Что такое группы преданий
Основные типы преданий. Идейно-художественное своеобразие исторического предания.
1. Предание – это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на достоверность, объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, название отдельных местностей. Сам народ отметил достоверность как самое характерное свойство преданий, он называет их «бывальщинами», «былями» и еще «досюльщиной», то есть рассказом о давних временах, событиях, случившихся в «досюльные времена» до нынешнего времени.
2. Преданиям свойственна интенсивность идейно-эмоционального воздействия. Они кратки, у них форма строгого эпического повествования. Достоверность сообщения не подвержена сомнению, каким бы невероятным оно ни было само по себе. Формула «стары люди говорят» обычная ссылка тех, кто сообщает предание.
3. Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется их близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие — к легендам. Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории.
Среди разных преданий выделяются 2 большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях истории и лицах, и топонимические предания об обосновании разных городов, о происхождении их названий, названий урочищ, гор и др.
Топонимические предания объясняют происхождения названий, и даже самое появление гор, урочищ, и других приметных мест на земле.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ – повествовател. жанр народнопоэтич. творчества (фольклора), тексты к-рого содержат сведения о реал. лицах и событиях прошлого. Источник возникновения – рассказы очевидцев, к-рые при передаче другим постепенно удаляются от фактич. первоосновы, подвергаясь переработке по законам жанра и придерживаясь устной повествовател. традиции народа. Вымысел при этом чаще всего бывает неосознанным; рассказывающий ориентируется на правдивость событий и действительность героев, этим И.п. близки к мифам и бывальщинам.
Историзм преданий состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания выполняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны. Историзм преданий состоит и в том, что со временем происходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц.
Специфично в предании и отражение действительности: внимание к деталям, частностям, подробностям прошлого.
4. В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.
ü Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен.
ü Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.
ü Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе. В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о «благородном разбойнике».
ü Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ «благородного разбойника» (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях.
Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства. Предания обладают и эстетической функцией, что проявляется в необычности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств.
Вопрос 25. Идейно-художественное своеобразие жанра легенды.
Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»).
Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность.
В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)
Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)
2. В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.
3. Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.
4. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.
Главным свойством их как жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад. Легенда как жанр достаточно ясно выделяется среди видов устной прозы.
Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, хотя и соединяет его с житейскими понятиями и представлениями. Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной – от определяющего до весьма поверхностного, но свободных от христианской веры легенд не существует. По этой причине уже первые ученые предложили классификацию легендарных сюжетов и мотивов, приняв за основание их близость к темам и содержанию письменных произведений.
5. Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан):
· этиологические – дают знания об окружающем мире;
· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве легенды могли принимать форму сказок (легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.
· социально—утопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX вв.
6. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Эти свойства дали В.И.Чичерову основание именовать легенды «сказками-легендами». Эту черту у легенд замечали ранее. А.Н. Афанасьев писал об усвоении ими «атрибутов чисто сказочного эпоса». Нередкий отказ от библейской фантастики говорит о земной, бытовой основе легенд.
7. Легенда всегда выражала идеи, которые и при религиозном характере их сюжетов и стиля несла на своем знамени оппозиционная мысль.
8. Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.
Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.
9. Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.
10. Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.
Вопрос 26. Социально-утопические легенды: проблематика, система образов, устойчивые типы сюжета и композиции, специфика бытования жанра.
Легенда (от лат. legenda – «то, что следует прочесть) – первоначально житие святого, написанное для чтения в день его памяти. Термин возник в католической письменности. В XIII – XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники легенд на латинском языке («Золотая легенда»). Позже легенда – религиозно-дидактическое повествование, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа. В современном обиходном значении легендой часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтическим вымыслом и одновременно претендующие на достоверность. В фольклоре легенда – вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого фантастический образ или представление, воспринимающееся рассказчиком и слушателем как достоверные. В основе легенды всегда лежит «чудо», и повествует она как о прошлом, так и о настоящем, будущем. (А.Н. Афанасьев, К.В. Чистов)
Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан)
В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга.
Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная.
Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.
Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан):
· этиологические – дают знания об окружающем мире;
· религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве легенды могли принимать форму сказок (легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д.
· социально—утопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX вв.
В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с реальными, причём вымысел имел особый характер: он не обобщал и не объяснял действительность, а дополнял её. Это признак проявляется в следующем: рассказывалось о событиях, которые происходили в прошлом, продолжали развиваться или существовать в настоящем и должны произойти в будущем. ==> Сюжеты социально-утопических легенд развивались в трёх хронологических измерениях. Они не только предсказывали будущее, но и призывали к действию. Они обладали особой, активной связью с действительностью, выполняли социальную функцию.
Сюжеты легенд то ярко вспыхивали в народном сознании, то затухали. К.В. Чистов связал такую особенность с одним из важнейших условий бытования социально-утопических легенд – верой народа в достоверность, которая «предопределила своеобразную их судьбу: социально-утопические легенды с падением этой веры перестали бытовать, не сохранялись в поздней устной традиции, либо трансформировались в исторические предания…».
К.В. Чистов выделил 3 тематические группы социально-утопических легенд:
2. о «далёких землях»;
3. о «возвращающемся избавителе».
В легендах о «золотом веке» рассказывается о сказочном райском времени, когда всё было хорошо, все благоденствовали. Устные легенды подобного содержания могли связываться с воспоминаниями о вольном древнем Новгороде. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича («Дюк Степанович», «О граде Китеже»).
Легенды о «далёких землях» (о реке Дарье, о городе Игната, об Ореховой земле). Одной из самых распространённых была легенда о Беловодье. Она имела общерусский характер, но особенно популярна была среди старообрядцев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них особой секты – бегунов. Считалось, что в Беловодье нет никакой светской власти, государственной организации, суда. Там есть только «духовные власти», которые представали в идеализированных и демократических формах.
Легенды о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях». На протяжений нескольких веков они выступали «содержательной формой идеологии народных движений». В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: природный царь намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян à боярское окружение добивается отстранения избавителя à происходит чудесное спасение избавителя àкакое-то время он вынужден скрываться или анонимно странствовать по Руси à народ получает вести или же благодаря случайным встречам узнаёт его самого à правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное – но безуспешно à возвращение избавителя и узнавание его народом à избавитель воцаряется в столице, осуществляет задуманные социальные преобразования; он жалует своих сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.
Легенда демонстрирует очень высокую степень царистских иллюзий. Социальное сознание крестьян было монархическим. Исторический оптимизм народа соединяется с образом истинного царя, который выступает своеобразной, утопической, «надклассовой» силой, способной противостоять царям реальным. При этом конфликт избавителя с правящим царём мог иметь под собой действительное жизненное обоснование (Екатерина II и Петр III; Екатерина IIи Павел), а мог быть вымышленным либо проблематичным (царевич Дмитрий и Борис Годунов). Легендой пользовались многие самозваные престолонаследники.
Постепенно легенды о подмене царя и правящем царе-антихристе превращаются в своеобразный род предсказаний апокалиптического толка. Некоторые варианты народных легенд объявляли неистинной всю царскую династию. Несомненно то, что эти легенды подрывали монархические иллюзии крестьянства, заставляли их в какой-то мере пересматривать свои взгляды на государственное и административное устройство страны.
Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых.
Легенда – жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной.
Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные.
Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания.
Специфика бытования жанра. Распространение социально-утопических легенд связано со старообрядцами. Именно старообрядцы координировали социальный протест всего остального крестьянства. à Распространение социально-утопических легенд происходит в крестьянской среде. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств. Источниками также являются официальные документы, расспросные речи, протоколы допросов, доносы и газеты, воспоминания современников, «манифесты» и «указы» руководителей народного движения.
План:
1. определения легенды (А.Н Афанасьев, К. В. Чистов; Б.Н Кирдан);
2. мнение В.Я. Проппа на легенду;
4. разновидности легенд (Б.Н. Кирдан);
5. социально-утопические легенды;
6. особенность сюжетостроения социально-утопических легенд;
7. разновидности социально-утопических легенд (по К.В. Чистову):
· о «возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях; схема сюжета данного вида социально-утопической легенды;
8. сознание народа в социально-утопической легенде;
Предание и легенда – что это и отличия
Предание и легенда — термины, с помощью которых обозначают формы словесного эпоса. Несмотря на то, что они являются известными и часто употребляются в разговорной и письменной речи, не все люди смогут объяснить, в чем состоят главные отличия между ними. Определение для каждого термина поможет найти ключевые особенности, а также понять, что же собой представляют эти эпические формы словесного искусства.
Определение понятий
Устное творчество можно разделить на несколько категорий. Входят в это понятие и рассматриваемые термины. Возникли они еще до появления привычной нам письменности, когда люди желании сохранить сведения о героях или увековечить в памяти некое событие или природное явление, казавшееся им тогда чем-то сверхъестественным. В текстах появлялись не только факты из реальных событий, но и вымысел, способный сделать картину еще более интересной и захватывающей. Поэтические дополнения и отступления, символизм в повествовании – все это привносило в содержание необычный и таинственный оттенок.
Предание – разновидность эпического жанра. Это своеобразная форма повествования о событиях истории, далекого прошлого или рассказ, из которого можно узнать, как появилась та или иная традиция или родовой обычай.
Легенда – фольклорный жанр. Эпическое направление в повествовании. Из содержания можно узнать исторические факты или вымышленные события, которые поданы в форме сказания о временах далекого прошлого. Содержание представлено в стихотворной форме.
Сравнение
Если проводить подробное сравнение по основным параметрам, то станет ясно, что в тексте придания фактическая и историческая основа сохранена в максимальном количестве. Представленные события передаются подробно, излагаются четко и ясно. Подобная особенность позволяет создать у слушателя ощущение, что описанные события были на самом деле. Текст позволяет полностью погрузиться в происходящее. Справедливо это и для преданий, созданных на библейской или ветхозаветной основе, и тех, которые возникли как семейные или родовые истории нравоучительного или просто познавательного содержания. Если предания связаны с историческими событиями или судьбами известных, выдающихся личностей, то кроме достоверности в текстах могли присутствовать элементы таинственного: знамения, предсказания, неожиданные события или роковые предопределенности. Эти моменты усиливали причинно-следственную связь в повествовании и делали его еще более захватывающим. Важно учитывать, что за время, которое существует предание, оно было много раз дополнено и приукрашено. Связано это с тем, что люди не могут пересказать историю в полном соответствии с оригиналом. Именно так в текстах появлялись поэтические образы.
Если вымысел преобладал над историческими фактами, так возникала легенда. В ее содержании было больше сказочного и непознанного, чем в преданиях. Героями легенд могли стать не только известные личности, реально существовавшие люди, но и божества, мистические силы. Именно поэтому нередко изложенные в текстах события приобретали обобщенный или же символический смысл.
В легенде прослеживается стремление людей к тому, чтобы объяснить непонятное, найти причину возникновения природных явлений, катаклизмов. Также они хотели выделить в герое черты и свойства, которые бы подчеркивали его лидерство и могущество.
Нужно учитывать, что точного времени действия в легенде нет – сюжет не указывает на определенный промежуток в истории. Связано это с тем, событие произошло очень давно. Восприниматься рассказ может только как неоспоримый факт, его следует принять на веру и не искать подтверждение реальности описанного. Предание же обычно привязано к определенному временному или историческому промежутку.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать вывод о том, что предание является устным пересказом событий, которые имели место в реальной истории. По своей сути предание является притчей с нравоучительной нагрузкой. Легенда же представляет собой текст, художественный вымысел, созданный на основе реальных событий, которые происходили в далеком прошлом. В предании сохраняется относительная достоверность изложенных фактов. В легенде преобладает сказочность и вымысел.
Предание может быть тесно связано с историей определенной местности, рода или семьи. В легенде описываются события из жизни вымышленного героя или даже сказочного, волшебного существа. В преданиях отсутствуют широкие обобщения, не применяется символизм для объяснения событий происходящего. Для легенды же свойственным является образность, метафоры, сравнения и преувеличения. Нравоучительный вывод отсутствует. Для предания же он, наоборот, является характерным и неотъемлемым элементом.
Что такое группы преданий
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.
Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Само слово «предание» означает «передавать, сохранять». Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.
Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете.
Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.
Отличие от других жанров
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой. От других жанров фольклорной несказочной прозы — легенд и быличек — отличаются рядом признаков: содержание преданий — исторические события и деяния исторических персонажей, действующие лица — исторические или «квазиисторические» личности (цари, правители, разбойники), мифо-эпические персонажи (великаны, мифологизированные аборигены края, первопоселенцы, воинственные противники). Для преданий характерно повествование от третьего лица (действие отнесено к прошлому, рассказчик не является очевидцем событий). Коллективная память фиксирует исторические факты не только в рамках местных топонимических легенд, но связывает сведения о конкретных событиях с представлениями о миротворении, вводит то и другое в единый историко-мифологический нарратив, охватывающий события от библейской древности до современности. В рассказах об исторических лицах и событиях действуют те же механизмы мифологизации, что и в фольклорных легендах, так или иначе связанных с каноническими и апокрифическими текстами.
Создание преданий
Известны два основных пути создания преданий: 1) обобщение воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.
Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта — национальный либо социальный. Соответственно персонажи — это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.
В преданиях выработались особые приемы изображения исторического прошлого. Проявляется внимание к частностям большого события. Общее, типическое изображается посредством частного, конкретного. Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми «следами» героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь)
Способы изображения героев
Портрет (наружность) героя изображался редко. Если портрет появлялся, то был лаконичен (например: разбойники — силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах). Портретная деталь (например, костюм) могла быть связана с развитием сюжета: неузнанный царь ходит переодетым в простое платье; разбойник является на пир в генеральском мундире.
Разновидности преданий
Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.
По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам (см. в Хрестоматии сюжет о Петре I и кузнеце — известного сказочника Ф. П. Господарева).
Основные циклы преданий
В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы: древнейшие предания, предания о «справедливом царе», предания о предводителях народных движений, предания о разбойниках и кладах.
Древнейшие предания
Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс «низведением богов с неба на землю»). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен: Чех, Лех, Рус, Радим, Вятка. В преданиях о первых русских князьях фиксируется их близость к народу (перевозчики Кий, Ольга; сын князя и рабыни Владимир I). Рассказывается о важных событиях их жизни, о смерти князей (смерть Олега от любимого коня; убийство древлянами Игоря и месть его жены Ольги). Сообщается о построении и укреплении первых русских городов (Киева, Переяславля и других); об обороне этих городов и военных хитростях осажденных жителей (например, предание «О Белгородском киселе» — см. в Хрестоматии).
Большое количество преданий посвящено борьбе Древней Руси с внешними врагами, а также междуусобным войнам. Прославляются подвиги отдельных людей, не покорившихся врагам — мужчин, женщин и даже детей. Это подвиг киевского отрока, жившего в X в., который пробрался через лагерь печенегов к русскому войску за подмогой; поединок молодого силача Кожемяки с громадным печенежином; подвиг рязанцев в XIII в.: Евпатия Коловрата и княгини Евпраксии — и другие.
Предания о справедливом царе
Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.
Предания об Иване Грозном отразили борьбу царя с феодальной верхушкой, боярами. Ряд преданий связан с Казанским походом (в их числе и фантастический сюжет о наказании Волги). Иван Грозный становится кумом приютившего его крестьянина, и даже известно предание об избрании Ивана Грозного в цари из мужиков (см. в Хрестоматии). Особую группу составляют предания новгородцев о разгроме Новгорода в 1571 г. В них выражено резко отрицательное отношение к царю и опричнине (о Марфе Посаднице; о потоплении новгородцев в Волхове; о чуде, заставившем Ивана Грозного раскаяться: убитый митрополит Корнилий взял в руки свою отрубленную голову и шел за царем по пятам; о происхождении валдайских колокольчиков из разбитого вечевого колокола; о юродивом Миколке, обличавшем царя при его въезде во Псков: «Ивашка, Ивашка, ешь хлеб-соль, а не человечью кровь!»).
Предания о Петре I сформировались позднее, поэтому образ царя в них более конкретен. Группа сюжетов сохраняет память об исторических фактах: русско-шведской войне, строительстве Ладожского канала (канавы), строительстве корабельных верфей. Самая многочисленная группа преданий — о взаимоотношениях Петра I с представителями разных социальных групп и профессий. Царь ест у бедной крестьянки мурзовку (хлеб в квасу); ценит полезные советы солдата; крестит солдатских детей; заставляет бояр работать в кузнице; псковским монахам велит строить оборонительные укрепления — и проч. Известны предания на тему «Петр I—мастер». Царь учился за границей лить пушки, строить корабли; инкогнито работал на заводах и верфях. Он перенимал ремесло и у русских мастеровых. Вместе с тем Петр I так и не смог сплести лаптя.
С образами Ивана Грозного и Петра I связаны многие топонимические предания; к этим персонажам прикреплены сказочные сюжеты («Гуси с Руси», «Беспечальный монастырь», «Горшеня», «Грозный и вор», «Петр I и солдат»).
Предания о предводителях народных движений
Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе.
В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в конце XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические черты былинных богатырей и окрашен народными представлениями о «благородном разбойнике». Основная группа сюжетов о Ермаке связана с его Сибирским походом (кто был Ермак; цель похода; с кем шел Ермак; победа Ермака; гибель Ермака).
Предания о разбойниках и кладах
Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типологический образ «благородного разбойника» (герой грабит богатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях (Чуркин, Рощин, Сорока). При этом использовались общие сюжеты, воссоздающие типическую био-» график» разбойника. В ней обязательно разъяснялось, что именно побудило героя сделаться разбойником; изображалась чисто русская картина речных разбоев, разбойная удаль и ловкость. Трагический конец судьбы разбойника обязателен.
Широко распространены предания о разбойнике Кудеяре, которые отразили генетическую связь сюжетов о кладах с мифологией. Древний пласт образа Кудеяра восходит к таинственному и могущественному существу, хозяину земных недр и скрытых в них ценностей. Само слово «Кудеяр» означает буйного мятежника, волшебника, близкого к темным силам («куд» — злой дух, «яр» — пылкость, буйство). Отсюда и появился поздний смысл образа — «разбойник».