Что такое ностратическая макросемья языков
Ностратические языки
Ностратическая | |
---|---|
Таксон: | макросемья |
Статус: | гипотеза |
Ареал: | Евразия, Северная Америка и весь мир |
Классификация | |
Категория: | Языки Евразии |
Состав | |
алтайские, дравидийские, индоевропейские, картвельские, уральско-юкагирские, эскимосско-алеутские, афразийские | |
См. также: Проект:Лингвистика |
Согласно другой, слабее обоснованной гипотезе, выдвигаемой в последнее время рядом исследователей, все ностратические языки относятся к надсемье более высокого уровня (так называемым борейским языкам).
Содержание
Хронология разделения и прародина
Состав макросемьи
Внутренняя классификация
Западно-ностратические языки
Индоевропейские языки
Некоторыми считаются наиболее близкими к картвельской семье. Другие считают праиндоевропейский смешанным языком, на который оказал сильное влияние какой-то агглютинативный язык типа уральского. Есть мнение и о его первоначальном изолирующем тоновом состоянии. Об этом говорят и строгие правила формирования индоевропейского корня.
Время распада — V—IV тысячелетия до н. э. (Приводят и намного более раннюю дату — VIII—VI тысячелетия до н. э.)
Афразийские языки
Считаются в наиболее близком родстве с ностратической макросемьей. Раньше относили к западной ветви ностратических (наряду с индоевропейской и картвельской прасемьями).
Общего предка афразийских и ностратических условно назовем «пара-ностратическим» (видимо, его и реконструировал Иллич-Свитыч, называя «ностратическим»).
Время распада — XII—X тысячелетия до н. э. (Раньше приводили гораздо более позднюю дату — IX—VIII тысячелетия до н. э.)
Картвельские языки
Восточно-ностратические языки
Алтайские языки
Алтайские языки делятся на тюркскую, тунгусо-манчжурскую, монгольскую (западноалтайские), корейскую и японскую группы (восточноалтайские). Существование этой семьи как генетического единства подвергается сомнению одними учеными (предпочитающими говорить о языковом союзе) и активно поддерживается другими. Некоторые ученые полагают, что в ностратическую семью входят отдельно тюркский, монгольский и т. п. праязыки, не образующие отдельной алтайской подсемьи.
Время распада — VI тысячелетие до н. э.
Дравидийские языки
Сходство с урало-алтайскими — агглютинация. Особое сходство с уральским — фонетическое (отсутствуют или вариативные звонкие и имеются глухие геминаты — так же, как и в этрусском и хаттском, кстати, видимо, от этрусского геминаты и перешли в итальянский). Большинство считает эламский родственным дравидскому (показатели склонений похожие), а Старостин сделал вывод о промежуточном положении эламского — между афразийским и другими ностратическими.
Уральские языки
Промежуточное положение между алтайскими и уральскими занимают юкагиро-чуванские языки, в связи с чем они объединяются в уральско-юкагирскую прасемью. Вероятно, поднялись из Южной Туркмении по восточно-каспийскому побережью до реки Урал и далее разделились на восточно-уральскую и западно-уральскую ветви, осваивая территории по обеим сторонам от Уральских гор. Причем финно-угорский саамский (лопари) получил значительное влияние от самодийских.
Время распада — V—III тысячелетия до н. э.
Эскимосско-алеутские языки
Морфологически и фонетически весьма похожи на урало-алтайские языки, прежде всего на финно-угорские (такого мнения придерживались К. Уленбек, О. Соважо, Т. Ульвинг, К. Бергсланд). Тем не менее, такое сходство могло быть приобретённым в результате совместного проживания в дописьменный период. В то же время, характерной чертой эскимосско-алеутских языков является инкорпорирующий (полисинтетический) строй, не свойственный более никаким ностратическим языкам, и в то же время свойственный также чукотско-камчатским языкам.
Внешнее родство
Критика
Среди западных лингвистов теория ностратических языков нередко критически [уточнить] отвергается. Основным аргументом является, что на столь большой временной глубине методы сравнительно-исторического языкознания (исходящие к тому же из представлений о дивергенции языков в рамках во многом упрощённой модели «родословного древа») неприменимы. Вместе с тем в общетеоретических подходах мировое языкознание не отрицает развития устных (звуковых с поддержанием жестами и мимикой) коммуникаций в человеческих общностях со времён появления на планете первых людей, орудий труда и элементов разделения труда.
Резко отрицательно к ностратике относится известный типолог и специалист по австралийским языкам Р. Диксон (R.M.W. Dixon) в своей книге «The rise and fall of languages, 1997». Критические замечания как по методике в целом, так и по частным реконструкциям высказывали также известные специалисты Л. Кэмпбелл, Дж. Мэтисофф и др.
История изучения
В начале 1960-х ностратическую теорию существенно развил московский славист В. М. Иллич-Свитыч, в дальнейшем ею активно занимались израильский учёный А. Б. Долгопольский и российские ученые В. А. Дыбо и С. А. Старостин. В. М. Иллич-Свитыч и А. Б. Долгопольский относили к ностратическим также афразийскую макросемью, однако, как показали работы С. А. Старостина и А. Ю. Милитарёва, афразийские языки представляют собой отдельную семью, того же возраста, что и ностратическая.
Словарь реконструированных лексем ностратического языка в 1994 г. опубликовал американский учёный А.Бомхард (см. Ностратический словарь (Бомхард)).
НОСТРАТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ
Признаки принадлежности к ностратическим языкам находят также в этрусском языке, эламском языке, шумерском языке, нивхском языке, юкагирском языке, в эскимосско-алеутских языках и чукотско-камчатских языках; из этих гипотез наиболее обоснован ностратический (возможно, алтайский) характер эскимосско-алеутских языков (О.А. Мудрак, 2008 год).
Относящиеся к ностратическим языкам семьи демонстрируют в первую очередь номинативный строй, языки эргативного строя появляются на поздних этапах. Морфология для ностратического праязыка восстанавливается скорее агглютинативная или аналитическая (морфологич. показатели могли быть клитиками или отдельными словами; см. Агглютинация в языке, Аналитизм), но это может быть связано с особенностями применения компаративистской процедуры в случае дальнего родства. На типологичесуих основаниях предлагается разделение ностратических языков на восточную (уральские, алтайские, дравидийские языки) и западную (индоевропейские, картвельские, афразийские языки) группы, из которых восточная имеет чисто агглютинативную морфологию и устойчивый вокализм корня, а западная демонстрирует элементы внутренней флексии. Имеется ли специфическое родство внутри этих групп, пока неясно.
В современной лингвистике существуют синонимы понятия ностратических языков: 1) сибиро-европейские языки (А.Б. Долгопольский); 2) бореальные языки (введено Н.Д. Андреевым; при этом он не включает в ностратические языки афразийские и дравидийские); С.А. Старостин называет бореальными языками макросемью, включающую ностратические в узком смысле (т. е. без афразийских), в современных лингвистических работах для этой группировки предлагается название «евразиатские языки»; 3) афразийские языки; 4) дене-кавказские языки; 5) австрические языки.
Близка к ностратической гипотеза Дж.Х. Гринберга, который выделил евразиатские языки, отнеся к ним индоевропейские, уральские, алтайские, нивхский и айнский. С 1984 года А. Бомхард (США) опубликовал работы по сравнению, которое он называет ностратическим; сначала это было индоевропейско-афразийское сравнение, затем Бомхард признал ностратическую макросемью в составе, предложенном В.М. Илличем-Свитычем. Бомхард предлагает собственную систему соответствий, коренным образом отличную от системы Иллича-Свитыча. Различия обусловлены в первую очередь тем, что за основу Бомхард берёт глоттальную реконструкцию праиндоевропейского языка (см. Глоттальная теория), а также малопрофессиональную методику сравнения (критический разбор см. в работах Е.А. Хелимского, 2000).
Дополнительная литература:
Иллич-Свитыч В.М. Алтайские дентальные: t, d, ♎ // Вопросы языкознания. 1963. № 6;
он же. Алтайские гуттуральные *k’, *k, *g // Этимология. М., 1964;
он же. Генезис индоевропейских рядов гуттуральных в свете данных внешнего сравнения // Проблемы сравнительной грамматики индоевропейских языков. Тезисы докладов. М., 1964;
Долгопольский А.Б. От Сахары до Камчатки языки ищут родственников // Знание – сила. 1967. № 1;
он же. О ностратической системе аффрикат и сибилянтов: корни с фонемой *ʒ // Этимология 1972. М., 1974;
Дыбо В.А. Ностратическая гипотеза (итоги и проблемы) // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1978. Т. 37. Вып. 5;
Дыбо В.А., Терентьев В.А. Ностратическая макросемья и проблема ее временной локализации // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М., 1984. Ч. 5;
Цинциус В.И. Этимологии алтайских лексем с анлаутными придыхательными смычными губно-губным *п’ и заднеязычным *к’ // Алтайские этимологии. Л., 1984;
Starostin S. A. Nostratic and Sino- Caucasian // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М., 1989.
Ностратические языки
Разделы ностратического языкового портала: Разделы текущей страницы: Смотрите также дочерний сайт о ностратическом праязыке и гипотезы о ностратической прародине (там же). Различные классификации языковых мегасемей, в т.ч. ностратической среди них, вы найдете на странице глобальных языковых классификаций. Кроме того, имеются интересные типологические обзоры по фонетическим и грамматическим системам ностратических языков с этимологической базы данных Сергея Старостина «Вавилонская башня» (Starling). Генеалогическое дерево ностратических языковНостратическое языковое древоНостратическая концепция и её развитиеНаучная обоснованность ностратической концепции была блестяще аргументирована лишь много десятилетий спустя выдающимся русским лингвистом Владиславом Марковичем Иллич-Свитычем, который значительно расширил рамки ностратической макросемьи Он включил в ее состав картвельскую и дравидийскую семьи и присоединил к алтайской семье корейский язык [ранее считавшийся изолированным]. В работе «Материалы к сравнительному словарю ностратических языков (индоевропейский, алтайский, уральский, дравидский, картвельский, семитохамитский)» за 1965 г. генетическое родство «ностратических языков» доказывалось наличием в них обширного корпуса родственных морфем, как корневых, так и аффиксальных – около 1000 [сначала было описано более 600]. Более того, выяснилось, что праязыки, которые дали 6 семей языков, объединяемых в эту макросемью, обнаруживают тождество наиболее устойчивых частей системы грамматических морфем. Это касается, прежде всего, системы указательных, вопросительных и личных местоимений и восходящих к ним аффиксов спряжения. К генетически общим относится также значительное количество первичных словообразовательных аффиксов. Вместе с Илличем-Свитычем в то время в Институте языкознания АН СССР работал Аарон Долгопольский, который в 1964 г. в своей статье в журнале «Вопросыя зыкознания» (1964), сформулировал близкую «сибиро-европейскую» гипотезу о генетическом родстве ряда семей языков Старого Света — индоевропейских, уральских, алтайских, афразийских, картвельских и даже далёких чукотско-камчатских. «Сибирско-европейский» язык Долгопольского (1964) и его сверхсловарь (2008)Аарон Долгопольский продолжил работу по составлению словаря ностратического языка, начатую безвременно ушедшим Иллич-Свитычом, и перед своей смертью представил труд из 2800 корней [!] праностратического языка. Ностратическими он считал известный список Иллича-Свитыча с добавлением к ним эламского и нивхского. Также он считал вполне правдоподобным включить в этот состав чукотско-камчатские (его первая версия 40-летней давности), эскимосо-алеутские и, возможно, этрусский языки. Крупнейший американский лингвист Джозеф Харолд Гринберг на основе своего метода отдалённых сравнений независимо «сконструировал» эту макросемью (1987 г.), которую назвал евразийской. Он считает, что она состоит из следующих семей: индо-хеттской (индоевропейской), уральско-юкагирской, алтайской (в которую не включает корейский и японский языки), корейско-японской (с айнским языком) и чукотско-эскимосской (включающей чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские и нивхский языки). Нивхский [и некоторые палеоазиатские] включал в свои реконструкции и Аарон Долгопольский [он ностратикой начал заниматься лет за 20 до Гринберга и продолжал всю свою жизнь]. Благодаря такому более широкому охвату, подтверждённому новыми исследованиями других языковедов, в настоящее время ностратическая макросемья рассматривается некоторыми компаративистами в еще более широком составе, чем у Иллича-Свитыча: к ней относят также раннее считавшиеся изолированными юкагирский (близкий уральским), японский язык (как алтайский), эскимосско-алеутские, чукотско-камчатские и нивхский языки. Предположение о более отдалённом родстве афразийских (Старостин, Милитарев)Вместе с тем ряд русских лингвистов (Александр Юрьевич Милитарев, Сергей Анатольевич Старостин и др.) высказали определенные сомнения в правильности отнесения семито-хамитских (афразийских) языков к ностратической макросемье, не отрицая, впрочем, генетических связей афразийских языков с индоевропейскими на более древнем уровне. Они же высказались за промежуточное положение эламского между праафразийским и таким «узким» праностратическим. Т.о., в ностратическую макросемью, по мнению ряда авторитетных лингвистов, входят следующие семьи: индоевропейская, картвельская, дравидийская, уральско-юкагирская, алтайская (включая корейский и японский языки) и, возможно, эскимосско-алеутская (некоторые добавляют и другие палеосибирские). Надо сказать, что крупнейший ностратовед Долгопольский не разделял такое мнение о выделении хамито-семитских языков. Согласно подобным чисто математическим расчетам по ограниченному списку лексем, например, картвельский праязык может оказаться дальше от других ностратических, чем северо-кавказские и сино-тибетские языки. Возможно, и дальность эламского преувеличена. Исследователь Алан Бомхард при составлении своего списка 601 ностратического корня также считал ностратическими этрусский и шумерский языки (см. шумерско-ностратические лексические сходства). Возможно, поэтому, состав его ностратического корнеслова получился гораздо более ограниченным (как ограничены данные этих древних языков, да и работа только начата). Что удивляет, из 378 слов, приведённых Иллич-Свитычем, у Бомхарда встречается лишь 117. Впрочем, считается, что эта работа спорна на всех уровнях. Сверхрасширение ностратической общности афро-ностратическими языками (Рассоха)Украинский языковед Игорь Рассоха установил, что часть нигероконголезских языков, кроме бенуэ-конго и части ква, также относится к ностратичнеским. Их он назвал афро-ностратическими языками. Локализация праностратической общности во времени и пространствеАарон Долгопольский считал, что очаг ностратических языков находился в Южном Прикаспии. Иллич-Свитыч, кажется, тоже помещал в Иран родину ностратической общности (но относил её аж к XXX тысячелетию до нашей эры. Гипотезы о надностратических языковых гиперсемьяхЕсли говорить о более древних связях, то раньше предполагалось отдалённое родство ностратических (с афразийскими), сино-кавказских и шумерского языков. Теперь (старостинцами) рассматривается родство афразийских, ностратических и дене-кавказских языковых макросемей [дене-ностратическая суперсемья]. Далее, эти три макросемьи объединяются с америндскими в борейскую гиперсемью (не путать с бореальной общностью, куда включали индо-европейские и урало-алтайские языки), куда иногда вместо америндской включают аустрическую макросемью (см. праборейский словник). Причем, дене-ностратическая «макрофила» уже была предсказана много раньше самим основателем лексикостатистики М. Сводешом. Его гипотетическая дене-финская языковая сврхобщность делится на 12 подгрупп, связанных прародством: Индейский изолят кутенай некоторые связывают с салишскими языками (тоже изолированными). В настоящее время не доказано родство салишских языков ни с какой другой семьёй. Наиболее вероятным считается отдалённое родство с изолированным языком кутенай. Эдвард Сепир в своё время предположил родство салишских языков с вакашскими и чимакумскими в составе гипотетической мосанской макросемьи, которая в свою очередь вместе с кутенай и алгскими языками должна была образовывать алмосанскую гиперсемью языков Северной Америки. Однако в настоящее время эти связи обычно отвергаются. Тем не менее, у вакашских языков находят морфологические сближения с эскалеутскими и андским кечуа, а у Сергея Старостина и Глена Гордона алмосанские сближаются с хока-сиу. Один из основателей будущей ностратической теории Х. Педерсен тоже расширял эту общность кавказскими, индейскими и палеоевропейскими. Согласно ему, теоретически к ностратической языковой общности можно отнести: Макрокомпаративист А. Тромбетти тоже считал, что индо-урало-алтайские («бореальные») языки составляют общность с америндскими. В такой трактовке это перекликается с идеей Р. Раска о «скифских языках», имеющих примерно те же составные ветви. Ностратический материал в сопоставлении с америндскими языками привлекался в работах нескольких ученых. Одним из первых следует отметить эстонского уралиста и компаративиста Т.-Р. Вийтсо, который в качестве отправной точки он берет лексику архаичных пенутианских языков из Калифорнии. Американский макрокомпаративист Дж. Бенгстон в своих лексических сравнениях также привлекал данные из ностратики. Скажем, америнд. *kuna ‘женщина’ он сравнивает с соответствующей формой в бореальных языках [по: Иллич-Свитыч, 1971:306-308] [См.: Bengston, 1992:178]. Другой макрокомпаративист из США М. Рулен посвятил специальную статью сравнению лексики бореальных и америндских языковых семей [Rulen, 1988]. Сравнение фонетических систем америндских и бореальных языков позволяет обнаружить немало сходных моментов. Сходные системы согласных также обнаруживаются в кавказских и сино-тибетских языках Альтернативные ностратические схемыОдна из (старых) схем ностратической общности Глена Гордона:
|