Что такое народная культура для детей

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детей ИРИНА ПОНОМАРЕВА
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры посредством народного фольклора

Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков, им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки – потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего. Детей завораживает напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины» и «несказальщины».

Под текст потешек дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Актуальность темы связана с изменением быта,жизненного уклада в семье:

— отсутствие предметов народного быта, встречающихся в фольклорных произведениях;

— взрослые не знакомы с произведениями фольклорного жанра и не знакомят с ними детей; прервалась цепочка непосредственной передачи традиционного устного народного творчества;

— недооценка педагогами роли фольклора во всех его проявлениях в воспитании детей;

— разнообразные выставки народно – прикладного искусства, музейные экспозиции рассчитаны для взрослого восприятия и недоступны детям;

— неумение педагогов объяснять некоторые слова и выражения, встречающиеся в фольклорных произведениях, пересказывание русских народных сказок на современном языке;

— сами родители плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием её древности и величия.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами фольклора.

-Воспитывать любовь к русскому краю, воспитывать интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям родного края, воспитывать умение видеть и понимать окружающий мир;

— создавать условия для установления эмоционального контакта между детьми и взрослыми;

— воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т. д. ;

— уточнить представление детей о загадках: учить отгадывать описательные загадки;

— познакомить с жанром потешки, побуждать детей к выразительному исполнению знакомых потешек, песенок;

— повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей.

Формы работы с детьми:

Для плодотворного общения с детьми, важно установить с ними добрые и доверительные взаимоотношения, эмоциональный контакт. В этом мне помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Способы подачи информации для детей использую самые разнообразные. Это и беседы, и занятия, участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и сказок. Чтобы пополнить свои знания об истоках, формах русского фольклора, я подобрала и прочитала литературу по данной теме.

Создала картотеку потешек, сказок, пальчиковых игр, закличек, хороводных игр. В процессе рассказывания сказок, чтения потешек объясняю детям незнакомые слова. Знакомя детей с различными потешками, учитывая их сходство с действием одного персонажа, образного восприятия героев, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации.

Для того, чтобы привлечь детей к исполнению потешек, выбрала самые простые и веселые потешки, такие как «Катя, Катя маленькая», «Про Фому» и т. д. Эмоционально рассказывала сама, привлекала детей с хорошей речью, для обыгрывания их, если дети затрудняются в самостоятельном чтении песенки, потешки, то делают это вместе со мной. Начало всех песенок, потешек произношу я, дети продолжают. Так постепенно все дети стали принимать участие в обыгрывании потешек.Создала картотеку и широко использую потешки в режимных моментах: в процессе умывания, одевания, приема пищи. Почти все из них дети уже знают наизусть и могут рассказать самостоятельно.

Использование наглядного материала помогает сделать восприятие литературного произведения более полным, вызывает эмоциональный отклик у детей. В работе с младшими дошкольниками использую различные виды театров, книжки – раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, плоскостные изображения героев на фланелеграфе.

Фольклорнаятема находит отражение в продуктивной деятельности:

в лепке- «Грибы», «Ягоды на тарелочке», «Варежки», «Миски трёх медведей», «Колодец», «Печенье», лепка из солёного теста «Крендельки, бублики, калачи».

Знакомя детей со сказками, использовала разные методы и приёмы: настольный театр, игра-инсценировка, красочные книжки с показом иллюстраций. Затем пересказывание по иллюстрациям сказки.

Для запоминания и воспроизведения сказки в своей работе использовала мнемотаблицы, которые составила по содержанию сказки.

Обучая детей отгадыванию загадок, опираюсь на знания детей о предметном мире. Работая с ножницами,я проговариваю загадку: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их.

Использую игры-имитации на материале загадок, потешек, прибауток.Отгадав загадку про белочку: «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок, скок, скок», дети с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперёд.

После наблюдений в природе за погодой, животными и птицами, знакомила детей с народными приметами. Самый близкий и любимый объект для детей – это воробьи. Наблюдая за поведением птиц,делаю вывод: «Прячутся под крышу, не чирикают – холодно будет; веселятся – к хорошей погоде».

На занятиях включаю логоритмические упражнения, основанные на потешке в качестве физминуток. На занятиях по развитию движений использую их в комплексе общеразвивающих упражнений.Хорошо подходят потешки и для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук: «Собери матрёшку» из разрезной картинки, «Построй домик для матрёшки», «Выложи дорожку для уточки» с использованием счётных палочек или палочек Кюизенера.

Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Познакомила детей с некоторыми видами убранства избы, с берестяной посудой. Для ознакомления детей с горницей,провела занятие по теме: «В горнице у кота Васьки», развлечение «В гостях у бабушки Арины».

В средней группе я показывала детям такие русские народные инструменты как свистулька, колокольчик, деревянные ложки, малыши с удовольствием играли на них. Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствуют музыкальному развитию детей.

В рамках методической темы разработала и провела совместно с музыкальным руководителем фольклорный праздник «Пасха». В роли сказочных персонажей выступили родители малышей. Они подготовили для своих детей сказку «Курочка Ряба», дети исполнили русские народные песни и пляски, любовались пасхальными яйцами, а в завершение праздника, вместе с персонажами расписывали яйца, играли в традиционную игру «Катание яиц с горки» и пили горячий ароматный чай с куличиками. Такие праздники важны для детей, именно они дают возможность ощутить, почувствовать связь прошлого и настоящего, способствуют воспитанию любви к своему народу, его обычаям и традициям.

В старших группах продолжила работу по приобщению детей к русской народной культуре, посредством фольклора. С детьми и родителями проводили обрядовые праздники. На «Колядках» дети переодевались в костюмы, пели народные песенки-«колядки», играли, гадали, ходили друг другу в гости в другие группы, к сотрудникам детского сада. На развлечении «Масленица широкая» дети вместе с родителями дома пекли блины, а потом в детском саду вместе угощались, пели песни, играли в игры «Блин, блинок», «Золотые ворота», водили хороводы. Проводя такие праздники в детском саду дети знакомятся с традициями русского народа, у детей воспитывается бережное отношение к русской культуре, расширяется кругозор детей, развивается интерес к русскому фольклору. Кроме этого, дети развивают своё актерское мастерство, творческие способности, повышается уверенность в своих возможностях. В подготовительной к школе группе мы пригласили бабушку Миши П., которая рассказывала детям сказки своего детства, вспоминала в какие игры играли дети. Вместе с Клавдией Ивановной дети поиграли в игры «Лапта», «Плетень»и познакомились с хобби бабушки: вышиванием полотенец, рушников. Затем в группе организовали выставку «Из бабушкиного сундука».

Такие совместные встречи и праздники способствуют укреплению детско- родительских отношений, повышают статус родителей в воспитании детей.

В старших группах совместно с музыкальным руководителем знакомили детей с разнообразными формами музыкального фольклора: детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры.

Затем в детском саду провели Праздник русской березки, где дети в русских костюмах пели песни березке, водили хороводы. Праздник удался на славу.

В подготовительной группе с детьми провели беседу «Обрядовые куклы», а затем на занятии по ручному труду изготавливали кукол- пеленашек и оформили выставку.

Формы работы с родителями.

Работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и предполагает тесное взаимодействие с семьей. Родители помогали в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. В течение года подготовила для родителей папки-передвижки «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста», «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим», провела семинар-практикум «Народные игры в семье». Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников можно считать осуществление проектной деятельности и организацию дней общения, например «Сядем рядком, поговорим ладком» (Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности). С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

В результате проделанной работы:

-Накоплен богатый практический материал (методический, иллюстративный, который помогает правильно и интересно организовать работу с младшими дошкольниками.

-Дети проявляют интерес к устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, к некоторым традициям и обычаям русского народа.

— Совместные праздники, организация совместной деятельности детей и взрослых позволили улучшить детско-родительские отношения. Изменилось и отношение родителей к детскому саду в целом. Увеличился процент родителей, принимающих участие в мероприятиях проводимых как в группе так и в детском саду.

— дети проявляют положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи, сну и т. д. ;

— дети научились отгадывать описательные загадки и пытаются составлять их самостоятельно.

— Дети знают много потешек наизусть, выразительно их исполняют, используют в играх.

— удалось повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования фольклора в воспитании детей.

1. Волшебные лапоточки. Русские сказки/пересказ Т. Комзаловой.— Смоленск: Русич,2009.

2. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.

3. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

4. Хрестоматия для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н. П. Ильичук и др. – М. : АСТ, 1999.

5. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. ООО Издательство «Детство-пресс» 2013.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейФотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Источник

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детей Инна Чернова
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.

Работая над этой проблемой,я поставила перед собой:

цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;

Знакомить с культурнымопытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;

Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;

Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Принципы отбора содержания материала: последовательности, наглядности, индивидуальности, доступности.

Формы работы с детьми.

— по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта (знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);

— по ознакомлению с окружающим миром

(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);

— по ознакомлению с произведениями художественной литературы

(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)

(знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);

— по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка.)

(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)

Культурнодосуговая деятельность:

— праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

— подвижные, народные игры.

Методы и приёмы : словесные, наглядные, практические, игровые.

— чтение художественной литературы;

— заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

— личный пример взрослого.

— создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;

— создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;

— организация продуктивной деятельности.

— дидактические, настольно-печатные игры;

— сюжетно – ролевые игры;

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Поэтому роль народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста достаточно велика. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений:

Создание атмосферы национального быта.

Традиционные и обрядовые праздники.

Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.)

Русское народное искусство.

Русские народные игры.

Создание атмосферы национального быта

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными.

Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Это и оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

В нашем детском саду мы оборудовали комнату в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Здесь всё можно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Все экспонаты подлинные.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.

Детские книги – русские народные сказки, книжки – раскраски.

Уголок ряжения – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.

Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Традиционные и обрядовые праздники

Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры.

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни (три формы обрядности: рождение, свадьба и похороны).

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы проводим такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Святки», «Рождество»; «Завивание березы», «В гости к бабушке Меланьи»; новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий

шаг, шаг с притопом. Особое удовольствие доставляет детям игра на народныхмузыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его.В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. В НОД я разучиваю с детьми рождественские колядки, устраиваю для них представления и рассказываю им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.

Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.

Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Мною собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.

К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями,включающий следующие задачи: 1) Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях. 2) Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.

Русский народный фольклор

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к

труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

В «русской избе» проводим тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.

В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора художника Ю. Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). Очень нравиться детям самостоятельно изготавливать поделки под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой

росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т. д.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Русское народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Дети с удовольствием

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того,они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, соз- давая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.

Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в организацию двигательной активности детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Мною разработана картотека народных игр для детей по возрастам;

система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. Народные игры с использованием фольклора применяю при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, проведении обрядовых праздников.

Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразные игры в «прятки» – отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки к боям, охоте. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках

(знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

5. Знание истории русского костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители

положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам

народной культуры». Они являются активными участниками пополнения

развивающей среды, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях (развлечениях, праздниках, занятиях).

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.

Вместе с родителями в группе были проведены выставки:

«Красота спасёт мир»

«Подарок Деду Морозу»

«Вот они какие – руки золотые»

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Итак, народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. –СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.

Зеленова, Н. Г., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.

Система патриотического воспитания в ДОУ. /Авторы-составители Е. Ю. Александрова и др.— Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейФотоотчёт «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» Фотоотчёт по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» В формировании личности ребенка важно, чтобы дети знали и уважали.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейОпыт работы «Патриотическое воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры» Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Проведение систематических.

Конспект развлечения по приобщению к истокам русской народной культуры для детей 3–7 лет «Сороки» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47» города Смоленска (МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейКонсультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Югорка» Консультация Тема «Приобщение.

Что такое народная культура для детей. Смотреть фото Что такое народная культура для детей. Смотреть картинку Что такое народная культура для детей. Картинка про Что такое народная культура для детей. Фото Что такое народная культура для детейОформление группы в рамках проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Русская печь Цель проекта: Приобщение детей к истокам русских национальных традиций, посредством создания развивающей предметно-пространственной среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *