Что такое двоеверие в истории
Двоеверие
Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.
Двоеверие в русской православной традиции
В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай или святой Власий — Велес/Волос) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество число православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п.
В определенном смысле явление «двоеверия» присуще и другим христианским культурам (католической, протестантской). В частности, католический, а затем и протестантский праздник День всех святых, 1 ноября, и его канун — популярный в англоязычном мире праздник «хэллоуин» по происхождению является древним кельтским языческим праздником — днём поминания предков (традиция поминовения усопших на День всех святых (фр. Toussaint ) сохраняется во Франции). К началу великого поста приурочены традиционные во многих христианских культурах карнавалы, вобравшие некоторые дохристианские традиции, и т. д.
Значение слова «двоеверие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
двоеве́рие
1. сосуществование в сознании человека двух различных религиозных верований ◆ И это ещё не самая большая беда, что крещёные черемисы до сих пор не сделались христианами: это у нас случалось и с татарами и с мордвой, у которой до сих пор во весь развал идёт эпоха двоеверия, но вот в чём беда, — что окрещённые черемисы стали нравственно хуже, чем были; что всякий, вынужденный иметь с ними дело, — старается отыскать старого, некрещёного черемиса (из тех, кои отбежали крещения), потому что, по общему наблюдению, у некрещёных больше совестливости… Н. С. Лесков, «Епархиальный суд», 1880 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Христианизация не проходила столь гладко и быстро как это изображается в житиях святых. Двоеверие сохранялось очень долго. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещая поклоняться божкам, совершать жертвоприношения и устраивать языческие празднества и ритуалы. ❬…❭ Двоеверие — ситуация, сложившаяся после принятия новой религии — развивалось по своим законам и привело в конце концов к тому, что назвали мы «народным христианством». С. А. Еремеева, Лекции по истории искусства, 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Двоеверие охватывало сверху донизу все социальные слои — вне зависимости от своего положения человек не может мгновенно измениться — переход знания в убеждения — процесс долгий и загадочный. ❬…❭ С введением христианства на Руси оно вовсе не стало сразу же нормой жизни. Двоеверие сохранялось долго. И в XV веке церковные иерархи сетовали на то, что во время служб миряне не слушают священников, во время служб разговаривают и смеются, не ходят на исповедь и причастие, а многие вообще не посещают церквей. С. А. Еремеева, Лекции по русскому искусству, 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: батько — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Двоеверие
С завидным постоянством приходится мне слышать от знакомых про двоеверие: «Общаешься-общаешься с православным вроде бы человеком – и вдруг нечаянно оказывается, что он признает переселение душ. Представляете? Я-то понимаю, что с Православием подобная вера в переселяющиеся души никак не вяжется. И всё же ума не приложу, как убедить его, бедолагу, держаться веры Божией и забыть популярные языческие доктрины!»
Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа. Эпоха смятения в умах, понятно. Мы читаем о двоеверии в древнем Израиле, в средневековой Руси… В истории Ветхого Завета тоже было много двоеверия, с ним настойчиво сражались пророки Божии: Моисей, Илия, Софония…
Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа
Святой пророк Софония жил при царе Иосии. С этого исторического факта и начинается его книга. Царь Иосия прославился борьбой за чистоту веры в Единого Бога, искоренял языческие культы. Казалось бы, какое замечательное совпадение: Софонии легче было действовать при государственной поддержке. Не было легче. Не было никакой поддержки от царя. Историки пишут, что пророк проповедовал до всей этой борьбы с язычеством. Пророк делал свое славное дело, когда Иосия был еще малолетним и страной правили регенты вместо него. У регентов не было этой Иосиевой ревности по Боге.
В стране царили временщики, царило двоеверие. Поклонение Господу, правда, сохранялось, Храм в Иерусалиме действовал, но большую силу набрали языческие влияния из Ассирии. Что за влияния были? Язычество проявлялось в служении воинству небесному, то есть звездам. Звездный культ на протяжении тысячелетий демонстрирует удивительную живучесть. И поныне служение воинству небесному совершают астрологи, только теперь они облекают свое религиозное служение в ризы науки. Помимо поклонения звездным духам в Израиле тех времен было и нечто совсем ужасное – есть свидетельства о человеческих жертвоприношениях. То есть языческие влияния на народ Божий зашли совсем далеко – слишком далеко.
Народу пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. Земля оскудеет, люди встанут лицом к лицу с великим наказанием Господним – наступает день гнева Божия (см.: Соф. 1: 2–7). За нечестие идет наказание от Бога. Каждый в этот день сам решит свою судьбу. Найдутся и те, которые во время наказания будут по-прежнему рассчитывать на то, что всё еще обойдется, они переживут тяжелые времена и снова наладят для себя красивую жизнь. К тем, кто «величается серебром», пророк обращает призыв образумиться: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа» (Соф. 1: 18). Одним словом, на свои ресурсы надежды нет. Значит ли это, что надежды нет совсем? Господь дает людям надежду.
Пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. За нечестие идет наказание от Бога
Даже к людям, закосневшим во зле, Господь идет навстречу: «Убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися» («Φοβεῖσθέ με καὶ δέξασθε παιδείαν, καὶ οὐ μὴ ἐξολοθρευθῆτε». – Соф. 3: 7). Если народ смирится и примет заслуженное наказание, не будет роптать на скорби, если очистит землю от идолов, то страх Божий вселится в сердца людей, дабы сохранять их от нечестия, и дочь Иерусалима преисполнится радостью (см.: Соф. 3: 14).
Наказание постигнет не только народ Божий, но и соседние народы, которые его притесняли и уводили с пути Божия. А после наказания те люди, которые смирятся под руку Божию, вкусят благословение и радость. И радость эта распространится от Иерусалима до конца земли, в ней будут участвовать люди со всего света. Вот радость: Господь искупил людей Своих от их могущественных врагов, Господь выручает людей, не хочет их погибели. И даже скорбное время наказания оказывается частью спасительных действий Господа.
Двоеверие можно преодолеть. Можно вытеснить его на далекую-далекую периферию народной жизни, сделать двоеверие – явлением редким. Да так в древней истории и получалось. Царь Иосия много для этого сделал. Вся его масштабная борьба против двоеверия была в чем-то подготовлена, и, как выясняется, подготовкой занимался пророк Софония.
Двоеверие
Смотреть что такое «Двоеверие» в других словарях:
двоеверие — двоеверие … Орфографический словарь-справочник
двоеверие — сущ., кол во синонимов: 1 • двуверие (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДВОЕВЕРИЕ — термин, обозначающий наличие в основной вере элементов др. верования. Феномен Д. со специфическими чертами для разных времен, мест и этнических общностей присущ всем христ. конфессиям и всем мировым религиям (см., напр.: Голубинский. История РЦ.… … Православная энциклопедия
Двоеверие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Двоеверие в русской православной традиции В рамках русской православной… … Википедия
Двоеверие — ср. Сосуществование в сознании человека двух различных религиозных верований. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
двоеверие — двоеверие, двоеверия, двоеверия, двоеверий, двоеверию, двоевериям, двоеверие, двоеверия, двоеверием, двоевериями, двоеверии, двоевериях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
двоеверие — двоев ерие, я … Русский орфографический словарь
двоеверие — (2 с), Пр. о двоеве/рии … Орфографический словарь русского языка
двоеверие — двоеве/рие, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
двоеверие — я; ср. Одновременное существование в сознании и в обрядах людей элементов двух различных религиозных воззрений … Энциклопедический словарь
Двоеверие на Руси.
Из свидетельства богослова XV века епископа Матвея Краковского (ум. в 1410 г.) о «рутенах» (о русских) в послании «отцу крестоносцев» Бернару Клервосскому (1091 – 1153 г.г.), говорится:
«Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет… заблуждениями различными и порочностью еретической от порога обращения своего пропитанный. Христа лишь по имени признает, а по сути в глубине души отрицает».
В том же документе сообщается о повторных крещениях «рутенами» (самоназвание этрусков – «расена») взрослых и о совершении внецерковных языческих приношениях даров. Первые сведения о славянах.
Апостол Андрей водружает крест на Киевских горах.
Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Хорошо известна христианская миссия апостола Андрея который, по преданию, проповедовал на территории Руси и дошёл до северного острова Валаама на Ладоге и крестил многих славянских волхвов.
Хранившаяся в Валаамском монастыре древняя рукопись под названием «Оповедь», свидетельствовала:
Валаамский крест с лабиринтами
Из сказаний валаамской рукописи «Оповедь», известно, что на Валааме после апостола Андрея непрерывно существовало своё народное вече по образцу Новгородского вече, и что каменный крест апостола Андрея сохранялся на острове Валаам вплоть до самого основания на острове монастыря остров Валаам принадлежал славянам и находился в гражданском союзе с Новгородом.
На Валааме не исчезли следы христианской веры до преподобного до времени преподобного Сергия Валаамского, хотя рядом с христианством уживалось и язычество.
Согласно свидетельству «Оповеди» русские волхвы принимали христианства не только во времена Андрея Первозванного, но и в последующие века, когда они принимали и священнический сан.
На Валааме двоеверие просуществовало до XIV века. Тысячелетие крещения Руси.
До крещения князя Владимира в Корсуне (Херсонесе) в 988 году, на Руси уже повсюду строились христианские церкви и христианство не только вполне мирно уживалось с язычеством, но и играло значительную политическую роль при сыне князя Рюрика, великом князе киевском Игоре (ок. 878—945)
25 мая 996 года в Киеве освящена первая на Руси каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — знаменитая Десятинная церковь.
Это служит доказательством существования на Руси XII века нетрадиционного языческого христианства на основе двоеверия, не связанного с римским католицизмом и византийской ортодоксальной религией.
Гораздо ранее крещения князя Владимира в Херсонесе (Корсуне) в 988 году было крещение русов в период 842-867 годов, о котором сообщают византийские источники и легендарное крещение князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода князем Олегом, захватившим город.
А в греческом источнике о житие Стефана Сурожского сообщается о крещении легендарного славянского князя Бравлина во второй половине VIII века, совершившего набег на таврический (крымский) город Сурож (Судак, Судеге) на рубеже VIII—IX веков.
Рунный камень. Найден на горе Опук к юго-западу от Керчи (Крым)
Существует версия о принятии князем Владимиром и его дружинниками готского христианства с арианским исповеданием. Это подтверждается в полуарианском тексте символа веры, принятом князем Владимиром употребляется формула «подобосущие», а в православии, употребляется формула «единосущие». Главной христианской кафедрой на Руси при князе Владимире стала независимая от греков автокефальная Тмутараканская Архиепархия на Таманском полуострове, которая существовала там целое столетие. Это была «митрополия Росиа», охватывавшая также территорию всего Крыма, то есть была церковно-административной единицей древней Готской Архиепархии.
Крещение Владимира и распространение христианства на Руси на рубеже X-XI веков исторически и преемственно связано не с Константинополем, а с миссией братьев Кирилла и Мефодия из Моравии и Паннонии, и с Болгарской церковью, откуда на Русь вместе с письменностью пришла вся христианская литература. Болгарская Охридская архиепископия (греч. Αρχιεπισκοπή Αχρίδος) в 1019—1767 годах была независима от Константинополя, и при князе Владимире Русская церковь имела широкую автономию в канонических отношениях.
Крещение князя Владимира было совершено в Корсуни (Херсонесе Таврическом), но корсунское христианство, по мнению историков, не может отождествляться с константинопольским.
Глаголическое письмо было, вероятно, готской тайнописью и сам готский алфавит считался «русским письмом». Первые русские Евангелия были написаны глаголицей, а не кириллицей, их впервые обнаружил Кирилл именно в Корсуни, и уже на основе этого глаголического готского алфавита было создано кириллическое письмо.
Ирландский монах Вергилий (ум. в 784 г.) в течение нескольких десятилетий просвещал западных славян в Моравии и Паннонии. А. Г. Кузьмин в книге «Руги и Русы на Дунае» предположил, что, именно ирландский миссионер Вергилий был первым создателем христианской азбуки под названием «глаголица», которая была создана на столетие раньше «кириллицы».
В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12]. Суздальский змеевик — 13 век.
«Нетрадиционное языческое христианство на основе двоеверия» у русских сохранялось и в XV веке, об этом свидетельствовал кардинал д’Эли:
«Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси – христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».
Каменный крест из деревне Кино Новоржевского района Псковской области. Датируется каменный крест X-XI в.в., ранней эпохой двоеверия на Руси.
Своей плавно расширяющейся книзу, закругленной нижней частью он напоминает женскую фигуру, что свидетельствует о совмещении почитания христианского креста и женского языческого божества Макоши.
Житомирский каменный крест, датируемый I веком от Р. Х.
К ранней эпохе двоеверия на Руси относится каменный Крест Трувора, брата древнерусского князя Рюрика. Крест Трувора, стоящий до ныне в городе Изборске, испещрён славянскими рунами.
В краеведческом музее посёлка Любытино, Новгородской области, хранится каменный крест ранней эпохой двоеверия на Руси. Характерно, что Новгородские каменные кресты распространили своё влияние и на кельтские племена, вышедшие из Новгородского края.
Само язычество на Руси никуда не исчезало весьма продолжительное время, после официального принятия христианства, в качестве государственной религии.
Языческие капища в середине XII столетия существовали на Волыни, Смоленщине, Псковщине, в Нижнем Приднестровье. Збручский культовый центр действовал ещё в XIII веке и был разрушен во время татаро-монгольского нашествия.
Датский рунический крест с лабиринтом, повторяет многие элементы Новгородских каменных крестов XII века. Датский каменный крест XVII века — на Крещение короля Дании и Норвегии Харальда Громссона.
Произведение светской княжеской культуры литературный памятник «Слово о полку Игореве» был написан в конце XII веке. В нём ярко выражено языческое мировоззрение Руси, и, совершенно, отсутствует христианская основа. Многие историки считают «Слово» случайно сохранившимся осколком богатой русской литературы языческого содержания XI-XIII столетия.
Значит, до XIII века рядом с христианством на Руси прочно и мирно сосуществовало язычество, и среди приближенных княжеского двора, и среди широких народных масс.
Археологические находки подтверждают, что языческие погребения по всей Руси существуют вплоть до татаро-монгольского нашествия.
Современный философ арианства М. Телегин в работе «Фактор доверия» отмечает:
«Языческая традиция у славян почти полностью перешла в сферу православия и слилась с ним. Именно во Христе язычество обрело подлинную метафизическую сущность и оправдание, открыло утраченную основу и полноту. Двоеверие — это «христианизация» язычества и «оязычивание» христианства в смысле открытия в язычестве утраченной истины, очищения и преобразования его Благой Вестью. Язычество и христианство имеют общий священный смысл, мистически синонимичны».
Только двоеверием, то есть совмещением христианства и язычества, можно логически объяснить, почему язычники северных народов не воспринимали язычество враждебно, и столь легко уступили «новой» христианской религии, не оказав ей никакого сопротивления.
Большой интерес представляет гривна Владимира Мономаха с изображением скифской змеиной богини. Этот артефакт XII века свидетельствует о том, что на Руси в это время существовало двоеверие на придворном уровне, пришедшее из времён славянской «Руси – Скифии».
Змееногая скифская богиня Апи. Курган Куль-Оба IV век до н. э. Керчь. Крым
По мнению философа Телегина всей языческой мифологии присущ принцип много стадиальности, когда каждый новый религиозный культ не отменяет прежний, а впитывает его в себя, и именно этот принцип лёг в основу двоеверия на Руси. Именно, поэтому на Руси были распространены христианские змеевики, так как русский крестьянин не видел противоречий между христианством и язычеством, а стремился к объединению христианского и языческого верования.
Гривна Владимира Мономаха — Свидетельство двоеверия на Руси XI века, и существование христианских змеевиков.
Почему язычники не воспринимали христианство, как враждебную религию?
Слияние двух форм религии в двоеверии «не основывалось на противоречии основных догматов язычества и христианства, на общности ритуальной стороны и на конечном единстве откровения… Христианство было принято с такой легкостью потому, что оно не противоречило язычеству индоевропейских народов, а сливалось с ним. Причина такого слияния, двоеверия заключалась в том, что в своей сущности новая религия откровения, мало чем отличалась от традиционного языческого культа бога в природе».
Интересную мысль высказал М. Телегина о том, что в языческом мировоззрении нет понятия «новой» или «старой» веры:
«Принятие христианства, как истинного откровения воспринималось многими язычниками не как нечто новое, но как возврат к древней, истинной Традиции, к изначальной сакральности (святости), бывшей до Вавилонского столпотворения и появления новых языков и язычества».
У многих древних индоевропейских народов язычников существовало такое понятие, как возвращение богов в новых воплощениях, и народ всегда были открыты для новых откровений и религиозных опытов. Никакой канонизации языческих верований, законов и обрядов язычества никогда не существовало, наоборот, в языческом мировоззрении постоянно происходил культурный обмен, и взаимная интеграция между религиями, народами и государствами.
Хорошим примером политики религиозной терпимости служили хетты, римляне, принявшие в свой пантеон всех этрусских богов, славяне, русские Литвы 12 века. Князь Гедимин, основатель династии Гедиминовичей, из великокняжеского рода Рюриковичей, оставаясь язычником, сам дважды женился на русских православных княжнах — Ольге и позже Еве, и детям своим устраивал христианские браки, и не препятствовал им принимать крещение. Князь Гедимин остался язычником и был похоронен по языческому обряду сожжения на костре, в то время, как его дети приняли христианство.Разумеется, были и ярые религиозные фанатики, которые есть всегда и везде в любой религии.