Что такое народная демократия
Народная демократия
форма диктатуры пролетариата, установившаяся в ряде стран Европы и Азии. Она была вызвана к жизни новым этапом развития мирового революционного движения. Как отмечается в Программе КПСС, Н. д. «отразила своеобразие развития социалистической революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в пользу социализма».
Широкая социальная база происшедших в послевоенный период в странах Европы и Азии социалистических революций, их сравнительно мирное развитие, помощь и поддержка Советского Союза определили общие черты народно-демократической формы диктатуры пролетариата. Вместе с тем Н. д. в различных странах имеет и свои особенности, поскольку в каждой стране социалистический переворот осуществлялся в специфических исторических и национальных условиях.
Союз пролетариата с непролетарскими массами трудящихся и его руководящая роль в этом союзе являются всеобщим принципом диктатуры пролетариата. Но формы и рамки такого союза могут быть различными. В большинстве стран Н. д., где крестьяне-середняки не проявляли резких колебаний, проводилась политика не их нейтрализации, а союза с ними. Широкую поддержку оказывали пролетариату интеллигенция и городская мелкая буржуазия. Все это обусловило более широкую социальную базу диктатуры пролетариата в ее народно-демократической форме. Организационной формой союза рабочего класса с непролетарскими массами трудящихся и важнейшей особенностью Н. д. является наличие массовых общественно-политических организаций типа народного фронта, включающих в себя различные партии и другие общественные организации. Будучи важным звеном в системе пролетарской власти, народный фронт играет огромную роль в построении и дальнейшем развитии социалистического общества. В ходе национального и социального освобождения, социалистического переустройства общества изменялась расстановка классовых сил, что находило отражение и в народном фронте.
В отличие от Советского Союза, где исторически сложилась однопартийная система, в большинстве стран Н. д. была установлена многопартийная система. Партии сотрудничали в народном фронте на общей платформе борьбы против фашизма и империализма. Многопартийная система в этих условиях способствовала расширению социальной базы революции, более успешному решению ее задач. При этом марксистско-ленинские коммунистические и рабочие Партии сохраняли за собой руководящую роль. В целях преодоления раскола рабочего класса в ряде европейских стран Н. д. было осуществлено объединение коммунистических и рабочих партий с социал-демократическими партиями на основе марксизма-ленинизма. В Венгрии и Румынии в ходе революций был осуществлен переход от многопартийной системы к однопартийной.
Сотрудничество коммунистических и рабочих партий с непролетарскими демократическими партиями успешно продолжается в ряде стран Н. д. и в настоящее время. Так, например, в Национальный фронт Германской Демократической Республики кроме Социалистической единой партии Германии входят еще четыре демократические партии: Национально-демократическая партия, Либерально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и Демократическая крестьянская партия Германии. В Польше во Фронт единства нации объединены три партии: Польская объединенная рабочая партия, Крестьянская партия и Демократическая партия. В Болгарии в Отечественный фронт входят Коммунистическая партия и Болгарский земледельческий народный союз. Опыт этих стран наглядно показывает, насколько лживы измышления буржуазных идеологов и реформистов о том, что коммунисты при всех условиях являются противниками сотрудничества с другими партиями в борьбе за власть и строительство социализма.
В отличие от СССР и МНР в странах Н. д. эксплуататорские классы, как правило, не лишались избирательных прав. При сложившихся в странах Н. д. благоприятных внутренних в внешних условиях использование эксплуататорскими классами избирательных прав не могло при правильной политике марксистско-ленинских партий угрожать существованию народной власти. Полностью эксплуататорские классы были лишены избирательных прав на некоторое время только в Румынии. Ограничения в избирательных правах в странах Н. д. касались отдельных категорий лиц, ведущих враждебную деятельность против народной власти, предателей родины, сотрудничавших в годы войны с оккупантами. Таким образом, подтвердилось ленинское положение о том, что ограничение избирательного права эксплуататоров не обязательно для осуществления диктатуры пролетариата.
В отдельных странах Н. д. имеются в некоторые другие особенности. В частности, в Польше и Чехословакии были использованы в преобразованном виде некоторые прежние демократические парламентские формы.
В ходе строительства и укрепления социализма Н. д. претерпевает изменения, в результате которых происходит дальнейшее сближение существующих форм социалистического государства.
Опыт Н. д. наряду с опытом Советов имеет важное значение для международного рабочего и национально-освободительного движения, для борьбы народов за социализм. Будущие революции могут выдвинуть новые политические формы переходного периода от капитализма к социализму. Но при всем разнообразии, как отмечал Ленин, сущность их будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата.
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Странами Н. д., всеми социалистич. гос-вами, сложившимися в мировую систему социализма, накоплен богатый коллективный опыт преобразования жизни сотен миллионов людей, внесено много нового и своеобразного в формы политич. и экономич. орг-ции общества. Опыт Н. д. подтвердил, что общие закономерности социалистич. революции и социалистич. строительства присущи всем странам, вступающим на путь социализма. Единство этих закономерностей не исключает существования ряда особенностей, присущих отд. странам в строительстве социализма, обусловленных особенностями их ист., экономич. и нац.-культурного развития, физико-географич. спецификой и т. д. Ист. опыт Н. д. подтверждает предвидение В. И. Ленина: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (Соч., т. 23, с. 58).
Лит.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС, М., 1961; О нар. демократии в странах Европы. Сб. ст., М., 1956; Соболев A., Что такое Н. д., M., 1962; Воеводин Л. Д., Златопольский Д. Л., Куприн Н. Я., Гос. право стран Н. д., М., 1960; Гудошников Л. М., Коток В. Ф. (и др.), Гос. право стран Н. д., М., 1961; Ильинский И. П., Щетинин Б. В., Гос. право стран Н. д., М., 1964; Социалистич. индустриализация стран Н. д., М., 1960; Социалистич. преобразования в с. х-ве европ. стран Н. д., М., 1963; Шмераль Я. Б., Валев Л. Б., Историческое двадцатилетие, «Сов. славяноведение», 1965, No 1; Зеленец Л., Чаракчиев A., Великий ист. опыт, «ПМиС», 1965, No 5. См. также лит. при ст. Народно-демократическая революция, Мировая система социализма, а также при статьях об отдельных странах Н. д.
Народная демократия: определение, принципы и особенности
В этой статье мы дадим определение данному понятию, раскроем его принципы, приведем конкретные примеры.
Определение
Народная демократия в советской историографии рассматривалась как новая форма перехода к социализму в послевоенных условиях. По сути, она начала развиваться еще во время Второй Мировой войны, а после ее окончания продолжилась в ряде европейских стран.
Вам будет интересно: Конфликт в Северной Ирландии: причина, хронология событий и последствия для стран-участниц
В исторической науке народная демократия считалась переходной моделью от буржуазной демократии к социалистическому государству.
Политические принципы
Формально в странах, где был установлен этот режим правления, сохранялась многопартийная система. У власти находились правительства национальных фронтов, которыми руководили местные коммунистические партии.
В Европе подобные национальные фронты возникали для решения вполне определенных задач, имевших общенациональное значение. Это было восстановление полной национальной независимости, освобождение от фашизма, обеспечение населению демократических свобод. В состав этих фронтов в странах народной демократии входили крестьянские, рабочие и мелкобуржуазные партии. В некоторых государствах в парламенте оказывались и буржуазные политические силы.
На протяжении 1943-1945 годов правительства национальных фронтов пришли к власти во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы. Например, в Югославии и Албании они играли решающую роль в народно-освободительной борьбе против нацистов. Коммунисты, основывавшие эти национальные фронты, оказывались в результате во главе новых правительств в странах народной демократии. В некоторых случаях к руководству приходили коалиционные правительства.
Народно-демократические революции
Социалистические преобразования в рамках таких революций позволяли устанавливать режим народной демократии. Часто он оказывался практически ручным, полностью контролируемым из Москвы. Все это происходило при участии парламентов, а также в рамках существовавших буржуазных конституций. При этом слом старой государственной машины здесь осуществлялся медленнее, чем в Советском Союзе. Все происходило постепенно. Например, на некоторое время даже сохранялись старые политические формы.
Важной отличительной особенностью народной демократии было сохранение равного и всеобщего избирательного права за всеми гражданами. Исключение составляли только представители буржуазии. При этом в Венгрии, Румынии и Болгарии некоторое время при режиме народной демократии даже действовали монархии.
Изменения в социальной и экономической сфере
Политика, которую стали осуществлять национальные фронты, предусматривала изъятие собственности у фашистов и их непосредственных пособников. Если это были промышленные предприятия, то на них устанавливалось государственное управление. При этом отсутствовали прямые требования ликвидировать капиталистическую собственность, хотя фактически это и происходило. Сохранялись кооперативные и частные предприятия при народной демократии. Однако государственный сектор играл несопоставимо большую роль, чем до войны.
Считалось, что развитию стран народной демократии должна способствовать аграрная реформа. По ее итогам крупные помещичьи землевладения ликвидировались. Применялся принцип принадлежности земли тем, кто ее обрабатывает. В полном соответствии с социалистическими представлениями об устройстве государства.
Вам будет интересно: Период разрядки в международных отношениях: политические предпосылки, хронология событий и последствия
Земля, которую конфисковали, передавалась за небольшие деньги крестьянам, частично она становилась государственной собственностью. Первыми ее лишались землевладельцы, которые сотрудничали с оккупантами. Также конфисковали земли немцев, которых депортировали на территорию Германии. Такая ситуация сложилась в Чехословакии, Польше и Югославии.
Международные отношения
В странах, которые были экс-союзниками фашистской Германии, основали Союзные контрольные комиссии. Это были Венгрия, Болгария и Румыния. В работе этих комиссий принимали участие представители США, Советского Союза и Великобритании. Однако за счет того, что на территории этих государств присутствовали только советские войска, СССР имел возможность оказывать значительно большее влияние на их экономику и политику.
Цель образования стран народной демократии была достаточно очевидной. Таким способом Советскому Союзу удалось фактически прийти к власти в странах Восточной и Центральной Европы. Мечта о мировой революции реализовывалась, пусть и в несколько видоизмененной форме.
Оказавшись во главе правительств, коммунисты начинали мирным путем строить социализм без общественных потрясений и гражданских войн. Все основывалось на создании межклассового союза, а также вовлечении в политическую жизнь максимально широкого круга местных общественных и политических сил. То есть происходило все более мягко, чем в самом СССР.
Итоги
Ситуация начала резко меняться после начала холодной войны. В этот период политическое и экономическое противостояние усилилось. Более того, пришлось значительно ужесточать существовавшие политические режимы, а в некоторых странах ускорять переход к социалистическим формам управления в экономике.
К 1947 году в странах народной демократии коммунистические партии окончательно вытеснили из Национальных фронтов всех своих правых союзников. В результате им удалось укрепить позиции в экономической жизни и управлении государством.
На протяжении 50-80-х годов термин активно применялся для обозначения всех социалистических стран, в которых при этом сохранялась многопартийная система.
Чехословацкая Социалистическая республика
В качестве примера приведем несколько стран, в которых установилась такая форма правления. Ключевую роль в Чехословакии сыграл Национальный фронт, который просуществовал с 1945 по 1990 годы.
При этом фактически уже с 1948 года непосредственными руководителями Национального фронта и единственными, кто обладал реальной властью в стране, были представители местной коммунистической партии.
Изначально фронт сформировался как объединение патриотических и антифашистских партий. В ходе переговоров с коммунистами были определены параметры его деятельности.
Главой первого правительства Национального фронта стал социал-демократ Зденек Фирлингер.
Формирование правительства
Все партии, входившие в Национальный фронт, выступали за тесные отношения с Советским Союзом, а также за переход к социализму. Только в большей или меньшей степени, так как социализм разные политические силы трактовали по-разному.
По результатам выборов в парламент было сформировано новое правительство, которое возглавил коммунист Клемент Готвальд. Словацкие и чешские коммунисты получили около половины мест в парламенте. Коммунисты практически открыто стремились к завоеванию руководящих позиций в Национальном фронте. В 1948 году он был существенно реконструирован после того, как лидеры трех парламентских партий, кроме коммунистов, ушли в отставку. Оставшиеся обвинили вчерашних партнеров в нарушении принципов деятельности объединения, после чего предложили изменить организацию исключительно на демократической основе. Помимо партий, в нее предполагалось привлечь профсоюзы, массовые общественные организации.
Вам будет интересно: Преступления против человечества: определение, виды, международное сотрудничество и ответственность
После этого в учреждениях и на предприятиях стали формировать комитеты действия, которыми руководили коммунисты. У них в руках оказывались реальные рычаги управления ситуацией. С тех пор Национальный фронт стал организацией, которую целиком и полностью контролировали коммунисты. Остальные партии, проведя чистки в своих рядах, подтвердили руководящую роль компартии в своей стране.
Национальный фронт играл декоративную роль как в народно-демократической, так и в социалистической Чехословакии, которая была провозглашена в 1960 году. При этом он являлся определенным фильтром, так как любая массовая организация должна была в него вступить, чтобы легализовать свою деятельность. С 1948 по 1989 годы все граждане этой страны на выборах голосовали за единый список, которому никогда не было альтернативы. Выдвигал его Национальный фронт. Практически полностью из его членов состояло правительство. Представителям некоммунистических партий принадлежало не более одного-двух портфелей. В 50-е годы еще применялась формальная практика обсуждения кандидатов, которых выдвигают на выборы.
Попытка оживить первоначальную идею Национального фронта была предпринята в 1968 году во время так называемой Пражской весны. В тот момент Центральный комитет возглавил популярный в народе реформатор Франтишек Кригель. Он говорил о фронте как об общенародном политическом движении.
Советский Союз прореагировал на такую попытку демократии с позиции силы. После избрания первым секретарем ЦК Дубчека и проведения им реформ, направленных на децентрализацию власти, расширения прав и свобод граждан, в Прагу были введены советские танки. Это положило конец любым попыткам реформ и преобразований.
Роспуск Национального фронта состоялся только в 1989 году. Все это время он играл ключевую роль в управлении страной. В результате бархатной революции коммунистическая партия лишилась монополии на власть. К январю 1990 года была завершена реконструкция парламента, в который прошли представители оппозиции. В образовавшихся политических условиях существование Национального фронта оказалось бессмысленным. Партии, которые в него входили, приняли решение о добровольном самороспуске. В марте из конституции была исключена статья, которая регулировала его роль в жизни всей Чехословакии.
Подобным образом развивалась ситуация в Германской демократической республике. Прообраз Национального фронта здесь был создан в конце 1947 года под названием «Народное движение за справедливый мир и единство». Уже на втором его съезде председателем избрали Вильгельма Пика. Был выработан проект конституции, вынесенной на рассмотрение.
В октябре 1949-го документ приняли, его признала советская оккупационная администрация. Вскоре после этого общественная организация была переименована в Национальный фронт демократической Германии. Его участниками стали все легальные политические партии и движения, крупнейшие профсоюзы. Была введена должность президента фронта. Первым ее занял беспартийный Эрих Корренс. Вскоре было решено выдвигать единые списки на восточногерманских выборах в парламент.
Так как альтернативные списки отсутствовали, депутаты и объединения, представленные фронтом, неизменно побеждали. Когда отдельные немецкие политики заявляли о нелегитимности таких списков, их заключали в тюрьму по обвинению в отрицании закона о выборах в ГДР.
В 1989 году фронт потерял свое значение практически сразу после того, как его покинули Либерально-демократическая партия Германии и Христианско-демократический союз. Через несколько дней правящая Социалистическая единая партия Германии была преобразована в Партию демократического социализма. От своей прежней политики она постаралась максимально дистанцироваться. В феврале 1990 года были приняты поправки в конституцию, которые исключили из нее любые упоминания о Национальном фронте. Ранее они там содержались, как практически во всех странах народной демократии.
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.
После Второй мировой войны Восточная Европа вошла в советскую сферу влияния, большинство ее стран было занято советской армией. Под давлением СССР к концу войны в Восточной Европе резко усилились позиции коммунистов и их союзников. Но это еще не означало их окончательной победы. Режимы, возникшие в этих странах, получили название «народная демократия», так как по форме были развитием идеи «народного фронта». В большинстве случаев допускалось существование реальной многопартийности и рыночной экономики. В правительствах были представлены коммунисты, социал-демократы, крестьянские и другие партии, за которых население голосовало на выборах. В условиях борьбы за Европу между СССР и США И. Сталин соблюдал формальные нормы законности, превратив Восточную Европу в своего рада «витрину» СССР. Коммунисты и их союзники при поддержке советских представителей проникали в силовые структуры и руководящие органы других партий и вытесняли оттуда противников СССР. Затем социалистические и коммунистические партии объединялись под руководством просоветских политиков и “мирно” брали власть в свои руки. Сопротивлявшиеся им политики арестовывались. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Вышинский провел в 1946-1947 гг. серию визитов в страны «народной демократии», встретившись с коммунистами-министрами внутренних дел. После этого в Польше, Венгрии, Румынии и Болгарии были «раскрыты контрреволюционные заговоры». В итоге было разгромлено руководство крупнейших оппозиционных партий. В Венгрии дошло до того, что организатором антиправительственного заговора в 1947 г. был объявлен премьер-министр страны, лидер Независимой партии мелких сельских хозяев Ф. Надь. После этого выборы прошли под контролем коммунистов и принесли им победу.
В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.
В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.
В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.
Из Чехословакии, которая не была союзницей Германии, советские войска были выведены сразу после того, как президентом стал Э. Бенеш, а правительство возглавил коммунист К. Готвальд. Но в правительство входили и другие партии. Столкнувшись в попыткой коммунистов взять в свои руки полицию, социал-демократы в феврале 1948 г. вышли из правительства и призвали своих сторонников сопротивляться коммунистам (см. февральские события в Чехословакии 1948 г.). Тогда Готвальд собрал в Праге огромный митинг рабочих, в том числе и вооруженных. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Бенеш, как и в 1938 г., отступил перед угрозой насилия и передал власть коммунистам. К середине 1948 г. власть «рабочих партий» (коммунистов и их союзников) установилась во всех странах Восточной Европы. К этому времени уже началась «Холодная война», и Сталин не был заинтересован в том, чтобы «играть в демократию» в своей сфере влияния. В 1948-1949 гг. здесь были установлены тоталитарные коммунистические режимы, проводились репрессии как против оппозиции, так и против «заговорщиков» в правящих партиях, обвинявшихся в связях с Западом и И. Тито (см. советско-югославский конфликт). Был казнен даже генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии Р. Сланский. Однако формально как правило сохранялась многопартийность, но просоветские, прокоммунистические партии объединялись в руководимые правящей партией «фронты» и выполняли указания коммунистического руководства, как и другие массовые организации – профсоюзы и коммунистические союзы молодежи.
После смерти И. Сталина отношения СССР и стран «народной демократии» стали более разнообразными. Некоторые сохранили верность сталинизму (прежде всего Албания), некоторые предпринимали попытки реформ, отстаивали относительную самостоятельность от СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Самостоятельно развивалась Югославия. Режимы «народной демократии» переживали острые социально-политические кризисы (в ГДР в 1953 г., в Венгрии и Польше в 1956 г., в Чехословакии в 1968-1969 гг., в Польше 1980-1981 гг.). Название «народная демократия» сохранялось до Восточноевропейских революций 1989 г.
Исторические источники:
СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;
Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.
Народная демократия
Полезное
Смотреть что такое «Народная демократия» в других словарях:
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — форма политич. организации общества, утвердившаяся в ряде стран Европы и Азии в результате народно демократических революций 40 х гг. 20 в. Возникновение Н. д. связано со вторым этапом общего кризиса капитализма, характером 2 й мировой… … Философская энциклопедия
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — обозначение в марксистской литературе политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 1940 х гг. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от буржуазной демократии к социалистической государственности … Юридический словарь
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — обозначение в марксистской литературе политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40 х гг. 20 в. при поддержке СССР. Кризисные явления в ее развитии привели во многих странах к демократическим преобразованиям в кон. 80 х… … Большой Энциклопедический словарь
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — в марксистской литературе обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40 х гг. ХХ в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от «буржуазной» демократии к «социалистической» … Юридическая энциклопедия
народная демократия — обозначение в марксистской литературе политической системы, утвердившейся после 2 й мировой войны в ряде стран Европы и Азии при поддержке СССР. Кризисные явления в развитии народной демократии привели во многих странах к её краху в конце 80 … … Энциклопедический словарь
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — в марксистской литературе обозначение политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 40 х гг. XX в. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от буржуазной демократии к социалистической … Энциклопедический словарь экономики и права
НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — одна из форм организации общества, развивающегося в направлении к социализму; представляла в большинстве случаев в период своего утверждения возглавляемую рабочим классом революц. власть антифашистских сил, основой которой являлась революционно… … Советская историческая энциклопедия
народная демократия — обозначение в марксистской литературе политической системы, утвердившейся в ряде стран Европы и Азии в 1940 х гг. при поддержке СССР. Н.д. считалась промежуточной стадией при переходе от буржуазной демократии к социалистической государственности … Большой юридический словарь
Народная демократия — форма диктатуры пролетариата, установившаяся в ряде стран Европы и Азии. Она была вызвана к жизни новым этапом развития мирового революционного движения. Как отмечается в Программе КПСС, Н. д. «отразила своеобразие развития социалистической… … Научный коммунизм: Словарь