Что такое гуманно личностный подход
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.
Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.
Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».
Цели технологии:
• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
• облагораживание души и сердца ребенка;
• развитие и становление познавательных сил ребенка;
• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
• идеал воспитания — самовоспитание.
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.
Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:
• гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
•индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
•мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;
•резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».
1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».
2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.
«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».
3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.
«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».
4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.
«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».
5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.
«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.
Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».
6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.
«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»
В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.
«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: «Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?».); положения, требующего развертывания и доказательств (например: «Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?»); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: «Посмотрите на неравенства А > В, В Музейная технология в ДОУ Республика Калмыкия «Музейная технология в ДОУ» Педагог дополнительного образования Болдырева Г. В. МКДОУ «Детский сад «Тюльпан».
Технология развивающих игр «Технология развивающих игр» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости.
Кейс-технология в ДОО Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.
Технология моделирования сказок МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «ОДУВАНЧИК» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Автор Байдукова Марина.
Эвристическая технология-инновация Актуальность исследования заключается в том, что эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний,.
Технология портфолио дошкольника Портфолио дошкольника. Портфолио-это прежде всего копилка личных достижений ребёнка его успехов,положительных эмоций. Это способ накопления.
Презентация «Технология ТРИЗ» ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана.
Здоровьесберегающая технология «Музыкотерапия» Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка. Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Гуманно-личностный подход в обучении как фактор личностного развития детей
Просмотр содержимого документа
«Гуманно-личностный подход в обучении как фактор личностного развития детей»
Гуманно-личностный подход в обучении
как фактор личностного развития детей
«Образование, обращённое к человеку,
должно помочь ему обрести личностные смыслы…»
Вспомним о том, что наиболее яркими представителями гуманистической теории личности являются Карл Роджерс и Александр Маслоу. Общий постулат их идей: цель жизнедеятельности — реализация врожденного потенциала посредством внутренних источников человека.
К. Роджерс пришел к выводу, что в потенциальных человеческих возможностях природой заложено стремление к поддержанию и улучшению жизни, то есть тенденция самоактуализации.
Маслоу же определяет две тенденции — тенденцию выживания и тенденцию самоактуализации. Под тенденцией выживания он понимал стремление удовлетворять физическое и психологическое выживание. Он утверждал, что «тенденция актуализации сильна и энергична, только когда тенденция выживания удовлетворена».
Так, в традиционной массовой школе ребенок на уроке находится в состоянии страха, он боится наказания в виде плохой отметки, «крика учителя», унижения, и его силы прежде всего направлены на избегание этих неприятностей. Следовательно, его познавательная, творческая активность снижена, его тенденция самоактуализации затемнена тенденцией выживания.
В гуманистической парадигме образования для удовлетворения обеих тенденций основополагающими понятиями становятся гуманный и личностный подходы в обучении.
Гуманный подход предписывает демократический стиль взаимоотношений учителя и ученика. Личностный подход опирается на личностные смыслы в обучении, организацию учебного процесса на личностно значимой для учащихся основе.
Интеграция этих понятий привела к пониманию сущности гуманно-личностного подхода в обучении как принципа образования и воспитания, предписывающего гуманное отношение к ребенку, развитие его субъектности, становление личностных смыслов, моральных способностей и других личностных структур сознания, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие ребенка.
Попытаемся выяснить, что же относится к учебным результатам гуманно-личностного образовательного процесса.
В.В. Краевский к результатам гуманно-личностного образовательного процесса относит «становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и способного уважать других, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли».
Ш. Амонашвили относит к результатам деятельности гуманистической, личностно ориентированной школы следующее.
1. Облагораживание души и сердца ребенка: умение оценивать и переживать явления жизни, смелость, преодоление страха, ответственность за свои мысли и поступки, творчество, долг, забота, сострадание, сопереживание, желание радовать людей и помогать им, вежливость, совесть, стремление к самопознанию, самовоспитанию.
2. Развитие и становление познавательных сил ребенка: наблюдательность, внимательность, сообразительность, умение слушать и понимать, спрашивать, строить логические суждения, стремление к познавательным трудностям, осознание цели и необходимости планирования деятельности, способность теоретического и эмпирического мышления и обобщения, образность, сотрудничество, самостоятельность, поиск источников знаний, радость познания.
З. Обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений соответствующего качества:
-личностное достояние знаний;
-знание как средство изучения и улучшения жизни;
-присвоение знания, вызывающее желание постигать новые знания.
Мы видим, что упор делается на личностное развитие, становление разнообразных способов деятельности, развитие психических функций и лишь потом на присвоение общекультурных знаний. Ведущей линией развития ребенка становится развитие его моральных способностей как фактора, отвечающего за безопасность жизнедеятельности и каждого человека, и общества в целом.
Учебные достижения школьников
в новых социально-экономических условиях
Изучая научные материалы, опыт практиков-исследователей, автор совместно с педагогом-психологом ГА. Данюшевской и группой заинтересованных педагогов школы № 25 г. Таганрога поставили вопрос: что же в современных условиях можно отнести к учебным достижениям школьников и как отслеживать их рост? Так как у каждого из нас уже был определенный опыт фиксации не только успеваемости, но и некоторых других сторон развития ребенка, мы сделали попытку обобщить и структурировать эти наблюдения.
Далее мы рассмотрим, какие показатели результативности гуманно-личностного образовательного процесса в современных условиях мы выделили, и покажем их практическое применение в контексте исследовательской работы по внедрению гуманно-личностного образовательного подхода в обучении.
1. Положительная динамика академической успеваемости
Для понимания того, могут ли школьные отметки быть показателем успешного обучения, обратимся к теории Л.С. Выготского.
Он, изучая коэффициент умственного развития (IQ) детей, приходит к выводу, что есть абсолютная и относительная успешность.
Абсолютная успешность измеряется через показатель IQ в настоящий момент. Относительная успешность изучается через динамику IQ. Так, например, дети, имевшие более высокий IQ, через несколько лет показали, что их коэффициент рос значительно медленнее, чем у ребенка с первоначальным более низким показателем.
Таким образом, успеваемость школьников можно учитывать как один из критериев успешного обучения, но наблюдать за ним можно только в динамике.
Например, в классе «А» «качество обученности» (отношение итогового количества «4» и «5» к общему количеству отметок) составляло 70%, а в классе «В» — 45%. Через 3 года в классе «А» процент упал до 58%, а в «В» — вырос до 60%. Именно динамические изменения могут говорить об успешности обучения. В нашем случае более успешным в обучении является класс «В».
Итак, показателем результативности образовательного процесса становится положительная динамика академической успеваемости во времени.
2. Развитие интеллектуально-познавательной сферы
НИ. Шевандрин включает в интеллектуально-познавательную сферу личности следующие познавательные процессы: «ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение».
В нашу программу мониторинга мы ввели такие школьно-значимые психические функции, как внимание, память, мышление.
Эти функции не только определяют общую способность ребенка к обучению, но и сами зависят от того, как организован учебный процесс.
На основе этих критериев возможно провести как краткий, так и развернутый анализ результативности образовательного процесса. В краткий входит анализ общего уровня развития интеллекта, внимания и памяти, В развернутый мы дополнительно включаем:
-тип мышления (гуманитарный, математический);
-общую понятливость (понимание смысла и значения слов);
-сохранение алгоритма решения нестандартной логической задачи;
-особенности концентрации внимания;
-анализ отдельных функций мышления: обобщение, комбинаторика, логичность, креативность.
Подобный мониторинг решает задачу отслеживания динамики развития мыслительных операций, общеучебных навыков и потенциального интеллекта на протяжении всего школьного развития ученика (от 1-го к 11-му классу) и через показатели «прироста» дает возможность увидеть эффективность работы педагогического коллектива школы.
По существу, данная модель мониторинга дает возможность соотнести обученность и реальное развитие ученика (темп его интеллектуального развития, изменение по отдельным мыслительным функциям).
Таким образом, мы можем узнать, является ли принцип развития для учителя или школы реальностью или просто декларируется, поскольку в этом случае мы бы увидели по интеллектуальному тесту, что, например, такие показатели, как «гибкость мышления», «классификация», «логические отношения», имеют специфически низкие баллы.
Педагог-психолог совместно с администрацией школы может самостоятельно определить психические функции (индикаторы) и подобрать методики (из множества известных психологических диагностик, тестов) их определяющие.
3. Формирование ключевых компетенций
В современном мире выпускнику приходится сталкиваться с непредсказуемостью событий, постоянными изменениями обстоятельств, с тем, что знания быстро устаревают. Поэтому он должен обладать различными компетенциями, которые позволят ему оптимальными способами решать жизненные проблемы.
Понятие «компетенция» рассматривают как «общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению» (С.Е. Шиянов, ВА. Кальней).
Выделяют ряд ключевых компетенций:
-умение решать реальные задачи,
-способность к самообучению.
Изучать уровень сформированности ключевых компетенций можно посредством:
— наблюдения во время учебного процесса;
-организации специальных заданий, направленных на использование ключевых компетенций;
— анкетирования, опросов, сочинений.
Результаты диагностики позволят сделать вывод о приоритетных направлениях работы учителя.
4. Становление моральных способностей
Одним из критериев становления моральных способностей мы считаем уровень развития эмпатии. Эмпатия определяется как способность постигать эмоциональные состояния другого человека в форме сопереживания, она является одним из показателей развития гуманных качеств человека.
Кроме эмпатии, мы нашли еще один способ оценки нравственного развития учащихся. Это «нравственный аспект» воспитанности по методике И.Кушнаревой. Мы считаем, что гуманно-личностный подход в образовании предполагает наличие высокого уровня морально-нравственных качеств у самого педагога и он не может не передавать их своим ученикам. Поэтому если мы не делаем акцент именно на нравственном развитии личности, то лишаем данный подход в обучении своей сущности.
5. Общее личностное развитие
В личностно ориентированном образовательном процессе невозможно не отслеживать личностное развитие детей, так как оно и остается его основной целью. Это наиболее сложный показатель для школьного мониторинга. Но не обращать внимания и не измерять стороны личностного развития нельзя, так как это вернуло бы вас к старой, «знаниевой» парадигме.
Для оценки динамики развития личности ученика важно выделить такие параметры, которые непосредственно связаны с организацией учебно-воспитательного процесса в школе и зависят от стиля преподавания и способов взаимодействия учителя и учеников.
Мы выделили для себя три таких показателя: мотивация, самооценка, личностная позиция.
Мотивации ученика важна для нас потому, что влияет на результативность учебной деятельности. И она же в первую очередь «страдает» от формального преподавания. Личностью ориентированный подход способен возродить внутреннюю познавательную мотивацию ученика.
Самооценка как отношение человека к самому себе выступает критерием, содержащим многие аспекты личностного развития. Отношение к себе, как известно, формируется в том числе и под влиянием мнения других людей о самом ребенке или об аспектах его деятельности. Поэтому самооценка, как нам кажется, становится одним из достоверных показателей влияния на личность школьника его учителя.
Личностная позиция учителя определяется теми ценностями, которых он придерживается в своей жизни. А совпадение понятий о ценностях ученика и учителя говорит о том, что ученик получил не только знания, но и личностное развитие. Убедиться в этом мы смогли при изучении ценностных ориентаций учителей и учеников в одной из школ, где реализуется гуманистическое образование. для учителей важным было понятие «ответственность», и ученики назвали его же среди первых в общем списке.
Как видим, отслеживать результативность образовательного процесса возможно не только через учебные и интеллектуальные критерии, но и через другие показатели.
Таким образом, мы относим к успешному обучению детей рост учебных достижений, который сопровождается:
• положительной динамикой академической успеваемости;
• развитием интеллектуально-познавательной сферы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
• формированием ключевых компетенций:
2) умения решать реальные задачи,
З) умения сотрудничать,
4) способности к самообучению;
• становлением моральных способностей (высокий уровень эмпатии, нравственного развития);
• общим личностным развитием (мотивация, самооценка, личностная позиция, самоактуализация).
Нашу концепцию можно представить в виде схемы (см. схему 1).
Далее мы рассмотрим. Какие условия и средства способствуют росту указанных учебных достижений.
Гуманно-личностный подход
(Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. ) Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др. ).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и учителя в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять: не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
• требовательность без принуждения, основанная на доверии;
• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
• замена принуждения желанием, которое порождает успех;
• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
• применение косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода.Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы,
способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);