Что такое народная и композиторская музыка

Музыка народная и композиторская

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект внеурочного занятия

Фамилия, имя, отчество студента : Платонова Яна Владимировна.

Тема внеурочного занятия: Музыка народная и композиторская.

Цель: познакомить с характерными особенностями народной и композиторской музыки.

Задачи (планируемые результаты):

Личностные : осознание ответственности за общее дело; адекватное понимание причин успеха/неуспеха при выполнении заданий; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные : знают, чем отличается композиторская музыка от народной; называют авторов композиторской и народной музыки.

Регулятивные : целеполагание; контроль; коррекция.

Коммуникативные : аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений и позиций; разрешение конфликтов; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Познавательные : извлечение из текстов необходимой информации из текстов; моделирование выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия.

1. Организация начала занятия.

4. Заключительная часть.

Ход внеурочного занятия:

Организация начала занятия

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии!

Долгожданный дан звонок –

Но он дан не на урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас.

За работу, в добрый час!

— Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка и он, со своим другом Винтиком и Шпунтиком собрали настоящий вездеход, на котором передали нам сообщение.

— Незнайка перепутал все части программы и без них вездеход не сможет доставить нам сообщение. Давайте поможем Незнайке запрограммировать модель вездехода.

— Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. У вас на столах лежит характеристика вездехода и карточки со схемой. Расположите в правильном порядке схему.

Эта программа запустит мотор на мощности 8, будет прокручивать его в одном направлении в течение 2 секунд, а затем остановит. Мотор можно запускать в обоих направлениях, останавливать и переключать на разные скорости, а также активировать на определенное время (указанное в секундах)

Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть фото Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть картинку Что такое народная и композиторская музыка. Картинка про Что такое народная и композиторская музыка. Фото Что такое народная и композиторская музыкаЧто такое народная и композиторская музыка. Смотреть фото Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть картинку Что такое народная и композиторская музыка. Картинка про Что такое народная и композиторская музыка. Фото Что такое народная и композиторская музыкаЧто такое народная и композиторская музыка. Смотреть фото Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть картинку Что такое народная и композиторская музыка. Картинка про Что такое народная и композиторская музыка. Фото Что такое народная и композиторская музыкаЧто такое народная и композиторская музыка. Смотреть фото Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть картинку Что такое народная и композиторская музыка. Картинка про Что такое народная и композиторская музыка. Фото Что такое народная и композиторская музыкаЧто такое народная и композиторская музыка. Смотреть фото Что такое народная и композиторская музыка. Смотреть картинку Что такое народная и композиторская музыка. Картинка про Что такое народная и композиторская музыка. Фото Что такое народная и композиторская музыка

— Выберите одного человека из группы, который повторит программу на ноутбуке.

— Молодцы! У вас все получилось!

— Ребята, посмотрите, вездеход принес нам сообщение, но оно рассыпалось.

— Давайте разделимся на пары и соберем рассыпанные слова. У вас на столах лежат листочки, которые вам необходимо собрать в единое целое и прочитать.

— У кого что получилось? (Музыка, народная, композиторская).

— Верно, а как вы думаете, какова тема нашего занятия? О чем мы будем говорить сегодня на занятии? Какие цели мы с вами можем поставить?

— Оцените свою деятельность по критериям «Светофора». Зеленый – я справился; желтый – у меня были затруднения, но я справился; красный – я не справился, но буду стараться.

— Ребята, также Незнайка подготовил для вас немало интересных заданий.

— Ребята, поможем Незнайке справиться с заданиями, данными Мальвиной?

— Посмотрите на слайд. Что мы там видим? (Названия песен).

— В парах разделите их на 2 группы. Какие группы у вас получились? (Композиторские и народные).

— Верно. А почему вы и разделили именно так? Как вы поняли, что одни композиторские, а вторые народные? (У композиторских песен имеется автор, а у народных песен автор – народ).

— Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием.

— Ребята, как вы думаете, теперь Незнайка поймет, как отличить композиторскую музыку от народной?

— Прочтем, что же нам ответил Незнайка.

Спасибо вам, ребята! Я наконец-то понял, как можно отличить композиторскую музыку от народной!

А сейчас я вам предлагаю поиграть со мной!

— Незнайка предлагает нам поиграть в «Отгадай-ка».

Все мы очень любим слушать

Как поет у нас Тамара,

И в руках ее послушна

За обедом суп едят,

Поиграй и ты немножко,

На красивых, ярких … (ложках)

Я стою на трех ногах,

А ноги в черных сапогах.

Как зовут меня? (рояль)

Три струны, играет звонко,

Инструмент тот – «треуголка»,

Что же это? (балалайка)

— Молодцы, ребята. Вы отгадали загадки Незнайки. А теперь возьмите планшет и обведите народные инструменты, изображенные на картинке.

— Отлично. Проверим, что у нас получилось. Правильный вариант выведен через документ-камеру.

— У вас на столах лежат индивидуальные карточки. Найдите в них лишнее слово и вычеркните его.

Вычеркни лишнее слово:

А) скрипка, флейта, рожок, труба, фортепиано.

Б) вальс, барыня, гимн, камаринская, полька.

Вычеркни лишнее слово:

А) гитара, балалайка, барабан, альт.

Вычеркни лишнее слово:

А) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.

Б) балалайка, ложки, трещотки, саксофон , баян.

Вычеркни лишнее слово:

А) колыбельные, эстрадные, игровые, трудовые, обрядовые.

Б) Метелица, Валенки, Шествие гномов, Самовар.

Вычеркни лишнее слово:

А) Во поле береза стояла, гимн, Матрена, Жили у бабуси.

Б) Балалайка, скрипка, фортепиано.

Вычеркни лишнее слово:

А) Петя и Волк, Камаринская, Валенки, Жили у бабуси.

Б) Труба, скрипка, флейта, рожок.

— Итак, ребята вы готовы? Поменяйтесь работами со своим соседом. Выполним взаимопроверку.

— Оцените работу своего соседа по критериям «Светофора».

— Наше занятие подходит к концу. О чем мы говорили сегодня?

— Что вам запомнилось больше всего? Молодцы! Вы отлично поработали.

— Мы помогли Незнайке разобраться с народной и композиторской музыкой?

— Достигли ли мы цели занятия?

— Возьмите планшет и нарисуйте 5 ступенек. Обозначьте себя на 4-5 ступеньке, если все было понятно. На 3-2 ступеньке, если были затруднения. 1 – если все не удалось.

— Покажите ваш успех. Молодцы!

— Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на занятии? Как?

— Вы очень активные ребята. Мне было приятно с вами работать. Занятие окончено.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Связь народной и композиторской музыки» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Усачева, Школяр. Музыка. 3 класс

Урок 3. Связь народной и композиторской музыки

Тема: Было и прошло да быльём поросло.

— продолжать знакомить учащихся с образцами народного музыкального искусства; учить детей понимать, как развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости, размышлять о народном искусстве как уникальном единстве содержания и формы;

— приобщать детей к народной музыке, учить пониманию закономерностей происхождения именно такой музыки в народе (в ее единстве содержания и формы), попытаться раскрыть нравственную сущность такого образа мыслей;

— разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов.

2. Рабочая тетрадь, с. 24, 25.

3. Музыкальный материал:

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина / ЭФУ, с. 52; фонохрестоматия.

Былина «Как по морю было, по морюшку». Слова и музыка народные.

Организационный момент. Музыкальное приветствие

— Здравствуйте, ребята! (в разных вариантах)

Звучат фрагменты русских народных мелодий: «Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка».

— Назовите прозвучавшие мелодии.

— Давайте споем одну из этих песен в соответствующем ей характере музыки.

Исполнение песни ( «Все мы, кумушки, домой», «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла», «Калинка») по выбору обучающихся.

Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы

— А теперь назовите жанры прозвучавших народных мелодий.

— Звучали фрагменты свадебной обрядовой песни, хороводных и плясовой песен.

— Прослушайте еще один музыкальный фрагмент. Назовите его.

1) Звучит фрагмент Сцены Кормилицы и Царевны из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

— Народную песню какого жанра использовал композитор в своей опере?

— Песня «Как комар дрова рубил» в жанре небылицы.

— Верно. А что значит «небылица»? Зачем говорить и петь о том, чего не может быть?

— В народе сочиняли такие песенки-небылицы, песни-шутки, прибаутки, пестушки, потешки, чтобы рассмешить, успокоить или потешить маленьких детей.

— Теперь подумайте и скажите, как М.П. Мусоргский музыкально освоил в опере эту народную музыку: как простую обработку оригинала, как прямое цитирование народной мелодии или сочинил новую музыку «в народном духе»?

— Свою мелодию Мусоргский создал на народной основе.

— Если бы вы были композиторами, то по какому пути вы бы пошли: процитировали (использовали) бы народную мелодию в своем произведении, обработав ее, сочинили свою, но в народном стиле (духе) и почему?

Ответы детей. Краткое обсуждение ответов.

— Вы все, ребята, правы. Оба пути правильные.

И сегодня нам предстоит решить музыкальную задачу: музыка, которая прозвучит, это обработанная народная мелодия или музыка, сочинённая композитором в народном духе?

2) Работа с учебником

Откроем учебник на стр. 48. Прочитайте название раздела.

— «Было и прошло, да быльём поросло?»

— Кто из вас знает, от какого слова произошло название этого народного песенного жанра?

Сегодня мы познакомимся с одной из былин и поищем ответы на следующие вопросы:

Быль или небыль былина, и зачем её помнить?

Что значит «быльём поросло», чем отличается былинка от былины?

Зачем знать нам вообще о подвигах Вольги и зачем об этом нужно именно петь, а не говорить, рассказывать? Но, главное, что, несмотря на давность лет, так и не зарастает быльём, так и не забывается? И что нужно сделать, чтобы важное и значительное в жизни людей не поросло быльём, не забылось?

И что может сделать каждый из нас, чтобы слава предков стала
и нашей историей и славой?

1. Было и прошло, да быльем поросло.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы получили в дар от прошлого былину «О Микуле Селяниновиче и князе Вольге». Внимание на экран!

Просмотр видеоролика «Вольга и Микула Селянинович. Былина»

Былина о могучем богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче звучит как гимн крестьянскому труду.

Напев фрагмента текста народной былины «Микула Селянинович и князь Вольга» (напевает учитель).

— Так о чем же рассказывают нам былины?

— В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

— Свои былины народ посвятил богатырям, которые защищали родную землю.

— Каковы особенности жанра былины? Каковы её исполнительские особенности? Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?

— В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Пелись также и без инструментального сопровождения.

— Исполнение былин было доступно не каждому – требовались выносливый певческий голос и огромная память: былины порой включали в себя до 500 стихов.

— Величаво спокойное и распевное исполнение; напевы близки к разговорной речи – это как неторопливый, размеренный рассказ под музыку.

— Напевы основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

— Совершенно верно. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей. Они говорили нараспев, как неторопливое повествование.

Подумайте, как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций, ведь поется о богатырях Земли русской? И обязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях?

— Действительно, русский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста. И начало напева былины – это вступление к последующему рассказ. Потому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. »

2. Сказители Рябинины

Откройте учебники на стр. 50. Вы видите нотную запись семейного напева Рябининых. К сожалению, нотная запись не сможет заменить впечатления от живого исполнения именно былины. Нам потребуется усилие воображения.

Но давайте вчитаемся в воспоминания одного из очевидцев самого процесса сказывания былины в естественной жизненной ситуации и соотнесём изображение (учебник, стр. 51) рубленого северного строения с видом на проспект Петербурга конца 19-го столетия.

Работа с учебником.

Дети самостоятельно читают «Воспоминания исследователя и собирателя старинных песен П.Н. Рыбникова», рассматривают фото.

Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры.

И вот так, как полноводная река впадает в море, так и былинный напев от древних истоков своих, протекая через века, добрался до 19в. и, прекрасен, воплотился в главную идею и тему в замечательной музыке русского композитора А.С. Аренского.

3. Фантазия на темы Рябинина А. Аренского

Вот уже более ста лет это произведение, популярное и любимое в пианистической среде, является хранителем рябининских напевов. А многие слушатели, не вдумываясь в его название, где упоминается рябининская фамилия, давно уже с наслаждением воспринимают как авторскую изюминку и прекрасную интонационную находку композитора эти народные напевы, пришедшие из северной стороны России в столицу.

Слушаем музыку и пробуем отыскать семейный напев Рябининых в нотном фрагменте Фантазии для фортепиано с оркестром АС. Аренского (стр. 52 учебника). Когда услышите мелодию напева-былины в музыке, поднимите вверх руку.

1) Слушание Фантазии на темы И.Т. Рябинина для фортепьяно с оркестром А. Аренского. Учащиеся слушают музыку, соотнося ее с нотной записью.

2) Музыкальный анализ:

— Подумайте, скажите, как же происходил процесс превращения былины в музыку? Что произошло с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью? Что означает слово «переосмысление»?

— Совершенно верно, эта музыка иллюстрирует другой подход к народному творчеству, в отличие от ранее прослушанной музыки Мусоргского.

В данном случае можно сказать, что произошло переосмысление композитором былинного музыкального эпоса, и былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст с ясной мелодикой и яркими образами, без слов раскрывающий его содержательную сущность, т.е. происходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил французский писатель Флобер.

Как видите, хранить можно по-разному!

4. Слушаем, разучиваем, поём (Былина «Как по морю было, по морюшку»)

Кто из вас, ребята, не знает знаменитой картины В. Васнецова «Богатыри» (на слайде)? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – сильные, умные, храбрые богатыри – совершали свои подвиги во славу земли русской.

Не менее широко известна и былина «Уж как по морю было, по морюшку». Мелодия ее напевна и в то же время сохраняет речитативный характер:

Уж как по морю-то было, по морюшку,

По синему морю Хвалынскому,

Уж как плавал там Сокол-корабль;

Он и плавал там ровно тридцать лет.

Хорошо этот кораблик изукрашен был,

Изукрашен был плисом-бархатом.

Нос у корабля по-сокольему,

Корма у корабля по-змеиному.

Носом владел Алеша Попович млад,

Кормой владел Добрыня-богатырь,

Прослушивание в аудиозаписи.

— Чтобы почувствовать всю прелесть этого старинного напева, петь ее следует не торопясь, на широком дыхании. Давайте проанализируем музыку эту музыку:

— Какая по характеру музыка?

— Сдержанная, степенная, размеренная, тягучая, затаенная.

— Итак, сегодня мы с вами разобрали музыку былинную и познакомились с примером интерпретации народной музыки русским композитором Аренским.

Что же характерно в развитии народной музыки? Как происходило освоение народной музыки композиторами-профессионалами?

1) Домашнее задание. Выразительно исполнять былину «Как по морю». Письменно (в тетради) дать ответы на вопросы: Что произошло в сочинении А.С. Аренского с напевом Рябининых, с их первоначальной музыкальной мыслью? Что означает слово «переосмысление»?

Народное искусство заключено в уникальном единстве содержания и формы. Развитие народной музыки протекало от синкретики (обряда) к жанровой определённости.

Былины являются одним из жанров народного эпоса. Тематика их связана, в первую очередь, с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А добро и мудрость о себе не кричат.

Кузьмина О.В. Музыка: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.В. Кузьмина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2017;

Источник

Бизнес-мудрость

Всё для успеха в бизнесе

Жанры песен: описание и примеры.

Песня – один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла.

Что такое Новые песни?
Самым популярным жанром вокальной музыки является песня. Основные жанры песен: народная и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель – народ.

Народные песни передаются от старшего поколения к младшему. Распространились они по стране благодаря бродячим музыкантам, которые пополняли ими репертуар и переезжали из города в город, донося их до разных слушателей. Простой народ не был обучен грамоте, не умел записывать музыку и тексты, поэтому песни заучивались наизусть. Естественно, что в разных городах могли петь одно и тоже произведение с разными словами или мелодией. К тому же каждый исполнитель мог менять текст или мотив по своему желанию, поэтому в наше время можно встретить несколько разных вариантов одной песни. Сначала народ пел на свадьбах, похоронах, по случаю рождения ребёнка, во время обрядов. Потом люди стали петь, когда работали, и отдыхали, когда им было грустно, или радостно.

Композиторские песни появились приблизительно в 16-17 веках, с развитием светской культуры. Это сочинения, у которых есть, как минимум, один конкретный автор и которые должны исполняться так, как задумано создателем. Песенное творчество композиторов доходит до слушателя в своём первозданном виде, даже если с момента его создания прошло несколько веков.

Виды песен

Существуют следующие жанры песен:

Здесь перечислены как давно возникшие, так и современные жанры песен. Примеры некоторых из них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева (бардовская); «Ой, мороз, мороз» (народная); «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина (романс); «Вернись в Сорренто» Э. де Куртис и Дж. де Куртис (неаполитанская); «Солдатушки, бравы ребятушки» (строевая) и так далее.

Русские народные песни

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Обрядовые сопровождают какой-либо ритуал: свадьбу, похороны, рождение ребёнка, сбор урожая и т.п. Необрядовые – исполняются не по какому-то определённому случаю, а на посиделках, во время бесед и вечёрок, они поются для настроения, выражают эмоции и переживания людей. Темы народных песен могут быть любыми: любовь, тяжёлая крестьянская или рекрутская доля, исторические события или реальные исторические личности…

Жанры русских песен:

Частушки, кстати, не слишком древний жанр, появились они чуть более ста лет назад и пелось в них о любви. Изначально их исполняли только парни.

Лирический жанр песни народной включает в себя произведения, которые выражают чувства и настроения тех, кто их поёт. Такие песни делятся на семейные и любовные. Они могут быть различными по характеру, даже бесшабашными и безудержно весёлыми. Но по большей части русская народная лирика выражает грусть и тоску. Часто в лирике настроение человека сравнивают с природными явлениями.

Песни народные могут быть исполнены солистом, группой или хором, в сопровождении инструментов и а капелла.

Романсы

Существуют такие жанры песен, где не менее, чем слова и мелодия, важен аккомпанемент. К такому виду относится романс. Зародился этот жанр в Испании в средние века. Словом «романс» называли произведения, исполнявшиеся в испанском стиле. Позже так стали называться все светские песни. Русские композиторы писали романсы на стихи Александра Пушкина, Афонасия Фета, Михаила Лермонтова и других поэтов. У нас в стране этот жанр был на пике популярности в 19 веке. Многие великие композиторысочиняли романсы, наиболее известные произведения этого вида песенного творчества принадлежат М. И. Глинке, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, С.С. Прокофьеву, С.В. Рахманинову, А. Алябьеву.

Бардовская песня

Жанры песен, которые появились в 20 веке – это эстрада, шансон, бардовская песня и другие. В нашей стране этот вид музыкального творчества возник во второй половине 20 столетия. Бардовская песня отличается тем, что, чаще всего, автор текста, композитор и исполнитель – один и тот же человек. То есть сам автор под собственный гитарный аккомпанемент исполняет своё произведение. В этом жанре главенствующая роль принадлежит тексту. Изначально эти песни подразделялись на студенческие и туристские, позже тематика расширилась. Яркие представители этого жанра: В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава, С. Никитин, О. Митяев, В. Долина. Исполнителей таких песен часто называли «поющими поэтами». В 50-60 годы 20 века этот жанр назывался «самодеятельная песня», так как зачастую барды – это не профессиональные композиторы, поэты и певцы.

Источник

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка народная и композиторская»»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Музыка народная и композиторская»

Цель урока: познакомить детей с творчеством Ивана Петровича Ларионова и его произведением «Калинка».

1. Учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям; уметь выделять выразительные средства в развитии музыки; различать тембры звучания музыкальных инструментов.

2. Знакомить с различными жанрами русской народной музыки; усилить эмоциональное впечатление детей от музыки, написанной в народном стиле.

3. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной песне.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.

Учитель: Скажите, пожалуйста, Ваши бабушки любят петь. А какие они поют песни?

Дети: высказывают свои мнения и предположения.

Учитель: Действительно. Бабушки знают большое количество русских народных песен. Народные песни – песни, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей. Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

Учитель: Ребята, а какие Вы знаете народные песни?

Дети: «Во поле береза стояла», «Ой, мороз», «Ой, цветет калина» и другие.

Учитель: Народная музыка, музыкальный фольклор или фолк-музыка— музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры.

Калинка, также известна как Калинка-Малинка— русская песня, написанная Иваном Петровичем Ларионовым в народном стиле. Иногда ошибочно рассматривается как народная песня. Также «Калинкой» называется народный танец, исполняемый под мелодию этой песни.

Благодаря каким средствам музыкальной выразительности мы слышим изменения?

Сколько частей в пьесе? (отметить графически в тетради)

Одинаковы ли части по характеру?

Какие жанры сменяют друг друга?
Учитель: Первоначальный вариант этой песни создан композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым в 1860 году для театральной драмы «Бобыль», точнее, одного ее акта о народном быте, с песнями и плясками.
В одном из номеров этого спектакля, ставившегося силами саратовской самодеятельности, Иван Петрович исполнил свою же песню «Калинка». Песня некоторое время исполнялась только на домашних концертах, пока в Саратов не приехал известный русский певец, дирижер и собиратель народных песен Дмитрий Александрович Агренев-Славянский, который выпросил у Ивана Петровича «Калинку», чтобы включить в свой репертуар.

Существует бальный танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще. Музыкальный размер 2/4, темп переменный, где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны. Существуют различные танцевальные коллективы (ансамбли) с названием «Калинка».

Учитель: Ребята, я предлагаю еще раз послушать «Калинку», закрыв глаза и попробуйте представить себе, что-нибудь, а после мы обсудим с вами.

Повторное прослушивание «Калинки»

Учитель: Ребята, скажите, что вы чувствуете и представили себе при прослушивании «Калинки»?

Дети: высказывают свои мнения.

Учитель: Существует бальный танец «Калинка», основанный на народных движениях. Иногда «Калинка» становится синонимом импровизационной русской пляски вообще. Музыкальный размер 2/4, темп переменный, где используются традиционные приемы танца вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых движений по кругу с разводом рук в разные стороны. Существуют различные танцевальные коллективы (ансамбли) с названием «Калинка».

-Я предлагаю вам посмотреть этот танец.

Учитель:- Благодаря каким средствам музыкальной выразительности мы слышим изменения? Сколько частей в пьесе? Одинаковы ли части по характеру? Какие жанры сменяют друг друга?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *