Что такое дойна в молдове
Дойна
Дойна — молдавская и румынская лирическая народная песня. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно дойна состоит из двух частей — медленной первой и быстрой второй.
Содержание
Описание
Различают вокальные дойны, при исполнении которых участие инструмента необязательно, и инструментальные дойны, исполняющиеся на флуере, чимпое, нае, скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии дойны зачастую развёртываются как импровизация: они отличаются богатством ладовой основы и ритмической свободой. Для дойны очень характерно повторение одних и тех же кратких мелодических элементов, а также активное использование орнаментационных приёмов. Английский клезмер Мерлин Шеперд говорит: «Исполняя дойну, Вы должны, играя на инструменте, рассказать слушателям очень грустную и трагическую историю из жизни».
В тематике дойны нашло отражение жизни и борьбы молдавского народа. Первоначально дойна появилась как пастушеская (чабанская) песня, первая часть которой представляла жалобу пастуха, а вторая, носящая танцевальный характер, выражала его радость по поводу возвращения отары домой. Со временем сложился целый цикл пастушеских дойн. К XVII — началу XIX вв. относится формирование цикла знаменитых гайдуцких дойн о повстанцах, борцах против османского и феодального гнёта. Широко представлены любовные (de iubire), колыбельные (de leagăn), застольные (de păhar), рекрутские, революционные, похоронные дойны. Примерно с 20-30-х гг. XIX века, когда Бессарабия вошла в состав Российской империи развитие дойны в Молдавии и Румынии шло параллельно. Мотивы и образы дойны использовали поэты-классики (Василе Александри, Михай Эминеску, Джордже Кошбук), композиторы (Ч. Порумбеску, Г. Музическу, Джордже Энеску, С. Драгой, Штефан Няга, Е. Кока и другие).
Среди коллективов, исполняющих дойну, известностью пользуются молдавская хоровая капелла «Дойна», румынский Государственный народный оркестр имени Барбу Лэутару, группа «Фанфаре Чокэрлия» («Fanfare Ciocărlia»).
Дойна с текстами на идише вошла также в репертуар клезмеров и нашла отражение в еврейской поэзии — см. напр. стихотворный сборник Мойше Пинчевского «Дойна: стихи и поэмы» (Советский писатель, Москва, 1960), а в качестве примера клезмерского исполнения его же песню «Басарабье» (Бессарабия) в исполнении скрипача Ицхака Перлмана и капеллы Brave Old World (Itzhak Perlman «In The Fiddler’s House», with «Brave Old World» klezmer-band, «Bessarabia», трак №6, компакт-диск, Angel Records, Нью-Йорк, ©1995). Писали дойны также Иосиф Керлер, Зейлик Бардичевер и другие еврейские поэты.
Этимология
Происхождение слова «дойна» доподлино неизвестно. Предполагается, что оно имеет индо-европейские корни, так как существует литовская народная песня с похожим названием — дайна.
Что такое дойна в молдове
Дойна
С музыкальной и поэтической точки зрения в дойне получило развитие старинное народное песенное творчество. В то же время дойна представляет собой синкретическое понятие: танец, стихотворение, мелодия, песня.
Пастушеская дойна появляется позднее, в начале второго тысячелетия. Следы синкретического искусства сохраняются, мы находим их и в пастушеских дойнах. Пастухи исполняют дойны, играя на молдавских свирелях: флуере, кавале, тилинке, на волынке – чимпое. При звуках пастушеской дойны перед глазами возникает чабан, спускающийся с овцами с покрытых лесом гор, откуда доносятся непрерывные музыкальные трели. Дойна исполняется под аккомпанемент свирели одним исполнителем и символизирует печаль молдаванина, его одиночество перед лицом судьбы. С этим связаны братоубийственные войны, вражда между братьями, родителями и детьми и т. д. Только в XIV–XVI века у молдаван, как и у южнославянских народов, пострадавших от многочисленных нашествий с востока, появляются христианские элементы в устном творчестве.
Преобладание языческих представлений в XI–XIII веках прослеживается во многих вариантах дойны «Чобэняска» и в балладе «Миорица».
Любимый мой топорик
Поставьте мне вместо креста.
Дорогую мою дудочку
Поставьте мне вместо хоругви.
Это означает, что в XIII веке еще были сильны языческие традиции. Однако нельзя считать возникновение дойны исключительно в контексте пастушеской поэзии и музыки. Дойна переплетена с бытом, музыкальной культурой народа, с его повседневным трудом. В первом письменном свидетельстве о бытовании народной песни на территории, заселенной предками молдаван, датированном первой половиной XI века, говорится о жалобной песне женщины, крутящей ручную мельницу. Распространение названия «дойна» на другие виды лирики необходимо связывать с укреплением в эту эпоху патриархальной семьи, в которой создаются дойны о семейной жизни (песни домашнего быта, любовные, тоски и печали – «де дор ши жале»).
В музыке молдаван, в протяжной хоре или дойне ученые обнаруживают элементы, схожие по звучанию с польской музыкой (имеются в виду песни польских горцев из Татр, так называемые вьерху), со словацкими «травницами». «Дойны» (дайны), как песня, обнаруживаются и у северо-западных славянских народов. По утверждению австрийского ученого Зульцера, у словаков встречается это слово в форме «дайна». В языке украинцев-гуцулов «дайна» – припев в коломыйках, без особого значения. Танцы молдаван схожи со словацкими танцами, что относится и к вокальной музыке колядок этих народов. Их воздействие в начале прошлого тысячелетия было взаимным. Музыковед М. Вулпеску говорит о том, что в «молдавской дойне отражается молдавская душа», а ее протяжные, тихие, мягкие, спокойные такты, акценты походят на украинские песни. «Взаимовлияние молдавскорумынской и славянской культур легко можно обнаружить и в музыке, анализируя нашу дойну, в сравнении, например, со славянской думкой; там и тут находим тот же меланхолический, почти стенающий тон, потрясающий своей глубиной. » Учитывая зарождавшиеся национальные признаки у предков молдаван, исходя из анализа содержания, образов, персонажей и мелодий пастушеских и бытовых песен, из истории и экономических основ волошского населения и соседних народностей, их языков и географической среды, можно сделать вывод, что происхождение пастушеской дойны и дойны семейной жизни восходит к периоду до появления самостоятельных государств в Восточной Европе.
Однако дойна занимает весьма скромное место во всем ареале народной лирической песни, в которой доминируют песни домашнего очага (пастушеские песни, песни тоски и печали, отчуждения и одиночества, семейные, юмористические, застольные), социальные (гайдуцкие песни, сатирические, социального протеста, новобранческие и солдатские) и любовные песни, которые воспевают любовь и печаль (дор), парня и девушку, надежду на свидание, застенчивую любовь, шутливую любовь, разлуку, верность, неверность, горести утерянной любви, выбор возлюбленного. Фольклорист и академик Ефим Жунгиету посвятил всю свою исследовательскую работу фольклорному творению – дойне.
Что такое дойна в молдове
Дойна
С музыкальной и поэтической точки зрения в дойне получило развитие старинное народное песенное творчество. В то же время дойна представляет собой синкретическое понятие: танец, стихотворение, мелодия, песня.
Пастушеская дойна появляется позднее, в начале второго тысячелетия. Следы синкретического искусства сохраняются, мы находим их и в пастушеских дойнах. Пастухи исполняют дойны, играя на молдавских свирелях: флуере, кавале, тилинке, на волынке – чимпое. При звуках пастушеской дойны перед глазами возникает чабан, спускающийся с овцами с покрытых лесом гор, откуда доносятся непрерывные музыкальные трели. Дойна исполняется под аккомпанемент свирели одним исполнителем и символизирует печаль молдаванина, его одиночество перед лицом судьбы. С этим связаны братоубийственные войны, вражда между братьями, родителями и детьми и т. д. Только в XIV–XVI века у молдаван, как и у южнославянских народов, пострадавших от многочисленных нашествий с востока, появляются христианские элементы в устном творчестве.
Преобладание языческих представлений в XI–XIII веках прослеживается во многих вариантах дойны «Чобэняска» и в балладе «Миорица».
Любимый мой топорик
Поставьте мне вместо креста.
Дорогую мою дудочку
Поставьте мне вместо хоругви.
Это означает, что в XIII веке еще были сильны языческие традиции. Однако нельзя считать возникновение дойны исключительно в контексте пастушеской поэзии и музыки. Дойна переплетена с бытом, музыкальной культурой народа, с его повседневным трудом. В первом письменном свидетельстве о бытовании народной песни на территории, заселенной предками молдаван, датированном первой половиной XI века, говорится о жалобной песне женщины, крутящей ручную мельницу. Распространение названия «дойна» на другие виды лирики необходимо связывать с укреплением в эту эпоху патриархальной семьи, в которой создаются дойны о семейной жизни (песни домашнего быта, любовные, тоски и печали – «де дор ши жале»).
В музыке молдаван, в протяжной хоре или дойне ученые обнаруживают элементы, схожие по звучанию с польской музыкой (имеются в виду песни польских горцев из Татр, так называемые вьерху), со словацкими «травницами». «Дойны» (дайны), как песня, обнаруживаются и у северо-западных славянских народов. По утверждению австрийского ученого Зульцера, у словаков встречается это слово в форме «дайна». В языке украинцев-гуцулов «дайна» – припев в коломыйках, без особого значения. Танцы молдаван схожи со словацкими танцами, что относится и к вокальной музыке колядок этих народов. Их воздействие в начале прошлого тысячелетия было взаимным. Музыковед М. Вулпеску говорит о том, что в «молдавской дойне отражается молдавская душа», а ее протяжные, тихие, мягкие, спокойные такты, акценты походят на украинские песни. «Взаимовлияние молдавскорумынской и славянской культур легко можно обнаружить и в музыке, анализируя нашу дойну, в сравнении, например, со славянской думкой; там и тут находим тот же меланхолический, почти стенающий тон, потрясающий своей глубиной. » Учитывая зарождавшиеся национальные признаки у предков молдаван, исходя из анализа содержания, образов, персонажей и мелодий пастушеских и бытовых песен, из истории и экономических основ волошского населения и соседних народностей, их языков и географической среды, можно сделать вывод, что происхождение пастушеской дойны и дойны семейной жизни восходит к периоду до появления самостоятельных государств в Восточной Европе.
Однако дойна занимает весьма скромное место во всем ареале народной лирической песни, в которой доминируют песни домашнего очага (пастушеские песни, песни тоски и печали, отчуждения и одиночества, семейные, юмористические, застольные), социальные (гайдуцкие песни, сатирические, социального протеста, новобранческие и солдатские) и любовные песни, которые воспевают любовь и печаль (дор), парня и девушку, надежду на свидание, застенчивую любовь, шутливую любовь, разлуку, верность, неверность, горести утерянной любви, выбор возлюбленного. Фольклорист и академик Ефим Жунгиету посвятил всю свою исследовательскую работу фольклорному творению – дойне.
дойна
Смотреть что такое «дойна» в других словарях:
ДОЙНА — (Doina), хоровая капелла Молдавии, первый молдавский профессиональный хор. Дойна организована в 1930 в Тирасполе дирижером К. К. Пигровым; в 1940 переведена в Кишинев. С 1977 академическая … Большой Энциклопедический словарь
ДОЙНА — лирическая народная песня у румын и молдаван … Большой Энциклопедический словарь
дойна — сущ., кол во синонимов: 1 • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДОЙНА — лирическая песня в фольклоре молдаван и румын. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно 2 частное построение ДОЙНЫ с медленной первой частью и быстрой второй … Этнографический словарь
дойна — дойна, лирическая песня в фольклоре молдаван и румын. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно 2 частное построение дойны с медленной первой частью и быстрой второй … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Дойна — У этого термина существуют и другие значения, см. Дойна (значения). Дойна молдавская и румынская лирическая народная песня. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно … Википедия
Дойна — (рум. doina) жанр (вок., инстр., вок. инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова Д. существуют разл. мнения: одни исследователи считают,… … Музыкальная энциклопедия
Дойна — лирическая народная песня румын и молдаван. Возникновение Д. относится к эпохе раннего феодализма. Примерно с 20 30 х гг. 19 в. и особенно в 20 в. развитие Д. в Румынии и Молдавии шло параллельно. Д. делятся на вокальные и… … Большая советская энциклопедия
дойна — (рум. doina) 1) молдавская народная песня лирического или эпического характера, распространенная также в прикарпатской украине, Румынии, болгарии и югославии; пер вонач. пастушеская песня; 2) муз. произведение для инструментального оркестра в… … Словарь иностранных слов русского языка
ДОЙНА — ДОЙНА, лирическая народная песня у румын и молдаван (у литовцев дайна). Известны Д. вокальные и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии Д. отличаются импровизационностью. Многие … Литературный энциклопедический словарь
Дойна
Смотреть что такое «Дойна» в других словарях:
ДОЙНА — (Doina), хоровая капелла Молдавии, первый молдавский профессиональный хор. Дойна организована в 1930 в Тирасполе дирижером К. К. Пигровым; в 1940 переведена в Кишинев. С 1977 академическая … Большой Энциклопедический словарь
ДОЙНА — лирическая народная песня у румын и молдаван … Большой Энциклопедический словарь
дойна — сущ., кол во синонимов: 1 • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДОЙНА — лирическая песня в фольклоре молдаван и румын. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно 2 частное построение ДОЙНЫ с медленной первой частью и быстрой второй … Этнографический словарь
дойна — дойна, лирическая песня в фольклоре молдаван и румын. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно 2 частное построение дойны с медленной первой частью и быстрой второй … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Дойна — У этого термина существуют и другие значения, см. Дойна (значения). Дойна молдавская и румынская лирическая народная песня. Возникновение дойны относится к эпохе раннего феодализма. Распространена также у южных славян и западных украинцев. Обычно … Википедия
Дойна — (рум. doina) жанр (вок., инстр., вок. инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова Д. существуют разл. мнения: одни исследователи считают,… … Музыкальная энциклопедия
Дойна — лирическая народная песня румын и молдаван. Возникновение Д. относится к эпохе раннего феодализма. Примерно с 20 30 х гг. 19 в. и особенно в 20 в. развитие Д. в Румынии и Молдавии шло параллельно. Д. делятся на вокальные и… … Большая советская энциклопедия
дойна — ы; ж. 1. У румын и молдаван: лирическая народная песня. Протяжная и грустная молдавская д. 2. Музыкальное инструментальное произведение в стиле этой песни. * * * дойна (рум. doină), жанр (вокального, инструментального, вокально инструментального) … Энциклопедический словарь
дойна — (рум. doina) 1) молдавская народная песня лирического или эпического характера, распространенная также в прикарпатской украине, Румынии, болгарии и югославии; пер вонач. пастушеская песня; 2) муз. произведение для инструментального оркестра в… … Словарь иностранных слов русского языка
ДОЙНА — ДОЙНА, лирическая народная песня у румын и молдаван (у литовцев дайна). Известны Д. вокальные и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии Д. отличаются импровизационностью. Многие … Литературный энциклопедический словарь