Что такое гуманизация и гуманитаризация

Что такое гуманизация и гуманитаризация

1. Примеры гуманистически направленной деятельности педагогов

Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942 г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит, и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе.

Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и назвал – «Сердце отдаю детям».

Но это была не просто метафора: талантливый педагог, писатель, Сухомлинский всего себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942 г. носил в своей груди осколки немецкой свинцовой пули, он никогда не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах – для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (1948–1970 гг.).

Создал коллектив единомышленников. Учителя не просто работали, они творили под руководством В.А. Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них – «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А. Сухомлинского.

Для прочтения и конспектирования рекомендуем вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе» (т. 5, ПСС).

В повседневной практике он отстаивал главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.

В ходе учебы вы глубже познакомитесь на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А. Сухомлинского, с тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог.

Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут формированию вашего профессионализма.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования:

усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;

установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Что же конкретно предполагает гуманизация образования?

Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.

Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.

Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.

Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.

Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

3. Сущность понятия «гуманистический характер педагогической деятельности».

Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.

Рассмотрим также компоненты педагогической системы (схема В.П. Симонова) с гуманистических позиций.

Работа со схемой «Гуманистическая природа педагогической деятельности».

Вспомните определение понятия «педагогическая деятельность» в формулировке академика Б.Т. Лихачева, прокомментируйте в отношении темы занятия.

Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).

Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.

Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

Цель педагогической деятельности – это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.

Вспомните функции педагогической деятельности, по Б.Т. Лихачеву; прокомментируйте их с точки зрения темы занятия.

Каков характер взаимоотношений, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика по новой парадигме образования?

Новая парадигма образования утверждает «субъект-субъект-объектные»отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик – это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе.

Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации.

Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования.

Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.

Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).

Знание – это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).

Умение – это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.

В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?

Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).

Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.

Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.

Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.

Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса.

В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.

Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).

Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.

Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.

Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.

Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся.

Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.

Таким образом, мы остановились на последнем компоненте педагогической системы – на способах (методах) и средствах педагогической деятельности.

Мы видим, что и ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого ученика.

Деятельность педагога как постановка и решение профессиональных задач на основе норм общечеловеческой и педагогической этики

Мы уже характеризовали на предыдущих занятиях педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач, как процесс решения задач помощи воспитанникам.

Потребности любого педагога – это всегда потребность заботы об учащемся, потребность оказания ему эффективной педагогической помощи.

Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.

Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.

Эта деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она (ПД) превращает ребенка «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн).

Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:

своевременный грамотный анализ учебно-воспитательных ситуаций, возникающих в процессе работы;

эффективное решение соответствующих задач в педагогических системах (М.М. Поташник, Ю.Н. Кулюткин).

Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя.

И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?

Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:

на нормах общечеловеческой нравственности, т.е. на идеалах добра, чести, совести, справедливости, милосердия, гуманизма (они существуют устно);

на нормах письменных законов того или иного общества (например, это Конституция нашего государства; Закон РФ «Об образовании»; другие нормативные акты: трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право и т. д.).

Таким образом, гуманистический характер деятельности педагога определяется и его профессиональной этикой.

Мы часто стали говорить об этом, потому что сами стали страдать от этого. И, на первый взгляд, правоохранительные органы работают, законодатели думают, управленцы, ученые и педагоги изобретают разные гуманизирующие программы, мероприятия – все для того, чтобы нормализовать жизнь общества. Однако анализируются причины роста преступности не так глубоко, как нужно. Чаще всего обращают внимание не на первопричину, а на конечный результат – криминализацию общества.

Из таких семей дети приходят в детский сад, школу и общаются с воспитателями, учителями, которые нередко ведут себя агрессивно, нетерпимо и порой жестоко с детьми. Где же ребенку, ученику найти доброго, отзывчивого, гуманного человека?!

Нередко педагог превращается в узкого специалиста-предметника или в воспитателя-надсмотрщика. Перегрузка в количестве предметов, в наборе программного материала, в количестве смен и количестве детей в классах не дает педагогу вспомнить о том, что перед ним живые существа, а не роботы.

Так, шаг за шагом, педагогика стала репрессивной, карающей, селекционной, отвращающей детей от школы, губящей их хрупкое физическое и психическое здоровье.

Но синдром жестокого отношения к детям характерен и для других стран мира. Поэтому для решения проблем детства мировое сообщество предпринимает конкретные меры.

– В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.

Перед учеными, педагогами поставлена проблема: активно разрабатывать педагогику ненасилия в противовес педагогике авторитарной и срочно внедрять ее в практику работы. А в основу такой педагогики должны лечь документы: Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г., у нас – в 1990 г.).

Повторим, что они провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.

Конвенция имеет универсальный (всеобщий) характер, и провозглашенные ею стандарты (нормы) есть международное признание идей педагогики ненасилия.

Психолог А.Г. Асмолов так определил значение Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка в деятельности педагога: «Наша, педагогов, задача состоит в том, чтобы эти документы стали ценностным ориентиром для каждого человека, входящего и живущего в мире детей.»

Что такое Конвенция о правах ребенка? Что такое Декларация прав ребенка? Это – конституция для мира образования, постижение которой и станет основой нравственной аксиоматики для взрослых и детей,

для всех тех, кто ищет духовную опору в нашем противоречивом мире.

И приняв сердцем ценности, заложенные в Конвенции о правах ребенка, мы сможем уверенно выполнять свои педагогические функции и то предназначение, которому посвящаем свою жизнь как педагоги».

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Источник

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Г. Сальникова

Ковровская государственная технологическая академия им. В. А. Дегтярева

г. Ковров

В современной научной литературе под гуманизмом понимается, с одной стороны, как совокупность антропологических и гуманитарных наук, с другой – явление духовной жизни.

Начиная с XIX в. наступает кризис гуманизма. Он вызван сомнением в способности человека в условиях современного общества, сохранять позицию свободного и автономного человека. Исторической предпосылкой вытеснения человеческого иным можно посчитать, по желанию, всю историю человечества, Ф. Ницше объявил войну всему «слишком человеческому», усмотрел в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти». Противоядием от «омассовления» культуры X. Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства». Н.А. Бердяев главным изъяном гуманизма считал отрыв человека от бога.

В эпоху гуманизма, разума и прогресса люди начали жить не «ради Бога», а ради себя. Мир богател и развивался, мир науки и техники вёл к постоянному облегчению их быта, способа господства. Богатство, комфорт и свобода стали последней целью цивилизации, как отказ отслужения какому-либо Абсолюту. В центре цивилизации-Человек. С открытием микро и мегамиров, с усилением мощи и самоценности технических средств Человек смещался из центра цивилизации на периферию, перестает быть субъектом происходящих процессов, становится объектом.

Все выше перечисленное свидетельствует о разложении гуманитарной парадигмы. К началу XXI века это нашло выражение в возникновении трансгуманизма. В основе его идеологии лежит тезис о том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может изменяться и совершенствоваться без каких-либо ограничений «до бесконечности». «Трансгуманисты хотят «не остаться людьми», а наоборот – перестать ими быть, став более совершенными существами, т.е. трансхьюманами, или же нелюдями. Трансгуманисты считают, что мы живем в эпоху переходного этапа от обычного человека к постчеловеку.»1.

Условием непрерывной эволюции человека является его бессмертие. Трансгуманизм – это почти другое имя иммортализма. Поскольку в нем имеется в виду не просто отказ от гуманизма как некой ценности, а преодоление человека, как Гомо сапиенса, то точнее его следовало бы называть трансгоманизмом или трансантропологизмом.

Исторически сложившийся традиционный человек и гуманизм как идеология его самоценности, становятся тормозом ускоряющегося технического прогресса, последний требует совершенствования человека. Превратившись в трангресс, технический прогресс превращает человека в элемент, фактор, агента в потоке ускоряющегося новационного развития. Существующий человек – это, по меньшей мере, «недостаточно хорошо», если не совсем плохо, говорит нам новое божество – технология НБИК (нано, био, инфо, когно) и заказывает, проектирует, моделирует иное, причем посредством самих людей. Подобные взгляды не фантастика, о чем свидетельствуют потоки сообщений из лабораторий мира о новых и новых успехах в манипуляции человеком (с его генами, вживление чипов, чтение мыслей и подобное).

Выражением кризиса гуманизма, в сдвиге «гуманитарной парадигмы» являются ныне процессы появления на нашей планете представителей новых форм сущего. Это: человек-в-компьютере, человек-без-чувств, человек-зомби, интеллагент, гибридных–киборг, гомутер, е–Номо (единицы, но не гипотетические, а в экспериментах), это «небелковый» искусственный интеллект как форма разума, преодолевающего зависимость от человеческого мозга.

Извращение идеи устойчивого развития, разрушение природы и замена ее искусственной средой, вакханалия новационизма–все это есть проявление деэволюции человеческого бытия. Несмотря на инстинкт самосохранения средствами науки и техники человечество движется к небытию, к возникновению мутантов прогресса.

Современные интерпретации, дискуссии вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывают не только на глубокий кризис, переживаемый не только этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.

В настоящее время формируется научная парадигма, объектом исследования которой являются быстро развивающиеся системы. Главной особенностью этих систем являются их «человеко размерность», то есть изучения комплексов, включающих в качестве компонента человека. Человеко-размерная модель предусматривает необходимость соединения когнитивных и ценностных параметров науки и образования. Междисциплинарная, аксиологически ориентированная человеко размерная картина мира отражает реалии формирующегося общества риска. Отсюда ясно, что антропологический подход должен стать стержнем современного образования.

Гуманитаризация образования– это наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т.е. включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин. Она связана с учебно-методическим содержанием преподавания в вузе. Гуманитаризация не сводится лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин, но в принципе должна отвечать более высоким целям- привитие молодым людям гуманистических ценностей.

Современные стандарты высшего образования определяют размер гуманитарного блока примерно 25% от общего начального объёма всей учебной нагрузки в вузе. Преподаватели технических дисциплин считают, что этого вполне достаточно, или даже лишку. Главное здесь– эффективно использовать предоставленную возможность. Правомерно возникают два важных вопроса: во–первых, что следует преподавать студентам, т.е. как должна выглядеть дисциплинарная матрица гуманитарного блока, и, во-вторых, как следует преподавать гуманитарные дисциплины?

Министерство образования и науки РФ рекомендует решать вопрос о дисциплинах гуманитарного блока с учётом возможностей и потребностей вуза. Исходить необходимо из состава наук, в центре которых стоит человек, мир культуры, гуманистические идеи и идеалы, концепции социального, политического, правового устройства человеческой жизни, которые получили всемирную известность.

Плюрализм исходит из признания многомерности и многогранности мировой гуманитарной и общественно-политической мысли, многообразия существующих точек зрения.

Принцип репрезентативности нацеливает на трансляцию в учебном процессе тех достижений мировой общественной мысли, которые получили общее признание, стали классикой в соответствующих направлениях гуманитарных исследований. Репрезентативность предполагает бережное отношение к первоисточникам, к классическому тексту.

Принцип дистанцирования требует от преподавателя сбалансированного, объективного, беспристрастного изложения изучаемых концепций. Он запрещает какую-либо политическую, национальную или классовую ангажированность лектора как ключевой фигуры учебного процесса.

Преподаватель на университетской кафедре не должен брать на себя роль политика, вождя, пророка.С конца ХХ-начала XXI в. гуманитарные науки находятся под влиянием изменений, которые связаны с научной, политической, исследовательскими практиками, ролью творчества, информационно-коммуникационными инфраструктурами, с возникновением глубинных сетевых структур процесса производства знаний и продуктов научного труда. Особенностью гуманитарных наук является деятельность учёных, которые расширяют использование и исследование информационно-коммуникационных технологий. В США были получены данные о том, что 6% гуманитарных исследований в 2005 были проведены с использованием сетевой инфраструктуры и цифровых инструментов. Новые „цифровые практики” подготавливают основу для возникновения инновационных исследовательских технологий, и возможно, для изменений в парадигме гуманитарных наук.

Концепты „гуманизация образования” и „гуманитаризация образования” характеризуют различные векторы в реформировании высшей школы. Если,,гуманизация образования” в широком смысле предполагает создание в обществе системы образования соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личной свободе, социальной справедливости, человеческому достоинству), то,,гуманитаризация образования” связана с учебно­–методическим содержанием преподавания в вузе.

Гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда открывают в человеке личность, её неповторимость, уникальность, высшую самоценность, когда они служат гуманистическим идеалам, формируют интеллиге

Примечания

[i]Кутырев 2011 – Кутырев В. А. Время Mortido//Вопросы философии. 2011. №7

[ii] Эпштейн 2004 – Эпштейн М. Знак__пробела. О будущем гуманитарных наук. М. 2004

[iii] Конструирование 2008–Конструирование человека. Сборник трудов Всероссийской научной конференции. Томск. 2008

[iv] Ветров 2006 – Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования// Высшее образование в России.2006.№1

[v] Суслов 1998 – Суслов И.Н. Педагогические основы гуманитаризации образовательного процесса технического вуза. Омск: Издательство ОМГПУ.1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *