Что такое обеденка в былине

Где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын?

Вопросы на засыпку

Для начала вспомним былину об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, тот классический вариант, который изучался в общеобразовательной школе.

На пути русского богатыря к стольному Киеву-граду возле Чернигова
«нагнано-то силушки черным-черно,
ай черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не проскакиват».

Много интересной информации содержится в приведенном отрывке. Но прежде взглянем на географическую карту, еще лучше на глобус Земли. От Мурома до Киева лучше, удобнее и ближе, ехать через Орел или Курск, а Чернигов не по пути. Если Илья Муромец спешил, а его конь мог скакать через реки и леса, то зачем же он сделал такой крюк?

Допустим, что Илья поехал через Чернигов, чтобы расправиться с черною силою. Мужик-то хитрый оказался. Совершив подвиг, он получил приглашение стать в Чернигове воеводою, но он за оказанную услугу спросил у черниговцев про прямоезжую дорогу. И хотя фактически от Чернигова до Киева менее ста двадцати километров, черниговцы, видимо, по простоте душевной, назвали ему аж пятьсот верст. Зачем же черниговцы обманули своего избавителя?

Не значит ли это, что у сказителей неверные представления о расстояниях? Похоже, что сказители не имеют представлений о том, какие расстояния между этими городами: почт еще нет, курьеры не ездят и не бегают, скороходов, похоже, еще не набирали. А может, автор хотел зачем-то обмануть читателя или на что-то намекнуть?

Кроме того, Чернигов внутренний русский город. Степняки могут угрожать с юга, татаро-монголы, кажется, еще не подошли, время их не наступило, но в былине сообщается, что под Черниговом стоят вражеские войска. Откуда? Почему? На ум приходит только один вывод, видимо, былина сообщает о географии того времени, когда царство Романовых сузилось до «овчинки» вокруг Москвы. Вот тогда и могли стоять вокруг Московии враги. А если это было более древнее Киевское государство, то откуда здесь, то есть под Черниговом, взяться огромной силе?

Если эта сила шла с Запада, то зачем ей пересекать Днепр и идти лишние сотни верст в обход, если можно пойти прямо на Киев? Немцы во время Второй мировой войны так и сделали. Они шли прямо на Киев, не делая никаких крюков и не забегая по пути в Чернигов. Удивительно: Илья Муромец делает гигантский крюк, враги с Запада, если, конечно, они оттуда, тоже не любят ходить напрямую, обязательно делают крюки. Помнится, что педагог Шаталов в свое время рисовал на классной доске крюк, который сделал Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Значит, это традиция такая!

Если темная сила, допустим, шла с юга или востока, то ей тоже незачем идти на Чернигов, проще было пойти прямо на Киев. Не надо быть математиком, чтобы выбрать короткий путь. А здесь враги Киева выбрали самые неудобные подходы к стольному городу. Да и опытный воин Илья Муромец, конь которого мог скакать через реки и озера, выбрал какой-то извилистый путь. Неужели наши предки были такими тупыми, что не имели никаких представлений о преимуществе прямого пути?

А теперь о самом главном. Я уверен, что сказитель знал о том, что тьма – это очень конкретное число, но он заменил слово синонимами, указывающими на беспросветную черноту. Скорее, это указание на ту угрозу, которая нависла над страною в целом в связи с оккупацией России Романовыми.

Чернигов, видимо, в силу своего названия, указывающего на черное, темное, оказался почему-то тем центром, из которого управляли Тьмутараканью. Если Тмутаракань это нынешняя Астрахань или нынешний Таманский полуостров, то какие расстояния отделяют их от Чернигова? Как же управлялись князья с руководством такими отдаленными территориями? Или там находились летние резиденции черниговских князей? И не потому ли автор-сказитель использовал другие корни, чтобы сказать о нависшей угрозе.

Давайте разбираться вместе. Угроза Киеву шла с севера. И действительно, при Екатерине Великой, этой просвещенной императрице, состоявшей в переписке с именитыми европейскими философами, в Малороссии было установлено крепостное право. Вообще, самые дикие формы закрепощения в России связаны с династией Романовых. Закрепощение Малороссии – это апофеоз. В те же годы, когда Северные Соединенные Штаты не без участия российской императрицы получили независимость, народ России – ужесточение крепостной зависимости.

Еще интересный эпизод в связи с этой былиной. Между Черниговом и Киевом на прямоезжей дороге указаны такие пункты, которые свидетельствуют совсем о другом. Что это за пункты, памятные топонимы прошлого?

Это гора у Черной Грязи.

Это береза покляпая, то есть согнутая.

Это речка Смородина.

Это Крест Леванидов.

Вот там-то и сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Через пятьсот верст прямоезжею дорогою от Киева к северу будет примерно стоять Москва. Все зависит от того, какую шкалу принять. Напомню, что при Петре Первом верста стала 500 саженей, это около 2 км, а до него была 700 саженей, а еще раньше – 1000. Не указывает ли былина, что Соловей-то Разбойник сидит не где-то, а непосредственно в Москве, только цензоры и комментаторы этого не заметили. Или не захотели заметить?

В комментарии читаем:

«Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст». Представление о пути следования Ильи у поздних сказителей весьма туманное: от Чернигова до Киева расстояние по прямоезжей дороге оказывается в пятьсот верст, на самом же деле оно менее ста двадцати верст. Илья должен ехать в Киев мимо какой-то Грязи Черной и Креста Леванидова. Древние былины помнят путь Ильи из Мурома через леса Брынские (то есть Брянские, дебрянские, дремучие) и черные Грязи Смоленские. О Москве, поскольку она возвысилась позднее, былина не вспоминает».

Вот такой комментарий. Обращаю внимание, что Смоленск с его Черными Грязями вообще не по пути, это крюк в лишнюю сотню верст, да не одну. Похоже, что автор намекает проницательному читателю (Помните о таком из курса русской литературы ХIХ века?), что царская династия, ставшая по сути для России Соловьем Разбойником, вышла как раз из тех мест и зацепилась на речке Смородине.

Речка Смородина (Смородинка) довольно часто встречается и в сказках, и в былинах. Именно так до начала строительства столицы империи Москвы называли Москву-реку. Встречаются упоминания, что Неглинка впадала в Смородину. Кстати, смородина – очень вкусная ягода, без кустов которой не обходится ни один садовый участок в России, как ни один дом не обходится без смородинного варенья или наливки. В словаре Даля смородина дана в гнезде слова смородъ – смрад, вонь, сильный запах, гарь, угар, чад, дано уточнение, что черная ягода стала смородиной от резкого, удушливого запаха куста и ягод. Но удивительно не это, а то, что в немецком такую ягоду называют Johannisbeere, буквально ягода Иоханна, Йоханна. Почему? Не потому ли, что ханы-цари Иваны строили Москву на речке, прославленной смородиной?

А Крест Леванидов – это, похоже, символ Западной Европы, католический крест. Леванидов – принадлежащий Ливонии, той самой, с которой собирался воевать Иван Грозный, но из-за смуты в Москве отказался от замысла. Сегодня с Ливонией соотносят Литву, однако так называемые ливонские писатели и просветители проживали не в Прибалтике, а в Голландии.

Крест Леванидов упомянут, видимо, потому, чтобы указать, что Романовы победили в борьбе с регулярной армией-ордой и возвысились над Россией в результате помощи стран Западной Европы. На мой взгляд, на это указывает герб города Владимира, утвержденный Екатериной Второй в 1781 году: лев, встающий на дыбы, держит в правой лапе серебряный католический крест. Свирепая пасть льва на старых гербах заменена почти человеческим лицом, на голове льва железная корона. Карикатурный лев указывает на Леванидов крест.

А фраза сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын тоже указывает на прозападную ориентацию Романовых.

Одихмантьев, где о – это приставка-корень со значением вокруг, около, со всех сторон; дих – это дикий, от чего одышка, отчего трудно дышится, что стесняет дыхание; мант – это немецкий корень Mann, мужчина, человек, а это символ Западной Европы. Сравните: вариант этого слова басурман, сборщик налогов и податей. Однако авторы могли указать и на мантию – один из атрибутов царской власти, тогда мантия – пальто из дорогих мехов, от которых нет возможности дышать.

Вот она, зверская сущность самодержавной власти, и проявляется во всей полноте.

Удивительно, что в былине не признали острую сатиру на самодержавие в России. Кажется, я знаю почему. Публикация былин относится к 70-м годам ХIХ века. К этому моменту появилось немало явной критики самодержавия, особенно в Европе, потому на этот жанр, да еще на скрытую форму, просто не обращали внимания, а вопросом на засыпку, где сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын, видимо, никто тогда не задавался.

Источник

Пространство
русских сказок и былин

Обучающий лингвокультурологический
проект ИРЯиК МГУ

Илья Муромец

Илья Муромец — былинный герой, самый известный русский богатырь, сильный и смелый защитник земли русской

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник — былинный персонаж, лесное чудовище, которое своим свистом поражает всё живое

Князь Владимир

Князь Владимир — исторический персонаж, киевский князь, глава русского государства в Х веке. В былине показан нерешительным, слабым и подозрительным

Муром

Муром — город Муром

Карачарово

Карачарово — село Карачарово, недалеко от Мурома

Киев — город, стольный Киев-град — столичный город

Чернигов

были́ны

были́ны — это эпические песни русского народа о героических подвигах богатырей

богатырь

богатырь — сильный, мужественный, храбрый и справедливый защитник русской земли от врагов

мо́лодец

мо́лодец — сильный, смелый мужчина

церковь

заутреня

заутреня — церковная служба, которая проходит рано утром

обеденка

обеденка — обедня, церковная служба, которая начинается не позднее 12 часов дня

ворон

ворон — большая чёрная птица, чёрные вороны в былине — символ вражеской злой силы

войско

войско — историческое название армии князя

воевода

воевода — глава войска

зверь

зверь — животное. В этой былине страшное и опасное

берёза

пала́ты

пала́ты — дворец князя, жилые помещения, самая большая комната, палаты из белого камня

те́рем

те́рем — красивый дом в древней Руси

богатырский конь

белокаменные пала́ты

белокаменные пала́ты — палаты из белого камня

буйная голова

буйная голова — голова у человека, который сам спокойно не живёт и другим не даёт, который постоянно рискует, никого и ничего не боится

черным-черно

черным-черно силушки — очень много врагов

по-соло́вьему

по-соло́вьему (свистеть) — свистеть как соловей

по-звери́ному

по-звери́ному (кричать) — кричать как зверь

в полсвиста

в полсвиста — свистеть не в полную силу

в полкрика

в полкрика — кричать не в полную силу

Русь — земля русская

Главная chevron_right Русские народные былины chevron_right Илья Муромец и Соловей Разбойник

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Уровень

Илья Муромец — былинный герой, самый известный русский богатырь, сильный и смелый защитник земли русской

Соловей-разбойник — былинный персонаж, лесное чудовище, которое своим свистом поражает всё живое

Князь Владимир — исторический персонаж, киевский князь, глава русского государства в Х веке. В былине показан нерешительным, слабым и подозрительным

Географические названия

Муром — город Муром
Карачарово — село Карачарово, недалеко от Мурома
Киев — город, стольный Киев-град — столичный город
Чернигов — город

Имена существительные
Были́ны — это эпические песни русского народа о героических подвигах богатырей,
богатырь — сильный, мужественный, храбрый и справедливый защитник русской земли от врагов
мо́лодец — сильный, смелый мужчина
церковь
заутреня — церковная служба, которая проходит рано утром
обеденка — обедня, церковная служба, которая начинается не позднее 12 часов дня
конь — лошадь
ворон — большая черная птица, чёрные вороны в былине — символ вражеской злой силы
войско — историческое название армии князя
воевода — глава войска
зверь — животное. В этой былине страшное и опасное
берёза
пала́ты — дворец князя, жилые помещения, самая большая комната, палаты из белого камня
лук
те́рем — красивый дом в древней Руси

Глаголы
(найдите значениям в словаре)

Успевать — успеть
сражаться — сразиться
кричать — закричать
свистеть — засвистеть,
стрелять — выстрелить
приветствовать — поприветствовать
обманывать — обмануть
рычать — зарычать
прятаться — спрятаться

Устойчивые словосочетания

брать/взять в плен
устоять на ногах
отрубить голову

Имена прилагательные

Наречия

черным-черно силушки — очень много врагов
по-соло́вьему (свистеть) — свистеть как соловей
по-звери́ному (кричать) — кричать как зверь
в полсвиста — свистеть не в полную силу
в полкрика — кричать не в полную силу

Адаптированный текст

В один прекрасный день сильный и мужественный богатырь Илья Муромец выехал из дома родного, из села Карачарова, и поехал в Киев сражаться за землю родную, за князя Владимира. Утром он был на утренней службе в церкви в городе Муроме, а уже к обедне планировал приехать в Киев.

«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град».

Дорога шла через город Чернигов. Когда Илья подъехал к Чернигову, то увидел, что окружили город войска вражеские, как чёрные вороны.

«У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона».

Сразился Илья с тем войском и победил его.

Жители города Чернигова просили богатыря стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил показать ему дорогу в Киев. Узнал Илья, что в Киев ведут две дороги: длинная и короткая. Но по короткой дороге никто не ходит и не ездит, потому что там сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, который свистит как соловей, рычит как зверь. Он рычит и свистит так страшно, что всё живое вокруг погибает.

«А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, —
А что есть людей — то все мертвы лежат».

Была и другая дорога, безопасная. Но была она в два раза длиннее.

«Прямоезжею дороженькой — пятьсот есть вёрст,
А й окольноей дорожкой — цела тысяча».

Поехал Илья на своём коне богатырском прямой дорогой. Быстро проехал через реки и горы.

Подъехал Илья к высокой берёзе. Увидел его Соловей-разбойник да как засвистит, да как закричит! Даже конь богатырский не мог идти дальше. Выстрелил Илья из своего лука Соловью-разбойнику прямо в глаз. И упал тот на землю.

«Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,
Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному. »

Взял Илья Муромец Соловья-разбойника в плен и поехал дальше своей дорогой.

Когда наш богатырь приехал в Киев, князь Владимир обедал. Илья оставил на улице своего коня и Соловья-разбойника, вошёл в палаты белокаменные, поприветствовал князя и всех его гостей. Начал князь расспрашивать мо́лодца, откуда он, как его зовут и кто его родители.

Рассказал Илья князю Владимиру, что ехал он из родного города Мурома в стольный город Киев по короткой дороге. Не поверил Илье князь, сказал, что тот обманывает его и в глаза смеётся. Знает князь Владимир, что около Чернигова стоит вражеское войско, что там птица не пролетит, зверь не пробежит, да и воин на коне не проедет. А дальше на этой дороге, на высокой берёзе, сидит Соловей-разбойник.

«Говорил ему Владимир таковы слова:
— Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!»

Рассказал тогда Илья князю о своих победах. И захотел Владимир посмотреть на Соловья-разбойника.

«Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.
Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
— Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному».

Засвистел злодей по-соловьиному, зарычал по-звериному. От его свиста соловьиного, от его рыка звериного терема наклонились, а люди «. все мертвы лежат».

Испугался князь Владимир, спрятался под шубой. Только Илья устоял на ногах. Сел он на коня, вывез Соловья-разбойника в поле и отрубил ему буйную голову со словами:

«Хватит тебе свистать да по-соловьему, кричать да по-звериному,
Хватит тебе слезить да отцов-матерей,
Хватит тебе вдовить да жен молодыих и сиротать да малых детушек».

И стали после этого все называть Илью Муромца первым богатырём русским.

Адаптация текста Т.В. Шарикова

Илья Муромец — это не вымышленный персонаж, а реальный человек, ставший героем былин.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в крестьянской семье.

С детства и до 33 лет Илья был парализован, не мог ходить, а потом чудесным образом выздоровел.

Много лет служил Илья Муромец в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Всегда был первым богатырём в борьбе с врагами.

«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».

Однажды в бою Илья был тяжело ранен. Ушёл в монастырь и стал монахом.

Умер Илья Муромец примерно в 1188 году, примерно на 45-м году жизни.

Русские люди до сих пор чтут память славного богатыря, святого Ильи Муромца.

Источник

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Короткое содержание и анализ

Название:Илья Муромец и Соловей-разбойник
Автор:
Год написания:примерно XIV век
Год издания:
Жанр:Былина
Направление:Русский фольклор

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Илья Муромец — один из трех русских самых известных русских богатырей, наряду с Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем. Их образы неоднократно использовались в русской культуре: литературе, кинематографе, живописи. Например, эти три фольклорных героя изображены на знаменитой картине В. Васнецова «Богатыри». Образы богатырей, история их жизни и подвигов раскрывается в произведениях эпического жанра русского фольклора — былинах.

Место и время действия

Действие разворачивается в эпоху Древней Руси, до монголо-татарского нашествия, то есть примерно в X – XII веках.

В тексте фигурирует Князь Владимир, что, на первый взгляд, могло бы ограничить датировку периодом его правления — концом X–началом XI века. Дело происходит после крещения Руси в 988 году, так как в тексте упоминаются заутреня (народное название раннего богослужения) и обедня (народное название литургии).

Однако фольклористы указывают, что Владимира, персонажа былин киевского цикла, не следует отождествлять с реальной исторической личностью, а значит и соотносить время действия в былине с периодом его правления — некорректно. Датировка остается размытой, определить её более точно не представляется возможным.

Действие происходит в «неназванном» государстве, но по монархическому государственному образованию (княжеству под управлением князя) и географическим названиям населенных пунктов легко определить Русь.

Былины киевского цикла, к которому относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», объединены местом действия — городом Киевом, столицей древнерусского государства.

Помимо Киева, события былины разворачиваются ещё в нескольких реальных городах Древней Руси: городе Муроме и находящемся в его окрестностях селе Карачарово, родине Ильи Муромца, а также городе Чернигове.

Основные события происходят на пути между Киевом и Черниговом (то есть на территории современной Украины). В тексте присутствует гидроним — река Смородина, возле которой по сюжету былины и промышляет Соловей-разбойник. Это мифическая река, не соотносится с каким-либо реально существующим водоёмом.

Река Смородина упоминается в славянской мифологии как граница «мира живых» и «мира мертвых», считается аналогом Стикса из древнегреческой мифологии.

Некоторые лингвисты связывают это название с рекой Самарой, протекающей недалеко от Киева. Но есть и другая версия: название реки Смородина происходит от слова «смород», что значит «смрад», «сильный, неприятный запах».

Подробный пересказ содержания былины с цитатами

«Из того ли то из города из Мурома, из того ли то села Карачарова» отправился в дорогу добрый молодец Илья. Путь его лежал в Киев. Герой отстоял заутреню в Муроме, а в стольном граде планировал быть к «обеденке».

«Заутреня» и «обедня» — народные названия церковных служб. Первая проходила очень рано утром, вторая — в первой половине дня, перед обедом.

На пути его лежал славный град Чернигов, возле которого стояли полчища врагов, т.е. город был в осаде.

И никто не пройдет через эту «силушку великую», ни зверь не проскочит, ни человек.

Одолел Илья Муромец врагов и въехал в Чернигов. Местные мужики, вдохновленные его подвигом, предлагают ему остаться в городе воеводою. Илья отказывается.

«Не пойду я к вам в Чернигов воеводою».

Спрашивает Илья у мужиков кратчайший путь до Киева («дорожку прямоезжую»). Предостерегают черниговцы богатыря, говоря, что прямоезжая дорога «заколдована, да замуравлена» — опасен путь по ней, а потому пешком её никто не прохаживал и на добром коне не проезживал.

«Да у той ли речки у Смородины,

У того креста у Леванидова»

Сидит во сыром дубу «Соловей‑разбойник Одихмантьев сын».

Наводит он ужас на округу, свистит по-соловьиному, да кричит по-звериному, да так, что травы загибаются, цветы осыпаются, деревья к земле приклоняются, а люди, что поблизости очутились, замертво падают.

Есть на Киев и другая дорога — длинная, ехать по ней 1000 верст, а «прямоезжею», через Соловья-разбойника — 500 верст.

Поехал Илья Муромец короткою дорогою, проезжает горы и реки, конь с его холма на холм перескакивает, подъезжает к речке Смородине.

«Засвистал‑то Соловей да и по‑соловьему,
Закричал злодей‑разбойник по‑звериному,
Так все травушки‑муравы уплеталися,
Да и лазуревы цветочки отсыпалися,
Темны лесушки к земле вси приклонилися»

Конь его богатырский поубавил прыть. Берет Илья плеточку и стегает коня. Говорит ему:

Али ты идти не хошь, али нести не мошь?
Что ты на корни, собака, потыкаешься?

Достает Илья Муромец лук, натягивает тетиву и стреляет в Соловья-разбойника, попадает в правый глаз. Потом спустил разбойника на землю, пристегнул его к стремени и повез в Киев.

В гнезде Соловья-разбойника находились три его дочери. Увидели они своего отца с Ильей Муромцем. Первым двум показалась, что это отец на коне едет и «везет он мужичища-деревенщину, Да у правого у стремени прикована».

Лишь третья разглядела, что дело обстоит наоборот — это их отец пристегнут к стремени богатырского коня, и у него выбит глаз.

«Едет мужичища‑деревенщина,
Да и сидит, мужик, он на добром кони,
Да и везет‑то наша батюшка у стремени,
У булатного у стремени прикована.
Ему выбито‑то право око со косицею»

С подачи младшей дочери сестры призывают на помощь своих мужей — зятьёв Соловья, просят их взять «рогатины звериные» и бежать бить «мужичищу-деревенщину».

«Эти мужевья да их любимые,
Зятевья то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные
Да и бежали‑то они да и во чисто поле
К тому ли мужичищу‑деревенщине,
Да хотят убить‑то мужичища‑деревенщину»

Говорит Соловей-разбойник своим зятьям, чтобы побросали они рогатины, предлагает задобрить богатыря, пригласить его в гости в соловьиное гнездышко, угостить яствами, медом, да осыпать дарами.

Зятья Соловья-разбойника так и хотят поступить, но Илья не обращает на них внимания, скачет дальше вместе с Соловьем, пристегнутым к стремени, и прибывает в город Киев, въезжает на княжий двор. Из церкви выходит князь Владимир.

«Он пришел в палату белокаменну». Князь приступает к трапезе, приглашает к столу Илью Муромца.

«Они сели есть да пить да хлеба кушати,
Хлеба кушати да пообедати»

Муромец остановил коня посреди двора, вошел в палаты княжеские, отвесил правителю киевскому троекратный поклон.

Князь спрашивает героя, как его зовут, кто он такой и откуда будет. Богатырь представляется.

«Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!»

Спрашивает князь, как долго ехал Илья до Киева и какой дорогою. Говорит богатырь, что заутреню стоял ещё в Муроме, держал путь через Чернигов, а оттуда коротким путем, мимо речки Смородины.

Удивился князь, не поверил Илье. Правителю было известно, что стоят у Чернигова вражеские силы и про Соловья-разбойника правитель был в курсе. Как же Илья Муромец добрался до Киева опасной такой дорогой, да живым остался?

Отвечает ему Илья Муромец:

Встает князь из-за стола, накинул шубку да соболью шапку и вышел во двор посмотреть на Соловья-разбойника. Просит князь его посвистеть.

Говорил‑то ведь Владимир‑князь да таковы слова:

— Засвищи‑тко, Соловей, ты по‑соловьему,
Закричи‑тко, собака, по‑звериному.

Соловей-разбойник отказывается и отвечает, что будет выполнять только приказы Ильи. Тогда с теми же словами обращается к нему Муромец. Просит свистеть его не в полную силу. Упрямится Соловей, хитрит, говорит, что от ран лишился он сил, да не может засвистеть. Просит поднести ему чару «зелена вина».

«Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да уста мои сахарни порасходятся,
Да тогда я засвищу да по‑соловьему,
Да тогда я закричу да по‑звериному».

Обращается Илья к Владимиру, чтобы тот поднес Соловью «зелена вина». Отправляется Владимир в горенку, наливает немаленькую чару, объемом в полтора ведра. Подносят вино Соловью. Он всё выпил, восстановил силы да как засвистит, что всё вокруг стало рушиться, а люди погибать. Князь шубкой укрывается, а Илья Муромец вывез Соловья в чисто поле и срубил ему голову.

Характеристика героев

В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.

Илья Муромец

В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.

Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян («мужичишко-деревенщина»).

Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.

Соловей-разбойник

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Отрицательный персонаж, зло, представленное в виде человекообразного существа, напоминающего птицу. Дом Соловья-разбойника находится на дубе и называется «гнездом». Герой обладает сверхспособностью: мощный свист и рык Соловья несут разрушительную силу. Фантастический герой, олицетворяющий зло и угрозу общественному благополучию, — мифологизированный образ врага. Соловей-разбойник хитер и изворотлив.

Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.

Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.

Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.

О возможных прототипах

В летописях упоминается эпизод о некоем разбойнике по имени Могула, которого изловили и доставили к князю Владимиру. Он запомнился сильным криком. Высказывается предположение, что он мог быть прототипом «Соловья-разбойника».

В 40-е годы XIX века на страницах «Новгородских губернских ведомостей» была опубликована обнародованная исследователем Н. Мельковым легенда из рукописного источника XVII века. В ней говорилась о двух «мордвинах»: одного звали Скворцом, а второго Соловьем. Иногда происхождение фольклорного образа сопоставляют с ней.

Князь Владимир

Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.

Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.

Второстепенные персонажи

Дочери и зятья Соловья-разбойника появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести. Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».

Народ (черниговцы и киевляне) — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.

Анализ былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника

Происхождение

Былина — фольклорное произведение эпического жанра. Истоки былинных сюжетов — рассказы, поверья, мифы, древние легенды русского народа. Формирование сюжета произведения «Илья Муромец и Соловей разбойник» исследователи относят третьему Владимиро-Суздальскому периоду (XIV век). Для произведений устного народного творчества характерны различные варианты текста с общим сюжетом.

Поскольку былина относится к Киевскому циклу, «родом» сюжет, вероятно, из южных и центральных русских земель. В XIX веке считалось, что большинство сюжетов русских былин утеряно, однако, как выяснилось, они сохранились на Русском Севере. Большинство былин Новгородского, Киевского, и других циклов были записаны от северных сказителей. Широко известно имя Трофима Григорьевича Рябинина.

Что такое обеденка в былине. Смотреть фото Что такое обеденка в былине. Смотреть картинку Что такое обеденка в былине. Картинка про Что такое обеденка в былине. Фото Что такое обеденка в былине

Считающийся каноническим текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» от Трофима Рябинина записал ученый-славист A. Ф. Гильфердинг 8 июля 1871 года в Кижах.

Кижи — остров в Онежском озере, в Республике Карелия. Благодаря памятникам деревянного зодчества считается всемирно известной достопримечательностью, имеет статус музея-заповедника

Тексты, записанные Гильфердингом на территории современной Карелии, были изданы в 1873 году в сборнике «Онежские былины» уже после смерти фольклориста.

Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) — русский ученый, лингвист, историк, фольклорист немецко-польского происхождения, член Императорской Академии Наук.

Жанровые и стилистические особенности

Одной из жанровых особенностей былины как эпического произведения считается героическая или историческая составляющая в сюжете. Это тексты, рассказывающие о событиях и подвигах прошлого. В рассматриваемой былине героическое событие — победа богатыря Ильи над Соловьем-разбойником.

Эпитетами могут быть как прилагательные (добрый конь, сыра земля, стремечко булатное), так и существительные (травушка-мурова, мужичишко-деревенщина)

Гипербола — художественное преувеличение, один из основных приёмов для былинных сюжетов. Качества героев, масштабы, эффект, произведенный их действиями, намеренно преувеличены.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» гипербола используются в описании победы Ильи над вражеской черной силой под Черниговом, например: «черным черно, как черна ворона» (очень много).

Гипербола применяется в характеристике силы соловьиного свиста: «… все травушки-муравы уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются». В финале произведения разбойнику подносят «немалу чашу — полтора ведра» — это тоже гипербола.

Структура и композиция

Сюжет былины изложен последовательно, описывается путешествие главного героя, включающее три этапа (путь от Карачарово до Чернигова, от Чернигова до Киева и пребывание в Киеве), на каждом этапе события постепенно раскрывают образ героя, его характер, мотивы поступков. В структуре повествования можно выделить элементы традиционной композиции:

Какие темы поднимает?

Основная тема — защита русской земли.

Былинные тексты, как правило, имеют патриотическую направленность. В них воспевается Русь-матушка, отражается уклад жизни и русский характер. На протяжении почти всей своей истории с незапамятных времен Русь, Россия вела войны, сражалась с врагами, отражала набеги захватчиков. Богатырь – мифологизированный, героизированный образ русского воина. Основная тема фольклорного произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — защита русской земли.

Борьба добра со злом

Для русских былин характерно четкое разграничение двух противоборствующих сторон, при этом добро всегда побеждает зло. Два центральных героя произведения — Илья Муромец и Соловей разбойник — представляют два полюса: добро и зло. Добрый герой призван устранить источник бедствий русского народа. У каждого из персонажей есть своя свита. На стороне Ильи Муромца выступает весь русский народ. На стороне Соловья-разбойника — его семья: дочери и зятья. На стороне Ильи заметный перевес в поддержке.

Сила духа русского народа

«Богатырская наша сила, сила духа и сила воли», — напишет XX-м столетии известный советский поэт Николай Николаевич Добронравов, обращаясь к фольклорным образам. Внутренняя сила человека — одно из главных качеств русского характера, воспетых былинами. Богатыри — это не просто «силачи», это стойкие люди, обладающие силой духа, без которой сама по себе физическая сила не так важна. Богатырь Илья Муромец в сражении с Соловьем-разбойником не демонстрирует какой-то сверхсилы, его поступки — это скорее проявление силы духа и доблести.

Образ Ильи Муромца — это средоточие лучших качеств русского народа. В былине показано, что спасение русской земли не в ее правителях, а в обычных людях, добрых, доблестных и отважных, коими она полнится.

Природа в былине

Жители Древней Руси очень близки к природе, они в ней жили. Во многих сохранились верования в силы природы от недавнего язычества. В былине нет описаний природы, но она присутствует в ней то упоминанием о звере, который «не прорыскивает», или о вороне, который «не пролетывает». Травушка-мурава, цветочки лазоревые, лесушка звучат рефреном в былине, помогают понять восприятие мира человеком Древней Руси. Соловей-разбойник, представитель зла, своим свистом губит не только людей, но и природу, нарушая её гармонию.

Экранизации

Мотивы былины и образы её главных героев неоднократно воплощались в отечественном кинематографе и мультипликации. Художественный фильм-сказка «Илья Муромец», снятый Александром Птушко в 1954 году, объединяет мотивы нескольких фольклорных сюжетов о русском богатыре, в том числе и былины «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Одноименные мультфильмы, основанные на сюжете былины, в СССР и России создавались дважды.

Рисованный мультфильм режиссера Ивана Аксенчука по сценарию Михаила Волгина вышел в 1976 году, является продолжением мультфильма «Илья Муромец. Пролог» (1975).

В 2007 г. выпущен мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» режиссера Владимира Торопчина, позиционируется как вторая часть трилогии о русских богатырях. Сюжет мультипликационного фильма многим отличается от фольклорного оригинала, дополнен сюжетами и событиями, которых нет в классическом тексте, однако основная фабула сохранена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *