Что такое образовательный проект определение
Учебный проект
Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Учебный телекоммуникационный проект — это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Пример такого проекта можно посмотреть здесь — междисциплинарный (иностранный язык+информатика) телекоммуникационный проект «Приглашаем всех на праздник!».
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Учебный проект» в других словарях:
Учебный театр «На Моховой» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Санкт Петербургской государственной академии… … Википедия
Учебный театр «На Моховой» — Учебный театр На Моховой … Википедия
Учебный Театр «На Моховой» — Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. Содержание 1 История театра 2 Сегодняшний день театра.… … Википедия
Учебный театр «На Моховой» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. История театра… … Википедия
Учебный корабль Серия 887 — 1978 Учебные корабли проекта «887» построены на польских верфях в 1976–1978 годах, для замены использовавшихся как учебные, крейсеров типа Свердлов. Учебные корабли проекта «887» спроектированы и построены специально для … Военная энциклопедия
Проект «Гражданская смена» — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия
На Моховой (учебный театр) — Учебный театр «На Моховой» Санкт Петербургской государственной академии театрального искусства драматический театр в Санкт Петербурге, труппу которого составляют студенты и выпускники Театральной академии на Моховой. Содержание 1 История театра… … Википедия
Либавский учебный отряд — Учебный Краснознамённый отряд подводного плавания имени С. М. Кирова УКОПП … Википедия
Московский учебный округ — Московский учебный округ, один из самых первых и самых больших учебных округов в Российской империи. Содержание 1 История 2 Попечители 3 События … Википедия
Легкий крейсер Тип «Чапаев» (проект 68-К) — Легкий крейсер Тип «Чапаев» (проект 68 К) 5 единиц Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68 К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и… … Военная энциклопедия
Что такое учебный проект
Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.
Основные характерные особенности проектной деятельности отражены в презентации “Что такое учебный проект”? (Приложение 1.)
Главная отличительная особенность учебного проекта – наличие результата, имеющего личностную значимость для ученика. Природа наградила каждого ребенка потребностью в активном освоении окружающего мира. Практическая значимость таких работ заключается в повышении личной потребности ребенка в самосовершенствовании во всех видах жизнедеятельности, что обеспечивает его успешную адаптацию к требованиям современной жизни.
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Этапы в создании проектов.
Сейчас накануне 2012 года с экранов телевизоров и страниц газет идёт поток информации, который можно объединить темой: “Планета Земля на краю гибели. Миф или реальность?”. Поэтому ученица 10 класса заинтересовалась, какие факторы влияют на жизнедеятельность планеты и как оцениваются эти характеристики. Свою работу (монопроект) она оформила в виде презентации (Приложение 2.) К сожалению, ограниченность объёма публикации не даёт опубликовать её полностью, но прилагаю текст, её полного выступления. (Приложение 3.)
Особенности образовательных проектов и управления ими
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 17.06.2016 2016-06-17
Статья просмотрена: 8423 раза
Библиографическое описание:
Ковалева, Т. В. Особенности образовательных проектов и управления ими / Т. В. Ковалева, Д. В. Воробей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1290-1293. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31869/ (дата обращения: 15.12.2021).
В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.
Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами
В наше время образовательному процессу уделяется много времени, так как одной из важных характеристик уровня развития национальной экономики является качество образовательного потенциала страны. Для его поддержания на рынке образовательных услуг появляются новые участники с предложением различных программ, что создает условия жесткой конкуренции, борьбу за финансирование из различных источников.
Данная ситуация в совокупности с деятельностью государственного регулятора в лице Министерства образования РФ вынуждает образовательные учреждения максимально эффективно распоряжаться собственными ресурсами, одновременно соответствуя как требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к содержанию образовательных программ, так и к качеству и количеству образовательных услуг, востребованных рынком.
Изучив литературу по данному вопросу, хотелось бы подчеркнуть, что под образовательной услугой принято понимать «…комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на развитие человека и удовлетворение его образовательных потребностей и интересов, путем приобретения им знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности» [1].
Одним их эффективных методов управления образовательной услугой, с учетом временного горизонта и особенностей жизненного цикла ее оказания, является проектный подход: «…набор обучающихся по одной образовательной программе — это один проект» [2].
Существуют различные трактовки понятия «образовательный проект»:
В представленных определениях прослеживаются следующие особенности: во-первых, образовательные проекты различаются по целевой направленности, по отношению к образовательному процессу, по охвату целевой аудитории и по количеству участвующих в проекте участников.
Целью образовательного проекта является реализация государственных и общественных интересов в области образования, приводящих к экономическим, научно-техническим, социальным результатам.
Проект может охватывать разные сферы деятельности: от политической и законотворческой до маркетинговой, управленческой и обучающей, а по масштабу: от локального уровня образовательной организации до международного уровня.
Образовательные проекты, реализуемые на уровне образовательных учреждений высшего образования, могут быть объединены в «программу образовательных проектов» для достижения единого результата, или в «портфель образовательных проектов», что позволит использовать проектную методологию для более эффективного управления ими.
В качестве партнеров при реализации образовательных проектов должны выступать как различные органы власти, так и организации различных форм собственности. Наиболее эффективное сотрудничество наблюдается при участии в образовательных проектах нескольких образовательных учреждений. Включаясь в проектную деятельность, образовательные учреждения высшего образования получают возможность участвовать в предоставлении образовательных услуг, существенно повышая эффективность организации и качественные показатели деятельности системы образования в целом.
При определении целей и мероприятий образовательного проекта необходимо знать типы заказчиков и их цели. Например, на уровне Министерства образования и науки РФ постоянно проводятся масштабные, всероссийские образовательные проекты, имеющие уровень национальных, такие как, «Качественное образование», «Глобальное образование», «Повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов «5–100», Научно-просветительский проект «Наука», «Всероссийская олимпиада школьников», «Образование детей с особыми образовательными потребностями», «Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ РФ» и другие.
По указанному неполному перечню проектов мы видим, что проектное управление все активнее применяется на уровне федеральных и региональных органов власти.
Сетевые формы взаимодействия в образовании закреплены в российском законодательстве, а именно, Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ч. 1 ст. 13 и ст. 15 установлена возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Реализация такой возможности связана с необходимостью поддержания и наращивания конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг.
Анализ литературы по сетевым формам взаимодействия позволил нам сформулировать следующие виды:
− по методологии управления интеграцией в образовании (программно-целевое управление; проектное управление);
− по географии присутствия в образовательной среде (региональные, национальные, международные);
− по характеру социально-экономической деятельности в образовании (исследовательские вузы, инновационные вузы и др.);
− по области принятия управленческих решений (развитие инноваций, обеспечение качества образования, совместные исследования и др.).
Молодежь заинтересована в участии в образовательных проектах в качестве обучаемых, в возможности трудоустройства по окончании реализации образовательной программы, в повышении своего квалификационного уровня и получении новых компетенций.
Жизненный цикл образовательных проектов содержит все основные стадии управления проектом: от разработки концепции проекта по оказанию образовательной услуги и ее обоснования до документационного подтверждения получения образовательной услуги.
Основными результатами управления образовательными проектами являются цели, сроки, качество и стоимость достижения результатов. Получить лучшие результаты можно выбирая соответствующие технологии управления проектами, состав, характеристики и назначения ресурсов для реализации образовательных проектов. Для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организационную структуру управления проектами, управление коммуникациями, персоналом и т. д.
Ресурсы, как правило, являются ограниченными в рамках конкретного пространственно-временного интервала. Следствием ограниченности имеющихся ресурсов является стремление к их наилучшему (оптимальному) использованию. Руководство образовательных учреждений высшего образования использует различные ресурсы, причем отдельные группы ресурсов в реальности представляют собой сложную комбинацию других видов ресурсов: учебно-методические, административные, организационно-управленческие, финансовые и др.
Изучив специфику образовательных проектов, можно выделить основные моменты:
Необходимо отметить, что эффективное управление проектами в рамках образовательных учреждений высшего образования возможно при управлении взаимосвязанными проектами в рамках образовательной программы, что позволит дополнительно привлечь частное финансирование через оказание различных видов образовательных услуг параллельно реализации образовательных проектов.
В качестве примера реализованных образовательных проектов рассмотрим опыт организации сетевых взаимодействий с участием российских вузов на примере ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права».
В ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный университет экономики и права» активно используется и успешно реализуется эта форма взаимодействия между зарубежными и российскими образовательными учреждениями разного уровня в рамках международного проекта «Tempus» в связи с формированием и реализацией программ магистратуры. За последнее время было реализовано два международных образовательных проекта:
− проект Tempus Tasic CD-JEP-23209–2002 «Совершенствование учебных планов»;
− проект Tempus № 543891-TEMPUS-1–2013–1-RU-TEMPUS-JPCR «Совершенствование высшего образования в Сибири и на Дальнем Востоке».
В результате выполнения данных проектов предложена последовательность действий по разработке и реализации магистерских программ и готовые формы «пошаговых процедур», позволяющие документировать и отслеживать последовательность выполнения магистерских диссертаций. Разработаны учебно-методические комплексы дисциплин согласованного учебного плана, в том числе путём использования опробованных методологических и методических положений в области экономики и менеджмента, финансов и кредита. Участники проекта активно взаимодействовали, преподаватели вузов-участников стажировались в вузах-партнерах, изучали опыт, проводили совместные мероприятия. Участие в данных проектах позволило:
Мы считаем, что именно такие образовательные проекты на основе сетевых форм взаимодействия различных образовательных учреждений имеют потенциал развитии и роста, так как напрямую влияют на процесс формирования международного образовательного пространства, развивают уровень глобального образования, и помогают российским вузам включаться в мировой рынок образовательных услуг и успешно на нем конкурировать.
Проектная деятельность в системе школьного образования
В статье рассматривается круг вопросов, связанных с проектной деятельностью в системе современного российского образования, в рамках школьного обучения. Статья охватывает ряд ключевых вопросов по теме. Актуальность выбранной темы. Понятие проектной деятельности. Цели и задачи проектного обучения. Классификация (типология) и составляющие элементы (структура) учебно-образовательных проектов. Круг проблемных сложных (дискуссионных) вопросов, связанных с воплощением проектной деятельности.
В последние годы, в системе российского образования, стала широко востребована учебно-образовательная проектная деятельность. Об этом много говорят, еще больше пишут – проектирование широко применяется педагогами на всех уровнях (ступенях) образования. В тоже время, следует отметить, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования, что закономерно влечет за собой различную интерпретацию данных понятий. Вследствие этого, возникает определенно-качественная противоположная двойственность. С одной стороны, вариативность взглядов позволяет расширить границы понимания и реализации учебно-образовательных проектов. С другой стороны, такая ситуация создает специфику неопределенности, где, в отсутствие строгих общепринятых терминологических рамок, любой реферат, например, доклад, небольшое научное исследование, любую инсценировку и ролевую игру, можно выдать под видом проекта. В связи с этим, представляется актуальным и целесообразным, на основании ряда источников, выявить сбалансированную, но состоятельно-обоснованную точку зрения в понимании сути проектной деятельности, для успешной реализации учебных проектов в педагогическом и образовательном процессе.
Для наглядности, проектную деятельность можно сравнить с детским конструированием, где ребенок (дети), в целенаправленном и последовательном процессе соединения различных элементов конструктора, приходит к запланированному, но известному заранее результату – готовой модели. В отличие от детской развивающей игры, проектирование в разы сложней по своей структуре и содержанию, охватывает намного больше различных видов и способов познавательной деятельности. Например, индивидуальная познавательная деятельность и групповая, или, научная и художественная, или, теоретическая и эмпирическая, и т.д. В свою очередь, такое разнообразие позволяет ученику (учащимся), в процессе работы над проектом, применять различные формы, методы и приемы организации обучения, разумеется, в рамках конкретной рассматриваемой темы. Таким образом, проектную деятельность, можно представить как разновидность педагогической Технологии обучения – универсальный системно-комплексный метод создания оригинального/эксклюзивного учебно-образовательного продукта.
Приведенным выше определением можно не ограничиться, поскольку, существуют различные формулировки проектной деятельности. Например, Л.И. Палаева характеризует проект (проектный метод) следующим образом: “По содержанию – это учебная деятельность интеллектуально нагруженная; по форме предъявления материала – проблемная; по форме добывания знаний – самостоятельная” [3].
В целом, можно проследить общую тенденцию авторских взглядов на метод проектирования.
Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.).
Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся (учащимися) комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7, 8, 9, 10, 11].
Таким образом, большинство авторских мнений сводятся к тому, что проектный метод является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса, построенного на принципах субъект-субъектного образования [4], и представляет собой активную самостоятельную творческую деятельность учащихся по решению проблемной задачи [2, 5, 6].
В продолжение, следует перейти к целям (цели) проектной деятельности, которая, в целом, может выражаться в следующем – прививать и развивать у учащихся системно-комплексный, научно-исследовательский и индивидуально-творческий подход к процессу обучения, с целью эффективного решения разносторонних учебно-образовательных задач.
Относительно задач проектной деятельности, отметим, что нет необходимости приводить подробную их классификацию. Главное – они должны соответствовать основным целям. Однако, следует заметить, что задачи отдельно взятых проектов, главным образом обусловлены тематическим содержанием и спецификой их реализации. В число главных (общих) задач могут входить следующие виды деятельности:
1. Индивидуальная и групповая работа с различными источниками.
2. Решение практических задач, на основе приобретенных знаний.
3. Развитие коммуникативных навыков, в контексте решения учебно-образовательных задач.
4. Выработка методик научно-исследовательской работы. Комплексный подход к проблеме. Систематизация полученных знаний.
5. Формирование практических навыков по научно-исследовательской работе (проблема, цель, задачи, источники, и так далее).
6. Развитие научного мышления. Формирование аналитического и критического мышления учащегося.
7. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.
8. Самореализация учащихся, посредством решения учебно-образовательных задач.
9. Развитие интереса к учебному предмету и общешкольной жизни. И так далее.
В зависимости от типологических признаков исследователи выделяют различные виды проектов в зависимости от доминирующей деятельности, количество участников, содержание проекта, продолжительности выполнения, характера координации и т.п. В качестве примера, можно привести классификацию (типологию) Белякова Е.М., Воскресенской Н.М., Иоффе А.Н. [1].
Несмотря на выявление целей, задач и общую типологию проектной деятельности, остается открытым один, существенно-важный вопрос. Каким критериям (методическим требованиям) должна отвечать и соответствовать проектная деятельность? Надо признать, что наличие таких критериев необходимо, поскольку, практически любая учебная деятельность, может вполне подходить под одну из выделенных ранее обучающих задач. В свою очередь, проектная деятельность, подразумевает под собой системный и комплексный подход в создании учебно-образовательного продукта, с привлечением различных видов учебной деятельности. В силу этого, можно привести ряд основных критериев и методических требований к проекту. Проектная деятельность, является таковой, если основными элементами проектирования являются следующие компоненты, требующие разносторонней постановки и решения задач. Анализ ситуации, определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). В рамках перечисленных критериев (составных компонентов), примерно в той же последовательности, выстраивается и очередность (этапы проекта) выполнения проекта. Результаты работы, как правило, оформляются в виде презентации, печатного доклада и/или научной статьи.
Обычно проекты связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. В любом случае, сквозь споры оппонентов можно увидеть один, вполне закономерный вывод. Несмотря на общепризнанный положительный эффект, к реализации проектной деятельности стоит подходить взвешено, обдуманно, сообразуясь с общим контекстом образовательного процесса в учебном учреждении.
В свете сказанного, следует напомнить, что в нашей стране на методе проектов была построена система обучения в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали бригадами междисциплинарные проекты – “Осень”, “Труд крестьянина”, “Великая Октябрьская социалистическая революция” (школа стала называться Единой трудовой школой). Все это привело к тому, что резко упал уровень базовых знаний – школьники стали хуже считать, писать, читать. В 1936 году было окончательно восстановлена классно-урочная система [1].
Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы. Таким образом, отметим еще раз, что проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Проект побуждает и позволяет учащимся проявить свои разносторонние возможности в многообразии учебно-образовательного процесса, развивает в них учебные компетенции, интеллектуально-познавательные способности, нравственные и коммуникативные качества и навыки.
При этом, чтобы проектная деятельность действительно была эффективной формой обучения, не следует забывать о вдумчивом, взвешенном и сбалансированном подходе в решении проектных задач (моделирование, время и место, подготовка, реализация). В силу этого, проект, в соответствии своим целям и задачам, должен гармонично вписываться в общую канву образовательного процесса в школе.
1. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №3. С. 62-67. [Электронный ресурс]. URL: www.pmedu.ru
2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2013. 175 с.
3. Цит. по: Булашова А.Н. Развитие коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №11. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/
4. Иванова М.А. Понятие “Объект обучения” в субъект-субъектной модели образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. 2015. №4. Том 21. С. 7-9. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях. М.: АРКТИ. 2005. 112 с. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение. 2011. 192 с.