Что такое обретение национальной жизни

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Исторически Н.С. связано с национально-освободи-тельной борьбой против колониализма и активизацией национально-культурной жизни в странах Азии и Африки. Развитие национального самосознания и самоопределения позволили порабощенным народам сохранить и утвердить свои самобытные традиции, гордиться своими обычаями, культурой и языком. В современном обществе планетарный масштаб миграционных процессов и эмиграции за рубеж, рост политической и экономической свободы размывают процессы Н.С. и затрудняют национальную идентификацию, человек все чаще оказывается представителем нескольких культурно-национальных общностей. В такой ситуации расширяются возможности для использования опыта культурной жизни одной общности для успешной адаптации к требованиям другой. В таком случае осознание индивидом своего представительства во множественности национальных групп и составляет его национальную самобытность. Чем заметнее различаются (по культурным, расовым, религиозным и другим признакам и свойствам) люди, которых человек способен принять как равных себе, тем более гуманистической и зрелой является его национальная идентификация.

Полезное

Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» в других словарях:

Национальное самоопределение — ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Выступает в трех важных аспектах: самоопределение может привести к государственному отделению, что для многонациональных государств может… … Политология. Словарь.

национальное самоопределение — ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Как идея Н.с. родилось из опыта национальных движений и формирования национальных государств в XVII XIX вв., из мирового опыта решения… … Этнопсихологический словарь

Национальное самоопределение — Условие жизнеутверждения нации как исторически определенной общности людей. Наиболее существенным признаком является складывание общности экономической жизни, а также взаимодействие всех элементов культуры, благодаря общности языка. Важнейшим… … Словарь социолингвистических терминов

национальное самоопределение — Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются: 1) формирование экономики; 2) взаимодействие всех элементов культуры; 3) общность языка. Важнейший принцип самоопределения – стремление … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Национальное самоопределение — Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются: 1) формирование экономики; 2) взаимодействие всех элементов культуры; 3) общность языка. Важнейший принцип самоопределения –… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, самоопределения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. самоопределиться самоопределяться. || Выявление народом своей воли по вопросу о национальном и государственном устройстве (полит.). Право самоопределения народов.… … Толковый словарь Ушакова

Самоопределение — Право народов на самоопределение в конституционном и международном праве право народов (наций) определять форму своего государственного существования в составе другого государства или в виде отдельного государства. В общем смысле, это право той… … Википедия

самоопределение — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524) Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… … Большая психологическая энциклопедия

Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности. Феномен национального самосознания в форме… … Политология. Словарь.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, конституционно правовой статус государства (см. ГОСУДАРСТВО), политическая форма самоопределения нации. Национальное государство образовывается нацией, которая компактно проживает на определенной территории, в результате … Энциклопедический словарь

Источник

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Смотреть что такое НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях.Как идея Н.с. родилось из опыта национальных д. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Национальное самоопределение ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Выступает в тре. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Выступает в трех важных аспектах: самоопределение может привести к государственному отделению, что для многонациональных государств может означать распад; может означать добровольное выражение воли народа, вхождение наций в союзное государство, образование федеративных многонациональных государств; интеграция давно живущих своей самостоятельной жизнью национальных государств в крупных образованиях, в которых совмещается, согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интернационализации и интеграции, не ущемляя государственного суверенитета наций. Следует четко отделять национальное самоопределение от сепаратизма. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях. Следует четко разделять Н.с. и сепаратизм. Н.с. выступает в трех важных аспектах: 1. Самоопределение может привести к государственному отделению, что для многонациональных государств может означать распад; 2. Может означать добровольное выражение воли народа, вхождение наций в союзное государство, образование федеративных многонациональных государств; 3. Интеграция давно живущих своей самостоятельной жизнью национальных государств в крупных образованиях, в которых совмещается, согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интернационализации и интеграции, не ущемляя государственного суверенитета наций. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются: 1) формирование экономики; 2) взаимод. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Самоутверждение нации как исторически определенной общности людей, существенными признаками которого являются: 1) формирование экономики; 2) взаимодейс. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Условие жизнеутверждения нации как исторически определенной общности людей. Наиболее существенным признаком является складывание общности экономическ. смотреть

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ключевой принцип национальной политики, наиболее полное выражение демократизма в национальных отношениях.

Источник

Национальная идея найдена

Что такое обретение национальной жизни. Смотреть фото Что такое обретение национальной жизни. Смотреть картинку Что такое обретение национальной жизни. Картинка про Что такое обретение национальной жизни. Фото Что такое обретение национальной жизни

Что такое обретение национальной жизни. Смотреть фото Что такое обретение национальной жизни. Смотреть картинку Что такое обретение национальной жизни. Картинка про Что такое обретение национальной жизни. Фото Что такое обретение национальной жизни

Владимир Лепехин, директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

События на Украине и разделенность этой страны надвое не столько по этническому, сколько по цивилизационому признаку предопределили формирование в России новой национальной идеи.

Что такое обретение национальной жизни. Смотреть фото Что такое обретение национальной жизни. Смотреть картинку Что такое обретение национальной жизни. Картинка про Что такое обретение национальной жизни. Фото Что такое обретение национальной жизни

Разворот президента в сторону консерватизма в его патриотической версии подстегнул представителей «правого» и «левого» флангов российского политического поля к разного рода активностям антилиберального толка. При поддержке одной из башен Кремля был сформирован Изборский клуб, выдавший на гора концепт «Пятой империи». Активизировались разного рода «государственники», неоконы, почвенники, ордынцы, монархисты, черносотенцы и просто русофилы и еврофобы. По отмашке «сверху» были сформированы Национально-освободительное движение (НОД), группа «Суть времени» и иные структуры, призванные объединить провластных патриотов против всего прозападного.

Между тем, события на Украине показали: имперская идея — не просто анахронизм, но великий раздражитель для тех, кто живет сегодня не только в новых независимых государствах, но и в собственно российских автономиях и в наших космополитично-интернациональных столицах — Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Иные же антилиберальные концепты увязли в маргинальности и неспособности предложить власти какую-либо действенную и системную альтернативу продолжающемуся падению в России темпов экономического роста.

Впрочем, помимо названных идей, в российской интеллектуальной среде достаточно давно появилась и другая идея — цивилизационная. В частности, во время последних президентских выборов в руках спичрайтеров Владимира Путина оказались брошюры «Цивилизация активов» и «От «Новой России» к Евразийской цивилизации». Возможно, сей факт стал одним из катализаторов появления в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от декабря 2012 года словосочетания «Россия — государство-цивилизация». Еще более определенно высказался президент РФ на эту тему на заседании Валдайского клуба 19 сентября 2013 года: «Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства».

Цивилизационный тренд подхватил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая 31 октября 2013 года на XYII Всемирном Русском Народном Соборе, он отметил: «Россия — страна-цивилизация, со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат». А после воссоединения Крыма с Россией и оформления сил Народного ополчения на юго-востоке Украины цивилизационная идея заняла прочное место в cистеме новой идеологии Русского мира в качестве базовой идеологемы.

Что такое обретение национальной жизни. Смотреть фото Что такое обретение национальной жизни. Смотреть картинку Что такое обретение национальной жизни. Картинка про Что такое обретение национальной жизни. Фото Что такое обретение национальной жизни

Итак, ИМЯ новой Национальной идеи — «идеология русско-российской цивилизации». Определен также ОБЪЕКТ этой идеи — Русский мир, понимаемый, разумеется, не в этническом и почвеническом, но в цивилизационном (в культурно-географическом, НАДэтническом) смысле — как важнейший, но не единственный и не доминирующий элемент формирующейся сегодня Евразийской цивилизационной общности… В статье «Обретение национальной идеологии» предлагается понимать под «Русским миром»:

а) всех граждан Российской Федерации, независимо от их национальности, вероисповедания и места проживания;

б) всех русских и русскоязычных людей, независимо от места их проживания и гражданства;

в) пространство Российской Федерации и других, союзных России, стран, граждане которых разделяют цивилизационные цели и ценности России и русских, а также хотят говорить по-русски и приобщаться к русской культуре.

Помимо имени и объекта новой Национальной идеологии, определен также её ПРЕДМЕТ. Это цивилизационное развитие Российской Федерации и Русского мира, призванное стать ЦЕЛЬЮ внутренней и внешней политики российского руководства. Именно цивилизационное (а не национальное, имперское или постсоветское) и именно развитие — а не «реформы», «революция», прозападная «трансформация» и что-то подобное.

Цивилизационная парадигма развития предполагает органичный перевод адекватных умонастроениям большинства граждан России идейно-политических конструктов в формат подлинно общенациональной, то есть «объединяющей» идеологии. Она же предполагает вывод общества из состояния аномии (термин социолога Эмиля Дюркгейма) через постановку в центр названной идеологии не вопроса о власти, но антропофактора и развернутой аксиологии как системы ценностей и императивов, отличающих русско-российскую цивилизацию от иных трансрегиональных цивилизаций и придающих всем без исключения процессам в нашей стране искомый смысл.

В основе новой российской цивилизационной идеологии лежит исторический социокультурный и иной опыт Руси-России, связанный с приоритетом высокой духовности и презрением к «золотому тельцу». Понятно, что в этом опыте много мифа и оторванной от реальности игры в текст и в высокую духовность. Однако же опыт выставления духовно-нравственных приоритетов у России все же имеется, и он проистекает из крестьянско-созидающей сущности русского суперэтноса, являющейся антитезой этносам и государствам, сформировавшихся на приоритетах извлечения прибыли в основном на финансовых операциях и торговле (включая торговлю людьми) и сформированных на этой основе капиталистического способа производства и потребительско-утилитарного отношения к человеку и природной среде.

Полагаем, что к 2017-2018 году идея цивилизационного развития Русского мира станет в нашей стране определяющей — основой того мировидения, которое — после нескольких десятков лет бесплодных интерпретаций в рамках навязанных нам в начале 20-го столетия чуждых дискурсов — обогатится не только живыми дискуссиями, но также инновационными подходами, конкретными прикладными исследованиями, качественной аналитикой и профессиональным прогнозированием и проектированием будущего России и Евразии.

Источник

Проблема национализма и его опасность для России

Национально-этнические проблемы являются крайне острыми вопросами в современном мире, вследствие чего исследования парадокса национализма в политической науке получает особенную актуальность.

Оценивая данный парадокс с этического аспекта, многие учёные выделяют его историческую значимость в процессе становления и дальнейшего развития государств и этносов. Зафиксировано, что на протяжении последних двух столетий национализм оказал существенное влияние на процессы укрепления позиций во Франции, объединения – в Германии, восстановления суверенитета – в Польше, Греции и Финляндии. Тот же путь прошли и современные страны СНГ. Именно национализм уничтожил такие величайшие империи, как Британская, Османская и Российская. Данный феномен стал плодородной почвой для создания диктаторских укладов в Германии, Италии и Испании, а вкупе с расизмом и фашизмом нанес несоизмеримый ущерб различным народам.

Определению сущности национализма посвящено множество исследований, однако вся его подноготная до сих пор не изучена. Национальные замыслы невольно порождают политические акции и организации, которые и представляют собой национализм. В самом общем виде национализм можно понимать в качестве политического движения, направленного на протекцию интересов национальной общности в международном масштабе и в процессе взаимодействия с государственной властью. Национализм может быть идеологией как квинтэссенцией государствообразующей нации, так и этнического меньшинства. Многие национальные движения сконцентрированы на использовании политических орудий для усиления объединения граждан одной народности и защиты их интересов как внутри страны, так и на международном уровне.

Национализм часто становится политикой и идеологией, использующей национальные чувства для достижения своих целей. Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, – и наоборот.

На протяжении истории человечества национализм нанёс огромный ущерб многим народам мира, когда был совмещён с расизмом, фашизмом или нацизмом. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовно наказуемым деяниям.

Считается, что нельзя рассматривать национализм как абсолютное зло или абсолютное добро. Определение национализма и его сути лежит в плоскости истории, политики и философии. Негативные или позитивные аспекты национализма определяются его формой и степенью проявления тех или иных признаков.

В современном представлении национализма мы видим, что в одних определениях понятие «национализм» имеет нейтральную или скорее даже положительную коннотацию (преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости). В то же время в общественном сознании национализм устойчиво ассоциируется с «экстремизмом», «расизмом», «фашизмом», «антисемитизмом» и прочими малоприятными вещами.

Причины этого положения таковы: негативное отношение к национализму досталось россиянам в наследство от коммунистической эпохи; негативизм постоянно подогревается деструктивной деятельностью разнообразных экстремистских «патриотических» и «националистических» групп; Россия в своём историческом развитии так и не смогла достичь состояния «русского национального государства».

Национализм в политической сфере наиболее результативен тогда, когда страна нуждается в культурном и социально-политическом единстве всего населения или отдельных групп. История показывает, что данное явление используется с целью утвердить не только факт наличия нации и ее отдельных интересов, но и превосходство этой нации и ее потребностей над остальными. Высшая оценка национальных приоритетов часто сливается с идеями независимости, что в итоге ведет к необходимости обретения части государственного суверенитета и его политической фиксации. Формируется представление нации об автономии в рамках государства, а также потребность в создании чего-то собственного.

Целью национализма может быть повышение эффективности деятельности государства, реформирование, подъем уровня жизни. Достаточно популярной целью национальных движений является обретение национальными группами «культурной автономии», дающей гарантию гражданам определенной национальности особые возможности выражения единства, расширение прав на особые формы политического представительства.

В чем особенность национализма?

Часть ученых предполагает, что данный феномен есть идеология и политика, которые используют в своих целях национальные чувства. Национализм может проявляться как в виде патриотизма, так и в виде агрессивного противостояния другой нации, т.е. ее дискриминации. Это напрямую зависит от содержания политической идеологии государства.

Особенность данного феномена в том, что он всегда воспринимался исследователями неоднозначно. Представители марксистского движения в политологии выделяли именно положительные черты национализма угнетенных народов колониальных стран. Параллельно буржуазный национализм воспринимался как нечто отрицательное.

В России современный национализм также воспринимается неоднозначно: одна сторона осуждает его деструктивную идеологию, другая поддерживает, причем в самой агрессивной форме (например, скинхеды). На рубеже XX-XXI веков в российском обществе проблемы национализма приобрели особую актуальность и остроту.

Чем национализм опасен для России?

Необходимо помнить, что Россия – многонациональное государство, на территории которого проживает свыше 130 народов, поэтому национальные проблемы проявлялись с определенным постоянством. В начале 1990-х годов национальные конфликты в России обострились. Причинами данной ситуации стали снижение уровня жизни большинства граждан, усиление миграции, конфронтация между различными нациями и культурами, война в Чеченской республике и терроризм.

Какова социально-психологическая основа проявления националистических настроений? Несомненно, одним из его наиболее массовых носителей является люмпенизированная страта общества. Карл Маркс видел в люмпен-пролетариате «накипь всех классов» – социальный слой, который не имеет устойчивой социальной позиции. Националистические идеи притягивают люмпенов, так как дают им возможность осознать свое превосходство над «другими» лишь благодаря принадлежности к определенной национальной группе. Нет нужды трудиться и прикладывать силы, дабы чувствовать себя выше киргиза, грузина или узбека только потому, что ты русский. Или воспринимать себя выше украинца, только потому что ты еврей, армянин и т.д. Национализм разделяет нации.

Что такое обретение национальной жизни. Смотреть фото Что такое обретение национальной жизни. Смотреть картинку Что такое обретение национальной жизни. Картинка про Что такое обретение национальной жизни. Фото Что такое обретение национальной жизни

В советский период, если посмотреть с одного ракурса, активно пропагандировалась идея «дружбы народов», а с другого ракурса – сохранялась почва для замаскированного накала межэтнических взаимоотношений. Соответственно, формально все гармонировало с официальной идеологией – интернационализмом, но как только в начале перестройки ослаб контроль, национальные вопросы стали резко усугубляться. В период застоя в национальном аспекте наблюдался дуализм, расхождение между реальными процессами и их идеологическим «облачением». От общества многое скрывалось – реальные настроения, напряженность и конфликты, поэтому непредвзятое изучение национальных отношений было под запретом.

В Советском Союзе официально национальный вопрос считался разрешенным, однако после распада СССР обострились противоречия, и национализм вырос во всех бывших республиках. В процессе обретения суверенитета вновь возникшие государства нуждались в идеологическом подтверждении легитимности своей власти, наиболее приемлемой оказалась идеология национализма. Россия из могучей сверхдержавы превратилась в экономически неконкурентное государство. Новейшая российская история подверглась ревизии, пересмотру, а деятельность нескольких поколений советских граждан была перечеркнута. В постсоветский период 25 миллионов русских людей оказались в сопредельных государствах, уже чужих для них. Их начали притеснять, изгонять и подвергать дискриминации по национальному признаку. Народ претерпел серьезное национальное унижение. Является ли данная ситуация почвой для возрождения национализма?

На данный момент в мире наблюдаются процессы интернационализации, вызываемые развитием мирового рынка, науки, техническим прогрессом и информатизацией общества. Данные процессы неотвратимы, и препятствовать им безрезультатно. Однако они порождают в обществе противоречия, так как происходит столкновение традиций национальных культур, которые, в свою очередь, сглаживают национальные различия и создают новые условия национального подъема.

Современный национализм старается сдерживать процессы интеграции и интернационализации, но это безрезультатный путь, националистические установки не способствуют поиску рациональных способов разрешения возникающих трудностей. Мировой опыт подтверждает, что представители разных этносов могут жить в согласии, если одна нация не возвышается над другими, если беспрепятственно развиваются язык и культура. Важно и то, как друг к другу относятся сами народы: что преобладает в их чувствах и сознании – толерантность, дружелюбие или вражда и неприязнь к другой нации. Негатив в отношениях вспыхивает моментально, а искореняется десятилетиями, поэтому особую роль играет последовательная национальная политика, ориентированная на мирное решение проблем и противоречий, на предотвращение национальных столкновений.

Подводя итог, национализм обычно зарождается при невысоком уровне жизни и глубоком социальном расслоении общества. Идеология национализма, попадая в разные страты, способствует возникновению молодежных движений и политических акций националистического характера. Необходима взвешенная идея национального возрождения России, выражающаяся в заботе обо всех ее народах на основе принципов демократии и гуманизма, патриотизма и взаимного уважения. Только при таких условиях национализм России не грозит.

Напоследок приведу интересные суждения о проблеме национализма участников дискуссии в РХГА (Русская христианская гуманитарная академия, особенностью образовательной концепции которой является признание истории и основ христианства важнейшим компонентом гуманитарного образования, позиционирующая себя как светское учебное заведение без каких-либо ограничений (национальных, вероисповедальных) для студентов и преподавателей):

-«На повестке дня стоит «национальная революция».

-«Культурный человек по необходимости обязан быть националистом, ибо «мировая культура» есть только совокупность национальных исторических культур».

-«Наш главный национальный недостаток – отсутствие чувства самоуважения и сознания собственного достоинства».

-«Национализм – естественная реакция на интернационализм».

-«Будущее за национализмом. Уже не призрак коммунизма бродит по Европе, а призрак национализма».

-«Национализм наступает. Национализм есть реакция на глобализацию, это ответный процесс».

-«Национализм является и опасностью, и препятствием на пути распространения глобализма».

-«Гений всегда национален, а посредственность всегда интернациональна».

-«Отчего идёт иррациональность национального самосознания? – Так космическое бытие проявляет себя в национальном существовании».

-«Национализм – это национальный эгоизм».

-«Национальная проблема это проблема развития».

-«Космополитизм атрофировал живое чувство родины, и является препятствием к нашему земному причастию».

-«Мы должны развивать собственную национальную неповторимость. Если сохраним её, то станем примером и для других».

-«Национализм – это исторический оптимизм, это соль жизни, без которой жизнь пресна и убога».

-«В чём сущностное отличие национализма от нацизма?» – «Нацизм – это превосходство одной нации над другой. У национализма этого нет».

-«Русская национальная идентичность не определяется через превосходство своей культуры и веры над другими».

-«Нет никакой русской особенности, есть универсальные законы человеческого общества».

-«Особенности русского человека в его духовности, в его святости, в открытости русской души; русский человек всегда искал в себе Бога».

-«Духовность не имеет национальности. Национальность это культура и менталитет».

-«Определять нацию через государственность это не правильно. Нация первична по отношению к государству».

-«За национализмом будущее. А вот каким он будет, зависит от нас!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *