Что такое нейрула в биологии
Нейрула
Нейрула (от греч. néuron — нерв) — одна из стадий зародышевого развития хордовых животных, включая человека. Следует за гаструлой.
На данной стадии зародышевого развития происходит образование нервной пластинки и её замыкание в нервную трубку.
Нейруляция
Ранняя нейрула образуется в результате гаструляции и представляет собой трёхслойный зародыш, из слоёв которого начинают образовываться внутренние органы.
Средняя нейрула образуется во время нейруляции при смыкании нервных валиков.
В конечной стадии нейруляции (поздняя нейрула) у зародыша можно различить передний и задний отделы тела.
Ссылки
Биология развития | |
Стадии | Зигота • Морула • Бластула (Организмы: Диплобласты • Триплобласты) • Бластоциста • Гаструла • Нейрула • Эмбрион |
Процессы | Дробление яйца • Бластуляция • Гаструляция (деламинация, инвагинация, иммиграция, эпиболия) • Нейруляция • Органогенез |
Зародышевые листки | Эктодерма • Энтодерма • Мезодерма |
Дифференцировка клеток | Бластомер • Эмбриобласт • Трофобласт • Эпибласт • Гипобласт |
Полезное
Смотреть что такое «Нейрула» в других словарях:
нейрула — сущ., кол во синонимов: 1 • стадия (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
нейрула — ы, ж. neurula < гр. neuron жила, нерв. биол. Стадия развития зародыша хордовых животных и человека, следующая за гаструлой и характеризующаяся выделением из эктодермы нервной пластинки, из которой затем развивается нервная система. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
нейрула — Эмбриональная стадия развития у хордовых животных, характеризующаяся образованием зачатка центральной нервной системы и замыканием ее в нервную трубку, а также интенсивным гистогенезом. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь … Справочник технического переводчика
нейрула — neurula нейрула. Эмбриональная стадия развития у хордовых животных, характеризующаяся образованием зачатка центральной нервной системы и замыканием ее в нервную трубку, а также интенсивным гистогенезом. (Источник: «Англо русский толковый словарь… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.
нейрула — (neurula, LNE; греч. neuron нерв) стадия развития зародыша позвоночных, следующая за гаструлой и характеризующаяся формированием нервной пластинки на дорсальной стороне зародыша … Большой медицинский словарь
Нейрула — (новолат. neurula, уменьшит. от греч. néuron нерв) стадия зародышевого развития хордовых животных и человека, следующая за гаструлой (См. Гаструла). См. Нейруляция … Большая советская энциклопедия
нейрула — н ейрула, ы … Русский орфографический словарь
нейрула — (1 ж); мн. не/йрулы, Р. не/йрул … Орфографический словарь русского языка
Эмбриональное развитие
От момента образования зиготы и до выхода зародыша из яйцевых оболочек длится эмбриональный период развития.
Дробление зиготы
Важная особенность дробления в том, что не происходит увеличение в размере зародыша: клетки дробятся (делятся) настолько быстро, что не успевают накопить цитоплазматическую массу. Дробление зиготы человека является полным неравномерным асинхронным.
Бластуляция
Гаструляция (греч. gaster — желудок, чрево)
Гаструляцией называют стадию эмбрионального развития, в ходе которой клетки, возникшие в результате дробления зиготы, формируют три зародышевых листка: эктодерму, мезодерму и энтодерму.
У первичноротых животных на месте первичного рта (бластопора) образуется ротовое отверстие. К первичноротым относятся: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие.
У вторичноротых на месте бластопора формируется анальное отверстие, а ротовое отверстие образуется на противоположном полюсе. К вторичноротым относят хордовых и иглокожих (морских звезд, морских ежей).
Нейрула
Эта стадия следует за гаструлой. Ранняя нейрула представляет собой трехслойный зародыш, состоящий из энто-, экто- и мезодермы. На этапе нейрулы происходит закладка отдельных органов.
Все три зародышевых листка требуют нашего особого внимания, а также понимания того, какие органы и структуры из них образуются.
Из зародышевых листков образуются ткани, органы и системы органов. Такой процесс называется органогенезом. В период закладки органов важное значение имеет воздержание матери от вредных привычек (алкоголь, курение), которые могут нарушить процесс дифференцировки клеток и привести к тяжелейшим аномалиям, уродствам плода.
Некоторые лекарства также могут оказывать на плод тератогенный эффект (греч. τέρας — чудовище, урод), приводя к развитию уродств. Периоды закладки органов и система органов вследствие их большой важности носят название критических периодов эмбриогенеза.
Анамнии и амниоты
К анамниям относятся рыбы, земноводные.
Зародышевый орган, аллантоис, является органом дыхания и выделения.
За счет особых оболочек, развивающихся в ходе эмбрионального развития, амниона и серозы, у амниот формируется амниотическая полость. В ней находится зародыш, окруженный околоплодными водами. Благодаря такому гениальному устройству, амниотам для размножения и развития более не нужно постоянное нахождение в водоеме, они «обрели независимость» от него.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Органогенез (нейрула, образование органов). Взаимодействие частей зародыша
1. Нейрула следует за стадией гаструлы.
2. В этот момент между эктодермой и энтодермой закладывается мезодерма.
3. Из эктодермы формируется нервная пластинка.
4. Края пластинки сворачиваются, образуется нервная трубка, из которой у позвоночных развивается головной и спинной мозг.
5. Из мезодермы под нервной трубкой формируется хорда.
6. Под хордой располагается кишечная трубка, образованная из энтодермы.
7. Итоги: в конце нейрулы образуется осевой комплекс органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
Взаимодействие частей зародыша
1. Зародыш — единый организм, так как в зародыше все клетки, ткани, органы находятся в тесном взаимодействии.
2. Части зародыша — 3 зародышевого листка — взаимодействуют.
3. На темпы роста и развития зародыша влияют факторы внутренней и внешней среды.
4. ЦНС ребенка страдает от недостатка кислорода, который вызывает алкоголь матери. В итоге алкоголь вызывает умственную отсталость детей.
5. Каждая выкуренная сигарета уменьшает снабжение кислородом плода на 10 процентов!
Эмбриональная индукция иллюстрирует взаимодействие частей зародыша. Почему?
1. Зародышевый индуктор, или организатор — группа клеток, стимулирующая развитие органов и тканей.
2. Эмбриолог Ганс Шпеман в 1901 году пересадил участок, взятый из спинной губы бластопора одной амфибии в тело другой на стадии гаструлы.
3. В итоге в теле амфибии, которой пересадили участок, прижились пересаженные клетки и в нем развился дополнительный эмбрион.
4. Значит, пересаженный участок (он является индуктором) способен направлять или даже переключать развитие того материала, который находится вокруг него, на определенный путь развития. В этом состоит взаимодействие частей зародыша.
5. Фактически новый зародыш использовал клетки хозяина для построения собственного тела. Из эктодермы хозяина образовалась нервная трубка второго эмбриона. В целом внутри второго зародыша преобладали клетки хозяина, а не пересаженные клетки донора. Из клеток донора образовалась хорда и клетки мезодермы дополнительного эмбриона. Клетки донора наблюдались в составе разных органов.
6. Есть и другой пример взаимодействия частей зародыша. Выяснилось, что клетки хорды очень влияют на развитие нервной трубки. Проводились опыты с удалением зачатка хорды у зародыша: нервная трубка при этом вообще не развивалась. Появлялись зародыши без нервной системы, которые погибали.
1. На стадии нейрулы начинается закладка органов, но она продолжается в процессе органогенеза.
2. Какие ткани и органы дают 3 зародышевых листка?
1. Эпителиальная, нервная ткань.
2. Эпидермис кожи и его производные —ногти, волосы, сальные и потовые железы, эмаль зубов.
3. Нервная система, органы чувств.
4. Железы внутренней секреции — гипофиз, эпифиз — из нервной трубки.
5. Щитовидная железа — из эктодермы (ФИПИ считает, что щитовидная и околощитовиная из энтодермы).
1. Эпителиальная ткань, выстилающая органы пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, кровеносной, половой систем.
2. Пищеварительные железы — печень, поджелудочная железа. Легкие.
1. Мышечная ткань, все виды соединительной ткани, включая кровь, лимфу, тканевую жидкость.
2. Хорда впоследствии дает хрящевой и костный скелет, боковые участки мезодермы — мышцы, кровеносные сосуды, сердце, почки, органы половой системы (семенники, яичники). Плюс надпочечники.
Типы постэмбрионального развития
1. Прямое развитие (организм сходен по строению со взрослой особью).
2. Непрямое развитие (имеется личинка, которая отличается от взрослой особи).
Значение непрямого развития.
1. Отсутствие конкуренции личинок со взрослыми особями.
2. Личинки могут способствовать расселению вида.
3. В стадии личинки легче переносить неблагоприятные условия.
Что такое нейрула
Нейрула – это стадия развития человеческого зародыша, следующая за бластулой и гаструлой. Нейруляция – один из этапов эмбриогенеза млекопитающих, отражает процесс образования нервной пластинки, которая впоследствии смыкается в нервную трубку – основу ЦНС. Развитие нервной ткани в дальнейшем происходит из зародышевого листка, именуемого эктодермой.
Характеристика
Зародышевое развитие – процесс, в результате которого формируется организм, объединяющий разные органы и системы, способный к самостоятельному существованию. Термин «нейрула» – это в биологии зародыш, который пребывает на стадии возникновения нервной пластинки и трубки. На предшествующей стадии гаструляции клеточный материал в составе зародыша активно перемещается.
Выделяют три зародышевых листка, формирующих нейрулу, независимо от общего количества листов порядок их возникновения различается. На начальном этапе гаструляции появляются зародышевые листки – верхний и нижний. В первом случае речь идет об эпибласте (эктодерме), во втором – о гипобласте (энтодерме). Клетки, образующие эпибласт, медленно расходятся, в результате чего формируется амниотическая полость, наполненная жидкостью.
На следующем этапе гаструляции из клеток эпибласта, находящихся на дне возникшей полости, формируется первичная полоска (продольное утолщение) и гензеновский узелок (область, в которую погружается клеточный материал для образования хорды – продольного тяжа, основы осевого скелета). Миграция клеток указанных структур в глубокие слои зародыша продолжается, что приводит к появлению среднего листа, именуемого мезодермой.
Период гаструляции завершается у человека к началу 3-й недели эмбрионального развития, что знаменуется образованием зародышевых листов – верхнего, нижнего, среднего. Одновременно появляются зачатки органов. Период создания нервной трубки совпадает с появлением на дорсальной (верхней) стороне зародыша обособленного участка – нейроэпителия (ткань, образовавшаяся из зачатка).
Из нейроэпителия образуется структура, именуемая нервной пластинкой, что означает наступление стадии нейрулы. На ранней стадии нейруляции (на 18-й день внутриутробного развития) появляется нервная пластинка, затем нервная трубка (зачаток ЦНС) и нервный гребень (комплекс клеток, отступающих от крайнего участка нервного желобка в ходе его замыкания с возникновением нервной трубки).
После появления пластинки происходит процесс изменения ее формы – структура продольно прогибается, в результате образуется нервный желобок и выступающие с боков валики. Позже в ходе смыкания валиков формируется трубка. Концевые участки замкнутого трубчатого канала называются нейропоры, они остаются незакрытыми в течение некоторого времени.
Закрытие рострального (переднего) нейропора происходит на 23-26 сутки гестации, каудального (заднего) нейропора – на 26-30 сутки гестации. Нейруляция у человека на этой стадии характеризуется образованием парных пластинок (концевые утолщения нервной трубки) – крыловидной и базальной.
Ранняя нейрула – зародыш, состоящий из 3-х слоев (зародышевых листков), которые служат фундаментом для появления всех органов и систем, поддерживающих жизнедеятельность организма. Чтобы лучше понять особенности строения нейрулы человека, нужно вспомнить, какими слоями она представлена, а также из каких элементов нейрулы в дальнейшем развиваются органы:
Считается, что средняя нейрула – это такая стадия развития зародыша, на которой осуществляется смыкание валиков, что сопровождается возникновением трубки. Процесс нейруляции начинается к исходу 3-й недели гестации и завершается к исходу 4-й недели, в результате на поздней стадии образуется зародыш, у которого на рисунке различимы отделы туловища (передний, задний).
На 4-й неделе внешние характеристики нейрулы можно обозначить, как цилиндрическое тело, которое приобретает подобную форму благодаря туловищной складке. На схеме видно, как туловищная складка отделяет зародыш от внезародышевых органов. На стадии нейрулы происходит закладка органов, развитие которых продолжается на протяжении всего периода органогенеза.
Из клеток мезодермы образуется хорда, из клеточных элементов энтодермы – кишечная трубка. Темпы роста и порядок развития зародыша определяются факторами внешней и внутренней среды. Например, нервная система зародыша страдает из-за кислородной недостаточности, возникающей на фоне алкоголизма или курения матери, а также других токсических воздействий.
Нейруляция: создание и развитие трубки
Нейруляция – этап, на котором возникает нервная трубка, стадия первичного органогенеза, когда происходит закладка и последующее развитие органов. Нейрональная индукция – процесс превращения клеток эктодермы в специализированную ткань, из которой впоследствии образуется мозг головы и спины. Процесс взаимосвязан с продукцией биологически активных веществ, которые влияют на порядок создания пластинки и трубки.
Клеточные элементы эктодермы, которая является первичной основой органов ЦНС, подвергаются воздействию сигнальных молекул, инициирующих процессы закладки нейроэпителиальной ткани и стволовых клеток. Впоследствии нейроэпителий и стволовые клетки служат основой для возникновения всех элементов ЦНС. Согласно определению, нейрула – зародыш, который состоит из слоев (зародышевых листов).
В процессе нейруляции важную роль играют активные вещества, синтезируемые клетками среднего слоя – мезодермы, это в первую очередь белковые структуры хордин и ноггин. Клеточные элементы мезодермы в составе нейрулы также продуцируют белок фоллистатин, который индуцирует дифференцировку клеток и участвует в процессе образования органов, определяя их индивидуальные особенности.
На раннем этапе нейруляции на вентрикулярной (рядом с желудочковой системой) поверхности трубки появляется борозда, которая разделяет структуру на половины – крыловидную и базальную пластины. Крыловидная пластина дает начало таким отделам головного мозга хордовых животных, как ассоциативные и чувствительные ядра.
Из базальной пластины возникают мозговые отделы – двигательные и вегетативные ядра. Отделы мозга головы, берущие начало от обеих пластин – продолговатый, средний (в совокупности образуют мозговой ствол). Клетки эктодермы продуцируют BMP (костный белок морфогенетического типа), который является антагонистом веществ, выделяемых клетками мезодермы.
Клеточные элементы эктодермы также секретируют другие ростовые, нейротрофические и транскрипционные факторы, которые контролируют развитие и функции крыловидной пластины. Трубка на начальных стадиях эмбриогенеза в контексте гистологического строения представлена нейроэпителием. Позже в ходе дифференцировки нейроэпителиальных клеток происходит выделение 4-х зон:
В ходе миграции нейробласты перемещаются к местам окончательной дислокации в отделах ЦНС, где они теряют способность к делению, на последующих этапах органогенеза становятся зрелыми клетками нервной системы. Глиобласты сохраняют способность к делению, на поздних этапах органогенеза из них появляются астроциты и олигодендроциты.
Образование гребня
Нейрула на завершающем этапе нейруляции образуется из 3-х зародышевых листов, что предполагает прохождение нескольких стадий развития, после чего начинается активный процесс дифференцировки клеток для дальнейшего образования органов. Зародыш на стадии нейрулы характеризуется появлением таких отделов, как нервная пластина, трубка, гребень.
После смыкания крайних сегментов валиков пластины появляется трубка, от крайних участков которой отступают клетки, образующие нервный гребень. Клеточные элементы в составе гребня активно перемещаются в рамках зародыша, преодолевая значительные расстояния. Впоследствии эти клетки создают основу органов и систем, что послужило появлению в научной среде предложения считать гребень 4-м зародышевым листом.
Процесс миграции направляется молекулами, присутствующими в межклеточном матриксе (например, фибронектин, коллаген). В меньшей степени на процесс миграции влияют факторы – присутствие свободного места и отсутствие препятствий в межклеточном пространстве.
Фенотип клеток определяется под воздействием факторов – ростовых и дифференцирующих. Дифференциация клеток в пределах гребня происходит неодинаково. Например, эти клеточные элементы служат основой для появления нервных узлов и структурных элементов черепной коробки. Некоторые производные клеточных элементов гребня:
К началу 4-й недели гестации сердце зародыша начинает биться. Кровоснабжение зародыша осуществляется при помощи сосудов пупочного канатика, который в этот период находится на стадии формирования. Позже в области сердца отчетливо выделяются участки желудочков – левого и правого. На этом этапе также формируется первичная кишка.
Нейрула – эта стадия развития зародыша, на которой появляются важнейшие отделы (пластина, трубка, гребень), дающие основу структурным элементам ЦНС и остальным органам.
Биология. 10 класс
Конспект урока
Урок 11. «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.»
3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
На уроке мы рассмотрим процесс индивидуального развития живых организмов. Вы узнаете, как из единственной клетки, проходя сложный путь преобразований, развивается целый организм. Какие стадии жизненного цикла общие у представителей разных систематических групп. Какое воздействие оказывают факторы среды на развитие организма в зародышевом периоде.
4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
Онтогенез, типы онтогенеза, эмбриональный период, постэмбриональный период, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, метаморфоз
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.
Дробление — многократное деление зиготы путем митоза.
Бластула – однослойный зародыш с полостью внутри;
5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);
1.Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2018г.стр.75-78
3.О.Л.Ващенко «Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы (+CDpc)
6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Эмбриональный период, именуемый эмбриогенезом, берёт начало с соединения ядер женской и мужской половых клеток и представляет собой процесс оплодотворения. Так, у тех организмов, которым свойственно внутриутробное развитие, эмбриогенез заканчивается рождением, у организмов с личиночного типа развитием – выходом из зародышевых оболочек.
Эмбриональный период развития имеет несколько стадий:
1.Зигота. При оплодотворении мужская половая клетка, достигая яйцеклетки, провоцирует её развитие. В ней начинают происходить химические и физические процессы, которые способствуют образованию симметрии яйцеклетки, ликвидации мембран ядер, в результате чего, ядра двух клеток соединяются, и образуется ДНК.
2. Дробление (первый этап развития зиготы) – начинается деление зиготы. В яйцеклетке, которая продвигается по фаллопиевой трубе, образуются борозды, благодаря чему происходит деление клеток. Образовавшиеся таким путём клетки называются морулы. Эту стадию проходят все многоклеточные организмы, которые размножаются половым путём, различным является только процесс деления клеток (радиальное, билатеральное, спиральное). Особенностью деления клеток является то, что они не растут. Этот процесс предполагает образование из одной крупной клетки (яйцеклетки) большого количества клеток мелких, с меньшим количеством цитоплазмы возле ядер. Эмбриональный период на этом не заканчивается, рассмотрим следующие стадии развития эмбриона.
3. Бластула (образование многоклеточной структуры в форме пузырька) – состоит из слоя клеток, которые именуются эмбриональными. Размер бластулы приближается к размерам яйцеклетки, поэтому при делении клеток, возрастает число ядер и ДНК.
4. Гаструляция – стадия движения клеток эмбриональных, в результате чего образуются три слоя зародышевых листов. Эта стадия характеризуется возрастанием синтеза белков и рибосом, в этот период происходит выпячивание полюса (вегетативного) внутрь бластулы, противоположные полюса соединяются, и полость бластулы ликвидируется. При этом образуется новая полость, которая получила название бластопор или первичный рот.
Таким образом, гаструляция является необходимым моментом развития эмбриона, поскольку эмбриональный период на этой стадии даёт возможность формированию его органов и тканей, а также систем организма. Следует отметить, формирование тканей и органов эмбриона в разные периоды имеют разную чувствительность к повреждающим воздействиям среды, например, к инфекциям, радиации или химическим агентам. Эти периоды повышенной чувствительности называют критическими, здесь повышается вероятность развития отклонений.
Так, эмбриональный период имеет несколько критических моментов. Рассмотрим их более детально: 1. Период бластулы (первые две недели после зачатия) – эмбрион либо погибает, либо продолжает развиваться без отклонений. В это время погибает большое количество эмбрионов (40%), которые начали своё развитие из мутированных половых клеток. 2. С двадцатого по семидесятый день после оплодотворения – период наибольшей ранимости эмбриона, поскольку начинают закладываться и формироваться все жизненно важные органы. 3. Плодный период характеризуется быстрым ростом плода. Здесь довольно часто могут возникать нарушения его развития только в тех органах, которые не закончили своего формирования. Таким образом, эмбриональный период онтогенеза характеризуется формированием и развитием эмбриона путём делением клеток, образования у него тканей, органов и систем. У различных живых организмов этот период разнится по времени, но в любом случае, начинается он с момента зачатия и заканчивается рождением новой жизни
На развивающийся зародыш оказывает влияние окружающая среда. В большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. У плацентарных млекопитающих посредником между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло.
Основателем современной эмбриологии является российский учёный К.М.Бэр. В 1828 г. он опубликовал сочинение «История развития животных».
Заслуга создания эволюционной эмбриологии также принадлежит замечательным русским ученым А.О. Ковалевскому, И.И. Мечникову, А.Н. Северцову, И.И. Шмальгаузену. Современным представлениям о зародышевых листках, наука обязана А.О. Ковалевскому, который обнаружил эктодерму, энтодерму и мезодерму у всех групп хордовых.
Немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетического закона, согласно которому онтогенез, т.е. индивидуальное развитие вида, есть краткое повторение филогенеза – исторического развития вида которому он относится. В 1866 Геккел вводит понятие онтогенез.
На протяжение всего времени внутриутробного развития плод, напрямую связанный с организмом матери через уникальный орган – плаценту, находится в постоянной зависимости от состояния здоровья матери.
Столь же легко через плаценту проходит и алкоголь. Употребление спиртного при беременности может вызвать у ребенка состояние, известное, как алкогольный синдром плода. При этом синдроме наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия (недоразвития головного мозга), расстройства поведения (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться), снижение скорости роста, слабость мышц.
Влияние наркотических веществ.
Особенно чувствителен плод к вредному воздействию наркотических веществ. Если женщина имеет зависимость от наркотических препаратов, то её ребёнок, как правило, в эмбриональный период развитие приобретает такую же зависимость.
Влияние лекарственных препаратов.
Лекарственные препараты, которые продаются в аптеке без рецептов, всегда тщательно проверяются на влияние вредных воздействий. Однако, если возможно, было бы желательно ограничить приём лекарств, особенно на ранних стадиях беременности и в критические для развития плода периоды, потому что многие лекарственные препараты очень легко проходят через плаценту.
Трагедия, которая потрясла Западную Европу связанна с талидомидом. Препарат в начале 60-х гг. ХХ в. выписывали многим беременным, страдающих от постоянных приступах тошноты. Довольно быстро выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных, чьи матери принимали талидомид, кисти или стопы росли прямо из туловища. Степень недоразвития конечностей зависела от того, на какой стадии беременности мать принимала лекарство.
Для развития плода представляют серьёзную опасность вирусные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасны краснуха, гепатит В и ВИЧ-инфекции. В случае заражения краснухой на первом месяце беременности у 50% детей развиваются врождённые пороки: слепота, глухота, расстройства нервной системы и пороки сердца.
8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).
Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордового животного.
Запишите в таблицу, соответствующую последовательность цифр
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).