Что такое народ термин история

НАРОД

Полезное

Смотреть что такое «НАРОД» в других словарях:

НАРОД — Все мы народ, и правительство тоже. Отто фон Бисмарк Вольтер учил: «Чем люди просвещеннее, тем они свободней». Его преемники сказали народу: «Чем ты свободнее, тем просвещенней». В этом и таилась погибель. Антуан де Ривароль Тот, кто желает вести … Сводная энциклопедия афоризмов

НАРОД — муж. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей,… … Толковый словарь Даля

народ — НАРОД, народа, м. 1. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. «Красная Армия это вооруженный советский народ.» Ворошилов. «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами… … Толковый словарь Ушакова

Народ — важнейшая категория политической науки, содержание которой существенно меняется в зависимости от интересов и политических позиций определяющего субъекта. В суждениях древнегреческих мыслителей эта особенность проявилась уже вполне отчетливо.… … Политология. Словарь.

Народ — Народ ♦ Peuple Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ – всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в … Философский словарь Спонвиля

народ — Народность, нация, национальность, племя, язык, раса. Ср … Словарь синонимов

НАРОД — Национальное русское освободительное движение с 2007 ср.: РНОД НАРОД Источник: http://www.novayagazeta.ru/news/124084.html НАРОД Народ Национальное русское освободительное движение с 2007 ср.: РНОД НАРОД … Словарь сокращений и аббревиатур

НАРОД — 1) в теории конституционного права все население данного государства, образующее единую социально экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие либо национальные общности (в конституционной доктрине ряда стран, в т.ч.… … Юридический словарь

народ — НАРОД, а, м. Обращение к окружающим, к группе знакомых. народ, никто мою сумку не видел? … Словарь русского арго

народ — • Народ не роскошь а средство обогащения. Правительство • После того, что правительство сделало с народом, оно обязано на нем жениться. • Интеpесно, что сделало советское пpавительство с наpодом, что он так долго испытывал чувство глубокого… … Оригинальная словарная подборка афоризмов

Источник

Пустые слова: краткая история термина «народ»

Danil Burygin

Политические термины не являются идеологически нейтральными, но, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P выясняют, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас. В новом выпуске — биография слова «народ», которое почти всю свою карьеру служило инструментом манипуляции и пропаганды.

В XVII веке понятие «народ» в разных европейских языках обозначало население определенной территории, подчиняющееся одним и тем же законам. В этом смысле оно было тождественно понятию «нация» до революций XVIII века.

Термин актуализировался в качестве политического в трудах философов-просветителей. Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», рассуждая об английской традиции государственности, называет народ единственным источником политической власти. Руссо в трактате «Об общественном договоре» определяет народ как «совокупность отдельных граждан, участвующих в управлении государством». «Общая воля», выражаемая в процессе участия граждан, тождественна понятию «народного суверенитета». Таким образом, народ как политический субъект становится в теориях философов Просвещения некой абстрактной моделью, напоминающей афинский «демос». Позже Монтескье добавил к концепции народного суверенитета идею народного представительства.

Во время американской революции новое понимание нации как сообщества равноправных граждан страны начинает отождествляться с понятием «народ». В Декларации независимости и Конституции США юридически закрепляется суверенитет народа. При этом народ имеет право в любой момент свергнуть правительство, если оно не выполняет обязательства перед своими гражданами, а также учредить новое правительство, основанное на принципах, которые защитят их безопасность и права.

Джорджо Агамбен в книге «Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь» отмечает, что в европейских языках понятие «народ» с самого начала Нового времени сохраняет одновременно два значения — с одной стороны, это совокупность граждан, составляющих единое политическое тело, с другой — класс обездоленных, бедняков, фактически отстраненных от реального участия в политике. Это раздвоение выразилось, в частности, в Геттисбергской речи Линкольна, в которой провозглашение народного суверенитета («правительство народа, избранное народом для народа») риторически выдавало подразумеваемое противопоставление одного «народа» другому.

В российской традиции понятие «народ» также обладало двойственностью — это и подданные одного государства, говорящие на одном языке, и простолюдины, чернь, то есть низшие слои общества. Как пишет И.А. Агейкина, во время Отечественной войны 1812 года понятие «народ» впервые используется государством в качестве пропагандистской идеологемы на страницах журнала «Сын Отечества». В статьях журнала, написанных в патриотической тональности, проводится мысль о мессианской сущности русского народа, призванного спасти народы Европы от власти тирана. Описывая героические подвиги русских крестьян, авторы журнала создавали концепцию «народной войны» до самого конца пропагандистской кампании в 1813 году — пока образ народа как внесословного единства не начал опасно напоминать послереволюционное понятие «нация» в Европе.

Сама по себе триада «Православие, самодержавие, народность» по форме копировала лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство».

В 1830–1840-е годы в российской публицистике утверждается понятие «народность» для обозначения национального своеобразия русской культуры и, в частности, литературы. Впоследствии это понятие станет одним из трех идеологем теории официальной народности, призванной доказать коренное отличие российской государственности от европейских форм правления. Сама по себе триада «Православие, самодержавие, народность» по форме копировала лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство».

Переход понятия «народность» из культурного измерения в политическое произошел в николаевскую эпоху. А.Миллер отмечает, что утверждение понятия «народность» в официальной идеологии осуществлялось на фоне общей национализации политического курса в Российской империи. К середине XIX века в результате аннексий доля славянского населения в империи сократилась до 68%, а доля великорусов — до 46%. Кроме того, Европа воспринималась как источник опасных революционных идей. Таким образом, теория официальной народности использовалась в качестве средства национальной консолидации.

В 1860-е годы, с усилением украинского и белорусского национализмов, тема народности трактуется консервативными публицистами в религиозном и этническом ключе. В это время появляется идея «ядра» русской нации («русская Россия») внутри империи. При этом интеллигенция, в частности, народническое движение, пытается бороться с царским правительством за право говорить от лица народа.

Ричард Уортман в книге «Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии» описывает, как в условиях политического кризиса начала XX века при помощи церемоний и юбилейных празднований (двухсотлетие Полтавской битвы, сотая годовщина Бородинского сражения, трехсотлетие дома Романовых) была развернута пропагандистская кампания, внедрявшая образ «народного» царя, или «отца народа». Это касалось выпуска массовых газет, исторических фильмов, календарей, делавших личность царя частью каждодневной жизни широких слоев населения. Они указывали на прямой союз царя и народа, в котором не было места общественности (интеллигенции) и, соответственно, избираемым народом депутатам. При этом под народом подразумевалось только крестьянство, другие сословия практически не упоминались.

После Октябрьского переворота понятие «народ» трактовалось в марксистском ключе — как класс трудящихся и обездоленных. Однако уже в 1930-е годы в советской риторике появляется новое добавочное значение. Как пишет Славой Жижек, ключевой идеей сталинской конституции 1935 года было провозглашение конца классовой войны в СССР и, следовательно, конца периода чрезвычайного положения. При этом именно после введения новой конституции начинается кульминация террора в Советском Союзе. Связано это с тем, что субъектом советской власти назывался уже не рабочий класс, а народ. Более того, формально представителям других классов даже возвращались политические права, которых ранее они были лишены. Однако в связи с тем, что советский режим перестал быть классовым, его оппоненты становились уже не просто врагами класса, а врагами народа. Этот риторический прием должен был сгладить любые сомнения, которые могли бы возникнуть в связи с физической ликвидацией оппонентов режима.

Символически самоуничтожаясь во имя «народа», официальный представитель сам становится «народом», то есть заставляет поверить в то, что его словами действительно говорит народ.

Еще один смысловой оттенок добавился к понятию с возникновением подконтрольных СССР социалистических режимов, которые назывались народными демократиями (Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Лаосская Народная Республика, Польская Народная Республика, Народная Республика Болгария и т.д.). Слово «народный», считает Жижек, прежде всего указывало на то, что данные режимы не являлись «диктатурами пролетариата», то есть следовали изменению политического курса Советского Союза. Д.Фельдман отмечает комический эффект, возникающий от избыточности прилагательного «народная» применительно к внутренней структуре понятия «демократия», в результате чего получалось «народное народовластие». Лояльные СССР режимы противопоставлялись «буржуазным демократиям» как «истинные» демократии.

Продолжая мысль о фундаментальном биополитическом разломе, который изначально несет в себе понятие «народ», Агамбен пишет, что народ всегда был источником любой идентичности населения, вынужденного постоянно самоопределяться в процессе фундаментальной гражданской войны внутри него. Эта война, по мнению Агамбена, лежит в основе концепции классовой борьбы по Марксу.

После французской революции возникает биополитический проект создания единого народа, не имеющего раскола. В результате этого возникает фигура исключения — «голая жизнь», которая не имеет никакого гражданского статуса. «Голая жизнь» — синоним понятия homo sacer из древнеримского права, — те, кто были осуждены народом за преступление, кого нельзя принести в жертву богам, но убийство которых, однако, не осуждается.

Уничтожение евреев в нацистской Германии было воплощением проекта устранения части исключенных («голой жизни»), чтобы произвести на свет немецкий народ («Volk»), навсегда лишенный биополитического разлома. Другая версия этого биополитического проекта, по мнению Агамбена, представлена в современную эпоху в капиталистических странах, где создается для последующей ликвидации фигура «народа исключенных» (бедных классов) внутри самих обществ и преобразуются в «голую жизнь» все население стран третьего мира.

Жак Рансьер в книге «Несогласие» рассматривает то, как менялась функция понятия «народ» со времен Афин эпохи Перикла до современности в качестве единой исторической парадигмы. По Рансьеру, народ — не совокупность членов сообщества, а абстрактное дополнение, артефакт, не позволяющий свести политику к тотальному порядку суммы частей сообщества. Эта пустая дополнительная часть позволяет идентифицировать «подсчет неучтенных», то есть не имеющих никаких особенных характеристик (как род и богатство), с сообществом в целом (демократией). Двойственность народа, которую отмечает Агамбен, трактуется Рансьером как дополнение ко всякому подсчету.

Новое время — это эпоха субъективации, создания множества вариантов общности, в которых идентификация (трудящиеся, граждане, женщины) всегда добавочна, эпизодична и не сводима к субъекту. Позитивистская социальная философия XIX века утвердила, что не существует подсчета неучтенных, а есть разные социальные группы, являющиеся составными частями целого. Ярче всего это выразилось в марксисткой теории, которую Рансьер называет метаполитикой. Она противопоставила демократию реальную демократии формальной.

При этом сам факт существования дополитического значения понятия «народ» — трудящееся и страдающее население, — противоречит исполнению суверенной власти народа. С утверждением «конца политики» и «постдемократии» в современном мире после тоталитарных катастроф данное противоречие преодолевается.

В условиях постдемократии народ становится равным сумме своих частей. Он отождествляется с населением, становится однородным целым, лишенным различия, что позволяет осуществить процедуры исчерпывающего учета и, следовательно, тотального контроля. Этим объясняется тот факт, что современные демократии более не называют себя народной властью. На этом фоне руссоистский народ-суверен и марксистский народ-пролетариат заменяются вернувшимся этническим народом.

Что такое народ термин история. Смотреть фото Что такое народ термин история. Смотреть картинку Что такое народ термин история. Картинка про Что такое народ термин история. Фото Что такое народ термин история

Пустые слова: краткая история термина «революция»

Пустые слова: краткая история термина «национализм»

Пустые слова: краткая история термина «патриот»

Что такое народ термин история. Смотреть фото Что такое народ термин история. Смотреть картинку Что такое народ термин история. Картинка про Что такое народ термин история. Фото Что такое народ термин история

С 1960-х годов исследователи отмечают общий пессимизм по поводу системы представительной демократии, в которой народ делегирует свои права официальным представителям. Проблему современного института представительства рассматривает в сборнике «Начала» Пьер Бурдье. Представитель — тот, кто благодаря своей функции делает видимой ту или иную группу, которая делегировала ему свои права. Другими словами, группа существует только посредством делегирования прав частному лицу, которое эту группу замещает. По мнению Бурдье, передача своей судьбы в руки институции, которая в средневековой церковной традиции называлась fides implicita, может быть вполне применима к современной политике — чем более обделена группа, тем с большей готовностью она делегирует свои права представителю.

Для того чтобы присвоить себе власть группы, лицо должно полностью свести себя к ней, после чего обретенная символическая власть позволяет скрыть выгоду, которую получает выборный представитель. Присваивая такие понятия, как «народ», представители делают их синонимами самих себя (можно вспомнить слова Робеспьера: «Народ — это я»). Этот прием, к которому обращаются современные политики, Бурдье называет эффектом оракула. Когда аппаратчик использует его, он автоматически переходит с «я» на «мы». Символически самоуничтожаясь во имя «народа», официальный представитель сам становится «народом», то есть заставляет поверить в то, что его словами действительно говорит народ.

Пример современного употребления:

«Отвечающий за весь народ по определению должен быть социалистом, и значит, новый лидер будет строить «левую» экономику. Но помнящий о том, что народ в целом состоит из отдельных и противоречивых представителей, по определению должен быть либералом, и значит, новый лидер будет строить либеральную политику. С первого же шага он продемонстрирует готовность отвечать за Россию всем своим существом и не отделять своей судьбы от судьбы Родины». Захар Прилепин. «А делать будет Пушкин!» // The New Times.

Что такое народ термин история. Смотреть фото Что такое народ термин история. Смотреть картинку Что такое народ термин история. Картинка про Что такое народ термин история. Фото Что такое народ термин история

Список литературы:

Джон Локк. Два трактата о правлении.

Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре.

Джорджо Агамбен. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь.

И.Н. Агейкина. Идеологемы «народ» и «народность» в русской публицистике XIX века.

А.И. Миллер. История понятия «нация» в России.

Ричард Уортман. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии.

Источник

НАРОД

Термин

Библия содержит два близких понятия соответствующих основному значению современного русского слова народ. Их различие прослеживается как в еврейском и греческом первоисточниках, так и в латинском и славянском переводах.

С эпохи Возрождения на Западе, в условиях постепенной «расхристианизации» и возрождения интереса к язычеству, стали вызревать иные понятия о народе, связанные с малоупотребимыми в Библии греческим δημος и латинским nātio. Основываясь на пантеистическом магизме и развитой политической традиции античности, эти понятия оформились в различные направления национализма, которые с XVIII века стали оказывать сильное воздействие на православные народы в условиях общего западного влияния. С этого времени в России слова нация и национальность находятся в сложном взаимодействии и борьбе со словами народ и народность, то отождествляясь, то противопоставляясь друг другу.

Синодальный перевод Библии на русский язык в XIX веке значительно пересмотрел церковнославянское словоупотребление, передав оба основных библейских термина словом народ. Также понятие народа-этноса было нередко выражено словом язычники, в соответствии со средневековым и современным еврейским осмыслением слова гой как «иноверец, не еврей». Такая трактовка библейских понятий характерна для русского и поныне. С начала XX века в русский, теперь уже без перевода, вошло греческое этнос, но осталось преимущественно научным термином; слово демос не получило широкого распространения вне понятия «демократия»; слово «нация» закрепилось в политической и юридической сфере.

Определения

Понятие

В новозаветной эпохе народы не прекратили своего бытия, процесс возникновения и исчезновения народов продолжился. Как и в ветхозаветные времена, судьба народов осталась сопряжена с их нравственной и духовной жизнью. По мысли святителя Филарета Московского:

Использованные материалы

[2] Гумилев Л. Н., Этногенез и биосфера Земли, Л., 1990, с. 95.

Источник

Народ

Что такое народ (Чебоксаров, 1985)

По-русски слово «народ» употребляется в разных значениях. Если мы говорим: «Как много народа!» — то имеем в виду просто большое скопление людей. В другом смысле то же слово употребляется в таких выражениях, как «советский народ», «индийский народ» или «народ Франции». Здесь мы подразумеваем всех граждан того или иного государства. В нашей стране, где успешно завершено строительство социализма и происходит переход к коммунизму, «народ» — это все граждане СССР, принадлежащие к разным социальным группам трудящихся,— рабочие, крестьяне, интеллигенция.

Народ (Райзберг, 2012)

НАРОД — исторически сформировавшаяся общность людей, населяющих страну, разделенных на социальные группы, имеющих определенные взгляды, интересы, психологию. В понятии «народ» выделяются три основополагающих начала: а) люди, человечество, носители индивидуального и коллективного разума, ядро осмысленной жизни на Земле, жизненная сила государства; б) объект властвования со стороны государства и лиц, наделенных полномочиями возвышаться над массой людей и руководить этой массой, направлять ее; в) номинальный субъект коллективной, всеобщей власти, осуществляемой непосредственно волеизъявлением большинства людей или косвенно через избираемые демократическим путем органы власти (согласно Конституции РФ единственным источников власти в РФ является ее многонациональный народ).

Народ (Конт-Спонвиль, 2012)

НАРОД (PEUPLE). Совокупность подданных одного суверена или граждане одного государства. В республике, следовательно, и сам народ суверен. Говорят, что народ — всего лишь абстрактное понятие, а существуют лишь индивидуумы. Несомненно. Однако в рамках общественного договора или всеобщего голосования эта абстракция обретает черты реальности, придавая народу, как отмечал еще Гоббс, единство одного лица — пусть искусственное, зато вполне действенное. Именно этим народ отличается от многолюдной массы: «Народ есть нечто единое, он обладает единой волей, ему может быть предписано единое действие.

Народ (Фролов, 1991)

НАРОД — в обычном смысле — население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Содержание понятия «Народ» как социологической категории отражает изменение социальной структуры общества; для первобытнообщинного строя различие терминов «население» и «Народ» не имело существенного значения, в антагонистических же формациях это различие весьма важно, ибо здесь имеет место раскол между господствующими эксплуататорскими группами населения и широкими народными массами. В социалистическом обществе понятие «Народ» вновь охватывает все население, все его социальные группы, за исключением сил, препятствующих поступательному развитию. Важнейший критерий для признания определенных групп населения частью народа — это их объективно обусловленная заинтересованность и способность участвовать в разрешении задач прогресса…

Источник

Значение слова «народ»

Что такое народ термин история. Смотреть фото Что такое народ термин история. Смотреть картинку Что такое народ термин история. Картинка про Что такое народ термин история. Фото Что такое народ термин история

1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ.Всюду в них [городах и поселках страны] трудятся и обитают люди, разные, самобытные, со своими нравами, характерами 389 и стремлениями. Вместе они составляют народ — могущественный, богатырский. Кочетов, Журбины.

3. только ед. ч. Основная трудовая масса населения страны (в эксплуататорских государствах — угнетаемая господствующими классами). Трудовой народ.Старик Златовратский любил приютить у себя талантливую молодежь из народа, из рабочих. Телешов, Записки писателя. Большинство из нас уже понимало, что настал час и для переустройства театра, отныне призванного служить интересам нового хозяина — народа. Юрьев, Записки.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

население определённой страны или государства;

историческая общность людей.

Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях — в политическом и в культурно-этническом. Взятый в первом значении слово является синонимом понятия «нация».

В «народной этнологии»[уточнить] слово «народ» является центральным понятием, трактуемым на основе оппозиции «свой—чужой»: в фольклорных легендах и верованиях со своим народом связывается представление о норме, в то время как «чужие» народы рассматриваются как аномальные в физическом, социальном или моральном отношении. См. Инородец, Сосед.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

наро́д

1. совокупность людей, живущих в стране, государстве ◆ Некоторые политики начинают делить народ Украины по национальному признаку.

2. собир. совокупность людей, объединённых общностью происхождения, языка, культуры ◆ Общаясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали.

3. разг. ед. ч. то же, что люди, ребята, толпа ◆ Привет, народ, как настроение? ◆ Человек, среди толпы народа // Застреливший императорского посла, // Подошел пожать мне руку, // Поблагодарить за мои стихи. Н. С. Гумилёв, «Мои читатели», 1921 г. (цитата из Викитеки)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое народ термин история. Смотреть фото Что такое народ термин история. Смотреть картинку Что такое народ термин история. Картинка про Что такое народ термин история. Фото Что такое народ термин историяПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: невещественный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *