Что такое неопределенная форма глагола 5 класс русский язык
Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)
Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). У каждого глагола есть инфинитив.
Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься.
Инфинитив может отвечать только на вопросы:
Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.
Например:
Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.
Например:
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
Основу неопределенной формы глагола получим, не учитывая окончания -ть или -ти:
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
1. для глаголов прошедшего времени:
2. для глаголов условного наклонения:
3. для действительных причастий прошедшего времени:
4. для страдательных причастий прошедшего времени:
5. для деепричастий совершенного вида:
Суффиксы инфинитива
Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:
Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся), по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:
-сь (-ся) – маяться, молиться, стеречься.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив – это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы.
Инфинитив, обозначая обобщенное действие, имеет только постоянные глагольные признаки:
Инфинитивы совершенного и несовершенного вида
Глаголы неопределенной формы или инфинитивы, как и остальные, бывают совершенного и несовершенного вида.
Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида.
Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки – это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия.
Примеры:
Несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Читать, бежать, смеяться, литься.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску).
Примеры:
Совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.
В русском языке есть небольшое число двухвидовых глаголов, то есть таких, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?). Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.
Примеры:
Возвратность
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов.
Переходность
Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. Если после слова можно поставить вопрос что? кого? — то переходной глагол.
Непереходные не передают действие и после них вопрос ―Что? Кого? неуместен
Все возвратные глаголы непереходные.
Мыться, решиться, беречься.
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения – либо к I, либо ко II.
Инфинитив и его синтаксическая роль
Синтаксические функции неопределенной формы глагола шире и разнообразнее, чем у других глагольных форм. Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.
1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача.
2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.
3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.
4. Второстепенным членом предложения:
4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.
4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.
4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.
Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»
Неопределенная форма глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие глагола
Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что будет делать? споет.
Шесть форм глаголов:
Понятие неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.
Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Примеры глаголов в неопределенной форме:
что делать? играть, читать ;
Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:
-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );
-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
основу настоящего времени;
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
Для глаголов прошедшего времени:
ползать — ползал, ползала, ползало, ползали;
подвезти — подвез, подвезла, подвезло, подвезли;
Для глаголов условного наклонения:
ползал бы, ползала бы, ползало бы, ползали бы;
подвез бы, подвезла бы, подвезло бы, подвезли бы;
Для действительных причастий прошедшего времени:
Для страдательных причастий прошедшего времени:
Для деепричастий совершенного вида:
Образование инфинитива
Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:
-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.
беречь — корень/нулевое окончание;
пренебречь — корень/нулевое окончание;
привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;
запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.
У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:
Вид — совершенный, несовершенный;
Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
Возвратность — возвратные, невозвратные.
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:
-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;
-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность — переходные, непереходные.
Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.
После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:
качать (кого?) ребенка.
Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.
Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:
Бабушка решила приготовить пирог.
Пирог должен скоро приготовиться.
Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.
Инфинитив в русском языке
Инфинитив — это неопределенная форма глагола, которая является начальной формой слов этой части речи.
Лингвистический термин «инфинитив» имеет латинское происхождение. Латинское слово infinitivus (modus) буквально значит «неопределенный».
В русском языке этим грамматическим термином называется неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопросы:
Окончание -ть пишется после любой гласной основы инфинитива:
Окончание -ти, как правило, имеют инфинитивы, основа которых заканчивается согласным:
Отметим ряд глаголов с конечным -чь, которое является в их морфемном составе принадлежностью корня, а не окончанием, например:
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив, обозначая обобщенное действие, имеет только постоянные глагольные признаки:
Понаблюдаем:
Я и раньше ходил в лес гулять (В. Солоухин).
(Что делать?) гулять — глагол; обозначает действие;
Рахманинов задумчиво перебирал кисти сирени. Он хотел понять, почему его так тронула и странно взволновала эта встреча (Ю. Нагибин).
(Что сделать?) понять — глагол, обозначает состояние;
Инфинитив и его синтаксическая роль
Синтаксические функции неопределенной формы глагола шире и разнообразнее, чем у других глагольных форм. Как видно из приведённых примеров морфемных разборов неопределенной формы глаголов, инфинитив может выполнять роль любого члена предложения.
Например:
Говорить с ним сейчас об этом не имело никакого смысла.
2. часть сказуемого
Он попросил нас (о чём?) повторить эту новость еще раз.
4. несогласованное определение
Летом трудно отказаться от возможности (какой?) переночевать на сеновале.
5. обстоятельство цели
Вечером мы вышли на набережную (с какой целью?) послушать морской прибой.
Инфинитив способен управлять определенным падежом существительного (местоимения), например:
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
Основу неопределенной формы глагола получим, не учитывая окончания -ть или -ти:
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
1. для глаголов прошедшего времени:
2. для глаголов условного наклонения:
3. для действительных причастий прошедшего времени:
4. для страдательных причастий прошедшего времени:
5. для деепричастий совершенного вида:
Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»
Неопределённая форма глагола
Урок 80. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Неопределённая форма глагола»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что такое неопределённая форма глагола?
· Какие признаки есть у неопределённой формы глагола?
· Что нужно знать о неопределённой форме глагола?
Мы помним, что глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол может стоять в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам и числам.
В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
Когда мы говорим о частях речи, мы замечаем, что у них есть начальная форма. Например, у существительного чистотой начальной формой будет – чистота (слово в именительном падеже, единственного числа). А у прилагательного чистому начальной формой будет чистый – слово в форме мужского рода, именительного падежа, единственного числа.
Но вот перед нами слово чистишь. Парой к нему будет слово чистить. Это – начальная форма этого глагола.
Как у большинства частей речи, у глагола есть начальная форма.
Какую общую форму можно подобрать к глаголам пишу, пишешь, писал, писали, будешь писать? Писать.
Этот глагол отвечает на вопрос что делать? – самый общий вопрос для остальных слов.
А вот глаголы прочитаю, прочитаем, прочитают, прочитала, прочитали. Какой будет их начальная форма? Прочитать.
Этот глагол отвечает на вопрос что сделать? – и он тоже будет самым общим для всех глаголов, которые мы видим.
Значит, начальная форма глагола может отвечать на два основных вопроса: что делать? и что сделать?
Например, знать, слушать, идти, пролететь, вытянуть, запомнить. Все это – глаголы в начальной форме.
Начальная форма глагола называется неопределённой.
Почему? Представим, что однажды учёный лингвист решил определить форму глагола читать.
– Какое у этого глагола время? – поинтересовался лингвист. – Кажется, никакого. Ну, а какое число? Нет подсказок, чтобы определить число. Так может быть, можно выяснить хотя бы лицо глагола? Да нет, не видно, чтобы он относится к какому-то лицу. А род – род у него есть? И рода тоже нет.
Ничего нельзя определить!
– Ну и ну! – поразился лингвист. – Это какая-то неопределённая форма!
Так начальную форму и назвали.
А все потому, что неопределённая форма не отражает времени, числа, лица или рода глагола.
Представьте, что эта форма стоит перед огромным разнообразием. Перед ней разложены три времени, три лица, три рода, единственное и множественное число… выбирай сколько угодно!
Только вот у формы глаза разбегаются, и она так и не может определиться. Так и остаётся без всего.
Если вообразить глагол в виде дерева, то неопределённая форма – это его корни. Из которых потом могут вырасти и время, и число, и лицо или род. Эта некая начальная точка отсчёта.
Для обозначения неопределённой формы существует специальный научный термин – инфинитив.
Это слово пришло к нам из латинского языка. В переводе инфинитив как раз и обозначает «неопределённый». С этим термином вам не раз предстоит столкнуться в старших классах.
Узнать неопределённую форму в тексте помогают не только вопросы, но и окончания слов.
Чаще всего неопределённая форма имеет окончание -ть: лететь, забыть, сказать. Но может заканчиваться и на —ти: вести, нести, спасти.
По такому признаку неопределённую форму очень легко узнать.
Так учёные и спорят до сих пор по поводу этих морфем. Никак не могут прийти к согласию – окончания это или суффиксы. Не удивляйтесь, если вам придётся встретиться с обеими точками зрения.
А теперь проведём небольшую тренировку. Перед нами шесть глаголов. Какие из них стоят в неопределённой форме?
Давайте пристальнее посмотрим на окончания этих глаголов.
Глагол бегут нам не подходит.
Пойдёшь. Вновь не подходит, другое окончание.
Точно так же сразу же выпадает глагол грабят.
А кто это такой скромный в уголочке?
Это же глагол печь! И он тоже отвечает на вопрос «что делать?». Получается, что он тоже стоит в неопределённой форме.
Это такие глаголы, как жечь, беречь, стеречь, лечь и так далее.
Неопределённая форма признаётся языковедами уникальной по многим причинам.
Именно глаголы в неопределённой форме отражаются в словарях.
Например, если мы откроем словарь на букве б, то найдём в нем такие глаголы, как баюкать, беднеть, бежать, беречь, бить, бледнеть, болеть, бурить и другие.
На страницах с буквой м отыщутся глаголы мазать, макать, мёрзнуть, мести, мигать, мирить, молвить, мяукать и так далее. И все эти глаголы будут стоять в неопределённой форме.
Глаголы в неопределённой форме часто встречаются в пословицах и поговорках.
Волков бояться – в лес не ходить. Жизнь прожить – не поле перейти. Любишь кататься – люби и саночки возить. Чему быть, того не миновать.
Посмотрите, в каждом примере – по два глагола неопределённой формы.
Хотя в некоторых предложениях таких глаголов бывает ещё больше. Ведь глаголы в неопределённой форме могут выполнять разные функции в предложениях. Этим пользуются некоторые авторы, и иногда дело доходит до абсурда.
Я не мог решиться поручить ему пойти просить вас написать статью для журнала. В этом предложении пять глаголов неопределённой формы! Оно получилось громоздким и малопонятным.
Поэтому лучше избегать таких конструкций в речи.
Что же мы должны сегодня запомнить?
Неопределённая форма – это начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Неопределённая форма не указывает на время, число, лицо или род глагола.
Урок русского языка в 5 классе «Неопределённая форма глагола»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Неопределённая форма глагола.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1) Что обозначает глагол? 2) На какие вопросы отвечает глагол? 3) Сколько форм времени бывает у глагола? 4) Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? 5) Как изменяются глаголы в прошедшем времени? 6) Как пишется глагол с частицей НЕ? 7) Назовите глаголы, которые без НЕ не употребляются? 8) Каким членом предложения обычно является глагол?
Бороться, искать, найти и не сдаваться!
1) Узнать … 2) Научиться …
* Узнать об особенностях неопределенной формы глагола * Научиться правильно ставить вопросы * Научиться образовывать неопределённую форму глагола * Научиться находить глаголы в неопределённой форме в тексте * Научиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.
Закрепление Ь на конце слова пишется: 1) в глаголах в н.ф; 2) в сущ. 3 скл.
зажеч? силач? реч? сбереч? могуч? много туч? врач? прилеч?
пошёл шепчут было изучайте хотелось боюсь пойти шептать быть изучать хотеться бояться
* Рассмотрите рисунок, придумайте глаголы в неопределённой форме. * Представьте себя на берегу этого космического моря. Помечтайте, что можно делать в таком красивом месте. * Составьте 2-3 предложения, используя глаголы в неопределённой форме. Употребляем глаголы в неопределённой форме в речи
1) Неопределённая форма глагола – это.. 2) На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 3) Какие окончания имеют глаголы в неопределённой форме? 4) ЧЬ в инфинитиве – суффикс, окончание или часть корня? 5) Почему начальная форма глагола называется неопределённой? Подведём итоги
* Узнать об особенностях неопределенной формы глагола * Научиться правильно ставить вопросы * Научиться образовывать неопределённую форму глагола * Научиться находить глаголы в неопределённой форме в тексте * Научиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
Стр. 247 правило учить Упр. 635 устно Записать 5-7 пословиц с глаголами в неопределённой форме Домашнее задание
Выбранный для просмотра документ Урок русского языка в 5 классе.doc
Урок русского языка в 5 классе,
по теме «Неопределённая форма глагола».
Хромова Татьяна Борисовна,
учитель русского языка и
МОУ Подъячевская СОШ
Комплектация: пояснительная записка, конспект урока, приложения, презентация.
Работа ранее нигде не размещалась.
Повторение ранее изученного
Определение темы урока
Изучение нового материала
Выполнение тренировочных упражнений
Подведение итогов урока
Урок на тему «Неопределённая форма глагола» продолжает знакомство учащихся с темой «Глагол». Он является третьим уроком в теме. С неопределённой формой глагола дети знакомятся ещё в начальной школе. Поэтому главная цель урока – расширить знания учащихся по этой теме; научиться правильно писать и разбирать по составу глаголы в неопределённой форме.
Организация урока, подобранный материал способствуют решению развивающих задач: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать орфографические навыки. Ну и, конечно, на уроке решаются воспитательные задачи: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, развитие интереса к учебному предмету.
Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе. Использование музыки создаёт определённый эмоциональный настрой
Я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом. В данном случае это было виртуальное путешествие в космос, в процессе которого решались учебные задачи. Погружение в атмосферу игры, на мой взгляд, способствует более активному участию детей этой возрастной группы в процессе обучения. Но несмотря на то, что это игра, все основные этапы урока пройдены:
Повторение ранее изученного
Определение темы урока
Изучение нового материала
Подведение итогов урока
На этапе повторения вспомнили ранее изученный материал по теме «Глагол», повторили пунктограмму «Однородные члены предложения», построение схем таких предложений.
На этапе объявления темы урока детям даётся возможность самостоятельно определить тему урока, делая вывод из проблемной ситуации. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти.
Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Так например, на этапе изучения нового материала ребята работали с текстом, находили нужную информацию по теме.
При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки.
На этапе закрепления используются разные виды деятельности: слушание, работа с текстом, игра «Молчанка».
На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным в начале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе). Важным моментом здесь является самооценка деятельности учащихся. В ходе урока ребята заполняли листы самооценки и в конце урока оценивали результат своей деятельности. Это способствует развитию осознанного отношения к результатам своего труда и сказывается на активности познавательной деятельности.
В разработке урока использованы игровые, групповые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.