Что такое невербальная память

Что такое невербальная память

Термин «амнезия» характеризует состояния, при которых пациент полностью или частично утрачивает способность усваивать новую информацию или использовать информацию, полученную ранее. Амнезия (нарушение памяти, дисфункция памяти, дисмнезия) — весьма распространенный синдром, вызванный поражением теленцефалона или диэнцефалона. Именно жалобы на нарушения памяти пациенты предъявляют наиболее часто. Дисмнезию можно выявить у многих амбулаторных пациентов и у пациентов, находящихся на стационарном лечении.

Амнезия является наиболее значимым проявлением многих часто встречающихся неврологических расстройств, в том числе прогрессирующих деменций, например, болезни Альцгей-мера. Жалобы на нарушение памяти требуют пристального внимания врача, т. к. они могут быть наиболее ранним проявлением неврологического заболевания.

Диагностика и адекватное лечение нарушений памяти имеют большое значение. Однако существенной клинической проблемой является то, что (1) большинство распространенных неврологических заболеваний встречается у пожилых людей, и (2) снижение памяти в определенной степени является следствием процесса старения. В результате зачастую сложно различить, когда нарушение памяти связано с пожилым возрастом пациента, а когда является симптомом неврологического заболевания. Жалобы на нарушение памяти часто встречаются при психических нарушениях, и это является еще одной причиной, затрудняющей диагностику. Дифференциальный диагноз часто требует проведения нейропсихологического тестирования.

Что такое невербальная память. Смотреть фото Что такое невербальная память. Смотреть картинку Что такое невербальная память. Картинка про Что такое невербальная память. Фото Что такое невербальная память

Виды памяти и структуры мозга, имеющие отношение к запоминанию.

Существует несколько фундаментальных различий между различными видами памяти, каждый из которых связан с определенными структурами нервной системы. А Антероградная и ретроградная память

Антероградная память характеризует способность усваивать новую информацию, т. е. приобретать новые знания, навыки и т. п. Антероградная память тесно связана с медиальными структурами в височной доле, особенно с гиппокампом и прилегающими к нему образованиями, включая миндалину и другие части парагиппокампальной извилины.

Ретроградная память характеризует способность к извлечению информации, полученной недавно или в отдаленном прошлом. Этот вид памяти связан с зонами височной доли, не относящимися к ее медиальным отделам, включая полюс (поле Бродманна 38), нижне-височную область (поля Бродманна 20, 21 и 36) и затылочно-височную область (поле Бродманна 37 и вентральные части полей 18 и 19). Автобиографическая память — особая форма ретроградной памяти, имеющая отношение к информации о прошлом; анатомически связана, главным образом, с передними отделами височных долей, не относящимися к медиальным структурам.

Вербальная и невербальная память.

Информация может быть разделена на вербальную, т. е. слова (в письменной или устной форме), а также собственные имена; и невербальную, т. е. лица, географические маршруты, сложные музыкальные произведения и т. д. Эта классификация имеет большое практическое значение, т. к. структуры, связанные с запоминанием, в каждом из двух полушарий головного мозга человека специализируются на усвоении либо вербальной, либо невербальной информации. А именно, структуры левого полушария предназначены для обработки преимущественно вербальной информации, а правого — преимущественно невербальной. Это разделение соответствует общему разделению функций головного мозга человека, согласно которому левое полушарие специализируется на деятельности, связанной с формированием и усвоением речи, а правое полушарие — на осмыслении и концептуализации зрительных образов и пространственных взаимоотношений. Подобным образом реализуется функционирование полушарий головного мозга практически у всех правшей и почти у 2/3 левшей (у остальных левшей латерализация функции полушарий головного мозга может быть частично или полностью изменена). С Декларативная и недекларативная память

Декларативная память (также обозначаемая термином «детальная память») имеет отношение к информации, которая может быть произвольно извлечена для осознанной проверки. Декларативная память оперирует событиями, словами, наименованиями, образами, которые могут быть извлечены из памяти, размещены перед «мысленным взором», и о которых можно сообщить окружающим. Декларативная память тесно связана с функционированием гиппокампа и других мезиальных структур височной доли.

Недекларативная память (также обозначаемая термином «скрытая память») относится к различным формам памяти, которые не могут быть произвольно представлены «перед мысленным взором». Примерами могут служить сенсомоторные навыки, непроизвольные действия, выработанные в результате тренировок, и некоторые привычки. Катание на коньках и на лыжах, например, основаны на моторных навыках, являющихся разновидностями недекларативной памяти. Структурами головного мозга, участвующими в функционировании недекларативной памяти, являются неостриатум, мозжечок и сенсомоторные зоны коры.

Кратковременная и долговременная память

Кратковременная память. Этот термин используется для обозначения короткого промежутка времени (от 0 до 45 секунд), в течение которого определенный ограниченный объем информации может удерживаться в восприятии без повторения. Кратковременная память (также обозначаемая термином «первичная память») не имеет отношения к гиппокампу и другим структурам височной доли, однако тесно связана с функциями внимания и концентрации.

Долговременная память. Этот термин имеет отношение к памяти, охватывающей длительный промежуток времени, выходящий за пределы кратковременной памяти. Механизмы долговременной памяти обеспечивают сохранение информации в течение дней, лет и даже десятилетий в относительно неизменном виде. Долговременная память (также обозначаемая термином «вторичная память») может быть разделена на недавнюю (последние несколько недель или месяцев) и отдаленную (годы и десятилетия тому назад). В отличие от кратковременной памяти, объем долговременной памяти не имеет ограничений, причем информация может сохраняться неопределенно долго. Медиальные височные структуры, включая гиппокамп, необходимы для помещения информации в долговременную память, прочие структуры височной доли и других отделов мозга необходимы для извлечения знаний из долговременной памяти.

Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени. Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме. В качестве примера работы оперативной памяти рассмотрим процесс записи на видеомагнитофон телевизионной передачи. Сначала необходимо уточнить с помощью телепрограммы телевизионный канал и время начала передачи. Затем необходимо запрограммировать видеомагнитофон, удерживая в оперативной памяти всю информацию о программе, в то же время пользуясь хранящимися в памяти сведениями, необходимыми для работы с видеомагнитофоном.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Источник

Методика развития вербальной памяти у взрослых и детей

Вербальная и невербальная память — в чем различия двух видов? Как ее развить? Итак, в психологии под вербальной памятью понимают способности людей запоминать поступающую информацию, которая предоставляется в словесной форме. С помощью вербальной памяти мы можем оперативно запоминать новости, выделять тезисы из докладов, учить стихи, проговаривая их вслух.

Что такое невербальная память. Смотреть фото Что такое невербальная память. Смотреть картинку Что такое невербальная память. Картинка про Что такое невербальная память. Фото Что такое невербальная память

Благодаря навыкам вербальной механической памяти человек сможет усвоить большое количество важной информации. Ее развитие важно для людей любого возраста. Но тренировать навыки стоит уже дошкольникам и младшим школьникам. Впоследствии она понадобится для подготовки к экзаменам и в запоминании материала.

Для начала определимся с различиями.

Невербальная память отвечает за запоминание зрительных образов. Вербальная — за текстовую информацию. Ответственным за эти навыки является левое полушарие головного мозга. И чтобы ее развить необходимо уделить внимание упражнениям, которые улучшают его работу. Например. расширять словарный запас. Ведь вербальная память неотделима от вербального интеллекта. Соответственно, чем больше слов будет знать человек, тем лучше он будет запоминать тексты.

Но перед тем, как переходить к действиям, как определить уровень памяти? Наиболее простой способ: сторонний человек зачитывает испытуемому список, который состоит из 15 слов. Слова не связаны друг с другом. Испытуемый должен повторить все слова, которые услышал и запомнил. Средние показатели повтора слов после первого прослушивания — 7 слов. После того, как список будет повторен еще трижды — среднестатистический человек запоминает от 12 слов до всех.

Если после такого теста ваши показатели отличаются в худшую сторону — самое время подумать об упражнениях. Учите стихи, повторяйте только что услышанные новости. Читайте короткие рассказы и старайтесь пересказать их максимально точно. Уже через несколько недель регулярных тренировок вы почувствуете первые улучшения.

Источник

Вербальная память

Что такое невербальная память. Смотреть фото Что такое невербальная память. Смотреть картинку Что такое невербальная память. Картинка про Что такое невербальная память. Фото Что такое невербальная память

Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать любую текстовую информацию. Как правило, запомнить просто текст бывает довольно сложно. Специалисты советуют справлять с эти довольно просто: к словам подбирать яркие зрительные, тактильные, эмоциональные ассоциации, позволяющие запомнить абсолютно любую информацию значительно легче.

Вербальная и невербальная память

Вся информация, которая поступает извне, может быть вербальной, то есть словесной, и невербальной, то есть не связанной с речевым обозначением (это лица, маршруты, музыка, запахи и т.д.). Как правило, у человека один из этих двух видов памяти развит лучше, чем второй.

Левое полушарие головного мозга более способно к запоминанию вербальной информации, а правое – к обработке невербальной. Это соответствует общему разделению функций головного мозга. У 66% всех левшей мозг работает аналогичным образом, и лишь у 33% из них наблюдаются изменения в функционировании полушарий головного мозга.

Развитие вербальной памяти

Вербальная память отвечает, прежде всего, за возможность воспроизведения текстовой информации. Поэтому для развития ее необходимо обратиться именно к текстам.

Например, в любом возрасте прекрасно подойдет такой вид тренировки памяти, как разучивание стихотворений. Вовсе не обязательно выбирать сразу сложные произведения, можно выбрать для начала короткие и простые тексты, в которых нет сложных или устаревших слов и выражений, которые не свойственны современному языку.

После того, что вы уже освоите разучивание стихов, вы заметите, что запоминать тексты вам будет все проще и проще. После этого можно перейти на монологи героев из пьес или более сложные тексты. В результате такой работы вам будет проще воспринимать и передавать любую вербальную информацию.

Источник

Методы развития вербальной и невербальной памяти

Как известно из многочисленных исследований ученых, у человека есть два вида памяти – вербальная и невербальная. К первому виду относится любая информация, которую можно выразить словами. Именно в виде словесных конструкций информация и хранится в долговременной памяти. Стихи, адреса, новые языки, информацию о последних событиях и многое-многое другое мы храним именно так. Благодаря развитой памяти вербального типа мы можем усвоить максимальное количество данных. Именно при помощи вербальных навыков запоминания учатся студенты и школьники, а также запоминается информация по работе.

А что касается невербальной памяти, сюда относится все, что не содержит словесных конструкций. Зрительные образы, тактильные ощущения, запахи – все это мозг бережно сохраняет. Два вида памяти в чем-то похожи между собой, но при этом работают совершенно по-разному. В этом случае, и развивать их нужно разными методами.

Для развития вербальной памяти подойдут упражнения, которые содержат работу со словами. При этом активизируется левое полушарие головного мозга. К примеру, для развития вербальной памяти отлично подойдут упражнения, которые способствуют расширению словарного запаса. Секрет в том, что чем больше слов знает и понимает человек, тем качественнее он запоминает длинные тексты. Ведь те слова, значения которых мы не понимаем, тормозят процесс, оставляя пробелы в наших данных.

Перед тем, как прокачивать вербальную память, нужно узнать, каким образом дела обстоят сейчас. Для выполнения теста попросите кого-то из друзей помочь вам. Необходимо выбрать список из 15 слов, которые никак не связаны друг с другом по смыслу. Ваш друг должен зачитать их, никуда не торопясь. Ваша задача – постараться максимально запомнить эти слова. Как показывает практика, в среднем человек запоминает после первого прослушивания 7-8 слов. При трехкратном повторении количество слов возрастает до 10-12. Постарайтесь тренироваться ежедневно, доводя свои показатели до 15 слов с первого раза. Не стремитесь сделать это сразу, мозгу необходимо время, чтобы перестроиться.

А как же невербальная память? В этом случае, хорошо использовать разного рода картинки с отличиями. Необходимо искать различия между двумя, на первый взгляд одинаковыми, картинками. Также можно использовать такую эффективную практику: минуту смотреть на картинку с изображением большого количества предметов. Потом отложить ее, взять лист бумаги и записать все предметы, которые сумеете вспомнить по памяти.

Прекрасный эффект дают ментальные тренировки, которые предложены на платформе Реальная Мозгокачка. Упражнения, собранные там, направлены на развитие как вербальной, так и невербальной памяти, а также логики, объема внимания и умения быстро реагировать. Преимущества платформы заключаются в том, что в ее разработке участвовали известные нейропсихологи. Благодаря этому все задания подобраны таким образом, чтобы вы могли двигаться от простых к сложным, выбирая те упражнения, которые подойдут именно вам.

Перед тем, как приступить к работе с платформой, пройдите короткий тест.

Источник

Для моих тренировок

Для работы с пациентами

Для использования членами моей семьи

Для работы с учениками

Для проведения научного исследования

Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

Для вашего собственного использования (от 16 лет). Дети младше 16 лет могут использовать семейную платформу CogniFit.

Отправьте тесты и тренировки пациентам

Отправьте тесты и тренировки ученикам

Отправьте тесты и тренировки вашим детям и другим родственникам

Отправьте тесты и тренировки участникам исследования

При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

Что такое невербальная память. Смотреть фото Что такое невербальная память. Смотреть картинку Что такое невербальная память. Картинка про Что такое невербальная память. Фото Что такое невербальная память

Что такое невербальная память. Смотреть фото Что такое невербальная память. Смотреть картинку Что такое невербальная память. Картинка про Что такое невербальная память. Фото Что такое невербальная память

Невербальная память

Когнитивная cпособность. Нейропсихология

Получите доступ к комплексной батарее когнитивных тестов для оценки невербальной памяти

Определите и оцените наличие изменений или дефицита

Стимулируйте невербальную память и другие когнитивные способности

Что такое невербальная память?

Примеры невербальной памяти

Патологии и расстройства, связанные с проблемами невербальной памяти

Если однажды нам стоило труда вспомнить чьё-то лицо, детали посещённой экскурсии или музея, это ещё не означает, что у нас есть какие-то проблемы с невербальной памятью. Однако существует ряд расстройств, сопровождающихся дефицитом этой когнитивной способности, которые могут привести к забыванию даже самых привычных невербальных стимулов. Проблема с невербальной памятью может значительно осложнить нашу повседневную деятельность.

Нарушения невербальной памяти наблюдаются при различных расстройствах. Одним из заболеваний, при которых сильно страдает невербальная память, является болезнь Альцгеймера, однако, эти проблемы наблюдаются и при других деменциях. С другой стороны, были замечены трудности у людей с депрессией при выполнении задач, требующих использования невербальной памяти. Кроме того, повреждение головного мозга, вызванное инсультом или черепно-мозговой травмой (ЧМТ), также может привести к ухудшению невербальной памяти.

Как измерять и оценивать невербальную память?

Невербальная память позволяет нам правильно и быстро решать многие из повседневных задач. Таким образом, оценка невербальной памяти может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, что кто-то из учеников может иметь трудности с запоминанием определённой темы или показать низкую успеваемость по некоторым предметам), в клинических условиях (чтобы знать, что пациент может не вспомнить какое лекарство ему нужно принимать, а также лица знакомых людей, или не сможет вести себя согласно ситуации), в профессиональной сфере (чтобы знать, будет ли архитектор эффективно работать с проектами, и сможет ли водитель грузовика корректно выполнять свою работу).

С помощью комплексного нейропсихологического тестирования можно эффективно и надёжно измерить различные когнитивные способности, в том числе невербальную память. Тест, который предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки невербальной памяти, основан на классических тестах: NEPSY и Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM). Помимо невербальной памяти, этот тест также измеряет время реакции, рабочую память, зрительное восприятие, память на имена, контекстуальную память, мониторинг, зрительную память, распознавание и скорость обработки информации.

Как восстановить или улучшить невербальную память?

Все когнитивные способности, в том числе невербальную память, можно тренировать, чтобы улучшить их производительность. CogniFit («КогниФит») даёт вам возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для восстановления невербальной памяти и других когнитивных способностей. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений для реабилитации невербальной памяти и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если мы регулярно тренируем невербальную память, будут укрепляться структуры мозга, отвечающие за эту способность.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание персонализированной программы когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки невербальной памяти и других фундаментальных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональный режим тренировок для укрепления невербальной памяти и других когнитивных функций, которые, по данным оценки, являются ослабленными.

Тренировки для улучшения невербальной памяти должны быть постоянными и регулярными. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для корректной стимуляции требуется уделять 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные задания в форме весёлых игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет подробный график прогресса вашего когнитивного состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *