Что такое героическая личность

Героический тип личности

В философско-этическом понимании герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага. В философии это понятие осмысливалось Гегелем, где герой трактуется как воплощение национального духа. [1]

“Героический” тип. Герой, по определению, всегда борется с обстоятельствами. Это могут быть исторические события, люди, идеи. Факт тот, что в глазах героя они являются недостаточно нравственными и он хочет эти обстоятельства преобразовать. Как и “аристократ”, “герой” выделяется на фоне социального окружения. Но противостоит ему не пассивно, а активно и наступательно. Он не желает примириться с миром, каков он есть. И не потому, что задеты его личные интересы. “Потребитель” тоже может быть прекрасным борцом за справедливость, если он сам обижен и надеется получить от этой справедливости некоторую пользу для себя. “Герой” противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра. А поскольку в мире почти ничто не совершенно, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, приходится потом сражаться со всем миром. Но “героя” это не смущает.

Идея играет в нравственном сознании героического типа личности ведущую роль. Это вообще идейный человек. В отличие от всех предшествующих, где теории привлекались как бы задним числом для обоснования интуитивно занятой жизненной позиции. Здесь же рациональная аргументация является ведущим мотивом поведения. И этим мотивам придается чрезвычайное значение. Конечно, “герой” – человек действия, нонравственный смысл для него несут не столько события, сколько их объяснение. И врагом морали окажется всякий, кто делает то же, что и сам “герой”, но по другим мотивам. Терпимость– не героическая добродетель.

Какого же рода идеи очаровывают нравственное сознание “героя”? В первую очередь – это поиск справедливости. Справедливость – основная моральная ценность этого типа нравственной личности. Счастье и смысл жизни постигаются в борьбе за нее, и свобода личности состоит в том, чтобы поставитьсебя (добровольно!) на службу этой Идее. Как бы ни понималкаждый конкретный человек, в чем состоит справедливость, ясно, что это понятие относится не столько к внутреннему миру личности, сколько к общественным взаимосвязям. Потому личности героического типа – это люди социально ориентированные. Мысль о служении обществу встречается здесь обязательно. Но, в отличие от “конформиста”, “герой” интересуется нетекущими, а перспективными задачами. Он стремится к тому обществу, которое должно быть в соответствии с идеалом справедливости.

Разницу между сущим и должным “герой” ощущает очень остро, потому люди этого типа обладают чрезвычайно развитым чувством долга. А если понимать, что напряженное долженствование – это сущностная черта морали, то понятно, что специфику нравственности данный тип воплощает с наибольшей силой. Это “самый моральный” тип. (Иногда даже гиперморальный, когда человек забывает, что кроме нравственных ценностей есть и другие, вовсе не безнравственные ценности). Человеку долга все остальные кажутся недостаточно совершенными.

Идея “героя” всегда возвышенная и благородная. Но конкретных теорий справедливости много, и горе, если одна окажется примитивной, не учитывающей сложность и многогранностьмира. Тогда “герой” окажется фанатиком от морали и на деле будет разрушать те основания нравственности, которые собирался поддерживать.

Однако личное благородство людей этого типа не вызываетсомнений. Если они заблуждаются, то заблуждаются искренне.

Героический тип личности встречается не только среди социальных реформаторов, иначе таких людей было бы немного. Как говорится, “в жизни всегда есть место подвигу”. Самые простые поступки обычного человека могут осуществляться наоснове сложных мотивов и высоких ценностей.

Итак, героический тип нравственной личности главной ценностью полагает справедливость, занимает активную и социально заинтересованную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные мотивы поведения и их идейное обеспечение, в целом имеет высоко моральную ориентацию. [2]

Источник

Героизм Герой Героический

помимо которой он вообще уже не идет в счёт.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

«Умираю, но не сдаюсь»

Героизм как качество личности – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей (физических, психических, духовных), проявить из любви к кому-то или чему-то экстраординарный поступок.

Героизм – это экстраординарное проявление любви. Без любви героизм невозможен. Человек способен на героизм, если его к этому побуждает любовь к матери, жене, детям, к Родине, к людям и Богу. В этом смысл данного качества личности. Лишь безумец бессмысленно идет на самопожертвование. Только любовь может воодушевить человека превзойти свои физические, психические и духовные возможности и совершить героический поступок.

Герой не тот, кто просто выполняет свой долг, а тот, для кого геройский поступок не является чем-то само собой разумеющимся. Героизм – это сделать то, что тебе не по плечу. Работа службы МЧС, пожарных, оперативников напрямую связана с риском. Их принято считать людьми героических профессий. Но корректно ли трактовать их действия как проявление героизма? Спасать людей в критических ситуациях такое же обыденное занятие для работника МЧС, как для летчика совершать несложную аварийную посадку. Их работа вызывает глубочайшее уважение, но они делают, то, что должно, чему обучены и не «перепрыгивают» через самого себя, не переходят Рубикон собственных возможностей. Например, Штирлиц мастерски выполняет работу разведчика, но истинным героем, вышедшим за рамки своих возможностей, является профессор Плейшнер. Виктор Пелевин в книге «Омон Ра» пишет: «К нам стали приходить люди, чьей профессией был подвиг, — они рассказывали нам о своей жизни без всякого пафоса; их слова были просты, как на кухне, и поэтому сама природа героизма казалась вырастающей из повседневности, из бытовых мелочей, из сероватого и холодного нашего воздуха».

Героизм всегда проявляется в связке с самоотверженностью, самопожертвованием и великодушием. При этом нужно понимать, что зачастую героизм становится следствием чьей-то безответственности, не профессиональности, халатности и раздолбайства. Борис Акунин пишет: «В сущности, героизм — весьма прискорбное явление. Необходимость в героях и подвигах возникает лишь в критической ситуации, а в девяносто девяти случаях из ста таковые происходят вследствие человеческой глупости или недобросовестности. Почти все герои, которыми восхищается человечество — это герои войны, что естественно, поскольку трудно придумать ситуацию более критическую. И если в воюющей армии много героев, можно не сомневаться, что командует ей идиот. Хорошему генералу герои не нужны».

Героизм – это выполнение долга посредством риска для собственной жизни. Александр Суворов в битве с турками получил два ранения, но истекая кровью, не покинул поле сражения. А ведь полководцу было уже далеко за шестьдесят. Переход со своими «чудо – богатырями» через Альпы всегда будет примером массового героизма.

Несомненный интерес имеют представления о героизме английского философа Д. Юма: «Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твёрдо обоснованная гордость и самоуважение…».

За всю историю существования СССР, звания Героя Советского Союза были удостоены 12.745 человек. Дважды Героями стали около 150 человек. Тремя медалями Золотая Звезда награждены три человека: маршал Советского Союза С.М.Буденный, генерал-полковник авиации И.Н.Кожедуб и маршал авиации А.И.Покрышкин. Четырьмя медалями Золотая Звезда награждены два человека: маршал Советского Союза Л.И.Брежнев и маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

6 июня 1945 года Сталину присвоили звание Героя Советского Союза. Сталин заявил, что эту награду присваивают за личное мужество. «Я такого мужества не проявил», – сказал Сталин и не взял награду. Его только рисовали со звездой Героя. Носил Сталин лишь звезду Героя Социалистического Труда.

Владимир Медынский в книге «Война. Мифы СССР 1939 1945» пишет: «Урок Великой Отечественной, который нам следовало бы усвоить получше, — это урок массового героизма. Само выражение «массовый героизм» звучит как-то странно, ведь героизм просто по определению – это то, что должно быть исключительным, уникальным. Но что тут поделаешь, если он действительно был массовым? То, что всегда, во всей мировой военной истории, было исключением из правила, у нас стало правилом, нормой….

Да, летом 41-ого было всякое. Пыльные колонны наших пленных, дороги, забитые беженцами, дезертиры и расстрелы, были паника и ощущение свершившейся катастрофы. Но если бы было только это, как нам часто представляется по сегодняшним фильмам и книгам, то 25 августа немцы действительно маршировали бы по Москве. Значит, происходило и другое. Планировались и осуществлялись контрудары. Перестраивалась стратегия. Подтягивались резервы. А главное, открылось удивительное русское явление – массовый героизм.

Гитлер полагал, что он будет воевать со сталинским режимом? Глупец! Наивный глупец, повторивший ошибку куда более талантливого человека – Наполеона. Воевать ему пришлось не с режимом, а с Народом. Народом, который защищал не государство, а Родину, Отечество. А когда наш народ защищает Отечество, победить его можно, только уничтожив в принципе. Поголовно. В этом, наверное, самая большая наша тайная сила. Такая Россия странная страна. Ей можно нанести ряд поражений, можно даже выиграть у нее военную компанию, а может, — и целую войну. Но только до той поры, пока эту войну ведет государство. Пока она, как сказал бы Ленин, «не перерастает»…только не из империалистической в гражданскую, а из обычной войны – в Отечественную. Вот такую войну у России выиграть нельзя. Никакой ценой».

Героизм проявляет в человеке святость.

В рассказе Глеба Боброва «Чужие Фермопилы» читаем: «Донские степи, душное лето сорок второго. Силы Степного и Воронежского фронтов откатывают к Сталинграду. Сплошное отступление. Бегство. Отец — командир саперного взвода, вместе со своей частью идет в хвосте войск. Минируют отход. Мимо проходят отставшие, самые обессиленные. Того мужичка, как рассказывал, он тогда запомнил.

Сидит у завалинки загнанный дядька, курит. Взгляд — под ноги. Пилотки нет, ремня — тоже. Рядом «Максим». Второго номера — тоже нет. Покурил, встал, подцепил пулемет, покатил дальше. Вещмешок на белой спине, до земли клонит. Отец говорил, что еще тогда подумал, что не дойти солдатику. Старый уже — за сорок. Сломался, говорит, человек. Сразу видно…

Победители шли себе, охреневшие, как на параде — маршевой колонной по пять, или по шесть, как у них там по уставу положено. Дозор протарахтел на мотоциклетке — станица свободна! Типа, «рюсськие пидарасы» драпают. Но не все… Один устал бежать. Решил Мужик постоять до последней за Русь, за Матушку… Лег в палисадничек меж сирени, приложился в рамку прицела на дорогу, повел стволом направо-налево. Хорошо… Теперь — ждать. Да и ждал, наверное, не долго. Идут красавцы. Ну, он и дал — с тридцати-то метров! Налево-направо, по строю. Пулеметная пуля в упор человек пять навылет прошьет и не поперхнется. Потом опять взад-вперед, по тем, кто с колена, да залег озираючись. Потом по земле, по родимой, чтобы не ложились на нее без спросу. Вот так и водил из стороны в сторону, пока все двести семьдесят патрончиков в них не выплюхал.

Не знаю, это какое-то озарение, наверное, но я просто видел тогда, как он умер. Как в кино. Более того, наверняка знал, что тот Мужик тогда чувствовал и ощущал. Он потом, отстрелявшись, не вскочил и не побежал… Он перевернулся на спину и смотрел в небо. И когда убивали его, не заметил. И боли не чувствовал. Он ушел в ослепительную высь над степью… Душа ушла, а тело осталось. И как там фрицы над ним глумились, он и не знает. Мужик свое — отстоял. На посошок… Не знаю, как по канонам, по мне это — Святость…»

Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда только они берут силы сражаться?! На каждую нашу атаку они отвечают контратакой и вынуждают нас отступать за укрепления. Не смейся, Морис, над нашими солдатами. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык — дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Я, милый Морис, иногда перестаю верить майору. Мне начинает казаться, что война никогда не кончится. Вчера перед вечером мы четвертый раз за день ходили в атаку и четвертый раз отступали. Русские матросы (я ведь писал тебе, что они сошли с кораблей и теперь защищают бастионы) погнались за нами. Впереди бежал коренастый малый с черными усиками и серьгой в одном ухе. Он сшиб двух наших — одного штыком, другого прикладом — и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Сгоряча он пробежал еще несколько шагов и свалился на землю у самого нашего вала. Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке. Он еще дышал: „Если до утра не умрет, отправим его в лазарет, — сказал капрал. — А сейчас поздно. Чего с ним возиться?“

Ночью я внезапно проснулся, будто кто-то толкнул меня в бок. В землянке было совсем темно, хоть глаз выколи. Я долго лежал, не ворочаясь, и никак не мог уснуть. Вдруг в углу послышался шорох. Я зажег спичку. И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру. Еще немного, и все мы, вместе с ним, со всей землянкой взлетели бы на воздух.

Источник

Роль героической личности в истории как философско-этическая проблема

Что такое героическая личность. Смотреть фото Что такое героическая личность. Смотреть картинку Что такое героическая личность. Картинка про Что такое героическая личность. Фото Что такое героическая личность

Дата публикации: 11.01.2016 2016-01-11

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Замилова, Р. Р. Роль героической личности в истории как философско-этическая проблема / Р. Р. Замилова, Ш. Г. Ёзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 947-950. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25075/ (дата обращения: 20.12.2021).

Любая историческая эпоха нуждается в героях, способном выражать такие нравственные качества личности как героизм, альтруизм, филантропию, долг, ответственность. Рассмотрение героической тематики состоит в том, чтобы на основе научно-теоретических разработок популяризировать героическое и патриотическое поведение среди молодежи, тем самым, формировать у неё социально-нравственные качества.

Ключевые слова: героическая личность, героическое, героизм, харизма, героический поступок, нравственный идеал, герой, риск, долг, совесть.

Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории отнюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных личностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Говоря об «отдельных личностях», мы имеем в виду не только особо выдающихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом.

Такая позиция принципиально отличается от субъективно-идеалистического, анархистского преувеличения роли личности. А ведь еще в ХVIII в. Огромное большинство мыслителей смотрело на историю именно так. Габриель Мабли, например, уверял, что Минос целиком создал социально-политическую жизнь и нравы критян, а Ликург оказал подобную же услугу Спарте. Если спартанцы «презирали» материальное богатство, то этим они обязаны были именно Ликургу, который «спустился, так сказать, на дно сердца своих граждан и подавил там зародыш любви к богатствам». А если спартанцы покинули впоследствии путь, указанный им мудрым Ликургом, то в этом виноват был Лизандр, уверивший их в том, что «новые времена и новые обстоятельства требуют от них новых правил и новой политики» [1, с. 352].

Героической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Носители харизмы — это герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи особо высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей. Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности далеко неоднозначна. И. Кант, например, отрицал харизму, то есть человеческое величие, с позиций христианской морали. А вот Ф. Ницше считал появление героев необходимым и даже неизбежным. [2, с. 785].

Феномен харизмы уходит своими корнями в глубь истории, в языческие времена. На заре человечества, в первобытных сообществах появлялись люди, которые обладали особым даром; они выделялись на фоне обычного. Носители харизмы обладали способностью оказывать на своих сородичей воздействие внешнего или внутреннего характера, в силу чего становились вождями и предводителями, например на охоте. Их власть в отличие от власти вождей традиционного типа во многом основывалась га вере в их сверхъестественные силы. Видимо, сама логика жизни требовала этого.

Чтобы увлечь массы своими замыслами, харизматический лидер может позволить себе прибегнуть ко всякого рода иррациональным оргиям, ослабляющим или даже вовсе снимающим естественные, нравственные и религиозные устои. Для этого он должен возвысить оргию в ее сублимированном виде до уровня глубокого таинства. [3, с. 140].

На «подмостках» истории сыграно неисчислимое множество великих и малых героических поступков, злодейских сцен, множество кровавых войн. Подсчитано, что за шесть тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тысяч войн, которые унесли многие миллионы человеческих жизней — значительно больше, чем сейчас проживает на земном шаре. В истории возникают мощные государства и гибнут колоссальные империи. Из великих, шедших в авангарде человеческой цивилизации, этносы становились малыми, из богатых нищими. В огне революций сгорала власть одних социальных групп и рождалась власть других. Разбивались и рушились царские и королевские троны, срывались с голов короны, а сами головы нередко слетали с плеч. Уходят в небытие тираны, но, к сожалению, приходят новые.

Что же сейчас имеют в виду, когда говорят о героической личности и его поступках? Что вообще такое героическое? По смыслу — это самоотверженность, непрерывный поиск истины, приверженность справедливости, беззаветная любовь к отчизне, своему народу и своей профессии. Героическое есть атрибут любого социально-исторического процесса, в том числе процесса модернизации страны.

Героическое развивает несколько мыслей относительно великих людей: каким образом они проявляли себя в делах нашего мира, какие внешние формы принимали в процессе исторического развития, какое представление о них составляли себе люди, какие подвиги они совершали.

«Одно, впрочем, утешительно: великие люди, каким бы образом мы о них не толковали, всегда составляют крайне полезное общество. Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира. Это — не просто возожженный светильник, а скорее природное светило, сияющее, как дар неба; источник природной, оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства» [4, с. 8].

Научно-методологическое значение дает возможность рассмотреть героическое в диалектическом единстве индивидуального и общественного, осознаваемого и неосознаваемого, должного и предполагаемого. Сегодня субъектом исторических событий выступают не только одаренные люди, народ или нации, а также каждый человек, кто готов служить своей эпохе, своему народу и человечеству. Не неординарные, исключительные поступки человека делают его субъектом общественно-исторического процесса, а его осознанные действия, выполнение им своего долга, соблюдение им социальных норм и законов общества, государства. Сегодня «и не для одних только «начинателей», не для одних «великих людей открыто широкое поле действия, оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие «великий» есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою задруги своя» [5, с. 334].

Героизм, героическое нельзя достаточно точно полно объяснить через потребность, они — особые поступки. Были люди, совершившиеся один героический поступок и вошедшие в историю, но были люди, совершавшиеся героические поступки множество раз, их жизнь во время войны символизировала героический путь.

Научно-теоретическое обоснование моральных поступков, в том числе и героического, кажется спекулятивным подходом, чтобы обосновать актуальность проблемы. Но героическое это не только действие, направленное на спасение чего-либо или кого-либо. В сфере науки, научно-теоретической деятельности героическое совершается не менее чем в другой сфере социальной жизни. Классическими примерами героического в сфере науки, научно-теоретической деятельности являются подвиги Ибн Араби и Ибн Сины, восстания против мракобесия Галилея и Коперника, самоотверженные и целеустремленные научные поиски Д. Менделеева и И.Павлова.

Героизм в этико-философской литературе рассматривается как самоотверженный поступок, детерминированный социально–историческими процессами, реальными обстоятельствами, потребностью момента и хода жизни, событий. Гениальность и героизм не всегда совпадают. Гений, гениальность употребляются по отношению к учёным, художникам, писателям, поэтам, философам, чьи оригинальные идеи, открытия, книги обогатили человеческое познание, его духовный, нравственный мир. А герой и героическое относится к людям, которые совершили нечто сверхъестественное, сверхчеловеческое и необыденное, вызывающее удивление и восхищение у других; героическое всегда поступок, нравственное поведение, альтруизм, человеколюбие. Гении всегда герои, в их жизни и творчестве всегда есть героическое, но герои не всегда гении, не всегда в их жизни и поведении обнаруживаются великий талант и гениальность.

Важной составляющей частью героического являются нравственные идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество. Благородные цели, служение своему народу или избранной профессии, постоянный, непрерывный поиск истины, подвиг во имя свободы и жизни, во имя мира и справедливости на земле, — вот побудительные мотивы героического.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?

И. С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Во все времена, утверждал Р.Ролан, были люди, отдавшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л. Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни [6, с. 14].

Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди совершали героические поступки, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

В совершении героического, в обосновании моральных ценностей нужно, чтобы идеал в форме сознания призвал субъекта к героизму.Как отмечает А. Г. Спиркин: «Самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание, конструктирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение» [7, с. 148].

Именно героические личности поведут людей, массы, народа к прогрессу, развитию, созданию новых духовно — нравственных отношений, ценностей. Они глубоко верят, что герои — это, прежде всего патриоты, они защищают независимость своего края, способствуют процветанию Родины, помогают национальному самоутверждению, построению справедливого общества. Значит, герои обладают теми социально — нравственными качествами, которые воодушевляют остальных на подвиг, вселяют в них оптимизм, помогают национальному самоутверждению. Как правильно выразился Д. А. Волкогонов, «подвиг, как венец героического акта, всегда выполнял в историческом процессе функцию, если так можно выразиться, оптимистического подъёма в общественном, групповом, индивидуальном сознании. В подвигах находит своё выражение классовое, национальное самоутверждение общностей, подтверждение идеалов в социальной практике. Подвиг — это почин, пример, призыв, будь то производственная деятельность, научная деятельность или ратный труд. Подвиг является мощным средством воодушевления товарищей, однополчан, сослуживцев.

В настоящее время молодежь нуждается в героях нашего времени, которые должны стать нравственным идеалом для подрастающего поколения. Быть нравственным идеалом, и заключается этическая ценность такой категории как героическое. Предназначение исследований героической тематики состоит в том, чтобы на основе научно-теоретических разработок популизировать героическое и патриотическое поведение среди молодежи, тем самым, формируя у неё требуемые социально-нравственные качества. Самоотверженность, созидательная мобилизация всех духовных, нравственных и физических сил для достижения конкретной цели должны освещаться благородными помыслами, высокими идеалами и нравственными ценностями» [8, с. 52].

Героическое и патриотическое тесно взаимосвязаны. Патриот всегда герой, а героический поступок можно совершить в любой сфере, в индивидуальной, групповой и общественной жизни. Узбекский народ имеет многочисленные героические традиции. Подвиг Тумариса, Ширака, Спитамена, Наджмиддина Кубро, Джалалиддина Мангуберды, Амира Темура, Бабура, Мухаммад Али (Дукчи ишана), Зиеуддина Махсума, Сабира Рахимова, сопротивление монголо-татарским, арабским завоевателям, свидетельствуют о героической традиции узбекского народа.

Коренное обновление общества требует от гражданина, мобилизации физических и духовных сил, мужественного преодоления трудностей, смелого внедрения в общественную жизнь демократических и общечеловеческих ценностей. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов справедливо отметил: «Необходимо быть верным сыном Узбекистана, беречь и надёжно защищать свою Родину, не щадить на славном пути своих сил, а если потребуется — пожертвовать своей жизнью» [9, с. 215]. Патриотизм, мужественная гражданская позиция, готовность совершать героическое, служить, интересам Отчизны и народа востребованные социально-нравственные качества, в процессе модернизации страны.

Сопоставляя свои поступки, мысли с жизненной позицией этих людей, подросток в начале формирует привычки подражания и старается быть как образец, кумир, идеал. Подражательный этап быстро проходит, т. к. подросток целеустремленно и не прерывно ищет себя, своё место в жизни. Социальная действительность требует от него активного включения в жизнедеятельность общественные отношения.Моральная ценность этих моментов в том, что молодое поколение видит в них некий нравственный идеал, старается создать из них моральный кодекс для себя. Эти моменты превосходят все остальные моменты: обыденные поступки, личные интересы, эгоизм, тщеславие и другие, которые в идеальном понимании героического не совместимы не только с героическим актом, но и с нравственностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *