Что такое объективная форма авторского произведения

ОБЪЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ указно, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

При этом четкого и однозначного определения формы произведения, соответственно, и объекта авторского права не содержит ни Закон об авторском праве и смежных правах, ни ныне действующая четвертая часть ГК РФ.

До тех пор, пока идеи и образы автора существуют лишь в виде творческого замысла и не выражены во вне, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует практической надобности в их правовой охране. Кроме того, пока произведение существует только в памяти автора, то его нельзя считать объективно существующим, поскольку восприятие такого произведения доступно только автору. Для того чтобы результат творческого труда являлся произведением, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: в форме изображения, звукозаписи или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное существование.

Творческая деятельность автора в конкретной области науки, литературы или искусства обуславливает объективную форму произведения. Например, произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства создаются в форме изображения (картина, графический рисунок), а литературный произведения – в письменной или устной форме.

Кроме того, ГК РФ использует такое понятие, как материальная форма. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звукo- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

Возникает вопрос о соотношении объективной и материальной форм.

Форма объективации произведения вне памяти автора может быть связана с каким-либо материальным предметом (холст, пленка и т.д.) или не связана с ним (устное исполнение, пантомима). Если мы данные понятия будем отождествлять, то форма существования произведения во внешнем мире будет связана только с каким-либо материальным носителем, т.е. вне охраны окажутся устные произведения (лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи).

Таким образом, понятие «объективная форма» шире, чем «материальная форма».

Поскольку законодатель использует понятие «объективная форма», а не «форма произведения», необходимо разрешить вопрос о соотношении данных понятий.

Таким образом, объективная форма произведения – это способ объективации произведения во внешнем мире, делающий его доступным людям для восприятия без посредничества автора.

Под формой произведения понимается способ воплощения творческих идей, мыслей, образов автора. Она представляет собой внутреннее присущее только определенному произведению и являющееся продуктом творческого труда.

Именно форма произведения охраняется авторским правом, но только после того, как найдет выражение в какой-либо объективной форме.

Литература:

1. О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах: Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. Ст. 20.

2. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.,1956. С. 39.

3. Ожегов В.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 441.

Источник

Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права

Макаров Д.Г., начальник юридического отдела Татарстанского филиала Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество», г. Казань.

Макаров Т.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

В предлагаемой статье Макаровым Д.Г., начальником юридического отдела Татарстанского филиала Общероссийской общественной организации «Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество», и Макаровым Т.Г., доцентом кафедры гражданского права Казанского (Приволжского) федерального университета, рассмотрены способы использования музыкального произведения в различных объективных формах, которые могут меняться в процессе творческой работы над ним. Формами музыкального произведения могут быть нотная запись, исполнение, фонограмма и аудиовизуальное произведение. Изменение формы музыкального произведения влияет на правовое регулирование отношений, связанных с его использованием.

Ключевые слова: музыкальное произведение, форма произведения, аудиовизуальное произведение, сложный объект.

Objective form of musical work as object of copyright

D.G. Makarov, T.G. Makarov

The following article by D. Makarov, chief of the legal department at the Tatarstan branch of the Russian Authors’ Society, and T. Makarov, assistant professor at the Civil Law faculty of the Kazan Federal University, reviews the ways to use works of music in various object forms that can be changed in course of the creative process (such forms as notation, performance, audio record, audiovisual work). The change of the form influences the legal regime of its use.

Key words: work of music, form of works, audiovisual work, composite object.

Как следует из ст. 1256 ГК РФ, исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

В силу своей простоты и доступности нотная запись является одной из начальных объективных форм выражения музыкального произведения. С развитием технологий, однако, стало возможным сразу создавать музыкальные произведения при помощи работы с различными компьютерными программами, минуя тем самым процесс создания музыкального произведения при помощи классической бумажной нотной записи.

В отличие от ранее действовавшей нормы п. 2 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» [3] норма п. 3 ст. 1259 ГК РФ не содержит указания на разновидности письменной формы выражения произведения, в том числе на нотную запись. Однако, учитывая то очевидное обстоятельство, что нотная запись является разновидностью именно письменной формы выражения музыкального произведения, а также исходя из того, что перечень объективных форм, содержащийся в п. 3 ст. 1259 ГК РФ, носит неисчерпывающий характер, следует прийти к однозначному выводу о том, что в силу п. 3 ст. 1259 ГК РФ нотная запись является одним из возможных видов объективной формы музыкального произведения, достаточной для возникновения правовой охраны.

И нотная запись, и звуко-, видеозапись относятся к разряду тех объективных форм выражения музыкального произведения, которые могут быть механически воспроизведены. В то же время при определенных условиях объективной формой выражения музыкального произведения может выступить устная форма. Примерный перечень устных форм выражения произведений содержится в п. 3 ст. 1259 ГК РФ и включает публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную (т.е. публичную) форму. Из данного перечня следует, что для возникновения правовой охраны необходимо, чтобы устная форма произведения носила публичный характер. Соответственно, для возникновения правовой охраны музыкального произведения простого исполнения недостаточно. По смыслу закона лишь с того момента, когда ни на чем не зафиксированная музыка исполнена публично, прозвучавшее произведение подлежит правовой охране.

Согласно легальному определению публичного исполнения, содержащемуся в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, под публичным исполнением следует понимать исполнение произведения, которое осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или при котором присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи. Следовательно, исполнение, адресованное неограниченному кругу слушателей либо ограниченному кругу слушателей, среди которых есть лица, не относящиеся к обычному кругу семьи, является безусловным основанием возникновения правовой охраны музыкального произведения. В то же время музыка, исполненная автором в одиночестве или в домашнем кругу, по действующему законодательству не считается выраженной в объективной форме и, как следствие, не подлежит правовой охране.

Музыкальное произведение как объект авторского права должно представлять собой в первую очередь результат творческой деятельности. Поскольку творческая деятельность предполагает создание нового произведения, в литературе предлагалось также выделять понятие новизны произведения. Утверждалось, что признак новизны в авторском праве имеет право на самостоятельное существование наравне с признаком творчества. Одним из самых последовательных сторонников данной точки зрения являлся В.Я. Ионас, детально исследовавший проблему новизны в авторском праве [6]. Суть его рассуждений сводилась к следующему. Произведение, как правило, состоит из множества компонентов. С одной стороны, возможно создание произведения, в котором все его составляющие будут новыми. В то же время возможно создание такого произведения, в котором часть его элементов будет заимствована из другого, ранее созданного творения. При этом новизна той части элементов, которые не являются заимствованными, далеко не всегда свидетельствует о творческом характере произведения в целом.

В юридической литературе часто можно увидеть, что музыкальное произведение характеризуется как некий объект, предназначенный в первую очередь для звукового восприятия, т.е. объективная форма данного произведения представлена в виде звукового ряда. Например, В.Б. Нагродская в работе «Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента» указывает: «Рассматривая вопрос об объективной форме выражения музыкального произведения, следует отметить, что музыкальное произведение выражается в звуковой форме, однако практике известны и другие случаи. Например, известная композиция «4’33» 1952 года Джона Кейджа, представителя минимализма в музыке, была музыкальным произведением молчания. Кейдж не хотел создать полную картину молчания, считая, что все звуки создаются аудиторией. Это и было особой формой выражения музыкального произведения» [7, с. 70].

«Право на фонограмму обусловлено авторскими правами, а зачастую и правами на исполнение. Права изготовителя фонограммы связаны с деятельностью, сопутствующей творческой деятельности авторов произведений и исполнений. В этом смысле можно даже говорить о «вторичности» прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам. Как указывалось в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 4308/09 [9], заключение лицензионного договора на использование фонограммы само по себе не дает возможности использовать музыкальное произведение, запись исполнения которого составляет фонограмму. В данном Постановлении подчеркивалось: «Заключая лицензионный договор, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено. Таким образом, действия продюсерского центра являются нарушением исключительного права общества на названные музыкальные произведения».

Еще одно интересное мнение относительно формы выражения произведений мы нашли в работе Е.А. Кондратьевой «Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны» [12], согласно которой «совсем не важно, в какой форме выражено произведение, главное, чтобы она позволяла воспринимать объект как произведение, и эта форма не обязательно должна быть материальной». Автор приводит в подтверждение своей позиции пример с музыкальными произведениями, которые могут существовать в объективной устной форме, не будучи перенесенными на нотную бумагу. Например, А. Бородин умер, не успев записать увертюру к опере «Князь Игорь», сыграв ее на рояле в кругу друзей. Тем самым музыкальному произведению была придана объективная форма. Как отмечает Н. Зильберштейн [13], музыка способна быть устным произведением, объективной формой для нее служит не только запись в любом из видов, но и простое исполнение. Если художественные и музыкальные произведения могут не иметь материальной закрепленности, являясь объектами авторского права с момента создания (факт создания в этом случае подтверждается их выражением, в частности, в объективной устной форме), то, например, произведения живописи обязательно должны быть закреплены на материальном носителе.

Источник

Объекты авторских прав

Общие положения

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц.

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.).

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный.

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав. Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необна-родованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

Литературные нроизведения

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В.И. Серебровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

Законодатель к числу объектов авторских прав относит произведения науки, литературы и искусства и закрепляет их неисчерпывающий перечень (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина; рассказы, например, «Человек в футляре» А.П. Чехова, «Темные аллеи» И.А. Бунина и др., роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др.).

Отдельные разновидности произведений искусства

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства.

В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности. В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества. Появляется новое искусство, «которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д.». В литературе такое направление получило название сетевого искусства.

Музыкальные произведения. В. Даль определяет музыку как «искусство стройного и согласного сочетания звуков». Музыкальное произведение можно определить как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований». Музыкальное произведение понимается также как объект авторских прав, представляющий собой упорядоченную совокупность акустических образов, созданную творческим трудом автора и выраженную в какой-либо объективной вариативной форме.

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы. К жанрам живописи относят исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

Ввиду отсутствия критерия творчества не могут считаться объектами авторских прав такие фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (см., например, ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Фотографии природных катаклизмов (например, извержение вулкана) могут быть признаны объектами авторских прав, если соответствуют критериям охраноспособности. Так, Суд по интеллектуальным правам указал, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и (или) адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива и прочие действия. Как указал суд, доводы о том, что кадры, отснятые в экстремальных условиях, в непосредственной близости от жерла вулкана, т.е. в обстановке, исключающей нахождение иных лиц, не являются результатом творческого труда по подбору и расположению видеоматериала, не носят оригинальности, уникальности, неповторимости и, соответственно, не могут быть признаны объектом авторского права в соответствии с п. 1 ст. 1255 ГК РФ, носят декларативный и ничем не обоснованный характер. Таким образом, в данном примере имел место творческий труд автора (выбор экспозиции, собственной позиции для съемки и др.), фотография была выражена в объективной форме, и поэтому она подлежала авторско-правовой охране.

В литературе отмечается, что одной из разновидностей фотографических произведений являются диафильмы, поскольку в отличие от аудиовизуальных произведений «содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно».

Произведения науки, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе.

В Законе раскрывается такое понятие, как научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Итогом данных видов деятельности являются научный и (или) научно-технический результат (продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе), а также научная и (или) научно-техническая продукция (научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации).

Так, А.П. Сергеев указывает, что «произведениями науки можно считать любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы».

К числу произведений науки относятся географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер. В первом случае такой объект не будет охраняться авторским правом.

Кроме того, к произведениям науки относятся научные статьи, монографии, диссертации и др.

Часть произведения, его название и персонаж

Помимо произведений в целом, подлежат охране часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям об объективной форме выражения данного объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

В совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 от 26 марта 2009 г. содержится дефиниция персонажа, под которым следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению. Поэтому только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом. Одним из важных и актуальных вопросов судебной практики стало определение правовой природы персонажа мультипликационного сериала (на примере мультфильма «Маша и Медведь»). На практике возник вопрос о юридической квалификации рассматриваемых объектов, поскольку практическое значение его решения заключалось прежде всего в определении размера компенсации за нарушение исключительного права на соответствующие объекты (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

В итоге высшей судебной инстанцией был выработан подход, по которому персонаж может быть признан охраноспособной частью произведения. Поэтому признание отдельно действующих героев мультипликационного сериала персонажами в смысле положений п. 7 ст. 1259 ГК РФ (охраноспособными частями произведения) при их использовании может повлечь нарушение авторского права на это аудиовизуальное произведение как объект охраняемых авторских прав.

Для определения, является ли действующее лицо персонажем или нет, необходимо, чтобы оно соответствовало нескольким признакам в совокупности: оригинальным, узнаваемым (мимикой, движением и иным признакам), те признаки, которые отличают его от иных действующих лиц. Название произведения также может являться объектом самостоятельной охраны, если отвечает критериям охраноспособности.

По другому делу суд указал, что использование в рекламных целях с размещением на сайте информации о произведении (названия произведения «Тайна империи») с указанием на издание книги и возможности ее приобретения нарушает права автора.

Аудиовизуальные произведения и иные сложные объекты

Категория «сложный объект» является новеллой части четвертой ГК РФ, однако идеи о необходимости закрепления подобного понятия выдвигались задолго до ее принятия. Большинство авторов рассматривало феномен «сложности» результатов интеллектуальной деятельности применительно к кинофильмам.

В законе не содержится легального определения понятия сложных объектов, вместе с тем законодатель в качестве сложных перечисляет следующие объекты: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, базы данных (ст. 1240 ГК РФ). Особенностью указанных объектов в отличие от иных результатов интеллектуальной деятельности является то, что сложными могут быть признаны только такие объекты, которые представляют собой единое целое (т.е. обладают признаком единства) и в то же время имеют сложный состав (структуру), образуемый совокупностью разнородных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Для сложных объектов, как правило, по-особому определяется круг авторов и устанавливаются механизмы распределения интеллектуальных прав, однако для баз данных круг авторов определяется традиционно.

Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. В одном из дел суд указал, что стоп-кадр (изображение кадра) из мультипликационного сериала является статичным визуальным воплощением творческого замысла автора произведения и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками объекта авторских прав, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда.

В отличие от иных объектов авторских прав, для рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности в законодательстве определяется особый субъектный состав авторов. Авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющий автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования отдельных результатов интеллектуальной деятельности на основании соответствующих договоров (абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Организаторы создания сложных объектов (физические или юридические лица) не являются их авторами, поскольку не вносят творческого вклада в процесс создания данных объектов. По общему правилу исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом принадлежит продюсеру, если иное не предусмотрено в договоре с триумвиратом авторов (абз. 2 п. 4 ст. 1263 ГК РФ). В отличие от аудиовизуального произведения, каких-либо норм, посвященных мультимедийному продукту и театрально-зрелищному представлению, в ГК РФ не содержится.

Мультимедийный продукт возможно определить как выраженный в электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. В качестве признаков мультимедийного продукта выделяется: сложность, виртуальность, интерактивность, а также особая электронная форма выражения. Авторами мультимедийного продукта, как правило, являются: сценарист, художник, программист, композитор (который создал музыкальное произведение специально для этого объекта). Применительно к отдельным разновидностям мультимедийного продукта указанный перечень лиц может уточняться.

Мультимедийными продуктами могут быть признаны компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки, экскурсии, интернет-сайты и т.д. Легального понятия театрально-зрелищного представления также не закреплено. Вместе с тем в части четвертой ГК РФ при характеристике смежного права на исполнение приводятся следующие разновидности театрально-зрелищного представления: театральное, цирковое, кукольное и эстрадное представления (ст. 1313 ГК РФ).

Под театральной постановкой понимается произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название.

К театрально-зрелищным представлениям также могут быть отнесены церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, сложные в постановочном отношении представления театрализованных эстрадных шоу, мюзиклов и т.п.. В судебной практике подчеркивается, что для признания объекта театрально-зрелищным представлением необходимо, чтобы он отвечал признакам сложного объекта: состоял из различных результатов интеллектуальной деятельности и являлся единым произведением.

База данных

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных как объект авторских прав не тождественна совокупности материалов, составляющих ее содержание.

К числу примеров баз данных могут быть отнесены справочные правовые системы, электронные картотеки, клиентские базы и др. Судебной практике известны случаи квалификации в качестве базы данных компьютерного контента.

Будучи объектом авторских прав, база данных также может являться объектом смежных прав, которые возникают у изготовителя базы данных (§ 5 гл. 71 ГК РФ). Базы данных являются объектом смежных прав, но лишь в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (подп. 4 п. 1 ст. 1304 ГК РФ). Важно отличать режим правовой охраны базы данных как объекта смежных прав и материалов, составляющих ее содержание, которые являются объектами авторских прав (ст. ст. 1334 и 1260 ГК РФ).

Отличает эти категории то, что сложный объект, в отличие от составного произведения, является новым единым произведением. Единство сложного объекта выражается в том, что различные разнородные результаты интеллектуальной деятельности входят в структуру самостоятельного объекта как целостного произведения. Составное произведение состоит, как правило, из однородных объектов и не является самостоятельным: авторские права составителя сборника распространяются лишь на осуществленный подбор или расположение материалов (составительство) (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК РФ) и в силу юридической фикции охраняются как права на самостоятельные объекты (п. 4 ст. 1260 ГК РФ). Сложный объект отличается от составного произведения и тем, что новое составное произведение может быть создано путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1260 ГК РФ).

Программы для ЭВМ

В условиях стремительного развития компьютерных технологий особое распространение получили такие разновидности объектов авторских, прав как программы для ЭВМ.

Под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Как следует из определения программы для ЭВМ, подготовительные материалы и аудиовизуальные отображения включаются в понятие программы для ЭВМ. Аудиовизуальные отображения (интерфейс) есть у каждой компьютерной программы: речь идет об окне для взаимодействия с пользователем, используемом для ввода и вывода информации. Интерфейс может быть простым, без использования графики, звука (например, интерфейс программы «Блокнот», включенной в стандартный пакет Windows), и графическим, с использованием названных элементов (например, интерфейс программы iBooks, где имитируется книжная полка). Вместе с тем, независимо от вида интерфейса, те компоненты, которые отображаются на экране компьютера в качестве окна для взаимодействия с пользователем, являются частью программы для ЭВМ, а не осложняющим ее элементом.

Установление такого правового режима соответствует ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые содержат указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения, и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.

В отличие от произведений литературы, программа для ЭВМ может быть зарегистрирована (ст. 1262 ГК РФ). Если программа для ЭВМ зарегистрирована, то и переход исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).

Производные и составные произведения

В отечественном законодательстве отдельно закреплены нормы, посвященные таким объектам авторских прав, как производные и составные произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Объединяет эти два вида произведений то, что они имеют вторичный характер, поскольку создаются на основе других произведений.

Под производным произведением понимается такое произведение, которое представляет собой переработку другого произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ). К производным произведениям относятся перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). У автора такого произведения возникают новые субъективные авторские права на созданный им объект.

Так, у переводчика возникают авторские права на осуществленный им перевод произведения. Вместе с тем права переводчика распространяются исключительно на сам перевод, который им был осуществлен, и не распространяются на имена персонажей произведения. Так судом было установлено, что согласие переводчика на регистрацию товарного знака «Винни-Пух» (в данном случае, согласие переводчика произведения А.А. Милна «WINNIE-THE-POOH») не требуется, поскольку права переводчика распространяются на сам перевод произведения, а не на название персонажа «Винни-Пух». Для регистрации товарного знака необходимо было согласие правообладателя произведения «Винни-Пух и все все все», которое не было получено. Переводы создаются на основе литературных, музыкальных, аудиовизуальных и иных произведений.

Составными признаются произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

К составным произведениям законодатель относит сборники, антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайт, атласы и т.п. В этих случаях не возникает новых оригинальных произведений. Смысл выделения составных произведений состоит в том, что собственно подбор или расположение материалов могут иметь творческий характер. Поэтому авторские права распространяются не на само составное произведение в целом, а на осуществленные авторами таких произведений подбор или расположение материалов (соста-вительство) (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Наряду с базой данных к составным произведениям законодатель относит интернет-сайт.

Сайт в сети Интернет определяется как совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В законопроекте о внесении изменений в ГК РФ интернет-сайт определялся как представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет. Вместе с тем такая дефиниция в часть четвертую ГК РФ не вошла. См.: проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред., принятой в первом чтении 27 апреля 2012 г.).

В литературе под интернет-сайтом понимается «совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования названных компонентов».

Проблема защиты интеллектуальных прав на интернет-сайты нашла отражение в судебной практике. Рассматривая одно из дел по ранее действовавшему Закону «Об авторском праве и смежных правах», суд определил, что содержимое сайта составляют специально подобранные и расположенные определенным образом материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи, аудиовизуальные произведения и т.д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта.

В Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается ввести такую категорию, как производный сайт в сети Интернет, который понимается как имеющий сходное наименование и (или) отображение сайт в сети Интернет, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта в сети Интернет, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на исходном сайте, посредством автоматического перенаправления пользователя на исходный сайт и (или) другой производный сайт, и (или) полного либо частичного включения содержимого исходного сайта в состав отображаемой на производном сайте информации. Такая необходимость поясняется невозможностью применения оперативных мер реагирования, в отношении автоматически создаваемых «зеркал» сайтов в сети Интернет, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым был ограничен. Авторские права на производные и составные произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений, и их создание не препятствует иным лицам переводить или перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. п. 4, 6 ст. 1260 ГК РФ). Вместе с тем при создании производного или составного произведения должны соблюдаться права авторов оригинальных произведений, используемых в этом процессе (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Так, в частности, правомочие на переработку произведения входит в содержание исключительного права на такое произведение (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), что означает необходимость волеизъявления правообладателя на использование объекта указанным способом.

Авторы произведений, которые вошли в составное произведение (например, научная статья в сборнике и т.п.), могут использовать свое произведение независимо от составного произведения, иное может быть предусмотрено договором (п. 5 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно законодатель определяет авторские права издателей энциклопедий, словарей и т.п. (в том числе закрепляет право издателя указывать свое наименование или требовать его указания) и авторов тех произведений, которые вошли в их состав (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *