Что такое дидактическая игра в начальной школе

Дидактическая игра в начальной школе

I. Введение

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями «легко и счастливо», легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

II. Основная часть

Урок обучения грамоте в 1 классе («Перспективная начальная школа»)

Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами

I. Организационный момент.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.

II. Повторение изученного.

Игра «Словесный аукцион» (парная работа).

Прочитайте, какие слова у вас получились.

III. Сообщение темы урока.

— Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?

— Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])

— Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой «Х»

— Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)

— Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)

— Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)

IV. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

— Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с.92)

— Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)

— Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи»)

— Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.

— Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?

— Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?

V. Конструирование большой и малой букв Х, х.

— Рассмотрите образцы печатных букв «Х» и «х».

— Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)

(у детей на столах квадратный лист)

(изобразите букву, танец буквы «ха»)

VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с.92)

— Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?

— Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.

— Сколько с этом слове слогов?

— Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

— Сколько слогов в слове «хорь»?

— Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.

VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с.92)

— Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (гласные)

— На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)

Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

IX. Упражнение в чтении слов (с.93)

(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)

— Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)

X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

— Волшебница приготовила для вас очередное задание.

(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)

— Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

— К какой группе слов относятся слова «маленький», «кругленький», «алый», «сахарный», «зелёный», «бархатный»? (это слова-признаки)

— отгадайте ещё одну загадку:

— Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с.7 в «Азбуке».

III. Заключение

В результате могу сказать, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые приемы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Источник

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школе

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

учитель начальных классов

Марахова Наталья Владимировна

Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школе

1. Введение__________________________________________________ 3

2. Глава 1. Игры на уроках

2. 1. Игры на уроках обучения грамоте__________________________ 7

2. 2. Игры на уроках русского языка____________________________ 13

2. 3. Игры на уроках математики_______________________________ 17

2. 4. Игры на уроках литературного чтения______________________ 22

2. 5. Игры на уроках окружающего мира________________________ 25

2. 6. Игры на уроках изобразительного искусства_________________ 34

3. Глава 2. Игры для развития психических процессов.

3. 1. Игры на развитие мышления ______________________________ 37

3. 2. Игры на развитие внимания________________________________ 40

3. 3. Игры на развитие памяти __________________________________ 43

3. 4. Игры на развитие воображения _____________________________ 45

4. Библиография ______________________________________________ 48

Игра – это жизненная лаборатория детства,

дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

жизни, без которой эта пора ее была бы бес-

полезна для человечества. В игре, этой специ-

альной обработке жизненного материала,

есть самое здоровое ядро разумной школы

Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в первый класс. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет , классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.

Форма проведения игры может быть разной:

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. Развивающие игры разделены в соответствии с основными уроками начальной школы: русский язык, математика, обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство. Отдельной главой идут игры следующих направлений: по развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения младших школьников. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игры подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-10 лет.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

Источник

Доклад: «Дидактические игры на уроках в начальных классах»

Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школеЧто такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть фото Что такое дидактическая игра в начальной школе. Смотреть картинку Что такое дидактическая игра в начальной школе. Картинка про Что такое дидактическая игра в начальной школе. Фото Что такое дидактическая игра в начальной школе

Ковыленская средняя школа

«Дидактические игры на уроках»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

\Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам.

Чтобы обучение было успешным и плодотворным необходимо хорошее и устойчивое внимание.

Для этого, на уроках применяют

что позволяет повысить уровень развития внимания.

Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой:

подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала.

В.А Сухомлинский в своей книге «О воспитании» писал:

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[1]

Использование программного материала вызывает у учащихся активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения.

И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках.

В связи с этим, необходимо позаботиться о том, чтобы вовлечь учащихся в активную учебную деятельность на уроках, создавая игровые ситуации или проводя дидактические игры, которые позволят в достаточной мере, раскрепостив ученика, постепенно формировать интерес к учебе, приучать к сотворчеству с товарищами и учителем. Таким образом, через нестандартные формы обучения, можно совершенствовать и процесс управления учебной деятельностью учащихся на основе педагогики сотрудничества.

Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль делая процесс обучения интересным более эффективным, ускоряющим развитие личности младшего школьника, что и определяет актуальность темы, над которой я работаю.

Дидактические игры на уроках.

Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для

того, чтобы процесс познания был более продуктивным[2]

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко

выполнять задания, соблюдать правила игры. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например:

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Например, при закреплении учащимися знания таблицы умножения часто используют игру “Поймай рыбку”.

Я на доске рисую речку, рыбок прикрепляю магнитиками,

на каждой рыбке записаны примеры. Рисую два огромных ведра,

на которых дети записывают примеры,

7 · 5 9 · 6 5 · 5 6 · 4

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.

Так же для закрепления знаний таблицы можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”.

Учитель раздает ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на умножение и деление.

Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша? или «Гонка на велосипедах» А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием. Тот, кто решит быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким

В процессе работы над темой я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке. Дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию мышления. Игра помогает учителю до учеников донести трудный материал в доступной форме.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается привлечь интерес и сконцентрировать внимание даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой глубже и ярче познают мир и окружающую действительность.

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом

Вывод: Среди педагогов отмечается положительное отношение к использованию дидактической игры на уроке для наиболее эффективного обучения и развития ребенка. Учащимся нравятся уроки с игрой, и они с удовольствием участвуют в них. Поэтому необходимо на уроках математики применять игры

Когда дети играют, они активно включаются, двигаются, думают, считают и все хотят участвовать.

1 Сухомлинский В.А. О воспитании.; М., 1985.

2 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т 1. – М.: Просвещение, 1960. – 164 с.

3 Г. В. Дюдяева, Н. В. Долбилова О воздействии системы устных упражнений на успеваемость младших школьников по математике // Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научных трудов. Выпуск 8

4 Дидактический материал к урокам математики 3 класс, « Алматыкітап» баспасы., 2011.

Источник

Дидактические игры на уроках в начальной школе

1. Теоретические основы учения об игре.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения.

Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – возможности использования дидактической игры на этапе освоения знаний. Исходя из вышесказанного, целью исследования поставила изучение влияния дидактической игры с применением ИКТ на эффективность обучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить виды дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.

3. Определить значение использования дидактических игр с использованием ИКТ в начальной школе.

Проблема исследования игры.

Вопрос о возникновении игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших вопросов исследования. Для такого исследования необходимы:

· Данные о месте ребёнка в обществе на различных этапах развития общества

· Данные о характере и содержании игры на этих же исторических этапах.

Исходя из этого, природу игр можно понять только из соотнесения жизни ребёнка в обществе с его играми.

Невозможно непосредственно проследить весь процесс возникновения игры, так как имеются лишь очень скудные данные.

2.Влияние общества на развитие и характер игр.

Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания детей в обществах, стоящих на более низких уровнях развития производственной культуры, слабом развитии системы образования или отсутствии её как таковой.

По мнению Р. Алта для воспитания детей на ранних ступенях развития общества характерны следующие черты:

· одинаковое воспитание всех детей и участие в воспитании всех членов общества;

· всесторонность воспитания, т.е. каждый ребенок учится делать всё то, что умеют взрослые и принимать участие во всём, что делают члены общества, к которому он относится.

· кратковременность воспитания – дети уже в раннем возрасте узнают все задачи, которые ставит перед ними жизнь.

Таким образом, положение ребёнка в обществе, стоящем на более ранних этапах развития характеризуется, прежде всего, ранним включением его в производственный труд взрослых.

Так, например, под научным руководством Д. Б. Эльконина и Л. Ф. Обуховой аспирантка из Колумбии К. Отолора выполнила уникальное исследование, в котором проанализировала особенности игры у детей индийской общины Аруако. Здесь особенности игры детей определяются, прежде всего, тем, что дети с самого раннего возраста вынуждены работать и нести ответственность, как взрослые. Поскольку ребёнок этого племени уже к 8 годам владеет всеми предметами и наравне со взрослыми участвует в общественной жизни, нет необходимости моделировать эту жизнь в символическом плане

Работа К. Отолора ещё раз показывает, что детская игра зависит от уровня развития общества. Социальная среда выступает по отношению к игре как источник своего развития. Т.е. игра выступает как средство подготовки ребёнка к полноценному включению в жизнь общества. И как подчёркивал Р.Альт, здесь имеет место быть кратковременность воспитания, т.е. ребёнок уже к 7-8 годам принимает активное участие в трудовой деятельности и общественной жизни взрослых.

Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, К. Отолора выявила наиболее характерные виды игр у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития:

· игра-развлечение – игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Её цель – развлечь, развеселить участников.

· Например: «игра в догонялки», где развлечением является – бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно закончив такое действие, ребёнок смеётся;

· игра-упражнение – отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и тоже действие повторяется несколько раз;

· сюжетная игра – есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя ещё в зачаточной форме. Наиболее частым сюжетом является приготовление пищи, сбор фруктов. Сюжетная игра чаще встречалась у детей 7-8 лет и практически отсутствовала у детей более старшего возраста. Но этот вид игры у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровнем развития, не получает достаточного развития, так как здесь нет необходимости в играх и нет серьёзного отношения к играм с игрушкой как необходимой части подготовки ребёнка к взрослой жизни. Взрослые не учат детей играть, а даже наоборот – отвергают игру. Раннее приобщение детей к труду препятствует развитию сюжетной игры.

· процессуально-подражательная игра – воспроизведение действий или ситуаций, которые ребёнок наблюдает в настоящий момент. Подражательные и сюжетные игры близки друг к другу, у детей, принадлежащих к обществу с более низким уровне развития, трудно установить ту грань, где кончается подражательная и начинается сюжетная игра ;

· традиционная игра – это та игра, которая передаётся из поколения в поколение, в неё играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.

Таким образом, работа К. Отолора ещё раз подчеркивает, что детская игра имеет историческую и социальную, а не биологическую природу. Среда выступает как источник развития. Сам характер игры, её структура определяется обществом.

Игра, истоки которой связаны с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, эволюционирует вместе с обществом. Уже в современном индустриальном обществе игра имеет более развитый характер, и она уже не является единственным типом деятельности ребенка (изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение). Игра выступает как средство воспитания и обучения ребенка как дома так и образовательном учреждении.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

1. Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры.

3. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: Существуют различные виды игр применяемых на уроках.

Их можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся :

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы. » или «Что бы я сделал. », «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. » или «Что бы я сделал. ». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

Значение дидактической игры для младшего школьника.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.

Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

П.Я.Гальперин выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:

• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных

• этап формирования того же действия в плане громкой речи;

• этап формирования собственно умственного действия.

Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий. Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Мы рассмотрели игру как средство воспитания. Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:

• возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

• ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

• разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

• формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Воспитательный потенциал дидактической игры.

4.Воспитательный и обучающий потенциал игры.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и другое: игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом.

В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, — вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.

Нетрудно заметить, сколь важны эти качества—организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д. — для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Воспитателю, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на развитие личности школьника. Один из подходов к раскрытию такого механизма состоит в следующем.

Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях. Но если первая цель—«хочу», то вторая цель—игровая задача—существует в виде «надо!». «Надо играть так, а не иначе!» (своеобразная форма осознанной необходимости).

Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую. Включившийся в игру школьник непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры: «угадай», «найди», «поймай», «спрячься», «перевоплотись», «изобрази». Чтобы справиться с этими заданиями, необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или тех и других) сил: проявить смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх поступить так, как другие не догадались бы поступить. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микро масштабах, представляют, по сути, творчество. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, а потому являются наиболее мощным стимулятором активности личности.

Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают к себе и ребенка, и взрослого.

Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»

В трехступенчатой мотивации игры—«хочу!»—«надо!» — «могу!» — заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания. Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:

1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.

Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

5. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр с использованием ИКТ.

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).

Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

6. Использование дидактических игр с ИКТ на различных уроках.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

создание положительных эмоциональных ситуаций;

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

— развитие коммуникативных способностей;

— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

— повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовала тесты только в печатном виде, которые разрабатывала сама, набирала на компьютере и распечатывала для каждого ученика. За годы использования ИКТ я разработала разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс почти по всем темам, по другим учебным предметам меньше. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же себя оценить.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам: «Скорость», «Природные зоны», «Вода», «Своя игра», «Умники и умницы» и т.д.

Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов, сообщений.

Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволило мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

5. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я детям предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Компьютер, как правило, я использую в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того он применяется при организации обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи, экранизации художественных произведений даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

Очень жаль, что с экранов телевизоров исчезли детские обучающие программы: «АБВГДЕЙКА», «Хочу всё знать!» Альтернативой им может служить созданный совсем недавно детские каналы «Бибигон» и «Теленяня», но не все дети имеют возможность его посмотреть.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *