Что такое национальный стиль

Какие бывают стили музыки?

Что такое национальный стиль. Смотреть фото Что такое национальный стиль. Смотреть картинку Что такое национальный стиль. Картинка про Что такое национальный стиль. Фото Что такое национальный стильКакие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.

Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.

Стиль эпохи

Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).

Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).

Жанровый стиль

Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.

Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.

Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.

А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.

Стиль музыкального направления

Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.

Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.

Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.

Национальный стиль

Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.

Стиль объединения композиторов

Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.

Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.

В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.

Стиль отдельного композитора

Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.

Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.

Исполнительский стиль

Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.

Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.

Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.

Источник

Этнический стиль в интерьере – что такое и какие бывают?

Этнические стили в интерьерах не зря занимают особую нишу: их нельзя отнести ни к одному из интернациональных стилей, но именно они служат «точкой отправления» для развития архитектурного и интерьерного дизайна. Иногда они – это целое самобытное ответвление, непохожее ни на что; иногда – просто оттенки, которые задают тон всему облику.

К сожалению, когда речь заходит о национальном дизайне, первое, что приходит в голову большинству обывателей – это бумажные фонари, дальневосточная живопись и японские перегородки из рисовой бумаги.

Акценты в этническом дизайне интерьера расставляются именно на аксессуарах преимущественно азиатских культур – оно и неудивительно, учитывая, что стилизация редко заходит за рамки декоративных элементов, а восточная культура имеет большую популярность и у нас, и на западе.

Философия – основа этнических стилей

Но этнический стиль это не только наружные украшения – это определенная философия, за которой кроется немалая история, особенности и уклад жизни той или иной культуры. Некоторые ее элементы создадут необходимый колорит, а некоторые – бездумно перенесенные в наши реалии – будут нелепы и неуместны.

У этой особенности есть и обратная сторона: многие считают, что не могут использовать полюбившиеся элементы того или иного этноса, не имея досконального представления о его укладе.

Конечно, если вы любитель турецкой культуры и истории, никто не запретит вам ее изучать, но штудировать энциклопедии, чтобы использовать шелковые подушки с кисточками тоже совсем не обязательно.

Как и во многом, в выборе дизайн интерьеров в этническом стиле важна мера и понимание обстановки, в которой он оказывается. С этой задачей могут справиться и профессионалы, за которыми не нужно далеко идти – в нашей компании «ТопДом» работают квалифицированные специалисты с большим опытом создания интерьеров.

Разные этносы – разные акценты! В этой статье мы в обзорной форме пробежимся по основным этностилям, так как каждый из них заслуживает особого внимания и отдельной статьи, но обозначит предмет разговора – всегда полезно.

И начнем мы с любимых многими восточных стилей.

Япония

Японский этнический стиль отличается особым спокойствием и простой эстетикой. Он не перегружен деталями, отдает предпочтение спокойным тонам и создает ощущение легкости.

Именно отсюда берет начало минималистичное направление в интерьерном дизайне, но если минимализм – это торжество функциональности, то японская этника – стиль, наполненный глубокой и многовековой философией.

Мода на японскую атрибутику недавно ворвалась в нашу жизнь, а теперь мирно дрейфует на плато популярности. Оно и неудивительно – островное государство, отсеченное от остального мира, развивалось по совершенно уникальному пути: в культуре, в социуме и в интерьере, конечно же. Этим и обусловлен незатухающий интерес к японскому колориту.

Китай

При определенной схожести с японским стилем, китайский гораздо массивнее. Такой интерьер отдает предпочтение красным тонам, пестрым и острохарактерным узорам и темному дереву. Мебель, как правило, проста и приземиста – традиции функциональности придерживаются и в Китае.

Многие элементы могут показаться русскому человеку – существу все-таки северному – излишне кричащими и агрессивными, но будучи правильно составленным, китайский стиль не только насыщен цветами, но и предельно гармоничен. И не забывайте про бумажные китайские фонарики.

Индия

Стиль для тех, кто скучает по солнцу, краскам и теплу. Цвета таких интерьеров: оранжевый, бирюзовый, малиновый. Неизменно яркие и насыщенные, но помещенные в необходимый колорит, они совсем не режут глаз.

Индийский стиль в интерьере – это в первую очередь сложная вышивка на драпировочных тканях, резьба по дереву (преимущественно лакированному) и множество характерных аксессуаров: тигры, слоны, элементы индуистских верований.

Хотя с последним надо быть осторожнее: религия – дело щепетильное, когда доходит до столкновения двух и более личностей.

Арабские страны

Всем очарованным рассказами из «Тысяча и одной ночи» будет по душе этот стиль. Его стремление к ярким краскам, необычный мозаикам, специфическим аркам, простору и роскоши, могло бы показаться наигранным и чересчур помпезным – если бы не культурное влияние и огромное наследие, свойственное юго-восточным странам.

Нельзя не оценить и особого отношения арабских стилей к комфорту – тут предпочтительнее отдохнуть на множестве подушек, подогнанных под себя, чем упаковывать свое тело в какую-нибудь мебель.

Средиземноморье

Если говорить о современных итальянских особенностях интерьера, то наиболее яркими элементами будут большие окна (предпочтительно с жалюзи), естественные материалы, много натуральных – песочных, коричневых, желтых – цветов, активное использование штукатурки и классический стиль в выборе мебели.

Хотите копнуть глубже? Италия – жаркая, морская страна, родина ренессанса. Отсюда любовь к солнцу и свету, эстетика натурализма и классические – иногда и вовсе античные – очертания меблировки. И конечно же аксессуары, чем-то неуловимо напоминающие древнегреческом эпосе.

Египет

Пожалуй, единственный стиль, который заимствуют у канувшей в Лету цивилизации. Конечно, с Арабской Республикой Египет все нормально, но культурного наследования особенностей Древнего Египта, вы не найдете. А именно из древности черпают вдохновение и элементы для египетских интерьеров.

Дворцы, храмы, пирамиды-усыпальницы. Дошедшие до нас культурные памятники позволяют осторожно взять детали одной из самых ранних цивилизаций на нашей планете и перенести их в современность.

Это светлые тона, каменная отделка, вытянутые и изящные статуэтки, характерная и узнаваемая живопись на стенах, геометрические узоры. Это колоны и специфическая лепнина, но в отличие от более поздней Греции, египетский декор в меньшей мере помпезен.

Африка

Еще один вариант для тех, кто устал от холода. африканский стиль легко узнаваем своей первобытной естественностью. Он легко принимает в себя шкуры животных – хотя с леопардовой расцветкой дизайнеры ТопДом рекомендуют быть осторожнее – глубокие, преимущественно красно-коричневые цвета и натуральную деревянную мебель.

Франция

Разглядывая характерные для Франции интерьеры, вы скорее всего не заметите ничего, кроме старой доброй классики. И по большей части будете правы. Однако любой стиль, оказываясь в условиях того или иного этноса, вбирает его черты.

Во-первых, «французская» классика – это предпочтительно светлые тона. Во-вторых, естественные материалы. В-третьих, несомненная роскошь, но роскошь далекая от нарочитой демонстративности.

Здесь не место для золотых элементов и безвкусных нагромождений блестящих аксессуаров, основная особенность именно этой классики – ненавязчиво обозначить цену своего дома за счет качества материала и вкуса, с которым выдержаны все элементы интерьера.

Англия

Английский интерьер, еще один вариант классики с особенностями. Его еще называют колониальным стилем и совсем не зря – консерватизм британцев был здорово разбавлен культурными особенностями колоний.

Во что это вылилось?
Много естественных материалов: камень предпочтительно светлый, а вот дерево темное. Плавные и обтекаемые формы мебели; несомненно, резьба. Немалой популярностью пользуются и витражные элементы в окнах, но это привнесенное.

Вообще, благодаря коллекционерам, путешествующим по колониям, этот стиль исторически предполагает множество аксессуаров самых разных культур. так что если вы любите классику, с налетом чего-нибудь особенного – английский стиль вам более чем подойдет.

Скандинавия

Интерьеры северных стран – близки нам по духу и климату, но при этом выглядят живо и необычно. Особенностями скандинавского стиля является естественность материалов, большие окна – в условиях почти постоянной зимней темноты свет становится ценностью – и сдержанный минимализм.

Несмотря на прохладу, северным интерьерам присущ простор и функциональность: формы мебели лаконичны и максимально удобны. Но специфика климата нет-нет да и влезает в скупых очертаниях: в стопке подушек на диване, в звериной шкуре в качестве покрывала к кровати.

Есть ли другие этнические стили?

Это – наиболее распространенные этнические стили интерьерного дизайна, хотя по сути их намного больше. Деревянная массивность альпийских домиков, особая философия тибетского убранства. Но что-то более экзотическое обычно выбирают люди увлеченные, но даже описанные выше популярные стили требуют вдумчивого подхода и грамотной интеграции в российские реалии.

И с этим отлично справятся дизайнеры нашей компании ТопДом. Потому, если Вам по душе какой-то из этнических стилей, но Вы не уверены в своих силах или наличии времени, мы с радостью разработаем для Вас интересный, гармоничный и удобный интерьер, который расскажет о Вас больше, чем просто слова.

Смотрите нашу фотогалерею с более чем 4 000 фото интерьера комнат в различных современных и классических стилях.

Источник

1.1.2. Национальный стиль коммуникации: определение и параметры описания

1.1.2. Национальный стиль коммуникации: определение и параметры описания

Понятие стиля, как известно, не является исключительно лингвистическим: им пользуются искусствоведы, литературоведы, социологи, политологи (ср. архитектурный стиль, музыкальный стиль, литературный стиль, стиль поведения, стиль мышления, стиль руководителя, стиль ведения переговоров, также стиль одежды и т. д.). Высказывается даже мнение о том, что «стиль и стилистика не имеют отношения к языку, это самостоятельная дисциплина, относящаяся исключительно к циклу человековедческих наук» [Ullmann 1957, цит. по: Брандес 2004: 9]. В том случае, когда стиль рассматривается в языковом аспекте, ученые также подчеркивают, что стиль соотносится не с языком, а с человеком, говорящим на данном зыке [Левицкий 2006: 8].

В настоящее время наблюдается большое количество разнообразных определений стиля, в основе которых лежат различные основания. Основанием для выделения стиля в широком понимании являются человек и его деятельность. Известную метафору «Стиль – это человек» Ю. Н. Караулов расшифровывает как двуплановую формулу, «которая включает представление о личности, реализующей определенный стиль жизни, отражаемый в стиле употребления языка, т. е. соединяет социально-поведенческий контекст с речевым» [Караулов 2002: 22]. М. П. Брандес указывает, что «стиль – явление не объективного, а субъективного мира, это явление второй, человеческой природы, и в этом качестве он относится к миру культуры, т. е. миру вещей в широком смысле, созданному человеком» [Брандес 2004: 17]. Н. К. Рябцева подчеркивает, что «…стиль – явление не только и не столько языка и речи, сколько мышления» [Рябцева 2005: 388].

Заслуживает внимания мысль о том, что «стили характеризуют всякое поведение человека, имеющее семиотическую природу» [Mayenowa 1979, цит. по: Бартминьский 2005: 320]. Не случайно поэтому данное понятие может использоваться и уже используется при описании коммуникативного поведения. Так, Г. Е. Крейдлин, в частности, анализируя невербальное коммуникативное поведение мужчин и женщин, отмечает, что «разумнее говорить не о половых или гендерных стереотипных различиях, а о разных стилях тендерного коммуникативного поведения, мужском (маскулинном) и женском (фемининном) и соотносить коммуникативные стереотипы не с полами, а с этими стилями» [Крейдлин 2005: 42]. Это же можем сказать и о коммуникативном поведении, рассматриваемом в межкультурном аспекте, причем как невербальном, так и вербальном, при анализе которого речь должна идти не об отдельных особенностях и стереотипах поведения, а о коммуникативных этностилях, характеризующих коммуникативное поведение того или иного народа. Поскольку поведение каждого человека имеет свои индивидуальные особенности, еще раз подчеркнем, что в данном случае речь идет о типизированном поведении типизированного человека в типизированных условиях.

Независимо от понимания стиля и его определения стиль всегда связан со способом выбора. Если говорить о стиле языка, это – выбор и организация языковых средств в процессе речи, построения текста. Анализируя стиль коммуникации, следует говорить не только о выборе средств, но и о выборе, предпочтительности коммуникативных стратегий, имеющих ту или иную направленность, которые, с одной стороны, предопределяют выбор этих средств, с другой – сами предопределяются социокультурными параметрами, т. е. также являются объектом выбора. Ю. С. Степанов, определяя стиль языка или речи как «вид речи, употребляемый людьми в типовой общественной ситуации», отмечает, что такие виды речи характеризуются, во-первых, отбором языковых средств из общенационального языкового достояния (отбором слов, типов предложений, типов произношения), во-вторых, скрытыми за этими средствами общими принципами отбора, которые лежат вне языка [Степанов 1975: 201]. Он справедливо отмечает, что «характеризовать стили нужно с двух сторон: со стороны языка и со стороны действий человека в определенной общественной ситуации» [Степанов 1975: 202].

В последнее время исследователями предпринимаются интересные попытки по выделению стилей коммуникации (см., например, [Gudykunst, Ting-Toomey 1990; Clyne 1994]). При этом, однако, нет ни единого подхода к их выделению, ни единого терминологического аппарата, что, очевидно, естественно для начального этапа разработки данной проблемы. Остаются открытыми вопросы о том, что понимать под стилем коммуникации, какие методы могут быть положены в основу его описания, какие стилевые черты его формируют. Так, У. Гудикунст предложил свести все национальные особенности коммуникации к четырем стилям, основанным на дихотомическом противопоставлении: прямой (direct) vs непрямой (indirect), сложный (elaborate) vs краткий (succinct), личностный (personal) vs контекстуальный (contextual), инструментальный (instrumental) vs аффективный (affective). Кратко остановимся на том, что под ними понимается.

Прямой/непрямой стили, в понимании У. Гудикунста, связаны с тем, насколько полно и ясно в сообщении говорящего отражены его намерения, интенции. При прямом стиле коммуникации говорящий прямо выражает свои намерения, при непрямом, напротив, они выражены косвенно.

Сложный, или развернутый (elaborate)/краткий, скупой (succinct) стили связаны с количеством речи, которое считается нормой в данной культуре, и ее выразительностью. В разных культурах эта норма различна. Так, многим арабским культурам присущ сложный стиль коммуникации, характеризующийся многословием, использованием богатого, экспрессивного языка в повседневном общении, изобилующего яркими метафорами и сравнениями. Скупой стиль общения, свойственный многим азиатским культурам, характеризуется частым использованием молчания, пауз, которые несут семантическую нагрузку. Стиль коммуникации многих европейских культур не вписывается в данную дихотомию, он занимает промежуточное положение, являясь умеренным, точным (в английской терминологии – exacting).

Личностный (personal)/контекстуальный (contextual) стили связаны с тем, какую роль в коммуникации играют ролевые отношения между коммуникантами. Для личностного стиля коммуникации характерно неформальное общение, симметричные взаимоотношения между участниками коммуникации, в центре внимания находится индивид, личность. В связи с этим его можно назвать личностно-ориентированным. Подобный стиль коммуникации характерен для индивидуалистических культур, где большую ценность представляет сама личность, а не ее социальный статус. Для контекстуального стиля коммуникации, напротив, характерны формальность, асимметричность, в центре внимания находятся ролевые отношения между участниками общения. Он напрямую связан с таким параметром культуры, как дистанция власти (Power Distance) и, на наш взгляд, может быть назван статусно-ориентированным.

Инструментальный (instrumental) /аффективный (affective) (его также можно было бы назвать эмоционально-интуитивный) стили связаны с разной целевой установкой общения. Инструментальный стиль ориентирован на говорящего и подчинен достижению цели общения. При аффективном стиле коммуникации большая значимость придается самому процессу общения, достижение цели не ставится на первый план, часть информации передается имплицитно, существенную роль играет невербальная коммуникация (жесты, мимика, телодвижения и т. п.).

Выделенные стили коммуникации, как отмечает У. Гудикунст, отражают и воплощают эмоциональные, моральные, эстетические образцы и нормы той или иной культуры. При этом он поясняет, что в той или иной мере они существуют во всех культурах, вопрос в том, какие являются преобладающими, а это предопределяется типом культуры. Именно тип культуры, который характерен для языковой общности, определяет, какой из стилей коммуникации является в данной общности доминирующим, то есть каждая культура в зависимости от господствующих в ней ценностей привязана к определенному стилю (стилям) общения.

Несмотря на свою неоднозначность, выделенные стили коммуникации, на наш взгляд, имеют большое объяснительное значение, так как помогают понять имеющиеся сходства либо различия в коммуникативном поведении представителей различных лингво-культур в межкультурном аспекте, а также обосновать их существование. В некоторой степени данные стили перекликаются с постулатами

П. Грайса [Grice 1975], поскольку касаются таких параметров коммуникации, как количество, качество, релевантность, ясность речи и др., и убедительным образом показывают, что представление об эффективной коммуникации не универсально, а культурно вариативно.

Предложенная У. Гудикунстом классификация стилей коммуникации дает самую общую схему возможных стилевых различий, она представляет интерес в том плане, что показывает, какие параметры могут быть положены в основу выделения стилей, то есть помогает выделить стилеобразующие черты. Очевидно, этими чертами могут быть: объем текста, способ выражения коммуникативных интенций (прямой / непрямой), субъектно-объектная ориентированность, степень эмоциональности, экспрессивности, степень информативности, целевая установка общения (передача информации или поддержание отношений), степень официальности в общении и др. Данный перечень может быть продолжен.

Стиль, как отмечалось, формируется под влиянием экстралингвистических факторов – тех явлений внеязыковой действительности, в которых протекает общение. Национальный стиль коммуникации формируется под влиянием социально-культурных отношений, культурных ценностей, норм и традиций, характерных для определенной культуры, особенностей системы вежливости, которая в каждой культуре имеет свою специфику.

Важнейшим экстралингвистическим фактором, определяющим стиль коммуникации, является тип культуры. Особенности культуры побуждают ее носителей излагать свои мысли четко либо допускать двусмысленность, быть предельно лаконичными либо многословными, свободно проявлять эмоции либо сдерживать их, строго соблюдать дистанцию в общении или пренебрегать ею и т. д. То, что характерно для одной культуры, часто неприемлемо для другой. Именно поэтому известные максимы П. Грайса, сформулированные для индивидуалистических, узкоконтекстных культур (low context cultures в терминах Э. Холла), как и правила вежливости Дж. Лича, не могут быть в той же степени применимы к коллективистским, ширококонтекстным культурам (high context cultures)[1], в частности к русской, поскольку такой тип культуры предопределяет другие коммуникативные особенности, формирует иной стиль коммуникативного поведения.

При изучении национально-культурных особенностей коммуникации первостепенное значение имеет анализ социокультурных факторов, определяющих это поведение, и эти факторы должны быть включены в орбиту лингвистического исследования. Давая прагматическую характеристику вербальной коммуникации, Г. В. Колшанский отмечал, что прагматику речевого общения надо искать не в сфере взаимоотношений языковых знаков, а в сфере взаимоотношений людей, участвующих в коммуникации [Колшанский 2005: 128].

Так как в коммуникации выделяются языковой и поведенческий аспекты, полагаем, что в общем виде национальный стиль коммуникации, или коммуникативный этностиль, можно определить как исторически сложившийся, предопределяемый культурой и закрепленный традицией тип коммуникативного поведения народа, проявляющийся в выборе и предпочтительности определенных средств коммуникации (вербальных и невербальных), используемых в процессе межличностного взаимодействия [Ларина 2007а].

Важно отметить, что между вербальными и невербальными средствами коммуникации, которым отдается предпочтение в той или иной коммуникативной культуре, прослеживается явно выраженная взаимосвязь, на что неоднократно указывалось исследователями [см. Goddard, Wierzbicka 1997; Земская 2004; Крейдлин 2005 и др. ] и что свидетельствует о системности коммуникативного этностиля. Так, например, характерная для англичан пространственная дистанция находит отражение и в соблюдении вербальной дистанции, которая у русских, в силу особенностей их культуры, легко нарушается; японские и корейские поклоны при приветствии, демонстрирующие уважение к собеседнику путем собственного принижения, повторяются в стратегии «личного умаления» и на вербальном уровне. Таким образом, можно говорить о двух взаимодополняющих подстилях – вербальном и невербальном, которые в совокупности образуют национальной стиль коммуникации.

Национальный стиль вербальной коммуникации можно определить как совокупность исторически сложившихся и закрепленных традицией особенностей использования языка, характерных для носителей данной лингво-культуры. Он представляет собой совокупность коммуникативных черт, в более широком плане – доминант, формируемых в результате регулярного использования определенных коммуникативных стратегий и предопределяемых ими языковых средств.

Национальный стиль невербальной коммуникации можно определить как совокупность исторически сложившихся и закрепленных традицией особенностей использования средств невербальной коммуникации – проксемических, кинесических, тактильных и др.

В основу описания национального стиля коммуникации могут быть положены разноплановые параметры, связанные с социокультурными, аксиологическими, социолингвистическими, психолингвистическими, лингвистическими и др. характеристиками (как количественными, так и качественными):

• социокультурные (дистантность / контактность; ориентированность на статус / ориентированность на личность, симметричность / асимметричнось отношений и др.);

• аксиологические (приоритетные ценности данной культуры, влияющие на процесс коммуникации: личная автономия или интимность, уважение к статусу или равенство; правда, искренность или сохранение лица, молодость или старость т. д.);

• социолингвистические (субъектно-объектная ориентированность коммуникантов; степень допустимости прямого коммуникативного воздействия; прямолинейность / косвенность; степень формальности/неформальности (демократичности) в общении и др.);

• психолингвистические (эмоциональная сдержанность/эмоциональная открытость, направленность и функциональная значимость эмоций, степень речевой экспрессивности);

• лингвистические (наличие, выбор и предпочтение тех или иных языковых средств, особенности синтаксической организации высказываний, степень ритуализованности высказываний и т. д.), в том числе количественные характеристики (длина отдельного высказывания, количество реплик, употребляемых в различных ситуациях общения, лаконичность/многословность и т. д.);

• паравербальные (темп речи, громкость, тональность, допустимость и длина пауз, допустимость и роль молчания и т. п.);

– проксемное поведение (использование пространства в процессе коммуникации, необходимое количество личной территории);

– кинесическое поведение (специфические жесты и частотность их использования, выражения лица, позы, телодвижения);

– тактильное поведение (допустимость прикосновений и тактильные жесты).

Предложенный перечень параметров описания коммуникативного этностиля не является окончательным, безусловно, он нуждается в уточнении и дополнительной систематизации, однако очевидно, что только комплексное описание национального стиля коммуникации с самых разных позиций может дать более или менее полное представление о нем. Проследить системность этностиля и объяснить его особенности нельзя без детального изучения и анализа факторов, определяющих его. Важнейшим из его стилеобразущих факторов является культура.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ОПИСАНИЯ ЯПОНЦЕВ

ОПИСАНИЯ ЯПОНЦЕВ Японцы довольны белы кожей, но желтее европейцев. Обычно наряды и одеяния мужчин и женщин мало разнятся между собой: они ходят в длинных халатах, обвитых вокруг тела и посредине стянутых поясом. Вид островка Дэсима. С гравюры XIX в. Знатные и благородные

Метод описания в «Капитанской дочке»

Метод описания в «Капитанской дочке» В «Капитанской дочке» «сухость» описания сознательно решена и подчеркнута иногда авторской иронией. Пушкин иронизирует над традиционной мелочностью описаний исторических романистов. Это заметно в сцене приезда Марьи Ивановны в

Стиль итальянский и стиль французский

Стиль итальянский и стиль французский В XVII и XVIII веках музыка еще не была тем международным, общепонятным искусством, каким — благодаря железным дорогам, самолетам, радио и телевидению — пожелала и смогла стать сегодня. В разных регионах формировались абсолютно

1.1. Культура и стиль коммуникации

1.1. Культура и стиль коммуникации 1.1.1. Коммуникативная этностилистика и предмет ее изучения В последние два-три десятилетия национально-культурные особенности поведения, которым уделяется повышенное внимание, стали объектом наблюдения и изучения различных научных

1.2.2. Параметры измерения культур

1.2.2. Параметры измерения культур Культура – абстрактное понятие, и описать ее чрезвычайно сложно, но те попытки ее описания, классификации, измерения, которые уже предприняты учеными (G. Hofstede, E. Hall, C. Kluckhohn, F. Strodtbeck и др.), представляются весьма существенными, поскольку

Раздел IV. СТИЛЬ Глава 1 СТИЛЬ КАК КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Раздел IV. СТИЛЬ Глава 1 СТИЛЬ КАК КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Эстетика выработала некие универсальные подходы к изучению стиля. Однако мы совершили бы ошибку, если бы, касаясь в данном случае кино, прямо перенесли сюда суждения, сложившиеся, например, в теории

Медицинские описания жизни Гоголя

Слово и речь Национальный стиль

Слово и речь Национальный стиль Да, но тогда обнаруживается, что речь — недаром женского рода. Слово, вылетевшее из уст, — это женским обманом исторгнутое семя. (Слово недаром названо по-мужски: «не воробей: вылетит — не поймаешь».) Значит, Логос в голове явно дробится на

Урбоаттракторы и параметры порядка

Урбоаттракторы и параметры порядка Любой город – небольшое провинциальное поселение или столичный мегаполис – в рамках синергетического подхода рассматривается в качестве нелинейной самоорганизующейся структуры[45], которой присущи детерминированная хаотическая

Оценочные параметры

Оценочные параметры Оценочные подходы музыкального критика движутся по нескольким направлениям, исходя из того, какой признак положен в основу оценочной характеристики в качестве доминирующего. Игорь Стравинский, много размышлявший о проблемах музыкально-оценочной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *