Что такое образовательный процесс каковы особенности образовательного процесса в вузе
Организация учебного процесса в вузе.
Образовательный процесс в вузе коренным образом отличается от обучения на любой из предыдущих ступеней образования. От того, насколько информирован новоиспеченный студент об особенностях «вузовского» учебного процесса, насколько он к ним адаптировался, зависит успешность его обучения. С точки зрения содержания, образовательный процесс в вузе предполагает освоение студентом системы общих и научных, практических знаний об окружающей действительности, получение знаний и навыков применения методов исследовательской работы, научного познания, приобретение и закрепление нравственных качеств, эстетического вкуса, ценностного отношения к учебной деятельности, профессии, труду и к миру в целом.
Данные составляющие образовательного процесса в вузе могут быть реализованы лишь при условиях наличия у студентов таких качеств и способностей, как собранность, настойчивость, воля, высокая эмоциональная культура и навыков самовоспитания, самообучения, самоуправления, самоконтроля, самосовершенствования. Это связано в первую очередь с возрастанием роли и объема самостоятельности студента в процессе приобретения новых знаний. При этом в вузе также существенно изменяется порядок контроля за ходом обучения: контрольных мероприятий становится меньше, они проводятся реже. На смену ежедневным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые дважды в семестр; другие формы контроля, осуществляемые по графику учебного процесса. Такой порядок иногда вызывает у некоторых студентов неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными негативными последствиями, так как, например, низкие оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но и к отчислению из Института еще до начала экзаменационной сессии.
Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными профессиональными знаниями, студенту необходимо также знать некоторые общие правила и технологии получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует содержание курса «Культура интеллектуального труда».
Организация образовательного процесса в вузе
Образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая г подготовку квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами. Общие требования к организации образовательного процессав вузе I таковы:
• организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий;
• вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов;
• освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников;
• обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению уровня образования.
Основным подразделениемвысшего учебного заведения, реализующим учебный процесс, является кафедра.
Конкретные направления деятельности кафедры по обеспечению различных аспектов образовательного процесса регламентированы Положением об организации учебного процесса в вузе.
Одна из важнейших задач преподавательского состава — формирование мотивированного отношения обучающихся к процессу получения знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы в народном хозяйстве и структурах бизнеса, развитие у обучаемых самостоятельности, инициативы, творческих способностей.
Профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения имеет право выбирать методы, методику, средства обучения и содержательное оформление занятий, проведения научных исследований, наиболее полно отвечающих их индивидуальным особенностям и обеспечивающих высокое качество образовательного процесса.
Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются рабочие учебные планы, рабочие программы и расписание учебных занятий.
Рабочий учебный план— это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов. В рабочем учебном плане в пределах установленного срока обучения предусматриваются теоретические и практические занятия, экзаменационные сессии, каникулы, все виды учебной практики и итоговой аттестации.
Рабочая программа— это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения.
В программе дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей и задач обучения, междисциплинарные связи. Программа должна соответствовать требованиям подготовки кадров соответствующей специальности и квалификации, содержание и объем рабочих учебных программ — общему бюджету учебного времени, которое отведено на изучение конкретного предмета.
Рабочие программы разрабатываются кафедрами, проходят внутреннее и внешнее рецензирование, рассматриваются на Методическом и Ученом советах, утверждаются ректором высшего учебного заведения.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Расписание учебных занятий— документ, связывающий в единую систему все звенья и элементы образовательного процесса и регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр и утверждается ректором высшего учебного заведения. Составление расписания занятий — завершающий этап планирования образовательного процесса. В расписании содержится полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием лиц, проводящих занятия, и изучаемых тем. Расписание занятий должно соответствовать рабочему учебному плану и рабочим программам, отвечать основным педагогическим требованиям.
Образовательная деятельность высшего учебного заведения организуется и осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава и самостоятельной, работы студентов.
Основными видами занятий являются:лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа (проект); самостоятельная работа, коллоквиум, дискуссия (круглый стол), консультация; игры, групповые упражнения, комплексные учения, компьютерные тренинги; практика (учебная, стажировка, производственная, преддипломная) и другие.
Лекцияявляется одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки студентов. Ее цель — дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.
Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
Лекции читаются ректором, проректорами высшего учебного заведения, заведующими кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для потоков. К чтению лекций в порядке исключения могут допускаться наиболее опытные преподаватели, преимущественно имеющие ученую степень. Лекции по наиболее важным и актуальным проблемам деятельности читаются также представителями научных заведений академии наук и других заведений. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты из различных научных учреждений.
Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциямипо наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или методической секции и утверждаются заведующим кафедры.
Семинарпроводится по основным и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, привития навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Для качественной подготовки студентов к семинарам на кафедре разрабатываются задания, которые выдаются обучаемым до проведения первых занятий по теме семинара.
Практическое занятиепроводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения определенных навыков. Главным содержанием данного вида учебных занятий является практическая работа каждого студента.
Лабораторное занятиеимеет целью закрепить теоретические положения изучаемой темы, обучить студентов методам экспериментальных исследований, привить навыки самостоятельного анализа и обобщения данных, опыт работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. Лабораторные работы выполняются студентами самостоятельно под руководством преподавателя, за исключением случаев, когда по характеру работ требуется участие нескольких студентов одновременно или когда недостает необходимого оборудования.
Контрольная работавыполняется письменно в порядке ответов на вопросы или решения задач в объеме изучаемого материала. Для обучаемых по очной форме контрольные работы проводятся во время плановых аудиторных занятий. Содержание заданий по каждой контрольной работе и порядок ее проведения утверждается заведующим кафедрой.
Наличие контрольных работ по каждой учебной дисциплине указывается в рабочем учебном плане высшего учебного заведения и тематическом плане изучения конкретной учебной дисциплины.
Контрольные работы студентами-заочниками выполняются в межсессионный период и представляются в вуз в установленные сроки.
Контрольные работы студентов-заочников должны быть отрецензированы преподавателем в срок не более 7 дней и возвращены обучающемуся не позднее 15 дней с момента получения их вузом.
Незачтенная контрольная работа возвращается студенту-заочнику с подробной рецензией для дальнейшего изучения учебного материала. В необходимых случаях предлагается новый вариант контрольной работы.
Повторно выполненная контрольная работа должна направляться на рецензирование преподавателю, проверявшему работу в первый раз. Рецензирование проводится в общем порядке. Работа, выполненная небрежно, а также не по заданному варианту, возвращается студенту без проверки с указанием причины.
Контрольные работы студентов-заочников оцениваются отметкой «зачтено», а при неудовлетворительном выполнении — «незачтено». Студенты, не получившие зачет, к сдаче экзамена по соответствующему предмету не допускаются. Студентам предоставляется право в конце лабораторно-экзаменационной сессии повторно выполнить незачтенную ранее контрольную работу (не более чем по двум предметам) и в случае зачета сдавать по соответствующему предмету экзамен.
Рефератявляется традиционной формой активного обучения. Работа над рефератом позволяет значительно расширить круг источников, изучаемых студентами; рассмотреть проблемы и явления сразных точек зрения; выработать собственный взгляд на проблему; способствует формированию у студентов мировоззрения, опирающегося на исторические традиции и моральные ценности.
Тематика рефератов разрабатывается кафедрой, обсуждается на ее заседании и утверждается заведующим. Темы рефератов для конкретных студентов определяются преподавателем или выбираются самостоятельно.
К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья просмотрена: 5446 раз
Библиографическое описание:
Чупрова, Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации / Л. В. Чупрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2286/ (дата обращения: 15.12.2021).
Сегодня чрезвычайно актуальным является вопрос об изменениях в образовательном процессе, в ходе которого формируется современная личность, активно проводятся попытки реформирования системы образования. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.
Образовательный процесс как открытая самоорганизующаяся система в условиях глобализации, отличающаяся гибкостью организационной формы, содержания, средств и методов обучения, открытостью в когнитивной и социально-эмоциональных сферах, требует соответствующего управления. Управление образовательным процессом основывается на общей теории управления системами, в которой под управлением понимается функция организованных систем, обеспечивающая их целостность, функционирование и развитие.
Под образовательным процессом понимается профессионально организованное взаимодействие педагога с обучающимися, включающее все элементы учебно-воспитательной работы. Понятия «образовательный» и «педагогический» процессы имеют много общего. Это наличие структуры, компонентов, значения, функциональной направленности. Отличия: в центре образовательного процесса стоит ученик, и усилия всех педагогов направлены на его достижения. В центре педагогического процесса находится педагог. Он организатор и руководитель взаимодействиями с учащимися, внимателен к тому, что и как усваивают обучающиеся.
В педагогике педагогический процесс рассматривался в работах М.А. Данилова [2], Б.Г. Лихачева [6], Ю.К. Бабанского [1], И.П. Подласого [7]. Общим для всех является взгляд на педагогический процесс как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности.
Педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой – это содержание, средства, методы, формы взаимодействия взрослых и детей [5]. Слово «процесс» свидетельствует о протяженности во времени, а слово «педагогический» – о направленности на преобразование личности человека. Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. Понятие «педагогический процесс» в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.
Педагогический процесс в вузе в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Кроме глобальной задачи, педагогический процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу различные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи педагогического процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
Целостность педагогического процесса можно понимать как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие при относительной автономности. Целостность здесь выступает как синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.
Образовательный процесс в вузе – это саморазвитие личности в культуре в процессе ее свободного и ответственного взаимодействия с педагогом системы образования и культурой при их помощи и посредничестве.
Цели образования – содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, в понимании самого себя.
Содержанием образовательного процесса должно стать не просто передача знаний, умений и навыков, а уравновешенное развитие физической, умственной, волевой, моральной, ценностной и др. сфер.
Знания – только один из элементов этой сложной и многогранной структуры, причем не самый существенный. В нее включаются ценностные ориентации личности, ее нравственно-волевые черты, эмоциональные и физические характеристики.
«Личностные достижения» – достижения во всех сферах структуры личности; это: умение применять знания на практике; умение принимать решения и нести за них ответственность; умение противостоять обстоятельствам и находить выход в сложных ситуациях; способность выстраивать свою жизненную стратегию и следовать ей; способность отстаивать свои убеждения; способность контактировать с другими людьми и др.
Современная эпоха убеждает, что прогресс знания при недостатке культуры, нравственного развития порождает множество проблем, грозящих самому существованию человечества.
С точки зрения философов, осмысливающих проблемы современного образования, кризис образования порожден, прежде всего, ориентацией на знание, так как содержание школьных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания науки. Следовательно, если ставить целью формирование знаний, умений и навыков, то кризис непреодолим.
Философия образования исследует сущность, структуру и динамику образования как социально организованного канала внебиологического наследования.
Результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии «образованность»: сертифицированный результат деятельности, определенный уровень освоения социального опыта [4].
Современное образование, основанное на интеграции различных методов и различных наук, способствует целостному осознанию мира и приросту креативного потенциала личности: коэволюция человека, природы и общества обусловливает нравственные принципы гармонизации их сосуществования, а в среде образования – отход от предметной дифференциации научного знания как средства эффективности обучения и поиск оптимальных путей интеграции знания. Дифференцированное готовое знание формирует репродуктивное мышление. Интеграция же знаний невозможна без применения творческих усилий. Синергетический подход к образованию предполагает разработку вариативных моделей учебного процесса и содержания курсов, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем – логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Научная картина мира воссоздана методом системного анализа и представляет собой модель, в основе которой лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Системный анализ – это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей. Один древний мудрец утверждал, что унция знания стоит фунта информации, а унция понимания – фунта знаний. Только хорошо понятое знание дает качественный прирост личности. Говоря о понимании, следует различать логическое понимание, обеспечивающее репродуктивное усвоение информации, и глубинное понимание, т.е. всестороннее овладение предметом размышления, при котором становятся возможными «домысливание» и творческая деятельность.
В обществе можно выделить два фундаментальных процесса – производство материальных и производство духовных ценностей. Сфера материального производства обеспечивает удовлетворение потребностей человека и возможность реализации его способностей. Система образования вместе с другими государственными институтами культуры и религии готовит главную ценность общества – Человека. По выражению И.А. Ильина «жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережется и растится качество; нет его – и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа» [3].
Качественное функционирование сферы материального производства возможно лишь при условии компетентности персонала. Язык компетенций должен повысить эффективность как образовательных процессов, так и процессов производства.
Гармонизацию образовательного процесса вуза необходимо проводить по спектрам компетенций выпускника и рабочего места (должности) для того, чтобы адекватно отразить требования НРК и профессиональных стандартов. Структура макета федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) содержит общекультурные и профессиональные компетенции.
В настоящее время проводится значительная научно-поисковая работа по определению показателей и критериев оценки качества образования. Вместе с тем, основной акцент в этих исследованиях сделан на итоговые результаты, и недостаточное внимание уделяется функциональным характеристикам непрерывного образовательного процесса в школе, к числу важнейших из которых относится характер взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности. Возникает теоретическая необходимость выявления и определения аксиологических основ педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в высшей школе. Под педагогическими взаимоотношениями мы понимаем взаимоотношения, которые складываются в результате субъект-субъектного педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса.
В ходе педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной деятельности возникают смысловые барьеры, значительно снижающие уровень взаимопонимания между преподавателями и студентами. Управление процессом гармонизации взаимоотношений будет способствовать преодолению таких барьеров.
Гармонизация образовательного процесса в вузе представляет собой процесс достижения определенного уровня взаимопонимания между субъектами образовательной деятельности, оказывающий конструктивное влияние на личностно и социально значимые результаты деятельности высшей школы.
Необходимо отметить, что гармонизация активно исследовалась в контексте коммунистического воспитания, нацеленного на формирование гармонично развитой личности. Однако, как показали результаты социального развития и образования в советских вузах, нельзя гармонизировать личность, не гармонизируя педагогические отношения. В последнее время гармонизация рассматривается как принцип (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский), стратегия (В.Н. Сагатовский, Ю.С. Запесоцкий) педагогической деятельности. Вместе с тем, гармонизация педагогических взаимоотношений субъектов образования как фактор, повышающий эффективность модернизации высшей школы, еще недостаточно изучена в теоретическом и технологическом плане.
На наш взгляд, можно выделить следующие противоречия:
— между существующей тенденцией гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений в вузе, предполагающей повышение уровня взаимопонимания субъектов образовательной деятельности, и доминирующими административным и формально-ролевым подходами к управлению педагогическими взаимоотношениями;
— между возрастающей субъектностью обучающихся и объектным отношением педагогов;
— возрастание субъектности педагогов и студентов не приводит практически к возрастанию взаимопонимания между ними.
Это определило проблему исследования, которая заключается в поиске, выборе теоретических основ и разработке практической управленческой технологии гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в высшей школе.
Гармонизация образовательного процесса в вузе взаимоотношений должна предусматривать повышение уровня взаимопонимания между субъектами образования в отношении реализации требований педагогических принципов работы вуза.
Управление процессом гармонизации педагогических взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности высших учебных заведений является важнейшим фактором, оказывающим положительное влияние на повышение социально-направленных показателей ее деятельности;
Эффективным способом повышения уровня гармонизации педагогических взаимоотношений субъектов образовательной деятельности будет управленческая технология, основанная на педагогическом мониторинге.
Профессиональная подготовка специалиста ориентирована сегодня на становление профессиональной компетентности, при этом компетентность специалистов становится определяющей в решении профессиональных задач, следовательно, обеспечить новое качество подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании возможно, если определить ядро общепрофессиональной (универсальной) компетенции, которая обеспечивает решение задач взаимодействия в профессиональной деятельности, а также определить условия ее становления в процессе профессионального образования специалистов.
Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса / Ю.К. Бабанский – М., 2001.
Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов – М, 1965.
Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. Т.1. – / И.А. Ильин – М.: Русская книга, 1993. С. 90-93.
Заика И. Т. Модель оценки процесса управления знаниями / И. Т. Заика, Н. И. Гительсон, Н. Л. Скокова // Стандарты и качество. – 2007. – N 8. – С. 55.
Лихачев Б.П. Курс лекций. Изд. 4-е. перераб. и доп. / Б.П. Лихачёв – М.: Юрайт – М, 2001. – С. 70.
Лихачев Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачёв – М, 2011.
Подласый И.П. Педагогика. В 2 Т. / И.И. Подласый – М.: Норма, 2009. С. 86-87.
Похожие статьи
Синергетический подход как форма многовариантности.
учебно-воспитательный процесс, система образования, система, синергетика, профессиональная подготовка сотрудников, синергетический подход, педагогическая система, процесс, образовательный процесс.
Основные методологические подходы в педагогике
задача воспитателя, педагогический процесс, наблюдение, образовательный процесс, педагогический опыт, педагогическое явление, метод опроса, разрешение противоречия, намеченный план, подход.
Роль и сущность системного подхода в профессиональном.
системный подход, педагогическая система, профессиональное обучение, педагогический процесс, процесс, влияние, планируемый процесс образования, подготовка будущих учителей, метод образования.
Необходимо ли тьюторство российской высшей школе?
педагогический процесс, образовательный процесс, образовательная деятельность, системный анализ, высшая школа, гармонизация, глобальная задача, материальное производство.
Проблема инклюзивного образования в свете синергетического.
Синергетика как возможная основа моделирования инклюзивных процессов в образовательных системах. Приводятся приоритеты и принципы развития инклюзивных процессов в образовании, а также основанные на них подходы к организации деятельности.
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе.
учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.
Современные образовательные технологии в мировом.
– содержание обучения; – средства педагогического взаимодействия; – организация учебного процесса
Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и.
Синергетическая природа подготовки сотрудников.
синергетический подход, процесс обучения, студент, синергетика, синергетическое обучение, образовательный процесс, образовательная система, синергетический метод, учебно-воспитательный процесс.
Методология современного образования. Болонский процесс
Болонский процесс. Автор: Гомбоева Дулма Олеговна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.
Современные интеграционные процессы, затрагивающие все мировое сообщество, также влияют и на систему высшего образования.