Что такое невербальная коммуникация каковы ее основные функции
Невербальная коммуникация: роли, функции, каналы
Роль невербальной коммуникации
В реальности коммуникация представляет собой намного больше, чем то, что мы говорим. Слова – это лишь малая часть нашего межличностного общения.
Научные исследования показывают, что 55% всей информации во время презентации мы получаем при помощи телодвижений: контакта глазами, жестов, положения в пространстве, поз; тоном голоса передается 38% информации и только 7% передается содержанием речи.
Именно поэтому важно не только то, что именно мы говорим, но и то, как мы говорим. К примеру, учащихся специально обучают в школах актерского мастерства правильно передавать информацию не только своими словами, но и телодвижениями, голосом. При помощи невербальной коммуникации информацию можно считывать со своего собеседника непосредственно.
Еще Ф. Шиллер писал: «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле – приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно».
Самым ранним периодом изучения невербального общения являются трактаты по ораторскому искусству.
По невербальному поведению человека можно понять очень многое, если правильно наблюдать и практически ничего, если не знать, на что именно необходимо обращать свое внимание.
Мимика, позы, интонационные характеристики речи, пантомимика содержат в себе огромное количество информации о человеке. К тому же невербальный язык интернационален: у многих народов все основные эмоции воспринимаются и выражаются практически одинаково. Невербальное поведение человека является очень информативным из-за высокой степени его достоверности. Известно, что оно практически не осознается человеком и его нельзя целиком контролировать. Конечно, какие-то позы, жесты можно сымитировать, но есть большое количество поведенческих признаков, которые сознательному контролю не поддаются, поэтому, их невозможно фальсифицировать никоим образом.
К таким признакам можно отнести признаки, которые основаны на функционировании вегетативной нервной системы (потоотделение, побледнение и покраснение кожных покровов, изменение дыхания (оно может быть редким или частым, поверхностным или глубоким и т.п.), изменения в тонусе мускулатуры человека (тело может напрячься непроизвольно), покашливание, глотательные движения). По невербальным признакам именно поэтому можно судить о ложности или истинности предоставляемой собеседником информации. По данным признакам можно судить насколько соответствуют действительности сказанные слова. Зачастую тон голоса или непроизвольный жест намного правдивее, чем произнесенные слова.
Психологические механизмы невербальной коммуникации активно изучаются в настоящее время. Поведение человека является единой биосоциальной системой, поэтому имеется связь между психикой и поведением человека. Мысль о единстве поведения человека и психики занимает центральное место в работах ведущих ученых.
Невербальное поведение неотделимо от личности. Использование невербального поведения как инструмента познания другого человека возможно потому, что оно выступает частью мира этой личности.
Основы изучения невербального поведения заложены в работах русского выдающегося ученого И. М. Сеченова. Изучением невербального поведения занимались также такие знаменитые ученые, как В. Райх, Ч. Дарвин, П. Экмап, Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бердвистелл, и другие. Конкретные методы анализа отражены в работах популярных в настоящее время ученых А. Пиза, Г. Калеро, Д. Пиренберга и других.
Вербальная и невербальная коммуникации дополняют друг друга и существуют в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:
Таким образом, можно сделать вывод, что знания только вербального общения недостаточно, нам нужно знать и осознавать некоторые невербальные признаки, особенно в эпоху глобализации, когда происходит взаимодействие и обмен культурами и обычаями. Мы должны помнить о культурных различиях при использовании или интерпретации невербальных знаков. Например, рукопожатие, которое широко принято в западных культурах как приветствие или подтверждение деловой сделки, не может быть принято в других культурах и может вызвать путаницу. Хотя прямой контакт глазами приемлем в западной культуре (что свидетельствует о нашей уверенности), но это может быть неприемлемым в некоторых других частях мира, как в японской культуре.
Функции невербальной коммуникации
В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и В. Н. Куницына выделяют ряд функций невербального поведения:
1. Невербальное поведение предоставляет информацию о личности собеседника. Сведения о:
темпераменте человека;
2. Оно отражает отношение друг к другу участников процесса коммуникации:
3. Оно отражает информацию об отношении участников процесса коммуникации к самой ситуации, которая позволяет им регулировать взаимодействие. Она также свидетельствует о включенности в эту ситуацию (спокойствие, комфортность, интерес) или желании выйти из данной ситуации (нетерпение, нервозность).
Каналы невербальной коммуникации
Рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации (таблица 1). Невербальное взаимодействие происходит при помощи различных каналов:
Функции и задачи невербальной коммуникации — Концепция и функции невербальной коммуникации
Способность к общению является одним из величайших, если не самым важным, достижений человека в процессе эволюции. Каждый человек должен постоянно учиться общаться, постоянно обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствуя навыки и развивая свои коммуникативные способности на протяжении всей жизни. Понимание законов общения и освоение его приемов, мощный потенциал родного языка, умение убеждать и позитивно влиять на других людей, справляться с конфликтными ситуациями, приносит практическую пользу во всех сферах жизни, помогает в бизнесе, ведет к успеху.
Общение — это социально-психологическое явление, охватывающее все богатство различных духовных и материальных форм человеческой деятельности и являющееся насущной необходимостью. Слово «общество» происходит от латинского communis, что означает «компания, община, вместе». Для того чтобы обменяться информацией с кем-то, мы должны сначала войти в контакт, в общение, а затем попытаться прийти к общему пониманию в процессе совместной деятельности.
Коммуникация — это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Концепция и функции невербальной коммуникации
В структуре коммуникации выделяются два основных канала: вербальный (вербальный, вербальный) и невербальный (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи и постоянному взаимодействию этих каналов связи. Таким образом, эффективность социально-психологического взаимодействия зависит не только от точного понимания собеседником произнесенных слов и их интонации, но и в значительной степени от умения «прочитать» невербально переданные сообщения.
Невербальное общение — это коммуникативное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или воздействие на другого через образы, интонации, жесты, мимику, изменение мизансценического общения), т.е. без языковых и языковых инструментов, представленных в прямой или знаковой форме. Инструментом такой «коммуникации» становится человеческое тело, обладающее широким спектром средств и способов передачи информации или обмена ею, включая все формы человеческого самовыражения. Обычным рабочим термином, используемым среди людей, является невербализм или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов необходима для эффективной коммуникации.
Таким образом, в общении, помимо речевой составляющей (язык, звуковые явления, выразительные качества голоса), значительную роль играет невербальный язык, который имеет свои закономерности выражения, которые используются в определенных условиях и имеют определенное значение, установленное длительным периодом эволюции. Какой из каналов связи имеет приоритет, ученые уже определили. Альберт Мехрабьен обнаружил, что в общении 7% информации передается устно (только слова); 38% информации передается звуковыми средствами (включая тембр и интонацию голоса, силу тона), а 55% являются невербальными средствами информации. К таким же выводам пришел профессор Бердвиссл, который отметил, что вербальное общение в разговоре занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальными средствами: чистая информация передается по вербальному каналу, а через невербальное — отношение к партнеру по общению. Слова древнегреческого философа Публия лишь еще раз подтверждают выводы современных ученых: «Мы говорим своим голосом, мы говорим всем телом». «
Успех любого социального и психологического взаимодействия, особенно делового общения, зависит от умения установить доверительный контакт с собеседником, и этот контакт зависит не столько от того, что говорит человек, сколько от того, как он держит себя в руках. Понимание невербальных средств в общении, или «языка тела», позволяет нам более точно определить позицию собеседника в общении, потому что, читая жесты, мы осуществляем обратную связь.
Несущественный язык общения имеет ряд преимуществ, так как позволяет:
Невербальные средства связи
Восточная мудрость гласит: «Слушайте, что говорят люди, но понимайте, что они чувствуют». Взаимопониманию способствует не только грамотная речь и эффективное прослушивание, но и «чтение» репертуара высказываний собеседника, т.е. то, что называется языком тела («язык тела»). Невербальная коммуникация — это не только обмен выразительными посланиями между людьми, но и их интерпретация. Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, обнаружение такой информации в процессе общения может вооружить его участников информацией о морально-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, мыслях и чувствах, намерениях и ожиданиях, переживаниях, степени решительности.
Рефлексивная природа большинства человеческих реакций не позволяет им полностью контролировать собственные жесты, осанку и мимику. Многие люди редко задумываются о своих передвижениях во время разговора. Поэтому, когда их мысли и слова не совпадают, это отдают их глаза и жесты: это места потери информации.
Полученные визуальные сообщения основываются на внешнем виде говорящего — выражении лица, осанке, жестикуляциях — и указывают на душевное состояние. Для понимания этого языка необходимо освоить различные средства невербального выражения эмоций и уметь правильно и адекватно их интерпретировать.
Невербальная коммуникация обычно происходит в сочетании с вербальной коммуникацией и всегда как часть ситуации, передающей контекст. Когда мы говорим, что невербальные сообщения интерпретируются как значимые, мы имеем в виду, что люди действуют так, как будто у них есть конкретное намерение, даже если они неосознанно или невольно подают невербальные сигналы (когда кто-то шлёпает ладонью по столу и громко говорит «Баста!», мы интерпретируем громкость их голоса и эффект как сознательно подчеркивающие смысл того, что они говорят). Помимо движений и голоса, сопровождающих речь, невербальная коммуникация включает в себя сообщения, передаваемые через организацию физического пространства вокруг нас, предпочтения в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовой гамме внутренних помещений. Умение «читать» невербальные подсказки позволяет нам распознавать трудности разговора и отношений, а также заново сортировать себя в разговорном процессе.
Наиболее важной особенностью невербальной коммуникации является то, что она включает в себя различные сенсорные системы: Зрение, слух, прикосновение, вкус, запах.
Невербальное общение включает кинесику и пантомиму (внешность, мимика, жесты, осанка, движения тела); тактику (рукопожатие, ласкание, поцелуи); реакции кожи (покраснение, бледность, пятна на коже, потливость); Паралингвистика, экстерлингвистика (темп, тембр, дикция, артикуляция, паузы, паразитические слова); проксемика — пространственно-временная организация коммуникации (табличные позиции, расстояние) и обонятельная система, включающая приятные и неприятные запахи окружающей среды.
Невербальное общение
Невербальная коммуникация — это обмен невербальными посланиями между людьми и их интерпретация.
Информация через невербальное общение передается посредством жестов, мимики, пантомимы, прикосновений, движений тела, зрительного контакта и дизайна коммуникационной среды.
Функции невербальной коммуникации
Средства невербального общения способствуют тому, что люди ориентируются в различных социальных ситуациях, а также регулируют свое поведение, понимают друг друга, воспринимают социальные нормы.
С помощью невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному человеку, объекту, а также о психологическом климате в команде.
Важной функцией невербальной коммуникации является обмен информацией об индивидуальных особенностях между субъектами коммуникации, например, самооценка, темперамент, коммуникабельность и т.д.
Основные функции невербализма:
Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:
Успешное общение зависит от способности установить доверительный контакт с собеседниками. Этот контакт зависит не только от способности человека говорить, но и от способности контролировать себя во время общения.
Задачи невербальной коммуникации
В ситуации общения собеседники решают следующие задачи, используя невербальные средства коммуникации:
Невербальные средства связи и направления невербализма
Невербализм включает кинесику, тактику, проксемику, паралингвистику и экстерлингвистику. Давайте проанализируем эти понятия более подробно.
Кинезика (от греческого kinesis — движение) — это наука о движении человеческого тела, которая включает в себя мимику, жесты, зрительный контакт, изменения осанки. В кинесике проводится различие между цифровыми (слова) и аналоговыми (язык тела) сигналами. Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт и мимика.
Зрительный контакт тесно связан с вербальным общением, он характеризуется тем, как собеседники смотрят друг на друга во время общения, а также длительностью взгляда. Глаза играют особую роль через мимикрию. Сигналом восхищения может быть более длительный зрительный контакт, страх означает короткий контакт. Зрительный контакт можно использовать для начала разговора, для сигнала о необходимости начать разговор или для сигнала об окончании утверждения.
Таким образом, поддерживая зрительный контакт, вы можете определить, интересует ли другого человека тема разговора, обращает ли он внимание на другого человека, вызывает ли разговор какие-то чувства.
Выражение лица или выражение лица — это организация мышц лица, которая передает эмоциональное состояние человека или его реакцию на сообщение. Когда используются выражения лица, общение становится эмоциональным. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз и другие выражения.
Не менее важным внешним проявлением внутреннего эмоционального и психического состояния являются жесты. Под жестами мы понимаем движения пальцев, рук, ног, головы, которые используются в повествовании чего-то, чтобы привлечь внимание собеседника. Эксперты различают 5 видов жестов: адаптеры, иллюстраторы, символы, регуляторы.
Такешика — наука о прикосновении. К ним относятся — рукопожатие, ласкание, прикосновение, объятия, поцелуи и т.д. Тактильный контакт возможен в определенных случаях и используется по разным причинам, разными способами и в разных местах. Например, рукопожатие используется в дружеском или деловом общении, а поцелуй — при встрече с долгожданным любимым человеком.
Близость — наука о взаимном позиционировании собеседников в пространстве. Наука изучает дистанцию между собеседниками, позиции, организацию пространства в общении.
Расстояние — это расстояние, которое собеседники держат друг от друга на расстоянии. Существует четыре типа расстояний: интимные, личные, социальные, общественные. Кроме того, важное значение имеет пространственное положение партнеров. Например, занятое место за столом становится важным. Исследователи различают 4 вида сидения:
Кооператив подразумевает сотрудничество, совместное поведение необходимо для взаимодействия с собеседником, для понимания действий и намерений другого, необходимо сидеть бок о бок.
Угловое положение способствует постоянному зрительному контакту и создает условия для жестов, позволяющих осуществлять взаимное наблюдение. Однако, угол стола является препятствием.
Независимая позиция (диагональ) характерна для людей, которые не хотят взаимодействовать. Эта позиция указывает на отсутствие интереса и желания быть замеченным другими людьми, например, на семинаре в университете, на встрече.
Конкурентно-оборонительная позиция (собеседники сидят напротив друг друга) создает атмосферу соперничества, стол между ними — своеобразный барьер.
Паралингвистика и экстерлингвистика связаны с человеческим голосом. Невербальные аспекты речи, такие как тембр, темп речи, интонация, манера говорить, громкость, артикуляция, дают важную информацию, передают определенные послания.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Роль невербальной коммуникации в общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Невербальная коммуникация
Каждый человек ежедневно вступает в межличностное взаимодействие при различных обстоятельствах. При взаимодействии решаются определенные коммуникативные задачи, их осуществление зависит от успешности коммуникации.
Личностное и профессиональное развитие человека, его взаимодействие с социумом невозможно без общения. В процессе взаимодействия большую роль играет не только вербальное, но и невербальное общение. Проблема невербальной коммуникации до сих пор остается открытой, так как недостаточно изучена. Однако известно, что невербальная коммуникация позволяет получить 70% информации, в то время как вербальная лишь 30%.
Мимика и жесты, как средства невербальной коммуникации являются одними из универсальных визуальных систем. При межличностном взаимодействии разворачивается познание одной личности другой, проявляется отношение друг к другу. Передача информации посредством невербальных средств происходит одновременно с вербальной передачей, усиливая, дополняя при этом смысл сказанных слов. В ходе межличностной коммуникации невербальное общение осуществляется при помощи мимики, жестов, прикосновений, дистанции, визуального контакта, темпа и интонации речи.
Невербальная коммуникация – это общение без помощи слов, возникающее бессознательно и дополняющее словесное общение.
При помощи невербалики люди:
Невербальные знаки
Основной функцией невербального общения является передача информации. С этой точки зрения выделяют:
Значимость невербальных средств в коммуникации
Невербальное общение включает 5 подсистем:
Готовые работы на аналогичную тему
В общении очень важна мимическая сторона, выражающая эмоциональное состояние собеседников во время общения.
Мимика – это внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в координировании движений мышц лица.
Движения лицевых мышц, их сочетание позволяет выразить эмоциональное состояние и понять состояние собеседника.
При помощи жестов человек активизирует обратную связь, увеличивает ее интенсивность или завершает общение. Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта передаются точные сигналы межличностной коммуникации. Направленность взгляда собеседника указывает на направленность его внимания и дает обратную связь. Несомненно, важным является тембр, темп речи, включение в речь пауз, изменение интонации.
При межличностной коммуникации необходимо учитывать совокупность невербальных средств для правильной интерпретации коммуникаций, а также окружающую обстановку.
Психологи считают, что невербалика является важным условием эффективного общения, ибо:
Факторы, оказывающие влияние на невербальные средства коммуникации
Невербальные средства целесообразно интерпретировать в комплексе, поскольку по отдельности есть риск ошибочного истолкования поведения собеседника. Например, добродушные люди, могут вести себя агрессивно в целях самозащиты, так как когда-то получили негативный опыт. Однако есть и противоположная ситуация, когда агрессивные люди могут примерить маску добродушия, вводя окружающих в заблуждение.
На формирование языка тела влияют определенные обстоятельства:
Не существует единой системы оценивания языка тела, однако некоторые элементы являются универсальными и интерпретируются людьми однозначно.
Умение расположить к себе собеседника
Психологи рекомендуют применять средства невербального общения в межличностной коммуникации, отрабатывая комплексы жестов, придающих правдоподобность, демонстрирующих уверенность и искренность.
В процессе общения с партнером желательно держаться на определенном расстоянии, соблюдая личную дистанцию. Соблюдение расстояние необходимо для того, чтобы было возможно проследить за мимикой, позой, телодвижениями собеседника.
Для расположения собеседника необходимо использовать приемы отзеркаливания. Суть приемов заключается в сознательном отражении поведения собеседника – использование схожих жестов, интонаций, эмоций, ритма речи, поз. Этот прием воздействует на собеседника на подсознательном уровне, если умело завуалирован.
Успех взаимодействия с другими людьми зависит от умения вживаться в играемую роль.
Таким образом, кинесика (наука о языке тела) является незаменимым товарищем учителям и преподавателям. Например, студент на экзамене не может сказать ни слова по своему билету, но говорит, что учил, просто перенервничал, а преподаватель сразу отправляет его на пересдачу. В государственных делах язык тела играет важнейшую роль на уровне политики. К примеру, государственный деятель может говорить о чем-либо нецелесообразном, однако подкрепляя сказанное верными жестами, и это воспринимается слушателями как правда, истина. Следует отметить, что деятелей государственного аппарата специально обучают риторике, телодвижениям.
Научиться читать человека можно посредством книг, фильмов, сериалов, тренингов, видео-уроков. Например, кинесика стала популярной в киноиндустрии: сериалы «Обмани меня», «Менталист» и т.д.
Функции невербального общения
Функции невербального общения
Невербальное общение – обмен информацией между собеседниками при помощи мимики, жестов, поз, взгляда, интонации и др. без использования языковых средств выражения. Невербальный язык иначе называют «язык тела». Невербальные коды либо дополняют информацию и выражают эмоции собеседников, либо заменяют речь. Специалисты утверждают, что для более результативного общения необходимо обладать навыками распознавания и интерпретации невербальных сигналов. Иногда мы даже не осознаем, какое сильное эмоциональное влияние мы оказываем на собеседника своими жестами, взглядами, мимикой и т.д.
Функции невербального общения:
Владея знаниями функций невербального языка, поможет человеку контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Это, несомненно, важно так, как «язык тела» выражает наше подсознание, и люди доверяют больше невербальным средствам, а не речевым. Приглядываясь к невербальным знакам, мы увидим то, чего собеседник нам не выразил словами.
Факторы, влияющие на невербальные знаки
Наше тело гораздо быстрее выражает наши чувства и эмоции, чем речь. Невербальные сигналы передают большой поток информации и упрощают понимание между говорящими.
Специалисты выделяют следующие каналы восприятия невербальных сигналов:
Невербальная речь может подтверждать или опровергать речь говорящего. Если невербальные знаки подтверждают слова, то сказанное усиливает свое воздействие на собеседника. Если же жесты не соответствуют словам, то доверять следует больше невербальным сигналам, нежели вербальным.
Если ваш собеседник неосознанно копирует ваши позы и движения, значит он вас слушает и открыт к взаимной беседе. Эффективность разговора зависит не только от вербальной речи, но и от невербальных знаков. Поэтому деловому человеку просто необходимо уметь распознавать невербальные сигналы.