Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС

1 м, а толщина от 0,5 до 30 мкм. Различают два класса нервных волокон: мякотные (мие-линизированные) и безмякотные. У мякотных волокон имеется миелиновая оболочка, образованная спец. мембраной, к-рая подобно изоляции накручивается на аксон. Протяжённость участков сплошной миелиновой оболочки составляет от 200 мкм до 1 мм, они прерываются т. н. перехватами Ранвье шириной 1мкм. Миелиновая оболочка играет роль изоляции; нервное волокно на этих участках пассивно, электрически активна только мембрана в перехватах Ранвье. Безмякотные волокна не имеют изолир. участков; их структура однородна по всей длине, а мембрана обладает электрич. активностью по всей поверхности.

Нервные волокна заканчиваются на телах или ден-дритах др. нервных клеток, но отделены от них проме-

В нормальных условиях по нервному волокну постоянно бегут серии Н. и., возникающих на дендритах или теле клетки и распространяющихся по аксону в направлении от тела клетки (аксон может проводить Н. и. в обоих направлениях). Частота этих периодич. разрядов несёт информацию о силе вызвавшего их раздражения; напр., при умеренной активности частота

50-100 импульсов/с. Существуют клетки, к-рые разряжаются с частотой

Скорость распространения Н. и. u. зависит от типа нервного волокна и его диаметра d,u.

1 м/с, а в толстых волокнах u.

После возбуждения наступает рефракторный период, в течение к-рого возбудимость нервного волокна снижена. Различают абс. рефракторный период, когда волокно нельзя возбудить никакими раздражителями, и относит. рефракторный период, когда возбуждение возможно, но его порог оказывается выше нормы. Абс. рефракторный период ограничивает сверху частоту передачи Н. и. Нервное волокно обладает свойством аккомодации, т. е. привыкает к постоянно действующему раздражению, что выражается в постепенном повышении порога возбудимости. Это приводит к снижению частоты Н. и. и даже к их полному исчезновению. Если сила раздражения нарастает медленно, то возбуждения может не произойти даже после достижения порога.

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Рис.1. Схема строения нервной клетки.

Возбуждение Н. и. Физ. представления о появлении электрич. потенциалов в клетках основаны на т. н. мембранной теории. Клеточные мембраны разделяют растворы электролита разной концентрации и обладают из-бират. проницаемостью для нек-рых ионов. Так, мембрана аксона представляет собой тонкий слой липидов и белков толщиной

7 нм. Её электрич. сопротивление в состоянии покоя

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

-60 мВ, соответствующий указанной ф-ле.

Процесс нервного возбуждения развивается следующим образом (см. также Биофизика). Если пропустить через аксон слабый импульс тока, приводящий к деполяризации мембраны, то после снятия внеш. воздействия потенциал монотонно возвращается к исходному уровню. В этих условиях аксон ведёт себя как пассивная электрич. цепь, состоящая из конденсатора и пост. сопротивления.

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Если импульс тока превышает нек-рую пороговую величину, потенциал продолжает изменяться и после выключения возмущения; потенциал становится положительным и только потом возвращается к уровню покоя, причём вначале даже несколько проскакивает его (область гиперполяризации, рис. 2). Отклик мембраны при этом не зависит от возмущения; этот импульс наз. потенциалом действия. Одновременно через мембрану течёт ионный ток, направленный сначала внутрь, а потом наружу (рис. 2, в).

Феноменологич. истолкование механизма возникновения Н. и. было дано А. Л. Ходжкином (A. L. Hodg-kin) и А. Ф. Хаксли (A. F. Huxley) в 1952. Полный ионный ток слагается из трёх составляющих: калиевого, натриевого и тока утечки. Когда потенциал мембраны сдвигается на пороговую величину j* (

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

60 мВ. Поэтому полная амплитуда потенциала действия достигает

120 мВ. К моменту достижения макс. потенциала в мембране начинает развиваться калиевая (и одновременно уменьшаться натриевая) проводимость. В результате натриевый ток сменяется на калиевый, направленный наружу. Этот ток соответствует уменьшению потенциала действия.

Установлены эмпирич. ур-ния для описания натриевого и калиевого токов. Поведение мембранного потенциала при пространственно однородном возбуждении волокна определяется ур-нием:

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Величину g l считают постоянной, проводимости g Na и g K описывают с помощью параметров m, h и п:

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Зависимость коэф. a. и b от мембранного потенциала j (рис. 3) выбирают из условия наилучшего совпадения

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Рис. 3. Зависимость коэффициентов a. и b от мембран ного потенциала.

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Рис. 4. Зависимость стационарных значений т, h и п от мембранного потенциала.

Распространение Н. и. Н. и. может распространяться вдоль волокна без затухания и с пост. скоростью. Это связано с тем, что необходимая для передачи сигнала энергия не поступает из единого центра, а черпается на месте, в каждой точке волокна. В соответствии с двумя типами волокон существуют два способа передачи Н. и.: непрерывный и сальтаторный (скачкообразный), когда импульс движется от одного перехвата Ранвье к другому, перепрыгивая через области миелиновой изоляции.

В случае немиелинизир. волокна распределение мембранного потенциала j(x, t )определяется ур-нием:

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Вид функционала I специфичен для биологически возбудимой среды. Однако ур-ние (5), если отвлечься от вида I, имеет более общий характер и описывает многие физ. явления, напр. процесс горения. Поэтому передачу Н. и. уподобляют горению порохового шнура. Если в бегущем пламени процесс поджигания осуществляется за счёт теплопроводности, то в Н. и. возбуждение происходит при помощи т. н. локальных токов (рис. 5).

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Рис. 5. Локальные токи, обеспечивающие распростра нение нервного импульса.

t «. Автомодельное решение ур-ния (5) можно найти как ф-цию переменной t = х/u, где u скорость распространения Н. и. (рис. 2, б).

В реальных волокнах время t’ достаточно велико, поэтому только оно определяет скорость u, для к-рой справедлива ф-ла: Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Учитывая, что j

d 1/2 . Спомощью кусочно-постоянной аппроксимации находят форму потенциала действия.

Ур-ние (5) для распространяющегося Н. и. в действительности допускает два решения. Второе решение оказывается неустойчивым; оно даёт Н. и. со значительно меньшей скоростью и амплитудой потенциала. Наличие второго, неустойчивого, решения имеет аналогию в теории горения. При распространении пламени с боковым теплоотводом также возможно возникновение неустойчивого режима. Простую аналитич. модель Н. и. можно усовершенствовать, учитывая дополнит. детали.

При изменении сечения и при ветвлении нервных волокон прохождение Н. и. может быть затруднено или даже полностью блокировано. В расширяющемся волокне (рис. 6) скорость импульса по мере приближения к расширению убывает, а после расширения начинает расти, пока не выйдет на новое стационарное значение. Замедление Н. и. тем сильнее, чем больше разница в сечениях. При достаточно большом расширении Н. и. останавливается. Существует критич. расширение волокна, к-рое задерживает Н. и.

При обратном движении Н. и. (из широкого волокна в узкое) блокирования не происходит, но изменение скорости носит противоположный характер. При подходе к сужению скорость Н. и. увеличивается, а затем начинает спадать до нового стационарного значения. На графике скорости (рис., 6 а) получается своего рода петля гистерезиса.

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Известны эксперименты по взаимодействию двух нервных волокон, помещённых в ограниченный объём внеш. раствора. Если по одному из волокон бежит Н. и., то одновременно изменяется возбудимость второго волокна. Изменение проходит три стадии. Вначале возбудимость второго волокна падает (повышается порог возбуждения). Это уменьшение возбудимости опережает потенциал действия, бегущий по первому волокну, и длится примерно до тех пор, пока потенциал в первом волокне не достигнет максимума. Затем возбудимость растёт, эта стадия совпадает по времени с процессом уменьшения потенциала в первом волокне. Возбудимость ещё раз уменьшается, когда в первом волокне происходит небольшая гиперполяризация мембраны.

При одноврем. прохождении Н. и. по двум волокнам иногда удавалось достигнуть их синхронизации. Несмотря на то что собств. скорости Н. и. в разных волокнах различны, при их одноврем. возбуждении мог возникнуть коллективный Н. и. Если собств. скорости были одинаковы, то коллективный импульс имел меньшую скорость. При заметном отличии собств. скоростей коллективная скорость имела промежуточное значение. Синхронизоваться могли лишь Н. и., скорости к-рых отличались не слишком сильно.

Матeм. описание этого явления даётся системой ур-ний для мембранных потенциалов двух параллельных волокон j 1 и j 2 :

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

При использовании простой аналитич. модели решение приводит к след. картине. Когда возбуждается одно волокно, в соседнем наводится знакопеременный мембранный потенциал: вначале волокно гиперполяри-зуется, затем деполяризуется и, наконец, ещё раз ги-перполяризуется. Эти три фазы соответствуют понижению, повышению и новому понижению возбудимости во-локна. При нормальных значениях параметров сдвиг мембранного потенциала во второй фазе в сторону деполяризации не достигает порога, поэтому передачи возбуждения в соседнее волокно не происходит. При одноврем. возбуждении двух волокон система (6) допускает совместное автомодельное решение, к-рое соответствует двум Н. и., движущимся с одинаковой скоростью на пост. расстоянии друг от друга. Если впереди находится медленный Н. и., то он притормаживает быстрый импульс, не выпуская его вперёд; оба движутся с относительно малой скоростью. Если же впереди находится быстрый II. и., то он подтягивает за собой медленный импульс. Коллективная скорость оказывается близкой к собств. скорости быстрого импульса. В сложных нейронных структурах возможно появление автоволи.

Возбудимые среды. Нервные клетки в организме объединены в нейронные сети, к-рые в зависимости от частоты ветвления волокон разделяют на редкие и густые. В редкой сети отд. элементы возбуждаются независимо друг от друга и взаимодействуют только в узлах ветвления, как описано выше.

В густой сети возбуждение охватывает сразу много элементов, так что их детальная структура и способ соединения между собой оказываются несущественными. Сеть ведёт себя как непрерывная возбудимая среда, параметры к-рой определяют возникновение и распространение возбуждения.

Возбудимая среда может быть трёхмерной, хотя чаще её рассматривают как двумерную поверхность. Возбуждение, возникшее в к.-л. точке поверхности, распространяется во все стороны в виде кольцевой волны. Волна возбуждения может огибать препятствия, но не может от них отражаться, не отражается она и от границы среды. При столкновении волн между собой происходит их взаимное уничтожение; пройти друг сквозь друга эти волны не могут из-за наличия позади фронта возбуждения рефракторной области.

5 см. При трепетании происходит пе-риодич. сокращение предсердий с частотой 3-5 Гц. Более сложный режим возбуждения представляет собой фибрилляция желудочков сердца, когда отд. элементы сердечной мышцы начинают сокращаться без внеш. команды и без связи с соседними элементами с частотой

10 Гц. Фибрилляция приводит к прекращению циркуляции крови.

Возникновение и поддержание спонтанной активности возбудимой среды неразрывно связаны с возникновением источников волн. Простейший источник волн (группа спонтанно возбуждающихся клеток) может обеспечить периодич. пульсацию активности, так устроен водитель ритма сердца.

Источники возбуждения могут возникать и за счёт сложной пространств. организации режима возбуждения, напр. ревербератор типа вращающейся спиральной волны, появляющийся в простейшей возбудимой среде. Другой вид ревербератора возникает в среде, состоящей из элементов двух типов с разными порогами возбуждения; ревербератор периодически возбуждает то одни, то другие элементы, меняя при этом направление своего движения и порождая плоские волны.

Лит.: Ходжкин А., Нервный импульс, пер. с англ., М., 1965; Катц Б., Нерв, мышца и синапс, пер. с англ., М., 1968; Ходоров Б. И., Проблема возбудимости, Л., 1969; Тасаки И., Нервное возбуждение, пер. с англ., М., 1971; Маркин В. С., Пастушенко В. Ф., Чизмад-жев Ю. А., Теория возбудимых сред, М., 1981. В. С. Маркин.

Поперечный H.-Э. э. состоит в появлении электрич. поля Е нэ | (разности потенциалов V нэ | ) в направлении, перпендикулярном Н и Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс Т. В отсутствие магн. поля термоэлектрич. поле компенсирует поток носителей заряда, создаваемый градиентом темп-ры, причём компенсация имеет место лишь для полного тока: электроны с энергией, большей средней (горячие), движутся от горячего конца образца к холодному, электроны с энергией, меньшей средней (холодные),- в противоположном направлении. Сила Лоренца, отклоняет эти группы носителей в направлении, перпендикулярном Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс Т и магн. полю, в разные стороны; угол отклонения (угол Холла) определяется временем релаксации т данной группы носителей, т. е. различается для горячих и холодных носителей, если t зависит от энергии. При этом токи холодных и горячих носителей в поперечном направлении ( | Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс Т и | Н) не могут компенсировать друг друга. Это приводит к появлению поля Е | нэ , величина к-рого определяется из условия равенства 0 суммарного тока j = 0.

Величина поля Е | нэ зависит от Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс Т, Н и свойств вещества, характеризующихся коэф. Нернста-Эттингсха-узена N | :

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Т. к. коэф. N | определяется зависимостью времени т релаксации носителей от их энергии Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс, то Н.-Э. э. чувствителен к механизму рассеяния носителей заряда. Рассеяние носителей заряда уменьшает влияние магн. поля. Если t

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс, то при r > 0 горячие носители рассеиваются реже холодных и направление поля Е | нэ определяется направлением отклонения в магн. поле горячих носителей. При r | нэ противоположно и определяется холодными носителями.

В металлах, где ток переносится электронами с энергией в интервале

kT вблизи Ферми поверхности, величина N | задаётся производной дtЧто такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. на Ферми-поверхности Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс= const (обычно у металлов N | > 0, но, напр., у меди N | | | > 0, соответствующая примесной проводимости и рассеянием носителей гл. обр. на фононах (r | 0).

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс

Магн. поле, искривляя траектории электронов (см. выше), уменьшает их длину свободного пробега l в направлении Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 классT. Т. к. время свободного пробега (время релаксации t) зависит от энергии электронов Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс, то уменьшение l неодинаково для горячих и холодных носителей: оно меньше для той группы, для к-рой т меньше. Т. о., магн. поле меняет роль быстрых и медленных носителей в переносе энергии, и термоэлектрич. поле, обеспечивающее отсутствие переноса заряда при переносе энергии, должно измениться. При этом коэф. N || также зависит от механизма рассеяния носителей. Термоэлектрич. ток растёт, если т падает с ростом энергии носителей Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс(при рассеянии носителей на аку-стич. фононах), или уменьшается, если т увеличивается с увеличением Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс(при рассеянии на примесях). Если электроны с разными энергиями имеют одинаковое t, эффект исчезает ( N || = 0). Поэтому в металлах, где диапазон энергий электронов, участвующих в процессах переноса, мал (

kT), N || мало: Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 классВ полупроводнике с двумя сортами носителей N ||

Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Смотреть картинку Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Картинка про Что такое нервные импульсы в биологии 8 класс. Фото Что такое нервные импульсы в биологии 8 классg/kT. При низких темп-pax N || может также возрастать из-за влияния увлечения электронов фононами. В сильных магн. полях полное термоэлектрич. поле в магн. поле «насыщается» и не зависит от механизма рассеяния носителей. В ферромагн. металлах Н.-Э. э. имеет особенности, связанные с наличием спонтанной намагниченности.

Источник

Распространение нервных импульсов

Нервные импульсы распространяются при перемещении ионов через мембрану нервной клетки и передаются из одной нервной клетки в другую с помощью нейромедиаторов.

В результате эволюции нервной системы человека и других животных возникли сложные информационные сети, процессы в которых основаны на химических реакциях. Важнейшим элементом нервной системы являются специализированные клетки нейроны. Нейроны состоят из компактного тела клетки, содержащего ядро и другие органеллы. От этого тела отходит несколько разветвленных отростков. Большинство таких отростков, называемых дендритами, служат точками контакта для приема сигналов от других нейронов. Один отросток, как правило самый длинный, называется аксоном и передает сигналы на другие нейроны. Конец аксона может многократно ветвиться, и каждая из этих более мелких ветвей способна соединиться со следующим нейроном.

Во внешнем слое аксона находится сложная структура, образованная множеством молекул, выступающих в роли каналов, по которым могут поступать ионы — как внутрь, так и наружу клетки. Один конец этих молекул, отклоняясь, присоединяется к атому-мишени. После этого энергия других частей клетки используется на то, чтобы вытолкнуть этот атом за пределы клетки, тогда как процесс, действующий в обратном направлении, вводит внутрь клетки другую молекулу. Наибольшее значение имеет молекулярный насос, который выводит из клетки ионы натрия и вводит в нее ионы калия (натрий-калиевый насос).

Когда клетка находится в покое и не проводит нервных импульсов, натрий-калиевый насос перемещает ионы калия внутрь клетки и выводит ионы натрия наружу (представьте себе клетку, содержащую пресную воду и окруженную соленой водой). Из-за такого дисбаланса разность потенциалов на мембране аксона достигает 70 милливольт (приблизительно 5% от напряжения обычной батарейки АА).

Однако при изменении состояния клетки и стимуляции аксона электрическим импульсом равновесие на мембране нарушается, и натрий-калиевый насос на короткое время начинает работать в обратном направлении. Положительно заряженные ионы натрия проникают внутрь аксона, а ионы калия откачиваются наружу. На мгновение внутренняя среда аксона приобретает положительный заряд. При этом каналы натрий-калиевого насоса деформируются, блокируя дальнейший приток натрия, а ионы калия продолжают выходить наружу, и исходная разность потенциалов восстанавливается. Тем временем ионы натрия распространяются внутри аксона, изменяя мембрану в нижней части аксона. При этом состояние расположенных ниже насосов меняется, способствуя дальнейшему распространению импульса. Резкое изменение напряжения, вызванное стремительными перемещения ионов натрия и калия, называют потенциалом действия. При прохождении потенциала действия через определенную точку аксона, насосы включаются и восстанавливают состояние покоя.

Потенциал действия распространяется довольно медленно — не более доли дюйма за секунду. Для того чтобы увеличить скорость передачи импульса (поскольку, в конце концов, не годится, чтобы сигнал, посланный мозгом, достигал руки лишь через минуту), аксоны окружены оболочкой из миелина, препятствующей притоку и оттоку калия и натрия. Миелиновая оболочка не непрерывна — через определенные интервалы в ней есть разрывы, и нервный импульс перескакивает из одного «окна» в другое, за счет этого скорость передачи импульса возрастает.

Когда импульс достигает конца основной части тела аксона, его необходимо передать либо следующему нижележащему нейрону, либо, если речь идет о нейронах головного мозга, по многочисленным ответвлениям многим другим нейронам. Для такой передачи используется абсолютно иной процесс, нежели для передачи импульса вдоль аксона. Каждый нейрон отделен от своего соседа небольшой щелью, называемой синапсом. Потенциал действия не может перескочить через эту щель, поэтому нужно найти какой-то другой способ для передачи импульса следующему нейрону. В конце каждого отростка имеются крошечные мешочки, называющие (пресинаптическими) пузырьками, в каждом из которых находятся особые соединения — нейромедиаторы. При поступлении потенциала действия из этих пузырьков высвобождаются молекулы нейромедиаторов, пересекающие синапс и присоединяющиеся к специфичным молекулярным рецепторам на мембране нижележащих нейронов. При присоединении нейромедиатора равновесие на мембране нейрона нарушается. Сейчас мы рассмотрим, возникает ли при таком нарушении равновесия новый потенциал действия (нейрофизиологи продолжают искать ответ на этот важный вопрос до сих пор).

После того как нейромедиаторы передадут нервный импульс от одного нейрона на следующий, они могут просто диффундировать, или подвергнуться химическому расщеплению, или вернуться обратно в свои пузырьки (этот процесс нескладно называется обратным захватом). В конце XX века было сделано поразительное научное открытие — оказывается, лекарства, влияющие на выброс и обратный захват нейромедиаторов, могут коренным образом изменять психическое состояние человека. Прозак (Prozac*) и сходные с ним антидепрессанты блокируют обратный захват нейромедиатора серотонина. Складывается впечатление, что болезнь Паркинсона взаимосвязана с дефицитом нейромедиатора допамина в головном мозге. Исследователи, изучающие пограничные состояния в психиатрии, пытаются понять, как эти соединения влияют на человеческий рассудок.

По-прежнему нет ответа на фундаментальный вопрос о том, что же заставляет нейрон инициировать потенциал действия — выражаясь профессиональным языком нейрофизиологов, неясен механизм «запуска» нейрона. В этом отношении особенно интересны нейроны головного мозга, которые могут принимать нейромедиаторы, посланные тысячей соседей. Об обработке и интеграции этих импульсов почти ничего не известно, хотя над этой проблемой работают многие исследовательские группы. Нам известно лишь, что в нейроне осуществляется процесс интеграции поступающих импульсов и выносится решение, следует или нет инициировать потенциал действия и передавать импульс дальше. Этот фундаментальный процесс управляет функционированием всего головного мозга. Неудивительно, что эта величайшая загадка природы остается, по крайней мере сегодня, загадкой и для науки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *