Что такое наука и что такое техника
НАУКА И ТЕХНИКА
Полезное
Смотреть что такое «НАУКА И ТЕХНИКА» в других словарях:
Наука и техника — Наука и техника: Наука и техника (журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (Ленинграде) областным издательством в 1922 1941 годах. Наука и техника (журнал, Рига) популярный научно … Википедия
Наука и техника (значения) — Наука и техника (советский журнал, Ленинград) государственный популярный научно технический журнал, издавался в Петрограде (затем Ленинграде) областным издательством с 1922 по 1941(?) год. Наука и техника (советский журнал, Рига) … … Википедия
Наука и техника (журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия
Наука и техника (украинский журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия
Наука и техника в газовой промышленности (журнал) — Наука и техника в газовой промышленности Специализация … Википедия
Наука и техника (журнал, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника … Википедия
Наука и техника (современный журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника обложка журнала … Википедия
Наука и техника (журнал, Рига) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). «Наука и техника» Специализация: научно популярный Периодичность: ежемесячно Сокращённое название: НиТ Язык: латышский, русский … Википедия
Наука и техника Третьего рейха — Основная статья: Третий рейх … Википедия
Вавилоно-ассирийская наука и техника — наука и техника народов, населявших в теч. 4 1 го тыс. до н.э. терр. древ. Месопотамии (Двуречья). Уже с 5 4 го тыс. до н.э., в связи с потребностями ирригац. земледелия, прорываются каналы, возводятся дамбы и плотины. В это время были… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Понятия и определения
Наука
Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16. 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10. 15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.
Техника
Технология
(от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
Производство
материальное, процесс создания материальных благ, услуг.
Интернет
Система
(от греч. sysntema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
В широком смысле – правильность в расположении частей, стройный ряд, связанное целое.
Популярность
1) общедоступность изложения; 2) широкая известность.
Познание
Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Теория познания
(гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.
Знание
Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: обыденное («здравый смысл»), личностное, неявное и др. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. Знание объективизируется знаковыми средствами языка.
Творчество
Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Просвещение
1) Распространение знаний, образования.
2) Система общеобразовательных учреждений в стране.
Реабилитация
(от позднелат. rehabilitatio – восстановление).
1) в праве – восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда, или подвергалось административному взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление (определение) о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
2) В медицине – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Золотой фонд
1) то же, что золотой запас (спец.); 2) лучшие интеллектуальные силы общества, какой-нибудь его части. Изобретатели – золотой фонд страны.
Золотое сечение
(золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление), деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ : ВС = АС : АВ). Приближенно это отношение равно 5 /3, точнее 8 /5, 13 /8 и т.д. Принципы золотого сечения используются в архитектуре и в изобразительных искусствах. Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи.
Человек
Общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.
Общество
Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Общественное мнение
Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам.
Сознание
Соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.
Наука и техника
Самосознание, изобретательное мышление древнего человека родилось и укрепилось во многом благодаря методам коллективной охоты, когда индивидууму необходимо было понимать иерархию отношений и предсказывать поведение других членов племени, отделяя их от себя.
Мышление первобытных людей было неотделимо от магии. Весь мир казался им наполненным различными духами и силами, каждый из которых отвечал за небольшой кусочек реальности. Это мог быть дух именно этого ручья, именно этой горы или этого конкретного дерева. Но уже тогда люди очень быстро учились друг у друга. Например, гибель крупных животных, о которой мы говорили, распространялась как степной пожар: Евразия, потом Америка, Океания (в Австралии, где ко времени появления человека была архаичная экосистема, катастрофа произошла раньше). Племя, подглядев изобретение у соседей, тут же пыталось его воспроизвести. В случае плохой восприимчивости к технологическому прогрессу оно либо погибало, либо поглощалось более сильным племенем.
Другим замечательным изобретением человечества было одомашнивание животных (животноводство) и растений (земледелие). После этого резко выросло (по некоторым оценкам, в сто раз) число людей на планете.
Земледелие потребовало упорядочить и развить многие представления людей о мире, в котором они живут. Человек научился считать предметы, определять время по небесным светилам, измерять участки земли, строить сооружения и т. д. Можно ли говорить, что у первых земледельцев была наука (или начатки науки)? Ведь, например, древние египтяне знали сложную формулу усеченной пирамиды, а вавилоняне теорему Пифагора (всё в словесной форме).
Наверное, нельзя. Наука — это не те или иные знания, а вполне определенный метод мышления. Наука основана на независимом от конкретного человека ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ и сознательном сравнении модельных построений с реальностью. Кроме того, наука — это коллективное знание. Важной предпосылкой науки является размышление над самими методами доказательства (логика).
За поразительно короткие сроки (около 200 лет, VI-IV века до н. э.) научное мышление и логика (как наука о доказательных утверждениях) были созданы в Греции. Поэтому Древняя Греция по праву носит имя «колыбели мировой культуры».
Важнейшим рубежом в становлении науки было геометрическое доказательство (после доказательства несоизмеримости, мы бы сказали иррациональности, диагонали квадрата со стороной, равной единице, греческая алгебра развивалась крайне медленно). Геометрия Евклида была абсолютной сияющей вершиной греческой мысли. До сих пор она, сознательно или нет, остается для многих ученых идеалом научной теории. Основные работы Ньютона и других ученых XVII-XVIII века структурно построены как калька с работы Евклида: аксиома, лемма, теорема и т. д. Альберт Эйнштейн говорил, что «Начала» Евклида произвели на него глубочайшее впечатление и сформировали его представление о научной теории.
Стоит заметить, что геометрия от греков и по крайней мере до Гаусса, который измерял углы между вершинами гор, чтобы выяснить, нет ли кривизны у пространства, была естественной наукой о соотношениях в реальном мире. До изобретения абстрактного доказательства многие начальные геометрические положения обосновывались прямыми измерениями (кстати, так они и были открыты). Отделение математики, как языка естественных наук (как модели действительности), от самой действительности произошло постепенно в последние 200 лет.
Когда научный метод утвердился, и стало возможно независимое от конкретного человека доказательство, а потом и передача добытых знаний из поколения в поколение, человечество совершило еще один фантастический рывок. Мы стали тем, что мы есть сейчас.
20-30 тысяч лет назад популяция людей колебалась около миллиона человек на всей Земле. В средние века с развитием земледелия число людей поднялось до сотен миллионов. Сейчас нас больше шести миллиардов. Открытия теперь следуют ежедневно одно за одним. Из огромной и неизведанной Земля стала маленькой и обозримой. Из мощной и бесконечно сильной — ограниченной и хрупкой.
В ХХ веке люди столкнулись не только с мощью науки, но и с ее недостатками. Огромные успехи науки в естественных дисциплинах, таких как физика, химия, биология, технология (что видно из нашего плаката) привели к убеждению, что научный метод абсолютен и заменит все другие методы мышления. Экологические проблемы, трудность жизни в городах, спроектированных по четким геометрическим представлениям Корбюзье (хотя на картинках они выглядят крайне эффектно), привели к пониманию, что наука — мощнейший, но не единственный метод мышления. Более того, абсолютизация какой-то одной формы мышления часто ведет к катастрофам. Абсолютизация механического представления о человеке («мысль производится мозгом, как желудочный сок — желудком») в конце концов привела к представлению о человеке как винтике в большой машине, а потом и к тоталитарным государствам-машинам (таким, как гитлеровская Германия или сталинский Советский Союз) или предприятиям-машинам (как заводы Генри Форда, неудивительно, что Форд любил Гитлера и ставил его в пример своим менеджерам).
Греки делили человеческое знание на три части: техно, логос и метис. Логос — это современное математическое, философское знание, техно — научное, а вот метис — местное, слабо формализуемое представление о мире, самым тесным образом связанное с чувствами, интуицией, изобретательством, физическими навыками и принципиально неотделимое от них. Например, плавание, езда на велосипеде или коньках — метис. Сколько не читай литературы о велосипедах, таким образом нельзя научиться на нем кататься. Только сел и поехал (конечно, при этом в начале падаешь и выглядишь неуклюже). Отношения между людьми, умение общаться, думать о смысле жизни, наконец, любить — все это примеры метиса. Конечно, научные исследования сексуального поведения (включая высших животных) помогают кое-что понять в любовном поведении людей, но уж точно свести любовь к половому поведению невозможно. И любовный опыт каждого человека так же индивидуален, как и погода или методы земледелия в каждом конкретном месте. Кстати, поэтому так трудны предсказания погоды и так часто ошибочны «научные» методы земледелия. Они не учитывают местных, конкретных условий, специфики необычных экосистем и погодных условий.
Принципиально полностью не сводимы к точному естественнонаучному знанию и экономика, политика, психология, хотя, например, многие нобелевские премии по экономике получили математики. Там где есть человек (изучается человек), где есть свобода воли, есть осознание действительности, методы точных наук применимы, но ограничены. В конце ХХ века это поняли многие ученые, и баланс между разными видами человеческого знания начинает восстанавливаться. Ведь не стоит забывать, что практически всю историю человечества основным методом мышления и был «привязанный к местности», к конкретным задачам метис. Более того, и сейчас это основной метод мышления людей в большинстве жизненных ситуаций, да и во многих профессиях. Не только художник, скульптор, парикмахер, водитель автомобиля, альпинист, но и инженер получает важнейшие творческие результаты не с помощью науки, а с помощью интуитивного, изобретательского, комбинаторного знания.
Всё это было сказано, чтобы из нашего плаката не сделать вывод в духе начала ХХ века о триумфе и покорении природы человеком. Человек во многом не покорил и не понимает самого себя. Человек стал понимать, что необходима пропорциональность, встроенность человека в существующие экосистемы, что известный лозунг, приписываемый Мичурину: «Нам нечего ждать милости от природы. Взять у нее их наша задача», — порочен, если не гибелен. И всё же.
Технологические достижения человека огромны и впечатляющи. Знание — сила. И мощь человеческого интеллекта по сравнению с его физическими возможностями неизмерима. Если посмотреть на таблицу официальных легкоатлетических рекордов, то почти за сто лет профессиональной, общепринятой регистрации мировой рекорд в беге на 100 метров улучшен всего на 8%, а в беге на 10 тысяч метров — на 20%. И это при том, что за это время значительно улучшились отбор, экипировка спортсменов, стали другими беговые дорожки, что бы ни говорили спортсмены и тренеры, повсеместно применяется допинг, улучшающий, кроме всего прочего, усвояемость кислорода организмом (а кислород — главный индикатор и участник биохимических реакций в организме человека). За это же время рекорд скорости передвижения человека по земле на колесном устройстве вырос более, чем в десять раз, еще больше прогресс в водных видах транспорта, не говоря уже о ракете.
Сейчас человек, по сравнению с устройствами, которыми он управляет — пигмей, карлик и даже гораздо меньше. Если очень тренированный человек может поднять 250 килограмм (0,25 тонны), то существуют подъемные краны, которые поднимают 7 000 тонн, и нет проблем создать еще более сложные устройства.
Летать человек просто не умеет. Он слишком тяжел для изобретенного природой способа летать с помощью взмахов крыльями. Но человек научился летать не только на воздушных шарах и парить на дельтапланах. Самолет на мускульной тяге пролетел в выбранном направлении более ста километров, причем со средней скорость 30 км/ч, что гораздо быстрее, чем бегущий на ту же дистанцию человек. Любопытно, что и предельная скорость человека, летящего только на мускульной силе без всякого мотора, выше, чем у бегущего человека. Получается, что при использовании необходимых «простых механизмов» человек быстрее летит, чем бежит («простых механизмов» взято в кавычки, так как такой самолет с мускульным приводом — тоже чудо техники).
Итак, мы хотели показать на нашем плакате, что именно интеллект и умение работать в большой группе, уважать друзей и коллег, быть терпимым, ставить собственные интересы в зависимость от общих интересов — и сделали человека таким могущественным. Среди животных он самый мощный и сильный. Он в той или иной степени подчинил себе все пищевые сети (или невольно подстроил их под себя). Но теперь и ответственность человека перед природой гораздо больше. Кому много дано, с того много и спросится. Теперь научное и другие виды человеческого мышления должны быть направлены на более гармоничное сосуществование людей и природы. И мы надеемся, что здесь будут достигнуты такие же впечатляющие результаты, как и в технике и естественных науках.
Из чрезвычайно быстрого развития техники можно сделать и другой вывод: Биологическая оболочка человека развивается, в сравнении с техническими достижениями человечества, крайне медленно. Это несоответствие не может быть слишком долгим. Не исключено, что в будущем (наверное, не очень далеком, по меркам жизни человечества) человеческий мозг дополнится имплантированными, связанными с нейронами мозга компьютерными устройствами, а телесная оболочка во многом может перейти в другую форму. Дело в том, что средний человек обладает ограниченной памятью, плохо считает в уме, устает от рутинной работы и т. д. Все эти функции мог бы взять на себя компьютерный имплантат.
Наука
Содержание
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. [1]
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
История
С развитием письменности в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). [2]
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
Сообщество
Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.
Образ жизни и мировоззрение людей научного сообщества могут существенно отличаться от распространённых в обществе. Считается, что сейчас в научном сообществе преобладают атеистические и скептические воззрения. Проведённые в 1990-х годах исследования показали, что лишь 7 % членов американской Национальной академии наук и 3,3 % членов академии наук Великобритании оказались верующими. В то же время, согласно общенациональному опросу, верующими считают себя 68,5 % населения страны. [3] Если брать американских учёных в целом, то количество верующих составляет около 40 % и почти не меняется со временем. [4] Среди преподавателей американских университетов доля верующих составляет уже до 73 %. По данным, опубликованным в июне 2005 года исследователями из университета Чикаго, 76 % американских докторов считают себя верующими. [5] История науки свидетельствует об изменчивости господствующих представлений и доктрин в науке, а также об их зависимости от политической конъюнктуры соответствующего государства и исторического периода.
Учёные
Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях.Доклад на всероссийских и международных научных конференциях приравнивается к научной публикации, однако для соискателей учёной степени существует ряд ограничений. [6] В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных.
Среди учёных принято любую достаточно длительную работу по исследованию какой-то определенной темы завершать публикацией соответствующей монографии, которая обычно содержит детальное описание методики исследования, изложение результатов проведённой работы, а также их интерпретацию.
В учёном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.
Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В СССР и России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физико-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. — в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе. Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы. Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискуссионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.
Высшая ступень — членство в Академии наук. В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства: первая — член-корреспондент Академии, и высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества, и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук, имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.
Организации
В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.
Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах — это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.
Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия созданы по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.
Международные институты
Научные институты — академии и НИИ — сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие, как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, — требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации.
Международные научные институты:
Общества
Медали и премии
За научные достижения учёным присуждаются научные премии и медали.
Научный юмор — вид профессионального юмора, который основан на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и научной деятельности. Часто научный юмор не может быть адекватно воспринят и оценен людьми, не имеющими достаточных познаний в соответствующей области науки.
Также научным юмором можно назвать высмеивание учёных и некоторых аспектов науки (см.: Шнобелевская премия).
Некоторые попытки распространения воспринимаются с сильным непониманием. Например, был телефонный разговор составителей сборника «Физики шутят» с другими учёными, в котором собеседники составителей сказали, что «наши сотрудники занимаются серьёзными делами и им не до шуток». [7]
Научный метод
Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда любое воспроизведение реальности предполагает эмоциональную оценку или реакцию.
В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят:
На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы.
Представления о науке и научном методе — методология науки, со временем менялись.
Направления исследований
Можно выделить три основных направления в научных исследованиях: [8]
Опыты на себе
Многие учёные проводили научные эксперименты на себе.
Философия
Философия науки представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих те или иные модели познавательной деятельности и развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик науки, позволяющих отличить её от других видов познавательной деятельности.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука).
Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?»
Границы знания
Убеждённость во всемогуществе науки и уверенность в том, что в силу непрерывности процесса накопления научного знания, непознанное остаётся таковым лишь временно, является непрерывным стимулом для продуктивной деятельности постоянно обновляющегося научного общества. [9] [неавторитетный источник?] Между тем этот постулат не может в рамках научного метода ни быть экспериментально опровергнутым, ни доказанным, и потому в силу критерия Поппера к науке отношения не имеет.
Однако имеется возможность отделить область, в которой наука компетентна в отношении познания объективно существующей реальности, от знаний о той части этой реальности, которая принципиально не может быть исследована при использовании научного метода. Этот раздел проходит по линии разграничения вопросов, задаваемых природе, на такие, которые подразумевают принципиальную возможность получить на них достоверные ответы опытным путём, и такие, которые таковыми лишь кажутся. [10]
Так например, широко известна вторая теорема Гёделя, согласно которой в рамках любой формальной системы, включающей арифметику натуральных чисел, если эта система непротиворечива, нельзя доказать её непротиворечивость.
Наука оперирует моделями реальных объектов, в той или иной степени отличающимися от реального мира.
Достоверность знания
Одной из проблем философии науки, гносеологии, является проблема достоверности научного знания. В общем случае эта проблема сводится к вопросу: «Объективно ли научное знание?». Наиболее распространённым ответом является «умеренно релятивистский»: достигнутое научное знание является достоверным (объективным), если на данный момент оно подтверждено множеством независимых источников и наблюдений. [11]
Мотивы научного исследования
Одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к науке, — это желание уйти от будничной жизни с её мучительной жестокостью и безутешной пустотой Эта причина толкает людей с тонкими душевными струнами от личных переживаний в мир объективного видения и понимания. …
К этой негативной причине добавляется и позитивная. Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени заменить этот мир созданной таким образом картиной.
Научная картина мира
Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. [13]
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода.
Классификация
Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы: [16]
Ф. Бэкон разделил науки на 3 группы (в зависимости от таких познавательных способностей, как память, рассудок, воображение)
Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику. [16]
Общественные и гуманитарные науки | Естественные науки | Технические науки |
---|---|---|
Культурная антропология | Астрономия | Агрономия |
Археология | Биология | Аэронавтика |
География (экономическая) | География (физическая) | Баллистика |
Лингвистика (языкознание) | Геология | Бионика |
Искусствоведение | Медицина | Биотехнологии |
История | Почвоведение | Геомеханика |
Клиометрия | Физика | Геофизика |
Краеведение | Химия | Информатика |
Культурология | Психология | |
Литературоведение | Кораблестроение [источник не указан 455 дней] | |
Педагогика | Пищевые технологии и Кулинария | |
Политология | ||
Психология | Криптография | |
Религиоведение | Материаловедение | |
Социология | Машиноведение | |
Филология | Механика | |
Философия и история философии | Нанотехнология | |
Экономика | Робототехника | |
Этнография | Системотехника | |
Юриспруденция | Строительство [источник не указан 455 дней] и Архитектура | |
Библиотековедение | Трибология | |
Книговедение | Электротехника | |
Документоведение | Энергетика [источник не указан 455 дней] |
Элементы научного знания
Научная литература
Популяризация науки
Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.
Популяризация науки, «перевод» специализированной информации на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед учёными-популяризаторами.
Задача популяризатора науки — превратить так называемую «скучную, сухую» научную информацию в интересную, понятную и доступную всем информацию. [27] Направлена эта информация может быть как на всё общество, так и на его часть, подрастающее поколение, — талантливых школьников.
Важную роль в популяризации науки играет научная фантастика. Именно она предсказала множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн.
Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества в научные проблемы зависят от уровня популяризации. [28]
Учёные, как носители научной информации, заинтересованы в её сохранении и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи. [29] Ведь популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой и стимулирует вступление их в неё.
Часто бывает, что при популяризации научной информации она упрощается и постепенно превращается в научный миф.
Также бывает, что при популяризации науки возникают такие научно-популярные клише как: тайны мироздания, «учёные открыли», и т. д.
Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться. Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки [30] :
Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами.
По утверждению Ивана Ефремова, в СССР на заседаниях комиссий и редакций некоторые учёные говорили, что научно-популярная литература — пустяки. [31]
Согласно опросу ВЦИОМ, 81 % россиян не смог назвать ни одного российского ученого-современника. [32]
Наука и псевдонаука
Псевдонаука — деятельность, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся. Характерными чертами псевдонаучной теории являются игнорирование или искажение фактов, нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), отказ от сверки теоретических выкладок с результатами наблюдений в пользу апелляциям к «здравому смыслу» или «авторитетному мнению», использование в основе теории не подтверждённых независимыми экспериментами данных, невозможность независимой проверки или повторения результатов исследований, использование в научной работе политических и религиозных установок, догм.
Разработчики непризнанных научным сообществом теорий нередко действуют как «борцы с закостенелой официальной наукой». При этом они считают, что представители «официальной науки», например, члены комиссии по борьбе с лженаукой, отстаивают групповые интересы (круговая порука), политически заангажированы, не желают признавать свои ошибки и, как следствие, отстаивают «устаревшие» представления в ущерб новой истине, которую несёт именно их теория.
Часть ненаучных концепций получили название паранаука.