Что такое нестандартная ситуация
Решение нестандартных ситуаций
Порой жизнь преподносит нам сюрпризы, когда их совсем не ждешь. Казалось бы, человек работает, о чем-то мечтает, строит планы на будущее, но в самый неподходящий момент может возникнуть ситуация, которая вызывает множество отрицательных эмоций, человек выбивается из привычной «колеи», начинают рушиться планы, человек теряется и не знает как ему быть. Такие нестандартные ситуации могут произойти в любой сфере нашей жизнедеятельности. К примеру:
Расписывать каждую сферу деятельности человека, где могут возникнуть нестандартные ситуации, будет весьма и весьма сложно. Каждая обладает своей отличительной чертой и требует индивидуального подхода при ее разрешении. В этой статье, в нескольких словах остановимся на нестандартных ситуациях при ведении бизнеса.
Что понимается под нестандартной ситуацией в бизнесе
Под названым термином на предприятии понимается возникновение любой ситуации, которая может образоваться в результате влияния на бизнес внешних и внутренних факторов, не позволяющих выполнять в полном объеме компанией своих функций.
К внешним факторам можно отнести:
Когда мы говорим о внутренних факторах, то к ним относятся;
Причины возникновения
Причин, в результате которых складывается в фирме нестандартная ситуация, требующая оперативного решения, может быть огромное количество. Среди них выделим несколько:
1. Форс-мажор. Сюда можно отнести различного рода катаклизмы и стихийные бедствия. Спрогнозировать возникновение таких ситуаций, практически не реально. Землетрясения и ураганы, резкое похолодание и наводнение, засуха, все это может оказать крайне отрицательное воздействие на полноценное ведение бизнеса. К форс-мажору можно отнести и террористические акты.
2. Случай. Не меньшего отрицательного воздействия на компанию оказывает и простой случай. Ни одно предприятие не застраховано от:
2.1 поломки оборудования или аварии на производстве;
2.2 партнер был признан в установленном законом порядке банкротом или несчастный случай, произошедший на производстве и т.д.
3. Противоборствующие тенденции. Войны и конфликты на межнациональной почве. В таких обстоятельствах может быть наложен запрет на импорт, экспорт продукции, что не позволит компании полноценно выполнять свои функции. Сюда же можно отнести и ситуации, когда два бизнес интереса сталкиваются между собой, конкуренция. При недобросовестной конкуренции может пострадать репутация компании, множество проверок, инициированных конкурентами, приведут к «торможению» в производстве и т.д.
4. Доля вероятности. Никто из бизнесменов не может заранее предугадать, какие могут наступить последствия в результате внедрения тех или иных инновационных технических изобретений, новых производственных процессов. В первую очередь это связано с временными рамками. Только спустя определенное время можно будет вести речь о положительном или отрицательном результате внедрения технологических новшеств.
5. Информация. Нестандартная ситуация может возникнуть, когда решение было принято не имея «на руках» полной и достоверной информации. К примеру, это может быть:
5.1 спрос на ту или иную продукцию;
5.2 какая конкуренция на рынке в данном направлении деятельности;
5.3 является или нет контрагент добросовестным;
5.4 платежеспособность со стороны партнеров;
5.5 стоимость на тот или иной товар, услугу;
5.6. курс валюты на мировом рынке и т.д.
6. Внутренние факторы. К таким факторам, в результате которых образуется нестандартная ситуация можно отнести нижеследующие:
6.1 компания ограничена финансовыми и материальными ресурсами, не хватает высококвалифицированных специалистов;
6.2 на предприятии имеет место избыток финансовых средств, оборотных капиталов;
6.3 должным образом не были осуществлено планирование и снабжение компании, имеются недочеты при ценообразовании и финансово-кредитной политике;
6.4 не проведена оценка трудовой мобильности на предприятии, не предусмотрено стимулирование сотрудников к выполнению своих обязанностей, нет профессиональны кадров, способных выполнять работу на высоком уровне качества;
6.5 не принималось во внимание состояние экологии и природной среды и многое-многое другое.
Напоследок
Как говорилось ранее, возникновение нестандартных ситуаций, чтобы минимизировать потери, требует оперативного решения проблемы. Бесспорно, заранее разработать различные механизмы, которые позволят избежать возникновения форс-мажорных ситуаций невозможно. При разработке механизмов, в первую очередь необходимо заострить внимание не на нахождении средств и методов, которые позволят не допустить причин появления нестандартной ситуации, а на учете рисков их образования и сведения появления таких ситуаций к минимуму. Если говорить простыми словами, то необходимо разработать такие методы, приемы и мероприятия, которые позволят, с большой долей вероятности спрогнозировать возможность форс-мажора. Для этого необходимо:
Далеко не все компании, в особенности это касается малого и среднего бизнеса, имеют в своем штате достаточное количество высококвалифицированных специалистов, готовых разработать стратегии и методы, мероприятия по решению нестандартных ситуаций.
Вам необходимо максимально быстро, с минимальными потерями решить возникшую нестандартную ситуацию? Обратитесь в нашу компанию, и мы обязательно окажем Вам всестороннюю помощь.
Нестандартные ситуации — это важный жизненный опыт, позволяющий двигаться вперед
Хороший помощник руководителя должен быть готов к любым сложностям и нестандартным ситуациям в работе, воспринимая их без негатива, но как возможность развития и профессионального роста. Именно так считают наши сегодняшние собеседницы.
— Приведите примеры заданий или распоряжений Вашего шефа, которые требовали креативного подхода. Расскажите о том, как Вы справились с поставленными задачами.
Екатерина Шелепова, помощник генерального директора ООО «Альфа СК»:
—Однажды у меня было задание вычислить рентабельность проекта. Помимо меня, участие в решении поставленной задачи принимали и другие коллеги. Необходимую информацию невозможно было получить нигде, даже в Интернете. Поэтому по совету одного нашего знакомого мы звонили в компании, которые специализировались в данной области и договаривались о собеседовании как соискатели. В Интернете можно было посмотреть, сколько стоят данные услуги, а при собеседовании узнать, что входит в обязанности того или иного специалиста, какое вознаграждение он получает за свою работу, как организован сам процесс в компании. Сведя воедино и другие показатели, можно было определить, насколько интересен тот или иной проект.
Татьяна Чебанова, помощник генерального директора ГК «СЛК-Моторс»:
— Организация совещания с представителями японской делегации в автопроме потребовала от меня креативного подхода и учета особенностей японской нации. В соответствии со всеми «тонкостями Востока» пришлось организовывать встречу, чтобы показать уважение и почтение, которое мы проявляем к японцам, дабы не обидеть их какими-то элементарными вещами, которые мы сами не замечаем.
— Знакома ли Вам ситуация: «Шеф меня озадачил, и я реально не знаю, что делать. »?
Екатерина Шелепова:
—Да, такие ситуации имели место. Например, когда готовилась документация к тендеру и требовалось заполнить документ, который, по сути, должен был оформлять инженер. Но не хватало времени на вызов данного специалиста в офис, поэтому мне была дана команда: «Подойди творчески к решению этого вопроса». Ничего не оставалось, как включить всю свою фантазию. Пара часов в Интернете на поиски информации, еще пара часов, чтобы вникнуть в суть данного документа, дальше ход сообразительности и находчивости и, как результат, выполненное задание. Даже если ты не специалист в какой-то области, но есть желание справиться и разобраться, если ты трудолюбив и в тебе есть хоть маленькое «зернышко» фантазии и смекалки — можно справиться и не с такими заданиями.
Татьяна Чебанова:
— Да, знакома. Управляющий директор нашей компании не всегда ставит четкие и понятные задачи. Он знает, что ему нужно выполнить определенную задачу, но не знает, кто полномочен и у кого есть для этого знания и опыт. Например, были даны поручения: сделать приказы по индивидуальным показателям сотрудников отдела продаж — кто и сколько машин должен продать, т. к. отсутствовал сам руководитель отдела продаж. И распределение количества необходимых для продаж автомобилей было поручено мне. Чтобы выполнить поручение, приходилось консультироваться со специалистами отдела продаж, с руководителями отделов продаж других дилерских центров, с импортерами, предоставляющими для нас автомобили.
— Приходилось ли Вам выходить за рамки основных обязанностей: «Как? Зачем? Почему?»
Екатерина Шелепова:
— Да, приходилось. К примеру, когда какой-то сотрудник заболевал или увольнялся, а замену вовремя не могли найти — приходилось выполнять некоторые их функции. С одной стороны, не буду отрицать, нагрузка была большая, с другой — можно узнать и научиться чему-то новому и тем самым показать, что ты заинтересован в благополучии компании, что ты сотрудник, на которого можно положиться в любой ситуации. Обычно такая готовность ценится руководителями. Главное — не позволять, чтобы потом сели тебе на шею.
Татьяна Чебанова:
— Да, приходилось по поручению руководителя. В мои должностные обязанности, например, входит выполнение служебных, а не личных поручений руководителя. Но частенько случалось бегать для моего руководителя в магазин за колготками.
— В каких случаях Вы обращаетесь за помощью к своим коллегам при выполнении заданий?
Екатерина Шелепова:
— Только в тех, когда необходимо получить информацию, которой владеет исключительно другой сотрудник, или необходима консультация в каком-то определенном направлении компании.
Татьяна Чебанова:
— К коллегам обращаюсь в основном за консультациями, когда нужно решить вопросы, требующие узко профилированных знаний: по бухгалтерии, казначейству, планово-экономическому отделу, кадровой службе, юридическому отделу. Для приема на работу секретаря таких знаний вроде бы и не требуется, но в процессе работы с этим постоянно сталкиваешься. Вот и становишься специалистом в разных областях, приходится вникать во все и сразу, чтобы достойно выполнять свои рабочие обязанности.
— Приходилось ли Вам, в свою очередь, выполнять функции других Ваших коллег? В связи с чем?
Екатерина Шелепова:
— Приходилось, когда объем работы был большой и некоторые просто не справлялись или же руководители считали, что я с тем или иным заданием могу справиться быстрее и качественнее. Если руководители могут на тебя положиться и доверить какие-то функции другого сотрудника, это может быть следующей ступенькой лестницы, ведущей к карьерному росту.
Татьяна Чебанова:
— Да, приходилось: замещала двух разных специалистов. Сначала помощника управляющего директора, затем другого сотрудника в связи с его семейными обстоятельствами и из-за болезни. Также замещала сотрудницу, ушедшую в отпуск, старшего специалиста по развитию персонала. Занималась организацией командировок и согласованием их с генеральным директором, а также организацией обучения. Объем работы был очень большой, но очень интересно выполнять новые функции и учиться чему-то новому.
Также в каждой организации есть, мягко говоря, не очень ответственные сотрудники. И зачастую приходится выполнять какие-то определенные их должностные обязанности, т. к., собственно, от этого зависит мой результат работы и я в дальнейшем буду отчитываться перед генеральным директором по данному вопросу. И спрос будет с меня. Как говорится, хочешь, чтобы было сделано хорошо — сделай это сам.
— Как Вы считаете, работа помощника руководителя большой компании — это прежде всего работа по строгому плану и в соответствии с должностными инструкциями или скорее готовность к необычным заданиям и нестандартным действиям?
Екатерина Шелепова:
— Однозначно готовность к необычным заданиям и нестандартным действиям. Ты помощник руководителя, а руководитель, в свою очередь, специалист широкого профиля. Поэтому интересные задания, нестандартные действия — неотъемлемая часть твоей работы. Что понадобится твоему начальнику в ту или иную минуту — невозможно предугадать и подготовиться к этому. А сами руководители зачастую не обделены фантазией и креативными идеями, и никакая должностная инструкция тебе не поможет — необходимо соответствовать своим руководителям и идти с ними нога в ногу.
Татьяна Чебанова:
— Безусловно, работа помощника руководителя большой компании — это необычные задания и нестандартные действия в совокупности с определенным строгим внутренним регламентом компании. Помощник должен знать и уметь все или знать тех, кто может найти ответы на возникшие вопросы. Помощник должен быть готов к личным непредсказуемым поручениям руководителя и быстро реагировать на них. В общем, должен быть правой рукой руководителя и должен вселять в своего начальника уверенность в том, что он действительно может на него положиться.
— Нестандартные ситуации в Вашей работе — это важный жизненный опыт или же случаи, которые поскорее хочется забыть?
Екатерина Шелепова:
— Конечно же, важный жизненный опыт закаляет, развивает способность быстро реагировать, решать возникшие вопросы. Такой опыт пригодится в любой сфере, в любой компании, в работе на любой должности. Помощник руководителя как раз такая должность, где ты должен быть тем, кем понадобишься для выполнения задания: бухгалтером, экономистом, юристом, организатором и т. д. Благодаря этим нестандартным ситуациям ты развиваешься. А развитие — необходимое условие для того, чтобы быть ценным специалистом.
Татьяна Чебанова:
— Я расцениваю все происходящее со мной, будь то хорошее или плохое, как очень полезный жизненный опыт. Делаю выводы, понимаю, как в будущем придется реагировать в похожих ситуациях, чтобы такого больше не повторялось или, наоборот, вошло в привычку. Так что нестандартные ситуации — это важный жизненный опыт, помогающий двигаться вперед!
— Какие навыки, знания, умения, опыт Вы приобрели благодаря различным сложностям и нестандартным ситуациям?
Екатерина Шелепова:
— Могу сказать, что это научило меня концентрироваться на поставленной задаче, а не паниковать в растерянности, когда не знаешь, что делать, быть более собранной и организованной. Также удалось приобрести знания в области юриспруденции, бухгалтерии, аналитики.
Татьяна Чебанова:
— Наверное, самое главное, чему я научилась благодаря различным сложностям и нестандартным ситуациям, это быть терпеливой. Непредсказуемые проблемы и сложности довольно часто нагоняют панику, особенно на молодых сотрудников, и мешают решать проблему в корне. Если ты хладнокровно относишься к лавине возникающих сложностей, ты сможешь спокойно и в порядке значимости избавиться от них, а не кидаться от одного дела к другому, в итоге не сделав ни одного.
— Какие рекомендации Вы можете дать коллегам относительно того, как действовать в нестандартных ситуациях?
Екатерина Шелепова:
— Сосредоточиться, не паниковать, ведь всегда под рукой Интернет, есть коллеги. С любым вопросом и поставленной задачей можно справиться, если не давать воли эмоциям. Не бояться пробовать и хоть что-то делать, а не опускать руки.
Татьяна Чебанова:
— Необходимо сосредоточить все свои умения и опыт на выполнении задания, проконсультироваться со знакомыми/коллегами, которые, возможно, сталкивались с подобным. Проработать все возможные выходы из нестандартной ситуации и выбрать наиболее подходящий вариант. Не паниковать и воспринимать это как жизненное препятствие и необходимый опыт.
Формирование умения решать нестандартные ситуации
Основная цель занятия – способствовать формированию умения решать нестандартные ситуации. Выбор темы занятия был продиктован переходом на новые государственные образовательные стандарты, в которых большое внимание уделяется формированию компетенций у обучающихся. А умение решать нестандартные ситуации является одной из общих компетенций.
Из главной цели вытекают следующие задачи:
– формирование положительного эмоционального фона,
– формирование умения самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,
– способствовать развитию нестандартного, творческого мышления,
– способствовать формированию умения видеть нестандартные ситуации, как в текстовом, так и в графическом формате,
– формирование умения быстро реагировать в нестандартной ситуации,
– способствовать воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, умению работать в команде,
– способствовать созданию ситуации успеха для участников.
Каждая часть занятия выполняет свою определенную роль:
1 часть – приветствие, знакомство, введение. На этом этапе устанавливается контакт с незнакомыми обучающимися, проводится упражнение на знакомство «Встаньте те, кто…», участникам объясняется в доступной форме выбор темы занятия и его значимость. Для мотивации участников приводятся примеры о связи темы занятия с профессиональной и повседневной деятельностью. На данном этапе были реализованы задачи формирования положительного эмоционального фона и воспитания чувства коллективизма, умения работать в команде.
2 часть – основная. На этом этапе были проведены упражнения «Нестандартные ситуации» и «Друдл». Это способствовало реализации следующих задач: формирование умения самостоятельно генерировать идеи и способствовать развитию нестандартного, творческого мышления. Для расширения возможностей участников были подобраны разные виды упражнений (графические и задачи ТРИЗ), что способствовало реализации задачи по формированию умения видеть нестандартные ситуации, как в текстовом, так и в графическом формате.
Работа проводилась в группах, соответственно задача по воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи и умению работать в команде также была актуальна на этом этапе.
Задача по формированию умения быстро реагировать в нестандартной ситуации выражалась в том, что участники были ограничены во времени при решении предложенных заданий.
3 часть – заключительная. Итогом работы участников стало общее коллективное творчество: создание из имеющихся материалов портрет человечка, который побывал на сегодняшнем занятии. Ребята успешно с ним справились. Человечки отразили позитивный настрой участников. На этом этапе были реализованы задачи по формированию умения самостоятельно генерировать идеи, по развитию нестандартного, творческого мышления, умению быстро реагировать и работать в команде.
На занятии работа выстроена с учетом личностно-ориентированного взаимодействия с участниками: выслушать мнение каждого желающего, поддержать их рассуждения, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них, реализую одну из задач.
Оборудование: проектор, ПК.
Организация пространства: 3 стола по 4 посадочных места за каждым.
Материал: бейджики, клей, цветная бумага, фломастеры (3 комплекта), ножницы, воздушный шарик (3 шт.), ручки (3 шт.), раздаточный материал, колокольчик, медали, конверты.
Ритуал приветствия, знакомство
Участники делятся на группы в соответствии с цветом бейждика.
Упражнение «Встаньте те, кто…»
Ведущий предлагает начать игру со слов: «Встаньте те, кто…..» Дальше можно называть любые действия, характеристики, детали одежды, цвета, которые характерны для данной группы участников. После этих слов, те участники, к которым это относится, встают со своих мест.
Введение
Тема нашей встречи «Эврика (Я нашел!)». А теперь немного истории. В свое время Архимед, принимая ванну, смог решить задачу, которая не поддавалась ему долгое время. Согласно легенде, Архимед выскочил на улицу с криком «Эврика!», т. е. «Нашёл!». И действительно в этот момент был открыт один из важнейших законов физики.
Каждому из вас хотя бы раз в жизни, а обычно гораздо чаще, попадаются ситуации, в которых необходима творческая смекалка.
Вариантов много, но всё сводится к одному: умение найти выход в необычной ситуации (причем часто очень быстро) становится неотъемлемым в нашей жизни. И этому, несомненно, надо учиться. В течение нашей встречи мы и попробуем находить выходы из нестандартных ситуаций. Тем более умение их решать является одной из компетенций. Напомню, что компетенция – это способность применять полученные знания в конкретной ситуации.
Поэтому цель нашей встречи способствовать формированию умения находить решения в нестандартных ситуациях.
Упражнение «Качества человека»
Ведущий предлагает студентам определить, какие качества необходимы человеку для успешного решения нестандартных ситуаций.
Упражнение «Нестандартные ситуации»
Ведущий предлагает участникам нестандартные ситуации. Необходимо предложить варианты выхода из них.
Ситуация №1. Необходимо измерить длину… ядовитой змеи. Но как это сделать неспециалисту без риска быть ужаленным? При этом, естественно, нельзя калечить животное.
Ситуация №2. Представьте себе, что вы стали главными редакторами журнала. Вам уже необходимо отдавать материалы в печать, а главная статья ещё не готова. Предложите варианты выхода из этой ситуации.
Ситуация №3. Представьте себе, что Вы уже закончили учиться, стали родителями и Ваш ребенок сутками сидит за компьютером. Предложите варианты выхода из этой ситуации.
Упражнение «Друдл»
Ведущий предлагает участникам нестандартные графические задания. Друдл — это рисунок, посмотрев на который невозможно точно сказать, что именно нарисовано. Надо привлечь воображение и смекалку, чтобы ответить на вопрос о значении рисунка. Что нарисовано?
Творческое задание «Портрет человека»
Задача участников из предложенных материалов (клей, цветная бумага, фломастеры, ножницы, воздушный шарик) создать портрет человека, который побывал на сегодняшнем занятии, отразив его настроение. Важно, чтобы в этом творческом процессе участвовал каждый, решение принималось совместно и были использованы все предоставленные материалы. Какое настроение выражают созданные человечки?
Поведение итогов занятия
Упражнение «Аплодисменты».
Участники аплодируют друг другу за хорошую работу.
Нестандартные ситуации
И напоследок рассмотрим другие ситуации, в которых может оказаться любой. Назовем их условно нестандартными, хотя это не совсем справедливо, ведь нападение хулигана или мошенничество тоже стандартной ситуацией назвать нельзя.
О том, как поступить, если ты заблудился в незнакомом городе или районе своего города.
О том, что делать, если тебя избили или ограбили.
Итак, заблудился в городе. Тут основных варианта два. Первый – более благоприятный. Это когда город твой, родной, просто именно в этом квартале (микрорайоне, стороне) ты никогда раньше не был. Так бывает: вроде бы уверен, что знаешь обратную дорогу, а не тут-то было: и дома какие-то одинаковые, и названий улиц не запомнил, и не можешь понять, где ты поворачивал…
Второй вариант сложнее. Это когда ты приехал в чужой город, где раньше никогда не был. Или был проездом. Например, приехали всей семьей к дальним родственникам. Пошли погулять по городу – и разошлись. Вот эта ситуация более серьезная. И требует немного иных вариантов решения.
Первый вариант. Ты заблудился в родном городе. Если у тебя есть телефон и ты знаешь свой адрес, найти дорогу – дело плевое. Спрашиваем у первого попавшегося прохожего, где находится такая-то улица, – и вперед да с песнями.
Не помнишь точного адреса? Вариант, прямо скажем, нетипичный, но будем считать, что вы недавно переехали. Тогда вспоминаем ориентиры. Название ближайшего к дому магазина. Или станции метро. Или другого заведения – почты, больницы, кафе, бассейна. Есть что-то подобное? Тогда алгоритм тот же: подходишь к любому вызывающему доверие прохожему, вежливо просишь помочь и спрашиваешь, как пройти к…
Прекрасным ориентиром может служить школа, в которой ты учишься. Номер школы ты наверняка знаешь? Тогда спроси, как добраться до школы. Ведь школы, как правило, выбирают по территориальному признаку. Проще – те, которые ближе к твоему дому. Уж от школы-то дорогу домой найдешь…
Если с мобильником все в порядке, просто звони папе и маме. Но перед этим обязательно выбери ориентир и выясни, на какой улице находишься. Вот эти сведения и нужно будет передать:
– Пап, я тут на Солнечной около десятого дома стою. Забери меня, а?
В принципе, если городок небольшой, можно запросто пройтись или проехаться на городском транспорте по всему городу. Увидел из окна знакомый вид – выходи на ближайшей остановке. Но способ этот затратный, то есть требует затрат времени и сил. Все-таки спросить дорогу куда разумнее.
А вот со вторым вариантом сложнее. Конечно, если тебе известен адрес родственников, к которым вы приехали, проблема разрешается проще. В таком случае действуй так, как мы говорили: подходи к любому прохожему, называй адрес и проси объяснить, как туда добраться. Как вариант – садись в такси. Уж таксисты-то город наверняка знают. При этом лучше сразу объяснить ситуацию, что ты заблудился и ищешь дом, где вы остановились.
Опять же при наличии мобильного телефона или хотя бы номера своих родных просто позвони и скажи, на какой улице и напротив какого дома ты стоишь. Названия улиц и номера домов можно узнать у прохожих.
А если ни адреса, ни телефона нет? Вот тут алгоритм сложнее.
Если ты гулял вместе с родней, а потом вы просто разошлись в разные стороны, вспоминай, где ты в последний раз видел своих. Потому что лучшее решение – вернуться на это место и просто ждать. Скучно, согласен, но зато это самый логичный вариант. Наверняка искать тебя будут именно там, где потеряли, а не там, куда тебя могло занести.
Вариант посложнее – это попытаться восстановить адрес по приметам. Опять же вспоминай, что ты видел около нового жилища. Магазин с ярким названием? Гаражи? Стройка? Может быть, какое-то предприятие? Офис известной фирмы? В небольшом или среднем городке по таким приметам найти конкретный дом будет несложно. Конечно, если ты будешь активно расспрашивать горожан.
На вокзале или большом рынке ситуация упрощается тем, что можно найти кабинет либо окошко с надписью «Информация», «Справочная» или «Администрация» и попросить дать объявление по громкой связи. От тебя потребуются только фамилия и имя да немножко терпения, чтобы подождать, пока к условленному месту подойдут родные.
И, конечно, стандартный совет – обратиться к ближайшему полицейскому. Розыск – это их прямая обязанность. Так что смелее – помогут обязательно!
Избили или ограбили. Чрезвычайная ситуация, но и такое случается в жизни. Пристают на улице, задирают, оскорбляют, бьют. Отбирают вещи, деньги. Лезут в карманы, потрошат сумку. Наконец уходят или убегают с твоим добром в руках.
Неприятно. Очень даже неприятно. Что делать?
Если тебя избила пьяная либо агрессивная компания, первая задача – выбраться в людное место. Дело в том, что агрессоры, в отличие от грабителей, могут вернуться в любую минуту и продолжить начатое. Так что:
• не делая резких движений, постарайся подняться на ноги;
• если встать не получается, так же осторожно пошевели ногами и руками, проверь, что ты можешь делать, а какие движения причиняют боль;
• постарайся достать мобильный телефон или другое средство связи и набрать номер полиции, скорой помощи и родных;
• сообщи, где ты находишься и что с тобой;
• можешь идти – первым делом уходи с места происшествия, стараясь добраться до любого людного места. Можешь зайти в ближайший магазин, кафе, учреждение и уже оттуда вызывай помощь;
• уходя, старайся избегать прямых маршрутов. Петляй и меняй направление движения. В то же время не забирайся в непроходные дворы или глухие переулки – они могут оказаться настоящей ловушкой;
• если идти не можешь (острая боль в ногах или спине, не слушается тело) – старайся не совершать резких движений, дождись первого попавшегося прохожего и дай сигнал, что ты нуждаешься в помощи, крикни: «Помогите!» – или помаши рукой;
• если ты лежишь на дороге, попытайся отползти на обочину, на освещенное место, чтобы тебя было видно;
• попробуй добраться до ближайшего жилого дома или заведения и любыми средствами постарайся обратить на себя внимание.
Как? Стучи в окна, двери, витрину. Ударь по колесу ближайшего авто – большинство машин снабжены сигнализацией, должно сработать. В крайнем случае брось в стекло любой попавшийся под руку предмет. Разобьешь стекло – ничего, в таких обстоятельствах и это – выход. Здоровье дороже. Главное, чтобы тебя заметили. Заметят – сразу же сообщи, что пострадал, и проси вызвать скорую.
При ограблении действуй немного иначе. Грабители редко жестоко избивают свою жертву – цель ограбления не в этом. Тот, кто забрал у тебя деньги и вещи, скорее всего, попытается скрыться. Действуй так:
• если телефон с собой, тотчас же звони в полицию с указанием адреса или хотя бы ориентиров места, где тебя ограбили;
• после звонка не покидай место происшествия, при этом старайся запомнить, куда направились грабители, их приметы, может быть, номер авто, если они скрылись на машине;
• постарайся не трогать вещи, на которых могли остаться отпечатки пальцев грабителей;
• если телефона нет или его отобрали, выясни точный адрес места происшествия (прочитай название улицы на ближайшем здании и отметь номер ближайшего строения) или запомни приметы этого места (дерево, третий столб от поворота и т. п.);
• обратись к первому же прохожему либо в первый же попавшийся жилой дом или другое здание, где могут быть люди, с просьбой вызвать полицию;
• если кто-то мог видеть сам грабеж, не стесняйся подойти к этому человеку и попросить его дождаться полиции: он может оказаться ценным свидетелем.
Ну и, конечно, попробуй на месте произвести ревизию, то есть проверить, что же у тебя на самом деле отобрали: сколько денег, какие вещи. Были ли на этих вещах особые приметы вроде царапин, надписей или чего-то, что позволило бы их распознать среди таких же вещей. Старайся припомнить любую мелочь, например пометки или оторванные уголки на денежных купюрах. Также постарайся вспомнить, не называли ли грабители друг друга по именам или кличкам, не упоминали ли какие-либо адреса или места в городе. Именно от твоей внимательности зачастую будет зависеть, найдут грабителей или нет.
Конечно, рассмотренными ситуациями опасности улицы отнюдь не ограничиваются. Однако если ты усвоил общий алгоритм действий в нестандартных ситуациях, то сориентируешься и в иных, которые мы с тобой не рассматривали. Главное – сохраняй самообладание и способность соображать. И еще всегда помни, что рядом есть другие люди, которые помогут. Нужно только разрешить себе помочь. Обратиться. Попросить. Дать знак.
Но при этом рассчитывай только на свои силы.
А теперь пора перейти к следующей теме – теме выживания в школе. Где выжить порой ничуть не проще, чем на городских улицах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как разрешать конфликтные ситуации?
Как разрешать конфликтные ситуации? Конфликтов лучше всего вообще избегать. Если же вспышка возникла, нужно иметь мудрость опомниться и погасить ее как можно скорее. Одна моя очень мудрая подруга как-то сказала, что выяснение отношений с мужем должно длиться никак не
Ситуации, когда пустышку использовать нежелательно
Ситуации, когда пустышку использовать нежелательно • В первые 3–4 недели жизни крохи, пока не установится режим кормления. В это время навык сосания еще слабо отработан, и малышу сначала необходимо привыкнуть к маминой груди, а потом к соске. Дело в том, что детям
Сложные ситуации (с детьми от 2 до 7 лет)
Сложные ситуации (с детьми от 2 до 7 лет) 1. Ребенок закатывает истерики.2. Ребенок много капризничает.3. Ребенок требует купить ему что-то.4. Ребенок чего-то боится.5. Ребенок сквернословит.6. Ребенок дерется.7. Ребенок ведет себя нетактично.8. Ребенок не ложится спать.9. Ребенок
Сложные ситуации
Сложные ситуации Когда ваш ребенок делает что-то «не так», иногда очень сложно разобраться с ходу, как на это реагировать. Но оставлять решение на потом никак нельзя: ведь от того, как вы отреагируете, будет зависеть, повторится ли такая ситуация вновь или нет.Как это не
78. Разберитесь в сложившейся ситуации
78. Разберитесь в сложившейся ситуации Вовремя распознать нарушения сна у ребенка, а затем найти эффективное решение этой проблемы – задача не из простых. От родителей это требует упорства, а от ребенка – старания. Мужества родителям не занимать, раз они готовы спокойно
Воспитательный «рычаг управления» ребенком в опасной ситуации
Воспитательный «рычаг управления» ребенком в опасной ситуации Ваш ходунок тянется к ручке сковороды, стоящей на включенной плите. Замените окрик «Нельзя!» на «Постой!». Как только ребенок приостановится, сразу же поясните: «Бо-бо». Крепко взяв исследующую ручонку в свою
Реальные ситуации ночной жизни
Реальные ситуации ночной жизни Вот жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в приходящих к нам письмах, в своей радиопрограмме «Спросите о своем ребенке», а также в собственной консультационной практике. Мы также пережили большую часть этих ситуаций
18 Особые ситуации
18 Особые ситуации За годы консультирования семей мы пришли к признанию феномена, который мы называем концепцией уровня потребностей: если дать им правильный совет и поддержку, родители способны привести свой уровень заботы в соответствие с уровнем потребностей ребенка.
Глава 8 Большие надежды, особые обстоятельства и непредвиденные ситуации
Глава 8 Большие надежды, особые обстоятельства и непредвиденные ситуации Масштабные бедствия и кризисы помогают нам узнать, насколько мощнее наши жизненные ресурсы, чем мы привыкли думать. Уильям Джеймс Радужные планы Планируя семью, все мы, разумеется, рассчитываем на
Трудные ситуации
Трудные ситуации Если кто-то из учеников монополизирует обсуждение, предоставьте ему возможность высказаться, а затем мягко вмешайтесь и/или поговорите наедине после собрания. Предложите ему ограничиться тремя выступлениями за собрание. Если кто-то из учеников