Что такое объект и субъект в русском языке
Мысли и заметки
ГРАММАТ И ЧЕСКИЙ СУБЪ Е КТ ← ← ↔ → → ГРАММАТ И ЧЕСКИЙ ОБЪ Е КТ
СУБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ ← ← ↔ → → ОБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ (Handlung)
Рассм о трим (= Проанализ и руем Р; „сделаем анализ“) элемент а рный прим е р (= очень простой пример):
РАБ О ЧИЕ СТР О ЯТ ДОМ. (Раб о чий (Substantiv; Arbeiter) – раб о чие (Nom. Plur.); Стр о ить – bauen)
В этом предложении (Satz) “Рабочие” (Nom.) – граммат и ческий субъект, “строят” – предик а т, а “дом” (Akk.) – граммат и ческий объект. В н е которых случаях для анализа предложений кроме т е рминов (Fachausdruck, Terminus) “грамматический субъект” и “грамматический объект” большое значение имеют понятия (Begriffe) “субъ е кт д е йствия” (или “лог и ческий (logisch) субъект” ) и “объ е кт д е йствия” (или “лог и ческий объект” ). С п о мощью (mit Hilfe) этих понятий мы анализируем реальную ситуацию, которая отраж а ется (wird widerspiegelt), оп и сывается (wird beschrieben) в предлож е нии.
CУБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ – это лиц о (Person) или предмет (Gegenstand, Objekt), который соверш а ет д е йствие (Handlung) (= активно действует, (handeln, fungieren) “делает” действие) в ре а льной ситу а ции. Субъект всегда “акт и вен”.
ОБЪ Е КТ Д Е ЙСТВИЯ – это лицо или объект, над (über, an) которым в реальной ситуации соверш а ет (= “делает”) своё д е йствие субъект. Объект всегда “пасс и вен”.
В предложении “Рабочие строят дом”
→ → → → → → → Грамматический субъект (Nominativ)
РАБОЧИЕ
→ → → → → → → Грамматический объект (Akkusativ)
В русском языке соотнош е ние (Verhältnis, Wechselbeziehung) в реальной ситуации между “активным субъектом” и “пассивным объектом” может быть в ы ражено (ist ausgedrückt) и другим сп о собом (Art und Weise), в форме так назыв а емой (so genannt) пасс и вной констр у кции:
ДОМ СТР О ИТСЯ РАБ О ЧИМИ.
→ → → → → → Граммат и ческий субъект (Nominativ)
УЧЁНЫЕ ИССЛ Е ДУЮТ ПРИР О ДУ. (Учёный (Subst.; Wissenschaftler) – учёные (Nom. Plur.); Иссл е довать – erforschen; Прир о да – Natur)
→ → → → → → → → → Граммат и ческий субъ е кт (Nominativ)
УЧЁНЫЕ
→ → → → → → → → → Субъ е кт д е йствия , лог и ческий субъ е кт, “акт и вный субъект”
→ → → → → → → Грамматический объект (Akkusativ)
ПРИР О ДУ
ПРИР О ДА ИССЛ Е ДУЕТСЯ УЧЁНЫМИ
→ → → → → → → Граммат и ческий субъект (Nominativ)
ПРИРОДА
А теп е рь самосто я тельно (selbständig):
ТУР И СТЫ Ч А СТО ПОСЕЩ А ЮТ (besuchen) ЭТОТ СТАР И ННЫЙ Г О РОД
ЭТОТ СТАР И ННЫЙ Г О РОД Ч А СТО ПОСЕЩ А ЕТСЯ ТУР И СТАМИ
ПЁТР П Е РВЫЙ ОСНОВАЛ ПЕТЕРБ У РГ В НАЧ А ЛЕ XVIII-ОГО В Е КА (Осн о вывать // основ а ть – gründen)
Пётр П е рвый = (а) ………………………………………………………………………
Петербург – (а) …………………………………………………………………………
ПЕТЕРБУРГ БЫЛ ОСН О ВАН ПЕТР О М П Е РВЫМ В НАЧ А ЛЕ XVIII-ОГО ВЕКА (Осн о ван – кр а ткая ф о рма (Kurzform) пасс и вного прич а стия (Partizip) прош е дшего вр е мени (Vergangenheit))
Петр о м П е рвым = ………………………………………………………….
ХРИСТОФ О Р КОЛ У МБ ОТКР Ы Л АМ Е РИКУ В 1492- О М ГОД У
Христофор Кол у мб = (а) …………………………………………………………………
Ам е рику = (а) …………………………………………………………………………..
АМЕРИКА БЫЛ А ОТКР Ы ТА ХРИСТОФ О РОМ КОЛ У МБОМ В 1492-ОМ ГОДУ
Христофором Колумбом = …………………………………………………………….
ВСЕ ПРИК А ЗЫ ПО УНИВЕРСИТ Е ТУ ПОДП И СЫВАЕТ Р Е КТОР (Прик а з – Verordnung, Befehl; Подп и сывать // подпис а ть – unterschreiben)
ВСЕ ПРИКАЗЫ ПО УНИВЕРСИТЕТУ ПОДП И СЫВАЮТСЯ Р Е КТОРОМ
БИБЛИОТ Е КАРЬ ВЫДАЁТ КН И ГИ. (Выдав а ть // в ы дать – ausgeben)
КНИГИ ВЫДА Ю ТСЯ БИБЛИОТЕКАРЕМ
ВО Е ННЫЕ ПРОВ О ДЯТ ИСПЫТ А НИЯ Н О ВОГО ОР У ЖИЯ (Во е нный (Subst.; Militär, Militärperson) – во е нные (Nom. Plur.); Провод и ть // провест и – durchführen, ausführen, vornehmen; Испыт а ние – Versuch, Test; Ор у жие – Waffe)
ВО Е ННЫМИ ПРОВ О ДЯТСЯ ИСПЫТ А НИЯ Н О ВОГО ОР У ЖИЯ
Д Е НЬГИ ТР А ТИТ ЖЕН А
ДЕНЬГИ ТР А ТЯТСЯ ЖЕН О Й
Р а ньше на этом зав о де выпуск а ли холод и льники и стир а льные маш и ны, а теперь из гот о вых дет а лей собир а ют кор е йские автомоб и ли м а рки „Kia“. (Выпуск а ть // в ы пустить –herstellen, produzieren; Стир а льная маш и на – Waschmaschine; Гот о вый – fertig; Собир а ть – montieren, zusammenbauen)
„ОНИ“ ВЫПУСК А ЛИ ХОЛОД И ЛЬНИКИ И СТИР А ЛЬНЫЕ МАШ И НЫ („Они“ – неопределённый (unbestimmt) субъект в русском языке; „Они“ ≈ рабочие, инженеры, руковод и тели завода)
Холодильники и стиральные машины =
„ОНИ“ СОБИР А ЮТ КОРЕЙСКИЕ АВТОМОБ И ЛИ
Корейские автомобили =
Р а ньше на этом зав о де выпуск а лись холод и льники и стир а льные маш и ны, а теперь из гот о вых дет а лей собир а ются кор е йские автомоб и ли м а рки „Kia“.
„ И МИ“ ВЫПУСК А ЛИСЬ ХОЛОД И ЛЬНИКИ И СТИР А ЛЬНЫЕ МАШ И НЫ
Холодильники и стиральные машины =
„ И МИ“ СОБИР А ЮТСЯ КОРЕЙСКИЕ АВТОМОБ И ЛИ
В чем разница между субъектом и объектом
Все люди, получившие высшее образование, проходили за время обучения базовый курс философии и формальной логики, поэтому принято считать, что они владеют терминологией, связанной с абстрактным мышлением и построением логических связей между различными предметами. Однако, как показывает практика, даже обладатель диплома о высшем образовании зачастую не знает, в чем разница между субъектом и объектом. Статья поможет ликвидировать этот пробел, объяснив простыми словами, чем отличаются друг от друга эти теоретические понятия философии.
Объект
В любой современной науке, имеющей собственную теоретическую базу, объектом называется вещь или абстрактная категория, на которую направлено определенное действие. Объект может быть одушевленным лицом, или абстрактным понятием. Он всегда имеет отличительные признаки, помогающие выделить его из других аналогичных вещей, и постоянно находится в системе объективной реальности.
Субъект
Субъектом может называть конкретный индивид, или группа из нескольких лиц, которая оказывает определенное воздействие на конкретный объект. Определение субъекта в разных отраслях знания может меняться в частностях, но суть его активной позиции по отношению к окружающей реальности всегда остается неизменной: любой субъект обладает возможностью активно воздействовать на объекты, составляющие объективную реальность, меняя таким образом картину мира.
Основные отличия субъекта от объекта
Чтобы быстро отличать в различных контекстах субъект от объекта следует запомнит несколько его основных отличий:
Проще и быстрее всего отличать субъект от объекта по направленности действия. Если оно направлено в сторону предмета, то это будет объект, если оно исходит от того или иного одушевленного предмета, то этот предмет является субъектом.
Что такое объект и субъект в русском языке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
КАК ВЫРАЖАЕТСЯ СУБЪЕКТ В РУССКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
В модели русского предложения субъект занимает позицию подлежащего и стоит в именительном падеже: Я иду в университет. Петя гуляет по городу.
Однако есть и другие способы выражения субъекта, которые представляют трудность для иностранных учащихся.
В русском языке субъект может выражаться по-разному. Самая привычная конструкция – это когда субъект стоит в форме именительного падежа.
(1) Вера работает в университете.
При этом субъект мы понимаем широко. Это не только лицо (деятель, участник активного действия), но и предмет, а также абстрактные понятия.
(4) У сестры есть собака – родительный падеж
Когда субъект выражается родительным падежом, как в конструкциях У КОГО ЕСТЬ ЧТО и У КОГО НЕТ ЧЕГО: Завтра у Лены день рождения, давайте купим ей подарок. Я знаю, что у преподавателя нет этой книги.
Такие конструкции особо оговариваются в момент изучения того или иного падежа. Или вначале вводятся лексически, т.е. без объяснения (чтобы сразу обеспечить элементарную коммуникацию с помощью фраз Меня зовут …; мне нравится). На определенном этапе все способы выражения субъекта обобщаются. Можно предложить упражнения на отработку и закрепление этих форм. В качестве итогового может быть задание такого типа:
Чем отличается объект от субъекта?
Уникальной чертой человеческого разума является способность к абстрактному мышлению. Намного проще рассуждать о вещах, которые мы можем увидеть своими глазами, чем о тех, что не существуют в физическом плане. Термины «объект» и «субъект» как раз относятся к таким. Хотя мы сталкиваемся с этими понятиями ежедневно, мало кто может объяснить, что это такое и в чем разница между объектом и субъектом.
Что такое объект?
Единственная общая особенность для объекта и субъекта заключается в том, что оба понятия встречаются во многих сферах. В зависимости от этого они приобретают специфические значения. Объект – в первую очередь категория из области философии. Она показывает, на что именно направлена деятельность субъекта или же наблюдателя. Объект присутствует в вымышленном или реальном мире. Он может быть абстрактным понятием, явлением, предметом либо одушевленным лицом. Для объекта характерно наличие имени и отличительных признаков, с помощью которых его можно выделить среди прочих аналогичных вещей.
Бывают космические, технические и другие объекты. В этих значениях чаще всего речь идет о физических телах. Особое положение термин занимает в сфере права. Например, объект спора, собственности, налогообложения, правонарушения и т.п. В каждой науке есть определенный объект – то есть то, что эта наука изучает. Например, в астрономии – космические тела, в географии – земная поверхность, в истории – прошлое человечества. Объекты могут объединяться в системы, делиться на виды, подлежать классификации.
Что такое субъект?
Отличия от объекта Субъект – это всегда одушевленное лицо (или группа лиц), которое тем или иным образом взаимодействует с объектом. Термин также имеет несколько определений в зависимости от сферы использования. Например, в философии – это тот, кто наделен умом, мышлением, носитель действия. В юриспруденции – лицо, которое имеет юридические права и обязанности. Ключевым признаком субъекта является то, что он понимает свои действия и выполняет их целенаправленно, имеет развитое сознание.
Пытаясь противопоставить объект и субъект, человек тем самым познает мир. Однако чтобы получить точное определение обоих понятий, а также установить различия между ними, необходимо изучать определенную среду. Возьмем в качестве примера какое-нибудь производство – сферу трудовых отношений.
В этом случае субъектами выступают все лица, которые так или иначе в нем задействованы: руководство, инженеры, рабочие, охранники и т.п. А объектом является продукция, которая выпускается на этом производстве: бытовая химия, мебель, инструменты и прочее. Выходит, что субъекты могут влиять на объекты – менять технологию производства, внешний вид продукции, стоимость и т.д. Разница между объектом и субъектом:
ОБЪЕКТ-ЯЗЫК и СУБЪЕКТ-ЯЗЫК
О.-я. есть часть социальной знаковой реальности, существующая независимо от индивидуального субъекта и втягиваемая им в сферу своей знаковой деятельности (речи). В последовательности его знаков (в О.-я. книг, памяти ЭВМ и других материальных форм) закреплены объективно-надындивидуальные взаимосвязи предметов. С О.-я. сопряжены опредмеченные значения. О.-я. не обязательно независим от общественного сознания. «Впечатанная» в О.-я. информация являет собой связанную информацию, которую субъекту еще предстоит извлечь, подвергая О.-я. речевым преобразованиям; эта информация потенциальна для индивида, осваивающего О.-я.
С.-я. есть подлинно «непосредственная действительность мысли», личностная оболочка идеального образа, распредмечиваемый смысл значений О.-я.
Л. С. Выготский утверждал, что «мысль не выражается, а совершается в слове» (Выготский Л. С. Мысль и слово // Избр. психологич. исследования. М., 1956, с. 378). В некотором смысле С.-я. представляет собой особую модель того текста, который осваивается индивидом; его можно понимать как «перевод» О.-я., совершаемый субъектом через акты речи. По своему «телу», физически, С.-я. совпадает с О.-я., но по своим значениям, приписываемым одним и тем же материальным знаковым формам, эти языки в чем-то совпадают, но чем-то и различаются, так что в принципе это два разные языка. Степень адекватности речевого образа О.-я. имеет широкую шкалу приближений, зависит от опыта проникновения человека в знаковую реальность и в идеалы культуры.
Носителем информации от О.-я. к С.-я. служат речевые операции, в итоге которых рождается высказывание; мысль всякий раз заново возбуждается речью. В возникающей на стороне С.-я. знаковой модели так или иначе «впечатаны» способы речевых действий. А. А. Леонтьев перечисляет следующие операционные компоненты этой модели: 1) правила ситуативного указания и замещения, допустимые для данного знака; 2) операции соотнесения и взаимозамены знаков; 3) операции сочетания знаков в квазиобъекты высших порядков, позволяющие переходить от знака к высказыванию (См.: Леонтьев А. А. Знак и деятельность // Вопр. Философии, 1975, № 10, с. 124). В речевой деятельности индивид, осваивая язык, вначале познает содержащиеся в О.-я. имена вещей и их операциональные значения, а затем обогащает О.-я. новым общезначимым содержанием. Согласно Аристотелю, категории мышления есть и категории языка; можно мыслить лишь те различия вещей, которые категоризованы и зафиксированы языковыми формами.
Речевое высказывание, опосредующее связь О.-я. и С.-я., понимают и как результат речевого акта (знаковый образ) и как само речевое действие. До акта высказывания язык существует только в возможности (например, в форме книги, стоящей на полке в библиотеке). Присваивая аппарат языка, высказывание порождает индексиальные знаки («я», «это», «здесь», «завтра»), противопоставляет говорящего другому лицу, порождает вопросы, приказы, призывы и т. п., содержит в себе (через перечисление и описание свойств объекта) способ указания на объект. Поэтому высказывание (и как акт, и как результат акта) не следует сводить к констативам, утверждениям относительно некоторого положения дел в действительности. Оно имеет не только предметное, но и операциональное значение. В своей концепции перформативных высказываний английский философ Дж. Л. Остин обосновал ту мысль, что всякое высказывание есть модель предмета в зависимости от характера деятельности с этим предметом. Так, возглас «Собака!» констатирует факт появления собаки и одновременно служит перформативом: «Предупреждаю, что на вас может напасть собака!» Реальные высказывания как носители информации от О.-я. к С.-я. суть одновременно констативы и перформативы в той или иной степени.
Например, если художник оригинально превращает свой индивидуальный С.-я. во фрагмент О.-я. (в произведения живописи, скульптуры), то зритель совершает обратный процесс распредмечивания художественного произведения в собственный С.-я. Художественный 0.- я. служит посредником между С.-я. художников и зрителей, существует как вещная значимая форма; его качество предопределяет меру художественного взаимопонимания, конфликты художника и общества, консервативные и авангардистские тенденции в искусстве.
Превращаясь во фрагмент художественного О.-я., произведение искусства представляет собой застывшее диалектическое тождество ( новое качество) освоенного художником прежнего и независимого от него О.-я. (традиции) и сотворенного им С.-я. Пропорции этих языков, взаимоизменеиных в новом овеществленном качестве, могут быть самыми различными. Чем сильнее детерминация этого качества С.-я. его творца, тем большая степень новизны произведения (иной вопрос, войдет ли оно в фонд общезначимых ценностей, будет ли сразу же понято современниками). Наоборот, чем сильнее воздействие на художника традиции (сложившегося О.-я.), чем слабее отличие этой традиции от индивидуального С.-я., тем незначительнее будут изменения господствующего в художественной сфере О.-я. Но так или иначе взаимоотражение О.-я. и С.-я. новых мастеров является подлинным источником саморазвития искусства.
С другой стороны, распредмечивание произведения искусства зрителем, если говорить вообще, также есть новообразование тождества, по своему качеству отличающегося от овеществленного тождества социальных значений и личностного смысла, которое создается художником. У зрителя свой С.-я., совпадающий или не совпадающий с достигнутым в обществе уровнем художественной культуры. В любом случае интериоризация зрителем визуально-речевых операций с художественно-значащей формой (со знаками О.-я.) может завершиться открытием особых внутренних смыслов, отличающихся от задуманных художником. Если, допустим, зритель плохо знает язык современного искусства, то он тем не менее способен на своеобразный творческий акт, на духовное производство особого тождества О.-я. и своего С.- я., но не способен адекватно понять замысел художника. Может случиться, что созерцаемое им произведение современного художника по существу не вносит ничего нового ни в национальную, ни в мировую культуру, но он воспринимает его как важное художественное открытие, причем совершенно искренне. Было бы неверно квалифицировать подобную зрительскую оценку как оценку малокультурного и безграмотного человека. Для зрителя «открытость» произведения искусства во многом объясняется существованием такого непременного и опосредующего понимания овеществленной значащей формы звена, как внутреннее духовное производство зрителем личностного тождества О.-я. и С.-я. Аналогичное рассуждение можно было бы провести в отношении восприятия религиозных или научных текстов, конкретизируя анализ знаковой структуры операции.
Выявляемое индивидуальным сознанием предметное значение образа неотделимо от надындивидуальной объектязыковой формы своего существования. Поэтому предметное значение образа не только неповторимо-единично, но и нагружено знанием общих характеристик предметного мира, а любой отражаемый отдельный объект так или иначе репрезентирует субъекту род бытия.