Что такое музыкальная педагогика
Методическое сообщение «Музыкальная педагогика»
Методическое сообщение по теме
Салтыкова Татьяна Анатольевна, преподаватель.
Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика – это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях. Для того, чтобы не уклоняться в сторону при объяснении сложных педагогических проблем, примем однозначную трактовку: педагогика означает «педагогическая наука».
Музыкальная педагогика относится к гуманитарной области и наукой только еще становится. Испытывая жгучий интерес ко всякому доказательному методу, она обращается к социологии, физиологии, философии и психологии. Более всего могла бы помочь ей музыкальная психология, когда была бы сама зрелой областью исследования. Но и музыкальная психология еще молода.
А время не ждет. Каждый выпуск студентов музыкального учебного заведения более говорит о потерях, нежели о расцвете культуры. Музыканты все еще стремятся стать безупречными специалистами и все меньше среди них художников-просветителей, способных взять на себя заботу о музыкальном воспитании народа. Нам все более достаточно одного профессионализма. За личность и ее судьбу в музыке никто уже не ручается.
Мы часто имеем дело с халатными, а то и преступными методами и установками. Воздвигнуты целые бюрократические педагогические системы, подгоняемые горячкой планов, лауретоманией, чиновничьей амбицией. Здесь и сеется халтура…
В угоду экстенсивности мы отказались от интенсивности развития. Мы стали использовать музыкантов, особенно молодых, для укрепления престижа, «для поддержания нашей чести». Маленькое произведение – судьба ученика. Оно может быть сыграно настолько хорошо, что вызовет такой же трепет и восторг у слушателей, как и большая соната, исполненная мастером. Мы нетерпеливо движемся по названиям и количествам, растекаясь, не давая созреть личности. Нам нужны новые завоевания в форме, сложности, программах и т.д. Это и есть экстенсивность – тонкий слой расширения.
Ординарная педагогика берет пример с вундеркиндов, с их интенсивного развития. Завидуя скорости продвижения, педагоги, очевидно, не вполне понимают, что для одаренного ребенка быстрое усвоение – процесс естественный и собственно интенсивный. А менее способным такое движение не по плечу, и педагог невольно начинает дрессуру. Это негатив педагогики.
Адекватная, то есть правильная педагогика может позволить начинающему ученику двигаться интенсивным путем, по-другому. Например, в первые месяцы играть много пьес примерно одинаковой трудности. Ученик не сбежит от таких занятий, если менять образные задачи. В этом все дело. В недрах этой примитивной техники созреет вся его будущая виртуозность. Здесь мы имеем дело с законом развития художественного сознания.
Все музыканты-педагоги знают, что:
— главное – это играть музыкально, художественно, осознанно, выразительно, убедительно и органично, чувствуя форму. Педагог музыкальной школы может это сконцентрировать в двух словах – играй правильно и хорошо;
— ученику хорошо бы быть наслышанным о композиторе, его эпохе, жанрах и формах (но для этого педагоги зачастую отсылают учеников к специалистам-теоретикам);
— надо стараться играть безошибочно, по возможности выполняя все указания и обозначения, в соответствующем темпе, и этого, считают они, уже не мало…
Так ли это плохо? На самом деле это важно. Но многие педагоги этим и ограничиваются.
Между тем некоторые искушенные (то есть одаренные) педагоги знают еще многое. Например, что:
— ученику надо научиться чувствовать и находить кульминации;
— надо отталкиваться в своей игре от настроения и скрытой от глаз идеи произведения;
— форма всякой вещи – это нечто живое и глубоко запрятанное, но помочь ученику можно тем, что научить его соотносить темпы с кульминациями – это и будет формой. А меру соотнесения и пространство, куда он все это поместит, ученик должен создать сам.
Что же понимают выдающиеся музыканты и лишь некоторые, редкие педагоги?
Настоящие художники умеют воскресить музыку, отнестись к ней, как к живому явлению – одухотворить. Их внутренний мир связывается в одно целое с музыкой; в момент игры он наполнен событиями и героями. Художник умеет пространство, то есть видимую им внутренним взором картину, перевести в разворачиваемое музыкальное время.
Назначение музыканта – быть «вертикальным» человеком. Стремясь к высоте, он не имеет дело с грубыми, неповоротливыми материями. Музыкант касается тонкой цельности звукового искусства, которая откликается с той большей мерой совершенства, чем ближе сам музыкант к духовному началу. Духовная вертикаль – понятие не внешнее, а внутреннее.
В противоположность вертикали можно поставить «горизонталь». Здесь мы имеем в виду видимое и объяснимое расширение возможностей, обязанностей, проблем, которое идет не вглубь, а вширь. Например, расширение сети учебных заведений, а в них аппарата, введение новых дисциплин, уважение к количественным показателям, планам в обучении, навязывание критериев, оценок, методик.
В творческом классе по специальности «горизонталь» и ее проблемы не так существенны. Педагог делает ученика предметом своих забот, он думает о его судьбе, росте культуры. Ученики становятся частью личности педагога.
Отношение в классе – заинтересованные и пристрастные. Педагог искренне хочет воспитать в каждом своем ученике такую личность, которая в них заложена. Он стремится развить уникальность каждого.
Педагогу даже с маленькими учениками надо действовать на уровне больших проблем, которые могут уместиться в любое «измерение», в любую музыку и в любой вид искусства.
1. В. Игонин, М. Говорушко «Вопросы музыкальной педагогики».
2. В. Рахминов «Диалоги о музыкальной педагогике»
Музыкальная педагогика
Вы будете перенаправлены на Автор24
История музыкальной педагогики
История развития музыкальной педагогики представляется историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей. Становление данной системы началось в глубокой древности с устных форм музыкальной деятельности.
В истории музыкального обучения имеют место два метода обучения:
Метод обучения, базирующийся на устных музыкальных традициях, берет начало народных традициях и опирается на пение, его коллективные формы и импровизацию.
Метод, основанный на письменных музыкальных традициях, появился как результат зарождения нотной письменности и развития инструментального искусства.
Устная форма обучения к 17 веку была практически вытеснена из педагогической практики и прочно забыта. Взамен пришла профессиональная музыкальная деятельность, определившая метод обучения музыке.
В 17 веке искусство исполнения приобретает черты индивидуальной направленности. Появляются специалисты в определенных областях, в частности композиторы, исполнители и слушатели. В это время появилась сцена, отделяющая исполнителя от зала, дирижер стал располагаться спиной к слушателям, а солист стал исполнять наизусть чужие произведения в своей трактовке. В этот исторический период происходит зарождение нового вида музыкальной деятельности — искусства интерпретации.
Музыкальная педагогика в России
Музыкально-педагогические системы, а также практический и теоретический опыт русских музыкантов относились в первую очередь к организации музыкальных средств.
В середине 19 века в России сформировались две музыкальные культуры — городская и крестьянская. Эти две культуры стали почвой для новой русской музыкальной школы.
Готовые работы на аналогичную тему
В 60-х годах 19 века русские музыканты и общественные деятели активно начали работать над организацией обучения детей музыке на рациональных началах. Они считали, что любой ребёнок имеет предрасположенность к музыкальным занятиям. Они пытались создать единую музыкально-педагогическую систему, одинаково пригодную и будущим профессионалам, и любителям. Учебный процесс, по мнению реформаторов, должен опираться на национальные музыкальные традиции. Следует отметить, что вопрос всегда стоял только о коллективных формах обучения музыке, а не о развитии методик индивидуального обучения.
К 1917 году практически была готова реформа российского музыкального образования. Но после революции произошёл откат назад. Представители новой власти имели свое видение культуры, в форме просветительства. Она основывалась на клубной работе и была нацелена на нечто среднее.
Основные аспекты музыкального образования
Основные исследования в области современного музыкального образования представлены следующими направлениями:
Российская система музыкального образования включает в себя:
Все образовательные музыкальные программы способствуют воспитанию у учащихся любви и интереса к музыке, формированию музыкально-слуховых представлений и развитию практических музыкальных навыков, в том числе исполнительских, аналитических и слуховых.
Музыкальной педагогике присущи как общие принципы педагогики, так и специфические формы и методики преподавания.
Принципы музыкальной педагогики
Основные принципы музыкальной педагогики заключаются в следующем:
Особенности музыкальной педагогики
Основная тема множества исследований в музыкальной педагогике – это процесс взаимодействия педагога и ученика. Основная задача педагога-музыканта заключается в постоянном поиске наиболее эффективных методов и способов обучения и воспитания каждого отдельного ученика.
Для передачи знаний о музыке необходима адаптация форм и методов, используемых в общеобразовательной школе. В то же время для усвоения самой музыки и овладения практическими умениями и навыками требуются специфические формы организации обучения, методы и средства, которые отвечали бы особому содержанию музыкальных дисциплин.
Музыкальная педагогика базируется также на активизации творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым здесь является аналитический метод обучения, при котором педагог – это организатор самостоятельного поиска ребенком новых музыкальных ощущений. Данный подход стимулирует и развивает творческое начало. Соединение практического и аналитического методов обучения является основной задачей, которая стоит перед педагогом-музыкантом. Для решения данной задачи педагогу необходимо не только владеть методикой преподавания своего предмета, но педагогической техникой.
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Музыкальная педагогика в системе педагогических наук
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Система педагогических наук.
Педагогика – обширнейшая наука. Пройдя длительный путь развития, она превратилась в разветвленную систему различных научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.
Общая педагогика – базовая дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека.
История педагогики исследует историю педагогических учений в различные эпохи.
Сравнительная педагогика исследует закономерности развития образовательных систем в различных странах.
Возрастная педагогика изучает особенности образования человека на разных возрастных этапах.
Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы методы образования людей с отклонениями в развитии.
Методики преподавания отдельных учебных предметов – разработка содержания, методов, форм изучения этих предметов.
Профессиональная педагогика – то же в отношении конкретной профессии.
Музыкальная педагогика– отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства.Процесс музыкального образования и воспитания личности происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.
Понятие музыкальной педагогики имеет два аспекта. С одной стороны, это практическая деятельность по музыкальному воспитанию и обучению. С другой стороны, это наука, изучающая данный вид деятельности, обобщающая и осмысливающая накопленный исторический опыт.
Теоретическое знание, получаемое музыкально-педагогической наукой, используется в практической работе для обоснования содержания и форм обучения, выбора соответствующих его задачам методов, для оптимальной организации учебного процесса. Вместе с тем музыкально-педагогическую деятельность можно считать своеобразным видом искусства, требующим от учителя не только глубоких знаний, но и яркой индивидуальности, проявлений творческой интуиции и психологического чутья, артистизма. Это необходимо как для постижения содержания музыкального произведения, так и для творческих контактов с учащимися, которые могут осуществляться лишь при условии личностной эмпатии, совместного художественного переживания.
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Между профессиональным и любительским музицированием существуют сложные, исторически изменчивые отношения. Начало музыкальной культуры вообще не знало музыкантов-профессионалов, которые выделились из человеческой общины лишь на том этапе, когда, в силу усложнения форм музицирования, возникла потребность в людях, выполняющих специализированные художественные функции.
В отдельные эпохи (и в определенных социальных условиях) профессиональное и любительское музицирование не имеют существенных отличий (вспомним, например, о высоком уровне любительства в кругах немецкой или русской аристократии XVIII века). В другое время формы музыкального любительства резко отличаются от форм профессионального музицирования. Так, например, в СССР в 30-50-е годы была широко распространена художественная самодеятельность (особенно в области исполнительства на народных инструментах), существенно отличавшаяся от профессионального исполнительства и требовавшая иных форм обучения и специфических педагогических приемов.
На первый взгляд может показаться, что воспитание музыканта-профессионала всегда было в центре общественного внимания и составляло основной предмет музыкальной педагогики. В действительности дело далеко не всегда обстояло так. Напротив, начало европейской музыкальной педагогики (судя по трудам Платона и Аристотеля) – это разработка вопросов общего музыкального воспитания в условиях рабовладельческого общества. Свободные граждане, о музыкальном воспитании которых писали древнегреческие философы, были, как правило, рядовыми любителями музыки, овладевавшими лишь азами музицирования. Об обучении музыкантов-профессионалов (ремесленников, по выражению Аристотеля) философы не говорили ни слова.
Сходная картина наблюдалась и в средневековом арабском мире: свободный человек, любивший музыку и наслаждавшийся ею, не мог снизойти до профессиональных занятий искусством – это была «привилегия» иноплеменных рабов. Что касается европейской средневековой культуры, то в ней музыкальный профессионализм господствовал в сфере церковного искусства. А рыцарская культура выдвинула фигуру просвещенного музыканта-любителя (трубадура, миннезингера). Лишь со временем придворное аристократическое искусство также обратилось к услугам музыкантов-профессионалов. Об уровне художественного любительства эпохи средневековья говорит хотя бы тот факт, что формы искусства, культивировавшиеся музыкантами-любителями, вошли в золотой фонд культуры, составили не одну ее славную страницу. Но о способах трансляции этой культуры известно очень немного: исторических свидетельств о рыцарской музыкальной педагогике практически не сохранилось.
Эпоха Возрождения и начало Нового времени не внесли принципиальных изменений в соотношение любительских и профессиональных форм музицирования. В аристократических, а позднее в буржуазных слоях общества поддерживался достаточно высокий уровень музыкального любительства, но постепенно все более значимыми становились профессиональные занятия музыкой, что было связано с усложнявшейся техникой музыкального искусства, с невозможностью достичь в нем высоких результатов, обращаясь к музыке от случая к случаю, на любительской основе (при этом не следует забывать об отдельных, порою ярких исключениях). Вспомните примеры из литературы.
Примерно с XVIII века передовые деятели культуры (например, Ж.-Ж. Руссо) выступили с идеей широкого музыкального воспитания, которое касалось сначала буржуазных кругов, а позже (ХIХ-ХХ в.) распространилось и на другие слои населения. Помимо гуманистических устремлений в деятельности французского просветителя нужно видеть и другую сторону: постановка вопроса о широком музыкальном воспитании отражала обеспокоенность философа отрывом музыкальной культуры от народных масс, культурным расслоением общества.
В музыкальной культуре XX века взаимодействие любительских и профессиональных форм музицирования достигло нового уровня (несмотря на существование изощренных элитарных форм искусства, мыслимых только на базе музыкального профессионализма). Вспомним в связи с этим хотя бы о джазовой музыке, о современных поп- и рок-культурах, об упоминавшихся ранее особых формах любительства, развивавшихся в нашей стране в советский период. Во всех этих случаях соотнесенность любительского и профессионального начал (и, следовательно, способов освоения музыкальной культуры) совершенно иная, нежели в области академического искусства.
Параллельное существование и взаимодействие музыкального профессионализма и любительства сказывается на содержании и организационных формах музыкальной педагогики, приводит к ее многослойности, «многоукладности».
Идея широкого музыкального воспитания, возникшая в демократической культуре XVIII-XIX веков, сохраняет в настоящее время актуальность. В различных странах мира она с большим или меньшим успехом проводится в жизнь.
Основные задачи музыкальной педагогики:
Передача от поколения к поколению всей совокупности музыкального опыта – специфических знаний и навыков, обеспечивающих слышание, исполнение и создание музыкальных произведений.
«Педагогика музыкального образования» как научный термин
В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. Однако многие ученые возражают против подобной терминологии. Так, известный методолог В. В. Краевский отмечает, что «в последнее время появились десятки новых “педагогик”, среди них: “театральная педагогика”, «музейная педагогика” и т. д. Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. Новые педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность».[1]
Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т. Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки (живописи и др.), в отдельных случаях подобные терминологические «симбиозы» могут быть использованы.[2]
Данную позицию по отношению к термину музыкальная психология разделяет и Г. М. Цыпин, отмечая, что такой термин «не вполне корректен. Однако широкое, можно сказать, традиционное использование в массовом обиходе (выходят даже учебники с таким названием) в известной мере оправдывает его употребление».[3]
В данном учебнике по отношению к музыкально-педагогической науке в качестве основополагающего будет употребляться термин педагогика музыкального образования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания
Л Е К Ц И И
По дисциплине
«Музыкальная педагогика и психология»
Тематика курса
Музыкальная педагогика [С. 2- 85].
Музыкальная педагогика как область научного знания
Идеи музыкально-эстетического воспитания и обучения в истории европейской музыкальной культуры
Музыкальное воспитание и образование в России: становление и развитие, тенденции, системы
Зарубежные системы музыкального воспитания
Фортепианное обучение как художественно-воспитательная дисциплина
Музыкальная исполнительская (фортепианная) педагогика
Педагогика музыкального восприятия
Мировая музыкальная педагогика в эпоху глобализации
Раздел 1. Музыкальная психология как научная дисциплина
Лекция 1.1. Музыкальная психология: этапы становления, предметная область, направления
Раздел 2. Психология музыкальной деятельности
Лекция 2.1. Музыкальная деятельность: виды, структура, механизмы
Лекция 2.2. Психология музыкального творчества
Лекция 2.3. Психология восприятия музыки
Лекция 2.4. Психология музыкальных способностей. Онтогенез музыкальных способностей
Раздел 3. Психология музыкального сознания
Лекция 3.1. Музыкально-познавательные процессы психики личности
Лекция 3.2. Музыкальное мышление: виды, сущность, развитие
Лекция 3.2. Музыкальное сознание: понятие, исторические формы
Музыкальное сознание общества и личности
Раздел 4. Психология музыкального образования
Лекция 4.1. Психологические основы музыкального обучения (-)
Лекция 4.2. Психологическая характеристика методов обучения (-)
Лекция 4.3. Психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе
Раздел 5. Психология музыкально-педагогического общения
Лекция 5.1. Преподавание музыки. Процесс общения в музыкальной деятельности
Музыкальная педагогика
Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания
1. Курс «Музыкальная педагогика и психология»: цель, задачи
2. Музыкальная педагогика: объект и предмет изучения, задачи
3. Основные понятия музыкальной педагогики
4. Источники изучения музыкальной педагогики
5. Принципы музыкального образования
1. Содержание курса «Музыкальная педагогика и психологии» предполагает:
— изучение процесса развития музыкальной педагогической и психологической теории и практики в контексте эволюции музыкальной культуры и искусства;
— выделение базовых основ музыкально-педагогической и психологической практики благодаря выявлению сущностных особенностей музыки как явления культуры;
— учета в развитии музыкальной педагогики и психологии принципов и закономерностей общей педагогики и психологии.
Центральное место в курсе отводится изучению концепций музыкального воспитания, развития и образования, получивших признание мировой и отечественной общественности. Содержание курса базируется на использовании культурологического, исторического, деятельностного и музыковедческого научных подходов.
Цель дисциплины – сформировать у студентов систему научных знаний и практических навыков в сфере музыкально-педагогической и исполнительской практики посредством изучения истории, теории и методики музыкального воспитания и обучения, а также основ музыкальной психологии.
В результате изучения дисциплины у студента должна сложиться система научных представлений о методологических и теоретических основах музыкальной педагогики и психологии; усвоено содержание основные зарубежных и отечественных методик музыкального воспитания, образования и развития;
уметь:
— осуществлять профессиональную музыкальную деятельность с учетом ее педагогических и психологических аспектов;
— анализировать состояние музыкального воспитания, обучения и развития учащихся, корректировать его;
владеть:
— системой музыкально-педагогических и музыкально-психологических умений и навыков;
— методами изучения музыкальных способностей воспитанников;
— методами управления их музыкальной культурой.
Основная цель курса «Музыкальная педагогика и психология»:
— систематизировать теоретические знания в области музыкальной эстетики, педагогики и психологии;
— ознакомить студентов с различными методиками музыкального воспитания, образования и развития детей;
— сформировать потребность в изучении психических явлений и процессов, продуцируемых музыкой, уметь их анализировать;
— вооружить знанием осуществления механизмов психической деятельности, закономерностей музыкального творчества и музыкального восприятия;
— ознакомить с методами диагностики и формирования музыкальных способностей детей;
— сформировать у студентов-музыкантов исполнительского профиля систему музыкально-педагогических и психологических знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять в будущем профессиональную деятельность в решении психолого-педагогических задач музыкального воспитания, воспитания, образования и развития.
Освоение содержание курса обеспечит продуктивное изучение частных методик музыкального воспитания, обучения и образования, во всех видах музыкальных практик.
Курс «Музыкальная педагогика и психология»связан с такими сферами научного знания как культурология, философия музыки, музыкальная эстетика, история музыки, теоретическое музыкознание, музыкальная социология. Освоение содержания курса происходит в процессе взаимодействия с музыкально-теоретическими и историческими дисциплинами, анализом музыкальных произведений и др.
Задачи курса:
— освоение историко-теоретических знаний и практических навыков в области музыкальной педагогики и психологии;
— выявление структуры музыкальных способностей и особенностей их развития на разных возрастных этапах;
— анализ особенностей эмоционально-волевой сферы и психомоторных проявлений музыканта;
— изучение музыкально-познавательных процессов психики;
— анализ психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и педагога;
— выявление психологических механизмов творчества личности в процессе музыкальной деятельности;
— характеристика психологических особенностей ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий;
— выявление психологических основ обучения языку музыки;
— изучение психологии музыкально-педагогического общения;
— установление психологических особенностей организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностических методов музыкально-образовательного процесса;
— изучение особенностей музыкальной семантики как выражения психических закономерностей, зафиксированных в музыкальных произведениях различных стилей и жанров, которые определяют протекание процесса формирования музыкального восприятия и способов музыкального мышления;
— выявление общих и индивидуально-психологических закономерностей психофизиологических процессов, вызываемых музыкой.
2. Музыкальная педагогика (англ. Music Pedagogy) представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается изучением и разработкой наиболее эффективных форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта в различных сферах музыкального искусства.
Объект изучения музыкальной педагогики— процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.
Предмет исследования музыкальной педагогики– совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Задачи изучения музыкальной педагогики:
— ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в ее историческом контексте;
— освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;
— ознакомиться с наиболее известными системами и методиками музыкального воспитания и обучения разным видам музыкальной деятельности.
3. Основные понятия музыкальной педагогики
Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.
Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.
Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.
Музыкальная педагогика– отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.
Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.
Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).
Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными учебными заведениями, так и негосударственными, или частными, а также физическими лицами.
Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.
Закон– точные условия, форма движения вещи.
Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.
Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.
Закономерности музыкального образования – это:
— соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;
— зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;
— ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.
4. Формы организации музыкального обучения и воспитания:
— внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, определяющиеся видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников;
— практические занятия (уроки музыки, музыкальные занятия), концерты, лекции, фестивали, конкурсы и др.
Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.
5. Источники изучения музыкальной педагогики
1. Музыкально-педагогический опыт прошлого (институты создания, накопления и сохранения музыкально-эстетических идей и образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры).
2. Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).
3. Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:
— опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;
— передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).
6. Принципы музыкального образования:
— основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;
— доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;
— равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;
— гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
— связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;
— взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;
— свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;
— научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;
— ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);
— креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.
Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.
Литература
1. Закс Л. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. – Л., 1987. – Вып. 3. – С. 46-48.
2. Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148-155.
3. Каган М. Искусство // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 222-223.
6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976.
7. Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусств в школе // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – С. 33-50.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.
9. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М., 1972.
10. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. – М., 1970.
11. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). – М., 1986.
12. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: Очерки истории. – М., 1973.