Что такое градация с точки зрения ламарка

Общий очерк эволюционной теории Ламарка

Эволюционная теория Ламарка полностью изложена им в его «Философии зоологии» (1809). Однако в самом начале XIX века, в работах: «Система беспозвоночных животных» (1801) и «Исследования об организации живых тел» (1802) эволюционные воззрения Ламарка выражаются уже в совершенно ясных формах.

Так, в последней работе он писал: «Насколько же необходимо для прогресса и достоинства естественных наук направлять наши изыскания не только на определение видов по мере того, как этому благоприятствует случай, но и на познание происхождения, взаимоотношений и способов существования всех окружающих нас производных природы».

Следовательно, задачи подлинной биологической науки не могут быть ограничены только описательной работой.

Высшей целью биологии Ламарк считал изучение истории организмов. В тех же «Исследованиях об организации живых тел» говорится, что, поднимаясь по лестнице живых существ, «от наиболее просто организованного и наименее одаренного способностями животного к животному, наиболее богатому и организацией, и способностями, можно сообразоваться с тем путем, которым шла природа при образовании всех своих живых творений».

В этом отрывке совершенно ясно выражена идея развития органических форм от низших к высшим.

В «Философии зоологии» (1809) Ламарк изложил свою теорию в законченных формах. В основе его эволюционной концепции лежит следующее великолепное общее положение: «Пространственные и временные величины всегда относительны, и стоит человеку глубже проникнуться этой истиной, — он будет более осмотрителен в своих суждениях о постоянстве вещей в природе».

Этому закону, по Ламарку, подчиняются и биологические виды. С точки зрения Ламарка, они изменяются и образуют временные, непостоянные величины. Как указывает Ламарк, вид сложился «незаметно и последовательно, имеет исключительно относительное постоянство и не может быть так стар, как природа».

Явление изменяемости видов Ламарк доказывает, апеллируя к практике ученых зоологов и ботаников, а равно опираясь на собственные ботанические и зоологические исследования. Данные этих исследований показали ему, что существует ряд естественных групп, в пределах которых соседние виды трудно отличимы друг от друга.

Ламарк указывал, например, на трудности разграничения отдельных видов дневных и ночных бабочек, молей, мух, наездников, долгоносиков, усачей, навозников, бронзовок и других животных форм, а также видов лишаев, фикусов, осок, перца, молочаев, вересков, ястребинок, паслена, гераней, мимоз и других растительных форм.

Трудности в определении отдельных видов, принадлежащих к этим и другим животным и растительным группам, по мнению Ламарка, проистекают из того, что между этими видами имеются постепенные переходы, «лишающие нас средств наметить между ними ясные линии раздела». Наличие же этих переходов доказывает, что виды находятся в состоянии движения, т. е. постепенно изменяются, превращаясь в другие виды. Установив тезис об изменяемости видов, Ламарк в дальнейшем развивает свои взгляды на основные закономерности их эволюции.

Эти закономерности таковы.

а) Все живые формы — растения и животные — являются подлинными произведениями природы, т. е. не существовали извечно, а возникли в определенное время. Первые организмы, по Ламарку, произошли (и происходят ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Возникшие самозарождением живые тела неспособны, однако, к жизнепроявлениям. Живая материя и материя вообще, согласно воззрениям Ламарка, есть начало косное. Энергия жизнедеятельности или «оргазм», по терминологии Ламарка, проявляется в ней под влиянием проникающих «внутрь» живой материи вечно подвижных «флюидов», или «незримых жидкостей», находящихся во внешней среде.

Флюиды придают образовавшейся живой материи качество организмов, реагирующих на влияние факторов среды, способных к обмену веществ, к жизнепроявлениям, к развитию и превращениям.

Природа начала и всегда вновь начинает с образования простейших живых тел. Она не могла и не может идти от сложного к простому. Ее ход противоположен, — от простого к сложному.

Ввиду сказанного, классификация растительных и животных форм не может быть произвольной. Она должна отображать действительный порядок природы, т. е. изображать процесс развития от низших форм к высшим.

Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, т. е. представляет собою лестницу существ. Ступенеобразное повышение организации Ламарк называет градацией. Представлению о градации Ламарк противополагает понятие деградации, получающейся, если условно расположить классы от высших к низшим, что, однако, не соответствует порядку природы.

Процесс градации требует больших промежутков времени. Как говорит Ламарк, «создав с затратой огромного времени всех животных и все растения, природа образовала в том и другом царстве настоящую лестницу, в смысле все возрастающей сложности организации живых тел».

По мнению Ламарка, градационный процесс, или развитие жизни от низших форм к высшим, составляет наиболее характерную особенность эволюционного процесса, его ведущую черту.

б) Однако, как указывает Ламарк, этот процесс ступенчатого повышения организации может быть прослежен лишь от класса к классу. Каждый класе есть новый шаг развития, новая организация, более высокая, чем предшествующего класса.

Напротив, внутри классов этой правильной градации нет. Ламарк классифицирует свой градационный ряд животных форм следующим образом:

I ступень: 1. Класс Инфузории. 2. Класс Полипы.

II ступень: 3. Класс Лучистые. 4. Класс Черви.

III ступень: 5. Класс Насекомые. 6. Класс Паукообразные.

IV ступень: 7. Класс Ракообразные. 8. Класс Кольчецы. 9. Класс Усоногие. 10. Класс Моллюски.

V ступень: 11. Класс Рыбы. 12. Класс Рептилии.

VI ступень: 13. Класс Птицы. 14. Класс Млекопитающие.

По Ламарку, «Ступени лестницы уловимы исключительно в главных группах общего ряда, а не в видах, ни даже в родах». Внутри классов ряд видов разветвляется и возникает картина неправильной градации. Это явление связано с тем, что внутри классов идет процесс приспособительной дифференцировки видов в зависимости от различных условий существования.

Сказанное нужно понимать таким образом, что каждый вид (каждая особь вида) имеет ряд признаков, из которых одни, более общие, свойственны всем видам данного класса и отображают градационный процесс, т. е. процесс повышения организации (по сравнению с видами предшествующего класса), а другие признаки, более частные, соответствуют приспособлениям каждого отдельного вида к свойственным ему условиям существования. Эти частные приспособительные признаки и составляют причину нарушения правильной градации.

Прежде всего возникает вопрос о причинах градации, т. е. о факторах, определяющих главное направление эволюции — ступенчатое повышение организации живых форм.

В решении этого вопроса Ламарк всецело становится на почву типичных для многих философов и ученых XVIII века деистических представлений. По мнению Ламарка, градация живых тел выражает собою порядок природы, «насажденный верховным творцом всего сущего».

Итак, по Ламарку, воля творца создала порядок, в силу которого развитие жизни необходимо совершается от низших форм к высшим, т. е. имеет характер градации. Тенденция к осуществлению этого общего порядка естественно имеется в каждом отдельном организме, в качестве врожденной особенности его, как бы стремления к повышению организации. Следовательно, творец только наметил общий порядок природы, самый принцип градации, тогда как природа его осуществляет в организации определенных групп организмов, а именно — конкретных классов.

Если таковы причины градации, то чем же объясняется процесс приспособительной дифференцировки видов, т. е. процесс неправильной градации внутри классов?

Ламарк указывает, что неправильность градации внутри классов есть следствие влияния различных внешних условий, которые вынуждают виды изменяться в уклоняющихся направлениях, в стороны от идеального порядка природы, приспособительно, т. е. в соответствии с условиями среды. Этот общий ответ в деталях, однако, различен и определяется организацией живых существ, в частности — тем, идет ли вопрос о высших животных или животных низшей организации, или, наконец, о растениях. В зависимости от этих условий, и понимание процессов приспособительной изменяемости форм различно.

Высшие животные, по Ламарку, суть живые организованные тела, способные к внутреннему чувству и к проявлению свободной или зависимой воли, возникающей под давлением обстоятельств, вынуждающих к определенным действиям.

Низшие животные не способны к проявлению ни свободной, ни зависимой воли, обладая, однако, способностью к раздражимости.

Наконец, растения, в рассматриваемой связи, могут быть охарактеризованы лишь отрицательными признаками: они не одарены раздражимостью, не переваривают пищи, не движутся ни по воле, ни вследствие раздражимости.

В соответствии с описанными различиями, приспособительная изменяемость высших животных рисуется Ламарку в следующем виде.

а) Жизненная обстановка (условия среды) обладает только кажущимся постоянством. В действительности, по прошествии больших промежутков времени, она изменяется.

б) Всякая сколько-нибудь значительная перемена во внешних условиях приводит к изменению потребностей животных (особей).

в) Если эти новые потребности, возникшие в новых условиях, продолжают существовать (как и условия, их породившие) достаточно долгий промежуток времени, то они постепенно превращаются в новые привычки. Ламарк напоминает при этом известную пословицу: привычка — вторая натура.

г) В обстановке новых условий и в соответствии с новыми потребностями и привычками, упражняются органы, при помощи которых удовлетворяются новые потребности и привычки.

д) Если эти упражнения органа происходили в период, когда животное еще не достигло своего развитая, то «более частое и не ослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности, и, наконец, вызывает его исчезновение» (1-й закон Ламарка — закон изменяемости органов).

Ламарк полагал также, что новые потребности и привычки могут вызвать образование нового органа, необходимого для удовлетворения их.

е) Выработавшиеся изменения в дальнейшем закрепляются в ряде поколений по наследству.

«Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием обстоятельств, в которых с давних пор пребывала их порода, …все это она сохраняет путем размножения в новых особях, происходящих от прежних» (2-й закон Ламарка — закон наследственного закрепления приобретенных изменений).

Итак, приспособительная эволюция высших животных форм может быть представлена следующей схемой:

Таким образом, высшее животное приобретает приспособленную организацию благодаря врожденной способности изменяться так, как это нужно в данных условиях, обладая некоей изначальной целесообразностью.

Ламарк распространял эту идею и на процесс образования новых органов. Так, в «Философии зоологии» говорится, что «во время приступов гнева, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство своим напряжением направляет сильнее жидкости» ко лбу, где и происходит образование рогов.

По указанной схеме исчезает то, что не нужно, например, крылья у тех насекомых, которым они не нужны, глаза у пещерного протея и слепышей и т. п. и всегда развивается только то, что нужно.

У низших форм (низших животных) и у растений объяснить возникновение частных приспособлений указанным путем нельзя, так как, по Ламарку, низшие животные неспособны к волепроявлениям, а растения — даже к раздражимости. Поэтому Ламарк защищал мысль, что приспособления у этих организмов возникают под непосредственным влиянием физико-химических факторов внешней среды. Так, растения изменяются под влиянием условий почвенного питания, температуры, света, количества влаги и т. п.

Классический пример Ламарка — изменение формы листовой пластинки у болотного лютика. Ламарк рассматривал этот пример, как доказательство пластичности организации растительных форм. При этом и по отношению к растениям (как и по отношению к животным) решающее значение, по мнению Ламарка, имеет фактор времени: длительное воздействие закрепляет новое изменение в сериях поколений, и оно становится наследственным.

Что такое градация с точки зрения ламарка. Смотреть фото Что такое градация с точки зрения ламарка. Смотреть картинку Что такое градация с точки зрения ламарка. Картинка про Что такое градация с точки зрения ламарка. Фото Что такое градация с точки зрения ламарка

Погруженные листья отличаются по форме от надводных (Из Поплавской)

Таково, в главных чертах, предлагаемое Ламарком причинное объяснение приспособительного процесса, идущего внутри классов.

Итак, органическая эволюция рисуется Ламарку в следующих чертах. Низшие организмы возникли из тел мертвой природы путем самозарождения. В дальнейшем они совершенствовались путем постепенных и плавных изменений, причем в ходе превращения видов наметились два основных направления развития. Главное направление эволюции — градационный процесс — обеспечивается врожденным стремлением органических форм к повышению организации. Этот градационный процесс автономен, т. е. независим от внешних факторов и совершается в природе в силу установленного творцом порядка природы.

Однако градационный процесс сопровождается другим, более частным процессом, а именно, процессом приспособления форм к условиям существования, к жизненной обстановке. Этот частный приспособительный процесс происходит под косвенным (у высших животных — через изменение потребностей и привычек) или прямым (например, у растений) влиянием факторов среды.

Приспособительный процесс разнообразит частные — видовые и родовые— признаки живых существ, но он не меняет их главной сущности — врожденного стремления к повышению организации и, следовательно, не отражается на главной линии эволюции, т. е. на градационном процессе.

Таковы в общих чертах основные особенности теории Ламарка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Вспомните!

Что такое эволюция?

Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

В конце XVIII в. большинство учёных было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьёзные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789–1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводили к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Учёный считал, что наиболее общие категории явлений, такие как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio – постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Таким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые организмы произошли из неорганической природы путём самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных учёный разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней – градаций (рис. 4). Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий – млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.

Что такое градация с точки зрения ламарка. Смотреть фото Что такое градация с точки зрения ламарка. Смотреть картинку Что такое градация с точки зрения ламарка. Картинка про Что такое градация с точки зрения ламарка. Фото Что такое градация с точки зрения ламарка

Рис. 4. Градации Ламарка

Учение об изменчивости. Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведёт к его усиленному развитию, а неупотребление – к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведёт к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьёв из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретённых признаков: под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются. По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в. материальной основы наследственности – ДНК – окончательно опровергло возможность наследования благоприобретённых признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретённые в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих учёных, одним из которых был Жорж Кювье – основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнёс свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой учёный не смог удержаться от слёз.

Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца.

В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображён Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас».

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские учёные достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а ещё позднее – млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для повторения и задания

1. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма?

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Подумайте! Выполните!

1. Как вы считаете, почему главный труд К. Линнея назывался «Система природы», а Ж. Б. Ламарка – «Философия зоологии»?

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

3. Оцените значимость работ Ж. Кювье для дальнейшего развития науки.

4. Сравните градации Ламарка (см. рис. 4) и «лестницу существ» Аристотеля (см. рис. 2). В чём их сходство и отличия?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

От Ламарка к Дарвину

От Ламарка к Дарвину Отдельные эволюционные идеи высказывались учеными и философами еще в античные времена[90], и в новое время традиция продолжилась. Дарвин был далеко не первым, кто выступил против догмата о неизменности раз и навсегда сотворенных видов. Считается, что

ГЛАВА 12. Гонка вооружений и «Эволюционная теодицея»

ГЛАВА 12. Гонка вооружений и «Эволюционная теодицея» Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

2.5. Эволюционная биология и систематика

2.5. Эволюционная биология и систематика Теоретические положения эволюционной биологии имеют основополагающее значение для принципов систематики. Вне систематики нет биологии. Без учета систематики не может рассматриваться ни одна биологическая проблема, в том числе и

11.5. Эволюционная психология

11.5. Эволюционная психология Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и

ГЛАВА 12 ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОДИЦЕЯ»

ГЛАВА 12 ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И «ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОДИЦЕЯ» Глаза и нервы, семявыносящие протоки, носовые пазухи и спины неудачно разработаны с точки зрения индивидуального благополучия, но недостатки прекрасно понятны в свете эволюции. То же самое относится к большей

Избыточность и эволюционная пластичность

Избыточность и эволюционная пластичность Как мы уже отмечали в главе 4, отбор на стабильность, т. е. фактически на постоянство и неизменность, парадоксальным образом повышает эволюционную пластичность (приспособляемость) организмов, т. е. склонность к изменениям.

Эволюционная эстетика

Эволюционная эстетика Если эволюционная этика (область эволюционной психологии, занимающаяся происхождением морали и нравственности)[71] уже стала признанным научным направлением (28800 результатов поиска в Google по фразе evolutionary ethics), то об эволюционной эстетике широкой

Глава 2 Палеобиология и эволюционная теория. Время и изменение

Часть I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА

Часть I. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ГЕНЕТИКА ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА Любовь к самому себе — это единственный роман, длящийся всю жизнь.О.

ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ

ТЕОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Термины эволюционируют помимо и вопреки нашей воле. Поэтому даже самое лучшее определение не может считаться окончательным. В прошлом теории (с оттенком пренебрежения) противопоставляли точному знанию, почерпнутому из Библии или, на

Глава 16: Эволюционная этика

Глава 16: Эволюционная этика Другой вопрос — что желательно преподавать, — все согласны с общей утилитарностью. Старые и бесполезные заметки (недатировано) Значит, наше происхождение — источник наших злых страстей!! Дьявол в обличье бабуина — вот наш прадед. Записная

Развитие эмоций: эволюционная перспектива

4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина

4. Эволюционная теория Чарлза Дарвина Вспомните!Какие виды изменчивости вам известны?Что такое искусственный отбор?Основной труд Ч. Дарвина, в котором была изложена теория эволюции, называется «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение

Ошибка Дарвина — возвращение Ламарка?

Ошибка Дарвина — возвращение Ламарка? Тезис о транспоколенческой — то есть преодолевающей границы поколений — эпигенетике поражает самую сердцевину биологии. Поскольку пробуждает подозрение, что идеи Жана Батиста Ламарка, единственного противника великого Чарльза

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *