Что такое гтг в искусстве

Государственная Третьяковская галерея

Полезное

Смотреть что такое «Государственная Третьяковская галерея» в других словарях:

Государственная Третьяковская Галерея — Дата основания 1856 Местонахождение Лаврушинский переулок, 10, 117393, Москва, Россия Директор Валентин Родионов Проезд метро Третьяковская Телефон +7 (499) 230 7788 Билет 150 рублей … Википедия

Государственная Третьяковская галерея — Координаты: 55°44′28.79″ с. ш. 37°37′13.31″ в. д. / 55.741331° с. ш. 37.620364° в.&#160 … Википедия

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — (, 10), крупнейший в мире русского изобразительного искусства. Основан в 1856 как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась Московская городская художественная галерея П. и… … Москва (энциклопедия)

Третьяковская галерея — в Москве, крупнейший музей русского и советского искусства. Галерея названа по имени П. М. Третьякова, собиравшего (с 1856) произведения русских художников демократического направления (главным образом передвижников), что и определило… … Художественная энциклопедия

Третьяковская галерея — Третьяковская галерея. Москва. Третьяковская галерея см … Москва (энциклопедия)

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ — в Москве, крупнейший (наряду с Русским музеем) музей русского искусства. Основана в 1856 П.М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С.М. Третьякова в дар Москве. Богатейшие собрания древнерусской иконописи и… … Современная энциклопедия

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ Москве — ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве один из ведущих научно художественных и культурно просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с… … Большой Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ — В Москве, крупнейший (наряду с Русским музеем) музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. Богатейшие собрания древнерусской иконописи и… … Русская история

Третьяковская галерея — в Москве, один из ведущих научно художественных и культурно просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией… … Энциклопедический словарь

Третьяковская галерея — крупнейшее собр. рус. иск ва. Создана в Москве на основе коллекций П. М. и С. М. Третьяковых. Оба собрания были переданы в 1892 в дар Моск. гор. думе. На момент передачи коллекции насчитывали 1369 картин, 454 рис., 10 скульптур. К 1916 в Т. Г.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я (ГТГ) (Лаврушинский переулок, 10), крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства. Основан в 1856 П.М. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых. После смерти основателя (1898) галерея управлялась Советом, избираемым Городской думой. Совет включал известных московских коллекционеров и художников (И.Е. Цветков, И.С. Остроухов, В.А. Серов, И.Э. Грабарь), наследников братьев Третьяковых (А.П. Боткина, В.П. Зилоти). Собрание пополнялось за счёт закупок и многочисленных пожертвований (среди наиболее значительных — коллекция М.А. Морозова, переданная в галерею по его завещанию в 1910). В 1917 в галерею были взяты на хранение, а затем включены в её состав значительные коллекции Боткиной, Е.В. Борисовой-Мусатовой, В.О. Гиршмана, М.П. Рябушинского и др. После 1918, когда галерея была национализирована, её собрание выросло во много раз за счёт включения в него коллекций Остроухова и галереи Цветкова, картин русской школы из московского Румянцевского музея, многочисленных других частных коллекций (С.В. Бахрушина, П.И. и В.И. Харитоненко, С.А. Щербатова и др.). В 1920-х гг. в другие музеи были переданы картины иностранных мастеров. В дальнейшем собрание ГТГ постоянно пополнялось путём систематических закупок, организации экспедиций по поиску произведений иконописи (проводились до середины 70-х гг.), дарений и пожертвований (коллекции А.А. Сидорова, П.Д. Корина, Г.Д. Костаки, А.К. Ларионовой-Томилиной и др.). В 1995 в ГТГ хранилось свыше 50 тыс. произведений искусства.

В музее богатейшее собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, С.Ф. Ушакова. Здесь хранятся значительные образцы русской живописи и скульптуры XVIII — первой половины XIX вв. (произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.С. Рокотова, скульптора Ф.И. Шубина и др., полотна К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» и уникальная по полноте подборка эскизов к ней); наиболее полное собрание работ передвижников: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.Е. Маковского, А.М. Васнецова и В.М. Васнецова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина (в том числе «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали»), В.И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» и др.), большая коллекция произведений В.В. Верещагина, скульптуры М.М. Антокольского, работы живописцев и графиков конца XIX — начала XX вв., в том числе членов «Мира искусства», Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и других художественных объединений (И.И. Левитана, М.А. Врубеля, В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова, К.А. Коровина, Н.К. Рёриха, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова и др.). Лучшими образцами в Третьяковской галерее представлены также все периоды развития отечественного многонационального искусства XX в.: произведения мастеров авангарда (В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, К.С. Малевича, М.З. Шагала и др.), представителей более умеренных течений (Н.А. Андреева, С.В. Герасимова, С.Т. Конёнкова, П.П. Кончаловского, П.Д. Корина, В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, Ю.И. Пименова, М.С. Сарьяна и др.). В созданном в 1922 отделе рукописей — более 200 тыс. документов по истории русской художественной культуры XVIII—XX вв., личные фонды художников и искусствоведов. Музей регулярно устраивает выставки (среди крупнейших — «Автопортрет в русском и советском искусстве», 1976; «Великая утопия русского авангарда», 1993), а также ретроспективные выставки выдающихся мастеров (Малевича, 1989, Кандинского, 1989, Шагала, 1991).

Галерея расположена в неоднократно перестроенном доме Третьяковых и в ряде примыкающих к нему разновременных построек; главный фасад сооружён в 1900—05 по проекту художника В.М. Васнецова. В 1936 была возведена восьмизальная пристройка в формах неорусского стиля (архитектор А.В. Щусев). В 1982—96 проводилась генеральная реконструкция ГТГ: были построены здание депозитария (хранилища), инженерный корпус, перекрыты внутренние дворы (архитекторы Г.В. Астафьев, Б.А. Климов, И.М. Виноградский и др.). В 1986 музею было передано здание Государственной картинной галереи на Крымском валу. В комплекс ГТГ входят также церковь Николая Чудотворца в Толмачах. На правах отделов-филиалов в ГТГ входят музеи-квартиры А.М. Васнецова и Корина, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной.

Литература: Мудрогель Н.А., Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Воспоминания, 2 изд., Л., 1966; Безрукова Д., Третьяков и история создания его галереи, М., 1970; Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории, Л., 1981; Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции, 4 изд., М., 1989.

Полезное

Смотреть что такое «Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)» в других словарях:

Государственная Третьяковская галерея — Координаты: 55°44′28.79″ с. ш. 37°37′13.31″ в. д. / 55.741331° с. ш. 37.620364° в.&#160 … Википедия

Государственная Третьяковская Галерея — Дата основания 1856 Местонахождение Лаврушинский переулок, 10, 117393, Москва, Россия Директор Валентин Родионов Проезд метро Третьяковская Телефон +7 (499) 230 7788 Билет 150 рублей … Википедия

Государственная Третьяковская галерея — ГТГ (Лаврушинский переулок, 10), крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства. Основан в 1856 П.М. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась… … Москва (энциклопедия)

Третьяковская галерея — Третьяковская галерея. Москва. Третьяковская галерея см … Москва (энциклопедия)

ГТГ — газотурбогенератор ГТГ Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/​ Москва Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ГТГ геот … Словарь сокращений и аббревиатур

ГТГ — газотурбогенератор геотермический градиент гонадотропный гормон Государственная Третьяковская галерея … Словарь сокращений русского языка

ВМО ГТГ — Всероссийское музейное общество «Государственная Третьяковская галерея» http://www.tretyakov.ru/​ организация, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Список картин Перова В.Г. — Ниже перечислены картины русского живописца Василия Григорьевича Перова. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Автопортрет 1851 Холст, масло 77 x … Википедия

Список картин Василия Григорьевича Перова — Ниже перечислены картины русского живописца Василия Григорьевича Перова. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея … Википедия

Список картин Карла Павловича Брюллова — Ниже перечислены картины русского живописца Карла Павловича Брюллова. Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея … Википедия

Источник

Что такое гтг в искусстве

Государственная Третьяковская галерея

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

Полезное

Смотреть что такое «ГТГ» в других словарях:

ГТГ — … Википедия

ГТГ — газотурбогенератор геотермический градиент гонадотропный гормон Государственная Третьяковская галерея … Словарь сокращений русского языка

Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — (, 10), крупнейший в мире русского изобразительного искусства. Основан в 1856 как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась Московская городская художественная галерея П. и… … Москва (энциклопедия)

ВМО ГТГ — Всероссийское музейное общество «Государственная Третьяковская галерея» http://www.tretyakov.ru/​ организация, РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Государственная Третьяковская галерея — ГТГ (Лаврушинский переулок, 10), крупнейший в мире музей русского изобразительного искусства. Основан в 1856 П.М. Третьяковым как его личное собрание картин русских художников. В 1892 Третьяков передал коллекцию в дар Москве; до 1918 называлась… … Москва (энциклопедия)

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ — (ГТГ, К 5348), Евангелие апракос полный, галицко волынская рукопись кон. XII (?) нач. XIII в. (в лит ре существуют также датировки памятника от сер. XII до нач. XIV в.), высокий образец древнерус. книгописания, книжной иллюминации и миниатюры.… … Православная энциклопедия

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия

Дейнека, Александр Александрович — Александр Александрович Дейнека Дата рождения: 8 (20) мая 1899(1899 05 20) Место рождени … Википедия

Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… … Википедия

Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись развивавшеес … Википедия

Источник

Третьяковская галерея: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Зельфира Трегулова, Татьяна Юденкова

В 1892 году объединенная коллекция братьев Третьяковых еще при жизни Павла Михайловича была передана им в дар Москве (случай исключительный в истории благотворительности России) и получила юридически закрепленный статус «Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», став в ту пору главным национальным музеем.

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Фасад Государственной Третьяковской галереи
Фото: Анастасия Замятина, Евгений Алексеев

Для Павла Михайловича создание общедоступного музея русской национальной школы стало делом всей его жизни. Первые покупки молодой Третьяков совершил в 1850-х годах на развалах Сухаревского рынка, самого популярного в Москве места антикварной торговли. Сначала он заинтересовался старинными гравюрами, книгами, затем приобрел девять произведений малоизвестных западных художников. Но очень быстро принял решение коллекционировать только русскую живопись.

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Виктор ВАСНЕЦОВ. Фасад Третьяковской галереи. 1900–1901
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 90 × 194. ГТГ

Среди ранних покупок Третьякова преобладали пейзажи и картины на темы современной жизни, популярные в пору становления бытового жанра. Заметные сдвиги в политике собирателя произошли после приобретения картины В.Г. Перова «Сельский Крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ), на которую был наложен цензурный запрет. «Дав приют» картине Перова, Третьяков предоставил художникам возможность работать без оглядки на запреты официальных властей[3].

Третьяков не ограничивал художников категорично сводом тем и сюжетов. Он охотно покупал полотна, исполненные как в России, так и за границей. Однако с первых лет собирательства он отдавал предпочтение национальным мотивам; основополагающей для него при отборе картин, бесспорно, была приверженность «русской концепции», под которой понимался национально ориентированный комплекс идей, свободный от иностранных заимствований. При этом он не выдвигал русскую тему специально на первый план.

К концу его собирательской деятельности количество картин какого-то одного художника могло превышать сотню (это относится, к примеру, к А.А. Иванову, В.Д. Поленову, В.В. Верещагину). С конца 1880-х годов он создает отдел «акварелей и черного рисунка».

Популярность галереи с 1870-х годов была столь высока, что многие художники готовы были идти на материальные издержки, только бы их произведения оказались у Третьякова. Торгуясь с художниками, собиратель подчеркивал особость своего положения: «Уступить мне, не все равно, кому другому, мне некоторые художники и бесплатно отдают, так как это не мне, Обществу Русскому»[10].

Имя Сергея Михайловича Третьякова известно не столь широко. Он начал коллекционировать позже старшего брата, в основном интересовался современной западноевропейской живописью, прежде всего французской, которая ценилась дороже русской школы. Принципы собирательства и характер коллекций Павла Михайловича и Сергея Михайловича отличались друг от друга.

Коллекция Сергея Третьякова располагалась в особняке на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре и была открыта для посещения только «по рекомендации знакомых». Однако это не помешало широкому кругу художественной интеллигенции ознакомиться с картинами К. Коро, Ж.Ф. Милле, Ш.Ф. Добиньи, М. Фортуни и других. По признаниям молодых художников (К. Коровина, В. Серова, М. Нестерова, Е. Поленовой и других), целый ряд картин, бывших в собрании Третьякова-младшего, оказал на их творчество большое влияние. С.М. Третьяков создал, по выражению И.Э. Грабаря, «единственную в своем роде» галерею западноевропейского искусства, ставшую своеобразным местом «непрерывного паломничества»[11] любителей западного искусства. В то же время он покупал и картины мастеров русской школы, которые еще при его жизни были выставлены в собрании П.М.Третьякова. Среди них такие шедевры, как произведения Ф.А. Васильева «В Крымских горах», А.И. Куинджи «Украинская ночь», И.Н. Крамского «Лунная ночь».

На протяжении более сорока лет подвижнической деятельности П.М. Третьяков выступал своего рода «катализатором» многих процессов, происходивших в русском искусстве и художественной жизни Москвы и Петербурга. К.С. Станиславский называл Павла Михайловича Третьякова «русским Медичи».

Впоследствии всеобщим стало мнение, высказанное М.В. Нестеровым: «Кому не приходила мысль о том, что не появись в свое время П.М. Третьяков, не отдайся всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают Государственную Третьяковскую галерею. Тогда в те далекие годы это был подвиг. »[12].

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ В ХХ ВЕКЕ

В 1913 году попечителем Галереи избран И.Э. Грабарь. Он провел ряд реформ: построил новую экспозицию в исторической последовательности, по его инициативе была создана реставрационная мастерская, началось составление научного описания коллекции.

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Александр ИВАНОВ. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857
Холст, масло. 540 × 750. ГТГ

С конца 1920-х годов в Галерее был организован отдел новейшей современной живописи, который начал активную политику комплектования работами художников, входивших в ведущие творческие объединения, в том числе в Ассоциацию художников революционной России (1922-1932), в Общество станковистов (1925-1931) и другие. Большой блок произведений поступил в Галерею в 1929 году из расформированного Музея Живописной Культуры. Среди них были картины В. Кандинского, К. Малевича, И. Клюна, Н. Удальцовой, В. Татлина, Л. Поповой, О. Розановой, А. Родченко, А. Древина, М. Ларионова, Н. Гончаровой и других. С этого времени в залах Третьяковской галереи были выставлены полотна художников русского авангарда. Тем самым музейная политика 1920-х годов на долгие годы определила лицо и своеобразие Третьяковской галереи.

В эту пору живо встал вопрос о расширении экспозиционных площадей Третьяковской галереи, сооружении новой пристройки к зданию и о техническом обновлении помещений. Двухэтажный корпус по проекту А.В. Щусева, бывшего директором Галереи в 1926-1929 годы, был завершен в 1936 году.

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Александр ДЕЙНЕКА. Вратарь. 1934
Холст, масло. 119 × 352. ГТГ

На протяжении 1950-1980-х годов значительный размах приобрела выставочная и издательская деятельность Третьяковской галереи. В эти годы прошли выставки И.И. Левитана (1960), К.С. Петрова-Водкина (1966), К.А. Сомова (1970), Н.Н. Ге (1970/1971), М.В. Добужинского (1975), В.Г. Перова (1984/1985), «Андрей Рублев и его время» (1960),
«Северные письма» (1964), «Портрет петровского времени» (1973), «Первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок 1871-1872» (1971/1972), «Автопортрет в русском и советском искусстве» (1976/1977) и другие. Одновременно выходили в свет каталоги собрания и выставок, сборники научных статей, издавались мемуары и архивные документы по истории отечественного искусства. Многие из них и сегодня не утратили своей актуальности для искусствознания.

С конца 1980-х годов в Третьяковской галерее прошла серия выставок произведений мастеров русского авангарда: В.В. Кандинского (1989), К.С. Малевича (1989), Л.С. Поповой (1990), П.Н. Филонова (1990), Эль Лисицкого (1990), «Марк Шагал в России» (1991), «Великая утопия. 1915-1932. Русский авангард» (1993), В.Е. Татлина (1994). Ярким событием тех лет стала выставка «Другое искусство» (1991), продемонстрировавшая образцы нонконформистского (неофициального) искусства 1950-1980-х годов, которое ранее было недоступно для широкой публики.

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Государственная Третьяковская галерея. Постоянная экспозиция искусства в здании на ул. Крымский Вал, зал № 6. В центре фотографии – «Черный квадрат» (1915) К.С. Малевича

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СЕГОДНЯ

Что такое гтг в искусстве. Смотреть фото Что такое гтг в искусстве. Смотреть картинку Что такое гтг в искусстве. Картинка про Что такое гтг в искусстве. Фото Что такое гтг в искусстве
Третьяковская галерея на Крымском Валу

В настоящее время Третьяковская галерея располагается на двух основных территориях: в историческом здании в Лаврушинском переулке экспозиция начинается с лучшей в мире коллекции древнерусского искусства XI-XVII веков и завершается демонстрацией основных стилевых направлений и художественных группировок рубежа ХIХ-ХХ веков. Экспозиция на Крымском Валу является непосредственным ее продолжением и представляет изобразительное искусство с 1910-х годов вплоть до произведений новейших течений ХХ-ХХI веков.

Каждый год в Третьяковской галерее организуется более 30 выставок, посвященных разным периодам искусства от византийской иконы до новейшего актуального искусства, многие из них становятся выставками-легендами, бьющими рекорды по посещаемости и количеству упоминаний в СМИ. Это прежде всего выставки-блокбастеры Валентина Серова и Ивана Айвазовского, беспрецедентный выставочный проект из музеев Ватикана. Сейчас Галерея готовит ответный проект, связанный с экспонированием шедевров русского искусства в галерее Карла Великого в Ватикане, показ которого запланирован на осень 2018 года.

Открытие выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» 6 октября 2015 года. Фото: Е. Алексеев» src=»https://www.tg-m.ru/img/mag/2017/3/art_56_04_36.jpg» style=»width:100%» />
Государственная Третьяковская галерея, здание на ул. Крымский Вал.
Открытие выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» 6 октября 2015 года. Фото: Е. Алексеев

Галерея организует уникальные выставки за рубежом, одна из них состоялась в 2016 году в Национальной портретной галерее в Лондоне.

В настоящее время идет активное строительство нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, у музея появятся новые выставочные площади, открытое хранение и реставрационные мастерские. На Крымском Валу планируется реконструкция здания, предполагающая трансформацию внутренних пространств. В настоящее время ведется реконструкция Дома-музея Павла Корина и Дома-музея Анны Голубкиной, а также воссоздание дома семьи Третьяковых, в котором родились основатели Галереи. Совместно с Парком Горького, Парком искусств «Музеон», Центром современного искусства «Гараж», Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и фондом «Виктория» Третьяковская галерея работает над реализацией проекта «Музейная миля», который связывает в единый музейно-досуговый туристический кластер территорию от зданий в Лаврушинском переулке до Крымского Вала.

На сегодняшний день в ее собрании отсутствуют многие важные художественные произведения таких известных российских мастеров, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Кулик, Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. В настоящее время, когда на рынке искусства их стоимость чрезвычайно высока, помочь Галерее исправить ситуацию могут только крупные меценаты и дарители.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является приобретение работ молодых современных художников. Сейчас время собирать их работы.

Музейный мир перестает быть замкнутым внутри себя. Осознание значимости таких институций, как музеи, происходит сейчас во всем мире, и Третьяковская галерея активно участвует в строительстве и развитии общего музейного пространства.

Источник

Что такое гтг в искусстве

Горячие возражения прозвучали со стороны москвичей: хранителя галереи Румянцевского музея Н.И.Романова и члена Совета Третьяковской Галереи Н.М.Щекотова. Романова возмутил «метод создавать новые музеи за счет старых и в частности музея живописной культуры, для которого пришлось бы разорить почти все музеи мира».[x] Щекотов выдвинул собственную концепцию идеального музея, «выявляющего высоты художественных достижений путем историко-художественного метода». Такой музей, по его мнению, мог сложиться «вокруг Третьяковской галереи, которая пользуется общей любовью».[xi]

Однако компромисс был намечен уже в первой, открывающей конференцию речи наркома Луначарского. Он возразил и против тенденции художников «считать музей художественной культуры единственным», и против их претензий на объективность оценок, в том числе и оценок искусства прошлого.[xii]

В результате – хотя конференция и приняла ряд документов, послуживших основанием для создания музеев художественной культуры (в Петрограде) и живописной (в Москве), монополия «левых» не была поддержана. Музеи обоих типов вели свое параллельное существование.

Можно заметить, что судьба петроградского и московского музеев не была одинаковой. Ирина Карасик оценивает «историю взаимоотношений МХК (а позднее ГИНХУКа) и Русского музея историю сотрудничества и соперничества»[xiii]. На мой взгляд, в Петрограде, несмотря на все издержки советской культурной революции, музей прожил свою жизнь более гармонично и осмысленно и стал, по определению того же автора, «автопортретом нового искусства»[xiv]. В Москве было иначе.

Как это ни забавно звучит в данном контексте, важную разрушительную роль сыграл здесь пресловутый «квартирный вопрос», который, как известно, «испортил москвичей». Положение сильно усложнил переезд правительства в Москву. Помимо страшного жилищного кризиса была и болезненная нехватка помещений для безудержно растущей сети советской бюрократической системы. В этих обстоятельствах барахтался и Музей Живописной Культуры (до 1924 года носивший официальное название Музей Художественной Культуры), за 10 лет сменивший 6 адресов.

Еще в 1918 году Древин и Малевич тщетно пытались приспособить под музей выставочные помещения СВОМАС. Первый адрес музея с 1919 по июнь 1921 Волхонка, 14. Коллегией отдела ИЗО НКП было утверждено Положение о Музее, в котором обосновывалось создание Отделения Экспериментальной техники. Заведующим с июня 1919 по октябрь 1920 был Кандинский[xv], опубликовавший в начале 1920 года свое видение проблемы в специальной статье.[xvi]

В этой статье Кандинский детально намечал ход сопоставления формальных элементов в будущей экспозиции, базируясь на современном состоянии живописи. Вслед за Грищенко он недвусмысленно подчеркивал значение музея как способа демонстрации искусства для самого художника и лишь освещения специфики его труда для прочих.

Менее радикальная и более взвешенная позиция Кандинского проявлялась и в его участии в закупочной деятельности. Отвечая на наскоки Певзнера, он терпеливо пояснял, что в Закупочной Комиссии он, Кандинский от Отдела ИЗО и Машковцев от Музейного отдела замечательно сговорились насчет покупок и «они вместе покупают сейчас превосходно, и что от Музейного отдела в этом вопросе Отдел ничего не видит, кроме необыкновенной любезности и замечательно терпимого отношения. Конечно у Певзнера, – добавляет Степанова, – от таких слов глаза на лоб вылезли Видно, мол, плохо наше дело, Кандинский и Родченко скоро уже и Третьяковку заберут» [xx].

По-видимому, в результате выяснения отношений, связанных с закупками, Д.П.Штеренберг уволил Кандинского и из закупочной комиссии и из музея. 20 октября Заведующим музеем стал Родченко, он занимал эту должность до 1 июня 1922.

Родченко, как известно, был хорошим организатором и умел всюду внедрить свою концепцию. Так, создав «параллельный Инхук», он вытеснил Кандинского и повернул работу института в сторону «производственного искусства». Его влияние было велико в Отделе ИЗО и во ВХУТЕМАСе, где он к моменту сложения Основного отделения в 1922 году стал его деканом. Для Родченко это были разные грани одного дела, единой деятельности. Он попытался связать воедино работу своих единомышленников и вокруг МЖК.

Заметим, что в Петрограде шел процесс перерастания музея в научно-исследовательский институт: 1 октября 1924 МХК был преобразован в ГИНХУК.

Планы соединить в единый процесс деятельность научно-исследовательского института, новаторского учебного заведения, вырабатывавшего в то время новую методику преподавания художественных дисциплин, и музея, способного в своей исследовательской лаборатории и на выставках зримо представить само новейшее искусство и его восприятие современными художниками, несомненно, были разумны, могли стать плодотворными. Все упомянутые здесь виды научно-художественной деятельности имели общее основание в формально-аналитическом подходе, о котором шла речь выше.

Идея витала в воздухе. По свидетельству Степановой, первый ректор ВХУТЕМАСа Е.В.Равдель пытался организовать работу так, «чтобы все профессора Мастерских были обязательно членами Инхука, а ученики обязательно после окончания Мастерских пробыли 1 год в Инхуке, и Инхук бы давал им звание мастера»[xxi]. Планы объединения Инхука, еще не существующей «учебной лаборатории» ВХУТЕМАСа и МЖК строили также А.И.Иванов и В.Л.Храковский[xxii]. Частично эти планы осуществились.

Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что все крупные художники, группировавшиеся вокруг Инхука, были привлечены к осмыслению проблем истории искусства и места современного творчества во всемирной эволюции. С присущей ей вдумчивостью заполняла Л.Попова страницы тетрадей конспектами докладов о стиле, о современном искусстве, о специфике русской школы живописи в сравнении с французской, характеристиками отдельных стилевых направлений и мастеров [xxiii].

Важно подчеркнуть, что и Попова, и ее коллеги систематизировали материал для музея и составляли планы его развески по тем же принципам, по которым разрабатывали учебные программы на Основном отделении ВХУТЕМАСа. Дальнейшая судьба МЖК была тесно связана с ВХУТЕМАСом, и уже не столько с поколением учителей, сколько с деятельностью энергичной плеяды его выпускников.

Теоретические обсуждения будущего устройства музея были тем активнее, чем сложнее были обстоятельства для его экспозиционной деятельности. В июне 1921 музей был закрыт, экспонаты сложены в ящики и составлены на хранение в помещении ликвидированного к этому моменту Музейного бюро.

В конце года в связи с новой реорганизацией Наркомпроса МЖК перешел в ведение Главнауки. Снова утверждается положение о музее. Помещение для него нашлось в апреле 1922 года во Дворце искусств на Поварской, 52 и сопровождалось выселением Литературно-Художествен­ного института. С 7 июля 1922 по июль 1923 Заведующим МЖК был молодой живописец П.В.Вильямс. Начала реализовываться старая идея Кандинского об объединении музея с вузом. В музее был организован Совет, в который вошли педагоги и выпускники ВХУТЕМАСа: Н.А.Удальцова, А.Г.Тышлер, С.Б.Никритин, Вильямс, позднее Л.Я.Вайнер, А.А.Лабас, П.В.Митурич и Малевич. 15 октября Музей открылся для публики.

С июля 1923 новым заведующим музеем становится скульптор Вайнер. В январе 1924 музей был снова закрыт, а летом переехал в помещение ВХУТЕМАСа на Рождественке. Абсолютно естественно его основными посетителями стали студенты.

Экспериментально-теоретические изыскания Вильямса и особенно Никритина велись точно по установкам педагогов Основного отделения-теоретиков Инхука. В исследовательско-лабораторном отделе работы были представлены по формальному принципу: цвет, композиция, фактура. Экспериментальные экспозиции развешивались по классической Вхутемасовской схеме: плоскость – объем – пространство. Объемная группа: от нео-импрессионизма до кубизма и плоскостная: от нео-импрессионизма до супрематизма. В списке работ Вильямса, составленных позднее автором, три работы 1922 даны с пометкой: «по заданию Никритина»[xxiv].

Молодые энтузиасты МЖК, докладывая Совету Музейного отдела Наркопроса планы создания «музея-лаборатории, Музея методов, а не собрания множества хотя бы замечательных произведений», не отказывались от экспансии и экспроприаций. Они писали: «…ученому Совету Музея придется провести огромную аналитическую работу и по мере ее реализации – наполнять Музей материалом из наших общих государственных хранилищ»[xxv].

С конца декабря 1924 года МЖК включается в орбиту ГТГ. С этого момента МЖК был обязан всю финансовую деятельность, включая оплату персонала и внештатных экскурсоводов-практикантов, согласовывать с ГТГ, вести дела через ГТГ как филиал. Но научная и выставочная работа музея велась абсолютно независимо. И это устраивало обе стороны.

В музее работали 6 человек: 3 научных сотрудника (Вайнер, Вильямс и Н.Д.Коссман) и 3 технических. В 1925 году был принят в штат Никритин, бывший до этого председателем Совета. Вокруг музея сложился актив из выпускников ВХУТЕМАСа (проекционисты и остовцы). В обсуждениях выставочной и экспозиционной работы участвовали художники-бубновова­летцы, педагоги ВХУТЕМАСа.

Наша тема не дает возможности подробно останавливаться на тематике лабораторно-исследовательской деятельности музея. Работы велись в нескольких направлениях: технология живописи, анализ композиции старых мастеров, психо-физиологические исследования воздействия цвета и формы на человека и др.

Планируя перейти в ГИНХУК к Малевичу, Никритин писал в 1926 году другу в Ленинград: «У меня есть материал следующий – Научная Методика цвето-формального анализа произведений живописи: Классификация живописного цвета, анализ и классификация вариаций спектра. Анализ и классификация живописного объема. Критический анализ Ньютонова спектрального круга.

Методический и классификационный план исследовательской работы на 9-10 лет (дай бог разработать). Все это на базе объективного научного анализа. Он может образовать при институте отдел научного анализа и классификации «исторической» живописи. Разумеется, со мной во главе этого отдела»[xxvi].

Исследования музея становились известны. В отчете с азартом перечислялись имена зарубежных посетителей МЖК: «Анри Барбье, Диего Ривера, Герберт Биберман, Альфред Барр »[xxvii] Современный американский автор заметил по поводу петроградского МХК: «…эти эксперименты, но не сам музей, имели широкий резонанс у западных ученых»[xxviii].

С 1925 года началась борьба за выселение музея из здания ВХУТЕМАСа. Так как он был филиалом ГТГ, галерея оказалась втянута в противоречивую ситуацию. С одной стороны руководство галереи старалось держаться как можно дальше от непонятной деятельности и амбициозных планов музея. С другой стороны, спасаясь от вселения музея в свои стены, галерея была вынуждена всячески утверждать его значение и, соответственно, необходимость для него самостоятельного помещения. В обращении в Наркомпрос дирекция ГТГ писала о музее, «единственном в СССР, пользующимся для выставок и для своей основной работы чисто формальным методом»[xxix]. МЖК приписывалась здесь роль экспериментального отдела ГТГ.

Несмотря на крайне ограниченные средства и минимум сотрудников МЖК расширял свою деятельность, активно демонстрируя выставки новейшего искусства. В сентябре 1925 была показана «чисто ретроспективная» выставка «15 лет левого искусства в русской живописи». Вслед за этим: «2-ая выставка дипломных работ ВХУТЕМАСа», 1-ая и 3-я «ОСТ», «3-ья “Mаковец”». Уже из названий ясно, что все они были тесно связаны с творчеством педагогов и выпускников ВХУТЕМАСа.

Поселившись на Рождественке, музей отнюдь не обрел покоя: чуть больше года он располагался на втором этаже, а осенью 1925 был переселен на первый, вытеснив Музей Аrs asiatica. Бесконечные закрытия и переезды вели к порче и утрате экспонатов. Особенно страдала скульптура. В переписке музея с ГТГ поднималась проблема сохранности произведений – часть скульптур, выполненных в гипсе, не выдержала условий хранения и переездов, шла речь о списании. В их числе упоминаются гипсы Б.Д.Королева, П.И.Бромирского, «Пространственная живопись» Митурича[xxxii].

Весной и летом 1926 года в Ленинграде коллекции МХК передали в Русский музей, и на их базе было организовано «Отделение новейших течений в русском искусстве». В это же время усилилось давление на московский музей и ГТГ с целью вселить музей в помещение Галереи. Вряд ли можно считать эти события случайным совпадением, скорее проведением определенной государственной политики по свертыванию остатков экспериментальных формально-аналитических тенденций в искусстве.

В 1926-1928 годах дирекция ГТГ (главная роль здесь принадлежала А.В.Щусеву) вела изнурительную борьбу против принятия МЖК в свои стены. Музей, отчаявшись иметь собственное помещение, стремился войти в ГТГ на правах самостоятельного образования, как в Ленинграде. Галерея утверждала, что музей, безусловно, этого заслуживает, но реализовать такое включение невозможно по территориальным причинам. Главным козырем выступала резолюция комиссии ГПУ, проверявшей галерею и ее хранилища, и запретившей их дальнейшее заполнение произведениями. При этом сообщалось, «что при произведенном осмотре запасов современной живописи, находящейся в Музее Живописной Культуры и неиспользованных музеем для своих надобностей, сколько-нибудь качественного материала, нужного Третьяковской Галерее, не имеется, и Галерея в нем не заинтересована»[xxxiii].

В январе-марте 1928 ГТГ тщетно пытается избавиться от МЖК. Тем временем МЖК передают из ведения Главнауки в подчинение Главискусству. В связи с этим, спустя почти год (8 декабря) музей получил отредактированное новым начальством «Положение», что не спасло его от скорого уничтожения. В этом документе парадоксальным образом сохранялся пункт о том, что «М.Ж.К., имея свою основную коллекцию произведений изо-искусства и репродукций, имеет право привлекать для своих работ художественные предметы из коллекций всех музеев НКП» с соответствующим согласованием[xxxiv].

«Неблагодарный» ВХУТЕМАС, в свою очередь переживавший разрушительную эволюцию, превратившую его во ВХУТЕИН и подготовившую развал вуза, усилиями комсомольской ячейки выталкивал МЖК из своих стен. Переписка всех заинтересованных сторон велась с величайшей интенсивностью.

В мае 1928 года лебединой песней музея стало открытие 4-ой выставки ОСТ. В июне неожиданно поднимается тема перевода МЖК в Ленинград. Участие Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции в решении вопроса о закрытии МЖК прекращало всякие дискуссии. Оставалась альтернатива: или перевод в Ленинград или «полное упразднение музея с изъятием части картин в Галерею и раздачей других по провинциальным музеям»[xxxv]. В конце августа музей снова закрывается, его собрание перевозится в помещение Политехнического музея. Между ГТГ и МЖК сохранялась странная, противоречивая ситуация «вынужденного соединения».

В одном из документов октября 1928 изложена вся неблагополучная история принудительной связи музеев: «При передаче Галерее Музея Ж.К. Главнаука не озаботилась уточнением сущности самой работы Музея и взаимоотношений Галереи и Музея. Со своей стороны Галерея не предприняла никаких шагов к установлению ясности в этом положении, не ставила перед высшим органом вопрос о М.Ж.К. в связи с длительным его ненормальным положением»[xxxvi].

В декабре Галерея предлагает Главискусству «или выделить МЖК в самостоятельное учреждение, или прикрепить его к учреждению, преследующему подобно МЖК лабораторно-исследовательские цели, как Академия Художественных Наук». В том же обращении утверждалось, что задачи МЖК «выходят за пределы задач Галереи»[xxxvii].

ГТГ смирилась с решением Главискусства. В январе 1929 МЖК официально и окончательно был вычеркнут из списка московских музеев. 7 января 1929 Галерея сообщает о назначении комиссии в составе Машковцева, А.А.Федорова-Давыдова, Вильямса и представителя Ц.К.РАБИС под председательством Ф.К.Лехта «Для просмотра коллекций б. М.Ж.К. и выделения из них произведений, имеющих перейти в состав коллекций Галереи, а также ликвидации произведений, не имеющих музейного значения [выделено мной – Н.А.]»[xxxviii].

В декабре 1930 года в Москве проходил Музейный съезд. Его участники без колебаний приняли тезис: «искусство как особая форма социальной идеологии». Они были уверены, что «Экспозиция художественных музеев должна быть построена на основе диалектического материализма»[xl]. Главной темой съезда было обсуждение «марксистской экспозиции», подготовленной в Третьяковской галерее. МЖК на съезде не упоминался вовсе, – вопрос был снят. Но и о художественно-исторической концепции показа речь уже не шла. Ее заменила «марксистская диалектика». Как говорится в таких случаях «новое время – новые песни».

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Публикуемые ниже материалы хранятся в ОР ГТГ. Ф.8/ II. Оп. I. Ед. хр. 269 Лл. 38 – 45.

Орфография и пунктуация документов сохранена. Имена художников, приведенных в списках, по возможности проверены по справочной литературе, ошибки в написании фамилий исправлены. Тем не менее, в списках могут быть искажения, возникшие при перепечатывании в 1929 с рукописных текстов, а следовательно, и неверифицируемые фамилии.

Все документы отпечатаны на машинке; автографы красными, черными и зелеными чернилами выделены курсивом.

Материалы Оценочной комиссии по ликвидации вещей фонда Музея Живописной Культуры.

Москва 4 марта 1929 г. Оценочная Комиссия по ликвидации вещей фонда Музея Живописной Культуры (картины, рисунки, скульптура), признанных не имеющими музейного значения, в составе представителей: от Главискусства т.Хвойника, от профсоюза Рабис – т. Орановского, от Гос. Третьяковской Галлереи – т. Федорова-Давыдова и Вильямса признала:

Вещи перечисленные в списке № 12, при сем прилагаемом оценить в размере сумм, проставленных в списке против соответствующих наименований работ (по единогласной оценке Комиссии). Вещи по этому списку, как не имеющие по заключению Комиссии Третьяковской Галереи музейного значения могут быть реализованы через соответствующие органы.

Вещи, перечисленные в прилагаемых при сем списках № 7, 8, 9, 10 и 11 признать не имеющими никакой ни музейной, ни продажной ценности. Вещи эти, по мнению Оценочной комиссии следовало бы использовать следующим образом:

а) скульптурный лом передать во ВХУТЕИН для переработки материала; б) рисунки – передать на переработку в бумагу в) железные вещи (контр-рельефы, металлические части скульптуры) – передать в комиссию по сбору металлического лома; что касается исписанных холстов (картин, указанных в списках № 7, 8, 9, 10 и 11) то комиссия не считая возможным их использовать для художественных целей полагает целесообразным передать их на тряпье.

При сем списки за №№ 7, 8, 9, 10, 11 и 12.

Председатель Главискусства Хвойник [подпись]

С подлинным верно Ученый секретарь А.Скворцов [подпись]

Скульптура, подлежащая ликвидации и списанию с инвентаря в виду полной непригодности для использования, как музейного материала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *