Что такое музыкально ритмические навыки

Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыки Гайворонская Жанна
Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста

МКОУ Шапошниковская СОШ

«Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила: Гайворонская Ж. В.

Музыкальный руководитель

Всестороннее развитие дошкольника, формирование его эстетического вкуса, музыкальной культуры, а так же и танцевального опыта ребёнка происходит в дошкольном возрасте, когда он уже способен применять воображение и фантазию в играх со сверстниками, но затрудняется проявить себя в танцевальном творчестве.

Ребёнок учится предавать через пластику движений характер музыкального произведения, его образное содержание и таким образом у него развивается музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц.

Музыкально – ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Работы педагогов и психологов показывают, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается снижение восприятия музыки, а так же снижение двигательных реакций на музыку. Окружающая ребенка с пеленок музыкальная среда создает у детей зависимость от простейших ритмов, что приводит к остановке развития музыкально-танцевальных способностей детей.

В своей практике я сталкиваюсь с такими возникающими у детей затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их; затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно находить выразительные движения для передачи музыкально-художественного образа. Часто это ограничивается одним-двумя движениями. Поэтому передо мной стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и приёмов, в рамках воспитательно-образовательной работы ДОУ, способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».

Синкретичность (слитность, нераздельность) танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Важно помнить, что каждый ребёнок по своей натуре – творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он ещё робок в своих начинаниях, движения ещё угловаты и неуклюжи, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого. Вот здесь-то музыкальный руководитель и должен, не унижая достоинства ребёнка, подать ему руку помощи и шагнуть вместе с ним в мир танцевального искусства, где шаг за шагом, ненавязчиво будет обучать малыша и развивать в нём способность творить, вместе с тем находя всё новые формы, приёмы и методы в работе, подключая свой индивидуальный стиль деятельности и являясь таким же творцом и образцом для подражания.

Мой опыт показывает, что развитие активного творческого воображения у младших дошкольников хорошо осуществляется с помощью танцевальных игр – импровизаций. Дети очень любят изображать животных.

Они достаточно тонко подмечают особенности, повадки животных.

Конечно, я сначала помогаю детям, подсказываю, как изобразить то или иное животное.

С целью развития танцевальных импровизаций использую различные переплясы. Дети с большим интересом соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений. Эти попытки в придумывании своего танца еще не уверены у детей. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность, дети иногда нерешительно включаются в эти задания, но к концу года многие могут достаточно выразительно передавать в танце характер, настроение. Одним детям импровизация дается легче, другим труднее.

Во время разучивания музыкально – ритмических заданий учитываются возрастные особенности детей. Понятие правая рука (нога, левая рука (нога) проблематично для дошкольников, но они способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально – ритмические задания. В результате музыкально – ритмического воспитания к концу года дети 5-6 лет имеют запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально – ритмических навыков. Все это создает благоприятную почву для дальнейшего развития творческих способностей дошкольника.

Музыкально-ритмические движения являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности дошкольника. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой” музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы

Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Развитие творческих способностей ребенка на музыкально-ритмических занятиях возможно, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.Важную роль играет оснащение: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

В дальнейшем я планирую более углубленно внедрять некоторые программы, связанные с ритмикой, для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации (раскрытие) музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.

Источник

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольников

Консультация для воспитателей на тему:

«Музыкально-ритмическая

деятельность детей дошкольного возраста«

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальномувоспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально – ритмического движения.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.

Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют в виду, прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания. Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале ХХ века. Тогда во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Э. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Далькроз сделал музыку.

К. Орф — выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк». В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Карл Орф считает первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а фундаментом музыкальности — музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить, понять музыку. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать ее, но и быть ее исполнителем, не важно песня это или инструментальное произведение. Он может ее спеть, станцевать или сопроводить ритмическими движениями.

Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям.

Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических движениях.

Исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства.

Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием тех или иных музыкальных способностей детей, навыками исполнения музыки, рассматриваются в неразрывной связи с восприятием музыки. Музыкальное искусство, воздействуя на психику человека, побуждает его не только к внутренним, но и внешним действиям. В этой связи выдающийся психолог Б. М. Теплов подчеркивал, что восприятие музыки есть активный процесс, который не является только слуховым. Этот процесс, как определил его Теплов — слуходвигательный. Музыка без ритма не существует и всякое ее восприятие есть ритмическое. Музыка создает у человека зрительные, двигательные и другие представления. Значит, в процесс восприятия музыки важно включать кроме музыкальных образов зрительные (картины, слайды, двигательные, которые помогут лучше, острее, ярче понять ее.

Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям — развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений, из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность, из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев, а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.

Задачи музыкально-ритмического развития дошкольниковможно сформулировать следующим образом:

1) формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

2) развивать восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

5) учить прочному овладению техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

7) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять придумывание собственного игрового образа, персонажа; составление «своей» пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.

Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.

Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т. д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиФотоотчет о проведении ритмических игр с именами для детей старшего возраста В своей практике я часто использую ритмические игры с именами. Свое собственное имя, произнесённое перед группой и повторенное хором, производит.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиКонсультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»консультация для педагоговитоговая работа.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть фото Что такое музыкально ритмические навыки. Смотреть картинку Что такое музыкально ритмические навыки. Картинка про Что такое музыкально ритмические навыки. Фото Что такое музыкально ритмические навыкиЭссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Источник

§ 2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений

В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается п чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить ее хлопками.
На четвертом году жизни малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Однако эти реакции еще несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

Задачи

Сформулируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая ее в движениях;
развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Художественный образ складывается из взаимодействия разнообразных музыкальных средств: выразительной мелодии, лада, гармонических сочетаний, фактуры сопровождения и т. д. Из этого комплекса музыкальных средств важно отметить те, которые могут быть выражены в движении, в пении. Так, в пении основное — мелодия. Следовательно, в процессе обучения певческим навыкам больше всего тренируются мелодический слух, звуковысотные слуховые представления.
В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому
в процессе занятии ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.
Надо помнить, что не все необходимые ребенку движения могут быть использованы для музыкального воспитания, а лишь те, которые отличаются достаточно большой амплитудой, требуют активной координации рук, ног, туловища, развивают крупные группы мышц.
Таким образом, программа по музыкально-ритмическому движению имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая ее сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм), передавая это в движениях.
По таблице 6 (см. с. 122) можно проследить (по горизонтали) усложнение музыкально-ритмических навыков и общий объем программных требований (по вертикали) каждой возрастной группы. Отметим характерную особенность программы: работа над тем или иным навыком, начатая с малышами, продолжается и в последующих группах, но требования усложняются. Например, если от младших детей требуется лишь реакция на громкую и тихую музыку, то в подготовительной группе они должны воспринимать усиление и ослабление звучания.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать ее общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Например, в игре «Поезд» на музыку Е. Тиличеевой яркую роль играет такое средство музыкальной выразительности, как темп. Это соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей.
Возьмем другой пример — упражнение плясового характера «Барашеньки» на русскую народную мелодию для детей подготовительной к школе группы. Характер пляски сохраняется в течение всего упражнения, но ведущим компонентом становится динамика благодаря постепенному усилению звучания, ускорению темпа, появлению более частых (мелких) длительностей. Это дает возможность тренировать детей в восприятии динамических и темповых изменений, используя движения, переходящие от умеренных к более интенсивным и заканчивающиеся быстрым, стремительным кружением с внезапной остановкой в конце.

Таблица 6
Схема развития музыкально-ритмических навыков детей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *