Что такое народный хор

Русский народный хор

Литература : Государственный русский народный хор им. Пятницкого, М., 1953; Хор имени Пятницкого. 1911-1961 (Сб. статей), М., 1961; Воспоминания о В. Г. Захарове, М., 1967; Казьмин П., С песней, М., 1970.

М. Ю. Коноплёва.

Полезное

Смотреть что такое «Русский народный хор» в других словарях:

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР — им. М. Е. Пятницкого основан в 1910; организатор и художественный руководитель (до 1927) Пятницкий. С 1937 профессиональный коллектив Московской филармонии, с 1940 современное название, с 1967 академический. Художественные руководители П. М.… … Большой Энциклопедический словарь

Русский народный хор — академический им. М. Е. Пятницкого, старейший советский профессиональный народный хор. Организован М. Е. Пятницким в 1910. До 1918 хор выступал в с. Александровское Воронежской губернии, с 1918 работает в Москве; с 1927 им. М. Е.… … Большая советская энциклопедия

Русский народный хор — Российской Федерации имени М. Е. Пятницкого, основан в 1910; организатор и художественный руководитель (до 1927) М. Е. Пятницкий. С 1937 профессиональный коллектив Московской филармонии, с 1940 современное название, с 1967 академический. Среди… … Энциклопедический словарь

Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого — Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого Годы с 1911 года по настоящее время Страна … Википедия

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМЕНИ М. Е. ПЯТНИЦКОГО — основан в 1910 М. Е. Пятницким, с 1927 его имени, с 1968 академический. Хор составляли крестьяне из Рязанской и Смоленской губ. 1 й концерт состоялся 2 марта 1911 в Москве, в Малом зале Дворянского собрания. В 1937 хор становится профессиональным … Русская история

Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого — Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого … Википедия

Государственный академический Сибирский русский народный хор — Государственный академический Сибирский русский народный хор один из первых профессиональных коллективов русской традиционной культуры, образованных в России. Коллектив был создан в Новосибирске в преддверии Победы Советского народа над… … Википедия

Уральский государственный академический русский народный хор — Жанр народная музыка Годы с 1943 Страна … Википедия

Государственный академический русский народный хор им. М.Е.Пятницкого — Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку.«В четверг 17 го и пятницу 18 го в час дня имеет быть концерт крестьян великороссов, специально… … Википедия

Источник

ХОРЫ НАРОДНЫЕ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ

Принято различать два основных направления в хо­ровом пении: академическое и народное.

Академические хоры в своей деятельности опираются на принципы и критерии музыкального творчества и ис­полнительства, которые выработаны музыкальными академиями [37] и другими аналогичными организациями.

Народные хоры строят свою работу на основе мест­ных певческих традиций. Этим определяется разнообра­зие составов и манеры исполнения народных хоров. Хор «Мазовше», например, заметно отличается от хора «Шленск», как по содержанию репертуара, так и по манере пения, хотя оба коллектива представляют поль­скую национальную культуру. Это различие обуслов­лено, прежде всего, тем, что хор «Мазоеше» основы­вается на певческих традициях Мазовецкого района, а источником творчества ансамбля «Шленск» является народное искусство Силезии.

В певческой практике некоторых народов исполь­зуются своеобразные приемы исполнения, которые не свойственны представителям других народов. У баш- киров, хакасов, тувинцев и монголов существует, так называемое, горловое пение — своеобразный вид соль­ного двухголосия: певец одновременно исполняет вы­держанные звуки в нижнем регистре и мелодию в верх­нем регистре, которую составляют обертоны:

Что такое народный хор. Смотреть фото Что такое народный хор. Смотреть картинку Что такое народный хор. Картинка про Что такое народный хор. Фото Что такое народный хор

У ряда национальностей, связанных этнографической и языковой общностью, наблюдается сходство исполни­тельского состава народных хоров и манеры пения. Это присуще, например, египетским, афганским, иран­ским и сирийским хорам. Другую группу образуют итальянские, испанские и некоторые латиноамерикан­ские народные хоры. Самостоятельную группу состав­ляют народные хоры славянских народов, обнаружи­вающие несомненное родство и в манере пения, и в складе хорового многоголосия. Если славянские хоры отличаются наличием большого количества мощных низких певческих голосов, то у корейцев, китайцев и японцев низкие голоса в хорах встречаются ‘редко. В связи с особенностями фонетики народов этой языко­вой группы, их голоса звучат очень ‘«близко», мягко, с некоторым «носовым» оттенком в тембре. Характер­ной чертой немецких хоров как смешанных, так и одно­родных является четырехголосие. Основу грузинских мужских хоров составляет трехголосие. У тувинцев бытует унисонное хоровое пение, а гетерофонные от­клонения от унисона рассматриваются, как следствие недостаточной певческой квалификации исполнителей. Для партитур русских и украинских хоров характерен, прежде всего, многоголосный подтолосочно-полифони- ческий склад.

Жанровыми признаками русских народных хоров яв­ляются: а) опора на местную областную традицию бытового хорового пения; б) использование натураль­ного регистрового звучания голосов; в) подголосочно- полифонический распев песни как основа хорового мно­гоголосия; г) сочетание пения с народной пантомимой и хореографией.

В отличие от академических хоров, русские народ­ные хоры не имеют единых норм в количественном со­отношении мужских и женских голосов. В народных хорах Воронежской области группа женских голосов обычно больше группы мужских голосов, а в казацких хорах, как правило, преобладают мужские голоса.

Различны диапазоны народных хоров. Диапазон Волжского хора соответствует полному диапазону ака­демического смешанного хора. Рабочий диапазон хора им. Пятнипкого— менее двух октав.

Певцы народных хоров поют «натуральными» голо­сами и не используют приемы «сглаживания» регист­ров. Они стремятся петь от начала до конца в одном регистре, при этом нередко расширяют его границы за счет переходных нот и прилегающих к ним звуков смеж­ного регистра. Так, исполняя песню в микстовом реги­стре, певица в этой же манере поет и верхние звуки грудного регистра, которые звучат у нее мягко и тихо. Если она поет песню в грудном регистре, то верхние ноты звучат сильно и напряженно, т. е. в манере, кото­рую в академической певческой практике принято назы­вать «белым звуком».

В народном хоре численный состав групп низких голосов (басов и альтов) может значительно превосхо­дить состав высоких звонких голосов (сопрано, тено­ров), исполняющих подголоски. Соотношение числен­ного состава групп может выражаться пропорцией 3 : 1 и даже 4:1.

Высокие, средние и низкие голоса объединяются в голосовые группы, которых в народном смешанном хоре может быть несколько. В Государственном русском на­родном хоре им. Пятницкого, например, имеется три группы в женском хоре и три в мужском. Певцы каж­дой группы поют вместе и в распевах варьируют мело­дическую линию своего голоса.

Распетые в народном хоре произведения не имеют устойчивого количества голосов. Голоса то расходятся, образуя многоголосную партитуру, то сливаются в уни­сонном звучании. Импровизация, лежащая в основе «разведения песни на голоса», в опытном народном хоре всегда имеет свои закономерности, обусловленные содержанием песни, характером мелодии, ритмом, ладом и т. д.

В процессе работы над песней тщательно отбираются наиболее удачные подголоски, которые сохраняются при последующем исполнении. В профессиональных на­родных хорах после завершения работы над партитурой разучивание произведения ведется по закрепленным партиям.

Народный хор в большинстве случаев поет на эст­раде без дирижера. Руководитель хора отвечает за ре­пертуар, ведет всю репетиционную и Учебно-воспита­тельную работу в коллективе, подготавливает его к эстрадному выступлению. Он организует распевание пес­ни на голоса, отбирает и фиксирует наиболее удачные подголоски, из которых складывается хоровая парти­тура. Особенно важно, чтобы руководитель хора хорошо знал местные певческие традиции. Репетиционная рабо­та, певческое воспитание участников народного хора имеет свою специфику, здесь нельзя применять методы академического пения, хотя, несомненно, основополага­ющие принципы хорового искусства остаются едиными. Значительны задачи руководителя народного хора по собиранию и изучению образцов народного творчества. Так как исполнение песен русским народным хором бы­вает связано с пантомимой и хореографией, то руково­дитель хора должен быть достаточно осведомлен в этих видах народного творчества.

Капелла. Хор получил это наименование от названия места, где размещаются певчие. До средних веков капеллы были исключительно вокальные. По мере раз­вития профессионального инструментального исполни­тельства стали появляться капеллы, объединяющие не только певцов, но и инструменталистов. В капеллах со­средоточились лучшие композиторские и исполнитель­ские силы. (Сведения о наиболее крупных зарубежных и отечественных капеллах были приведены в историче­ском очерке).

В настоящее время капеллами называются некото­рые большие и средние по составу, высококвалифици­рованные концертные хоры, профессиональные (Ленин­градская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки, Русская республиканская капелла it т. д.), а также любительские коллективы (Хоровая капелла харьковского клуба «Металлист», Хоровая капелла Ростовской области, Хоровая капелла Дома культуры им. Горбунова и т. д.). Однако многие хоро­вые коллективы, являясь по всем своим данным капел­лами, не имеют этого названия’ (Государственный ака­демический русский хор СССР, Большой хор Всесоюз­ного радио и телевидения, Государственный московский хор и т. д.).

По установившимся традициям капеллами продол­жают называть не только вокальные, но и некоторые вокально-инструментальные исполнительские коллек­тивы (Капелла бандуристов и другие).

Оперные хоры. Сочетание хорового пения со сцени­ческим действием определяет специфику оперно-хоро- вого исполнения. Оно имеет свою давнюю историю. Оперные хоры возникли в начале XVII века. В 1600 году во Флоренции была поставлена опера Пери «Эвридика», в которой принимал участие мадригальный хор, а в 1607 году в Мантуе состоялась премьера «Орфея» Мон- теверди, с хорами пастухов и подземных духов. Важную роль играли хоры в римской опере (с 30-х годов XVII века). Со второй половины XVII века в театральном репертуаре большое место заняли оперы Люлли и Рамо, с их разнообразными пасторальными, военными, рели- гиозно-обрядовыми и сказочно-фантастическими хоро­выми сценами.

Важным событием в оперно-хоровом искусстве XVIII века стали оперы Глюка, который заметно под­нял роль хора в оперной драматургии. Начинания Глюка были продолжены Керубини, Лесюэром, Мегю- лем и нашлп качественно новое воплощение в некото­рых операх Моцарта («Идоменей — царь Крита»), Красочно-поэтически воссозданы жанрово-хоровые кар­тины у Вебера.

Горячий отклик в широких демократических кругах Италии вызвала постановка ранних опер Д. Верди. Хоры из этих опер были подняты на щит борцами на­родно-освободительного движения. Еще в операх Обера («Немая ив Портичи») хор начинает выполнять функ­ции более или менее самостоятельного «коллективного персонажа» спектакля. Эту линию продолжил Мейер- бер в своих операх. Превосходные реалистические на­родно-хоровые сцены создали Визе в «Кармен» и Верди в «Аиде».

Могучим источником прогресса оперно-хорового ис­кусства стала русская классика. Народная героическая опера «Иван Сусанин» Глинки, монументальная эпопея «Князь Игорь» Бородина, социально-историческая драма «Псковитянка», опера-былина «Садко», опера- легенда «Сказание о невидимом граде Китеже» Рим- ского-Корсакова, народные музыкальные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, глубочайшая музыкально-психологическая драма «Пиковая дама» Чайковского — каждое из этих сочинений составляет целую эпоху в истории мирового оперного искусства. Хоровые сцены в русских операх чрезвычайно разнооб­разны. Активная роль образа народа в спектакле обу­словила рождение новых форм хоровой драматургии. Широкое развитие получили приемы диалога хоровых групп, музыкально-сценической многоплановости действия и т. д. В процессе работы над произведениями русских классиков и лучшими образцами зарубежного оперного искусства разносторонне развивалось мастер­ство русских оперных хоров.

Со второй половины XIX века складываются опер­ные школы на Украине—Гулак-Артемовский, Лысенко; в Грузии — Баланчивадзе, Аракншвили, Палиашвили; в Армении — Тигранян, Спендиаров; в Азербайджане — У. Гаджибеков.

Продолжая классические традиции, советские ком­позиторы стремятся в массовых хоровых сценах прав­диво и художественно совершенно отобразить жизнь, раскрыть богатство духовного мира людей. Черты но­вого искусства социашстического реализма проявились в музыкально-сценических сочинениях Дзержинского, Кабалевского, Мурадели, Прокофьева, Хренникова, Ша­порина, композиторов братских республик Данькевича, Жиганова, Зариня, Э. А. Каппа, Мейтуса, Тикоцкого, Эрнесакса и многих других. Работа над хорами совет­ских опер оказывает существенное влияние на творче­ский облик оперных коллективов.

В настоящее время в нашей стране имеется тридцать семь государственных театров оперы и балета, большое количество театров музыкальной комедии it музы­кально-драматических, имеющих профессиональные хоры. Возникли национальные оперы с хорами в Бело­руссии, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Татарии, Башкирии и других союзных и автономных республи­ках. Все больше становится самодеятельных театров с хоровыми ансамблями. Оперное искусство и его не­отъемлемая составная часть — оперный хор — занимает огромное, чрезвычайно важное место в культурной жизни страны.

Источник

История хорового искусства

ИСТОРИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

Хор (др.-греч. χορός – толпа) – хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии – 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Хор – единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски.

Вокальная музыка и хоровое пение являются самыми древними формами музыкального исполнительства в истории искусства. Очевидно, много тысячелетий назад наш древний предок, переживая очередной эмоциональный подъем, решил заменить обычный разговорный язык на иной – тот, который мы именуем песней. Простые и незатейливые мелодии напевов, так же как и первые образцы наскальной живописи, были первыми шагами древних в эстетическом осмыслении окружающего мира. Распространенность как сольных, так и совместных (ансамблевых) форм вокального исполнения обусловлена тем, что человек может использовать свой голос, как музыкальный инструмент, и этот инструмент всегда в его распоряжении.

Занимая одно из важных мест в жизни человека со времен глубокой древности, вокальная музыка развивалась как область народно-песенного творчества. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Из истории древнего мира нам известно о зарождении, расцвете и закате многих государств. Например, в древнем Египте, Вавилоне, Китае был достигнут высокий уровень цивилизации, коснувшийся и музыкального искусства. Трудно представить себе подлинное звучание музыки того времени, но известно, что музыкальные системы, или то, что мы называем музыкальным строем, в таких странах Востока как Китай, Индия, Египет, имели свои различия.

Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.

Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12-15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Еще в античные времена Аристоксен говорил, что «тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом». Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет начеловеческую психику и этику. В период античности неоднократно отмечалась сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.

Были непосредственно связаны с религией и церковью. Основные идеи искусства средневековья: аскетизм, отрицание земных ценностей ради вечной жизни, «музыка – служанка церкви». Средоточие видов профессионального искусства в монастырях. В средние века считалось, что хоровое пение способно сплачивать людей, примирять враждующих, соединяя их в союзе дружбы. Певчие в хор набирались не только по вокальным данным, но и по велению души и сердца. Звучание музыки способствовало украшению богослужебного христианского обряда. Богослужения в храмах сопровождались унисонным пением мужского хора. Эти песнопения назывались григорианскими хоралами.

Начиная с XIII в. в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Основу хоровой музыки Возрождения составляют церковные жанры мессы и мотета, но вместе с тем внимание композиторов все больше и больше привлекает область светской музыки, которая становится неотъемлемой частью их творчества. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни. В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах.В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

Развитию хорового искусства способствует творчество композиторов XVI-XVIII вв.: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.

В ХIХ в. господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А. Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К. Эйца и З. Кодая.

В ХХ в. становится популярной система шведского педагога-музыканта Э. Жак-Далькроза (ритмика, хоровое пение, художественная гимнастика, танец, музыкальная импровизация). Особой популярностью пользуется пятитомное пособие «Шульверк» К. Орфа, способствующее стимулированию музыкального творчества детей.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

Хоровое исполнительство в России имеет очень давнюю историю. Еще в древней Руси песни, разнообразные по содержанию и музыкально-поэтическим образам, исполнялись хором.

До начала письменной нотной фиксации хоровая культура в России развивалась как устная традиция. Но и после появления письменной записи народная устная традиция оказалась чрезвычайно устойчивой.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.

В Х в. хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

Появление профессионального хорового пения на Руси связано с церковно-певческой традицией. Хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси. К этому времени относятся первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела.

Во второй половине XV в. создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.

Наряду с государевыми певчими с конца XVI в. существовал хор патриарших певчих – предшественник Московского синодального хора.

Эти первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.

При Петре I из хора государевых певчих дьяков организуется Придворный хор (позже – Придворная певческая капелла), который принимает участие в обслуживании придворной церковной службы, в пышных дворцовых увеселениях и в оперных постановках.

В серединеXVII в. с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые «канты», основанные на мелодике народных песен.

Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С. А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю. Н. Голицына. К концу XIX в. количество частных хоров значительно возросло.

Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 г.

Наряду с этими хорами во второй половине XIX в. в России появляются народные профессиональные хоры. Организатором и руководителем первого профессионального народного хора был крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881). До организации своего коллективаМолчанов пел в разных хорах. В 60-70-е гг. хор под его руководством пользовался широкой популярностью и концертировал по различным городам России. После смерти И.Е. Молчанова многие его воспитанники стали руководителями народных хоров.

Концертное хоровое исполнение народных песен еще с конца XVIII в. получило широкое распространение в цыганских хорах. Исполнение лучших цыганских хоров отличалось высоким художественным совершенством, большой выразительностью и эмоциональностью. В репертуаре этих хоров, кроме подлинно русских народных песен, были произведения русских композиторов – А. В. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и других. Некоторые руководители и певцы цыганских хоров были превосходными знатоками русского песенного фольклора. Впоследствии цыганские народные хоры потеряли свое художественное значение.

Исполнительскому росту русских хоровых коллективов в большой степени способствовало хоровое творчество русских композиторов. Огромную роль в развитии русской хоровой культуры сыграли композиторы конца XVIII в. Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский. Их творчество было насыщено «мирским» народно-песенным, эмоциональным началом.

Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX в. (М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков). Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Среди его многочисленных произведений – оперные хоры, хоровые полонезы, гимны, песни, хоровые обработки; в сферах духовной и светской музыки выделяются «Херувимская песнь», а также хоровой эпилог «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико.

Конец ХIХ в. – расцвет хорового исполнительства в России.

Хоровая культура России продолжала свое развитие в XX в. Создавались новые формы и виды хорового исполнения: ансамбли песни, среди которых выделялся Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова), Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, и народные профессиональные хоры, к которым относились хор им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.

Была также распространена хоровая самодеятельность, которая не уступала по уровню профессиональным коллективам.

Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура. Начало студийного хорового движения в 60-е г. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х г. – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В. Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В. К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Современное состояние хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в исполнительстве талантливых хоровых дирижеров, проявивших себя в разных аспектах хоровой деятельности – в профессиональных хорах, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *