Что такое научная фантастика в литературе

Научная фантастика

Научная фантастика это вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Вместе с фэнтези — один из двух основных видов литературной фантастики 20 века. В рамках одного и того же произведения могут сочетаться элементы как научной фантастики, так и фэнтези (литературы «принципиально невозможного»), постоянно происходит диффузия различных художественных систем (один из наиболее показательных примеров — «Космическая трилогия», 1938-45, К.С.Льюиса).

Определение научной фантастики

Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно, в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической. Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного, прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.

Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности. Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки. Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации. Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности. научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.

Научная фантастика в странах мира

Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак. Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 века — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия. Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон — психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд. В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).

Научная фантастика в России

В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 — начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев. Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е — её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.

История научной фантастики

Первые работы по истории научной фантастики появились в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных литераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонников этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантастики. Начало профессионального изучения фантастики приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фронтальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии научной фантастики, появился целый отряд академических исследователей, началось преподавание научной фантастики в различных университетах Запада. В СССР критика научной фантастики, как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной, задачей научной фантастики считалось популяризация достижений науки и техники. Ситуация отчасти изменилась в 1960-е, когда к её изучению обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.

Источник

Что такое научная фантастика в литературе

В литературе есть много разнообразных жанров: лирика, драма, ужасы и пр. Особое место среди всех направлений занимает научная фантастика. Книги данного жанра пользуются популярностью у детей и взрослых. Они привлекают внимание захватывающими и необычными сюжетами, способствуют развитию фантазии и абстрактного мышления, заставляют отвлечься от повседневных хлопот и погрузиться в мир, наполненный чем-то волшебным, нереальным. Произведения всегда интересные, читаются на одном дыхании. Они захватывают с головой, поражают стремительным развитием событий и неординарной сюжетной линией. В библиотеке такие книги всегда займут достойное место.

Что такое научная фантастика в литературе. Смотреть фото Что такое научная фантастика в литературе. Смотреть картинку Что такое научная фантастика в литературе. Картинка про Что такое научная фантастика в литературе. Фото Что такое научная фантастика в литературе

Научная фантастика: что это за жанр

Данное направление относится к фантастике. Его активно используют не только в литературе, но и в кино. Оно основывается на фантастических допущениях – спекуляциях и вымыслах в области точных, гуманитарных или естественных наук, описывает:

Многие литературоведы и критики часто спорят между собой, рассуждая о том, что же такое научная фантастика. Большинство соглашается с тем, что к этому жанру относится все, что базируется на определенных допущениях в сфере науки. Это произведения о внезапно появляющихся парадоксах, научных и технологических открытиях, их колоссальных возможностях, влиянии (как положительном, так и отрицательном).

Научно-фантастическая литература не приемлет мистики и сказок. В ней все явления и события имеют свое обоснование, причем не сверхъестественное, а практическое. Она будоражит воображение, заставляет задумываться о будущем и неограниченных возможностях науки.

Когда впервые появился термин

Точно сказать, когда зародилось направление, невозможно. Впервые научную фантастику в 1914 году опубликовали в журнале под названием «Люди и природа». Это был рассказ «Завтрак в невесомой кухне», написанный известным автором Яковом Перельманом. До этого термин использовали такие писатели, как Уэллс и Александр Куприн. В переводе с английского языка science fiction – это вымысел о науке в художественном стиле. В русском языке вариант не прижился, но его позаимствовали французский, немецкий и многие другие европейские языки.

Направление появилось благодаря промышленной революции в XIX веке. Изначально к нему относили все материалы, которые описывали достижения техники и науки, а также перспективы их развития. В XX веке оно начало активно развиваться благодаря американским писателям Роберту Хайнлайну, Рею Брэдбери, Айзеку Азимову. Чуть позже появились авторы-фантасты и в других странах. В 1980 году востребованным стал киберпанк. В нем высокие технологии объединили с массовым общественным контролем и неограниченной властью различных корпораций. Сегодня направление не стоит на месте. Его активно используют не только в литературе, но и в кинематографе.

Основные разновидности научно-фантастической литературы

Жанр имеет много направлений. Он может быть посвящен альтернативному ходу истории, организации общества, перемещениям во времени. Существует и другая классификация. Различают такие виды научной фантастики, как:

Разумеется, это деление условное, так как в одном произведении авторы умело сочетают сразу несколько видов научной фантастики.

Что такое научная фантастика в литературе. Смотреть фото Что такое научная фантастика в литературе. Смотреть картинку Что такое научная фантастика в литературе. Картинка про Что такое научная фантастика в литературе. Фото Что такое научная фантастика в литературе

Целесообразность покупки научно-фантастической литературы

Почему научная фантастика должна быть в домашней библиотеке? Ответов несколько:

Научно-фантастическую литературу по достоинству оценят все читатели, независимо от вкусовых предпочтений, взглядов на жизнь и интересов.

Источник

Научная фантастика

Научная фантастика – это литература будущего. Непостоянство и переменчивость идей делает этот жанр одним из самых многоликих и быстро адаптирующихся к изменениям окружающей реальности. Появившись в 19 веке на волне промышленной революции, со временем научная фантастика разрослась на множество поджанров и завоевала огромное число поклонников. И все же, несмотря на многообразие его проявлений, можно выделить несколько характерных особенностей, общих для всех научно-фантастических произведений.

Научная фантастика и воображение

Научная фантастика склонна к выстраиванию предположений и теорий. Она приглашает читателя к размышлению над вопросом: «Что было бы, если…?» «Вырывая» читателей из безопасного и знакомого мира, автор вынуждает их думать иначе, по-другому оценивать доступные возможности, видеть вещи такими, какими они могли бы быть. Такая непохожесть времени, места или реальности является неотъемлемой частью научной фантастики и делает ее такой притягательной.

В силу своей умозрительной природы научная фантастика часто обращается к воображению. Многие произведения НФ затрагивают природу сна и сновидений, а также имеют дело с параллельной реальностью. Это делает ее похожим на произведения в жанре магического реализма.

Сюжет

Как и в книгах многих других литературных жанров, в произведениях научной фантастики захватывающий сюжет играет важную роль. Однако, авторы НФ часто дополняют лежащую на поверхности сюжетную интригу философским подтекстом, поднимая в книге моральные вопросы. Не всегда на эти вопросы даются однозначные ответы, оставляя на усмотрение читателя решать, что правильно, а что – нет. Финал может быть двусмысленным и открытым, оставляя проблемы и вопросы неразрешенными. Персонажи встают перед лицом сложного, иногда невозможного, выбора.

Особенностью жанра является и то, что произведения часто складываются в циклы, при этом книги в рамках одного цикла могут иметь сквозной сюжет или быть относительно независимыми друг от друга. Из-за сложности придуманных миров и культурных реалий авторы стремятся «использовать» их неоднократно, встраивая в уже известный мир новых персонажей или рассказывая о дальнейших приключениях уже знакомых героев.

Сеттинг

Для научной фантастики характерна выразительность в описаниях места действия. Ее «золотой век», первая волна популярности пришлась на период расцвета радио – то время, когда слушателям приходилось использовать свое воображение, чтобы визуализировать место действия, героев и события. Авторы НФ создают новые и альтернативные миры, населяют их разнообразными существами, а значит, должны уметь описать чуждую природу этих миров так, чтобы погрузить туда читателей.

Технические и научные нюансы являются неотъемлемой частью жанра, и некоторые авторы делают упор на научные детали. Однако, в современной НФ научный подход и технологии все же не доминируют так, как это было в 1950-х. Сейчас совсем необязательно иметь глубокие научные познания, чтобы понимать и получать удовольствие от чтения книг этого жанра. Даже писатели так называемой «твёрдой» научной фантастики зачастую ставят на первый план сюжет и контекст, стремясь сделать свои романы доступными для понимания неискушенной в науке читательской аудитории.

Язык и настроение

Научной фантастике свойственно разнообразие стилей. Например, в киберпанке, появившемся в конце 1980-х, язык был идиоматическим, наполненным жаргоном и не всегда понятным для непосвященных. Дезориентирующий язык, игра слов, их многозначность подчеркивали непохожесть миров будущего, в которых происходит действие этих произведений. Иносказательность является распространенным языковым приемом в научной фантастике. Также, авторы нередко экспериментируют, создавая для своих произведений новые, искусственные языки. Это могут быть как несколько слов и выражений, так и детально проработанный язык со своей собственной грамматикой.

Как и язык, общая тональность произведения также играет немалую роль. Она может быть романтической или драматической, развязно-небрежной или вдумчивой. Тон может как направить читателей в нужное русло, так и сбить их с толку, вывести из зоны комфорта и заставить по-новому взглянуть на ситуации и события.

Персонажи

Научная фантастика фокусируется на идеях и месте действия. Моральные, социальные и философские вопросы, поднимаемые в произведениях жанра, зачастую находят отражение в действии и событиях в большей степени, чем в персонажах. В этом жанре персонажи отходят на второй план. С другой стороны, их разнообразие делает научную фантастику превосходным источником книг о «других», непохожих на нас существах. В то время как остальные жанры вводили мультикультурных персонажей постепенно, научная фантастика являлась тем местом, где они процветали. Здесь они представлены во всем разнообразии размеров, форм, цветов и верований, способном привлечь самый широкий спектр читателей.

Темп повествования

Действие в научной фантастике может быть внешним и содержать большое количество приключений, или же скрытым, в большей степени психологическим. Событийная наполненность влияет и на темп повествования. Когда события в книге следуют одно за другим, темп ускоряется. В тех же произведениях, где акцент сделан на внутреннюю борьбу или размышления, темп более размеренный. Однако, эти произведения могут быть столь же увлекательными, как и первые, ведь более медленный темп позволяет читателю глубже проникнуть в созданную автором реальность.

Заключение

Являясь литературой предположений и гипотез, научная фантастика рассматривает моральные, социальные и этические проблемы, исследует философские, технические и научные вопросы. Она меняется вслед за новыми научными открытиями, изменениями окружающей среды и даже политическими событиями.

Данный жанр является плодородной почвой для исследования сложных и зачастую противоречивых проблем и идей, и авторы пользуются этим. Научная фантастика затрагивает невероятное богатство концепций и идей. Другие художественные жанры тоже могут поднимать сложные вопросы. Но в научной фантастике авторы исследуют идею или понятие, помещая ее вне нашего собственного мира и будничного контекста, что позволяет взглянуть на привычное со стороны, под другим углом и вынести более объективное суждение.

Источник

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

один из видов фантастики, рассказывающий о воображаемом прошлом или будущем человечества (или обитателей других планет), уделяя особое внимание техническим достижениям, научным открытиям, возможностям, которых лишён современный человек. Конфликты, связанные с этими новыми возможностями, их неконтролируемое использование часто составляют содержание научной фантастики. К научной фантастике не относятся произведения фэнтези, где фантастика основывается на сказочных мотивах – участии чудовищ, вымышленных существ и т. п. (однако есть произведения, где совмещаются сказочные и научно-фантастические мотивы – напр., «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» А. Н. и Б. Н. Стругацких), также к научной фантастике не принадлежат (или принадлежат лишь отчасти) социально-фантастическиеутопии (напр., «Мы» Е. И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла). Основная особенность научной фантастики по сравнению с другими направлениями фантастики – рациональность, при изображении вымышленной жизни она использует научные, а не мистические объяснения разного рода чудес: изобретение учёными космических кораблей, устройств для передачи мыслей на расстоянии и т. д.; другой мотив, очень часто использующийся в научной фантастике, – посещение Земли пришельцами. В различных произведениях научной фантастики происходят невероятные вещи, зачастую гораздо более невероятные, чем чудеса сказок, но при этом они считаются достижением разума – либо земного, либо инопланетного. Научная фантастика фактически основана на картине мира, настроенного атеистически, верящего в достижения науки человека, поэтому её расцвет происходит в 20 в.

Р. Беляева «Голова профессора Доуэля». Художник Б. Косульников. 1990-е гг.»>
Иллюстрация к роману А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля». Художник Б. Косульников. 1990-е гг.

У истоков рус. научной фантастики стояли В. В. Маяковский, изобразивший в пьесе «Клоп» воскрешение человека в далёком будущем, когда появится возможность воскрешать мёртвых; М. А. Булгаков, показавший в повести «Роковые яйца» открытие «луча жизни» и катастрофу, к которой привело слишком поспешное внимание к нему властей и неосторожное обращение с ним. В классической рус. литературе 19 в. писатели уделяли мало внимания научной фантастике (отчасти к ней можно причислить неоконченный роман В. Ф. Одоевского «4338-й год» и утопический «Четвёртый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). Расцвет научной фантастики в рус. литературе приходится на 20 в., когда создаются произведения А. С. Грина («Блистающий мир»), А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), И. А. Ефремова («Туманность Андромеды»), А. Н. и Б. Н. Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»), А. П. Казанцева («Планета бурь», «Лунная дорога»), К. Булычёва («Тайна третьей планеты») и др.

Иллюстрация к роману И. Ефремова «Туманность Андромеды». Художник В. Кауфман. 2003 г.

Начало зарубежной научной фантастики связано с утопиями, писавшимися в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор). Затем в 19 в. научно-фантастические произведения возникают в творчестве многих писателей – Э. По, М. Шелли, М. Твена, А. К. Дойла, особенно в романах Ж. Верна и Г. Уэллса. В 20 в. достижения в жанре научной фантастики принадлежат Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», сборник «Марсианские хроники»), С. Лему («Солярис») и др.
Многие произведения научной фантастики причисляются к детской литературе из-за их занимательности – в них изображается жизнь, непохожая на современную, наполненная разного рода техническими новинками, которые персонажи воспринимают как нечто совершенно обыденное. Однако большинство произведений этого вида фантастики пытается ответить на серьёзные вопросы. Задача научной фантастики – «подготовить» человека к будущему, показать, какие проблемы встанут перед ним и за что он будет нести ответственность. Один из главных вопросов: каким будет человечество, когда оно получит больше возможностей, чем сейчас? Что может измениться прежде всего в нравственном, духовном плане? Об этом рассуждает, напр., Р. Брэдбери (рассказ «Вельд», где детская комната, угадывающая желания, в конце концов приводит к смерти родителей; рассказ «Преступление без наказания», где виртуальное убийство оборачивается настоящим, и др.). Научная фантастика пытается найти ответ и на другой вопрос, издавна волнующий человечество: одиноки ли мы во Вселенной? Один из наиболее частых сюжетов – столкновение с инопланетными цивилизациями, восприятие ими людей или людьми их. Такой конфликт позволяет показать различные качества людей на фоне представителей других цивилизаций. В одних случаях земляне оказываются более нравственными, понимающими, тактичными и неспособными к насилию (напр., в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Трудно быть богом»), в других – инопланетяне оказываются более «человечными», чем люди («Бетономешалка» Р. Брэдбери). Моральное испытание встречей с инопланетянами, изменения в самом человеке – также тема многих произведений научной фантастики, этому посвящена, напр., повесть А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине». Внешняя сторона сюжета – «посещение» инопланетянами Земли и разного рода неизвестные землянам механизмы и устройства, оставленные ими. Основной же конфликт разворачивается вокруг обладания этими вещами, спекуляции ими, проявления нравственных качеств человека. О философской проблеме ответственности человека за его космические деяния говорится и в романах С. Лема.
Научная фантастика находится на стыке различных направлений литературы: с одной стороны, психологическая достоверность характеров и конфликтов роднит её с реализмом; интерес к исключительным ситуациям и событиям объединяет с романтизмом; также в ней легко найти элементы сказки, приключенческой литературы – невероятные ситуации, динамичный, полный событий сюжет и т. д.
Занимательность научной фантастики, интерес читателя к разного рода чудесам и удивительным вещам приводит к тому, что возникает множество недолговечных произведений, где писатель не ставит серьёзных проблем, а увлекается детективным сюжетом, описанием вымышленных существ и устройств.
Научная фантастика оказала большое влияние на кинематограф – снято множество фильмов по мотивам научно-фантастических произведений с использованием характерных для научной фантастики образов (космические полёты, пришельцы, открытия и др.).

Смотреть что такое НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА в других словарях:

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

(англоязычный эквивалент — science-fiction) особый вид художественной фантастики (См. Фантастика), возникающий в эпоху становления современной н. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА (нередко заменяется сокращением НФ; англоязычный аналог science fiction, соответственно SF), установившееся обозначение основной части современной фантастической литературы (см. Фантастика). Термин утвердился в 30—50‑х гг. XX в., когда главную задачу фантастики видели в пропаганде науки и техники. В наши дни функции фантастики неизмеримо расширились, а сами произведения приблизились к общим эстетическим нормам прозы, в связи с чем определение «научная» стало представляться некоторым исследователям слишком узким, акцентирующим внимание не на самом существенном признаке. Тем не менее, вполне естественно видеть связь современной фантастики с успехами научно-технического прогресса. Подобные связи прослеживаются как в «научной», так и в «ненаучной» фантастике, использующей, например, сказочно-мифологические мотивы. Границы между этими разновидностями зачастую стерты, так что классификацию «по материалу» едва ли можно считать корректной. Одна из идеологических задач фантастики — средствами искусства готовить человеческое сознание к переменам, внесенным в жизнь НТР. Специфический способ художественного постижения действительности, присущий фантастике вообще, оказался созвучным парадоксальности современного научного мышления.

Однако еще в большей степени бурное развитие Н. ф. в XX в. определяется кардинальными социальными сдвигами, поэтому преимущественное внимание Н. ф. как части художественной литературы оказалось обращенным не на научно-технические, а на социальные, политические, нравственные, психологические последствия той ломки, которую переживает человечество. Н. ф. предложила читателям множество вероятностных моделей будущего, в т. ч. и негативных (антиутопии, романы-предупреждения). Присущие Н. ф. приемы заострения и широкий угол зрения на глобальные общественные явления дали ей возможность рассмотреть многие злободневные вопросы, в т. ч. ядерную угрозу, цели космических исследований, политическое устройство грядущего мира. Проблематика современной Н. ф. превращает ее в арену ожесточенной идеологической борьбы. Именно актуальность Н. ф. стала главной причиной ее огромной популярности.

Н. ф. называют жанром (хотя она многожанрова), приемом, методом, несмотря на то, что в мировой литературе к Н. ф. обращались как романтики, так и писатели критического и социалистического реализма. Современная Н. ф. переплавила в себе элементы волшебной сказки, мифа, приключенческой литературы; у романтизма она позаимствовала интерес к исключительным ситуациям, у реализма — стремление к психологической достоверности, к «правдоподобию необычайного» (А. Н. Толстой).

Истоки современной Н. ф. обнаруживаются в классических утопиях Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сирано де Бержерака, у Ф. Рабле, Дж. Свифта, в произведениях многих писателей XIX в. — Э. По, Мэри Шелли, М. Твена, Р. Стивенсона, А. К. Дойла и особенно в научно-технических фантазиях Ж. Верна. Произведения последователей Ж. Верна (произведения К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, некоторые рассказы А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, А. Кларка), бесспорно, заслуживают названия Н. ф., однако это направление не занимает ныне ведущих позиций.

Объединение разнородных элементов, приведшее к появлению социально-философского фантастического романа, было осуществлено на рубеже XIX—XX вв. Г. Уэллсом. В творчестве Уэллса, позднее А. Н. Толстого, К. Чапека реализовались основные сюжеты Н. ф., широко варьируемые и в современной Н. ф., — космический полет, встреча с инопланетной цивилизацией, искусственный интеллект, необычные формы общественного устройства.

В дореволюционной русской литературе Н. ф. занимала сравнительно небольшое место: неоконченный роман В. Ф. Одоевского «4338-ой год», повести О. И. Сенковского, А. И. Куприна, социально-утопический «Четвертый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Советская научная фантастика была рождена Октябрем 1917 и вдохновлена пафосом революционного преобразования мира. Ей отдали дань В. В. Маяковский, И. Г. Эренбург, М. С. Шагинян, В. П. Катаев, М. А. Булгаков. Выделяются художественными достоинствами романы А. Н. Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», повесть А. Грина «Крысолов». В конце 20—30‑х гг. в Н. ф. возобладали сугубо популяризаторские тенденции, преодолевая которые А. Р. Беляев создал свои лучшие произведения («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»). Перед Великой Отечественной войной усилилась оборонная тематика («Тайна двух океанов» Г. Адамова, «Пылающий остров» А. П. Казанцева, «ГЧ» Ю. А. Долгушина).

Конец 40 — начало 50‑х гг. прошли под знаком т. н. фантастики «ближнего прицела» (В. И. Немцов, В. Д. Охотников). Новый этап в развитии советской Н. ф. обозначила утопия И. А. Ефремова «Туманность Андромеды» (1957), в которой нарисован величественный мир восторжествовавшего коммунизма. В то же время увидели свет первые книги братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких; в Н. ф. стали активно работать такие писатели, как Г. И. Гуревич, И. И. Варшавский, А. П. Днепров, Г. С. Мартынов, Е. Л. Войскунский и И. Лукодьянов, М. Т. Емцев и Е. И. Парнов, А. Г. Громова; несколько позже — Д. А. Биленкин, К. Булычев, В. Д. Колупаев. Проявился интерес к Н. ф. у писателей старшего поколения: Л. М. Леонова, Г. С. Гора, В. С. Шефнера и др.

За рубежом Н. ф. получила наибольшее развитие в США. После 2-й мировой войны 1939 — 1945 выдвинулся Р. Брэдбери (роман «451° по Фаренгейту», сборник «Марсианские хроники» и др.), сделавший Н. ф. средством борьбы с бездуховностью буржуазного общества. В числе известных фантастов Америки — А. Азимов, К. Саймак, Р. Шекли, в последние годы — Урсулы Ле Гуин. При активном неприятии окружающей действительности, богатстве выдумки, совершенстве литературной формы американские фантасты большей частью сохраняют в своих книгах обстановку сегодняшней Америки, лишь несколько гиперболизируя ее специфические черты. Наряду с прогрессивной Н. ф. в США и других странах издается огромное количество псевдонаучного и псевдореалистического “чтива”, пропагандирующего мистику, эротику и зачастую антикоммунизм.

В современной Н. ф. выделяются произведения А. Кларка и Дж. Уиндема (Англия), романы Веркора «Люди или животные», Р. Мерля «Разумное животное» и «Малвилль» (Франция). Интересные образцы Н. ф. можно найти в Италии и Скандинавии, Японии.

Научно-фантастическая литература социалистических стран отличается оптимистическим взглядом на предназначение человека. Мировую известность приобрело творчество польского фантаста С. Лема, для которого характерны философские раздумья об ответственности людей за их космическую миссию.

Н. ф. занимает заметное место в кинематографе. В конце 70‑х гг. оформились международные организации Н. ф.: «Всемирная организация профессионалов» и «Еврокон».

Рюриков Ю., Через 100 и 1000 лет, [М.], 1961;

Брандис Е., Дмитревский В., Через горы времени, М.-Л., 1963;

Гуревич Г., Карта страны фантазии, М., 1967;

Бритиков А., Рус. сов. научно-фантастич, роман, Л., 1970;

Урбан А., Фантастика и наш мир, Л., 1972;

Черная Н., В мире мечты и предвидения, К., 1972;

Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974;

Парнов Е., Фантастика в век НТР, М., 1974;

Смелков Ю., Фантастика — о чем она?, М., 1974;

Ханютин Ю., Реальность фантастич. мира, М., 1977.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

один из видов фантастики, рассказывающий о воображаемом прошлом или будущем человечества (или обитателей других планет), уделяя особое внимание техническим достижениям, научным открытиям, возможностям, которых лишен современный человек. Конфликты, связанные с этими новыми возможностями, их неконтролируемое использование часто составляют содержание научной фантастики. К научной фантастике не относятся произведения фэнтези, где фантастика основывается на сказочных мотивах – участии чудовищ, вымышленных существ и т. п. (однако есть произведения, где совмещаются сказочные и научно-фантастические мотивы – напр., «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» А. Н. и Б. Н. Стругацких), также к научной фантастике не принадлежат (или принадлежат лишь отчасти) социально-фантастическиеутопии (напр., «Мы» Е. И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла). Основная особенность научной фантастики по сравнению с другими направлениями фантастики – рациональность, при изображении вымышленной жизни она использует научные, а не мистические объяснения разного рода чудес: изобретение учеными космических кораблей, устройств для передачи мыслей на расстоянии и т. д.; другой мотив, очень часто использующийся в научной фантастике, – посещение Земли пришельцами. В различных произведениях научной фантастики происходят невероятные вещи, зачастую гораздо более невероятные, чем чудеса сказок, но при этом они считаются достижением разума – либо земного, либо инопланетного. Научная фантастика фактически основана на картине мира, настроенного атеистически, верящего в достижения науки человека, поэтому ее расцвет происходит в 20 в. У истоков рус. научной фантастики стояли В. В. Маяковский, изобразивший в пьесе «Клоп» воскрешение человека в далеком будущем, когда появится возможность воскрешать мертвых; М. А. Булгаков, показавший в повести «Роковые яйца» открытие «луча жизни» и катастрофу, к которой привело слишком поспешное внимание к нему властей и неосторожное обращение с ним. В классической рус. литературе 19 в. писатели уделяли мало внимания научной фантастике (отчасти к ней можно причислить неоконченный роман В. Ф. Одоевского «4338-й год» и утопический «Четвертый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). Расцвет научной фантастики в рус. литературе приходится на 20 в., когда создаются произведения А. С. Грина («Блистающий мир»), А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), И. А. Ефремова («Туманность Андромеды»), А. Н. и Б. Н. Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»), А. П. Казанцева («Планета бурь», «Лунная дорога»), К. Булычева («Тайна третьей планеты») и др. Начало зарубежной научной фантастики связано с утопиями, писавшимися в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор). Затем в 19 в. научно-фантастические произведения возникают в творчестве многих писателей – Э. По, М. Шелли, М. Твена, А. К. Дойла, особенно в романах Ж. Верна и Г. Уэллса. В 20 в. достижения в жанре научной фантастики принадлежат Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», сборник «Марсианские хроники»), С. Лему («Солярис») и др. Многие произведения научной фантастики причисляются к детской литературе из-за их занимательности – в них изображается жизнь, непохожая на современную, наполненная разного рода техническими новинками, которые персонажи воспринимают как нечто совершенно обыденное. Однако большинство произведений этого вида фантастики пытается ответить на серьезные вопросы. Задача научной фантастики – «подготовить» человека к будущему, показать, какие проблемы встанут перед ним и за что он будет нести ответственность. Один из главных вопросов: каким будет человечество, когда оно получит больше возможностей, чем сейчас? Что может измениться прежде всего в нравственном, духовном плане? Об этом рассуждает, напр., Р. Брэдбери (рассказ «Вельд», где детская комната, угадывающая желания, в конце концов приводит к смерти родителей; рассказ «Преступление без наказания», где виртуальное убийство оборачивается настоящим, и др.). Научная фантастика пытается найти ответ и на другой вопрос, издавна волнующий человечество: одиноки ли мы во Вселенной? Один из наиболее частых сюжетов – столкновение с инопланетными цивилизациями, восприятие ими людей или людьми их. Такой конфликт позволяет показать различные качества людей на фоне представителей других цивилизаций. В одних случаях земляне оказываются более нравственными, понимающими, тактичными и неспособными к насилию (напр., в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Трудно быть богом»), в других – инопланетяне оказываются более «человечными», чем люди («Бетономешалка» Р. Брэдбери). Моральное испытание встречей с инопланетянами, изменения в самом человеке – также тема многих произведений научной фантастики, этому посвящена, напр., повесть А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине». Внешняя сторона сюжета – «посещение» инопланетянами Земли и разного рода неизвестные землянам механизмы и устройства, оставленные ими. Основной же конфликт разворачивается вокруг обладания этими вещами, спекуляции ими, проявления нравственных качеств человека. О философской проблеме ответственности человека за его космические деяния говорится и в романах С. Лема. Научная фантастика находится на стыке различных направлений литературы: с одной стороны, психологическая достоверность характеров и конфликтов роднит ее с реализмом; интерес к исключительным ситуациям и событиям объединяет с романтизмом; также в ней легко найти элементы сказки, приключенческой литературы – невероятные ситуации, динамичный, полный событий сюжет и т. д. Занимательность научной фантастики, интерес читателя к разного рода чудесам и удивительным вещам приводит к тому, что возникает множество недолговечных произведений, где писатель не ставит серьезных проблем, а увлекается детективным сюжетом, описанием вымышленных существ и устройств. Научная фантастика оказала большое влияние на кинематограф – снято множество фильмов по мотивам научно-фантастических произведений с использованием характерных для научной фантастики образов (космические полеты, пришельцы, открытия и др.). смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКАНаучная фантастика пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений. Брайан Олдис Фантастика имеет д. смотреть

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *