «религия». Ведь если и возможно какое-то самоназвание для индуизма, то это «санатана-дхарма» (запгЯапа Магта) — «Вечная дхарма». Однако ни историки религии, ни непосредственно специалисты по индуизму не уделяли и не уделяют должного внимания дхармашастрам. За пределами внимания исследователей остаются сведения о церемониях, обрядах и обычаях, которые прямо или косвенно связаны с ритуальной сферой и отражают характерные черты древнеиндийской цивилизации.
В современной научной литературе слово «дхармашастра» употребляется в двух значениях. В широком значении дхармашастры — это любые тексты, посвященные рассмотрению дхармы, — дхармасутры и собственно дхармашастры. В узком значении дхармашастры — это тексты, созданные в период начиная с первых веков нашей эры и составленные, как правило, в стихах. Их также называют «смрити» («священное предание») или «метрические дхармашастры». Наиболее известные среди них — «Ману-смрити», «Яджнавалкья-смрити» и «Нарада-смрити».
Основные дхармасутры состоят из прозаических сутр, перемежающихся отдельными стихами. Сутра (букв, «нить») — это максимально лаконичная фраза, представляющая собой короткое изречение, правило, формулировку и т.п., а также текст, составленный из последовательности таких фраз, которые, раскрывая суть какой- либо дисциплины, предназначены для заучивания наизусть и часто почти непонятны без комментария2. Жанр сутры сформировался в поздневедийских брахманских школах в практике обучения и передачи знания от учителя-гуру ученикам. Именно этим объясняется форма и стилистика сутры — краткость и неразвернутость предназначенных для запоминания правил, что, очевидно, компенсировалось устными пояснениями учителя. Созданные в соответствующих ритуальных школах, сутры обычно приписывались их легендарным основателям, среди которых встречаются и родоначальники знаменитых брахманских родов, например Ашвалаяна, Баудха- яна, Апастамба и др. В более поздних дхармасутрах стиль сутры скорее формально имитируется, они принадлежат уже к письменной литературе и, по существу, не требуют комментария.
До нас дошло небольшое количество дхармасутр. Часть их сохранилась в виде редких манускриптов, часть реконструирована на основании цитат, приводимых в комментаторской литературе3, некоторые опубликованы и лишь четыре, наиболее важные древние дхармасутры, переведены на английский язык. Это дхармасутры Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны и Васиштхи4.
Принято считать, что в отличие от дхармасутр, представляющих собой прозаические тексты, перемежающиеся стихами (изредка, например в «Гаутама-дхармасутре» и «Вайкханаса-дхармасутре», стихи могут отсутствовать), дхармашастры составлены исключительно в стихах, размером ануштубх (как и эпические поэмы). Исследователи указывают обычно и на то, что язык дхармашастр не столь архаичен, как язык дхармасутр. Однако помимо формы изложения и языка существуют и другие, гораздо более существенные различия между дхармасутрами и дхармашастрами, связанные в первую очередь с переменами, произошедшими к началу нашей эры в сфере передачи и распространения текстов о дхарме.
Дхармасутры создавались и передавались в рамках определенных ведийских школ, некоторые дхармасутры входят в состав объемных ритуальных сборников— кальпасутр. В дхармашастрах же связь с ведийскими школами отсутствует, вместо имен основателей школ в их заглавиях появляются имена персонажей ведийской и преимущественно эпической традиции — Ману, Яджнавалкьи, Нарады и др.
Очевидно, тексты теперь предназначаются не узкой, ограниченной рамками конкретной школы аудитории, а значительно более широкому и гораздо менее определенному кругу обучающихся. Это приводит, в частности, к увеличению количества рассматриваемых тем, а также к использованию более легкой для запоминания метрической формы. Интенсивно развивающаяся в конце I тыс. до н.э. письменная культура, в свою очередь, создает условия для изменения техники передачи знания. Внешне сохраняя устный характер, новая система обучения опирается тем не менее на письменный текст, охватывающий весь объем передаваемого знания и используемый как учителем, так и самими учениками. Следствием этого оказывается расширение текстов, пространность изложения, стремление к ясности и исчерпывающему характеру описания (что не исключает, конечно, непоследовательности и противоречий).
Тематика дхармасутр и дхармашастр чрезвычайно разнообразна, часть тем является для них общей, например предписания для различных стадий жизни — ашрам (ученик, домохозяин, отшельник, аскет), домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женой и мужем, сыном и отцом) и т.п.
Несмотря на сходство материала дхармасутр и дхармашастр, композиционно эти памятники могут значительно различаться: может меняться объем текста, посвященный той или иной теме, по- иному расставляются акценты.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Дхармасутры
Дхармасутр было много, но до наших дней дошли только четыре текста. Наиболее важными из этих текстов являются сутры Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны и Васиштхи. Эти дошедшие до нас тексты цитируют авторов и ссылаются на мнения семнадцати авторитетов, подразумевая, что богатая традиция Дхармасутр существовала до того, как эти тексты были составлены.
Существующие Дхармасутры написаны в кратком формате сутр с очень сжатой неполной структурой предложений, которые трудно понять и которые оставляют читателю многое для интерпретации. Дхармашастры являются производными работами на Dharmasutras, используя шлки (четыре 8-слог стиха стиль Чанды поэзии, Anushtubh метр), которые являются относительно более ясными.
Стиль композиции
Дхармасутры составлены в стиле сутр и являются частью более крупного сборника текстов, называемых кальпасутрами, которые дают афористическое описание ритуалов, церемоний и надлежащих процедур. Кальпасутры содержат три раздела: Шраутасутры, которые касаются ведических церемоний, Грихьясутры, которые касаются ритуалов перехода и домашних дел, и Дхармасутры, которые касаются надлежащих процедур в жизни. Дхармасутры Апастамбы и Баудхаяны составляют часть более крупных текстов Кальпасутры, все из которых сохранились до наших дней.
Авторство и даты
Известно около 20 Дхармасутр, некоторые из них сохранились до наших дней, как фрагменты своих оригиналов. Четыре Дхармасутры были переведены на английский язык, и большинство из них сохранилось в рукописях. Все они носят имена их авторов, но до сих пор трудно определить, кем были эти настоящие авторы.
Сохранившиеся тексты Дхармасутры перечислены ниже:
Практикуйте праведность ( дхарму ), а не неправду.
Говорите правду, а не неправду.
Смотрите на то, что далеко, а не на то, что под рукой.
Смотрите на самое высокое, а не на то, что ниже самого высокого.
— Васиштха Дхармасутра 30.1
Существует неопределенность относительно дат этих документов из-за отсутствия доказательств, касающихся этих документов. Кейн установил следующие даты для текстов, например, хотя другие ученые не согласны с этим: Гаутама с 600 до 400 до н.э., Апастамба с 450 до 350 до н.э., Баудхаяна с 500 до 200 до н.э. и Васинха с 300 до 100 до н.э. Патрик Оливель предполагает, что Апастамба Дхармасутра является самым старым из сохранившихся текстов в жанре Дхармасутры и вторым по возрасту из текстов Гаутамы, в то время как Роберт Лингат предполагает, что Гаутама Дхармасутра является самым старым.
Литературная структура
Структура Дхармасутры Апастамбы начинается с обязанностей ученика, затем описываются обязанности и права домохозяина, такие как наследование, и заканчивается администрацией царя. Это формирует раннюю структуру текстов Дхармы. Однако в Дхармасутрах Гаутамы, Баудхаяны и Васинхи некоторые разделы, такие как наследование и покаяние, реорганизованы и перемещены из раздела домохозяев в раздел, связанный с царем. Оливелль предполагает, что эти изменения могут быть вызваны хронологическими причинами, когда гражданское право все чаще становилось частью административных обязанностей короля.
Значение Дхармы
Термин Дхарма также включает социальные институты, такие как брак, наследование, усыновление, трудовые контракты, судебный процесс в случае споров, а также личный выбор, такой как мясо в качестве пищи и сексуальное поведение.
Источник Дхармы: писания или эмпиризм
Источником Дхармы был вопрос, который вырисовывался в умах авторов текстов Дхармы, и они пытались найти, «где можно найти руководства для Дхармы?» Они стремились определить и исследовать ведические предписания как источник Дхармы, утверждая, что, как и Веды, Дхарма не имеет человеческого происхождения. Это работало для правил, связанных с ритуалами, но во всем остальном создавало множество интерпретаций и различных выводов. Это привело к документам с различными рабочими определениями, такими как дхарма разных регионов ( дешадхарма ), социальных групп ( джатидхарма ), разных семей ( куладхарма ). Авторы Дхармасутр и Дхармашастры признают, что эти дхармы не встречаются в ведических текстах, а правила поведения, включенные в них, нельзя найти ни в одной из Вед. Это привело к несоответствию поиска правовых кодексов и правил дхармы в теологии и реальности эпистемических истоков правил и руководств дхармы.
Индуистский ученый Апастамба в Дхармасутре, названной в его честь (
Перед сдачей свидетель должен принести присягу.
Одного свидетеля обычно недостаточно.
Требуется до трех свидетелей.
Ложные доказательства подлежат санкциям.
— Гаутама Дхармасутры 13.2–13.6
Источников дхармы согласно Гаутаме Дхармасутре три: Веды, смрити (традиция), ачара (практика) тех, кто знает Веды. Эти три источника также встречаются в более поздней литературе Дхармашастры. Баудхаяна Дхармасутра перечисляет те же три, но называет третий как шиша (शिष्ट, буквально вежливые культурные люди) или практику культурных людей как третий источник дхармы. И Баудхаяна Дхармасутра, и Васинха Дхармасутра делают практики шиши источником дхармы, но оба заявляют, что географическое положение таких вежливых культурных людей не ограничивает полезность универсальных заповедей, содержащихся в их практиках. В случае конфликта между различными источниками дхармы, Гаутама Дхармасутра утверждает, что Веды преобладают над другими источниками, и если два ведических текста противоречат друг другу, то у человека есть выбор следовать одному из них.
Природа Дхармасутр нормативна, они говорят, что люди должны делать, но не говорят, что люди на самом деле делали. Некоторые ученые заявляют, что эти источники ненадежны и бесполезны для исторических целей, вместо этого они используют археологию, эпиграфию и другие исторические свидетельства для установления фактических правовых кодексов в истории Индии. Оливель заявляет, что игнорировать нормативные тексты неразумно, как и полагать, что тексты Дхармасутр и Дхармашастр представляют собой единый кодекс поведения и что в них нет расходящихся или расходящихся взглядов.
Дхармашастры
Эти тексты, написанные после Дхармасутр, используют отмеренный стих и гораздо более детально проработаны по своему объему, чем Дхармасутры. Слово дхармашастров никогда не появляется в ведических текстах, и слово шастра самого по себе появляется в первый раз в Yaska в нирукте тексте. Комментарий Катьяяны к работе Панини (
Существующие тексты Дхармашастр перечислены ниже:
Кроме того, многие другие Дхармашастры известны, частично или косвенно, с очень разными идеями, обычаями и противоречивыми версиями. Например, рукописи Брихаспатисмрити и Катьянасмрити не были найдены, но их стихи цитировались в других текстах, и ученые предприняли попытку извлечь эти процитированные стихи, создав таким образом современную реконструкцию этих текстов. Таким образом, такие ученые, как Джолли и Айянгар, собрали около 2400 стихов утраченного текста Брихаспатишти. «Брихаспати-смрити», вероятно, был более обширным и всеобъемлющим текстом, чем «Манусмрити», однако и «Брихаспати-смрити», и «Катьяяна-смрити», по-видимому, в основном были посвящены судебному процессу и юриспруденции. Авторы Дхармасастр признали свои взаимные различия и разработали «доктрину консенсуса», отражающую региональные обычаи и предпочтения.
Из четырех существующих Дхармасастр наиболее важными из сохранившихся текстов являются Манусмрити, Яджнавалкьясмрити и Нарадасмрити. Но, как утверждает Роберт Лингат, многие другие Дхармашастры, рукописи которых сейчас отсутствуют, пользуются таким же авторитетом. Между этими тремя Манусмрити прославились в эпоху колониальной Британской Индии, но современные ученые утверждают, что другие Дхармашастры, такие как Яджнавалкьясмрити, по-видимому, сыграли большую роль в руководстве настоящей Дхармой. Кроме того, Дхармашастры были открытыми текстами, и они подвергались изменениям и переписыванию на протяжении всей своей истории.
Содержание Дхармасутр и Дхармашастры
Тексты Дхармашастры включают противоречивые утверждения об источниках Дхармы. Теологическое утверждение в нем утверждает, без каких-либо подробностей, что Дхарма, как и Веды, вечны и вневременны, первая прямо или косвенно связана с Ведами. Тем не менее, эти тексты также признают роль смрити, обычаев вежливых ученых людей и совести как источника дхармы. Историческая реальность, утверждает Патрик Оливель, очень отличается от теологической ссылки на Веды, а дхарма, которой учат в Дхармашастре, имеет мало общего с Ведами. Это были обычаи, нормы или заявления авторов этих текстов, которые, вероятно, возникли в результате эволюции региональной этической, идеологической, культурной и правовой практики.
Тексты Дхармасутры и Дхармашастры, дошедшие до наших дней, не были созданы одним автором. Комментаторы античной и средневековой эпохи, утверждает Оливель, считали их произведениями многих авторов. Роберт Лингат добавляет, что эти тексты предполагают, что «богатая литература по дхарме уже существовала» до того, как они были впервые составлены. Эти тексты были пересмотрены и интерполированы на протяжении их истории, потому что различные текстовые рукописи, обнаруженные в Индии, несовместимы друг с другом и сами по себе, что вызывает опасения по поводу их подлинности.
Chara
Āchara (आचार) буквально означает «хорошее поведение, обычаи». Он относится к нормативному поведению и практике сообщества, соглашениям и образцам поведения, которые позволяют обществу и различным лицам в нем функционировать.
Вьявахара
Вьявахара (व्यवहार) буквально означает «судебная процедура, процесс, практика, поведение и поведение». Правильная процедура, честность в свидетельских показаниях с учетом различных сторон были оправданы авторами Дхармашастры как форма ведического жертвоприношения, а несоблюдение надлежащей процедуры было объявлено грехом.
Разделы текстов Дхармы, посвященные Вьявахара, включали главы об обязанностях царя, судебной системе, судьях и свидетелях, судебном процессе, преступлениях и покаянии или наказании. Однако обсуждения и процедуры в разных текстах Дхармасутры и Дхармашастры значительно расходятся.
Некоторые тексты Дхармашастры, например, приписываемые Брихаспати, почти полностью связаны с Вьявахарой. Вероятно, они были составлены в нашу эпоху, примерно в 5 веке 1 тысячелетия или после него.
Прайашчитта
Праяшчитта (प्रायश्चित्त) буквально означает «искупление, искупление, покаяние». Тексты Дхармасутры и Дхармашастры утверждают, что праяшчитта является альтернативой тюремному заключению и наказанию, а также средством искупления плохого поведения или греха, такого как прелюбодеяние со стороны женатого человека. Таким образом, в тексте Апастамбхи добровольный половой акт между мужчиной и женщиной подлежит наказанию, в то время как изнасилование покрывается более суровыми судебными наказаниями, с несколькими текстами, такими как Манусмрити, предлагающими публичные наказания в крайних случаях.
Вторичные работы
Дхармасутры и Дхармасастры привлекали второстепенные работы, называемые комментариями ( Бхашья ), обычно интерпретировали и объясняли интересующий текст, принимали или отклоняли идеи вместе с причинами, почему.
Некоторые важные nibandha s являются
Nibandhakāra ы обсудили практически все аспекты жизни общества, но специализируется на cetain темы по сравнению с другими.
Женщины-юристы
Тексты Дхармы и школы индуистской философии
Мимамса буквально означает «желание думать», утверждает Дональд Дэвис, а в разговорном историческом контексте «как думать, интерпретировать вещи и значение текстов». В ранних частях Вед основное внимание уделялось ритуалам; в более поздних частях, в основном о философских размышлениях и духовном освобождении ( мокше ) личности. С течением времени и каждый по-своему тексты Дхармы пытались представить свои теории о правилах и обязанностях людей с точки зрения общества, используя идеи герменевтики и язык, разработанный Мимамсой и Ведангой. Школа Ньяя в индуистской философии и ее понимание теорий логики и разума способствовали развитию текстов Дхармасастры и разногласий между ними, и термин Ньяя стал означать «справедливость».
Влиять
Что во всех судебных процессах, касающихся наследования, брака, кастовых и других религиозных обычаев или институтов, должны неизменно соблюдаться законы Корана в отношении магометан и законы Шастера [Дхармашастры] в отношении язычников.
Основанные на Дхармашастре законы для немусульманских индейцев были отменены после обретения Индией независимости, но Закон о применении индийского мусульманского личного закона ( шариата ) 1937 года по-прежнему оставался личным и семейным законом для индийских мусульман. Для немусульман единый нерелигиозный гражданский кодекс был принят индийским парламентом в 1950-х годах и впоследствии изменен его избранными правительствами, который с тех пор применяется ко всем немусульманам в Индии.