Что такое недоброкачественное лекарственное средство с позиции законодательства
Фальсификация лекарственных средств
Применение таких препаратов может стать причиной серьезных негативных последствий для здоровья человека, так как фальсифицированная продукция не проходит предусмотренный для легальной продукции контроль при ее производстве и реализации.
Так что же такое – фальсифицированные лекарственные средства?
По определению Международного Медицинского Конгресса фальсифицированные (контрафактные) лекарственные средства – это лекарственные средства, действительное наименование или происхождение которых намеренно скрыто. Вместо этого неправомерно использовано обозначение зарегистрированного продукта с его торговой маркой, упаковкой и другими признаками.
В большинстве случаев эти лекарства неэквивалентны оригинальным препаратам по качеству, эффективности или побочным действиям. Но даже если они соответствуют по качеству и другим показателям оригинальным препаратам, их производство и распространение осуществляется без надзора соответствующих органов.
Всемирная организация здравоохранения считает, что «фальсифицированным (контрафактным) лекарственным средством является продукт, преднамеренно и противоправно снабженный этикеткой, неверно указывающей подлинность препарата и (или) изготовителя».
Новый Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», который вступил в силу 1 сентября 2010 года дает следующие определения:
Классификация фальсифицированных лекарственных средств
Поддельные медикаменты, реализуемые на российском рынке, в зависимости от условий их производства разделяют на 4 группы.
Первая – это препараты, в которых отсутствуют все ингредиенты зарегистрированного, так называемые «плацебо» (муляжи), которые вообще не содержат действующих веществ. Производятся они самым простым способом: вместо активного действующего вещества берется совершенно нейтральный компонент – тальк, известь, сода, мел, а также натуральные красители (свекла, морковь и т.д.). компоненты размешивают до достижения совпадения с цветовой гаммой оригинального препарата. Такие медикаменты достаточно редки и рассчитаны на совершенно не ориентирующегося на рынке покупателя. Этим способом подделываются таблетки, а также мази и гели.
Вторая – препараты, содержащие ингредиенты, о которых ничего не сказано на упаковке. Это препараты-имитаторы. В них действующее вещество заменяется на более дешевое и менее эффективное. Чаще всего упаковку дешевого препарата заменяют на упаковку более дорогого. Например, на флакон с обычным физраствором наклеивается этикетка от серьезного обезболивающего или онкологического препарата. Эта группа подделок наиболее опасна из-за совершенно отличного от ожидаемого терапевтического эффекта.
Третья группа – лекарства, содержащие ингредиенты, происхождение которых отличается от обозначенного на упаковке. Они содержат то же самое действующее вещество, только в больших или меньших количествах.
При проверке начинка лекарства будет полностью соответствовать указанной. И все же препарат будет подделкой. Например, в коробочку от аспирина немецкого концерна Bayerвложен шипучий аспирин местного производителя. Большого вреда больному это не нанесет, но резко снизится терапевтический эффект от применения препарата. Иногда в упаковку местного производителя помещают всемирно известный препарат – для поднятия собственного авторитета. Эта схема достаточно дорога, но окупается в дальнейшем, когда в те же упаковки начинают раскладывать свой продукт.
Четвертая группа – это наиболее распространенная и самая качественная группа подделок, так называемые препараты-копии. В них содержится то же действующее вещество и в тех же количествах.
Последние два варианта подделок характерны для легальных фармацевтических производств, от небольших до крупных. В мировой практике, по различным оценкам, этим занимается 6-8% фармацевтических компаний. И чаще всего так поступают дочерние предприятия известных фирм в том или ином регионе. Это наиболее трудно определяемые группы подделок. Зачастую отличить такую подделку от оригинала можно только в специализированной химической лаборатории.
По оценкам экспертов, потенциально опасны для здоровья абсолютно все фальсификаты, поскольку они не подвергаются предусмотренному для легальной продукции контролю качества.
В зависимости от поставленной задачи используются разные способы фальсификации. Исходя из этого, фальсифицированные лекарственные средства (ФЛС) можно условно классифицировать на «черные» и «белые».
«Белые» фальсификаты – качественный и количественный состав действующего вещества (ДВ) отвечает маркировке, фальсифицируется торговая марка производителя; может не выдерживаться количественный состав (могут быть другие вспомогательные вещества); ДВ и вспомогательные вещества обычно не отвечают требованиям Фармакопеи (то есть низкого уровня). Чем выше уровень системы государственного контроля в стране и ГФ, тем выше уровень качества «белых» ФЛС. На рынках развитых стран «белые» ФЛС могут вполне отвечать требованиям ГФ, но при этом быть фальсификатами (ВОЗ подчеркивает, что проблема ФЛС – это не всегда проблема качества [WHO, 1999]). Прибыль фальсификаторы получают в основном за счет нарушения авторских прав, невыплат налогов и экономии средств на этапах регистрации и контроля качества.
«Черные» фальсификаты – качественный и/или количественный состав препарата не отвечает маркировке: вместо заявленного количества ДВ содержится другое (обычно меньшее) количество, или другое, более дешевое, ДВ (простейший способ фальсификации – переклейка этикеток более дорогого ЛС с более высокой дозировкой ДВ на флаконы с дешевыми антибиотиками в низких дозах), или они вообще отсутствуют.
«Черные» ФЛС дают наибольшую разовую прибыль (прибыль как у «белых» ФЛС + прибыль за счет нарушения состава препарата). Но они достаточно легко выявляются потребителями и специалистами (самыми простыми аналитическими методами). Поэтому «черные» фальсификаты могут выпускаться на постоянной основе только в условиях малоразвитых стран с очень слабой системой государственного контроля качества ЛС. Как разовые акции «черные» ФЛС могут появляться на рынках и достаточно развитых стран.
Факторы, способствующие распространению фальсифицированных лекарственных средств
Распространению поддельных лекарственных средств способствует:
Если законодательная база, обеспечивающая надлежащий контроль производства и распространения лекарственных средств, является несовершенной или отсутствует, производители фальсификата могут избежать преследования в законодательном порядке.
Неадекватный, неэффективный или слабый регулирующий контроль может способствовать нерегулируемому импортированию, производству и распространению лекарственных средств, ведущему к увеличению числа подделок в национальных каналах распространения лекарственных средств; появлению незаконной торговли и, следовательно, дальнейшему продвижению и продаже поддельных лекарственных средств. Недостаток кадровых и финансовых ресурсов для деятельности по контролю лекарственных средств также может привести к неспособности национального уполномоченного органа выявлять поддельные препараты в национальных каналах распространения лекарственных средств.
Когда существующие законы строго не выполняются, то появляются тенденции к совершению таких преступлений, как фальсификация, поскольку нет больших опасений в отношении ареста и судебного преследования. Более того, пренебрежение авторскими правами на торговую марку может поощрять широкомасштабное подделывание лекарственных средств.
Мягкие санкции к нарушителям законодательства или отсутствие этих санкций способствует фальсификации.
Коррупция и конфликт интересов могут неблагоприятно воздействовать на работу сотрудников уполномоченных и правоохранительных органов, приводя к невозможности задержания, судебного преследования и признания виновными тех, кто несет ответственность за подделывание.
Если продукция проходит через большое количество посредников и заключается много сделок, возрастает возможность вмешательства фальсификаторов, особенно при слабом контроле.
Спрос, превышающий предложение, может способствовать фальсификации, так как при производстве и распространении поддельных лекарственных средств может быть извлечена большая выгода.
Если цены на лекарства высоки и существует значительная разница цен, это является большим стимулом для поставки более дешевых поддельных лекарственных средств.
Появление усовершенствованного оборудования для производства и упаковки лекарственных средств усложнило определение поддельной продукции, так как фальсификаторы могут в настоящее время воспроизводить подлинное лекарственное средство почти в совершенстве.
Если взаимодействие между национальными уполномоченными органами, полицией, таможенной службой и судебной властью в борьбе с фальсификацией лекарственных средств является неэффективным, фальсификаторы могут избежать обнаружения, задержания и штрафных санкций. Задачи и ответственность каждого сектора должны быть четко описаны. Нежелание фармацевтической промышленности, оптовых и розничных торговцев сообщать о фальсификации лекарственных средств в национальные уполномоченные органы может препятствовать успешному принятию мер национальными властями против фальсификаторов.
Причины распространения фальсифицированных лекарственных средств в России
1. Одной из причин резко возросшего распространения контрафактной продукции в России является неконтролируемый рост фармацевтического рынка. С 1992 года по 1998 год количество отечественных производителей выросло в 2 раза. Число иностранных фирм, поставляющих лекарственные средства в Россию, увеличилось в 30 раз. Резко возросло количество посредников на этапе продвижения препаратов от производителя к потребителю. Если в 1992 году их было около 300, то в настоящее время их число возросло до 7000 и более. В то время как на Западе, число организаций, занимающихся оптовыми закупками и реализацией лекарств, исчисляется десятками: в Великобритании – 17, в Германии – 21, во Франции – 31.
3. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 разрешается при продаже лекарственных средств вносить данные о качестве товара в товарно-сопроводительные документы без предъявления сертификата соответствия на реализуемую партию лекарств. Это затрудняет проверку наличия и подлинности соответствующих документов и не позволяет своевременно выявить организацию, поставившую на рынок фальсифицированные лекарственные средства.
4. 70 российских заводов-производителей и 232 зарубежных фирмы освобождены от контроля по всем показателям нормативных документов. Поэтому до 50% реализуемой на фармацевтическом рынке продукции не проходит сертификацию по всем показателям нормативных документов, что не исключает попадания в аптечную сеть фальсифицированных препаратов.
5. Образцы лекарственных средств для проведения сертификации предоставляются в орган по сертификации или контрольную лабораторию самим заявителем, а не сотрудниками органов по сертификации, что не гарантирует идентичность представленных образцов имеющейся у заявителя партии лекарственных средств.
6. Одним из факторов распространения фальшивых медикаментов является доступность современного оборудования, в том числе полиграфического, позволяющая выпускать подделки столь высокого качества, что внешне отличить фальсификат от настоящего лекарства практически невозможно.
Разновидности фальсификационных лекарственных средств на Российском фармацевтическом рынке:
Что такое недоброкачественное лекарственное средство с позиции законодательства
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 475-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 475-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 475-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 475-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 12.3 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 12.4 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 475-ФЗ)
(п. 15 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 19.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 19.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 21.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 26.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 31.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.04.2020 N 105-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.04.2020 N 105-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.04.2020 N 105-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 45 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 50.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 52 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 52.1 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 52.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 02.08.2019 N 297-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 297-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 55 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 429-ФЗ)
(п. 56 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 425-ФЗ)
Как учитывать выявленный в аптеке фальсификат?
Автор: Стародубцева И.В., эксперт журнала
По информации Всемирной организации здравоохранения Россия находится в числе лидеров по распространению и потреблению поддельных лекарств (так называемых фальсификатов). Пальму первенства здесь держат интернет-аптеки. Но и обычные аптеки не застрахованы от обнаружения поддельных лекарственных средств, о чем свидетельствуют данные проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий по выявлению фальсификата.
Не рассматривая причины такого печального лидерства, остановимся на порядке бухгалтерского и налогового учета выявленного фальсификата в аптеках. Но прежде скажем несколько слов, что же все-таки им считается.
Понятие фальсификата.
Фальсифицированное медицинское изделие – это медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе). Недоброкачественное медицинское изделие – медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации. А контрафактное медицинское изделие – это медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства (пп. 12 – 14 ст. 38 Закона № 323-ФЗ и пп. 37 – 39 ст. 4 Закона № 61-ФЗ, Постановление АС СЗО от 04.05.2018 № Ф07-3264/2018 по делу № А56-12992/2017).
Поддельные лекарства запрещены к продаже, а обнаруженный в аптеке фальсификат подлежит немедленному уничтожению (ст. 57, п. 1 ст. 59 Закона № 61-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н утверждены Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – Правила), устанавливающие требования к условиям хранения и перевозки лекарственных препаратов, а также минимизации риска проникновения фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных препаратов в гражданский оборот. Указанные правила распространяются на производителей лекарственных препаратов, организации оптовой торговли лекарственными препаратами, аптечные организации, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Ответственность за торговлю фальсификатом.
Административная ответственность за производство, продажу или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарств, медицинских изделий предусмотрена ст. 6.33 КоАП РФ.
Штрафуемые лица
Наказание
Штраф в размере от 100 тыс. до 600 тыс. руб.
Штраф в размере от 100 тыс. до 600 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Штраф в размере от 1 млн до 5 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Поскольку продажа недоброкачественного лекарственного препарата не только создает угрозу жизни и здоровью человека, но и может повлечь ухудшение самочувствия граждан после приема лекарственного средства, суды, как правило, не усматривают оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение (Определение ВС РФ от 16.11.2018 № 305-АД18-18299, Решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2018 по делу № А05-2733/2018, Постановление Калининградского областного суда от 22.11.2016 по делу № 4А-509/2016).
Документальное оформление изъятия и уничтожения фальсификата.
Как следует из ст. 59 Закона № 61-ФЗ, недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в связи с их потенциальной опасностью и несоответствием требованиям законодательства в сфере обращения лекарственных средств. Основаниями для уничтожения лекарственных средств являются решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
Порядок уничтожения изъятых фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий устанавливается Правительством РФ, а расходы, связанные с их уничтожением, возмещаются их владельцем.
Итак, фармацевт, сверив данные о препарате на официальном сайте Росздравнадзора либо с информационными письмами Росздравнадзора, обнаружил в аптеке фальсифицированные лекарственные препараты. Алгоритм действий будет следующим.
Во-первых, нужно составить акт об обнаружении фальсификата. Законодательно соответствующая форма не установлена, но с опорой на требования об обязательных реквизитах первичного документа акт должен содержать (п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):
дату составления документа;
наименование аптечной организации, составившей документ;
содержание факта хозяйственной жизни;
величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименование должности лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Примерный образец акта представлен ниже.
Общество с ограниченной ответственностью «Аптека «Витаминка»
об обнаружении поддельных лекарственных средств
Комиссия в составе заведующей аптекой (А. М. Ивановой), фармацевта (М. С. Петровой), бухгалтера (М. К. Сидоровой) составила настоящий акт о том, что ей были выявлены следующие фальсифицированные лекарственные средства:
Реквизиты письма Роскомнадзора, согласно которому лекарственное средство считается фальсифицированным
Отличительные признаки
фальсификата
Покупная стоимость, руб.
Сведения о поставке препарата
Реквизиты
документа
поставщика
Толперизон-OBL серии 120517
120 упаковок таблеток
От 07.12.2017 № 01И-3042/17
Отличается по высоте таблеток и растворяется дольше оригинала
УПД № 241/8 от 20.12.2018
Итого по акту 120 упаковок таблеток общей покупной стоимостью 500 (пятьсот) рублей.
Приведенные в акте фальсифицированные лекарственные средства изъяты из аптечного оборота, помещены на карантин и подлежат уничтожению.
Во-вторых, необходимо поместить фальсификат в отдельную карантинную зону вместе с копией составленного акта, заверенного печатью и подписью заведующего аптекой.
В-третьих, фальсификат необходимо уничтожить. Уничтожением фальсификатов занимаются специализированные организации, имеющие лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов I – IV классов опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Правил).
Специализированная организация составляет акт на уничтожение фальсификата, в котором должны содержаться:
дата и место уничтожения лекарственных средств;
Ф. И. О. лиц, принимавших участие в уничтожении лекарственных средств, их места работы и должности;
обоснование уничтожения лекарственных средств;
сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
наименование производителя лекарственных средств;
сведения о владельце лекарственных средств;
способ уничтожения лекарственных средств.
Акт об уничтожении лекарственных средств составляется в день уничтожения фальсификата. Количество экземпляров этого акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении указанных лекарственных средств. Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в уничтожении указанных лекарственных средств, и заверяется печатью организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств (п. 11 и 12 Правил).
Таким образом, в аптеке должны иметься акт об обнаружении фальсификата и акт о его уничтожении.
Бухгалтерский учет списания и уничтожения фальсификата.
Стоимость выявленного фальсификата списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (пп. «б» п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Отражено внутреннее перемещение лекарственных средств (помещение лекарственного средства в карантинную зону на основании акта об обнаружении поддельных лекарственных средств)
41 «Товары» субконто «Карантинная зона»
41 «Товары» субконто «Торговый зал»
Учтена стоимость работ специализированной компании по уничтожению лекарственных средств*
Учтена стоимость НДС в части работ по уничтожению лекарственных средств
Отражен НДС в составе прочих расходов**
Списана стоимость лекарственных средств на основании акта об уничтожении фальсификата
41 «Товары» субконто «Карантинная зона»
Отражен финансовый результат (убыток) от списания уничтоженных лекарственных средств
* Стоимость услуг специализированной организации по уничтожению фальсификата признается в составе прочих расходов на основании акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 11 и 18 ПБУ 10/99).
** См. раздел «Порядок учета НДС при списании и уничтожении фальсификата».
Поскольку в данной ситуации виновные лица не установлены, убытки от недостачи товаров списываются на финансовые результаты компании (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», Инструкция по применению Плана счетов).
Налоговый учет списания и уничтожения фальсификата.
Порядок налогового учета списания и уничтожения фальсификата зависит от применяемой аптекой системы налогообложения.
Аптека применяет специальные налоговые режимы
В том случае, если аптека применяет «вмененку», операции изъятия из оборота с последующим уничтожением никак не скажутся на едином налоге на вмененный доход, поскольку расчет ЕНВД производится с учетом площади торгового зала, базовой доходности и корректирующих коэффициентов (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
В части «доходной» «упрощенки» аптека также не учтет данные операции в налоговой базе.
А если аптека применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», возможность учета тех или иных затрат определяется перечнем расходов, предусмотренным п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Затраты на уничтожение фальсификата в приведенном закрытом перечне расходов отсутствуют.
Аптека применяет ОСНО
Как уже было отмечено, нормы действующих актов законодательства устанавливают обязанность уничтожения обнаруженных аптекой фальсифицированных лекарственных средств (п. 6 ст. 47 Закона № 61-ФЗ). А потому расходы в виде стоимости самого фальсификата, а также расходы, связанные с уничтожением таких лекарственных средств, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии документального подтверждения подобных расходов (п. 1 ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 04.05.2012 № 03-03-06/1/227, от 08.07.2008 № 03-03-06/1/397, УФНС по г. Москве от 25.11.2009 № 16-15/123920).
Такими подтверждающими документами могут быть решения владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении, договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств с копией лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств на право ведения такой деятельности, акт об уничтожении лекарственных средств (постановления АС МО от 04.04.2017 № Ф05-3541/2017 по делу № А40-81669/2016, от 28.05.2014 № Ф05-4671/14 по делу № А40-115533/13).
Аптека совмещает ОСНО и спецрежим в виде ЕНВД
Аптека может совмещать традиционную систему налогообложения (например, в отношении оптовой продажи лекарственных препаратов) со спецрежимом в виде ЕНВД (розничные продажи физическим лицам).
В этом случае порядок учета расходов на списание и уничтожение фальсификата зависит от его предназначения. Если такие препараты отпускаются только в розницу (в отношении которой аптека уплачивает ЕНВД), их стоимость не учитывается при определении налоговой базы.
Если выявленный фальсификат отпускается только в рамках ОСНО, порядок налогового учета аналогичен порядку, изложенному выше.
Если выявленный фальсификат предназначался как для розницы, так и для опта, расходы на уничтожение фальсификата и стоимость самого фальсификата должны быть распределены между этими видами деятельности. В такой ситуации действует порядок, предусмотренный п. 9 ст. 274 НК РФ: расходы распределяются пропорционально доле доходов от деятельности, относящейся к спецрежиму в виде ЕНВД, в общем доходе по всем видам деятельности. Та часть расходов, которая относится к ОСНО, учитывается при наличии документального подтверждения списания и уничтожения фальсификата, а оставшаяся часть расходов, относящаяся к деятельности, облагаемой ЕНВД, не признается в налоговом учете.
Порядок учета НДС при списании и уничтожении фальсификата.
Операции по изъятию поддельных лекарственных средств не являются реализацией в смысле п. 1 ст. 39 НК РФ и, соответственно, НДС не облагаются. При этом возникает вопрос о необходимости восстановления сумм «входного» НДС, ранее принятого к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Напомним: случаи, когда налогоплательщик должен восстановить сумму принятого ранее к вычету НДС, четко указаны в НК РФ (п. 3 ст. 170 и ст. 171.1 НК РФ, Решение ВАС РФ от 19.05.2011 № 3943/11). Высшие судьи напомнили об исчерпывающем перечне ситуаций, в которых нужно восстанавливать НДС; в нем списание товаров в связи с изъятием из оборота не значится.
Многочисленные разъяснения Минфина предписывают восстанавливать ранее принятый к вычету НДС со стоимости товаров при их списании из-за порчи, морального устаревания, аварии, пожара или кражи (см., например, письма от 09.07.2018 № 03-03-06/1/47374, от 21.01.2016 № 03-03-06/1/1997, от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387). Исключение сделано для случаев уничтожения недоброкачественной продукции в соответствии с требованиями законодательства. В этом случае восстанавливать НДС не нужно, если необходимость уничтожения продукции по указанным причинам документально подтверждена (Письмо Минфина России от 23.08.2013 № 03-07-11/34617).
Так, рассматривая операцию по изъятию сотрудниками полиции контрафактной алкогольной продукции, налоговая инспекция посчитала необходимым восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Поскольку изъятая алкогольная продукция с признаками подделки федеральных специальных марок не используется в деятельности, облагаемой НДС, применение вычетов НДС по данной алкогольной продукции необоснованно.
Но суд признал недействительным решение налоговиков. Как отметили арбитры, алкогольная продукция приобреталась компанией для последующей реализации, и на тот момент у компании отсутствовали основания полагать, что данная продукция является контрафактной и не может использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Поэтому ранее принятый к вычету НДС со стоимости продукции при последующем ее признании контрафактной не восстанавливается (Постановление АС СЗО от 12.07.2018 № Ф07-6773/2018 по делу № А13-9057/2017).
Аналогичным образом складывается ситуация при изъятии из аптечного оборота фальсификата, который аптеки обязаны передать специализированной организации на уничтожение в силу закона. По этой же причине предъявленный специализированной организацией «входной» НДС со стоимости услуг по уничтожению фальсификата может быть принят к вычету при наличии соответствующих первичных документов (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст.169 НК РФ).
Однако отметим, что, учитывая наличие арбитражной практики по аналогичной ситуации, правомерность такого порядка учета НДС, скорее всего, придется отстаивать в суде.